Альтернативное образование: никаких оценок, виртуальные тренажеры и ТРИЗ
В последние несколько лет рынок образования претерпевает значительные изменения. Вместе с активным развитием онлайн-платформ появилось много новых подходов: longlife learning (обучение в течение всей жизни), микрообучение, геймификация и адаптивное обучение. Одно из масштабных направлений — альтернативное образование. О том, что включает в себя данная концепция, какие у нее преимущества и недостатки, рассказывает Татьяна Сорокина, методист онлайн-школы «Учи.Дома».
Читайте «Хайтек» в
Что такое альтернативное образование?
Альтернативное образование подразумевает в первую очередь индивидуальный, авторский подход к процессу обучения, комбинацию традиционных и новых методик и программ. Главная цель этой формы обучения — учитывать особенности каждого ребенка.
Альтернативное образование выбирают родители детей с особенностями развития, с выдающимися способностями и те, кто хочет развивать определенные навыки у ребенка, имеет свой взгляд на процесс обучения — мотивация может быть разная.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Альтернативное образование не противопоставляет себя традиционной школе, напротив, это возможность сделать процесс обучения еще более эффективным. Концепция может включать в себя довольно разные составляющие, например, гибридный формат обучения — сочетание классической школы и онлайн-подготовки, обучение в малых группах, семейное обучение, комбинирование современных методик с традиционными, использование ИТ-технологий, таких как искусственный интеллект, AR, VR и другие. Согласно внутренним исследованиям онлайн-школы репетиторов «Учи.Дома», сочетание традиционных методик обучения с новыми инструментами повышает интерес учеников и их мотивацию к занятиям, а также поддерживает общую вовлеченность в предмет.
Индивидуальный подход и гибкий учебный план помогают учитывать особенности ребенка, развивать его творческие способности, навыки нестандартного мышления, что, с одной стороны, делает его обучение комфортным и эффективным, а с другой, может стать хорошим подспорьем для построения будущей карьеры.
В рамках альтернативного обучения часто используется нестандартная система оценивания: оценки либо полностью отсутствуют, либо они непубличны. В таких условиях ученики не конкурируют друг с другом, а, наоборот, делают ставку на развитие своих собственных знаний.
Школы с альтернативными программами
В России есть альтернативные школы с индивидуальными авторскими программами, первые из них появились еще в начале 1990-х годов. В то время как главная задача традиционной системы образования — дать ребенку определенный багаж необходимых знаний, альтернативные школы делают акцент на том, чтобы помочь раскрыться уникальным способностям и талантам каждого ученика.
Сегодня альтернативные школы в России можно разделить на два типа: это учебные заведения, работающие по известным методикам, например, Монтессори (по которой учился еще Билл Гейтс), Вальфдорская школа, а также школы с собственным педагогическими программами: В. А. Караковского, В. В. Давыдовой, Е. А. Ямбурга и многих других.
Чаще всего подобные образовательные учреждения коммерческие, то есть обучение в них платное. Стоимость достаточно высока, поэтому далеко не каждый родитель может себе это позволить.
Программы альтернативных школ не соответствуют стандартам ФГОС, поэтому юридически дети числятся на семейном обучении, прикреплены к обычным школам и должны проходить аттестацию. Число подобных образовательных заведений активно растет в последние годы, но стоит заметить, что оценить качество и эффективность программ пока не представляется возможным, так как многие из них применяются сравнительно недавно.
Гибридный формат обучения
Одна из разновидностей альтернативного образования — семейное обучение По опросам, родители часто выбирают семейное образование из желания укрепить внутрисемейные связи, а также уменьшить учебную нагрузку. Согласно исследованию МГУ, у детей на домашнем обучении общее время учебы в день составляет от часа до четырех часов в день в зависимости от класса (76,5% опрошенных). При этом, по данным опроса, проведенного «Учи.Дома», только на подготовку к ЕГЭ 37% школьников тратят 5–10 часов в неделю, 23% — менее 5 часов в неделю, 16% — 11–15 часов, 10% — более 16 часов в неделю, 8% — не занимаются дополнительно, 5% родителей затруднились ответить на данный вопрос.
Если раньше семейное обучение было, скорее, вынужденной мерой, когда ребенок по тем или иным причинам не мог посещать школу, то сейчас все больше становится популярным гибридное обучение — частичное посещение школьных уроков офлайн, часть занятий онлайн, дополнительные занятия офлайн и онлайн для развития уникальных способностей ребенка.
Согласно закону «Об образовании в РФ», формы обучения можно сочетать: одни предметы изучать в обычном режиме в учебном заведении, а другие дома с репетитором или с родителями по учебникам и видеолекциям. Таким образом, ученик не выпадает из школьной жизни и поддерживает общение с одноклассниками, но и при этом может больше внимания уделять тем предметам, которые ему интересны.
Популярность гибридного образования особенно возросла во время пандемии, когда школьники перешли на дистанционное обучение и стали активно развиваться обучающие онлайн-платформы. По данным Министерства Просвещения РФ, в 2021/2022 году количество учеников, которые учатся дома, выросло на 30% по сравнению с предыдущим годом.
При гибридном формате обучения ответственность за качество образования частично ложится на плечи родителей. Но это не означает, что они должны полностью выполнять функции учителя и самостоятельно проводить уроки. Можно пользоваться услугами репетиторов или посещать курсы. Популярен вариант, когда родители объединяются друг с другом и нанимают преподавателей для 3-4 детей сразу.
Альтернативные методики в дополнительном образовании
Другим направлением развития альтернативной концепции образования становится внедрение новых способов обучения. Подобных инструментов сейчас довольно много, наиболее распространенными считаются геймификация (обучение в игровой форме), приемы ТРИЗ (решение изобретательских задач), сторителлинг (работа с историями) и другие. Чаще они применяются в рамках дополнительного школьного образования, но некоторые из них интегрируются и в школьный учебный процесс.
Многими платформами активно используются игровые механики, с помощью которых проще объяснять сложные темы. Например, обучение иностранным языкам в приложении Duolingo построено в виде игры: для прохождения уровней ученики выполняют задания, им начисляются очки и присваиваются статусы, а в онлайн-школе «Учи.Дома» для закрепления знаний применяется виртуальный тренажер.
Истории с увлекательным сюжетом, дополненные визуальными образами в формате игры, видео, аудио, инфографики помогают усваивать теорию и делать процесс обучения более разнообразным. По данным исследования, к информации, преподнесенной с элементами сторителлинга, относятся с большим доверием — и она лучше запоминается.
Согласно исследования «Учи.Дома», в наглядной форме дети лучше усваивают информацию и запоминают правила, кроме того, это позволяет поддерживать довольно высокую мотивацию к учебе. Новые методики, как перечисленные выше, так и некоторые другие, также позволяют ребенку развиваться в ногу со временем, что, конечно, становится крайне важным в век высоких технологий.
Спрос на альтернативное образование растет с каждым годом. Но, несмотря на большие перспективы альтернативных программ, у них есть и ряд особенностей.
Альтернативные программы на данный момент не могут полностью заменить традиционное образование (так как многое в подобном обучении «работает» в тестовом режиме и в экспериментальном формате), но могут его качественно дополнить и сделать еще более эффективным.
Читать далее:
Источник: hightech.fm
Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Наталья Викторовна. — презентация
Презентация на тему: » Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Наталья Викторовна.» — Транскрипт:
1 Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Авторские методики и программы ДОУ. Технология разработки и описания Наталья Викторовна Микляева Выполнили: студентки 4 курса Группы ДДБ-41 Кожемякина Маргарита Чеботаева Алина
2 Микляева Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент Института детства ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Образование: высшее педагогическое.
Карьера: Стаж педагогической деятельности — 16 лет, научно- педагогической работы — 14 лет в качестве старшего преподавателя и доцента Московского государственного педагогического университета, доцента и профессора, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института, заведующей кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Московского государственного педагогического института и утверждена г. ВАК. 11 апреля 2012 г. Международная аттестационная палата (МАП) и Англо-российский аккредитационный центр (АРАЦ) признал соответствие диплома кандидата педагогических наук Н.В. Микляевой Британскому академическому уровню «British Doctоr of Philosophy degree (PhD) standart» (доктора философии).
3 Ученое звание доцента по кафедре педагогики и методики дошкольного образования присвоено решением Министерства образования РФ от 24 декабря 2003 г. Н.В. Микляевой проводится активная работа в научных, педагогических обществах, ассоциациях, в научно-методических советах. Постоянный член жюри городских конкурсов: Всероссийского конкурса детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик», Городских конкурсов «Детский сад года», «Детский сад будущего», Всероссийских конкурсов «Современный программно- методический конкурс дошкольного образовательного учреждения», «Жемчужины России» и др. – на протяжении 10 лет. За время своей деятельности Н.В. Микляева приняла участие в разработке 28ГРАНТов Департамента образования города Москвы и МО и науки РФ. Руководитель проекта «Наследники русских традиций» (в рамках проекта «Формирование ценностных ориентиров») программы «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО, Городской экспериментальной площадки «Управление качеством взаимодействия детей, педагогов и родителей в ДОУ» ( ), Первичных инновационных площадок «Формирование интерактивной среды в условиях инновационного образовательного кластера: детский сад – начальная школа – колледж – вуз» и «Интеграция образовательного процесса ДОУ на основе взаимодействия искусств как фактор устойчивого развития личности ребенка» (окружная) ( ).
4 Награды. Участник Кадрового резерва Департамента образования города Москвы. Благодарность от Министерства образования и науки РФ. Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города Москвы.
25 октября 2005 г. избрана членом-корреспондентом Международной академии науки педагогического образования, 2011 г. – членом Международной аттестационной палаты (МАП). В 2013 г. Н.В. Микляевой получено 16 свидетельств Международного Агентства защиты авторских прав при ЮНЕСКО о регистрации прав интеллектуальной собственности, обобщающих ее опыт научно-методической деятельности. Книги.
310 публикаций, из них 136 учебно-методических и 174 научные работы. За последние 5 лет выпущено 193 публикации, из них 88 учебно-методических и 105 научных. За последние 3 года издано 20 ВАКовских публикаций и 6 монографий, 4 учебных пособий с грифами Министерства образования и науки РФ и УМО педагогических вузов.
5 В пособии описана специфика инновационной и опытно- экспериментальной работы детского сада и оформления результатов его деятельности в виде авторских методик и технологий, дается алгоритм создания и описания авторских программ педагогического коллектива, действий администрации по апробации и экспертизе программ. В приложениях даются конкретные образцы программ из опыта работы московских детских садов. Пособие может быть рекомендовано руководителям ДОУ разных видов и практическим работникам, интересующимся проблемами совершенствования воспитательно-образовательной работы в детском саду.
6 Содержание Вместо предисловия. Почему и зачем современному детскому саду нужны авторские методики, технологии и программы? Создание авторской методики Алгоритм разработки авторской методики Описание авторской методики Результаты диагностики наглядно-образного мышления по методике «Тест Равена« Результаты диагностики образно-логического мышления по методике «Перцептивное моделирование« Результаты диагностики образно-логического мышления по методике «Раздели на группы»
7 Создание авторской технологии Этапы разработки авторской технологии Описание авторской технологии Экспертиза авторской технологии Создание авторской программы Формирование ориентировочной основы для разработки авторской программы Алгоритм написания авторской программы О проведении апробации и экспертизы авторской образовательной программы Справка о внедрении результатов научного исследования Бизнес-план апробации и внедрения, проведения экспертизы авторской программы Отчет об экспериментальной работе по авторской программе Заключение по результатам экспертизы адаптационной программы Экспертная оценка элементов программы по годам обучения
8 Приложения Приложение 1. Комплексная программа «Формирование креативных качеств личности в процессе развития способностей детей дошкольного возраста» Приложение 2. Парциальная программа развития коммуникационной и языковой способностей в процессе двигательной и музыкально- ритмической деятельности детей дошкольного возраста Занятие по физической культуре «Карлсон в гостях у детей» (средняя группа) Занятие по развитию творческих способностей «Смешной человек» (средняя группа) Музыкально-спортивный праздник «Покорение форта Боярд» (подготовительная к школе группа) Приложение 3. Парциальная программа формирования креативных качеств личности ребенка в процессе развития языковой и интеллектуальной способностей Конспекты занятий Занятие по рисованию «Автопортрет во весь рост« Занятие по комментированному рисованию «Как моя семья провела выходные»
9 Приложение 4. Парциальная программа формирования креативных качеств личности ребенка в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей Конспекты занятий Сценарий занятия «Вежливые слова, или Как мы умеем дружно играть» (средняя группа) Сценарий занятия «Наш первый разговор» (старшая группа) Занятие на тему «Как Маша стала большой» (подготовительная к школе группа) Список использованной и рекомендуемой литературы
10 Почему и зачем современному детскому саду нужны авторские методики, технологии и программы? Почему и зачем современному детскому саду нужны авторские методики, технологии и программы? Попытки ввести стандарт дошкольного образования (согласно Конституции РФ дошкольное образование является необязательным в нашей стране и не может подчиняться стандарту) и изменить существующую систему, наконец увенчались успехом. Согласно Закону РФ «Об образовании» «федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: l ) к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям 3) результатам освоения основных образовательных программ
13 Так же в этом разделе представлен индивидуальный план работы каждого педагога-экспериментатора. Описание авторской методики.
По структуре текст, описывающий методику, состоит: Из введения; Основной части, обычно состоящей из двух разделов: 1)Теоретические основы темы, теория вопросов, уровень разработанности проблемы в теории и практики; 2)Представлен практической частью: план проведения опытно- экспериментальной работы, краткая характеристика используемых на каждом этапе методов, описание основных этапов, хода и результатов. Содержание и результаты проведения констатирующего, обучающего или формирующего контрольного эксперимента. Дальше идёт алгоритм описания экспериментов. Дается пример описания методики диагностики. Приводятся к этому примеру результаты 3-х диагностик.
14 Идея, лежащая в основе авторской технологии, заключалась в следующем: если на занятия по декоративно-прикладному творчеству у детей старшего дошкольного возраста создать условия для развития продуктивности в процессе формирования отдельных умений и навыков, ее сочетание с умениями выдвигать новые идеи и находить стратегии решения в процессе декоративно-прикладного творчества, то это позволит эффективно развивать творческое мышление дошкольников. ГЛАВА II СОЗДАНИЕ АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
15 В этой главе представлены: Этапы разработки авторской технологии Описание авторской технологии( составленное студенткой факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ И.И. Прокушевой, в рамках дипломного исследования, апробированного в практике работы детского сада) Здесь описываются актуальность темы и проблемы исследования. Разработка технологии обучения детей было прописана в трех этап, каждый из которых был охарактеризован в этой главе.
16 СОЗДАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ Формирование ориентировочной основы для разработки авторской программы (ряд вопросов по Д.Г. Левитосу) Алгоритм написания авторской программы -титульный лист (требования к титульному листу) -оглавление с перечислением частей работы (глав), параграфов, разделов… — паспорт программы ( в статье представлен пример паспорта) — текст самой программы: Пояснительная записка Описание направлений и разделов содержания программы Практическая часть авторской программы Список литературы ГЛАВА III
17 Критерии экспертизы авторских программ: 1. Актуальность и перспективность 2. Научная новизна 3. Теоретическая значимость 4. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей 5. Практическая значимость 6. Научная обоснованность 7. Представленность результатов апробации
18 Отчётные документы об авторской программе Справка о внедрении результатов научного исследования Бизнес-план апробации и внедрения, проведения экспертизы авторской программы Отчет об экспериментальной работе по авторской программе Заключение по результатам экспертизы адаптационной программы Экспертная оценка элементов программы по годам обучения
19 Приложения Приложение 1. Комплексная программа «Формирование креативных качеств личности в процессе развития способностей детей дошкольного возраста»
20 Приложение 2. Парциальная программа развития коммуникационной и языковой способностей в процессе двигательной и музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста Занятие по физической культуре «Карлсон в гостях у детей» (средняя группа) Занятие по развитию творческих способностей «Смешной человек» (средняя группа) Музыкально-спортивный праздник «Покорение форта Боярд» (подготовительная к школе группа)
21 Приложение 3. Парциальная программа формирования креативных качеств личности ребенка в процессе развития языковой и интеллектуальной способностей Конспекты занятий Занятие по рисованию «Автопортрет во весь рост» Занятие по комментированному рисованию «Как моя семья провела выходные»
22 Приложение 4. Парциальная программа формирования креативных качеств личности ребенка в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей Конспекты занятий Сценарий занятия «Вежливые слова, или Как мы умеем дружно играть» (средняя группа) Сценарий занятия «Наш первый разговор» (старшая группа) Занятие на тему «Как Маша стала большой» (подготовительная к школе группа)
23 Заключение Мы считаем, что данное пособие актуально и очень полезно для современных ДОУ. Оно поможет правильно и качественно составить авторские методики и программы воспитателям ДОУ, так как всё в этом пособии написано «доступным языком».
Источник: www.myshared.ru
Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании
Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- исследовательской деятельности.
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
- Концептуальность. Опора на научную концепцию.
- Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
- Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
- Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
- Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.
Виды образовательных технологий
Примеры авторских педагогических технологий
В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.
Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.
Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.
Принципы развивающего обучения
Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.
Педагогика сотрудничества отличается:
- единством обучения и воспитания;
- гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
- педагогикой отношений.
Инсценировки Теремка и других сказок во вторых младших группах
Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.
Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.
ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.
В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.
Технология проблемного обучения Дж. Дьюи
Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого.
Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.
Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.
Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.
Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.
Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:
- Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
- Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
- Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
- Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
- Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
- Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).
Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.
Подвижные игры для младших групп детского сада
Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике
Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:
Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий
- Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
- Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
- Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
- Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.
Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.
Источник: vospitanie.guru
Современные технологии дополнительного образования
Происходящие в системе российского образования реформы требуют от учителей качественного совершенствования способов обучения детей. Школьная подготовка в силу своей специфики по большей части оперирует информационными и обучающими методиками, стимулирующими развитие интеллекта. В отличие от них, педагогические технологии в дополнительном образовании (ДО) более многочисленны и направлены на саморазвитие и самореализацию учеников.
Что такое педагогическая технология
Существует немало определений педагогической технологии, но все они сводятся примерно к следующей формулировке: «это последовательный алгоритм работы преподавателя, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата». В течение тысячелетий образование накопило в своем арсенале свыше 100 методологий ведения занятий, но их применение в учреждениях ДО имеет определенную специфику. В отличие от большинства школьных, предполагающих «загрузку информацией» без импульса к развитию личностных качеств, технологии дополнительного образования должны выполнять иные функции:
- выделить индивидуальные особенности и способности обучающегося;
- создать оптимальные условия развития и реализации способностей ребенка;
- стимулировать общую, специальную и творческую активность ученика.
На практике ведение занятий в учреждениях ДОД сильно тяготеет в школьной классно-урочной схеме. Эффективные инновационные технологии в дополнительном образовании применяются лишь формально. Но, к счастью, ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Педагоги центров ДО все чаще осознанно прибегают к личностно-ориентированному и другим подходам в своей деятельности. Этому способствует отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса и комфортные условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику.
Виды в дополнительном образовании
Личностно-ориентированный подход к обучению получил самое широкое распространение в российских центрах дополнительного образования. Инновационными и наиболее перспективными в сфере ДО признаны следующие педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- программированные технологии;
- проблемно-исследовательский подход;
- коллективные технологии (включая КСО, КТД, ТРИЗ);
- игры;
- проектный подход;
- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- сбережение здоровья.
Каждое направление имеет свои особенности, порядок и спектр применения. Современный педагог должен уметь оперировать сразу несколькими техниками, чтобы найти подход к каждому ученику.
Развивающее обучение
Подразумевает принципиально новый подход к образовательному процессу, направленный на раскрытие способностей, личных интересов и качеств каждого ребенка. При этом классический иллюстративно-объяснительный метод отходит на второй план. Развивающее обучение строится на основе комплекса принципов:
- формирование у ребенка привычки мыслить, а не знаний, умений и навыков;
- включение рациональной сферы и эмоций в образовательный процесс;
- полное осознание детьми смысла происходящего обучения;
- всестороннее развитие обучающихся с ведущей ролью теоретического познания;
- интенсивное изучение материала на необходимо высоком уровне сложности;
- персональный подход, отсутствие жесткой структуры обучения и масса других принципов.
Задача развивающей методологии заключается во всестороннем формировании личности. Формула успешного обучения с использованием этого подхода: знания, навыки, умения + эмоции и нравственная сфера + способы умственной активности + практическая среда и деятельность + самоуправляемые личностные механизмы.
Программированное обучение
Разработки программированной технологии в педагогике велись в США с 50-х гг. прошлого века. Автор этого подхода – профессор Скиннер Б. В. – предложил систематизировать и дозировать подачу информации. Обучение в соответствии с этой методикой предполагает обязательное использование обучающего устройства (планшета, компьютера, интерактивного учебника и т. п.) и установленного алгоритма подачи небольших объемов материала. У метода был один серьезный недостаток – он не обеспечивал дифференцированного подхода в зависимости от навыков и уровня подготовки детей.
Модернизацией подхода стал разветвленный алгоритм Краудера, разработанный в 1960 году. Основа программы – закрытые вопросы, в зависимости от ответов на которые ученик получал разные наборы заданий.
Программированное обучение легло в основу научных работ российского педагога Беспалько, который провел градацию видов обучающих алгоритмов. Предлагаемая им классификация программного подхода приведена на рисунке.
Наряду с ними современные программные технологии в дополнительном образовании детей включают усложненные блочные и модульные алгоритмы.
Блочное
Модель предполагает разбор каждой темы по стандартным блокам. Все они проходят в строго зафиксированной последовательности:
- Блок теоретической информации.
- Проверка усвоения нового материала.
- Коррекция пройденной темы (работа над ошибками).
- Проблемный блок (решение практических заданий на основе проработанной темы).
- Финальная проверка и коррекция.
Перечисленные действия систематически повторяются при разборе новой темы. Переход к новому разделу не осуществляется, пока предыдущий блок не будет до конца выполнен.
Модульное
Сущность подхода состоит в том, что ученик самостоятельно определяет порядок достижения необходимых целей. Вся учебная информация разбивается на модули, каждый из которых включает:
- информационный блок;
- алгоритм действий, необходимых для достижения цели;
- комментарии преподавателя по изучению модуля.
Модульное программирование позволяет индивидуализировать обучение и развить сознательность у воспитанников. Персонализация достигается за счет выбора содержания изучаемого материала, темпа подготовки и уровня самостоятельности. Функции педагога при этом сводятся к мотивации учеников и координации их работы.
Проблемное, исследовательское обучение
Предполагает применение образовательных технологий дополнительного образования, построенных на создании педагогом проблемных ситуаций и активной работы воспитанников по их разрешению. Достоинство метода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а самостоятельно постигает необходимые понятия и закономерности.
Преподаватель запускает алгоритм исследования одним из следующих способов:
- прямая постановка проблемных вопросов;
- приведение к противоречию и поиск способа его разрешения;
- рассмотрение объекта или явления с разных точек зрения;
- мотивация учеников к сравнению, обобщению, анализу и выводам.
Функции преподавателя, использующего исследовательский подход, заключаются в ознакомлении детей с планом занятия и проблематикой. При необходимости сложное задание дробится на упрощенные составляющие. Воспитанники выбирают алгоритм решения, анализируют полученные результаты, которые их подводят к тому или иному выводу.
Коллективные технологии
Современные технологии в дополнительном образовании, как правило, строятся на основе организации совместной деятельности и активной коммуникации учащихся. Коллективные занятия могут проходить в следующих формах:
- групповой опрос;
- дискуссия;
- мозговой штурм;
- диспут;
- смотр;
- конференция и другие нетрадиционные форматы занятий.
Коллективная деятельность в группе может проходить на трех уровнях:
- полная групповая работа;
- обучение в паре;
- дифференцированная групповая работа, когда каждый участник отвечает за решение определенной задачи.
Преподавателю при этом отводится роль координатора, компетентного наставника и человека, регулирующего возникающие спорные ситуации.
Взаимообучение (КСО)
Коллективный способ обучения (КСО) позволяет одновременно развивать два важных качества: самостоятельность и навыки общения со сверстниками.
Взаимообучение может проходить в разных типах микро-групп:
- динамическая группа (4 участника выполняют 1 задание, разделенное на 4 части);
- статическая пара (объединение 2 учеников, один из которых играет роль учителя, а другой – воспитанника);
- вариационная пара (каждый член группы выполняет выделенное ему задание, обсуждает его с преподавателем, а затем передает усвоенный материал другим участникам).
Такой формат подготовки дает возможность каждому ученику работать в своем темпе, повышает ответственность за успехи всего коллектива, формирует адекватную самооценку и обеспечивает хорошее усвоение новой информации.
Творческая деятельность (КТД)
Групповое обучение дает высокие результаты в творческой деятельности. Цель ТКД – развить у ребенка нужные навыки и научить использовать их в той или иной сфере. В рамках технологии обеспечивается совместная работа воспитанника и взрослого наставника. При этом используются определенные формы проведения занятий:
- игра;
- работа в творческих лабораториях и мастерских;
- соревнование.
Метод обучения – диалоговое общение. Для оценивания успехов ученика применяется похвала, награждение, участие в конкурсах в качестве победителя отборочных этапов, выставка работ.
ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач была предложена советским писателем Генрихом Альтшуллером. Она построена на убежденности в том, что решать нестандартные вопросы в любой сфере по силам каждому ученику, независимо от базовых способностей и навыков.
Метод ТРИЗ сочетает 4 составляющие:
- устранение боязни предстоящих сложностей;
- гуманистическое обучение;
- формирование нетрадиционного образа мысли;
- практическое применение идеи.
В обучении применяются эвристическая игра, коллективная дискуссия и поиск. Технология вырабатывает у детей комплекс таких полезных навыков, как умение выявлять значимые моменты, рассуждать и на основе этого делать выводы, гибко мыслить, подключать воображение.
Игра
Любимый детьми вид деятельности – игры – можно направить на усвоение необходимого опыта. Технология рассчитана на:
- воспитание или развитие определенных личностных качеств;
- социализацию ребенка в обществе;
- общее расширение кругозора, применение усвоенной информации на практике.
Обычно педагоги центров ДОД берут готовые проработанные сценарии игр, имитирующих жизненную ситуацию, в которой ребенок должен определенным образом действовать. При этом занятие состоит из ряда этапов:
- Подготовка (обсуждение условий игры, определение главной цели).
- Игровой процесс.
- Подведение итогов и обсуждение результатов.
Главное достоинство технологии состоит в том, что в игры легко вовлекаются учащиеся всех возрастов, что сразу позволяет добиться снятия психологической напряженности.
Проекты
Популярная на западе альтернатива классической урочной схеме – проектное обучение. Оно предполагает не решение готовых заданий, а защиту некоего проекта. Такой подход позволяет:
- научить творчески мыслить;
- поменять руководящую роль педагога на функции наставника и помощника;
- привнести элементы исследования в образовательный процесс;
- сформировать нужный набор личностных качеств;
- вовлечь учеников в сбор знаний и их логическое применение.
Проекты могут отличаться по продолжительности, количеству вовлеченных участников (одноклассники, ученики школы, города, страны или даже учащиеся из-за рубежа), охваченных предметных областей, особенностям регулирования со стороны педагога.
ИКТ
Почти все инновации в дополнительном образовании предполагают использование компьютерных технологий. Они могут выступать источником информации, обучающими устройствами или развивающей средой. Подход ИКТ помогает:
- сформировать у учеников навыки работы с техникой и информацией;
- подготовить личность, максимально адаптированную к современному обществу;
- привить детям исследовательские навыки и самостоятельность;
- предоставить воспитаннику возможность выбора посильного для него объема работы.
Компьютерная технология может использоваться как монопрограмма (когда все аспекты обучения строятся на применении вычислительной техники) или как проникающий механизм (при котором IT-вставки проходят по только отдельным темам или разделам).
Сбережение здоровья
Здоровьесберегающие технологии – это целая система, создающая условия для сохранения, укрепления и приумножения физического, психологического, умственного и духовного здоровья воспитанников. Они направлены на развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.
Сбережение здоровья включает:
- мониторинг состояния детей во время учебы со стороны медработников и педагогов;
- учет возраста и уровня развития ребенка при разработке стратегии обучения;
- создание спокойной психологической обстановки во время занятий.
Рационализация образовательного процесса подразумевает организацию нормальных условий обучения (отсутствие стресса и адекватность требований к воспитаннику), соответствие нагрузки возможностям ребенка, достаточный двигательный режим.
С позиций здоровьесбережения преподавателю нужно проводить оценку следующих факторов:
- температура, степень освещенности, шума и других внешних раздражителей;
- продолжительность, число и частота смены видов деятельности (в идеале должны происходить каждые 7–10 минут, не более 4–7 вариантов работ за 1 занятие);
- число и чередование методов обучения (не более 3 видов преподавания со сменой хотя бы раз в 15 минут);
- позы воспитанников во время обучения и частота их смены, включая проведение физкультминуток (по 60 секунд на 30 минут занятия);
- психологический климат и наличие эмоциональных разрядок;
- наличие мотивации к обучению;
- включение вопросов ЗОЖ в занятие;
- поощрение инициативы и творчества учеников.
По итогам занятия педагог оценивает интенсивность проведенного урока, определяет степень утомленности учащихся и делает на базе этого корректировку на будущее.
Любая из педагогических технологий, которые сегодня применяются в дополнительном образовании детей, помогает сделать эффективнее и интереснее процесс воспитания и развития. Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно выбрать наиболее подходящий для конкретных воспитанников и целей метод, благодаря которому можно достичь максимального результата и привить детям интерес к получению новых знаний.
Источник: edunews.ru