Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность
Самое подходящее время для выбора профессии – подростковый возраст. Но проблема состоит в том, что очень часто подросток еще сам не знает, чего же он хочет. И даже в том случае, когда выбор сделан, существуют сомнения в правильности этого выбора… Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение — событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах
Какая профессия подходит вам больше всего? | Личностный тест
Существующие проблемы в вопросах занятости молодёжи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места, сегодня себя не оправдывают.
Предлагаемая программа профориентации помогает подростку сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Программа рассчитана на:
учащихся 7-16 лет
Основные направления реализации системы программных мероприятий
Профпросвещение – педагогов, родителей, воспитанников через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе-интернате.
Программ разработана на основании:
Концепция Модернизации российского образования
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Цель: создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Развитие нормативно-правовой базы.
Совершенствование научно-методического, информационного обеспечения системы профориентации воспитанников щколы-интерната.
Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы-интерната по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
«КЕМ МНЕ СТАТЬ?» — Формула «хочу-могу-надо» | Видеофильм о профессиях будущего
Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Создание системы профориентации воспитанников через внеурочную деятельность.
Обеспечение профпросвещения ,профдиагностики, профконсультаций воспитанников.
Формирование у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, в т.ч. современных, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки
Ожидаемые результаты:
- Повысить мотивацию воспитанников к труду. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный май-сентябрь2017
Цель: подготовка условий профориентационной работы
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический : сентябрь2017 — май 2018
Цель: реализация программы по профориентации.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.Расширять и укреплять связи и отношения школы- интерната с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – июнь-август 2018 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
1. Обобщить результаты работы школы-интерната.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Повысить мотивацию воспитанников к труду.
2. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
3.Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
4.Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа по профориентации
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества неразрывно связана с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого уровня развития личности слабослышащего или глухого ребенка и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в условиях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слуха очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умению адаптироваться к социальным условиям, налаживать производственные отношения.
Практика показывает, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Проведенное с учащимися 10 и 11 классов анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70% выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие:
- нарушения слуха;
- низкой профессиональной подготовки;
- отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.
Половина учащихся не имеют представления, какие документы надо оформить при поступлении на работу не владеют информацией о льготах при устройстве инвалидов на работу, о наличии мест по интересующей специальности.
Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе-интернате для детей с нарушением слуха.
Профессиональная ориентация – это не только выбор школьником профессии одной на всю жизнь, но и формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней, исполнить свой статус человека общества.
Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, педагогами КГБОУ Минусинской общеобразовательной школы-интерната была разработана программа по профориентации «Кем быть?» на основе пособия М.Ю. Савченко «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» для учащихся 6 — 13 классов. На изучение данной программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:
- сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
- информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;
- знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;
- формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;
- участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;
- знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;
- приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе деловых, ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;
- проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
- В процессе ознакомления с профессиями и трудовой деятельностью учащихся входят в мир социально-исторического опыта, у них формируются системные знания о труде и восприятие труда как важнейшей социально значимой деятельности.
Цели и задачи программы
Программа по профориентации «Кем быть?» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей и задач.
Цель программы: формирование у неслышащих подростков готовности к осознанному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.
- Познакомить учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создавать мотивацию к осознанному выбору профессии.
- Формировать у учащихся адекватное понимание своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей.
- Учить соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда.
- Учить оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования, анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайший и перспективный).
- Формировать чувства ответственности за свои действия и решения.
Основные разделы программы
Программа рассчитана на 8 лет и включает в себя 2 раздела с 7 – 13класс: «Человек и профессия», «Трудоустройство». В 6 классе учащиеся изучают только 1 раздел — «Человек и профессия».
В разделе « Человек и профессия» определяется отношение человека, как члена общества к профессии, которая обеспечит его жизнедеятельность и сосуществование в обществе. Из всего многообразия существующих профессий выделены те, которыми могут овладеть люди с недостатками слуха в связи с ограниченными возможностями. Рассматриваются квалификационные характеристики профессий, возможные варианты овладения теми или иными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Даются определения личностным качествам человека, которые помогут ученику достичь высокого профессионального мастерства, предугадать карьерный рост.
В разделе «Трудоустройство» изучаются такие темы, как «Куда подростку можно устроиться на работу», «Варианты временной работы», «Документы, необходимые для поступления на работу», «Учреждения и отделы по трудоустройству», «Трудовые права несовершеннолетних», «Поступление на работу», «Заполнение документов при трудоустройстве», «Основные виды работ и профессий, запрещенных для подростков», «Закон о занятости населения», «Порядок увольнения», «Порядок предоставления отпуска», «Основы трудовых отношений», «Варианты поиска работы», «Кодекс законов о труде», «Характеристика современного рынка труда», «Правила устройства на работу», «Социальные гарантии работающим инвалидам» и др. Обучающиеся и воспитанники изучают виды документов для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, практикуются в написании заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, анкеты; посещают отделы или учреждения по трудоустройству.
Формы и методы работы
Формы и методы работы, используемые при реализации программы:
- экскурсии;
- кружки по интересам;
- наблюдение за работой взрослых и знакомство с результатами труда;
- встречи с выпускниками школы и работниками предприятий;
- информационные часы, беседы;
- деловые, ролевые игры;
- анкетирование учащихся;
- моделирование ситуаций;
- просмотр телепрограмм, видеофильмов о людях различных профессий;
- составление профессиограмм, презентаций своих будущих профессий и т.д;
- ведение дневников экскурсий;
- праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.
Основные условия осознанного выбора профессии
- информированность о многообразии мира профессий;
- знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;
- адекватное представление о себе и своих возможностях;
- наличие реальных жизненных и профессиональных планов.
Эффективность профориентационных мероприятий напрямую зависит от степени обеспечения данных условий.
Формы текущего и итогового контроля:
- анкетирование;
- тестирование с целью определения соответствия намеченной профессии со способностями и возможностями школьника;
- сочинения, рефераты о выбранных профессиях;
- кроссворды, викторины, праздники;
- круглый стол «Путевка в жизнь»;
- наличие у выпускника плана профессионального развития на ближайшее время.
Предполагаемые результаты реализации программы
По окончании обучения и воспитания по программе учащиеся
- типы профессий;
- адреса профессиональных учебных учреждений, принимающих учащихся с проблемами слуха;
- правила и условия поступления в профессиональные учебные заведения;
- профессии, рекомендуемые для лиц с ограниченными возможностями здоровья (неслышащим людям и неслышащим людям, закончившим обучение по программе VIII вида) и требования, предъявляемые профессией к человеку;
- учреждения и отделы по трудоустройству;
- варианты поиска работы;
- трудовые права несовершеннолетних;
- порядок оформления на работу, увольнения;
- о социальных гарантиях работающим инвалидам;
- профессиональные, квалификационные требования рынка труда;
- свои личностные качества, склонности, интересы и способности.
- ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования;
- соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования;
- классифицировать профессии по признакам;
- составлять заявление, автобиографию, анкету, резюме, презентовать свои личностные качества;
- подавать документы в профессиональные учебные заведения;
- составлять план своего профессионального развития (ближайший и перспективный);
- проявлять ответственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность, активность, исполнительность;
В программе определены знания, умения, навыки учащихся каждой параллели классов. Распределение часов на работу по основным разделам программы является примерным. Воспитатель имеет право изменять соотношение часов в зависимости от возможностей учащихся.
Источник: nsportal.ru
Программа по профориентации «Кем быть»
В предалагаемой программе показаны этапы профориентационной работы в школе, тематические классные часы, родительские собрания, экскурсии. А также описаны направления деятельности всех специалистов, задействованных в работе программы. В заключении предложены предполагаемые результаты работы по данной программе.
Макарова Наталья Валерьевна
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Джебарики-Хаинская средняя общеобразовательная школа
Директор МБОУ ДХСОШ
Целевая Программа
по профориентации «Кем быть?»
(на 2017-2020 г.г.)
Составила: Макарова Н.В.,
педагог-психолог МБОУ ДХСОШ
по профориентации «Кем быть?»
(на 2017-2020 г.г.)
Целевая Программа по профориентации «Кем быть?» для учащихся МБОУ ДХСОШ на 2017-2020 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании школьников и их профессиональном самоопределении.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
— Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в районе, регионе.
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Обеспечить социальное партнерство учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
-82%
Источник: videouroki.net