Авторские права на программу это

Другая актуальная проблема связана с авторскими правами на программу телепередач. Эта проблема никак не может найти однозначного решения в российском авторском праве. Вопрос заключается в следующем: должны ли газеты платить за публикацию программ телепередач на неделю? Если да, то кому и почему?

Является ли напечатанная, написанная, составленная сетка передач произведением, которое должно охраняться авторским правом? С одной стороны, ответ должен быть утвердительным, так как кто-то писал, составлял эту сетку на основании концепции вещания, располагал передачи в определённой последовательности и т.д.

С другой – в этом произведении нет оригинальности, это – рутинно заполняемая сетка, повторяющаяся из недели в неделю и являющаяся производной репертуара телевизионного сезона того или иного канала, так же, как, скажем, публикуемый репертуар театров или кинотеатров.

Противники таких решений в свою очередь полагают, что программы телепередач отвечают сразу двум критериям, предъявляемым к авторским произведениям: они представляют собой результат творческого труда (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве) и выражены в объективной форме (п. 2 ст. 6 Закона).

Авторские права на Ютубе: использование чужих видео на своём YouTube-канале

Творческий труд является антонимом труда механического. Под объективной формой такого составного произведения, как программа передач, понимается последовательность специально подобранных и расположенных в нём материалов.

Форма такого произведения не есть материальная форма его воплощения, следовательно, от изменения шрифта, выделений тех или иных частей программы телепередачи она не меняется. Поэтому и случаи перепечатки одним изданием из другого программы телепередач означают использование лишь формы.

Высший Арбитражный Суд пришёл также к выводу, что совокупность передаваемых в эфир материалов (которая, конечно, охраняется авторским правом) следует отличать от программы телепередач, являющейся всего лишь неохраняемой информацией о тех передачах, которые будут транслироваться. Однако специально подобранные перечни произведений в других случаях такую охрану получают (это списки рекомендованной студентам литературы, библиографические указатели и т.п.).

Здесь следует отметить, что норма ст. 8 Закона об авторском праве, устанавливающая, что сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектами авторского права, истолкована ВАС слишком широко. По его мнению, любое произведение, имеющее информационный характер, не подлежит охране.

Выше говорилось, что эта норма неразрывно связана с нормой Бернской конвенции. В данном случае расширительное толкование ст. 8 ЗоАП Высшим Арбитражным Судом приводит к противоречию национального права с нормой международного договора, участником которого является РФ.

На сегодняшний день решения ВАС можно истолковать следующим образом.

Телекомпания не вправе требовать деньги за публикацию программы телепередач. В ответ на отказ издания платить, конечно, можно отказать ему в предоставлении программы телепередач. Если же, отчаявшись, издание позаимствует программу, то это не должно считаться кражей интеллектуальной собственности, потому что программа передач – не объект авторского права. Наконец, предоставляя программу одним изданиям и не предоставляя её другим, телекомпания, вероятно, злоупотребляет своим монопольным положением, что должно служить причиной разбирательства в органах Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Всё Что Тебе Нужно Знать Об Авторском Праве На YouTube | АП

Что касается зарубежных стран, то, например, в Америке вообще не стоит эта проблема, потому что телекомпании считают, что публикация программ их телепередач – это бесплатная реклама, и свободно предоставляют печатным СМИ свою недельную сетку.

Читайте также:
Структура программы для эвм

Европейское право говорит о том, что еженедельные аннотированные программы телепередач защищаются авторским правом, которое принадлежит соответствующим телеорганизациям, однако последние не должны злоупотреблять своим монопольным владением этой информацией. В Западной Европе самым громким делом в этом отношении было так называемое «дело Магилл», которое заключалось в следующем. В Великобритании аннотированная программа телепередач на неделю публикуется в еженедельнике, который совместно издаётся общественным и частным телевидением страны. Фактически этому еженедельнику принадлежит монополия: все, желающие ознакомиться с аннотированной программой телепередач английских эфирных станций, должны покупать этот сборник (телегид). В 1990-е годы подобное издание попытались создать в Ирландии, а так как в этой и соседней стране возможен приём передач английского телевидения, то издатели (компания «Магилл») пожелали включать в него и программу телепередач английского телевидения.

Вначале эта компания обратилась к издателям британского телегида с просьбой разрешить перепечатку, на что получила категорический отказ.

Взамен «Магиллу» предложили распространять у себя английское издание. Когда ирландцы, тем не менее, стали перепечатывать телепрограмму, конфликт дошёл до английского суда, который запретил продолжение этой практики, а затем и до Европейского в Люксембурге – высшего судебного органа Европейского Союза.

Европейский Суд после многолетнего разбирательства принял решение, согласно которому телекомпании-составители телепрограмм всё-таки имеют авторские права. Однако обладают они ими практически на условиях монополии, так как только работающие на телеканале могут составлять телепрограммы.

Но если они обладают монопольным положением, то обязаны делиться плодами своего труда со всеми. Поэтому они не вправе отказывать в продаже для последующего опубликования сетки своего вещания и обязаны предоставлять её всем желающим. Продавать свой продукт они должны по взаимоприемлемой рыночной цене. По такому же принципу, например, электрическая компания не может отказать потребителю в пользовании электричеством, сославшись на то, что он ей не нравится, так как не бережёт электроэнергию, а если потребитель будет настаивать, то потребовать с него плату в тысячу раз большую, чем с остальных. У этой компании – монополия, она одна обслуживает конкретный район или город, следовательно, на эту монополию могут быть наложены определённые ограничения.

Источник: lawbook.online

Авторское право на код – как работает, когда защищает и как его зарегистрировать

Авторское право на код – как работает, когда защищает и как его зарегистрировать

Поговорим о том, как работает авторское право на код в России и за рубежом. Стоит ли защищать свои программы, какие есть методы защиты, что делать, если авторское право на код уже нарушили, и каким образом можно наказать злоумышленника и нивелировать убытки.

Что такое авторское право?

Это юридический механизм, позволяющий защитить интеллектуальную собственность от ее полной или частичной кражи. Обладая авторским правом на какой-либо контент, вы можете подать в суд на преступника, укравшего ваши труды и попытавшегося использовать их для получения прибыли.

Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Как защищается программный код?

Технически ваш код уже защищен гражданским кодексом и не нуждается в дополнительной регистрации авторского права, но на практике этого оказывается недостаточно, чтобы полноценно участвовать в судебном разбирательстве и рассчитывать хоть на какое-то справедливое решение.

Что делать, чтобы защитить свой код?

Стоит обратиться сразу в три инстанции, чтобы зарегистрировать авторское право:

  1. Пройти регистрацию в Роспатенте, чтобы получить документ, подтверждающий интеллектуальную собственность государственного образца.
  2. Подать необходимую документацию в Единый депозитарий результатов интеллектуальный деятельности.
  3. Обратиться к юристам и создать дополнительный документ об авторском праве (он станет ключевым доказательством в суде).

Можно собирать и другие материалы, но описанные выше точно имеют юридический вес и помогут защищаться в суде. Любые другие виды доказательств суд может отклонить.

Программный код

Какие законы защищают мой код?

В вашу пользу работают следующие статьи:

  • 1252 ГК РФ. Эта статья защищает исключительные права на интеллектуальную собственность человека. В частности, речь идет о результате интеллектуальной деятельности. В связи с данным нарушением вор может быть наказан по статьям 1253 (он лишится возможности и дальше вести свою деятельность) и 1301 (он будет обязан компенсировать потери реальному владельцу кода).
  • 135-ФЗ. Этот закон регулирует вопросы нечестной конкуренции и запрещает использовать чужую интеллектуальную собственность.
  • 146 УК РФ. Эта статья подразумевает возбуждение уголовного дела, но только при условии, что из-за кражи кода заявитель потерял по меньшей мере 50 000 рублей. Оценку потерь производит специальная комиссия.
Читайте также:
Какую товароучетную программу выбрать для небольшого розничного магазина

Как пройти регистрацию авторского права на код?

Важно изначально обозначить в коде приложения или сайта те участки, что являются наиболее важными для защиты от копирования. Если есть несколько специфичных алгоритмов, которые ни в коем случае нельзя отдавать преступникам, стоит каждый из них зарегистрировать как отдельный объект.

После этого необходимо подать список всех необходимых данных на сайте Роспатента и дождаться регистрации. Проверка может занять до 62 рабочих дней. Аналогичным образом можно зарегистрироваться в ЕДРИД.

Сколько стоит?

Стоимость услуги зависит от того, куда вы обратились. Например, в случае с Роспатентом предусмотрена государственная пошлина в размере 3500 рублей для физлиц (4500 рублей для компаний). А стоимость регистрации у юриста может варьироваться в зависимости от организации, в которую вы обратитесь.

Код украли, что делать?

Почти то же, что делают люди, когда у них крадут кошелек или сумку, только бежать надо не в полицию, а к профессиональным юристам. При наличии доказательства авторского права они помогут подать заявление в суд и защитить разработанное вами программное обеспечение.

Как суд регулирует подобные вопросы?

Суд нанимает специалистов и проводит экспертизу. Специально обученные сотрудники анализируют вашу программу и программу злоумышленника, чтобы по итогу выдать заключение: либо подтвердить факт кражи, либо его опровергнуть (не все виды заимствования кода считаются преступлением).

Советы по защите кода в суде

  • Используйте как можно больше методов защиты кода в юридическом плане (Роспатент, ЕДРИД и т.п.).
  • Формируйте доказательства в ходе создания программы. Делайте скриншоты и отправляйте их по электронной почте, записывайте видео, где хотя бы частично запечатлен процесс разработки, и сохраняйте их в облаках для фиксации даты создания контента.
  • Регистрируйте исходный код в юридической организации.
  • Готовьтесь к разбирательству, чтобы уверенно отвечать на вопросы судьи.

Вместо заключения

Регистрация авторских прав на код – это не так сложно и не так дорого, как может показаться. Зато в случае кражи авторское право точно позволит наказать преступника и получить компенсацию. Если занимаетесь разработкой уникального ПО, которое должно в перспективе принести вам большие деньги, то лучше не скупиться, чтобы потом не пришлось пропадать в суде.

Источник: timeweb.com

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

  • Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений — международное соглашение в области авторского права, положения которого (и других международных документов) имплементированы в ГК РФ.
  • Другие международные правовые акты, полный перечень которых можно посмотреть на сайте Роспатента.
Читайте также:
Что может программа cheat engine

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy

  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.
  • Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

    Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

    • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
    • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
    • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
    • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
    • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
    • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

    Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

    В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

    Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

    Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

    В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

    Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

    Как защитить авторские права на цифровой контент

    Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

    В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

    Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

    Источник: netology.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru