Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Актуальность программы в том, что данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
Скачать:
| |
54.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Советского городского округа
Мужчина не подозревает, что вся его жизнь с самого рождения — это реалити-шоу
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5 «Колокольчик»
Советского городского округа Калининградской области
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета №1 Заведующий МАДОУ №5
От «30» августа 2021 г «Колокольчик»
Приказ № 112
от «30» августа 2021 г.
_________/Обухова Ю.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся 6 — 7лет
Срок реализации: 1 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» имеет эколого-биологическую направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие п ри максимальном расширении содержания и форм практической деятельности .
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
2. Актуальность и новизна программы
Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в старшей группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.
Мир вокруг нас и мы вокруг мира. Дмитрий Евстафьев
Актуальность программы в том, что данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
3 . Отличительные особенности программы.
Программа «Мир вокруг нас» направлена на развитие познавательного интереса ребенка, его мышления, творческих способностей, воображения, умения мыслить логически, что позволит ему в будущем успешно овладеть школьной программой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она поощряет любознательность ребенка, представляет природу — как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.учр.). Мозговой штурм — поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и
создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, педагог приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.
Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с учетом общего функционального состояния.
5.Принципы отбора содержания.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
4. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
5.Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
6. Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
6. Особенности организации образовательного процесса
Специального отбора детей в детское объединение для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» не предусмотрено.
Образовательный процесс проходит в объединении «Мир вокруг нас» в сформированных группах обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный. Занятия проходят в учебном кабинете.
7. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Нормативный срок освоения программы 36 часов.
Продолжительность одного занятия: до 30 минут.
Периодичность: общее количество занятий:
— в год – 36 занятий
— в месяц – 4 занятия
— в неделю -1 занятие
8. Педагогическая целесообразность.
9. Практическая значимость.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И одним из этих навыков является навык экологического воспитания.
Процесс экологического воспитания включает в себя использование дидактических игр, обсуждений, выявление и решение экологических проблем. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. В результате происходит становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Занятия проводятся во второй половине дня. Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению.
Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:
-предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
11. Типы занятий.
— вводное занятие (проводится в начале учебного года с целью знакомства с образовательной программой);
— комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала);
— диагностическое (определение возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков);
— практическое (формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике);
— закрепление знаний, умений и навыков — постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
— применение полученных знаний и навыков — прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
12. Цель программы:
Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
13. Задачи программы:
— систематизировать представления, обучающихся о предметах, явлениях природы и общества;
— формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нем человека;
— активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;
— научить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;
— научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;
— формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
— формировать умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
— знакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
— формировать основы экологических знаний средствами туристско-краеведческой деятельности.
— развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;
— развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;
— формировать основы экологической культуры;
— воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
— воспитывать любовь к природе.
14. Планируемые результаты:
По окончанию курса обучения дети будут знать:
— что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
— начальные экологические понятия;
— о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
— о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
— о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
— о причинах создания и назначении Красной книги;
— о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
— о ценности и уникальности каждого природного объекта;
— о правилах поведения человека в природе;
По окончанию курса обучения дети будут уметь :
— выполнять правила безопасного поведения в природе;
— применять свои знания в обращении с живыми организмами;
— охранять редкие виды растений и животных;
— проводить простейшие экологические наблюдения в природе; — формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме).
15. Формы подведения итогов реализации программы
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных НОД два раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования «Мир вокруг нас».
При подведении итогов освоения программы используются:
— выполнение творческих заданий.
Результаты диагностики отражаются в диагностической карте для отслеживания динамики развития детей, что помогает проводить необходимую коррекцию в ходе реализации программы.
Источник: nsportal.ru
Программа ‘Мир вокруг нас’

Программа ‘Мир вокруг нас’ (автор: Т.И. Попова) представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа ни региональном уровне.
Это комплексная программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Теоретической основой программы служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш. Амонашвили, Л. Венгер, Л. Выготский, А. Леонтьев, Н. Непомнящая, Н. Рерих, С. Рерих, Д. Эльконин, Б. Юсов и др.). Программа строится на гуманистических принципах и предполагает полихудожественную форму воспитания, модернизацию технологии проведения занятий с детьми (вводится интегрированный вариант).
Цель программы: научить детей видеть и чувствовать красоту окружающего мира, свободно и осознанно постигать его законы.
Задачи развития и воспитания:
- совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия;
- пробуждать познавательную деятельность, образное, творческое мышление;
- формировать эмоционально-волевую сферу личности, культуру общения и поведения;
- воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к миру.
- формировать системные представления об окружающем мире (основы научных и художественных знаний), роли и месте человека в нем;
- приобщать детей к планетарному мышлению;
- знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами;
- подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой;
- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам;
- формировать умения и навыки вести беседу, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику;
- пробуждать потребности средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к миру;
- вырабатывать навыки социальной культуры (поведение в обществе).
Структурно-содержательная характеристика
Центральная идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого на планете, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность.
Основополагающими принципами программы являются: принципы гармонии и красоты, сотрудничества и единства требований, интеграции, целостности приобщения ребенка к таким формам познания окружающего мира, как наука и искусство, постепенности погружения в проблему.
Ведущая тенденция целостного системного подхода к изучению окружающего мира — интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдение — исследование, беседа, игра, слушание сказок, легенд, мифов, знакомство с искусством) и протекает на уровне формирования образов-представлений, понятий о мире.
Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогического процесса. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на свое видение и понимание мира.
Программа состоит из трех комплексов, составленных по возрастному признаку.
- Первый комплекс «Мир вокруг нас» рассчитан на работу с детьми 6—8 лет.
- Второй называется «Красота окружающего нас мира», он рассчитан на детей 8—9 лет.
- Третий — «Земля — планета людей» — предназначен для работы с детьми 9— 10 лет.
Все три комплекса связаны единой идеей, целью, задачами. Материал каждого комплекса разбит на три блока.
- Первый блок — нравственно-философские беседы, мифы, легенды, сказки, игры. Он несет главную нагрузку в развитии познавательной сферы. Его задача — пробуждать познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности.
- Второй блок — разные виды искусства: изобразительное, музыкальное, хореография, театр. Его задача — развитие эмоциональной сферы, умения сопереживать, выражать свое состояние, отношение к миру через искусство, в творческой деятельности.
- В третий блок входит курс «Уроки вежливости» и курс занятий на базе культурных учреждений города. Цель его — формировать культуру общения и поведения, приобщать к подлинным культурным ценностям в музеях, библиотеке.
Программа включает занятия на базе культурных учреждений города — музеев, библиотек. Погружение в культурную среду, приобщение к культурным ценностям способствует решению целей и задач программы.
Программа пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.
Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром. следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом». Восприятие человеком культурных ценностей, воспроизведение их в своей деятельности приводит к творческому и нравственному саморазвитию.
В программе в качестве необходимых условий для организации и проведения занятия выделяются беседы о красоте отношений между людьми, которые необходимо продолжать и в семье. Родители могут помочь детям выполнить задание педагога, например, понаблюдать за каким-нибудь явлением (звезды, Луна, огонь на газовой плите, поведение животного); придумать вместе сюрприз, склеить конверт, приготовить костюм для выступления, выполнить какое-либо творческое задание и т.п. Самое главное — родители должны осознать, что совместно с педагогами они не только создают условия для развития своих детей, но и проживают вместе с ними одну жизнь, в которой каждый имеет равные права и возможность научиться согласию, сотрудничеству, сопереживанию.
В работе с детьми 6—7 лет используются мифы, легенды, загадки, нравственно-философские беседы об окружающем мире по темам: космос и человек, природные стихии и человек, минеральное царство, растительное царство, мир животных.
Все они взаимозависимы и взаимосвязаны законом гармонии и красоты. Универсальный закон гармонии и красоты проявляется в ритме, соразмерности, созвучии, согласии, сопереживании, во всех сферах. Красоту можно наблюдать в природе, искусстве, предметном окружении, в мыслях, чувствах, поступках человека. Раскрытие этого закона закладывает основы нравственности, пробуждает потребность в самосовершенствовании. Ребенок ставится в ситуацию сопереживания общему благу и восприятия красоты как необходимости.
Разделы программы содержат научно-информационную, эстетическую и нравственную характеристики предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Мир рассматривается как структурно организованное целое, а человек как часть этого целого.
Знакомясь с обитателями всех сфер, ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире. Она превращается в первоначальные образы-представления, составляющие целостную картину мира ребенка. Дети подводятся к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что живут на прекрасной и уникальной планете. Чтобы сохранить ее, необходимо научиться чувствовать, видеть, создавать и беречь красоту.
В каждом разделе предлагается тематическое планирование занятий, учебный план, список наглядных пособий и литературы.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
Учебный курс «Мир вокруг нас»
![]()
Скачать
презентацию
Учебный курс «Мир вокруг нас»
автора А.А. Плешакова
Учебный курс «Мир вокруг нас» автора А.А. Плешакова составляет основу разработанной для начальной школы системы учебных курсов с экологической направленностью, получившей название «Зеленый дом». Программа «Мир вокруг нас» и ее методическое обеспечение являются результатом многолетней работы, направленной на то, чтобы создать единый, целостный курс, обеспечивающий полную реализацию Обязательного минимума содержания по образовательному компоненту «Окружающий мир».
Программа обеспечена развернутым учебно-методическим комплек-том, основу которого составляют выпускаемые издательством «Просвещение» учебники:
«Мир вокруг нас. 1 класс»; «Мир вокруг нас. 2 класс»; «Мир вокруг нас. 3 класс» автора А.А. Плешакова; «Мир вокруг нас.
4 класс» авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников обеспечивается следующими методическими особенностями:
— для всех учебников характерно цикличное повторение и углубление материала стержневых содержательных линий, идей социальной солидарности и уважительного отношения граждан друг к другу с учетом этнокультурного и конфессионального многообразия, задач социальной и экологической ответственности, что обеспечивает становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
— методический аппарат учебников 1—4 классов — рубрики «Вспомним», «Узнай подробнее», «Обсудим», «Подумаем», «Поиграем», «Проверим себя», «Сделаем вывод», наличие Приложения, символическое наглядное оформление названия темы вверху на левой полосе, условные знаки навигации (самостоятельная работа, работа в паре, в группе, со взрослыми) — способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
— принципиальная установка на последовательное сопоставление содержания курса с проверенными временем образцами, идеалами, нормами, характерными для культуры народов России и мира, составляет фундамент духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающего принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
— предусмотренное УМК курса «Окружающий мир» широкое использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы, позволяет осуществлять краткосрочную и долгосрочную проектную деятельность, готовить мультимедийные презентации, проводить заочные экскурсии по родной стране и зарубежным странам и т.п. как в урочное, так и во внеурочное время. Рубрика «За страницами учебника» в конце каждого раздела позволяет системно планировать и последовательно осуществлять внеурочную деятельность, обеспечивающую реальную связь с практикой в современной жизни нашей страны.
При обучении по учебникам Плешакова А.А и Новицкой М.Ю., у детей формируется уважительное отношение к семье, своей «малой родине», России, ее истории, природе и культуре, современной жизни. Учащиеся осознают ценности, целостность и многообразие окружающего мира, свое место в нем, правила безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях.
Учебники содержат материалы естественных и социально-гуманитарных наук, что предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Рабочая тетрадь содержит дополнительный материал, развивающие задания, дидактические игры, что позволяет сделать процесс обучения интересным.
Опубликованы для каждого класса тесты, по можно проверить усвоенный учащимися материал.
Плешаковым написаны популярные книги о живой природе «Зеленые страницы» для школьников начальных классов и Атлас-определитель «От земли до неба», где малышам популярно рассказывают о разнообразии растительного мира. О том, как надо бережно относиться к природе, и всему живому рассказывает книга «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». Также Плешаков, автор методических книг для взрослых: «Экология для младших школьников», «Планета загадок». По этим книгам занимаются с детьми не только учителя в начальных классах, но и родители дошкольников.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai