Аналитические жанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Журналист анализирует собранную информацию, находит взаимосвязи различных фактов, обобщает, комментирует, дает оценку, делает выводы и прогнозы. Кроме мнения самого автора, в материал могут включаться мнения экспертов, участников событий и т.д.
При работе с материалами аналитических жанров используются анализ и синтез, методы дедукции и индукции.
Основные аналитические жанры – это:
Статья как жанр
Часто вообще любой материал в газете называют статьей. Однако это отдельный жанр, имеющий определенные характеристики. Так, статья, как правило, посвящена анализу какого-либо явления, конфликта, процесса или события. В таком материале выявляются скрытые факты, обнаруживаются первопричины, оценивается значимость происходящего, привлекается внимание аудитории к определенным темам или персонам.
Статьи могут быть различных типов:
Обзорная статья как жанр
Обзорная статья обычно посвящается рассмотрению новинок на общем или каком-либо отдельном рынке. Речь может идти и о новых политических партиях, и о новых товарах, и о новых видах товаров, и т.д.
7 частых ошибок начинающих сценаристов
Проблемная статья как жанр
Проблемная статья посвящена изучению какого-либо конфликта, сложной и, часто, противоречивой ситуации. В ходе работы над таким материалом журналист тщательно собирает информацию, исследует происходящее, делает выводы. Он описывает и оценивает саму проблему, выясняет причины ее возникновения, предлагает путь или варианты путей ее решения.
Проблемная статья, как правило, затрагивает серьезные, общественно значимые темы. Широкое распространение получил такой подтип проблемной статьи, как «случай из жизни». В таком материале описывается положительный опыт использования решения какой-либо проблемы.
Полемическая статья как жанр
В полемической статье автором ведется дискуссия с определенным оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. В лице оппонента может выступать и физическое лицо, и организация.
В полемической статье автор обосновывает свою собственную позицию по спорному вопросу, а также опровергает аргументы своего оппонента.
В начале статьи автор формулирует свою основную мысль, далее приводит в ее пользу свои доводы. Они должны быть и понятны аудитории, и действительно доказательны.
Часто к полемическим статья прибегают накануне крупных политических событий (выборов, референдумов), во время обсуждения новых законов, поправок к ним, и т.д.
Аудитория всегда с особым интересом читает полемические статьи, т.к. в них присутствует драматизм, чувствуется накал страстей. К тому же такой материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие. Как известно, «в споре рождается истина».
Занимательная статья как жанр
Один из типов статей отличается более легким стилем, более простой для понимания информацией. Это занимательная статья, которая информирует аудиторию, увлекая ее с помощью элементов развлечения.
В таких статьях используется юмор, смешные истории, высказывания типа «хотели как лучше, а получилось как всегда» и т.д. Однако при этом сама тема статьи, анализ ситуации остаются вполне серьезными.
Статья-мнение как жанр
Статья-мнение – это материал, подготавливаемый вне редакции, обычно сотрудником какой-либо компании или организации. Он выступает в роли эксперта в соответствующей области. Профессиональный подход, глубокое знание предмета всегда важно для редакторов СМИ.
В такой статье очень важно удержаться от излишних упоминаний своей собственной «фирмы». Иначе материал может приобрести характер рекламного, что сразу снизит его привлекательность в глазах редактора. Он будет раздраженно удалять лишнюю, с его точки зрения, рекламну ю и нформацию или может вообще отклонить материал.
В такой статье лучше всего сконцентрироваться не на своем товаре, не на своей компании, технологии и т.д., а на какой-то важной для всех проблеме, обсудить спорные подходы, предложить обоснованный, но ранее никем не предлагаемый выход.
Статьи-мнения могут печатать на специальных местах, отделенных от обычного редакционного пространства. Также они могут сопровождаться особой рубрикой.
Такие статьи всегда могут снять, чтобы разместить какой-то срочный материал. Но все же их печатают и их читает целевая аудитория, а, значит, например, для PR -копирайтеров есть смысл работать над подобными материалами.
При подготовке статьи-мнения копирайтеру стоит заранее узнать у редактора, мнение на какую тему его сейчас больше всего интересует.
Авторская статья как жанр
Авторская статья – это материал, подготавливаемый PR -копирайтером и представляемый в СМИ за подписью руководителя организации. Таким образом, авторская статья выражает позицию компании или авторитетной персоны по какой-либо важной общественной проблеме. Один из используемых в среде профессионалов терминов – байлайнер (с английского «под чертой»).
Авторская статья может быть написана и самой авторитетной персоной. Но, как правило, у людей высшего эшелона экономики (политики, культуры и т.д.) не хватает ни времени, ни профессиональных журналистских навыков.
Существенно повлиять на успешность статьи любого типа может то, каким образом выстраивалась статья, какие аргументы использовались.
В статье всегда стоит посмотреть на проблему с нескольких различных точек зрения. Не следует забывать про данные статистики. Статья – это тот жанр, где цифры более чем уместны.
Усилит впечатление от чтения статьи цитирование конкретных документов и мнений авторитетных персон (пусть даже и спорных).
Все факты в статье должны быть точны, понятны, однозначны, проверены.
Все типы статей требуют соблюдения строгой логики. Факты, мнения, размышления должны следовать одной главной мысли и дополнять, подкреплять друг друга.
Как и большинство письменных текстов, крепкая статья имеет жесткую структуру: введение (обосновывается интерес к конкретной теме), основная часть (анализ ситуации), заключение (выводы, варианты развития ситуации, предложения по выходу из затруднительного положения).
Журналистское расследование как жанр
Журналистское расследование – синтетический жанр, включающий в себя элементы и корреспонденции, и репортажа, и статьи. Объектом журналистского расследования всегда становится общественно значимая тема. Целью – определение причин и виновников сложившейся ситуации, нахождение решения, которое позволило бы впредь избегать подобных событий.
Благодаря четкой позиции автора, его непосредственному участию в деле аудитория втягивается в расследование, сопереживает, становится как бы со-расследователем загадочной или «темной» истории. Читатель или зритель «вместе» с журналистом опрашивает свидетелей, изучает документы, собирает улики, сопоставляет факты, уличает «плохих» героев, противостоит тем, кто хотел бы «замять» дело и т.д.
Версия как жанр
Версия – это предположение развития событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место. Материал такого рода разрабатывается при недостаточности фактов, доказательств и аргументов. В связи с этим версия не может содержать категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее место быть.
Целью создания версии обычно является знакомство аудитории с промежуточными итогами какого-либо процесса, а также прогнозирование развития ситуации.
В версии приводятся факты, размышления автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией журналиста, а может сделать и свои собственные выводы.
Часто версия может быть продолжением заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле статей или материалов журналистского расследования.
Иногда версия – это всего лишь способ получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее, исходя из реакции героев после публикации версии, а также из источников, о существовании которых он раньше мог даже и не задумываться.
Обозрение как жанр
Обозрение – это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д.
В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы.
Обозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик.
«Младшим братом» обозрения является обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими (раскрывающими темы будущих номеров).
Первоначально обзоры СМИ составлялис ь у чеными, исследующими влияние прессы на жизнь общества. Но оказалось, что такие обзоры весьма востребованы и рядовой аудиторией, которой необходим квалифицированный лоцман в огромном море информации. Обозреватель может вынести суровый вердикт той или иной публикации (или даже отдельному СМИ), не советуя аудитории материал для чтения, и наоборот: всячески рекомендуя ознакомиться с той или иной информацией. Также людям хочется знать, что пишется или рассказывается в тех СМИ, которые они не используют обычно или в какой-то момент.
Обзор может представлять аудитории и новые, только появившиеся на рынке СМИ.
Рекомендация как жанр
Рекомендация (совет) – это материал, в котором рассказывается, каким образом можно решить те или иные проблемы, задачи. В таких текстах могут быть представлены развернутые инструкции, предписания. Они обосновываются автором. Журналист объясняет, что, как и почему действует или используется. В таком материале могут быть представлены варианты по достижению каких-либо целей.
Рекомендация может выступать в форме консультации.
Нередко сотрудники компании по договоренности с редакций ведут в изданиях рекомендательные или консультационные колонки, посвященные определенным вопросам (правовым, экономическим, медицинским и т.д.).
Комментарий как жанр
Комментарий может быть как составной частью других развернутых материалов (репортажа, статьи, интервью), так и самостоятельным текстом.
Комментарий – это текст, в котором автор выражает свое отношение к происходящим событиям путем их оценки и анализа. Также в таком материале может иметь место прогнозирование дальнейшего развития ситуации.
События для комментария должны быть актуальны и общественно значимы. Комментироваться могут не только прошедшие или происходящие события, но и будущие.
Начинается комментарий с изложения предмета обсуждения, т.к. не все читатели (зрители, слушатели) могут быть в курсе даже самых громких событий. Далее автор, как правило, излагает свой взгляд и аргументы в его поддержку. В конце подводится итог сказанному, делается логичный вывод.
Рецензия как жанр
Слово «рецензия» происходит от латинского « recensio », что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или комментариях, а вторичные источники информации (публикации, передачи, книги, спектакли и т.д.)
Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.
В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика.
Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом.
На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ.
Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.
Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной.
Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемо м п роизведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.
Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения.
Социологическое резюме как жанр
Социологическое резюме – это материал, в котором содержится краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Журналист берет из большой работы только то, что считает самым важным для своей аудитории, и излагает так, как, на его взгляд, это наиболее удобно, понятно аудитории.
Автор резюме анализирует и комментирует приводимую информацию, делает из нее свои собственные выводы. Факты, цитаты могут приводиться не в том порядке, как они расположены в первичном документе, а следуя логике автора.
Мониторинг как жанр
Мониторинг – это наблюдение за каким-либо событием с систематическим анализом протекающего процесса. Обычно в таком материале измеряются, изучаются, сравниваются какие-либо характеристики, параметры.
Мониторинг дает возможность показать определенный срез какого-либо явления, процесса и на основании полученных данных сделать выводы.
В ходе мониторинга часто применяются статистические данные. Авторы, стремясь определить количественные показатели того или иного явления, часто прибегают к контент-анализу документов, СМИ.
Для ведения мониторинга необходимо обладать определенными знаниями в области социологии.
Поскольку мониторинг является достаточно трудоемким и требующим специальной подготовки видом исследования действительности, то квалифицированно проводить его могут, разумеется, прежде всего, социологи. Тем не менее, и журналисты также принимают участие в таких исследованиях. Но прежде всего при подготовке мониторинга для своего СМИ им приходится выполнять редакторские функции.
Рейтинг как жанр
Слово рейтинг происходит от английского « rating », что означает «оценка, классификация». В современном отечественном понимании, рейтинг – это ранжирование (построение иерархии) сходных явлений, организаций, персон. Чем выше показатель какой-либо характеристики участника рейтинга, тем более высокое место в нем он занимает.
Сегодня рейтинги используются практически во всех сферах жизни. Есть рейтинги спортсменов, политиков, бизнесменов и т.д.
Рейтинги весьма популярны у аудитории, т.к. являются определенными ориентирами в окружающей жизни. С помощью рейтингов можно понять, кто является лидером, а кто – аудтсайдером, кто надежен, а кто – нет, кто поставляет дорогие, а кто – дешевые продукты и т.д.
Письмо как жанр
В отличие от статей, заметок, репортажей и т.д., более легкая для публикации форма – это письмо в газету или журнал. СМИ печатают читательские письма, чтобы представить разнообразие мнений о происходящих в обществе событиях, а также чтобы придать изданию более свежий, непосредственный вид и дать почувствовать читателям их собственную значимость.
Колонка читательских писем может размещаться в разных местах издания и называться по-разному. Один из используемых в среде профессионалов терминов – это « op — ed » («страничка откликов»), означающий буквально «напротив колонки редактора».
В письме автор, как правило, обращается непосредственно к своему адресату, называет его, определяя таким образом и заинтересованную в материале аудиторию. В качестве адресата может выступать и конкретная персона, и организация, и некая социальная группа.
Обычно в письме присутствует конфликтная ситуация, что обеспечивает дополнительный интерес аудитории.
Поводами для написания письма часто являются публичные вызовы, просьбы, требования, предложения, одобрения, обвинения, порицания, указания на проблему и т.д.
Нередко письмо – это реакция на только что опубликованный материал.
Хорошее письмо всегда убедительно либо за счет приведения достоверных деталей, либо «убийственных» аргументов. К письму можно приложить фотографию или даже видеоролик, если такой материал будет действительно полезен и уместен.
Часто письмо носит личностный, откровенный авторски й о тпечаток, в связи с чем вызывает особое доверие адресатов.
Так как разделы писем в газетах и журналах одни из самых читаемых, то письма очень часто готовят и PR -копирайтеры, подписывая их именами сотрудников конкретной компании.
Темы для писем можно найти, изучив издание: его текущую тематику, анонсу, другие письма читателей. Стоит попытаться оперативно откликнуться и на актуальную в данный момент в обществе тему.
Письмо может быть по любому подходящему поводу. Для автора, если он представляет какую-либо компанию, важно только, чтобы издание не встало к нему в оппозицию, не устроило с компанией дискуссию, призвав на свою сторону остальных читателей.
Не следует относиться к письму в редакцию легкомысленно. Его читает та же аудитория, что и редакторскую колонку, новости, биржевую статью и т.д.
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Не опоздай к началу занятий! Жми !
Источник: www.nazaykin.ru
Авторские программы как жанр
Авторская песня

Песня. Эта самая простая форма вокальной музыки в жизни человека испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в нынешнее время получивших название Авторских.
Что такое Авторская песня, а также историю её возникновения и развития читайте на нашей странице.
Что такое Авторская песня
Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения.
Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем.
Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли.
Популярные авторские песни
« Нам нужна одна победа ». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал». Наполненная глубоким смыслом и пронизанная патриотизмом, композиция посвящена героическому подвигу советских солдат, которые были готовы на любые жертвы, лишь бы победить в ужасной бойне Великой Отечественной войны. В тексте песни автор, не скупясь на эпитеты и метафоры, эмоционально повествует, о той высокой цене, заплаченной нашим народом в той страшной войне.
« Песня о друге ». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году специально для фильма «Вертикаль», под впечатлением от проникновенного рассказа альпиниста – инструктора. Песня поистине приобрела всенародную популярность, так как покоряла слушателей, затронутыми в ней темами: романтикой гор, испытанием на прочность и мужской дружбой.
« Милая моя. Солнышко лесное ». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор начал сочинять в 1972 году, во время пребывания на знаменитом Грушинском фестивале самодеятельной авторской песни. Однако сам поэт не ожидал, что работа над песней будет вызывать затруднения и продлиться почти целый год. Тем не менее она была представлена на очередном туристическом слёте и сразу завоевала невероятную популярность.
« Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались ». Эта легендарная композиция была написана Олегом Митяевым для того, чтобы впервые поучаствовать в 1978 году на Ильменском фестивале самодеятельной туристической песни. Молниеносно ставшая всенародно любимой, композиция была признана неофициальным гимном бардовского движения, а её дебютное исполнение в жизни автора оказалось судьбоносным.
История Авторской песни
Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Почитавшиеся глашатаями истины, они воспевали мир и любовь к добродетели, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.

Позднее, во времена Средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам воспевали любовь к прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, на Украине— кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами — сказителями. Стоит также заметить, что с XV века по русской земле, развлекая народ, путешествовали скоморохи. Они не только веселили жителей городов и деревень, но и частенько в своих потешных представлениях, сопровождаемых песнями, высмеивали светскую и церковную власть, за что впоследствии поплатились и попали в опалу.

В XVII веке этих «весёлых людей» стали ссылать в Сибирь и даже казнить, а их музыкальные инструменты безжалостно уничтожать. Из всего вышесказанного следует, что поющая поэзия, как во всём мире, так и в России имеет многовековую историю и прошла весьма непростой путь.
В нашем отечестве она начала возрождаться лишь во второй половине XIX века, когда в российских городах на почве процветавшей там определённой субкультуры единовременно с классическим стал развиваться городской романс. Он бытовал как фольклор и пользовался большой популярностью возможно потому, что его сочиняли авторы из простого народа. Затем в 1915 году на российской эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, который исполнял песенные миниатюры как собственного сочинения, так и на стихи мастеров слова Серебряного века, в своей неподражаемой манере. Интонационный стиль выступления артиста напоминал певучий речитатив на оттеняющем мелодическом фоне.

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Изменился не только государственный строй, но и идеология, то есть отношения людей не только к преобразившейся действительности, но и друг к другу. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.
Тем не менее в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова: «Кончим вуз и по глухим селеньям разлетимся в дальние края». Молодёжь с удовольствием пела эту песню, даже не задумываясь, кто её сочинил, а автором этого популярного юношеского гимна был никому не известный студент – будущий геолог Николай Власов. Затем как символ неизведанных просторов и привлекающей романтики ворвалась песня на стихи Павла Когана с красивым названием «Бригантина». Эти две композиции сегодня признаются первыми советскими бардовскими, то есть авторскими песнями.
В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.
Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней.
Изначально его активное проявление было отмечено в студенческом обществе. Именно в молодёжной среде стали создаваться ироничные песни на социальную тематику, особенно волнующую юное поколение. Это были непривычные для того времени композиции. В них были простенькие тексты и незамысловатые мелодии с гармонией в три аккорда.
Однако неформальный подход к темам и постоянно звучащие в текстах местоимения «я» и «мы» наполняли песни необычайной магией и делали их необычайно популярными. В результате молодёжь стала активно осваивать гитару , и самодеятельная песня задорно зазвучала не только на выездах студенческих стройотрядов, но и в туристических походах. Необходимо отметить, что такое интенсивное развитие авторской песни совпало с периодом, которое в нынешнее время называют «хрущёвской оттепелью». В нашей стране, где тоталитарный режим, подразумевал полный государственный контроль над общественной и частной жизнью своих граждан, это ощущалось глотком свежего воздуха, который имел вкус свободы. При этом на данном начальном этапе авторскую песню власти серьёзно не воспринимали, так как считали это безвредной демонстрацией самодеятельности, которая публично почти не исполнялась и распространялась только из уст в уста и на магнитофонных записях.
Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя.
Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты — фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение.
В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

Известные исполнители Авторской песни
В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора .
Следующий этап развития авторской песни, получивший название «протестного», тоже отличился появлением новых выдающихся имён, среди которых Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Вилли Токарев, Евгений Клячкин и, конечно же, Владимир Высоцкий , ставший кумиром большинства своих соотечественников.
В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Семен Слепаков, Александр Суханов, Владимир Бережков и, безусловно, Олег Митяев .
Интересные факты
- В пятидесятые и шестидесятые годы Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина из-за массового увлечения студентов учебного заведения самодеятельной песней именовали не иначе как «поющим институтом».
- Владимир Высоцкий всегда неимоверно злился, когда его именовали «бардом» и просто бесился от слова «менестрель», поэтому он сам называл свои композиции «авторскими песнями», что дало название новому жанру.
- Несмотря на то, что советские власти всячески препятствовали распространению песенного творчества Владимира Высоцкого , его композиции любили слушать многие высокопоставленные чиновники, среди которых даже Леонид Брежнев и Юрий Андропов.
- На фильм «Вертикаль» зрители ходили с ручками и блокнотам. Они записывали тексты песен Владимира Высоцкого звучащие в киноленте.
- «Магнитиздат» — так в шестидесятые и семидесятые годы называлась одна их форм неофициального распространения авторских песен. Записи на магнитофонной плёнке композиций популярных бардов — исполнителей расходились по стране миллионными тиражами, и благодаря этому популярность жанра авторской песни росла в геометрической прогрессии.
- Современники вспоминали, что Александр Вертинский на своих концертах феноменально воздействовал на публику. Даже взыскательная элитарная аудитория испытывала что-то наподобие гипнотического эффекта.
- Знаменитый гимн студентов «Гаудеамус» тоже является поющей поэзией. Он был сочинён в XIII веке на латинском языке представителями «весёлого братства странствовавших вагантов» — студентов, путешествующих по европейским странам и изучавших нужные им науки, переходя из одного университета в другой.
- В России в 2010 году подвели итоги соцопроса: кто для наших соотечественников является «кумиром XX века». По его результатам Владимир Высоцкий занял вторую строчку, уступив только Юрию Гагарину.
- Первый Грушинский фестиваль авторской песни состоялся в конце сентября 1968 года и, несмотря на непогоду, собрал более шестисот участников. Двенадцатый фестиваль, проходивший в 1979 году, насчитывал их уже около сто тысяч и этим вызвал большое недовольство властей. С 1980 по 1986 год песенный туристический слёт был под запретом и по этой причине собирался нелегально.
- Сегодня разных уголках нашей страны активно проводятся около сорока различных фестивалей авторской песни, собирающих многотысячные аудитории.
Авторская песня. Этот самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Авторская песня
Источник: soundtimes.ru
ed_glezin
30 лет назад — 15 сентября 1988 года (в день рождения Ксении Прошутинской) — Антоном Златопольским (ее первым генеральным директором и будущим гендиректором канала «Россия») была официально зарегистрирована первая в советской истории частная телевизионная производящая компания ATV.
Компания, выросла из молодежной редакции Гостелерадио. «Толя носился с названием компании, ему нравилась аббревиатура ATV, – рассказывала годы спустя Прошутинская журналу «Итоги». – Первую букву он расшифровывал как «альтернативное». [Друг семьи, создатель «Что? Где?
Когда?» Владимир] Ворошилов, будучи человеком битым советской цензурой, сразу сказал: «Малкин, ты сумасшедший или прикидываешься? Кто тебе в СССР даст альтернативами заниматься? Тут же прикроют. Придумай что-нибудь попроще!» Толя почесал затылок и предложил иной вариант: авторское телевидение».



29 сентября 1989 года вышла в эфир программа «Пресс-клуб» — первая цикловая передача АТВ.
Она была создана Анатолием Малкиным (генеральный продюсер) и Кирой Прошутинской (главный редактор).
«Пресс-клуб» выходил поначалу по 4 часа раз в месяц. Предполагалось, что любой журналист – участник программы – мог предложить свой вариант верстки и обсуждение в студии на любые темы. Позже «Пресс-клуб» будет переориентирован под разбор медийных конфликтов.
В первом «Пресс-клубе» планировался показ нового цикла программ, который бы начинался фильмом «Репортаж с последнего ряда» о Межрегиональной депутатской группе, рассказывала Прошутинская в том же интервью. Нужно было получить разрешение председателя Гостелерадио Михаила Ненашева. (О его приходе на должность главного телеруководителя см.
16 мая 1989.) «Я зашла в кабинет к Ненашеву, он поднялся из кресла, сбросил пиджак, оставшись в белой рубахе без галстука, пригласил к столу, – рассказывает она. – Очевидно, это означало, что разговор носит неофициальный характер. Действительно, Михаил Федорович доверительно сказал: «Понимаете, Кира, передача мне понравилась, но если выдам ее в эфир, будут огромные неприятности».
Я столь же искренне отвечала: «Михал Федорович, стыдно не показать «Репортаж»! По сути, это исторические хроники. Народ в любом случае услышит оппозиционных депутатов, но из других источников». Ненашев продолжал убеждать: «Кира, вы не представляете, кто такой Ельцин. Ему нельзя давать трибуну!» Так мы сидели и разговаривали.
Вечерело… Толя продолжал монтировать сюжет… Закончилось тем, что я не выдержала и, исчерпав разумные доводы и аргументы, поступила чисто по-женски: начала рыдать. Понимала, что в наших руках уникальный материал, который необходимо показать зрителям! Последнее, что произнес Ненашев перед моим уходом: «И все-таки вынужден повторить: «Нет!» С тем я и ушла».
Прошутинская говорит, что не рискнула сказать мужу, что сюжет запрещен, и решила «взять ответственность на себя»: «Я понимала, что подписываю себе «волчий билет», что меня выгонят из КПСС, уволят с Центрального телевидения и никогда не возьмут ни на какое другое. Но в той ситуации выбора не оставалось». Заместитель главы Гостелерадио Григорий Шевелев заставил ее позвонить на следующий день Ненашеву, но тот не стал разговаривать с ней, а вернувшийся из отпуска начальник «молодежки», будущий гендиректор ТВ-6 и ТВЦ Александр Пономарев поддержал. В итоге был объявлен только выговор. «А из партии мы чуть позже вышли вчетвером — Леша Гиганов, Ваня Кононов, Леня Парфенов и я, – говорит она. – Сдали билеты в начале 1991 года, еще до августовского путча».
Проблемы АТВ начнутся, как и у многих независимых телепрограмм Центрального телевидения, в 90-м году. Именно с невыходом программ АТВ «Коммерсант» увяжет цензурные проблемы того года на 1-м канале. «Первым звонком стал невыход в эфир 17 декабря блока Авторского телевидения (АТВ), – сообщает газета. – Позже руководителям АТВ стало известно, что в сетке вещания по 1-му каналу на будущий год Авторского телевидения нет. АТВ было предложено перейти на 2-й канал без гарантий предоставления постоянного эфирного времени. Сначала руководители АТВ отказались от такого варианта, но десятью днями позже, очевидно, стараясь спасти хотя бы часть блока, выпустили в эфир 2-го канала свою развлекательную программу».
АТВ становится производителем первого скетч-шоу в стране – «Оба-на!», которое открывает Игоря Угольникова. Он работает вместе с Николаем Фоменко, Валдисом Пельшем, Евгением Воскресенским, Алексеем Кортневым, Сергеем Гинзбургом и Алексеем Суворовым.
Именно с АТВ начинается программа Леонида Парфенова «Намедни» – поначалу она представляла собой еженедельные информационные выпуски. В 1991-м Парфенов рассказывает «Независимой газете»: «Это и не могут быть новости «с пылу, с жару», потому что эфир — раз в неделю. Значит, отбираешь то, что не скоро устаревает, высматриваешь определенные тенденции: Албания — последняя перестройка в Европе, Россия — земельный вопрос, Куба — любовь моя в нынешний «особый период». Ну и пытаешься все это по-своему аранжировать».
АТВ открывает также Дмитрия Быкова, Льва Новоженова, Дмитрия Диброва, Игоря Василькова, Андрея Максимова и множество других телезвезд. Первые программы Владимира Познера, после успеха телемостов уехавшего в Америку, будет производить тоже АТВ. Объясняя годы спустя концепцию создаваемого им телевидения в эфире «Эха», Малкин назовет его «абсолютно народным», «совершенно как бы неоформленным, несобранным, хаотичным, но живым, таким аппетитно-упругим, веселым».
За свою историю АТВ будет несколько раз участвовать в конкурсах на владение телевизионной частотой, но ни разу не одержит победы, оставаясь производителем программ для разных каналов.



Специальный выпуск культовой программы «Пресс-клуб» перестроечного телевидения с сюжетами, прошедшими в эфир в 1989-1990 гг.
Авторское телевидение представляет новые проекты сезона 1990 года. «Пресс-клуб» и «Оба-на», «Намедни» и «Гиннес-шоу». В программе участвуют Кира Прошутинская, Валерий Комиссаров, Леонид Парфенов, Дмитрий Крылов, Дмитрий Дибров, Игорь Угольников, Алексей Кортнев, Валдис Пельш и другие звезды нового российского телевидения.
«Репортаж с последнего ряда» о первом заседании парламентской оппозиции с Леонидом Парфеновым.
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА — эпоха перемен»
Источник: ed-glezin.livejournal.com