Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей №25
требования к ее разработке
Полысаево 2010 Введение
В процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки. Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Авторская программа Григория Михнова-Вайтенко // 14.10.22
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Вспомним прежде, что такое учебная программа.
Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
требования к ее разработке и оформлению
Авторская программа — это спроектированная самим педагогом
(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Классификация авторских программ:
• по способу разработки:
— адаптивные — связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
- комбинированные — новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные — происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.
• по степени новизны:
- педагогическая инновация — создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;
педагогическое изобретение — общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
Авторская программа — показатель творческого роста учителя
— педагогическое открытие — установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.
Процесс разработки авторской программы
1. Аналитический этап:
- установить наличие программ по данному учебному курсу;
- выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
- установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.
2. Этап разработки концепции:
- описать авторскую идею (замысел) новой программы;
- формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
- спрогнозировать цели новой программы;
- разработать модель содержания программы;
- разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.
3 . Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).
4 . Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:
- разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
- отобрать экспериментальные группы;
- подготовить педагогов-экспериментаторов;
- разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
- провести эксперимент;
- осмыслить полученные результаты;
- оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
- провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.
5. Конечное оформление авторской учебной программы:
Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.
При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:
- Под какой учебный курс составлена программа?
- Кому она адресована?
- Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
Модель образовательного процесса:
- Каковы особенности организации образовательного процесса?
- Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?
3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?
4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?
Информационное и методическое обеспечение:
- Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
- Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
- Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
- Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
- Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
- Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
- Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?
Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.
В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
Источник: nsportal.ru
Авторская программа — это что такое, определение, описание и структура
Авторская программа – это учебно-воспитательный процесс, который спроектирован педагогом на базе своей методической системы. Она предназначается для внесения инноваций в образование и получение повышенных результатов.
Авторская программа — это результат длительной интеллектуальной деятельности педагога, демонстрация его постоянного самообучения и саморазвития. В настоящее время к представителям этой профессии предъявляются серьезные требования. В частности, одним из них является разработка собственных методических курсов, факультативов, публикация результатов деятельности в педагогической прессе.
Принцип построения
Педагог отражает системность подобранных средств для обновления содержания образования. Также отмечается инновационность воспитательных и образовательных задач, направленность на преобразование образовательного пространства.
Авторские программы педагогов должны опираться на функционирующие методические разработки и программы, заинтересовывать не только учеников, но и коллег разработчика.
Структура программы
Существуют определенные требования, которым должна отвечать любая разработка. Авторская рабочая программа имеет гармоничную структуру:
Важные моменты
Что должна включать пояснительная записка? Примерная авторская программа предполагает раскрытие значимости рассматриваемой программы, указание цели и задач, выделение новизны, значимости разработки. Автор отмечает методы и формы организационной работы.
В содержании программы предполагается раскрытие каждой темы, прослеживается соответствие с учебным планом, отмечается то время, что отводится на изучение каждого вопроса. Педагог отмечает формы проведения занятий, занятость детей.
Есть определенные требования и к предварительным результатам. Важно указывать требования к уровню знаний, умений, навыков (ЗУН), которыми должны овладеть ученики, к средствам контроля, к оценке.
Авторские образовательные программы начинаются с детального изучения аналогичных работ, созданных другими авторами, выделением в них положительных и отрицательных моментов. При составлении важно осознавать концепцию, основные идеи, логику программы, опираться на личный опыт, индивидуальные особенности и условия работы, на запросы родителей и школьников, отношения между педагогом и его воспитанниками.
Авторские образовательные программы должны быть краткими, реалистичными, оригинальными.
Обязательным элементом является постановка цели, которая конкретизируется в задачах и методах их решения. Также автором отмечается прогнозируемый результат, перечисляются критерии его оценки.
Основные требования
Авторская рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного обучения, предусматривает разные формы творческой деятельности детей:
- занятие;
- конкурсы;
- конференции;
- соревнования;
- олимпиады;
- выставки.
Автор закладывает оптимальное сочетание совместной и индивидуальной деятельности детей и подростков. Программы строятся с обязательным учетом возрастных особенностей каждого ученика, предусматривают возможность использования индивидуального подхода к ребенку. Авторские программы обучения должны учитывать физиологические особенности детей, содержать описание развивающей среды, перечень используемого оборудования и материалов.
Структурные элементы
На титульном листе необходимо указать полное название образовательной организации, в которой работает автор.
Также должны быть сведения о том, когда и кто утвердил представляемую авторскую программу. Далее идет название курса, указывается возраст, на который он предназначен. Затем пишут Ф. И. О одного автора либо творческого коллектива, которым создан материал, отмечают населенный пункт, а также год разработки.
В пояснительной записке необходимо отметить вид учебного заведения (лицей, школа, гимназия), а также его тип (специальное, общеобразовательное), отметить класс. Так как на основе авторской программы будут работать другие педагоги, важно обосновать ее значимость, новизну, актуальность.
Далее автор выделяет цель, задачи курса, сроки его реализации. По требованиям, предъявляемым к содержанию авторской разработки, необходимо указать методы, формы обучения, а также график проведения занятий. Автор перечисляет предполагаемые результаты, представляет систему оценки достижений школьников, выделяет инструментарий для оценочных действий.
В учебно-тематическом плане перечисляются темы или разделы, а также логика их рассмотрения. Уделяется внимание количеству часов, которое отводится на каждую тему, перечисляются формы и вид занятий. Согласно требованиям ФГОС в авторском курсе должен быть указан образовательный продукт (те материалы, что будут созданы ребятами в рамках проектной и исследовательской деятельности, экспериментов).
В содержательной части перечисляются темы, предлагается их краткое описание. Внимание уделяется теоретической и практической части предлагаемой программы. Материал должен подбираться с учетом физиологических особенностей обучающихся.
Информационное обеспечение предполагает указание литературы, используемой для составления программы, образовательных дисков, прилагаемых к курсу.
В качестве приложений можно рассматривать списки тем исследований (рефератов), примеры проектов, методические рекомендации.
Первый блок
Авторская программа — это материал, который оформлен с учетом требований новых федеральных образовательных стандартов. Так, в первом блоке должна быть представлена пояснительная записка, а также основная концепция. Проанализируем эту часть по некоторым аспектам. Ведя речь об актуальности предлагаемого материала, автор пользуется следующими маркерами:
- актуальность проблемы возрастает в связи с;
- в связи с … данный вопрос стал еще более актуальным;
- интерес к проблеме поясняется следующими фактами;
- в рамках личностно-ориентированного подхода особую значимость приобрели следующие моменты.
Авторские программы образования предполагают указание причин введения предмета (курса, факультатива) посредством следующих маркеров:
- среди причин введения программы выделим;
- важность курса обусловлена;
- введение авторского курса связано с недостаточностью проектной работы в курсе.
Также в первом блоке необходимо отметить особенности материала программы, вооружившись следующими шаблонами:
- специфика программы обусловлена;
- особенность курса заключается в;
- программа предназначена для широкого комплекса;
- ее отличительными чертами модно считать;
- особое внимание в курсе обращено на применение.
Авторская программа — это результат многолетнего труда педагога, поэтому так важно при ее составлении соблюсти все основные требования, предъявляемые к учебно-методическим материалам.
При указании роли и места курса (факультатива, предмета) в образовательной деятельности можно использовать следующие маркеры:
- факультатив является компонентом учебного плана;
- курс связан со следующими дисциплинами;
- электив опирается на знания, полученные школьниками в рамках рассмотрения следующих предметов.
Отдельное внимание необходимо уделить адресату, вооружившись некоторыми шаблонами:
- программа адресована;
- курс рекомендуется школьникам;
- программа рассчитана на развитие и обучение.
После модернизации отечественной образовательной системы обязательным элементом первого блока авторской программы стало указание ее соответствия требованиям Государственного федерального стандарта. Для такой записи можно вооружиться следующими маркерами:
При выделении требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, предъявляемых после освоения авторской программы, подойдут следующие шаблоны:
- после прохождения курса ребята имеют представление о;
- освоив курс, ребята приобретают следующие навыки;
- в результате изучения программы школьник должен знать этапы развития, принципы организации, владеть культурой.
Требования к ЗУН обучающихся
Авторская программа — это что такое, определение, описание и структура
Авторская программа – это учебно-воспитательный процесс, который спроектирован педагогом на базе своей методической системы. Она предназначается для внесения инноваций в образование и получение повышенных результатов.
Авторская программа — это результат длительной интеллектуальной деятельности педагога, демонстрация его постоянного самообучения и саморазвития. В настоящее время к представителям этой профессии предъявляются серьезные требования. В частности, одним из них является разработка собственных методических курсов, факультативов, публикация результатов деятельности в педагогической прессе.
Вам будет интересно: Авторская программа — это что такое, определение, описание и структура
Принцип построения
Педагог отражает системность подобранных средств для обновления содержания образования. Также отмечается инновационность воспитательных и образовательных задач, направленность на преобразование образовательного пространства.
Авторские программы педагогов должны опираться на функционирующие методические разработки и программы, заинтересовывать не только учеников, но и коллег разработчика.
Структура программы
Вам будет интересно: «Злободневный» — это о текущей повестке
Существуют определенные требования, которым должна отвечать любая разработка. Авторская рабочая программа имеет гармоничную структуру:
Важные моменты
Что должна включать пояснительная записка? Примерная авторская программа предполагает раскрытие значимости рассматриваемой программы, указание цели и задач, выделение новизны, значимости разработки. Автор отмечает методы и формы организационной работы.
В содержании программы предполагается раскрытие каждой темы, прослеживается соответствие с учебным планом, отмечается то время, что отводится на изучение каждого вопроса. Педагог отмечает формы проведения занятий, занятость детей.
Вам будет интересно: Классификация Гиппократа: типы и описание, подробная характеристика
Есть определенные требования и к предварительным результатам. Важно указывать требования к уровню знаний, умений, навыков (ЗУН), которыми должны овладеть ученики, к средствам контроля, к оценке.
Авторские образовательные программы начинаются с детального изучения аналогичных работ, созданных другими авторами, выделением в них положительных и отрицательных моментов. При составлении важно осознавать концепцию, основные идеи, логику программы, опираться на личный опыт, индивидуальные особенности и условия работы, на запросы родителей и школьников, отношения между педагогом и его воспитанниками.
Авторские образовательные программы должны быть краткими, реалистичными, оригинальными.
Обязательным элементом является постановка цели, которая конкретизируется в задачах и методах их решения. Также автором отмечается прогнозируемый результат, перечисляются критерии его оценки.
Основные требования
Авторская рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного обучения, предусматривает разные формы творческой деятельности детей:
- занятие;
- конкурсы;
- конференции;
- соревнования;
- олимпиады;
- выставки.
Автор закладывает оптимальное сочетание совместной и индивидуальной деятельности детей и подростков. Программы строятся с обязательным учетом возрастных особенностей каждого ученика, предусматривают возможность использования индивидуального подхода к ребенку. Авторские программы обучения должны учитывать физиологические особенности детей, содержать описание развивающей среды, перечень используемого оборудования и материалов.
Структурные элементы
На титульном листе необходимо указать полное название образовательной организации, в которой работает автор.
Также должны быть сведения о том, когда и кто утвердил представляемую авторскую программу. Далее идет название курса, указывается возраст, на который он предназначен. Затем пишут Ф. И. О одного автора либо творческого коллектива, которым создан материал, отмечают населенный пункт, а также год разработки.
В пояснительной записке необходимо отметить вид учебного заведения (лицей, школа, гимназия), а также его тип (специальное, общеобразовательное), отметить класс. Так как на основе авторской программы будут работать другие педагоги, важно обосновать ее значимость, новизну, актуальность.
Вам будет интересно: История валенок: происхождение и возникновение
Далее автор выделяет цель, задачи курса, сроки его реализации. По требованиям, предъявляемым к содержанию авторской разработки, необходимо указать методы, формы обучения, а также график проведения занятий. Автор перечисляет предполагаемые результаты, представляет систему оценки достижений школьников, выделяет инструментарий для оценочных действий.
В учебно-тематическом плане перечисляются темы или разделы, а также логика их рассмотрения. Уделяется внимание количеству часов, которое отводится на каждую тему, перечисляются формы и вид занятий. Согласно требованиям ФГОС в авторском курсе должен быть указан образовательный продукт (те материалы, что будут созданы ребятами в рамках проектной и исследовательской деятельности, экспериментов).
В содержательной части перечисляются темы, предлагается их краткое описание. Внимание уделяется теоретической и практической части предлагаемой программы. Материал должен подбираться с учетом физиологических особенностей обучающихся.
Информационное обеспечение предполагает указание литературы, используемой для составления программы, образовательных дисков, прилагаемых к курсу.
В качестве приложений можно рассматривать списки тем исследований (рефератов), примеры проектов, методические рекомендации.
Первый блок
Авторская программа — это материал, который оформлен с учетом требований новых федеральных образовательных стандартов. Так, в первом блоке должна быть представлена пояснительная записка, а также основная концепция. Проанализируем эту часть по некоторым аспектам. Ведя речь об актуальности предлагаемого материала, автор пользуется следующими маркерами:
- актуальность проблемы возрастает в связи с;
- в связи с … данный вопрос стал еще более актуальным;
- интерес к проблеме поясняется следующими фактами;
- в рамках личностно-ориентированного подхода особую значимость приобрели следующие моменты.
Авторские программы образования предполагают указание причин введения предмета (курса, факультатива) посредством следующих маркеров:
- среди причин введения программы выделим;
- важность курса обусловлена;
- введение авторского курса связано с недостаточностью проектной работы в курсе.
Также в первом блоке необходимо отметить особенности материала программы, вооружившись следующими шаблонами:
- специфика программы обусловлена;
- особенность курса заключается в;
- программа предназначена для широкого комплекса;
- ее отличительными чертами модно считать;
- особое внимание в курсе обращено на применение.
Авторская программа — это результат многолетнего труда педагога, поэтому так важно при ее составлении соблюсти все основные требования, предъявляемые к учебно-методическим материалам.
При указании роли и места курса (факультатива, предмета) в образовательной деятельности можно использовать следующие маркеры:
- факультатив является компонентом учебного плана;
- курс связан со следующими дисциплинами;
- электив опирается на знания, полученные школьниками в рамках рассмотрения следующих предметов.
Отдельное внимание необходимо уделить адресату, вооружившись некоторыми шаблонами:
- программа адресована;
- курс рекомендуется школьникам;
- программа рассчитана на развитие и обучение.
После модернизации отечественной образовательной системы обязательным элементом первого блока авторской программы стало указание ее соответствия требованиям Государственного федерального стандарта. Для такой записи можно вооружиться следующими маркерами:
При выделении требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, предъявляемых после освоения авторской программы, подойдут следующие шаблоны:
- после прохождения курса ребята имеют представление о;
- освоив курс, ребята приобретают следующие навыки;
- в результате изучения программы школьник должен знать этапы развития, принципы организации, владеть культурой.