Автор А..И. Иванова
Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.
- выделить основные естественнонаучные и экологические понятия, которые могут быть усвоены детьми первых 7 лет жизни;
- проследить возрастную динамику их формирования при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
- каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий);
- нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;
- у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром служат отдельные его признаки;
- по внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает;
- если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей;
- в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование. Допустим, паразит не виноват, что не может питаться ничем, кроме тканей человека; точно так же, как человек вынужден использовать в пищу организмы растений и животных;
- человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов;
- последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем окружении, но и в масштабах макрокосма.
Структурно-содержательная характеристика
Программа охватывает три основных направления экологического образования: «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Социальный ролик о природе.
Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т.е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга самопроизвольно увеличивать объем содержащейся в нем информации, приобретать новые знания путем логических рассуждений; в связи с этим в программе уделяется большое внимание развитию логического мышления.
Экология 10 класс (Урок№1 — Введение в экологию.)
Программа легко интегрирует с любыми технологиями и системами работы, поскольку создает для них фактологическую базу.
Прогностичность данной программы определяется тем, что она учитывает объективные закономерности созревания мыслительных процессов человека, которые столь же фундаментальны, как закон всемирного тяготения, и так же, как он, не могут быть ни нарушены, ни обойдены.
Содержание программы «Живая экология» не может меняться произвольно, поскольку оно всегда ограничено возрастными познавательными возможностями детей каждого года жизни. Следовательно, она определяет ДОУ на многие годы. Дополнения могут вводиться в нее без существенных изменений основного содержания.
Целостность программы обеспечивается вертикальными и горизонтальными связями, заложенными в ее структуре. Вертикальные связи дают возможность проследить, каковы пределы расширения знаний при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Горизонтальные связи объединяют экологическое образование с другими видами деятельности. Экологическое воспитание является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Следовательно, оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности.
Каждый пункт программы позволяет в любой конкретный момент диагностировать уровень знаний детей по экологии, природо- и человековедению. Если дети владеют понятиями, предусмотренными программой для данной возрастной группы, уровень образования оценивается как нормальный; если ребенок (или группа в целом) знает больше, уровень знаний оценивается как высокий или очень высокий. Если познания детей соответствуют предыдущей возрастной группе, уровень знаний оценивается как низкий или очень низкий в зависимости от величины разрыва между требованиями программы и реальностью.
Программа строится по концентрическому принципу. Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту или понятию многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое.
Первый уровень самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Только на первом уровне процесс обучения строится в обеих группах раннего возраста и первой младшей группе. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и особенностями мышления детей, которое в этом возрасте наглядно-действенное.
Второй уровень подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Приступать к обучению на этом уровне можно после того, как дети овладеют речью, а наглядно-действенное мышление начнет постепенно дополняться наглядно-образным. Обычно это происходит во второй младшей группе. Как и первый, второй уровень ознакомления с природой не теряет своего значения у старших дошкольников. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Обучение на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. Дети выявляют более сложные причинно-следственные связи, действующие в природе, и устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту. Они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий: накопление у детей достаточного объема знаний о природе; появление у них способности к абстрактно-логическому мышлению. Обычно эти условия создаются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.
Таким образом, процесс ознакомления с природой в группах раннего возраста и первой младшей строится только на первом уровне, во второй младшей и средней — на первом и втором уровнях, в старшей и подготовительной к школе — на трех уровнях. Все три уровня сохраняются в течение последующей жизни человека, хотя общий объем знаний, соответствующий каждому уровню, с возрастом увеличивается.
Переход от одного уровня к другому находит свое отражение в тематике проводимых занятий. Первому уровню соответствуют занятия, посвященные ознакомлению с каким-либо одним объектом или процессом (с котенком, геранью, снегом, попугайчиком, способом полива комнатных растений). При проведении занятий, соответствующих второму уровню, в качестве темы избираются либо процессы, либо обобщенные представления: Что надо сделать, чтобы нашему хомячку (попугайчику, рыбкам) жилось хорошо? Как добиться, чтобы веточки деревьев распустились скорее? Какие части есть у каждого растения?
При переходе к третьему уровню на обсуждение выносятся проблемные вопросы: Как животные спасаются от врагов? Как они переносят неблагоприятные условия? Почему хлеб нужно беречь? Какую пользу приносят растения человеку? Можно ли делить растения (животных) на полезные и вредные, на красивые и некрасивые?
Фактически обучение на третьем уровне соответствует понятиям «экологическое воспитание дошкольников», «формирование экологического сознания».
В программе приводится перечень экологических понятий, доступных для детей дошкольного возраста, и сформулированы основные принципы их формирования.
Автор отмечает, что в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям.
Первое направление — внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Второе — запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Осуществляя экологическое образование дошкольников, необходимо учитывать и практически использовать в педагогической деятельности такое свойство детской психики, как синкретичность мышления: видя всю картину в целом, дети способны устанавливать общие закономерности, но еще не способны объединять несколько объектов и событий в одну картину, поскольку у них еще не созрела способность к анализу и синтезу, хотя ее зачатки уже возникли. Экологические знания, переданные в чисто вербальных формах, без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность дети не усваивают. Начинать экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии.
Детям необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса познания.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
Для достижения поставленных целей следует использовать разнообразные формы и методы работы, однако основной объем материала давать в свободной деятельности в виде обычного бытового общения знающего взрослого с любознательным ребенком.
Работу по экологическому образованию необходимо вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности и свести до минимума контроль за степенью усвоения детьми изучаемых понятий, сделав основной упор на передачу новых знаний.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
Автором программы живая экология является
Учебная литература |
Живая экология: Программа экологического образования дошкольников |
Иванова А. И. |
Living Ecology: Ecological educational program for pre-school kids. – M.: TC Sfera, 2006. – 80 р. |
Ivanova A.I. |
Резюме
Пособие состоит из введения, трех разделов и списка литературы (16 источников). Пособие переиздавалось в 1992,1996, 1998, 1999, 2006 годах.
Предыстория вопроса. В 60-е – 80-е оды прошлого столетия в системе дошкольного образования была проведена беспрецедентная по масштабам работа, в которую включились и теоретики, и педагоги-практики: были детально изучены познавательные возможности детей каждого года жизни практически по все областям знаний: чтению, обучению грамоте, физкультуре, музыке, изобразительной деятельности, по труду, математике и др. Выяснилось много интересного, например, когда дети начинают прыгать на двух ногах, пририсовывать пальцы человеку, считать до пяти или десятками до ста.
Полученные научные данные были обобщены в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984), вышедшей под ред. М. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова.
И только познавательные возможности детей в области природоведения изучены не были. По внутреннему наитию в Программу включены 4 темы: «Сезонные изменения в природе», «Животные дикие и домашние», «Птицы перелетные и зимующие», «Овощи и фрукты» — но без детализации содержания знаний по возрастам.
Положение усложнилось, когда заговорили об экологическом образовании дошкольников. Но не были изучены познавательные возможности детей по экологии и даже не были отдифференцированы экологические понятия от природоведческих. Экологическими стали называть те же четыре темы, упомянутые выше. Между тем, ни одна из изученных областей знаний не интересует детей так, как природа; ни по одной не возникает столько вопросов, сколько о природе в ее разных проявлениях.
Для решения упомянутых проблем нами были предприняты собственные исследования. Работа велась по трем направлениям:
— собрали и проанализировали вопросы детей, задаваемые взрослым (сейчас в картотеке до 10 тысяч вопросов);
— четко разделили природоведческие и экологические понятия, доступные детям;
— на специально организованных занятиях изучали познавательные возможности детей разного возраста по природоведению и экологии.
Теоретическая новизна. В ходе исследований удалось доказать высокие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста в области экологии, они улавливают общие природные закономерности быстрее и легче многих взрослых, — но только при использовании специфических методов обучения. Необходимо создать для этого соответствующие условия, и дети сами приходят к правильным выводам. Если же использовать методы, применяемые в школе и в вузе, дети экологических знаний не «берут» и ничего понять не в силах.
Программа. Итогом работы стала программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Свое название она получила за то, что базировалась на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей в природе. Она охватывала возраст с 1-го по 7-й годы жизни включительно. Структура программы соответствовала требованиям того времени: в ней перечислялись знания, умения и навыки по природоведению и экологии, которыми могли овладеть дети каждой возрастной группы.
Эти сведения сгруппированы в 4 колонки: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек». В каждой колонке выделены рубрики: «Факты», «Обобщенные понятия» (у старших – «Экологические понятия»), «Трудовая деятельность» (в уголке природы, на участке, детское экспериментирование, ознакомление с трудом взрослых), «Охрана природы». В графе «Человек» добавлены рубрики «Охрана здоровья» и «Социальная жизнь».
Этим сведениям предпослана Пояснительная записка, содержащая общие сведения о программе (цели, задачи, адресность, пенетрантность и пр.), дано теоретическое обоснование возможности и необходимости экологического образования детей дошкольного возраста, выделены экологические понятия, доступные детям, изложены основные принципы и педагогические условия этой работы, включена «Концепция программы».
В настоящее время требования к структуре образовательных программ изменились, но «Живая экология» не потеряла своего значения. Педагоги-практики используют ее как справочный материал о познавательных возможностях детей каждой возрастной группы по природоведению и экологии; теоретикам (физиологам, психологам) дает возможность проследить общие закономерности становления мыслительных процессов детей в первые семь лет жизни. Еще К. Д. Ушинский писал, что логика природы есть самая лучшая логика для ребенка.
В ней имеет смысл изменить лишь одно слово: вместо «Дети должны знать» написать «Дети могут знать». Как справедливо указывает Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вариабельность этого возраста настолько велика, что установить единые требования к знаниям всех детей не представляется возможным.
Издание «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» (Иванова А. И.) отмечено наградой
МЕДАЛЬ «ЗА ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» С УДОСТОВЕРЕНИЕМ
Источник: expo-books.ru
Список книг по теме экологии
Иванова А.И.
Программа охватывает три основных направления экологического образования: «Развитие элементарных естественно-научных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе. Программа предназначена для работников дошкольных учреждений, а также студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующих специальностей.
Где купить:
ozon.ru
books.ru
Вся экология:
- Начало
- Эко новости
- Популярные новости
- Новости сегодня
- Новости вчера
- Новости за день
- Архив экологических новостей
- Добавить материал
- RSS лента новостей
- Эко календарь
- Добавить событие
- Эко Законы
- Эко организации
- Эко сайты
- Добавить сайт
- Эко библиотека
- Составы отходов
- Словарь
- Книги по экологии
- Рефераты
- Эко объявления
- Контакты
- Наши баннеры
- Подписка
- Реклама на сайте
Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где указан автор или источник. При полном или частичном цитировании всех материалов активная гиперссылка на Всероссийский Экологический портал (ecoportal.su) обязательна.
На сайте могут быть опубликованы материалы интернет-ресурсов «Facebook» и «Instagram», запрещённые на территории Российской Федерации.
Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик, опубликованный в разделе контакты.
Источник: ecoportal.su