Авторская программа на радио пример

Сегодня радио одно из самых популярных средств массовых информаций. Оно обладает рядом свойств, которые делают радио уникальным средством воздействия на людей.
С развитием вещания, радиожурналисты стали экспериментировать, они стараются разнообразить эфир. Это обусловило появление новых жанров, новых способов подачи информации. На сегодняшний день в сетке радиовещания особое место занимает авторская программа. Здесь журналист может в полной мере проявить свое профессиональное мастерство. Именно поэтому, курсовая работа посвящена определению основных функций и свойств, а так же целей и значимости авторской программы на радио.
Для анализа нами была выбрана радиопрограмма «У микрофона Михаил Веллер». Выбор основывается на том, что, во-первых, сам ведущий – Михаил Веллер, известная фигура, пользующаяся авторитетом. Во-вторых, тематика программы настолько обширна, что дает богатую почву для анализа. И, наконец, сама форма подачи информации ведущим нетипична, а это повод поразмышлять над жанром программы.

Примеры подводок на радио

Работа состоит из 1 файл

Сегодня радио одно из самых популярных средств массовых информаций. Оно обладает рядом свойств, которые делают радио уникальным средством воздействия на людей.

С развитием вещания, радиожурналисты стали экспериментировать, они стараются разнообразить эфир. Это обусловило появление новых жанров, новых способов подачи информации. На сегодняшний день в сетке радиовещания особое место занимает авторская программа. Здесь журналист может в полной мере проявить свое профессиональное мастерство. Именно поэтому, курсовая работа посвящена определению основных функций и свойств, а так же целей и значимости авторской программы на радио.

Для анализа нами была выбрана радиопрограмма «У микрофона Михаил Веллер». Выбор основывается на том, что, во-первых, сам ведущий – Михаил Веллер, известная фигура, пользующаяся авторитетом. Во-вторых, тематика программы настолько обширна, что дает богатую почву для анализа. И, наконец, сама форма подачи информации ведущим нетипична, а это повод поразмышлять над жанром программы.

«У микрофона Михаил Веллер» выходит раз в неделю по воскресеньям в эфире радиостанции «Радио России». На основе прослушанных программ нами был сделан их анализ.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (теоритической и практической) и заключения. Основным ядром работы является практическая часть – она более обширна, чем другие. Здесь дается общая характеристика программы, анализ мастерства автора и ведущего, рассматривается тематическое многообразие, выразительные и формообразующие средства. Далее следует отдельная обобщающая глава об особенностях программы.

В теоритической части дано определения авторской программы, говорится о ее свойствах, задачах, целях. Имеется глава с характеристикой радиостанции «Радио России». Ее наличие обуславливается тем, что от радиостанции напрямую зависят все целевые функциональные установки, определяются особенности работы в эфире.

Авторская программа на радио. Работа на радио./ VideoForMe — видео уроки

Так же в работе имеется приложение с наиболее интересными, на наш взгляд, вопросами слушателей и ответами на них М. Веллера.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать для подготовки к контрольным работам, зачетам, экзаменам по дисциплине «радиожурналистика».

Авторская программа: определение, признаки, свойства

Авторская программа – это разработанная журналистом передача для какого-либо средства массовой информации. Отличается индивидуальным подходом и собственной оригинальной концепцией. Автор (чаще всего и ведущий) выступает в качестве носителя основной идеи.

Как правило, автор программы обозначает для себя ряд пунктов, которые заслуживают особого внимания:

  1. Актуальность тем и проблем, которые затрагиваются в программе;
  2. Роль и место передачи в программировании;
  3. Способности журналиста;
  4. Структура программы;
  5. Форма подачи информации;
  6. Целевая аудитория.

Авторская программа – это своего рода творчество. Чтобы продумать ее от и до, журналисту нужно приложить огромные усилия. Во-первых, определить задачи и цели программы, проследить, чтоб продукт его творчества был индивидуален в своем роде и не имел аналогов. Во-вторых, продумать структуру программы и форму подачи информации.

В-третьих, определить целевую аудиторию – потенциальных зрителей или слушателей. В-четвертых, тематика авторской программы должна быть актуальной и интересной.

Журналист должен обладать определенными профессиональными качествами. Это начитанность, приличный опыт работы, умение ориентироваться в происходящих событиях, импровизировать.

Художественная составляющая авторской программы так же играет важную роль. Журналист обращает особое внимание на ее оформление, а так же на выразительные и формообразующие средства: музыку, шумы, монтаж, тексты.

На подготовку авторской программы, как правило, уделяется достаточно много времени, так как она должна быть полностью продумана. Это сложный творческий процесс, требующий большого внимания.

«Радио России». Характеристика радиостанции

«Радио России» создали самые отъявленные вольнодумцы «Юности» – любимой всеми радиостанции перестроечных времен – Леонид Азарх, Наталья Бехтина, Сергей Давыдов, Виталий Ушканов. Команда информационников – Алексей Абакумов, Александр Нехорошев, Владимир Бобурин – пришла с Иновещания Гостелерадио СССР – из структуры, вещавшей на «за рубеж».

Впервые в советском радиоэфире журналисты, а не дикторы стали читать (и делать!) выпуски новостей, снабжая их комментариями, весьма нелояльными к союзному руководству. Во время «черного января» 1991 года «РР» оказалась единственной общедоступной радиостанцией («Эхо Москвы» не имело тогда даже УКВ-частоты), заметившей танки на улицах прибалтийских столиц. За что с конца января и до первого путча была убрана с волн «Маяка» на гораздо менее слышную третью программу. И в документах ГКЧП значилась одна радиостанция, деятельность которой надлежало немедленно прекратить, – «Радио России». 1

Сегодня «Радио России» – центральная общедоступная государственная радиостанция, вещающая из Москвы, которая распространяет свою программу по всей стране.

Читайте также:
Граница раздела двух систем устройств или программ

Это единственная в стране федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радио программ – информационные, общественно-1

политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные, детские программы. В эфир выходят 174 оригинальных передачи. Радиостанция вещает в УКВ-диапазоне и проводным каналам с 6:00 до 0:00 местного времени, в СВ-, ДВ-, КВ-диапазонах — по отдельному графику. Вещание через интернет – круглосуточное.

«Радио России» можно принимать на более 1100 региональных частотах по всей России. Трансляция ведется на 1-ой кнопке проводного вещания, ультракоротких, средних, и длинных волнах и через Интернет в режиме Streaming-audio. Входит в состав первого мультиплекса цифрового телевидения DVB-T2.

Целевая аудитория: среди слушателей большинство составляют женщины (70%), преобладают пенсионеры (42,7%), работники бюджетной сферы (18,3%), служащие (15,9%). Уровень дохода радиослушателей – преимущественно ниже среднего. 2

Общая характеристика авторской программы «У микрофона Михаил Веллер»

Первый выпуск программы «Поговорим» вышел 2 апреля 2006 года в эфире радиостанции «Радио России». Уже тогда программа имела свое собственное лицо и стиль подачи информации. За шесть лет, в течение которых она выходит в эфир изменилось только название – сегодня передача знакома слушателям как «У микрофона Михаил Веллер».

Вот уже на протяжении довольно долгого времени каждый радиослушатель может позвонить в прямой эфир и задать любой вопрос известному философу и писателю М. Веллеру, или же высказать свое собственное мнение, вступить в дискуссию с ведущим. Программа «У микрофона Михаил Веллер» не теряет своей популярности и неизменно, год от года, здесь разбираются самые актуальные вопросы современности.

Хронометраж программы – 50 минут. Время выхода в эфир – 14.14. 2

Периодичность – каждое воскресенье. Можно сказать, что программа занимает очень «удобное» место в эфирной сетке. Обед выходного дня, как раз тот период, когда большинство слушателей не обременены сложной работой, и им легче воспринять информацию.

«У микрофона Михаил Веллер» по своей структуре состоит из музыкальной зарисовки, обрамляющей всю программу, основной части – самой беседы Веллера со слушателями или приглашенными гостями. Таким образом, все составляющие передачи по своей сути просты, что облегчает восприятие информации, здесь нет музыкальных отбивок в середине, или же, например, рекламных вставок. Каждый эфир традиционно начинается с приветствия слушателей, сообщаются контакты студии – номер телефона и пейджер, а заканчивается пожеланиями, если дата выхода программы как-то соприкасается с праздником, или же стандартным прощанием.

Каждый выпуск программы содержит большое количество разнообразной информации. Задачи программы – донести важную информацию, истолковать суть явлений или событий, поделится мнением. Цель – рассмотреть как можно глубже какие-либо вопросы, чтобы слушатель смог разобраться во всем происходящем.

Программа не направлена на какой-то определенный тип слушателей. Она обо всем, а значит, представляет интерес для широкой аудитории, для тех, кому не безразлично то, что происходит в стране и мире.

«У микрофона Михаил Веллер» имеет свое место в эфире, постоянный объем звучания, фирменное музыкально сопровождение, которое остается неизменным с первых выпусков программ. Манера подачи информации ведущим характеризуется большой свободой.

Информация отличается высокой оперативностью. Большинство тем, на которые рассуждает ведущий, актуальны. Иногда в студию поступают звонки с вопросами, относящимися не к настоящему временному промежутку. В таких случаях ведущий, М. Веллер, пытается найти в событиях прошлого какие-то взаимосвязи с нынешней ситуацией.

Радиопрограмму «У микрофона Михаил Веллер» можно отнести к разряду аналитических. Все анализируемые факты, события пропускаются через призму отношения к ним автора и ведущего программы – Михаила Веллера. Аналитика предполагает глубокие размышления, основанные на личной оценке. Здесь журналист подводит итоги и делает выводы, обобщает факты и прогнозирует. Все эти типичные признаки аналитической программы присущи анализируемой передаче.

По своим признакам программа сочетает в себе элементы сразу нескольких жанров.

По определению В.В. Смирнова, радиобеседа – жанр живого разговорного общения. Человек, сидящий в студии, должен хорошо представлять своих предполагаемых слушателей, их интересы, обращаться именно к ним. Формы такого обращения могут быть самыми разными, от простого приветствия до вопросов, которые могли бы задавать слушатели или задают их, если беседа проходит в режиме прямого эфира с подключением интерактивного телефона или пейджера. 3

В зависимости от излагаемой информации и от целей радиопрограммы, беседа может быть разных типов. Программа М. Веллера примечательна тем, что в ней сочетаются разные типы. Иногда в студию приглашается какой-либо эксперт, с которым ведущий ведет диалог. А иногда, элементы интервью, характерные для полноценной беседы, отсутствуют.

М. Веллер сам выступает в качестве авторитетного лица. Он ведет диалог со слушателем, пытается развернуто ответить на все злободневные вопросы, чтобы его незримому собеседнику стало все ясно.

Комментарий, как жанр, призван к оценке и истолкованию общественно-значимых фактов. Компетентное лицо (это может быть журналист или эксперт) пытается разъяснить суть происходящих явлений,

3разбирается с причинами, породившими то или иное событие, прогнозирует

дальнейшее его развитие.

М. Веллер в своей программе – типичный комментатор. Он, как уже было сказано выше, ведет диалог со слушателем, но при этом выступает в роли эксперта, комментирующего какие-либо общественно-значимые события.

Радиообозрение – сложный аналитический жанр. Он требует особых знаний в какой-либо области. Журналист должен обладать всевозможными разнородными фактами и суметь связать их воедино.

Иногда в программу «У микрофона Михаил Веллер» от слушателей поступают звонки с вопросами, требующими особых, глубоких размышлений на заданную тему. В этом случае М. Веллер выступает в качестве обозревателя.

Читайте также:
Через какую программу открыть файл ppt

Таким образом, можно сказать, что программа «У микрофона Михаил Веллер» сочетает в себе черты трех жанров: радиобеседы, радиокомментария, и даже радиообозрения. Ведущий может выступать в роли комментатора, обозревателя и просто собеседника. Его «амплуа» зависит в большей части от характера задаваемых вопросов, темы, на которую нужно рассуждать. Сращение нескольких жанров в одной программе позволяет автору импровизировать, точнее раскрыть суть явления или события, подойти к ним с разных сторон.

Тематическая многогранность программы

Как уже было сказано выше каждый слушатель может задать абсолютно любой вопрос ведущему – Михаилу Веллеру. На основе прослушанных программ, мы определили основные темы вопросов:

  1. Политические;
  2. Экономические;
  3. Социальные;
  4. Культурные;
  5. Прочие (не относящиеся к остальным категориям).

Соотношение этих тем представлено в сравнительной диаграмме:

Правила создания авторской программы на региональной музыкальной радиостанции

Итак, мы узнали, в чем различие между музыкальным и разговорным (информационным) форматами радиостанций. На предыдущих страницах нашей работы обозначены различия между линейной и авторской программой. Были приведены примеры некоторых авторских программ на музыкальной региональной радиостанции. Осталось резюмировать все вышеперечисленное в конкретные правила, алгоритм создания авторской программы.

Авторская программа начинается с идеи. Что будет существенным отличием и козырем радиоведущего на фоне остальных программ, станций, а возможно и регионов.

2) Сценарная заявка

Как только идея готова, автор переносит все свои мысли на бумагу. Профессионалы называют это «сценарная заявка», можно назвать это и «концепцией программы» и «резюме программы». Главное обозначить в ней основные моменты: рабочее название, хронометраж, периодичность, суть, форму, целевую аудиторию, рубрикацию, возможность коммерческих вставок, техническое оборудование. (см. приложение 1: «Сценарная заявка» авторской программы Наталии Ярцевой «Стаканкино» для радио «Новости on-line».)

Сценарная заявка обязательна для авторского проекта радиостанции любого масштаба (федеральная, региональная, корпоративная). Она поможет, во-первых, разложить все по полочкам, продумать спорные моменты и показать, что новый FM-проект имеет место быть. Во-вторых, так проще донести нужную информацию до босса.

В-третьих, это бюрократический момент, многое озвученное на оперативке устно или в неположенном формате забывается сразу же. Сценарную заявку отправляем продюсеру, главному редактору, программному директору, выпускающему редактору. Если создание чего-то новенького происходит на региональной радиостанции, то программный директор вашей станции отправляет сценарную заявку на одобрение в Москву или туда, где находится головной офис.

«Сlock» (с англ. — час) — это типичное требование программного директора региональной радиостанции. Суть этого правила в том, что автор должен по пунктам расписать каждый час своей программы на все составляющие с точностью до минуты. Отбивки, джинглы, рекламные блоки, песни, прописывается абсолютно все. (см.приложение 2: «Clock» авторской программы Виктора Вишневского «БуDи People» для радиостанции «DFM-Пермь»)

Вашу идею одобрили. Далее пишем примерный сценарий, возможно и сценарий первого выпуска программы. (см. приложение 3: «Сценарий» Наталии Ярцевой)

На самом деле, у этого правила нет никакого определенного названия, поэтому мы назовем его «Wish List» (с англ. — список желаний). Суть этого правила в том, чтобы набросать потенциальных героев, ситуации, события, освещаемые в авторской программе. Это делается для того, чтобы, во-первых, менеджеры по продажам могли уже искать клиентов, привлекать спонсоров. Во-вторых, это аргумент для спокойствия программного директора — у автора есть планы не на один выпуск программы.

Поиском спонсоров программы, составление спонсорских рубрик, написание коммерческих телег — в авторской программе это может делать не только менеджер по продажам той радиостанции, на которой будет выходить программа, но и сам автор программы. (e.g. спонсора для рубрики «Бой с ленью» своей программы «БуDи People» я нашел сам. Эта фирма предоставит возможность посещения центров активных видов отдыха. Взамен: устное упоминание в моей авторской программе, а также упоминание в социальных сетях в виде ссылок на их паблики или аккаунты)

Спонсоры могут быть разными по значимости: спонсор рубрики, спонсор часа, спонсор выпуска.

7) Пилотный выпуск

Если автор программы может быть уверен в своей работе и в успехе своей программы, то руководству радиостанции и партнеру нужно это еще доказать. Выходить в прямой эфир с кардинально новым проектом опасно. Поэтому записывается пилотный выпуск программы, который чаще всего и является в дальнейшем первым выпуском авторской программы. Это тот же «Сценарий» только уже реализованный, настоящий, материальный.

Виза — это генеральное согласование, одобрение и подтверждение. После получения визы на пилотный выпуск программы автор может выдохнуть и поздравить себя с завершением подготовительного этапа.

Есть еще один очень важный момент при создании авторской программы — это «одежда» эфира. Под «одеждой» понимается все оформление эфира — отбивки, джинглы, лайнеры, промо-ролики, подложки и прочие звуковые файлы, которые будут только ваши. Их рекомендуется делать на подготовительном этапе, где-то до записи пилотного выпуска.

В них могут быть озвучены все регалии автора, пометка «Авторская программа», что больше привлекает внимание аудитории и настороженность конкурентов. Но бывали ситуации, когда авторская программа уже звучала в эфире в стандартном, типичном оформлении. Использовались уже имеющиеся универсальные джинглы и подложки радиостанции.

Для примера это «Любовь и голуби» на «Маяке» — авторская программа Маргариты Митрофановой и Марии Голубкиной. В первых выпусках ведущие сами акцентировали на этом внимание (Митрофанова: «Одежда пишется, но мы здесь»). Стоит заметить, что это федеральная радиостанция, и по какой причине они позволили себе такую оплошность, остается только гадать. Рекомендуется выходить в эфир с готовым аудио-оформлением — одеждой вашей программы.

Читайте также:
Disk drill похожие программы

Источник: studwood.net

РАЗБИРАЕМ ПЯТЬ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ

Разбираем пять авторских программ

Юлиана Романова (автор сайта getonair.ru) Маленькая история: в свое время я работала на Юмор FM и каждую смену, помимо музыкально-юмористического контента, с 3 до 4 утра мне приходилось слушать ХХ съезд КПСС! Зачем? Таковы были условия лицензии на вещание. Оказывается, в ней просто был прописан процент политических программ. Веду я к тому, что у многих музыкальных станций есть тоже свой процент тематических программ, к которым нередко подходят спустя рукава, знаете, такая программа из заставки, подложки и текста из интернета, почти неотредактированного…

Всем, кто узнал в этой схеме свой стиль программопроизводства, я советую:

1. вдохновиться программами из этой статьи, все они получали престижные премии на разных фестивалях;

2. если не получится вдохновение пустить в работу — начать пользоваться услугами сторонних продакшн-студий, производящих радиоконтент.

Я не взяла на себя смелость оценивать уровень программ, поэтому обратилась в продакшн-студию «Апельсин FM». Советую внимательно прослушать все программы и прочитать к ним комментарии от профессионального саундпродюсера и режисера «Апельсин FM» Николая Гринько.

4-2

1. Программа «Для особо культурных», Business-FM, Екатеринбург:

Стандартный крепкий продукт из серии «афиша».

Содержательная часть:

Ответственный подход ведущей к наполнению выпуска: не просто перечисление мероприятий и принимающих залов, как это часто бывает в «Афишах», а «подслушанное» репетиционное исполнение хора, фрагмент интервью с небезызвестным Дмитрием Коганом, любой добытый журналистом эксклюзив всегда «цепляет ухо» слушателя и побуждает, в данном случае, идти на концерт.

Технические замечания:

Резкие переходы от шапки к вступлению ведущей и несочетающиеся подложки в элементах программы. При конвертировании слишком «пережат» голос диктора (возможно, исходник был сохранен в mp3 с низким битрейтом); «синхронны» при монтаже слишком резко обрубаются. Стандартная концовка программы озвучена ведущей, явно один раз на все выпуски сразу, и заметно отличается по уровню и качеству звука от основной части выпуска. Не хватает коротеньких перебивок между перечислением культурных событий.

Завышен хронометраж — 6 минут. Особенно, если учитывать, что эфир идет на «Бизнес Фм» — у этой станции очень плотная эфирная сетка, все выходы и рубрики короткие, максимум — минуты полторы-две. Рубрика на 6 минут выбивается из сетки.

4-3

2. Программа «Кот-полиглот», Кот FM, Самара:

Очень интересный, оригинальный подход к запоминанию английских слов.

Содержательная часть:

На радио не так важно, как НАПИСАНО, важнее как ОЗВУЧЕНО. Эта программа — отличное тому подтверждение! Как понятно из формата радиостанции и названия программы, весь контент «заточен» под ассоциативное присутствие «кота» в эфире, и Ведущая Оля Мур прекрасно справляется с ролью «кошки»: голос и подача материала соответствуют образу.

Легкий развлекательный контент, который прекрасно усваивается на слух. Радио часто слушают фоном, а не с блокнотом и ручкой у приемника. Программа «Кот-полиглот» обучает английскому, рождая в голове слушателя живые образы и не отрывая его от текущих дел.

Хронометраж программы 2,5 минуты — равен звучанию одной песни в среднем — то время, когда слушатель музыкальной радиостанции готов прерваться на короткий развлекательный контент, зная, что он не будет длительным.

Технических замечаний нет. По звуку все гармонично. Перегружать такую программу звуковыми эффектами, чтобы еще больше добиться «картинки» в голове слушателя, нет необходимости.

4-4

3. Программа «Окно в Вятку», Мария FM, Киров:

Хороший развлекательно-познавательный продукт.

Качественное оформление программы, «богатый» тембр диктора в «шапке» программы. Легкая подача исторических событий ко дню рождения города, что эффективно усваивается слушателем и не дает переключаться.

В «шапке» задается стиль программы — она построена на контрастах: на «впечатлениях очевидцев» и «взгляде современников». «Впечатления» создает диктор-актер, обыгрывая историческую часть выпуска, «современник» говорит голосом молодой девушки, поясняя «исторический факт». Программа не перегружена информацией и создает праздничное настроение.

4-5

4. Программа «Шум времени», Нева FM, Санкт-Петербург:

После прослушивания такого проекта, хочется в конце, как в фильмах, услышать имена тех, кто коллективно трудился над программой. Добротные тексты. Отличная актерская работа, передающая настроение программы. Ответственный монтаж, создающий образ в голове слушателя, «проиллюстрированный» звук, если можно так выразиться — когда в подтверждение сказанному диктором, мы слышим звуковой ряд, звуковые эффекты и складывается «картинка», хотя на самом деле, на радио ее нет. Хорошая находка, как рассказать слушателю об истории простых вещей из повседневной жизни, о происхождении которых мы, порою, даже не задумываемся.

4-6

5. Программа «Крымский дневник», Эхо Перми, Пермь:

Интересная идея проекта с понятной задумкой радиодневника «Наши в Крыму». Странный выбор музыки для оформления — с явными арабскими мотивами. Затянут хронометраж — семь с половиной минут с синхроном-монологом — даже для формата «Эха» многовато. А учитывая, что запись не студийная, как поясняет нам диктор в самом начале программы — звук записан в аэропорту, трудно оставаться во внимании все 7 минут монолога. Проводя аналогию с репортажами на ТВ, в этом радиопроекте оставили только мнение респондента, а про корреспондента (репортера) забыли.

Источник: apelsinfm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru