В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека способного к творческому саморазвитию, самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества и дизайна, дети и подростки получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Данная программа позволяет подросткам ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области.
Источник: eee-science.ru
Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы
Авторская программа дополнительного образования по художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками»
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 1,2,3,4 классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Кружок «Чудеса своими руками» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа дополнительного образования по художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района РТ
Авторская программа дополнительного образования
по художественно – эстетической направленности
Миннахметова Гульнур Габдулхаевна
Мамадышский муниципальный район,
село Нижняя Ошма.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Актуальность программы состоит в том, что сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Трудовое обучение — обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени.
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы.
Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.
Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Программа художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, развивать художественно – эстетический вкус. Работа кружка «Чудеса своими руками»- прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает формирование личности готовой к активной, творческой самореализации, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 1,2,3,4 классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Кружок «Чудеса своими руками» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, торцевание, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам.
В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 10 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45мин.
В программу кружка «Чудеса своими руками» входят разделы «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом».
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Обучать творческому подходу к любой работе;
- Воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию народа России, Татарстана;
- Развивать образное и пространственное мышление в творческой активности детей.
- Беседа «История создания бумаги». Изделие «Птицы»
- Беседа «Как появились ножницы». Коллективное панно «Корзина».
- «На берегу моря»
- «Грибы»
- «Сирень»
- «Снеговик»
- Чудо-елочка.
- Чудо-елочка. Продолжение работы.
- «Подсолнух»
- «На море»
- «Голуби – птицы мира»
- «Цветы украшают нашу жизнь»
- «Веселые зверюшки».
- Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
- Лоскутная мозаика «Бабочка»
- Беседа «Что могут нитки и иголка»
- . «Петушок» из ниток.
- «Смешарики» из ниток.
- Беседа «Нитяная графика»
- «Снеговик и ёлочка»
- «Сердечко»
- «Бабочка»
Источник: kopilkaurokov.ru
Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Творческий мир»
материал
Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Творческий мир» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей образовательных потребностей, осуществляемых в соответствии федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей, создает условия для творческого самовыражения детей 6-10 лет посредством знакомства с различными видами деятельности.
Программа «Творческий мир» рассчитана на младших школьников 6-10 лет и направлена на их творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию работ в различных техниках исполнения.
1.2 Направленность авторской дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
Основной задачей данной программы является развитие творческих способностей детей. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Оно является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Креативным людям проще добиться определенных высот, они инициативны, всегда смотрят в будущее. Важная особенность таких людей – видеть в простых вещах что-то необычное, сложное, красивое.
1.3 Отличительная особенность, новизна программы
В отличие от большинства программ дополнительного образования, предполагающих углубленное изучение одного вида творчества, программа «Творческий мир» включает в себя комплексное изучение самых актуальных видов творческой деятельности, таких как: работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с бумагой, работа с ватными дисками и полочками.
Данная программа построена таким образом, чтобы на протяжении всего учебного года, обучающиеся одновременно осваивают несколько направлений декоративно-прикладного творчества, т.е. темы по различным направлениям чередуются, а задачи по их выполнению усложняются. Подобное планирование занятий, позволяет эффективно работать в нескольких направлениях одновременно и не терять интерес у обучающихся к работе.
Данная программа отличается от других особенностями построения учебного плана, формой проведения занятий, а также последовательностью изучения материала — в этом ее новизна.
1.4Актуальность заключается в том, что сегодня декоративно-прикладное искусство обретает новую жизнь и становится особенно популярным и модным. Люди стали больше ценить изделия, выполненные вручную, каждый старается проявить индивидуальность, свой стиль. Просматривается возрастающий интерес к традициям наших предков и их применение в повседневной одежде и интерьере современного жилища. С другой стороны, материалы, используемые в работе, отличаются доступностью и широкими возможностями применения.
Педагогическая целесообразность. Основной проблемой у детей при обучении тому или иному виду деятельности является отсутствие творческого подхода к работе. Поэтому задача педагога не только обучать детей технологическим навыкам, но и формировать у них творческую мысль, творческую активность. Вовлекаясь во все более интересные виды творчества, обучающаяся вместе с этим совершенствует свои моторные навыки, умственное и образное мышление, наблюдательность.
1.5Цель: стимулирование и развитие творческих способностей обучающихся для дальнейшей самореализации в творческой деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития каждого обучающегося, раскрыть его способности к декоративно-прикладному творчеству;
- обучить технологическим навыкам;
- обучить основам композиции, цветоведению;
- научить применять инструменты и приспособления в работе, с соблюдением правил охраны труда;
- дать представление о последовательности и технологии изготовления изделий;
- обучить алгоритму выполнения творческого проекта.
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
- развивать образное и пространственное мышление, самостоятельность, инициативность, художественный вкус;
- развивать исследовательский подход к объектам окружающей действительности.
- воспитывать личностные качества, основанные на культуре общения внутри коллектива и творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, коммуникабельность:
- формировать качества успешного взаимодействия в коллективе на основе совместной деятельности.
Источник: nsportal.ru