Они строятся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд).
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.
- формировать у детей основы планетарного мышления;
- воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.
Структурно-содержательная характеристика
Программа составлена по возрастным группам, охватывает три ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:
Система камер слежения ПАУТИНА! Что это и как работает?
- младший дошкольный возраст — от 3—4 лет (2-я младшая группа);
- средний дошкольный возраст — от 4—5 (средняя группа);
- старший дошкольный возраст от 5—7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам. Эти вопросы соответствуют представлениям о следующих понятиях.
- Я житель планеты в Солнечной системе.
- Уникальное расположение планеты Земля в космосе.
- Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь на Земле.
- Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле.
Первый блок знакомит детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывая оптимальные пути их взаимопроникновения.
Второй блок посвящен формированию у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух) и влияние биогеоценоза на формирование этноса.
Третий блок прослеживает временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.
Четвертый блок раскрывает взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.
Формирование социально-экологического идеала у детей строится на использовании методики кругового обучения, распространенной в дошкольных учреждениях США. Целесообразность выбора данного метода подтверждается и в разработках наших ведущих психологов-педагогов (П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова), показавших возможность передачи абстрактных понятий в раннем возрасте.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте только начинается. Однако первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, а главное — положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.
Участок лейтенанта Качуры: Черная паутина | Все серии | Детектив | Остросюжетный сериал
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Федеральный каталог частных детских садов России
Программа художественно-эстетической направленности «Паутинка» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону.
В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль.
Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых — «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук ( что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга), глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца), художественных способностей и эстетического вкуса.
Программа разработана на основе учебно-методических пособий: Н.Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Л.И. Бурундукова «Волшебная изонить». Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити — одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Целью данной программы является овладение детьми техникой изонити, развитие творческих способностей. Эта программа решает задачи по нескольким направлениям.
1. Задачи по развитию у детей математических представлений:
-Раздел «Геометрическая форма».
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.
-Раздел «Количество и счет».
Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета.
— Раздел «Ориентировка на плоскости».
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Задачи по сенсорному развитию:
-Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
-Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Задачи по умственному воспитанию:
-Развивать абстрактное мышление.
-Обучить плоскостному моделированию — умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение».
4. Задачи по трудовому воспитанию:
-Научить работе с трафаретом. Научить технике работы с изонитью.
5 Задачи по физическому воспитанию:
-Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Задачи по нравственному воспитанию:
-Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7.Задачи по эстетическому воспитанию:
-Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус.
-Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
8. Речевые задачи:
-Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Программа дополнительного образования «Паутинка» рассчитана на детей дошкольного возраста (4-6 лет). Программа реализуется в течение шести месяцев (декабрь – май) в ходе непосредственно — образовательной деятельности при организации кружка «Паутинка», 2 раз в неделю, длительность совместной деятельности – 25-30 минут.
Предлагается использовать такую форму работы, как совместная деятельность. В совместной деятельности дети с удовольствием целенаправленно общаются, помогают друг другу. Ожидаемый результат – это овладение детьми техникой изонити, умение создавать свои образы и композиции из различных элементов. В итоге у них формируются умственные, ручные, творческие, коммуникативные способности, что подготавливает ребят к успешному обучению в школе.
Способы определения результативности овладения техникой изонити — это наблюдение, тесты. Они включают в себя следующие критериальные показатели.
К концу обучения дети знают:
правила работы с изонитью; правила и последовательность работы над окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами.
отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки); дорисовывать изображение после вышивки угла; укреплять нить с обратной стороны; выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона; определять направление углов; отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете; пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла; вдевать нить в иголку и завязывать узелок; самостоятельно подбирать цвет ниток; выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь трафаретами, моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга; выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины, анализировать образцы; определять размеры трафаретов на глаз, использовать фигурную линейку или рисовать волну «от руки»; самостоятельно дополнять или изменять рисунок, приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные; создавать свои композиции.
О прямом, остром, тупом углах; о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
При выявлении результатов в освоении детьми техники изонити используется несколько видов оценки. Промежуточная диагностика — с целью выявления результатов усвоения техники изонити и итоговая диагностика, которая проводится в конце обучения. Программой определены критериальные показатели систематизирующие процесс реализации задач программы. Данные критериальные показатели представлены диагностической карте.
При проведении итогов реализации дополнительной образовательной программы «Паутинка» используются такие формы, как
-выставки детских работ;
— участие детей в различных конкурсах;
-мастер-классы для родителей, которые проводят дети под руководством педагога.
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка программа обращена и к педагогу и дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, которые обеспечивают эффективное развитие личности дошкольника с учетом его индивидуальных способностей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
(первый год обучения).
Диагностическая карта ребенка, посещающего кружок
Ф.И.О. ребенка _________________________________
2- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется 1- все задания выполняет при помощи воспитателя Таблица №2.
3- знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно.
Низкий уровень — ребёнок знает правила работы с изонитью, но не может применить их на практике — не понимает, как их применить, самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю. Средний уровень — ребенок знает и понимает правила работы, может применить их на практике, но иногда путается и обращается за помощью. Высокий уровень — ребенок знает и понимает правила работы, все задания выполняет самостоятельно, помогает другим
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.
аналилиз парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников
Однако, некоторые современные методические разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта. В отдельных программах основное внимание уделяется формированию у детей сельскохозяйственных знаний и умений, что, скорее, можно отнести к трудовому, а не экологическому воспитанию.
В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала.
Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно.
При необходимости, представляется возможным комбинирование разных программ, однако на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ.
Список используемой литературы:
Гончарова Е.В. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста». Нижневартовск: НГУ, 2008.
Дедю И. И. «Экологический энциклопедический словарь». – Кишинев, 1989.
Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей «Мы». Санкт – Петербург. 1996.
Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М. «Теория и методика экологического образования детей». Екатеринбург, УГПУ, 2004.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». М.: Издательский , 2001.
Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду». М., 2009.
Рылеева Е. В. «Открой себя». М.: Линка – Пресс. 2000.
Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994.
Источник: xn——6kcac1awclcdpjihjeti82a.xn--p1ai
Программа «Паутинка»
Цель: формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологическое воспитание.
Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным.
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: — «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Наш дом — природа»
Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.
Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программы художественно-эстетического цикла
Программа «Природа и художник»
Автор Т. А. Копцева.
Цель: приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры и формирование представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Предлагаемая система художественно-творческих заданий основана на целевых установках программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.
Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
Программа «Интеграция»
Автор Т. Г. Казакова.
Цель: формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художественных способностей у детей.
Автор умело выстроила линию интеграции всех видов изобразительного искусства.
К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция видов изодеятельности.
Автор предлагает технологию развития изобразительных способностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации.
Основное внимание автор уделяет рисованию красками — гуашью, что способствует возникновению у детей раннего возраста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям разработана система занятий, раскрыты особенности педагогического руководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т. Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подготовлены специальные тетради.
Источник: studfile.net
аналилиз парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников
Они строятся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд).
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.
- формировать у детей основы планетарного мышления;
- воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.
Структурно-содержательная характеристика
Программа составлена по возрастным группам, охватывает три ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:
- младший дошкольный возраст — от 3—4 лет (2-я младшая группа);
- средний дошкольный возраст — от 4—5 (средняя группа);
- старший дошкольный возраст от 5—7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам. Эти вопросы соответствуют представлениям о следующих понятиях.
- Я житель планеты в Солнечной системе.
- Уникальное расположение планеты Земля в космосе.
- Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь на Земле.
- Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле.
Первый блок знакомит детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывая оптимальные пути их взаимопроникновения.
Второй блок посвящен формированию у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух) и влияние биогеоценоза на формирование этноса.
Третий блок прослеживает временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.
Четвертый блок раскрывает взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.
Формирование социально-экологического идеала у детей строится на использовании методики кругового обучения, распространенной в дошкольных учреждениях США. Целесообразность выбора данного метода подтверждается и в разработках наших ведущих психологов-педагогов (П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова), показавших возможность передачи абстрактных понятий в раннем возрасте.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте только начинается. Однако первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, а главное — положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
-
Tags:
- программа дошкольного образования
- программа паутинка
Образовательная программа для детского сада. Презентация
Рекомендуем посмотреть:
Целевой раздел Основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная программа в ДОУ познавательно-исследовательской направленности. Подготовительная гру
Похожие статьи:
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» для детей седьмого года жизни
Сравнительный анализ парциальных программ дошкольного образования
Елена Вернер
Сравнительный анализ парциальных программ дошкольного образования
Источник: konspektiruem.ru