Естественный эксперимент (англ. natural experiment) — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917).
Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.Я. Басов и В.А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).
Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования.
Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Естественный эксперимент позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.
Экспериментальная психология (1)
Недостаток метода Естественный эксперимент — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Один из вариантов естественный эксперимента — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению ( см . Обучающий эксперимент). См . также Виды наблюдения.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Естественный эксперимент [Лазурский А.Ф., 1918] — метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Естественный эксперимент — естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.
Джо Диспенза. Делайте это 7 дней и увидите невероятные результаты
предметная область термина
Источник: www.persev.ru
Автором методики естественного эксперимента и программы исследования личности является
Методы исследования личности в первой четверти 20 в.: психологический профиль личности Г.И.Россолимо и метод «естественного эксперимента» А.Ф.Лазурского
⇐ Предыдущая Стр 5 из 8 Следующая ⇒
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Одной из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию детей является исследование Г.И. Россолимо,в результате которого в 1908 г. была опубликована шкала для измерения уровня общих способностей, впоследствии получившая название «Психологические профили».
Григорий Иванович Россолимо
ЦЕЛЬ: выработка критериев отличия психических процессов в нормальном и патологическом состояниях.
ИТОГ: методика индивидуального психологического профиля, состоящая из 11 субтестов для определения следующих психических процессов: внимания, восприимчивости, воли, запоминания, ассоциативных процессов.
+ предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ: в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон.
А. Ф. Лазурский. – «естественный эксперимент»
СУТЬ: наблюдение в характерной для ребенка естественной обстановке. Такого рода эксперимент имеет очень важное значение в педагогической практике: пути изучения и воспитания, теории и применения, пути науки и жизни идут здесь параллельно, помогая друг другу и осуществляя на деле педологическое обоснование педагогической работы.
* Другая особенность естественного эксперимента (и метода наблюдения): они охватывают структуру личности в целом. Повторяя естественный эксперимент над одним и тем же ребенком, мы можем определять динамику его развития путем сравнения результатов каждого последующего исследования со всеми предшествующими и вычислять динамику прогрессивного или регрессивного развития детей, как нормальных, так и исключительных, устанавливать динамику развития в единицу времени.
ХОД: Результаты естественно-экспериментальных исследований помечаются в таблице звездочкой. Они сопоставляются также с социальными и биологическими условиями поведения. Педагог, производя анализ собранных данных, может довольно ясно представить себе структуру личности ребенка и в соответствии с этим более рационально строить воспитание, обучение и методику
педагогического влияния на ребенка, а по отношению к исключительным детям — намечать план медико-педагогической коррекции их.
Естественный эксперимент изучает поведение детей на следующих видах школьной работы:
1) Процесс еды. 2) Игры и гимнастические упражнения. 3) Заседания, митинги, всевозможные праздники. 4) Процессы живописного и графического рисования. 5) Различные виды ручного обычного и творческого труда. 6) Процессы заучивания и репродукции. 7) Решение математических задач. 8) Письмо, сочинения. 9) Устное рассказывание.
10) Разбор прочитанного и прослушанного рассказа. 11) Получение и обнаружение осведомленности в области жизни природы в самом широком смысле этого слова. 12) Получение и обнаружение осведомленности в области социально-экономических отношений жизни общества.
18. Проективные методы исследования личности. Методика «Кто Я» в модификации Т.В.Румянцевой.
Проективные методики — группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.
* Понятие проекции впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом «Я». Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим».
С использованием проективных методов изучается психологический механизм проекции человека. Фримен определяет проекцию как:
1. бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями или чертами характера других лиц;
2. проекция может принимать форму приписывания своих собственных потребностей другим лицам из своего окружения;
3. она может также выразиться в неправильном умозаключении, обусловленном каким-то опытом.
Проективные методы ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, при котором проявляются его личные потребности, его особенное восприятие, его интерпретации и многие характерологические особенности. Проекция обнаруживается при использовании всех вербальных и рисуночных методов, таких как словесные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого и прочее.
СУТЬ: восприятие действительности, других людей, предъявляемых стимулов в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
* При этом имеется тенденция интерпретировать действительность так, чтобы она соответствовала психическому состоянию и потребности личности, ее свойствам. Проекция
является неосознанным психологическим механизмом, т.е. элементы проекции несознательно вносятся в восприятие.
Методика «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой
* представляет собой личностный опросник, вариант не стандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности.
*.Тест основан на использовании не стандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.
* Испытуемый должен дать 20 различных ответов на вопрос «Кто Я такой?».
Содержание «образа Я» обычно описывается через систему категорий – групп высказываний о сферах действительности, различных сторонах собственной внутренней жизни, используемых человеком для самоописания. ответы на вопросы «Кто Я?» предлагают классифицировать на категории: объективные и субъективные.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.
Источник: findout.su
Автором методики естественного эксперимента и программы исследования личности является
1. “Диагностика педагогическая — особый вид педагогической деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты обучения. ” — это определение сформулировано .
• Ю.А. Якуба
2. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”, — это положение сформулировал .
• К.Д. Ушинский
3. “Педагогическая диагностика — это процесс распознания различных педагогических явлений и определение их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров”, — это определение сформулировала .
• В.И. Зверева
4. “Педагогическая диагностика — это совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность учителя к реализации инновационной деятельности. ” — это определение дали .
• В.Я. Сластенин и Н.С. Подымова
5. А.Н. Острогорский выявил новый предмет диагностики
• самооценку
6. Автором идеи о воспитании “новой породы людей” является:
• Екатерина II
7. Автором книги “Построение и анализ тестов” является:
• Г. Линерт
8. Автором методики естественного эксперимента и программы исследования личности является:
• А.Ф. Лазурский
9. Автором первого отечественного учебника психологии “Трактат о душе” был:
• И. Гизель
10. Автором первого педагогического теста для определения профессиональной пригодности учителей был:
• Максим Грек
11. Автором первой возрастной периодизации в отечественном человековедении является:
• С. Полоцкий
12. Автором первых журналов наблюдения был:
• Н.И. Пирогов
13. В 1864 году Дж. Фишер создал:
• шкалированные книги
14. В 1908 г. Н. Стоун опубликовал первый тест по:
• арифметике
15. В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов __________________ технологий.
• человековедческих
Источник: oltest.ru