Автором программы изобразительное искусство является

1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» (автор Б.М.Неменский)

Лекция 23
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
(автор Б.М.Неменский)

2. План

1.
2.
3.
4.
Общая характеристика программы.
Цель и задачи программы.
Структура программы.
Специфические принципы и методы
обучения.
5. Структура урока, проводимого по
законам педагогической драматургии.
6. Учебники по ИЗО.

3. Литература

• Бирич И., Лепская Н. Концепция экспериментальной
программы и учебника «Изобразительное
искусство»//Нач.школа, 1989. N1,с.22.
• Неменский Б.М. Всенаучные формы познания (О
создании программы «ИЗО и художественный
труд»)//Сов.педагогика, 1991. N 9, с.40.
• Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1985.
• Программно-методические материалы.
Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост.

Научный взгляд на изобразительное искусств


В.С.Кузин, В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
(с.16-137).

4. 1. Общая характеристика программы

Программа «ИЗО и ХТ» — программа
интегрированного типа, объединяющая уроки
рисования и художественного труда, основанная
на взаимодействии доступных для школы
искусств – ИЗО, литературы, музыки, театра.
Программа построена с учетом психологовозрастных особенностей учащихся, их
интересов и потребностей: дети любят
рисовать, лепить, строить, украшать. Для
человечества характерны три способа
художественного освоения
действительности: изобразительный,
конструктивный, декоративный. В программе
обозначены три вида художественной
деятельности: изображение, украшение и
постройка.

5. 2. Цель программы.

Формирование художественной
культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры
духовной.

6. Задачи:

1) формирование у учащихся
нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и
в искусстве
(осуществляется на основе формирования
представлений о системе
взаимодействия искусства с жизнью,
привлечения жизненного опыта детей,
наблюдений, активизации творческого
потенциала учащихся)

7.

2) Формирование художественно-творческой
активности школьников.
Средства:
• изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по
памяти и представлению),
• декоративная и конструктивная работа;
• восприятие явлений действительности и произведений
искусства (слайдов, репродукций);
• обсуждение работ товарищей, результатов собственного
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроке;
• изучение художественного наследия;
• поисковая работа школьников по подбору иллюстративного
материала к изучаемым темам;

Требования ФГОС 2021 г. и их реализация в УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского


• прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).

8.

3) овладение образным языком
изобразительного искусства
посредством формирования
художественных знаний, умений и
навыков, которые группируются вокруг
общих проблем: форма и пропорции,
пространство, светотональность, цвет,
линия, объем, фактура материала,
ритм, композиция.

9. 3. Структура программы

Программа имеет блочно-тематическое
строение: тема каждого урока
раскрывает тему четверти, которая, в
свою очередь, подчинена теме года.
Тематическая цельность программы
помогает обеспечивать прочные
эмоциональные контакты школьников с
искусством, приобщает их к
художественной культуре.

10.

4 класс
Каждый народ земли – художник
3 класс
2 класс
1 класс
Искусство вокруг нас
Ты и искусство
Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
1
2
3
4
5
6
7
Через все темы (года, четверти, урока) проходят
основные линии:
1 — цвет; 2 — линия; 3 — форма; 4 — объем; 5 пространство; 6 — композиция; 7 — пропорции;
8 — навыки владения худ. материалами; 9 –
знание имен художников и их произведений;
10 — навыки выражения отношения; 11 — навыки
видения красоты в природе, жизни, искусстве

11. 4. Специфические принципы и методы обучения

1) Ведущий принцип — закон художественного
уподобления. Раскрывается в методах
педагогической драматургии: создания на
уроках ситуации уподобления, деловых играх
(«художники — зрители»; «три брата — мастера»
и др. ), которые раскрывают специфику
основных видов художественной
деятельности, чтобы дети почувствовали себя
полноправными художниками, зрителями,
мастерами различных сфер художественной
деятельности

Читайте также:
Самая лучшая программа для составления генеалогического древа

12.

2)Принцип освоения вживанием (принцип
целостности и неспешности эмоционального
освоения: «уподобление воспринимающего
передающему» — эмоциональное уподобление):
• метод
поэтапных открытий (четкое выполнение тем
каждого урока и неповторимость их);
• метод единства восприятия и созидания (восприятие
и запоминание работ художников — постепенное,
осмысленное в свете задач четверти и года
расширение зрительного ряда: на фоне обширного
зрительного ряда каждого урока 5-6 произведений,
которые дети должны запомнить, показываются чаще);
• метод обобщающих уроков;
• метод широких ассоциаций (возможность и
необходимость творческой интерпретации
содержания).

13.

3) Принцип постоянства связи с жизнью:
• привлечение личного эмоционального,
визуального и бытового опыта детей;
• метод внеклассной индивидуальной и
коллективной поисковой деятельности.
Домашние задания вводятся для расширения
представлений о связи искусства с жизнью;
• метод отчетных уроков;
• метод оформления работами учеников
интерьера школы, класса, праздников. Выставки
работ в классе — для создания настроения и
ощущения нужности своего труда.

14.

4) Принцип опоры на апогей явления в
искусстве (это относится к разности
понимания типичного в науке и искусстве).
5) Принцип единства формы и
содержания:
• метод — обязательная постановка
эмоционально-отношенческих задач в
любой практической работе (радость грусть, добрый — злой . ).
• игровые моменты урока нужны
проживания содержания урока.

15.

6) Принцип создания потребности в приобретении
знаний и навыков:
• метод свободы в системе ограничений – творческая
свобода для каждого в рамках учебной задачи урока
(сознательно-целенаправленная деятельность);
• метод диалогичности (учитель искусства должен
стать мастером слова, также как и учитель
литературы): обсуждение всех тем: не только ч т о?
и к а к? но и з а ч е м? Обсуждение работ
учащихся;
• метод сравнений (с привлечением близких и
далеких ассоциаций);
• метод коллективных и групповых работ.

16. 5. Структура урока, проводимого по законам педагогической драматургии.

Урок, моделируемый по законам педагогической
драматургии, предполагает создание таких
условий, в которых имитационное поведение
станет реальностью.
В уроке искусства следует вычленить
такие опорные пункты, как:
• завязка,
• постановка проблемы,
• совместное решение проблемы,
• кульминационный момент,
• последействие.

17.

• Завязка – организующая часть урока, в
которой учитель в любой форме
повествования ставит перед учениками
проблему, дает установку на восприятие
произведений искусства или природы,
умело и ненавязчиво подводит к теме
урока.

18.

• Пост ановка и совмест ное решение проблемы
– важная часть урока, которая должна
способствовать усвоению темы. Тема урока
представляется для учеников как основной
вопрос или как проблемная ситуация занятия.
Ответ на этот вопрос, решение этой проблемы
должны дать сами школьники. Вокруг этих двух
сторон – постановка проблемы и ее решения концентрируется внимание, творческий подход
учителя на уроке.

19.

• Кульминационный момент – это главный
эпизод, вершина урока, которая должна оказать
на ребенка наиболее сильное, неизгладимое
впечатление.
Кульминацию нужно тщательно продумывать.
Так, например, показывая зрительный ряд,
учитель вычленяет для себя произведение
искусства, которое по силе эмоционального
воздействия, по выразительным и ярким
образам окажет на учеников неизгладимое
впечатление. Во время показа можно задержать
внимание школьников на этом произведении, а
для усиления эмоционального воздействия
использовать музыку или поэтическое слово.

20.

• Последейст вие – итоговая часть урока, при
которой пережитая кульминация должна еще и
осмыслиться.
Формы: 1) краткий анализ деятельности учеников
на уроке, сделанный учителем;
2) организованная в конце урока выставка детских
работ с обсуждением;
Любование – безмолвно-созерцательная итоговая
часть урока (2-3 мин.), когда на фоне музыки
воспринимаются выставленные на просмотр
детские работы.

Читайте также:
Как найти запущенную программу

21. 6. Учебники по ИЗО

Коротеева Е.И. Искусство и ты. 1-2 кл. /
Под ред. Б.М.Неменского. М., 1999;
Искусство вокруг нас. 3кл. / Н.А.Горяева,
Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.;
Под ред. Б.М.Неменского. М., 2000;
Неменская Л.А. Каждый народ – художник.
4 кл. / Под ред. Б.М.Неменского. М.,
2000.

22. Выводы:

Отличительные особенности программы:
Развитие художественно-образного мышления
– отказ от схем и образцов;
Проживание содержания темы –
специфическая форма познания связей
искусства с жизнью – реализуется в игровых
моментах урока (характер беседы, формы
показа…);
Деловые игры (художники-зрители, братьямастера) и методические (игры-сказки,
театральная драматизация);
Обсуждение работ учащихся;
Особая роль домашних заданий.

Источник: ppt-online.org

Анализ современных программ по изо.

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель — Неменский Б.М.

В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Тематическое наполнение программы претерпело изменение за время её существования. Авторы современной версии данной программы — Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.

Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.

1. Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, после школьной жизни (диалог видов искусства).

4. Принцип связи с жизнью через постоянное «опрокидывание» осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой «взрослых» искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти, и «кирпичики» опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. …

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика – для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.

Читайте также:
Программы с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи не прибегая к называется

7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора.

Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, «понять» его. Поэтому «подобное подобным»: обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика «в роль», без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием «урок». Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!» 1 В соответствии с программой авторами разрабатываются учебно-методические комплекты, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.

Источник: studfile.net

Автором программы изобразительное искусство является

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» построена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.

Цели изучения учебного предмета:

• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, выработанных поколениями;

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

• обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах — изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне и их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой;

• формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;

• совершенствование эстетического вкуса.

Курс включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного и народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. В первых классах акцент ставится на освоении техник работы в основных материалах, применяемых на всех этапах обучения, таких как гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши.

01

02

03

04

В среднем звене школы добавляются новые технологии и современные материалы. Одна из задач занятий — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства; оно является необходимым условием формирования личности каждого. Очень интересны уроки, на которых учащиеся расписывают и декорируют изделия, созданные на уроках труда.

05

06

07

08

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск. Также он предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

09

10
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: выполнение индивидуальных работ различными материалами, создание коллективных работ для оформления спектаклей, праздников и школьных конкурсов, выезды на природу (пленэр) и в музеи.
11

12

13

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои творения, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей или как элементы оформления школы.

Источник: russianclassicalschool.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru