Авторская вариативная программа что это

Общая характеристика вариативных программ по «Окружающему миру».

Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III — IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I – II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Примеры лицензий Creative Commons

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.

В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.

Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, вести наблюдения в природе с целью получения элементарных представлений о природе, окружающем мире, явлениях природы.

Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы.

Дом, который построила Собчак. 2 часть

Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной теме предлагается с природой разных уголков планеты, странами и народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.

В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.

Читайте также:
Ttester что это за программа

Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.

Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.Целенаправленно и последовательно в курсе раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, чему способствуют следующие экскурсии.

Большое место отводится вопросам охраны природы:

Соответственно программе в учебниках с I – IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.

Программа «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Главной целью программы является формирование у ребенка широкой целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.

По мнению Л. В. Занкова материал «…должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная, яркая картина природных явлений и жизни людей в разных странах и уголках Земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».

Основными задачами программы являются: развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существенных природных связей и закономерностей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.

В системе обучения, направленного на общее развитие, предусмотрено изучение естествознания с первого класса и географии со второго как самостоятельных учебных предметов. Разделение курсов вместо интегрированных предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» осуществлено в соответствии с предметными областями научных знаний.

Отбор содержания по географии основан на сравнительно-географическом методе, заключающемся в сочетании мироведения и краеведения. Во втором классе даются общегеографические понятия: карта, глобус, ориентирование, горизонт, движение Земли. Кроме этого детям сообщаются сведения о том, как человек изучал Землю, о великих географических открытиях.

Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Подготовка учителя к уроку.

Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматри­вая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.

Содержание урока и объем представлений и понятий оп­ределяется по программе, учебнику и методической литера­туре. В зависимости от содержания и целей выбирается со­ответствующая структура урока.

Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.

1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методи­ческой литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределя­ется по урокам с указанием календарных сроков их проведения»

Для составления календарно-тематического плана учите­лю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение естествознания и количество программных часов, требующихся для прохож­дения каждой темы.

2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно дол­жен содержать следующие элементы: тема урока; цели (ди­дактические, развивающие, воспитательные); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.

Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.

Начинающий учитель должен писать дословный конспект урока, в который включаются предполагаемые (полные и правильные) ответы детей.

9.Методика образования и развития естественнонаучных понятий.

Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образо­вания и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый бази­руется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, М.Н. Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А.

Читайте также:
Google play музыка что это за программа на Андроид

Павловича, В.А. Сухомлин­ского и др.

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мыс­ленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мыш­ления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосред­ственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Исходным моментом в познании окружающего мира явля­ются ощущения — отражение в коре головного мозга отдель­ных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем актив­нее происходит аналитическая деятельность коры.

на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбу­ждения в зонах различных анализаторов образуются времен­ные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отра­жения в коре головного мозга предмета в целом при непосред­ственном контакте с ним.

На этом этапе познания ученик воспринимает уже сово­купность свойств предмета. Известняк, например, воспри­нимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

Третьим этапом познания является образование представ­ления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хра­нимого в памяти человека. Физиологической основой пред­ставлений является сохранение связей между очагами воз­буждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логи­ческим познанием.

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пус­тыни. любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в ос­новном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

Источник: infopedia.su

Авторская вариативная программа что это

Авторизация

> Программы воспитания > Общеобразовательные организации > Вариативные модули

Вариативные модули

Дополнительные (вариативные) модули реализуются в школе, если в ней осуществляются следующие виды деятельности: дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтёрство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество и другие. Дополнительные (вариативные) модули определяются и разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai

На конкурс разработок вариативных образовательных программ преподавателей языков стартовал прием заявок

На конкурс разработок вариативных образовательных программ преподавателей языков стартовал прием заявок

С целью выявления, обобщения и отбора лучших вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации проводится конкурс разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные программы по укрупненной группе профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Организатором конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации. Оператором мероприятия определено общество с ограниченной ответственностью «Верконт Сервис».

Целевая аудитория конкурса – преподаватели русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации профессиональных образовательных организаций, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки. Педагогический стаж участников конкурса в профессиональной образовательной организации в сфере преподавания русского языка, русского языка как родного, родных языков должен составлять не менее 1 года.

Сбор заявок и конкурсных материалов проводится в период с 1 по 30 сентября 2020 года в электронном виде на сайте http://spo.vercont.ru. Форма заявки участника конкурса доступна после регистрации.

Подробнее об условиях участия в конкурсе, этапах проведения, перечне номинаций конкурса можно узнать в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте.

Победитель определяется в каждой номинации и награждается дипломом и призом победителя. Все участники конкурса, прошедшие отбор для участия, получат сертификаты и благодарственные письма.

Итоги конкурса будут размещены в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://spo.vercont.ru.

При возникновении вопросов можно обращаться по номеру телефона +7 (499) 110-42-18 или электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Источник: www.province.ru

Авторская вариативная программа что это

​«Как минимум доработать!»

15 ноября 2022 года прошло заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался проект единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Документ разработан в рамках курса министерства просвещения на унификацию всех образовательных программ и создания на каждом уровне обучения единой рекомендуемой версии программы. На создание программы у разработчиков было всего четыре недели, в результате получился недоработанный, вызывающий вопросы экспертов и практиков документ.

Большинство участников круглого стола – политики, учёные, психологи, педагоги и журналисты – отметили шероховатости проекта и пришли к выводу, что его стоит как минимум доработать.

По их словам, программа не отвечает интересам детей и нарушает основополагающий принцип дошкольного образования – принцип единства воспитания, обучения и развития.

При первом знакомстве с документом заметны очевидные нарушения, – от орфографических неточностей и надерганных фрагментов из ФГОС до путаницы в терминологии и несоответствии программных задач возрасту.

Читайте также:
Программа трассир что это

Особенность программы – упор на патриотическое воспитание. Из документа следует, что основными функциями дошкольного образования являются «воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации», приобщение детей к «духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа». Впрочем, доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГУ Александр Асмолов, как и многие другие присутствующие онлайн и офлайн эксперты, отмечает, что предложенная программа как раз противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина.

«Стандарт нужен там, где вариативному разнообразию нужно придать единообразие»

«Чувствуется четырехнедельная беременность этой программы», – горько пошутил доктор психологических наук, профессор дирекции образовательных программ МГПУ Владимир Кудрявцев и отметил, что документ у него ассоциируется со слабым рефератом студента-троечника. В программе нет даже намека на колоссальные научные исследования.

Почти через 10 лет после принятия стандарта педагоги-дошкольники более или менее его освоили». По словам психолога, совершенно очевидно, что стандарт нужен там, где этому великолепному вариативному разнообразию нужно придать единообразие. И существующий стандарт с этой задачей более или менее справляется. Если же эта программа будет федеральной, то какая судьба будет у других программ?

«Нужно в пояснительной записке оговорить статус ФГОСа и тех программ, которые уже прошли экспертизу. Получается, что мы перечеркиваем все, что делали? Как у разработчика одной из программ у меня совершенно не шкурные переживания. Я говорю за всех, уверен, что меня поддержат многие мои коллеги», – подчеркивает Владимир Кудрявцев.

Эксперт предложил назвать программу примерной в значении примера, а не примерности и приблизительности. Тогда можно будет всерьез говорить о доведении этого документа до ума.

«Мы собираемся формировать у детей исполнительскую культуру и учим слушаться исключительно команд сверху»

Коллега Владимира Кудрявцева, эксперт в области дошкольного образования и развития дошкольной образовательной среды Сергей Плахотников также предостерёг от быстрого принятия предложенной программы. По мнению эксперта, в проекте много тревожных тенденций. Прежде всего Плахотникова настораживает частота употребления глагола «учить», хотя совершенно очевидно, что учебная деятельность не является ведущей для дошкольного образовательного учреждения.

А вот две ключевые деятельности – игровая и исследовательская – в проекте представлены крайне скудно.

«Мы воспринимаем ребёнка как субъекта деятельности, а предлагаемая программа воспринимает его как объект. Кто же в таком случае является исполнителем, то есть субъектом программы? Путаница полная. С одной стороны, это воспитатель, с другой стороны – педагог, с третьей стороны – педагогический работник. То есть нужно понять, кто является в правовом плане реализатором.

Конечно, мы понимаем, что ребёнок может (хотя в программе написано «должен») выполнять инструкции, которые даёт взрослый. Но если мы учим ребёнка выполнять инструкции взрослого, мы очень здорово рискуем, потому что качество взрослых, которые встречаются ребёнку на пути, может быть самым разным. В этом смысле мы подставляем ребёнка», – считает Плахотников.

И не только подставляем, а рискуем сделать из детей неконкурентоспособных исполнителей, уверен эксперт.

«У меня такси беспилотное рядом ездит. С кем наши дети будут конкурировать, когда мы их научим быть исполнителями?» – сетует Плахотников. По его словам, мы должны воспитать предпринимателей, людей, которые будут менять ту реальность, в которой мы их выращиваем. Нас не будет, а они будут.

А предприниматель – это человек, который видит проблему, решает проблему, входит в кооперацию с другими, может ставить цель перед собой и оценивать результат своей деятельности. Дети в дошкольном детстве к этому способны.

«А мы собираемся формировать у них исполнительскую культуру и учим слушаться исключительно команд сверху», – заключает Сергей Плахотников.

«Это неправда!»

Ранее в «Вестях образования» мы опубликовали колонку Александра Асмолова. По его мнению, в подобном виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России. «В программе приговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать – это неправда», – заключает Александр Асмолов.

Программа всё равно будет…

17 ноября 2022 года на VII съезде работников дошкольного образования предполагается утверждение единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, после чего все ДОО должны будут осуществлять по ней свою деятельность. Остаётся надеяться, что её разработчикам (имена которых, к слову, неизвестны) дадут время доработать программу. В противном случае по мнению экспертов и организаторов круглого стола, проект дискредитирует саму идею введения Федеральной образовательной программы, снижает уровень доверия граждан к властным структурам и наносит непоправимый вред детям.

Организаторы мероприятия:
Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО); Координационный совет по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан при Общественной палате Российской Федерации; Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС).

Источник: vogazeta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru