Авторская программа педагога. Принципы построения и структура
Авторская программа – спроектированная самим педагогом на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитаельно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление дош-го образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
— системность использ-х средств для обновления содержания образ-я;
— неординарность выдвинутых образ-х и воспитательных задач;
— направленность на изменения образ-го пространства.
— опора на существующие педагогические программы и методические разработки.
Структура авторской программы6
Автор-я программа д-на отличаться гармоничной структурой, логичностью излагаемого содержания, аргументированностью положений и выводов. Структура авторской программы д-на включать все обязательные для образова-й программы компоненты:
— Титульный лист с наименование программы;
— Пояснительную записку (в ней раскрывается важность исследуемой программы и специфика авторской концепции, формируются уели и задачи программы, отмечаются новизна и значимость разработки, а также формы и методы организации работы) .
Как «зацепиться» в большом городе. Авторская программа Наталии Закхайм (1 часть)
— Предварительные результаты (прогнозы реализации программы, основные требования к знаниям, умениям, навыкам; средства контроля, диагностика, параметры оценки достигнутых уровней освоения программы);
— Границы применения (для кого предназначена).
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Воспитательно-образовательный процесс выстраивается на основе сочетания одной основной и нескольких дополнительных программ, включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих развитие детей по основным ведущим линиям (физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий.
1. Образовательная область «Здоровье», ее цель сохранение и укрепления здоровья детей, формирование основ культуры здоровья. Задачи: создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка; формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
2. Образовательная область «Физическая культура», ее цель формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Задачи: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
3. Образовательная область «Социализация», ее цель освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Задачи: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (в том числе моральными); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4. Образовательная область «Труд», ее цель формирование положительного отношения к труду. задачи: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
5. Образовательная область «Безопасность», ее цель формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
6. Образовательная область «Познание», ее цель азвитие у детей познавательных интересов; интеллектуальное развитие. Задачи: формировать сенсорные способности. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
7. Образовательная область «Коммуникация», ее цель овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической форм); практическое овладение воспитанниками нормами речи.
8. Образовательная область «Чтение художественной литературы», ее цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
9. Образовательная область «Художественное творчество», ее цель формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении.
Задачи: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
10. Образовательная область «Музыка», ее цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству.
Педагогическая классификация образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (по М. Варнок). Система специальных образовательных учреждений
В основе последней педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.
Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития.
Английские специалисты (М. Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.
Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.
Свои частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии :обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.
Классификация образоватю учереждений на основе образоват. Потребностей.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) 1 отделение — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
III- IV видаобеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения.
При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
V Вид. создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения. В зависимости от местных условий коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
VI вид. создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаю
VII вид. создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
VIII вид.. создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых
Источник: studfile.net
Авторская программа, требования к её разработке
учебно-методический материал на тему
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей №25
требования к ее разработке
Полысаево 2010 Введение
В процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки. Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Вспомним прежде, что такое учебная программа.
Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
требования к ее разработке и оформлению
Авторская программа — это спроектированная самим педагогом
(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Классификация авторских программ:
• по способу разработки:
— адаптивные — связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
- комбинированные — новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные — происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.
• по степени новизны:
- педагогическая инновация — создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;
педагогическое изобретение — общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
— педагогическое открытие — установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.
Процесс разработки авторской программы
1. Аналитический этап:
- установить наличие программ по данному учебному курсу;
- выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
- установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.
2. Этап разработки концепции:
- описать авторскую идею (замысел) новой программы;
- формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
- спрогнозировать цели новой программы;
- разработать модель содержания программы;
- разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.
3 . Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).
4 . Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:
- разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
- отобрать экспериментальные группы;
- подготовить педагогов-экспериментаторов;
- разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
- провести эксперимент;
- осмыслить полученные результаты;
- оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
- провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.
5. Конечное оформление авторской учебной программы:
Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.
При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:
- Под какой учебный курс составлена программа?
- Кому она адресована?
- Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
Модель образовательного процесса:
- Каковы особенности организации образовательного процесса?
- Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?
3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?
4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?
Информационное и методическое обеспечение:
- Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
- Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
- Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
- Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
- Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
- Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
- Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?
Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.
В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
Источник: nsportal.ru
Рекомендации по разработке авторской программы (из опыта работы)
![]()
Все мы знаем, что до недавнего прошлого при аттестации на высшую категорию требовалось наличие авторской программы с рецензией.
С 2020 года вводится новая система аттестации по единым правилам во всей стране, где главный критерий роста – профессиональный стандарт.
После первых 3 лет работы учитель будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. ЕФОМ — единые федеральные оценочные материалы.
В эти «плюс другие пункты» может входить и составленная и рецензированная авторская программа педагога. Разработка такой программы и её реализация – это часть экспериментальной и инновационной деятельности, которая так же необходима при аттестации.
Определение авторской программы
Единого определения нет, существует несколько определений авторской программы.
Все определения сводятся к одной концепции:
Авторская программа — инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения.
Она может быть различной по объему, по содержанию, по полноте представленности педагогической технологии, но, каждая программа должна состоять из трех логических блоков, отвечающих на вопросы:
Источник: kopilkaurokov.ru
Авторская программа воспитателя

Доброго всем здравия. С вами, опять я, Татьяна Сухих. Вы, наверное, ждете других познавательных статей от меня, не так ли? Сегодня постараюсь ответить на вопрос читательницы. Она интересуется о том, что собой представляет авторская программа.
Она спрашивает о том, что если есть различные разработки, то зачем иметь свою программу. Давайте, прежде всего, разберемся, что это такое?
Программы доу делятся на: основную и дополнительную. В основную входят образовательная комплексная и парциальная программа, которая дополняет ее и направлена на всестороннее воспитание детей. В дополнительную входят парциальная, адаптированная и авторская самостоятельная методика, являющаяся результатом изучений педагога в теории и на практике. Вот о последнем мы и поговорим.
Литература
Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.
- Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
- Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда .
- Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда .
- Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда .
![]() |
![]() |
![]() |
Требования и уровень
Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.
Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями которых является:
- личностное развитие детей;
- укрепление их здоровья;
- воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
- прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.
![]() |
![]() |
![]() |
Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.
Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО» .
И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:
Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.
Намерения, отличия программы
Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.
Вы спросите, каковы отличия авторской методики от образовательной? Первая создается самим воспитателем:
- по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
- исходя из опыта;
- уровня мастерства воспитателя;
- наработанных программ;
- видения воспитателем решения задач.
В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.
Что входит в сущность авторских программ?
- Создание в детском саду условий для всестороннего развития малыша.
- Развитие личностной мотивации детей к творчеству и познанию.
- Обеспечивание радости, веселья малюток.
- Приобщение воспитанников к ценностям человека.
- Профилактика социального образа действий.
- Создание условий для детской творческой самореализации.
- Единство в психическом, физическом и духовном развитии детей.
- Укрепление как физического, так и умственного развития.
- Связь воспитателя с членами семьи ребенка.
Инновационные программы
Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.
Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.
Примеры авторских программ

Конструирование с Lego
- Внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс.
- Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.
- Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники, чем другие виды занятий;
- Подготавливает почву для технических способностей малышей;
- Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.
- Развитие у детей технического творчества.
- Развитие интереса к конструированию.
- Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
- Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
- Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.
- с деталями Lego;
- со способом крепления конструктора;
- конструирование по замыслу.

Пение хором
Тесный контакт ребят, воспитателей и педагогов через приготовление костюмов, концертов вне детского сада и совместного пения песен.
- Тесная связь с всесторонним развитием детей: умственных способностей, внимания и наблюдательности, сравнения музыки с текстом.
- Положительное воздействие пения на здоровье малышей.
- Развитие музыкально — творческой личности ребенка с помощью хорового пения.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие вокально — интонационных навыков.
- Сформирование навыков поведения на сцене.
- Углубление знаний в музыкальной области.
- Обучение согласованию действий ребят с другими.
- Воспитание уважения к творчеству взрослых и детей.
- Правила поведения на уроках.
- Формирование навыков пения. Упражнения для музыкального слуха и певческого голоса.
- Элементы музыки: динамика, лад, темп.
- Нотные знаки.
- Метроритмы: тренировка над ритмикой и качеством звука.
- Музыкальные формы.
- Ознакомление с терминами музыки.
Очень надеюсь, что смогла ответить на вопрос читательницы. Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях. Всего доброго!

С уважением, Татьяна Сухих
Источник: metodbv.ru





