Авторская программа на телевидении что это

Особенности авторской передачи

Начнем с определения жанра авторской программы, выясним, что же это такое. Учебник Воронежского Государственного Университета по коммуникации в современном мире поможет ответить нам на этот вопрос. Итак, авторская программа – это периодически звучащая в эфире передача определённой тематики и одного и того же автора. Это радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера. То есть автор радиопередачи целиком и полностью отвечает за ее производство: сам придумывает тему, сам пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывает специальный джингл, иногда находит спонсоров. Отредактировать эту программу и решить, выпускать ее в эфир или нет, может только главный редактор (на «многопрофильной» информационно-музыкальной радиостанции) или программный директор (на «локальной»).[8]

Следует также отметить тот факт, что иногда одна и та же авторская программа может одинаково подходить как для «локальной» коммерческой информационно-музыкальной, так и для «многопрофильной» (коммерческой и муниципальной), а иногда и государственной радиостанции. Но, как правило, если человек хочет сделать авторскую радиопрограмму, ему важно помнить, о том, на какой радиостанции она будет звучать. На «Русском радио» ни при каких условиях нельзя услышать зарубежную музыку, поэтому, скажем, передача, посвященная американской музыке 50-х годов, не может выйти в эфир на этой станции. Авторская передача в целом должна «подчиняться» формату и стилистике радиостанции.[9]

Авторская программа на радио. Работа на радио./ VideoForMe — видео уроки

Автор программы, с одной стороны, находится в более легкой ситуации в отличие от ведущего эфира: он ограничен темой своей передачи, ему не надо знать обо всем понемногу, нужно разбираться только в «своей» теме. С другой стороны, его программа должна максимально заинтересовать слушателя, поэтому и подготовка к ней должна быть более тщательной. Ведущий должен сам подобрать для программы литературный материал, который нужно сделать «разговорным», понятным человеку, который не разбирается в данной теме. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если тот читает свой текст по бумажке.[10]

Автор сам подбирает и музыкальный материал (по возможности, он тоже должен легко восприниматься), договаривается с гостями, если это ток-шоу, обговаривает с ними тему разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. Иногда стоит пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, а что нет, что бы они хотели услышать в будущем — какую музыку, каких людей и пр. [11]

Авторская передача подразумевает под собой сильное личностное начало самого автора, в первую очередь, индивидуальность ведущего. Поэтому, автору передачи желательно придумать «фирменную», присущую только ему манеру здороваться и прощаться со слушателями, а также подобрать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более эффектной, выделяющейся, оригинальной. [12]

Оксана Дементьева | Ведаю Путь – авторская программа В.Преображенского

Говоря об авторских радиопрограммах, нельзя не упомянуть о факторе интерактивности. Телефоны и Интернет обычно включены во время всех передач подобного рода. Ведущий программы в «прямом» эфире наиболее свободен, поэтому, сидя за пультом, может позволить себе какие-нибудь посторонние шумы (рукопожатие с гостем программы, продолжительный смех, иногда даже вольные шутки).

Он ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней цензурой. [15]Хочется заметить, что своеобразную иллюзию «прямого эфира» можно создать, для этого нужно записать передачу с первого раза (без монтажа) и оставить какие-то оговорки и погрешности, не испортив впечатления живой речи. Единственное различие между «записной» и «живой» передачей состоит в том, что в первом случае невозможно «вывести» звонки радиослушателей в эфир. Хотя, всегда можно поговорить со слушателями, узнать их мнение, пожелания и после передачи.

Сегодня авторская программа – мало исследованная область радиожурналистики. В эфире их немного: отчасти из-за того, что современные радиостанции зачастую пренебрегают качеством (авторская программа – это качественный продукт), отчасти – в погоне за рейтингом, в угоду многочисленной публике, жаждущей, в большинстве своем, только развлечений.

Источник: poisk-ru.ru

Авторская программа на телевидении что это

Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.

Важно понять, что отличие авторских программ, от «менйтсрима» российского телевидения прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом.

Читайте также:
Двенадцати шаговая программа что это

На телевидении же, в силу универсальности и массовости его воздействия, лежит и особая ответственность. «Происходящее со страной все в большей мере зависит от телевидения» — пишет С. Муратов – и добавляет: «Этически воспитанный журналист не позволяет себе забыть о последствиях своих собственных слов и действий, забыть о том, что экранные публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. Он не может позволить себе попасть в зависимость от рекламодателя или своего административного руководства, чьи указания противоречат его журналистской совести, от собственных политических взглядов, соблазна славой и популярностью»[1].

Итак, авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы.

Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, и-или проблемной. В качестве примера вспомним «Поле чудес» Листьева – Якубовича или «Мою семью» Комиссарова, при желании список можно продолжить вплоть до «Окон».

Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы.

Цикл «Профессия – репортер» на НТВ, их «Итоги» и «Намедни» были не просто информационно-аналитическими программами, но по стилистике очень индивидуализированными, авторскими. Конечно, это была уже не журналистика фактов, а публицистика, которая в жанре очерка, портрета, специального репортажа или эссе, осваивала художественное пространство телевидения, не теряя при этом опоры на реальность, факт, документ.

Успех авторской программы зависит от:

· точного определения темы, точного попадания в жанр;

· от совпадения образа ведущего и образа передачи;

· от совокупности художественных приемов вербального и невербального общении, которые обычно сокращают разрыв с аудиторией;

· от комплекса выразительных средств телевидения, включая композицию кадра, смену планов, монтаж и т.д.

Авторская деятельность на телевидении противоположна дикторской. Диктор – это исполнитель, он просто читает текст, доносит информацию. А журналист авторской программы – допускает импровизацию. Автор «как видимый человек на экране» — уникальная личность и ярко выраженная индивидуальность, способная свободно размышлять и импровизировать.

У автора программы есть свое амплуа. Примеры: «друг», «советчик» Д. Крылов («Непутевые заметки»), «сказитель» Э. Радзинский, «задушевная подруга» Оксана Пушкина («Женский взгляд»), «абсолютный творец» Глеб Ворошилов («Что, где, когда?» — невидимый голос).

1. Монологовые (устный публицистический рассказ, эссе, сатирический монолог и т.д.).

Эти жанры утратили былую популярность. Зрителю не хочется напрягаться. Ему приятнее быть сторонним наблюдателем беседы. Зрителя тяготеют к развлекательности.

Монологи использовали И. Андроников, Ю. Лотман. Жар эссе представлен у В. Вульфа и Э. Радзинского.

2. диалоговые жанры (беседа, дискуссия, ток-шоу, и т.д.)

Диалог – наиболее популярный жанр на современном телевидении.

Ведущие диалоговых программ – всегда ярко выраженные индивидуальности. (Т. Кизяков «Пока все дома», Д. Дибров «Антропология», Т. Толстая и Дуня Смирнова «Школа злословия» и т.д.)

3. Синтетические жанры (очерк, творческий портрет, телезарисовка, художественный тележурнал, публицистический жанр и т.д.)

Обычно это портретные и пейзажные зарисовки, речевые характеристики, живые диалоговые сценки, лирические или публицистические отступления в виде авторских высказываний, либо в виде проходов, статичные или динамичные кадры, разнообразные монтажно-композиционные приемы.

· Путевые очерки (Юрий Сенкевич, Д. Крылов, П. Любимцев)

· Портерные очерки («Женский взгляд» Пушкиной, Л. Парфенов, «Чтобы помнили» Л. Филатова)

· Публицистический фильм (фильм Парфенова о Пушкине, Сорокиной о Янтарной комнате и т.д.)

· Сатирические программы («Времечко», «Куклы»)

Стоит учесть, что у авторской программы много общего с документальным кино. Вообще, если посмотреть на историю развития кинематографа и телевидения, то возникает простая схема:

1. Документальное кино

2. Телефильм / Видеофильм

3. Авторская телевизионная программа

То есть, возникновение и развитие документального кино породила жанр телефильма, когда в том возникла необходимость. (А необходимость возникла тогда, когда расширились технические возможности).

Между телефильмом (по сути дела экранным вариантом документального фильма) и авторской программой грань различия очень тонка. Порой автор произведения сам точно не может сказать что представляет собой его произведение: фильм или передачу.

Но все же отличие можно найти. Главное, что позволяет развести понятия «телефильм» и «авторская программа» — это глубина и полнота раскрытия авторского замысла.

В телефильме авторский замысел раскрыт полностью. Идея фильма оставляет в сердце зрителя что-то такое, что заставляет думать, чувствовать, видеть.

Авторская же программа не столь серьезно затрагивает человека.

Стоит также обратить внимание и на специфику создания телефильма и авторской программы. И то и другое требует серьезных фременных затрат. Но телефильм требует несравнимо больше, т.к. он приближается к документальному кино, а значит претендует на то, что к концу фильма герои изменятся, произойдет что-то такое, после чего они станут другими людьми.

Читайте также:
Ms onedrive что это за программа

И для телефильма и для авторской программы пишется сценарий. Авторская телевизионная передача, как и фильм, начинается и определяется литературной основой – сценарием. Форма его может быть различной – от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

Хорошая авторская программа должна оказывать воздействие не только на разум, но и на сердце. Продюсер — ветеран Би-Би-Си Пиит утверждает, что лучшие авторские программы повергают зрителя в эмоциональный шок, который может быть вызван одной запоминающейся сценой.

Литература: Мясницкая М. А. Художественные программы на телевидении.

[1] Муратов С. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001, с. 236-237

Источник: www.sites.google.com

Авторская программа на телевидении, насколько это реально

Представьте себе, что Вам улыбнулась фортуна, и Вы попали работать на телевидение. Не важно, получали Вы образование в специализированном ВУЗе или прошли курсы телеведущих, главное, что цель и мечта, к которой Вы топали, грызя граниты науки и практики достигнута. Но к цели Вы пришли, а что дальше. А дальше придется заявлять о себе самыми невероятными инновационными находками, чтобы доказать Вашу «неслучайность» в данной области средств массовой информации.

Порой, директор канала, приняв на работу новичка, решает пойти ва-банк, бросив его, как говорится, на камни. Этими камнями может стать авторская программа на телевидении, которую Вы удостоитесь чести не только вести, а и создавать. И если, как вести авторскую программу Вы себе еще можете представить, то над созданием абсолютно нового креативного продукта придется изрядно попотеть.

Итак, панику и истерику в сторону, начинаем понимать, откуда же оттолкнуться перед таким грандиозным заплывом. Оставшись наедине с самим собой, вспомните, прежде всего, свои любимые телепередачи и постарайтесь объяснить с точки зрения профессионала, чем же именно они Вас «зацепили». Сделав выводы, перенесите их на бумагу ну или в память компьютера. Еще раз проанализируйте и решите, какой профессиональный ход, из какой программы Вы бы хотели использовать.

Теперь, получив такой своеобразный винегрет из хороших идей и мыслей, поймите, о чем конкретно Вам хотелось бы рассказать с экрана. Также не забывайте о том, что Вы – новое лицо на телеканале, поэтому своей авторской программой на телевидении должны не бросить вызов надоевшему обществу, а мягко и гармонично влиться в мир телевещания.

Осознав и осмыслив все вышесказанное, набросайте первый сценарный план Вашей авторской программы на телевидении, «переспите» с ним, наутро снова перечитайте, внесите правки. Нравится? Тогда отправляйтесь на растерзание к новым коллегам, чтобы доказать свое право создавать и вести авторский проект уже с первых дней пребывания на телеканале.

Источник: videoforme.ru

Программы на ТВ: в каких случаях это объект авторских прав, а в каких — смежных

В действующем законодательстве телепередачи и телепрограммы к объектам интеллектуальной собственности напрямую не отнесены. Возникает вопрос: какими нормами права следует руководствоваться в вопросах их правовой охраны?

Время прочтения: 6 минут

Существующий пробел в законодательстве обсудили эксперты в рамках круглого стола «Телепередачи и телепрограммы: вопросы правовой защиты» на площадке Legal Academy.

Объектом каких прав является телепередача и телепрограмма?

Заместитель начальника правового управления ГТРК «Телеканал «Россия» Александра Соковикова отмечает: в Гражданском кодексе и других законодательных актах отсутствует само определение телепередачи или телепрограммы. При этом некоторые Федеральные законы, например, «О рекламе» или «О средствах массовой информации» оперируют указанными понятиями без каких-либо расшифровок, фактически признавая их тождественными.

Зато Гражданский кодекс предусматривает такое понятие как организация эфирного и кабельного вещания, относя его к объектам смежного права.

В 1960-х годах авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежало передающим их организациям, а на произведения, включенные в эти передачи — авторам. Это было прописано в ГК. По сути закон приравнивал передачу к кинофильму, устанавливая для них одинаковую правовую охрану.

С принятием закона «Об авторском праве и смежных правах» объекты стали разделять. Появилось понятие аудиовизуального произведения и передачи организации телевизионного вещания. А в Постановлении прямо говорилось, что охранять радио- и телепередачи следует в качестве объектов смежных прав.

«Получается, что теперь те объекты, которые ранее регулировались одинаковым образом, стали охраняться по-разному. Это создает проблемы для правообладателей, которые в настоящий момент продолжают использовать то, что было создано в период действия ГК 1964 года», — констатирует Александра Соковикова.

Читайте также:
Islc программа что это

Вопрос остаетcя неясным и для самих пользователей, которые хотят использовать эти объекты. Или даже приобрести.

«В настоящий момент сроки охраны аудиовизуальных произведений и объектов смежных прав разные. То есть объект уже может находиться в общественном достоянии. В настоящий момент четвертая часть ГК РФ закрепила понятие аудиовизуального произведения и перенесла понятие организации передачи эфирного и кабельного вещания. А вот понятия телепрограммы не вошло ни в одну статью Гражданского кодекса», — подчеркивает спикер.

Отдельное внимание эксперты уделили формату производства программ и передач на ТВ. Как он должен защищаться? По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Защита» Каринэ Айрапетовой, формат = секрет производства, то есть любые сведения, которые имеют коммерческую ценность для правообладателя.

«Когда мы говорим о телепрограмме и о формате, это разные произведения не только с точки зрения интеллектуальной собственности, но и материального выражения. Секрет производства реализован в руководстве к производству. Это, условно, чертежи, литературный носитель и т.д.

А аудиовизуальное произведение не воспроизводит формат в том виде, в котором формат защищен секретом производства. Поэтому, как мне кажется, неправильно приравнивать формат к сценарию. Это все-таки технология», — считает она.

Как отличить аудиовизуальное произведение?

Были сформированы критерии, по которым та или иная телепередача может быть отнесена к аудиовизуальным произведениям и, как следствие, является объектом охраны авторского права:

  • она состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;
    может быть как со звуковым сопровождением, так и без него;
  • воспринимается с помощью технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения и на слух;
  • воспринимается как сложный объект;
  • создана творческим трудом авторов.

Правда, по мнению экспертов, эти критерии достаточно расплывчаты и не добавляют ясности в понимание отличий между аудиовизуальными произведениями и телепередачами.
Отличия правового регулирования телепрограммы — аудиовизуального произведения и телепрограммы, не являющейся аудиовизуальным произведением

Телепрограмма — аудиовизуальное произведение

  • требует согласия правообладателя на использование и включение в телепрограмму;
  • дальнейшее использование возможно только в пределах конкретного срока и на территории, указанных в договоре с правообладателем;
  • звуковой ряд аудиовизуального произведения не является фонограммой и не требует выплаты вознаграждения во Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности.

Телепрограмма – НЕ аудиовизуальное произведение

  • согласий на включение ее в состав сложного объекта не требуется;
  • использование осуществляется в соответствии с договором с организацией по коллективному управлению правами;
  • вопрос свободного использования коммерческих фонограмм решается либо индивидуально, либо через организацию по коллективному управлению правами

Основной критерий отличия — творчество

Директор юридического департамента Европейской Медиагруппы Дмитрий Григорьев напоминает, что в рамках закона о СМИ телепрограмма определяется как сообщение информации, то есть действие по передаче информации посредством телесигнала в рамках СМИ (телеканала).

«Если мы хотим ответить на вопрос, является ли конкретное сообщение объектом авторского права, нужно открыть четвертую часть Гражданского кодекса и понять, можем ли назвать эту информацию творческой, либо мы считаем ее обычной информацией, не имеющей творческого характера. Это, например, сообщения о фактах, новости, прогнозы погоды и так далее», — поясняет спикер.

Руководитель «Частной юридической практики Виктора Пастернака» Виктор Пастернак считает, что большая проблема судебной практики состоит в том, что в части творчества суды редко отличают критерий оригинальности от критерия новизны. И многие люди воспринимают оригинальность и новизну как синонимичные понятия. На самом деле оригинальность означает связь с автором (англ. «origin» — происхождение), результат чьей-то работы. Это вовсе не говорит о том, что телепрограмма представляет собой нечто новое.

Второй недочет состоит в том, что, согласно статье 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение — это серия именно зафиксированных изображений. То есть один из главных критериев понимания аудиовизуального произведения — фиксация. При этом существует такая вещь как, например, прямой эфир и технические неполадки. Также нужно понимать, что конкретно имеется ввиду под фиксацией, учитывается ли факт просмотра программы зрителем.

Третья проблема, по мнению Виктора Пастернака, касается авторского состава.

«У нас для создания аудиовизуального произведения предполагается наличие трех авторов: режиссер-постановщик, композитор специально созданного для этого объекта музыкального произведения, и сценарист. Но на практике можно обойтись и без композитора, синопсис порой рождается в формате «здесь и сейчас», и далеко не в каждой программе есть режиссер-постановщик. Для телевидения чаще всего существует режиссер монтажа. И тут вопрос: можно ли приравнять режиссера монтажа к режиссеру-постановщику? Не факт», — поясняет эксперт.

Каждый из приведенных недочетов создает отдельную тему для дискуссии. Однако эксперты уверены, что по мере постановки новых вопросов и поиска путей их решения в этой сфере скоро наметятся позитивные изменения.

Источник: legalacademy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru