Авторская программа по технологии что это такое

Анализ учебных программ по технологии для начальных классов

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Мы проанализировали некоторые учебные программы по технологии, для того, чтобы выявить их особенности и возможность развития творческой деятельности младших школьников.

Вначале рассмотрим программу, составленную на основе программы по предмету «Технология» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом под руководством Н.А. Цирулика, на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

📹 Прямой эфир Михаила Левит (Уникальность авторского метода LTP, цели метода LTP)

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Цель в обучении технологии Н. А Цирулик является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

Авторское право на видео.

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических — текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Также программа предусматривает широкий спектр используемых бумажных и текстильных, природных материалов. Особое внимание обращается на сочетание в одном изделии различных материалов, поскольку ребенок в этом случае имеет возможность сравнивать способы и приемы в работе, что содействует лучшему осознанию.

Содержание программы включает виды художественной техники лепку из пластилина, аппликации, мозаику, плетение, шитье и вышивание.

Программа рекомендует также применять на уроке как коллективные, так и индивидуальные формы работы, организовывать выставки, конкурсы и ярмарки.

Авторская программа по технологии Е.А. Лутцевой по «Технологии» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Цель программы: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является, освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Разделы и темы в содержательной части программы по каждому классу включают, в первую очередь «Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры».

Это элементы материаловедения, сведения об инструментах и приспособлениях, вариантах организации рабочего места, основы конструкторских знаний и умений, основы технологических знаний и умений.

Раздел «Человек в окружающем мире» предлагает широкую информацию о природном и рукотворном мире, о роли и месте человека в окружающем мире, о деятельности учащихся по его сохранению и преобразованию. От класса к классу информация по каждому разделу расширяется и углубляется. Во втором классе в работу должны включиться мини-проекты, в третьем и четвертом — творческие проекты.

Рабочая программа по «Технологии» Н.М. Конышевой, составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Данная программа отражает борьбу творчества и исполнительства на уроке технологии. В настоящие время внимание именно к этим вопросам технологии в обучении обострено совершенно обоснованно, поскольку предметная деятельность у младших школьников должна иметь серьёзную научно-техническую основу. И трудность каждой из авторских программ состоит именно в соблюдении баланса между исполнительством (обучением основам) и творчеством — реализацией полученных (даже поисковым путем) знаний и умений при создании нестандартных изделий и решении разнообразных задач. Сама идея приобщения детей к дизайнообразованию чрезвычайно интересна, но реализация её на фоне пренебрежения к вопросам технологии (это, к сожалению, часто встречается в учебниках и рабочих тетрадях) может свести на нет усилия учителей, как это было в «эпоху конструирования».

Читайте также:
Что за программа где вставляешь свое лицо и оно поет

Программа Т.М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров» построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Учебный курс отражает идеи развивающего обучения, направленного на формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром. В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.

Цель учебного курса является, саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Курс включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Методическая основа курса — деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов.

Раздел «Готовимся к практической работе» делает акцент на осознанности самостоятельных и коллективных действий по отбору предметов оборудования для каждой конкретной работы, на чтении инструкционных карт, обеспечивающих возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

В разделе «Учимся выполнять новые операции» не только перечислены технологические операции, подлежащие освоению, и необходимые для работы инструменты, материалы, требования к содержанию и структуре учебной информации, но и определены варианты методических приемов, с помощью которых учитель организует поисковую деятельность учащихся с целью мысленного моделирования будущей работы. Это помогает затем быстро и на высоком уровне осмысления выполнить практическую работу.

Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроках усвоение новых терминов на разном уровне осознания.

Различия авторских программ не входят в противоречие с целями обучения в начальной школе, они скорее выглядят как методические особенности проведения уроков. Технологические же особенности учебной информации во всех программах останутся одинаковыми. С точки зрения возможности развития творческих способностей младших школьников, на наш взгляд, больше преимуществ имеет программа «Технология» Н.А. Цирулик. Поскольку, данная программа направленна на саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Источник: studwood.net

Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ященко Алла Алексеевна

В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы. Выявлены основные сложности, с которыми может столкнутся учитель при написании авторской программы по образовательной области «Технология».Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ященко Алла Алексеевна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Развитие пространственного воображения студентов 2-го и 3-го курсов на занятиях по графике с использованием программы kompas-3d LT v10

Повышение квалификации учителей технологии и педагогов профильных технологических классов в условиях реализации ФГОС общего образования

Становление и развитие технологического образования школьников в отечественном образовании

Формирование графической грамотности учащихся на уроках технологии в общеобразовательной сельской школе

Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article describes the main features of the preparation of the author’s programs for the educational area middle school. The basic challenges that may face the teacher in writing of the author’s program on educational field «Technology».

Текст научной работы на тему «Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология»»

В K0MnAC-3D LT используется метрическая система мер.

Расстояния между точками на плоскости в графических документах и между точками в пространстве вычисляются и отображаются в миллиметрах. При этом пользователь всегда работает с реальными размерами (в масштабе 1:1).

В новой версии KOMnAC-3D LT V10 SP помимо общих усовершенствований в трехмерном моделировании появилась возможность простановки размеров и обозначений в трехмерных моделях. Размеры и обозначения, имеющиеся в модели, могут быть переданы в чертеж, содержащий ассоциативные виды этой модели.

Доработана команда Точка, появились новые способы задания положения точки: переносом относительно объекта, на пересечении двух объектов, на кривой, на поверхности, в центре объекта, проекцией точки на поверхность.

Команда Деталь — заготовка теперь доступна как до создания в модели тел, так и после, т.е. теперь в модель можно вставить несколько заготовок. Доработана операция Фаска: улучшены алгоритмы формирования фаски, диагностика корректности построения.

УДК 373.1 ББК 74.263.0

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы. Выявлены основные сложности, с которыми может столкнутся учитель при написании авторской программы по образовательной области «Технология».

Ключевые слова: учебный стандарт, авторская программа, школьная мастерская, личность педагога.

FEATURES AUTHORING PROGRAMS FOR THE EDUCATIONAL FIELD «TECHNOLOGY»

Abstract. The article describes the main features of the preparation of the author’s programs for the educational area middle school. The basic challenges that may face the teacher in writing of the author’s program on educational field «Technology».

Key words: learning standards, authoring program, school workshop, personality of the teacher.

В системе образования используются стандартные учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ. Они отражают стандартизованный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также содержатся общие методические рекомендации, указываются необходимые формы и средства обучения. Учителя могут разработать авторские рабочие программы, взяв за основу типовые учебные программы.

Авторские программы — программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

При разработке авторских программ по образовательной области «Технология» каждая школа неизбежно учитывает следующие факторы: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских, местные особенности и личность преподавателя технологии.

При корректировке учебной программы приходится учитывать оснащение школьной мастерской. В случае недостаточного оснащения по одному направлению программы допускается увеличение количества часов за счет других тем. При этом учителю необходимо помнить о соблюдении стандарта обязательного минимума образования по всем направлениям.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

Исходными документами для составления авторской рабочей программы являются: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

• Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 с внесенными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994);

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Министерством образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080.

Типовая программа, лежащая в основе авторских разработок по образовательной области «Технология» — программа Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко — соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации [1].

Личные предпочтения учителя и его профессиональная подготовка, как правило, являются определяющими при составлении авторских программ. В зависимости от энтузиазма, приверженности учителя делу, складывается соответствующая атмосфера вокруг него. Увлеченность педагога определенным направлением художественной обработки материалов или декоративно-прикладным творчеством, рождает множество последователей среди школьников. Примером тому являются великолепные выставки детских творческих работ, когда рядом с фамилией исполнителя упоминается наставник.

При составлении авторской рабочей программы педагогу необходимо изучить большое количество составляющих стандартного учебно-методического комплекта. Имеющийся в наличии школы учебно-методический комплекс может быть использован выборочно, и перед автором нередко возникнет задача разработки авторских его составляющих (учебников, методических рекомендаций и т. д.). Конечно, молодой учитель может использовать рабочие программы, разработанные более опытными коллегами без изменения, но это значительно ограничит его возможности профессионального роста, осознания целостности курса «Технология», а значит, отрицательно скажется на качестве обучения.

Существует три основных направления определяющих обязательный минимум содержания образовательной области «Технология» — «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии». Выбор того или иного направления должен соответствовать социально-экономическим условиям конкретной местности. Особо хотелось бы отметить тот факт, на что выбор направления не должна влиять половая принадлежность учеников.

Читайте также:
Spotify что это за программа на Андроид

Содержание и строение вновь разрабатываемой авторской программы должны быть однозначно обоснованны и аргументированы автором. Программа дополняется тематическим планом, по ней проводятся открытые уроки. Следует иметь в виду, что если это — экспериментальная программа, то она требует обязательной апробации для подтверждения достижения планируемых целей и задач.

Одним из самых важных аспектов внедрения авторских программ является её экспертиза и утверждение руководителем образовательного учреждения с участием независимых специалистов.

Нет никаких сомнений в том, что наиболее интересные и удачные авторские программы по образовательной области «Технология» должны публиковаться и внедрятся в школах.

1. Хотунцев, Ю.Л. Программа курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Ю.Л. Хо-тунцев, В.Д. Симоненко. — 8-е изд., с изм. — М.: Просвещение, 2010.

2. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. — М.: ACADEMA 2002.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. — М.: Дрофа, 2000.

Источник: cyberleninka.ru

Лекция №30 тема: особенности разработки авторских программ по технологии

Каждая школа в своей работе по трудовому обучению учащихся неизбежно исходит из двух факторов: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских и личность преподавателя технологии. Мы много раз подчеркивали, что в зависимости от личностных качеств, энтузиазма, беспредельной приверженности учителя делу, складывается соответствующая атмосфера вокруг «его» дисциплины. Дети тянутся к технологии, вокруг учителя образуется круг увлеченных школьников, и, понятно, в этом случае нет нарицании и на состояние учебной базы — она, чаще всего, намного полнее стандартных Перечней. Более того, личная увлеченность педагога определенным направлением художественной обработки материалов или декоративно-прикладным творчеством рождает десятки последователей среди школьников. Примером тому являются великолепные выставки детских творческих работ, когда рядом с фамилией исполнителя упоминается наставник, без которого такое самоутверждение школьника могло бы просто не состояться.

Между тем надо отдавать себе отчет в том, что использование только на внеклассных занятиях и только для специально отобранных детей такого увлечения (профиль может быть каким угодно) обедняет и отгораживает остальных учащихся. А это не согласуется с Концепцией формирования технологической культуры, декларирующей необходимость у каждого школьника пробуждать дремлющие в нем, скрытые до времени творческие наклонности. Учитель технологии (и мы это неоднократно подчеркивали) не вправе иметь любимцев — нее ученики должны иметь равные возможности для самовыражения. Другое дело, что степень такого самоутверждения, проникновения в глубину профессионального мастерства всегда будет разной, это зависит только от личности школьника. Но возможности должны в равной степени предоставляться каждому.

Существует два варианта корректировки учебной программы. Первый отражает слабость оснащения школьной мастерской по определенному направлению программы (предположим, по технологии обработки металлов). В этом случае преподаватель может увеличить количество часов на технологию обработки древесины, расширяя и углубляя раздел за счет художественной обработки, декоративной отделки, совершенства дизайна и т. п. Однако — для соблюдения требований стандарта, обязательного минимума содержания образования — школьники все равно должны получить непременный объем теоретических знаний по металлообработке.

Второй вариант совершенствования и корректировки учебной программы также учитывает местные условия, но — с учетом личных увлечений или особой профессиональной подготовки учителя.

Предположим, сам педагог увлекается изготовлением резных изделий или необыкновенно изящных поделок из жести, лозоплетением или ковроткачеством. Возможно ли совместить личное увлечение с учебной программой? Программа «Технология» даст на это утвердительный ответ. Однако необходимо соблюдать ряд условий, чтобы авторский вариант обрел, что называется, правовую достаточность.

  1. Все учебные темы базовой программы должны быть сохранены. Учитель вправе лишь изменять по своему усмотрению количество часов, отводимых на каждую из них.
  2. Если отсутствует возможность практической отработки какой- либо темы программы, ее можно заменить другой, прохождение которой допускает учебная база мастерских. Но ознакомительныесведения по программной теме детям сообщаться должны.

3.Программа «Технология» сконцентрирована по самостоятельным блокам-модулям, поэтому недопустимо полное их вычленение. Это пойдет в противоречие с самой идеей всестороннего развития творческого потенциала школьника. Однако нигде не возбраняется усиление, концентрация содержания по любому из блоков (ин формационные и высокие технологии; основы радиоэлектроники; основы художественного конструирования; отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение; элементы домашней экономики и основы предпринимательства; производство и окружающая среда, народные промыслы и декоративно-прикладное искусство, графика и др.).

4.Любая скорректированная программа должна быть утверждена. После рассмотрения на учебно-методическом объединении ее разрешает воплотить на практике школьная или районная методическая комиссия (все зависит от местных обстоятельств).

Полагаем, что наиболее интересные и удачные опытные авторские программы должны иметь право на популяризацию, распространение, тиражирование, что в некоторой мере делается. Иногда молодой учитель, горя желанием сделать свой предмет увлекательным, все же не знает, как это организовать. Советуем ему обращаться к авторским разработкам коллег.

Оформление текста авторской программы должно отвечать ряду требований. В частности, кроме тематического плана, соответствующего по часам инвариантной части технологии (если в школе не изменяется количество часов за счет факультативов и т.п.), должно производиться четкое распределение материала: по каждой теме указываются теоретические сведения, сообщаемые школьникам, и практические работы.

Желательно обозначить также учебно-дидактические материалы, используемую литературу. В пояснительной записке к программе должны отражаться достигаемые цели и задачи, раскрываться особенности ее построения, ее специфические отличия. На титульном листе должно быть указано, кем утвержден этот рабочий документ. Здесь же указываются фамилии автора, а также рецензентов или консультантов, в соответствии с заключениями которых программа одобрена и рекомендована к использованию.

Но главное, что должно быть учтено в авторской программе, — это ее соответствие минимуму содержания и требованиям к уровню подготовки выпускников образовательной школы по «Технологии»

Поэтому за основу при организации образовательного процесса и составлении авторских программ необходимо брать минимум содержания, который является ядром технологического образования, определяет объем и структуру содержания учебного материала, требования, предъявляемые школой к учащимся [32]. Для того чтобы оценить уровень подготовки школьников, В. М. Казакевич и А.В.Марченко впервые предложили образцы заданий и примерных практических работ по основным разделам обязательного минимума. Вместе с тем составители мудро предоставили учителям возможность дополнять и составлять новые варианты вопросов, заданий и практических работ, создавать более прогрессивный инструментарий для проверки достижений выпускников основной школы при проведении тематического и итогового контроля.

Удачный опыт работы по авторским программам может обобщаться. Такая творческая педагогическая деятельность служит основанием для положительной аттестации на более высокий тарификационный разряд (категорию).

Источник: studfile.net

Анализ авторских программ по технологии в начальных классах

Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам. Последние годы характеризуются массовым появлением новых программ или обновлением уже существующих. В данных условиях учителю технологии затруднительно соорентироваться и сделать правильный выбор.

Наиболее известной программной является программа «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г, Машинистова, Н.М. Конышевой.

Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами: «Технический труд», «Бытовой труд», «Сельскохозяйственный труд», «Основы художественной обработки различных материалов» и направлено на овладение детьми младшего школьного возраста необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.п. В разделах выделены виды труда.

По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения и примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ.

Особое место в содержании курса занимает технический труд. Детей, в частности, обучают технологическим операциям — видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки и т.д.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Большое значение для развития творчества имеют задания по условию, по замыслу, по словесному описанию.

При изготовлении любого изделия, ребенок пользуется неизменным алгоритмом: предварительное планирование предстоящих трудовых действий — организация рабочего места — выполнение трудовых действий изготовления изделия — подведение итогов. Одним из основных требований программы является приобретение навыков культуры труда учащимися.

Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы с ними, рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает детали, аккуратно использует клей при соединении их, эстетично оформляет изделие и т.п. Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д.

Читайте также:
Что за программа avast premium security

На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью и вышиванию. Содержание раздела «Бытовой труд» направлено и на организацию труда детей по самообслуживанию. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей младших школьников. Профессиональная ориентация в начальной школе осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интересов к профессиям родителей. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.

Авторская программа Т. М. Геронимус « Технология », утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение обучающимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”. Именно это и является одним из условий стандарта второго поколения.

Задача учителя — не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал, и направить его на самостоятельное овладение материалом или изготовление изделия. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части: теоретическая — должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы; практическая — самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом.

На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1-2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Учебный курс «Технология» также предусматривает в 3-4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере. По ФГОСу должен быть оборудованный кабинет для практической работы обучающихся на компьютере.

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера, поиска необходимой информации, изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты (важное отличие ФГОСа от предшественников): воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

анкетирование педагог школьник

Выводы по главе I

Успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Проектная деятельность — необходимый этап: работа над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию самостоятельно, при поддержке преподавателя. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Профессионально проводимые уроки технологии способствуют возрастанию интереса учащихся к другим учебным предметам. И это понятно, ведь зная, «зачем?» ребенок сам ищет нужную информацию и легко в таком случае ее усваивает.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru