Авторская программа в школе что это

Содержание

Что такое авторская школа?

Сегодня в Директорском клубе диспут. Тема вынесена в заголовок полосы. В том, что авторские школы нужны, участники диспута едины. Мнения разошлись лишь в целеполагании, то есть в том, для чего, собственно, авторские школы создаются. Татьяна БЕТЧЕР, директор екатеринбургской гимназии №2: Генератор прогрессивных идей Нужно давать ход новаторству.

И именно в авторских школах рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в основную школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития. Другое дело, авторские школы не следует пытаться тиражировать. Да и ничего из этой затеи не выйдет. Основа этих школ – личность.

Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду.

Авторская программа — показатель творческого роста учителя

Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально. К примеру, постановить: «Со следующего года 30 учителей города будут работать по методике авторской школы Шаталова». Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда в начальной школе появились программы Давыдова, Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец».

Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Естественно, результата в подобных cлучаях быть не могло.

Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы Занкова или Давыдова, не чувствуя внутренней логики, глубинной философии автора. Повторюсь: авторские школы необходимы, однако их нельзя клонировать. Их не может быть много, как не может быть много гениев. В этих учебных заведениях особую роль играет личность.

В Екатеринбурге в полном смысле авторской, на мой взгляд, можно назвать только школу Александра Лобка, которая ориентирована на личностное развитие: сугубо индивидуальный подход к ребятам, небольшое количество учеников, формирование прежде всего гуманитарных способностей. Однако родители, которые собираются направить ребенка именно в эту школу, должны себе четко представлять, что не стоит впоследствии предъявлять школе претензии по поводу недоученности своего чада по математике или химии.

У этого учебного заведения нет такой задачи. К единому государственному образовательному стандарту, базисному учебному плану в таких школах относятся формально. Кроме того, перевод ребенка из одной школы в другую тоже потребует дополнительных усилий, нужно будет догонять новых одноклассников по огромному количеству предметов.

Светлана АРТЕМЬЕВА, директор петрозаводской школы-комплекса №45: Это песня… Общественные судьбы авторской школы и авторской песни мало чем отличаются друг от друга. Было время, когда песни, которые исполнялись всеми, кто мало-мальски умел держать гитару в руках, называли туристскими. Их авторов никто не знал, но пела их вся страна.

Бумажная работа/Школьная документация/Рабочая программа, воспитательный план/

Затем у песен нашлись авторы-исполнители, и песни назвали бардовскими, бардов стали узнавать. Прошло время, и тема «Авторская песня» вошла в школьные учебники по литературе, к выпускным экзаменам дети стали зазубривать фамилии авторов и тексты песен. И все это благодаря появлению одного, захватившего миллионы людей на Земле песенного жанра – самодеятельной (авторской) песни!

Но парадокс заключается в том, что дети стали изучать творчество бардов на школьных уроках, а петь их песни они больше не стали. То ли время не то, то ли вкусы не те. Правду люди говорят, что человек больше всего на свете любит рассказывать о том, что сам нашел и понял, и показывать то, что сам видел.

Сначала директоров школ, которые предлагали нетрадиционные по содержанию школьные системы и технологии, называли новаторами. О новаторах и их идеях знала вся страна. Спустя время школы, созданные новаторами, стали называть авторскими.

Сегодня в большом потоке информации по радио, телевидению или в какой-нибудь газете вряд ли услышишь или прочитаешь берущие за душу слова об авторской школе и ее создателе. Сегодня школу принято ругать. А зря! Сколько интересных личностей строят сегодня свои школьные системы, сколько интересных открытий совершается в авторских школах! Какие дети учатся в них!

Такую школу общество сегодня не знает. То ли время не то, то ли вкусы не те… Правду люди говорят: «Что имеем, не храним, потеряем – плачем!» А может, дело совсем в другом? В отношении к новому. Что становится главным недругом таланта? Обычность! Да, та обычность, которая любое новшество принимает как наступление на свой суверенитет, свое спокойствие.

Так всегда было, есть и будет! Всегда найдутся люди, стремящиеся все привести в соответствие, и всегда найдутся впередсмотрящие, влюбленные в педагогику, готовые взять на себя чуть больше ответственности, совершить новые педагогические открытия. И борьбы между талантом и обычностью не избежать никогда! И не всегда в этой борьбе побеждает талант.

Но если победит талант и такая школа реализует свои планы, то спустя время ее опыт обязательно отразится в опыте других школ. Я только что вернулась из Москвы, где проходил рабочий семинар для 20 пилотных школ – участников проекта по развитию системы управления образованием на школьном уровне.

Каждый директор представил систему своей школы, и я искренне порадовалась за авторские школы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Сочи и Хабаровска. В 1990 году в Петрозаводске было принято решение о создании на базе 45-й школы культурно-образовательного комплекса, выделено 48 ставок. Наша школа могла претендовать на авторскую, если бы не все та же обычность!

На сегодня в штате осталось 6 ставок. Причем в соответствии с новыми социальными нормативами и новыми штатами школ города школа превысила типовое штатное расписание на 2 ставки, но сумела сохранить свой неповторимый стиль. Удивительно, но это так! Бытует утверждение, что авторский опыт неповторим. Если мы говорим о стиле автора, то я с этим согласна.

Основания духовности у каждого свои, хотя нам всегда хочется именно этой духовностью, которая отражается в стиле автора, и обладать. Но если мы говорим об апробированных шагах – стратегии, подходах, методах и средствах, то они как раз в большинстве своем и тиражируемы. Что мы все время в наших школах делаем?

Мы изучаем опыт авторских школ и отбираем то, что необходимо для развития своей школьной системы. Глупо препятствовать деятельности педагогических Данко, чтобы самим оставаться без света и оставлять без света своих детей!

Честное слово, стоит просто не мешать воплощать в жизнь идеи талантливым педагогам и позволить им тратить их время, силы и средства (хорошо бы помочь им со средствами!) на создание своих авторских школ. Ведь в конечном счете это надо делать лишь ради одного – ради счастливых детских глаз!

Вспоминаются слова песни о педагогах-новаторах, у которой наверняка есть автор: Пусть злословят пустомели, Языками егозя, Если б даже мы хотели, Нам другими быть нельзя. И кликушествуйте, совы, Что живем лишь только раз! Мы сверяем нашу совесть Под рентгеном детских глаз!

Михаил БУРОВ, директор нижегородской авторской академической школы №186: Возможность самореализации Уникальность личности и есть авторство. Среди многообразия школ должны быть авторские. Вот насколько они нужны сегодня? Они нужны хотя бы для того, чтобы человек реализовался. Нереализованный человек – больной человек.

Читайте также:
Galaxy sTore что это за программа на Андроид Самсунг и нужна ли она

А среди педагогов достаточное количество людей очень творческих, поэтому авторские начала или авторский климат могут быть в каждой школе. И законы позволяют это осуществлять: промежуточная аттестация, безотметочный способ обучения. Вот у нас сегодня уже шестые классы пошли по безотметочному обучению. Очень сложно было договориться с родителями.

И довод, которым мы их убедили: самое страшное, что придумано, – это отметка в школе. Личность школьника разрушают три вещи – классно-урочная система, отметки и учебники. Вот я их постарался вытравить. Потихоньку.

Сергей СОПОЧКИН, директор новосибирского лицея №130: Способ борьбы с консерватизмом Авторские школы нужны, даже если исходить из простого принципа: школы всякие нужны, школы всякие важны. Авторская школа должна иметь свою концепцию, опытного руководителя со своим видением образования.

При этом нельзя забывать, что детям необходимо получить базовое образование согласно стандартам. Авторская школа помогает бороться с консерватизмом, привлекает молодежь, всегда имеющую новые идеи. Это возможность реализации нового подхода к обучению. Но любая концепция должна быть понятной педагогическому коллективу.

Если не будет группы единомышленников, то ничего не получится, потому что насильно свою методику никому не навяжешь. Мне кажется, авторских школ должно быть немного. Все-таки Конституция гарантирует базовое бесплатное образование, есть традиции, есть законы. Полезно продумать систему поддержки инноваций, талантов, систему апробации.

Не всякая авторская программа может стать массовой, да и не всякая новая идея достойна воплощения. Нужно подходить осторожно, чтобы дети не пострадали от экспериментов. Если же опыт оказался ценным, полезным, то стоит подумать, как его распространить. Мнения директоров школ записали: Наталья ЯКОВЛЕВА, Нина КОПТЮГ, Ирина МАЛИНИНА, Евгения КРИЗСКАЯ, Наталья МЕШКОВА

Поделиться:

Скопировать ссылку

Читайте «УГ» в:

В Перми определяют участок для строительства международного образовательного кампуса

Путешествие выходного дня в уютный Малоярославец

Комментарии

Отменить ответ

Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.

Вы можете зарегистрироваться на сайте с помощью социальных сетей ВК и Одноклассники

Выбор читателей

19 ноября 2022, 07:01

«Одеть» или «надеть»: как научиться использовать глаголы правильно, чтобы не делать ошибок

15 декабря 2022, 15:21

В Минпросвещения утвердили расписание ЕГЭ в 2023 году

14 декабря 2022, 23:19

В 2023 году ОГЭ для девятиклассников пройдет с 24 мая по 1 июля

10 декабря 2022, 12:14

Памятка родителям: при каком «минусе» за окном отменяют уроки в школах

8 декабря 2022, 13:18

Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант

21 декабря 2022, 10:26

Семь причин включить эти орехи в меню: они помогут забыть про давление, ожирение и холестерин

21 декабря 2022, 15:54

Источник: ug.ru

Авторские школы в системе образования

Авторская школа — это школа, разработанная конкретным педагогом (и его последователями), опирающаяся на конкретные концептуальные основы, отражающие реализацию идей автора в организации продуктивной образовательной деятельности.

Рисунок 1. Авторская школа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вопросами организации обучения и воспитания занимались многие педагоги на протяжении всей истории человечества. Авторские школы развиваются вместе с развитием общества. Переход от одного этапа развития общества к другому сигнализирует о смене образовательной концепции. В разные времена и эпохи существовали различные авторские школы, которые отражали особенности социального развития того периода и потребности общества в образовательной деятельности, а также оригинальные мысли и идеи педагогов того времени.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Следует отметить, что возникновение авторских школ является следствием существования традиционной концепции обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Иными словами, если в конкретный период существует принятая система организации образовательной деятельности, то появляются и ее критики, считающие данную систему не продуктивной и, предлагающие более эффективные концепции реализации образовательной деятельности.

Развитие авторской школы имеет ряд специфических характеристик. К ним относятся:

  1. Авторская школа формируется на основании единения единомышленников, которые придерживаются одной версии развития образовательной деятельности и формируют на ее основании проект создания школы;
  2. Дополнение и корректировка проекта создания авторской школы группой авторов-единомышленников. При формировании проекта каждый его участник вносит в него поправки, дополнения, отражающие его видения сути развития событий;
  3. При формировании авторской школы возникает период ее самоопределения. Он связан с рядом конфликтов, возникающих между педагогами по поводу использования новых форм и методов деятельности;
  4. Экспериментальный характер школы. Обучение нового типа еще не изведано. Оно ново, и никто не знает к каким итогам оно приведет. Деятельность школы носит поисковую направленность т.е. автор ищет путь развития образования;
  5. Объединение мировоззренческих концептуальных идей и инновационных технологий их реализации.

«Авторские школы в системе образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

На современном этапе развития образовательной системы, авторские школы регистрируются государственными органами, в полномочия которых входит ведение образовательной деятельности и решение вопросов, связанных с ней. Регистрация реализуется на основании подачи заявки соответствующим учреждением. Заявка рассматривается и при одобрении учреждению дается статус экспериментальной площадки, на которой может быть реализовано необычное построение образовательной деятельности, организована нестандартная структура учреждения, предусмотрена особая организация управленческой деятельности и система оплаты труда персонала.

Авторская школа считается устойчивой образовательной системой нового типа, деятельность которой опирается на инновационные взгляды и методы. Такие школы не всегда предлагают что-то абсолютно новое и неизведанное, вносят инновации в образовательный процесс. Зачастую, они предлагают модернизировать существующие основы его организации в соответствии с потребностями общества и развитием инновационных технологий т.е. идет преобразование общепринятых подходов организации педагогической деятельности.

На сегодняшний день в России существует ряд авторских школ, которые активно развиваются и устойчиво функционируют.

Школа Вероятностного образования Александра Лобка

Данная школа опирается на идею открытого образования и функционирует на основании построения открытого образовательного пространства.

Процесс обучения в данной школе строится на основании взаимодействия педагога с учащимися. Каждый учащийся признается активным субъектом образовательной деятельности. при этом, процесс обучения оценивается не по уровню знаний и навыков учащихся, и даже не по степени их общего развития в ходе образовательной деятельности, а по активной позиции учащегося в ходе обучения, его вовлеченности в образовательный процесс и развитой субъектной самоактуализации. Иными словами, автор школы призывает учащихся к формированию диалога с культурой, с обществом и его тенденциями развития. Здесь важно не количество усвоенных знаний и вовлеченность личности в диалог культур.

Школа самоопределения Александра Тубельского

Данная школа была создана в качестве призыва к развитию свободной личности, свободных граждан демократического общества.

Деятельность школы ориентирована на:

• Развитие свободной личности; • Воспитание гражданской ответственности и толерантности учащихся; • Развитие навыков самоопределения и самореализации подрастающего поколения в современной социальной среде; • Формирование универсальных учебных действий учащихся как ведущей образовательной цели.

Процесс обучения в школе предполагает свободный выбор содержания образовательной деятельности каждым учащимся. Он может выбирать разные направления обучения, пробовать в них свои силы и способности и менять их в случае неудачных попыток.

Оценка знаний и навыков учащихся в данном учебном заведении является нестандартной. Оцениваются качественные параметры образовательной деятельности каждого учащегося, уровня его развития и продвижения в обучении, в познании и самопознании.

Важно, что в данном учебном заведении осуществляется сравнение успехов каждого отдельного учащегося с его собственными успехами в предыдущие периоды обучения т.е. достижения других учащихся не берутся в расчет и обучение не ориентируется на «среднего» учащегося, что характерно для большинства государственных школ.

Учебный год завершается прохождением ребенком творческого экзамена. На нем, учащиеся демонстрируют свои достижения педагогам, другим родителям и одноклассникам. Так, отражается индивидуальное продвижение каждого учащегося.

Интересно, что одним из методов обучения в данной школе является метод погружения. Он предполагает погружение учащегося в познание одной дисциплины на определенный временной промежуток. Как правило, он занимает несколько дней.

Источник: spravochnick.ru

По типовому плану: в России пересмотрят правила работы со школьными программами

За школами закрепят право на свое усмотрение либо составлять собственные учебные программы, либо следовать типовым вариантам, одобренным Министерством просвещения. Соответствующий законопроект Госдума на этой неделе приняла в третьем окончательном чтении. Такая возможность существует и сегодня, однако новые правила могут избавить учителей от необходимости вносить изменения в типовые программы «для галочки», рассчитывают представители профессионального сообщества. «Известия» разбирались в том, что изменится на практике и как эти изменения скажутся на работе учителей и образовательном процессе в целом.

Читайте также:
Что за программа picosmos tools

Стандартизированные программы

Клик о помощи: в школах появятся уроки цифровой грамотности

В Минпросвещения допустили включение их в курс по ОБЖ, чтобы научить детей противостоять киберугрозам

Поправки, которые касаются работы школ, были предложены в рамках законопроекта, который изначально касался только действующего закона «О Московском государственном университете М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» — в соответствии с этим документом, вузам должны были предоставить право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, а также имуществом других относящихся к ним юрлиц.

Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 18 мая. Ко второму чтению его предложили дополнить поправками в закон «Об образовании». Согласно им, общеобразовательные учреждения теперь смогут следовать типовым учебным планам, предложенным Министерством просвещения. А при желании — создавать собственные программы, но с учетом изложенного в типовых документах. Оба документа в Госдуме приняли во втором и третьем чтении на заседании 15 июня.

Поправки в закон «Об образовании» дадут школам возможность выбора, полагают в профильном комитете нижней палаты парламента.

результат

Фото: ТАСС/URA.RU/Вова Жабриков

— Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право. Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать по большому счету. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет ее разработать, — пояснил глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

В пользу навыков: у молодежи растет спрос на профессиональное образование

По оценке специалистов, сегодня выпускникам колледжей намного легче найти работу, чем людям с высшим образованием

Порядок использования типовых образовательных программ как в высших, так и в профессиональных или общеобразовательных учебных заведениях определяется статьей 12 «Закона об образовании». Прошедшие экспертизу образовательные программы должны быть включены в реестр примерных образовательных программ, который является общедоступным. — В соответствии с законом об образовании, каждая школа разрабатывает свою конкретную программу с учетом примерных образовательных программ, зарегистрированных министерством. К этой фразе в законе об образовании я отношусь крайне положительно и считаю, что наличие многих примерных образовательных программ и обязанность школ на их основе разработать свою собственную программу, является позитивным фактором, — рассказал «Известиям» заместитель председателя экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семенов. Использование уже существующих стандартизированных программ он считает более эффективным с точки зрения образовательного процесса. При этом, отмечает собеседник издания, для этого уже сегодня не существует никаких препятствий.

«Велика инерция»

Формально использовать предлагаемые министерством программы можно было и ранее, подтверждает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова, но в действительности учителя часто сталкивались с необходимостью дополнять их собственными элементами вне зависимости от того, была ли в этом реальная необходимость.

Источник: iz.ru

Авторская программа в школе что это

Авторская школа России

Публикация с опозданием

Мы давно подготовили номер «Вестей образования» про авторские школы, еще весной, но не хотели давать его на фоне острой фазы скандала вокруг школы имени Александра Тубельского. На пике болезни нужны быстрые действия, публичная реакция. «Вести образования» были активны в период кризиса.

Время анализа – после того, как острая фаза пройдена, и отстраненная позиция может быть воспринята публикой адекватно.

Поэтому и решили дать этот номер в августе. Тем более что именно в августе уже далекого 1987 года состоялся тот самый исторический Фестиваль Авторской школы в Асаново (Удмуртия), после которого и появились авторские школы – в сегодняшнем их понимании. Надеемся, что авторы этого номера отнесутся к нашему решению с пониманием.

Московский коллега Александра Петрынина как-то сказал:
«Петрынин работает на передовой, а мы – в тылу, но именно от его работы зависит, победим мы или нет»

Из какого сора рождаются стихи?

Начну с того, что в дискуссии вокруг школы Тубельского несколько раз встречалось утверждение, будто в Советском Союзе было пять авторских школ, а сегодня не осталось почти ни одной.

Скорее всего имелось в виду, что в 1986–87 годах клубы творческой педагогики «Эврика» при поддержке «Учительской газеты» провели конкурс «Авторская школа», победителями которого стали проекты школы самоопределения, диалога культур, развивающего обучения и другие.

Между тем авторских школ в период между 1987-м и вплоть до 1992 года (принятие закона «Об образовании») было, конечно, намного больше. От Сахалина до Эстонии появились школы, основатели которых аккумулировали в своих проектах разные культурные направления, отечественные и зарубежные: педагогику Толстого и Макаренко, культурно-исторический подход Л. Выготского – развивающее обучение Эльконина-Давыдова и Занкова, коммунарство – идеи и методики И. Иванова и Ф. Шапиро, Л. Новиковой, В. Караковского, О. Газмана, идеи Гальперина – ТРИЗ, методики Шаталова, Лысенковой и Амонашвили, идеи Щетинина, идеи М. Бахтина и В. Библера – школы диалога культур, системы Монтессори, Вальдорфской школы, идеи мыследеятельностной педагогики Г. Щедровицкого, парк-школы В. Балабана и другие идеи и направления.

Разные выбирали разное, но у всех была прививка – «не навреди», хорошая клубная («Эврика») история проектирования и рефлексии собственных замыслов.

Сначала возникли клубы творческой педагогики – более пятисот по всему СССР, и «Учительская газета», пока могла, с 1985 до 1989 года поддерживала это движение, рассказывала о клубах и проводила Всесоюзные сборы «Эврики» (а их были десятки), чтобы эвриканцы могли обмениваться идеями и строить проекты.

Фактически первой авторской школой, еще до появления этого понятия, стала красноярская школа «Универс», у истоков которой стояли Исак Фрумин, Виктор Болотов, Александр Аронов, Виктор Васильев.

И только в начале 90-х стали появляться авторские школы на энтузиазме лидеров – Елены Федоровой в Южно-Сахалинске, Александра Петрынина в Хабаровске, Виктора Станкевича во Владивостоке, Татьяны Ковалевой и Людмилы Долговой в Томске, Александра Сайбединова в том же Томске, Татьяны Озеровой, Марины Бушновой и Петра Кулинченко в Ростове, Марии Калужской и Алексея Бабетова в Екатеринбурге, Александра Гольдмана и Александра Лобка в том же Екатеринбурге, Михаила Черемных в Ижевске, Вячеслава Лозинга и Анатолия Сторожева в Кемерово, Ларисы Герапинович в Санкт-Петербурге, Александра Тубельского, Анатолия Пинского, Анатолия Каспржака, Ефима Рачевского, Алексея Воронцова в Москве и многих, многих других. Я не ошибусь, если скажу, что авторских школ были сотни, и я назвал только малое число подвижников, за что прошу прощения.

Вот они своей деятельностью и определили переход от институциональной неопределенности конца 80-х – середины 90-х к нормативному обустройству системы образования.

Это обустройство шло на пределе сложности – не только из-за нищеты, но и – прежде всего – по причине отсутствия четкого вектора развития образовательной политики.

Важное место в образовательной программе «Школы будущего» занимают выездные экспедиции и полевые уроки

Инновации становятся нормой

Нужно признать, что инновационная идеология лидеров обновления образования 80-х – 90-х годов не стала массовой, а образовательные результаты этого десятилетия были безжалостно брошены в топку политических игр по дискредитации этого периода.

Разбор грехов и ошибок оставим до поры, но не забудем: это важная тема, особенно для тех, кому еще предстоит осуществлять инновационные прорывы в образовании. Скажу лишь: моя точка зрения состоит в том, что ставка на жертвенность («реформаторов всегда ругают, поэтому не будем обращать внимание на критику – будем делать свое дело») не работает.

А работает глубокая институциональная проработка механизмов и эффективные медийные инструменты. Не простое «информирование масс»: «Нужно больше объяснять!», а вовлечение просвещенной общественности в обсуждение и принятие решений.

И уж точно не ставка на ведомство как основной инструмент инноваций, а опора на сети и сообщества.

Но так или иначе, к середине 90-х многое из того, что создавалось инновационно, – то есть вопреки правилам и нормам – стало соответствовать норме.

Утверждение образовательных программ стало прерогативой школ, развивающее обучение стало институционально оформленным направлением, стало возможным реализовывать авторские программы, многие авторские школы стали муниципальными.

В середине 90-х авторские школы переросли в сеть «Федеральные экспериментальные площадки», которая даже получила государственное признание и финансирование. А в середине 2000-х название было изменено, и с тех пор это Федеральные инновационные площадки.

Читайте также:
Cat music что это за программа

А начиналось все как частная инициатива, «придумка». Но не из вакуума, конечно. Тогда, в середине 80-х, в «Эврике» и в «Учительской газете» мы находились в центре мощного урагана перемен, и многое, если не все, делалось, писалось и придумывалось как альтернатива авторитарной школе, альтернатива зубрежке, заорганизованности. Уже был опубликован манифест «Педагогика сотрудничества», по всей стране создавались клубы творческой педагогики «Эврика», проводились эвриканские сборы, обсуждался и сам манифест, и другие идеи. Было опьянение свободой.

И мы тогда много говорили о том, чтобы нормы, правила управляли деятельностью. Конкурс «Авторская школа» и авторские школы рассматривались нами, авторами этого проекта, как лаборатория, инкубатор, теплица, экспериментальная площадка тех норм, которые должны были стать основой института образования. Войти в законодательство, в «Положения …», стать частью нормативной базы работы организаций и пунктами должностных инструкций должностных лиц.

Но даже в самых смелых мечтах нельзя было тогда представить, что само государство (в лице министерства) начнет поддерживать образовательные инициативы, проекты, присваивать таким инициативам статус «Федеральная площадка». И уж абсолютной фантастикой выглядел тот факт, что через 20 лет после выхода «Педагогики сотрудничества» государство выдаст школам гранты на реализацию инновационных проектов, а потом объявит это частью приоритетного национального проекта, и каждая инновационная школа, показавшая лучшие результаты, получит по миллиону рублей…

Но пришло время – и авторские школы перестали резко выделяться среди остальных. Многие из них стали лидерами в своих регионах, сохранив уникальный камерный уклад и в то же время возглавляя рейтинги по «штатным» результатам.

Нельзя не видеть, что многое из того, что проектировалось 30 лет назад, стало институциональным фактом.

Лицей «Ключ» – школа, в которой хочется остаться на второй год

Автобиографическое отступление

…происходящее сегодня в школьной политике кому-то кажется развалом и стагнацией, кому-то – прорывом.

Учителя, родители, чиновники и сами школьники – все по-разному оценивают нынешнюю реальность. Спокойнее всех – школьники. Но не потому что несмышленые, а потому, что пытаются максимально жить насыщенной жизнью – здесь и сейчас.

И потом – это только взрослым кажется, что вся жизнь детей поглощена школой. В их подростковом мире происходит масса интересных, важных и полезных вещей, по сравнению с которыми учеба в школе – сущие пустяки. Музыка, тусовки, футбол, влюбленности, дружба, книги…

Когда я учился в школе (это была сельская школа на Украине), жизнь учителей казалась мне инопланетной! Только из-за того, что мама и папа постоянно обсуждали дома школьные дела, я был в курсе. Но все новации, которые они внедряли, воспринимались как должное: не с чем было сравнивать.

На неделю, году в 1963 или 1964, точно не помню, приехала Ирэна Ильинична Аргинская: папа внедрял занковскую систему, а она – автор учебника по математике.

Представьте: зима, в селе отключили свет, чайник на плите, в которую подбрасывают уголь, на столе «каганец» (керосиновая лампа), Ирэна Ильинична рассказывает родителям, как ее, школьницу, арестовали и отправили в лагерь. Утонченная, умнейшая, блестящий математик – прошла лагеря и выстояла.

Только через десять лет на конференции, которую проводил сам Л.В. Занков, я понял, что со мной происходило в начальной школе!

Папа переписывался с П.М. Эрдниевым – вводил его метод. И только в середине 80-х, подружившись с последователями Пюрвя Мучкаевича, я понял, как у нас в школе учили математике.

Как папа тогда, в 60-е и 70-е годы, пробивал эти эксперименты?

Может, он потому и застрял в далеком селе, даже не райцентре, что вдалеке от крутого начальства мог позволить себе без особого шума заниматься интересными вещами?

И даже уже работая учителем, еще до армии, я понятия не имел, кто у нас министр, какая там образовательная политика, куда все катится?

Уроки, лабораторные работы, контрольные, дежурство по школе, классное руководство, заполнение журнала, проверка тетрадей, посещение семей трудных подростков, лекция в клубе, педсоветы, областная контрольная и последняя четверть – подготовка выпускного класса к экзамену. 34 билета, два вопроса «по теории» и задача.

И так, «чтобы от зубов отскакивало!» – такую задачу ставил директор.

Только в середине 80-х пришло понимание, что такая школа – совсем не то, о чем говорили на кухне в хате мои родители с Ирэной Аргинской и о чем переписывались с Эрдниевым.

Потому что вне школы в середине 80-х начало проясняться.

Наиболее яркие месяцы в «Ключе» – выездные

Что значит – «авторская школа» умерла?

Школы стали нормальными, но важно посмотреть, что стало с авторами?

«Повзрослев» и «посолиднев», авторы проектов авторских школ сегодня определяют образовательную политику.

Вновь пройдемся по списку, который я приводил вначале:

Елена Федорова сегодня – вице-мэр Южно-Сахалинска, Центр Александра Петрынина в Хабаровске – общепризнанный лидер, Виктор Станкевич долгое время был высокопоставленным чиновником в Приморском крае, Татьяна Ковалева сегодня – лидер тьюторского движения, Людмила Долгова – директор одной из самых известных школ «Эврика» в Томске, Александр Сайбединов – директор известнейшего Губернаторского лицея в Томске, Мария Калужская и Алексей Бабетов – одни из самых известных и авторитетных директоров России, их школа «Корифей» – одна из самых успешных в стране, Михаил Черемных – директор уникального гуманитарного лицея, сейчас прошел в финал выборов главы города, Александр Лобок – известный в стране педагог и консультант, Вячеслав Лозинг – руководитель образовательных программ в ВШЭ, школа Ларисы Герапинович «Унисон» в Санкт-Петербурге славится на всю страну, Алексей Воронцов потерял школу, но не потерялся как видный эксперт и преподаватель. Исак Фрумин и Виктор Болотов – среди ключевых фигур в образовательной элите страны.

Я хочу сказать, что эволюция авторских школ и их авторов – нормальное возрастное явление. Мы же не ломаем руки, что пионеры воздухоплавания не летают на бипланах, что мастера немого кино вынуждены говорить, а еще и показываться в цвете.

То был короткий период, когда накопленный десятилетиями и неиспользованный советской педагогикой материал позволил отчаянным пионерам педагогики создать школы, в которых нашли применение и гениальные разработки, и собственное подвижничество.

Нам не просто повезло, нам повезло вдвойне: и в том, что такой период был, и в том, что нашлись безумцы и подвижники, которые рискнули после мертвечины уравниловки выпрыгнуть из окопа, встать в полный рост и подставиться.

И они победили, они дали шанс тысячам учеников вырасти в пьянящей атмосфере творчества и поиска.

Больше такого не будет, это время неповторимо.

Придут другие времена, другие герои, другие школы.

С прошлым нужно расставаться достойно и с любовью.

А те авторские школы живы – в наших учениках.

Эволюция авторских школ

Строго говоря, авторские школы 1980–90-х годов были наполовину подчиненными, наполовину авторскими, свободными.

Они были частью системы, структуры, и в то же время – за счет состоявшегося авторства претендовали (и не без успеха!) на исключительные свободы, свой уклад.

Поэтому для них был найден компромиссный вариант того времени – «экспериментальные» или «инновационные» «площадки».

С усилением нормативной регламентации стало ясно (и конфликт вокруг школы Тубельского это для меня окончательно подтвердил), что статус «площадки» выработал себя окончательно.

Для школ прорывных, из ряда вон выходящих, нужны другие статусы. Это уже не площадки с ограниченными свободами, а федеральные школы, выведенные из обычных регламентов, не только стандартов. Выведенные из государственного учредительства, принадлежащие научным или экспертным организациям, финансирующиеся по особому нормативу, не связанному со стандартом.

По-хорошему, эти школы должны принадлежать Академии образования, но РАО в ее нынешнем состоянии с этим не справится.

Это могли бы быть школы крупных компаний, уполномоченных вести прорывные инновационные проекты, например «Сколково» или Сбербанк.

Или – принадлежать Фонду развития образования, специально созданному для их финансирования.

А программы и результаты таких школ пусть рассматриваются специально созданным советом, в который, будь моя воля, я включил бы как раз тех самых авторов, которые состоялись в 1980–90-х и 2000-х годах.

…Как сказал мой друг Александр Асмолов по другому поводу: проект умер, да здравствует проект!

Источник: vogazeta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru