Н717 Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC «Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное i и развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, шишки, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.), а также методические материалы в помощь логопеду: планирование работы над общими речевыми навыками (для средней группы), образцы заполнения рабочей сетки логопеда и образцы заполнения тетради взаимосвязи с воспитателями (для старшей и подготовительной к школе группе).
Федеральная образовательная программа и федеральная адаптированная образовательная программа
Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям.
Нищева Н. В., 2002
ISBN 5-89814-054-9 Оформление. Издательство
Второе издание предлагаемого пособия, исправленное и дополненное автором, как и первое издание, адресовано учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп детских дошкольных учреждений. Дидактические материалы пособия (стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, упражнения) могут быть использованы педагогами, работающими в массовых детских садах, и родителями дошкольников.
Продолжая обобщать и систематизировать свой более чем двадцатилетний опыт, автор предлагает вниманию коллег не только примерное перспективное планирование работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи, но и еженедельные задания логопеда воспитателям, а также календарное планирование подгрупповых занятий логопеда.
Более десяти лет сотрудничая с кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена и являясь методистом педагогической практики студентов логоотделения факультета коррекционной педагогики, оказывая помощь начинающим логопедам, автор оказался хорошо знакомым с их проблемами, поэтому перспективное планирование составлено достаточно подробно. Предлагаемое планирование одобрено кафедрой логопедии РГПУ им. А.И.Герцена и включено в сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Примерное перспективное планирование составлено с опорой на типовую программу детских учреждений, учитывает рекомендации, данные в программе, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, включает элементы программы «Детство». В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых из года в год лексических тем. Составляя планирование, автор старался выстроить работу всех специалистов логопедической группы: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию в единую систему.
Задержка речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Причины. Проявления. Последствия.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатели.
Обязательной в перечне документации логопеда дошкольного образовательного учреждения считается тетрадь занятий воспитателя по заданию логопеда (см. сборник «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»). Как правило, логопеды заполняют тетрадь по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Индивидуальные занятия.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями на любых занятиях. Пятиминутки должны быть достаточно короткими (что и следует из их названия), разнообразными, интересными. Они должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед, в свою очередь, должен обязательно указать цели, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное описание задания.
Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться на занятиях в качестве динамических пауз.
Индивидуальные занятия проводятся воспитателями во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с двумя-тремя детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.
В предлагаемом пособии содержатся логопедические пятиминутки, а также игры и упражнения для четырех-, пяти- и шестилетних детей с общим недоразвитием речи. Хронология заданий логопеда воспитателям точно соответствует хронологии перспективных планов.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, автор включил в предлагаемое пособие примерный перечень иллюстраций и произведений детской литературы, рекомендуемых для каждой недели работы.
При работе над перспективным планированием автор также старался учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика», и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи также ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого. Зато такие разделы, как «Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений», а также «Конструктивный праксис и художественно-творческая деятельность» ведет воспитатель, а логопед при необходимости оказывает помощь.
Во второе издание предлагаемого пособия автор вновь включил подробное планирование работы логопеда над общими речевыми навыками в средней группе, так как именно этот раздел работы вызывает наибольшие затруднения у педагогов при работе с четырехлетними детьми. Следует напомнить, что все упражнения на постановку физиологического и речевого дыхания должны проводиться только логопедом или под его контролем.
Материал раздела «Физическое развитие» адресован инструкторам по физическому воспитанию и является лишь основой, на которой они могут построить свое планирование. Раздел «Музыкальное воспитание», адресованный музыкальным руководителям, тоже является лишь основой для составления планирования.
В перспективное планирование автор не включил отдельно работу по развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления и т.д., так как считает, что работа по каждому разделу планирования должна строиться так, чтобы способствовать развитию этих функций, что и отражено в календарном планировании подгрупповых занятий логопеда. Кроме того, в дошкольных учреждениях коррекционного типа сейчас работают педагоги-психологи, организующие работу всех специалистов по развитию высших психических функций у детей, занимающиеся развитием эмоционально-волевой сферы дошкольников и т. п.
Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда разработано для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Оно может стать той основой, на которой логопеды разработают собственные рабочие планы. Материалы календарного планирования соответствуют хронологии представленных в пособии перспективных планов, поэтому календарное планирование на сентябрь, когда проводится обследование, и первую неделю января, на которую приходятся рождественские каникулы, а также на июнь, когда логопеды занимаются преимущественно индивидуальной работой с детьми, не разрабатывалось.
Работая над календарным планированием, автор использовал материалы, представленные в книгах Гербовой В. В., Минаевой В. М., Мироновой С. А. и других, а также собственные методические разработки, опубликованные издательством «Детство-пресс» в последние три года. Следует отметить, что для планирования по каждой возрастной группе приведены отдельные списки литературы. В эти списки включены и рабочие тетради, подготовленные автором.
Для средней группы это три тетради, для старшей и подготовительной к школе групп — по две. Задания тетрадей №1,2 для средней группы и № 1 для старшей и подготовительной групп направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, мышления детей и соответствуют хронологии перспективных планов. Задания тетради № 3 для средней группы и № 2 для старшей и подготовительной групп включают материалы, связанные с обучением грамоте. Это задания по «печатанию» букв, слогов, слов, развитию навыков звукового и слогового анализа.
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов и предложений — одна из важнейших задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В тетрадях много занимательных заданий и упражнений, выполнение которых позволит ребенку овладеть трудными навыками.
В планирование для средней и старшей групп включены комплексные занятия из книги «Разноцветные сказки» по формированию цветовосприятия и цветоразличения, а также развитию речи, а планирование для подготовительной к школе группы — комплексные занятия по расширению лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи и развитию связной речи — из книги «Развивающие сказки».
В планировании для всех возрастных групп использованы игры из пособия «Играйка», в котором и даны их подробные описания. Автор не предлагает описаний широко известных логопедам игр и упражнений, таких как «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Разноцветные флажки» и т.п.
В разделе «Звукопроизношение» во всех возрастных группах намечены лишь примерные этапы работы. Более подробно сделать разработки этого раздела коллеги-логопеды смогут исходя из состояния звукопроизношения детей своей группы. Индивидуальную работу по звукопроизношению автор не рекомендует включать в планирование подгрупповых занятий, а советует вести отдельную тетрадь.
Отдельно следует сказать и о таком разделе, как работа над слоговой структурой слова. Эта работа должна проводиться строго индивидуально, с учетом принципа фонетической доступности, то есть на материале правильно произносимых каждым ребенком звуков. Поэтому в календарном планировании автор лишь намечает этапы работы по этому разделу.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Нищева Н.В.. Книги онлайн
Наталия Валентиновна Нищева — известный петербургский логопед, методист.
Старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии.
Отличник народного образования, автор «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», представленной в разделе «Навигатор программ» официального сайта Федерального института развития образования и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В методический комплект программы входит около двухсот методических и дидактических пособий, разработанных Наталией Валентиновной.
За плечами Нищевой двадцатипятилетний опыт работы логопедом-практиком, преподавательская деятельность в Институте специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина, руководство педагогической практикой студентов факультета коррекционной педагогики Российский государственный педагогический университет им.
А.И. Герцена, работа на курсах повышения квалификации в Академии постдипломного педагогического образования.
В настоящее время Наталия Валентиновна является шеф-редактором издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и журнала «Дошкольная педагогика», проводит семинары для педагогов в разных регионах России, сотрудничает с московским центром «Дефектология. Проф».
Книги (3)
Раздел библиотеки: Воспитание
Пособие помогает в игровой, увлекательной для детей форме обучить дошкольников грамоте, начиная с освоения самых простых навыков слухового восприятия и внимания и заканчивая умением составлять слова и предложения.
Представленный цветной наглядный материал может быть использован в качестве карточек к играм, а также как основной дидактический материал к занятиям по развитию речи дошкольников. Для педагогов ДОУ, учителей начальной школы, гувернёров, родителей.
Раздел библиотеки: Воспитание
В данном пособии представлены развивающие игры для формирования и совершенствования у детей дошкольного возраста представлений о времени.
Все игры авторские, они помогут познакомить ребят с такими временными понятиями, как сутки, неделя, времена года, а также будут способствовать развитию у них восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и связной речи.
Пособие рекомендовано педагогам дошкольного образования и родителям детей дошкольного возраста.
Раздел библиотеки: Воспитание
Настольно-печатные дидактические игры серии «Играйка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуальных способностей, вырабатывают умение сосредоточиваться на решении определённой задачи.
Игры настоящего пособия способствуют развитию у детей математических представлений, ознакомлению с составом числа.
Они могут использоваться как на занятиях по развитию элементарных математических представлений, так и на комплексных занятиях в старшей и подготовительной группах детского сада.
Источник: www.koob.ru
Лучшие книги Наталии Валентиновны Нищевой
Наглядно-дидактическое пособие предназначено для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Может быть использовано как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками для профилактики нарушений звукопроизношения. Каждое упражнение гимнастики иллюстрировано забавными картинками и описано в четверостишии. Для взрослого, занимающегося с ребенком, даны методические рекомендации. На последней странице пособия закреплено небьющееся акриловое зеркальце — для того, чтобы ребенок мог контролировать правильное выполнение упражнений артикуляционной…
ISBN: | 9785907009073 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Детство-Пресс |
В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
ISBN: | 9785906937995 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Детство-Пресс |
В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
ISBN: | 9785907009080 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Детство-Пресс |
В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
ISBN: | 9785907009066 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Детство-Пресс |
В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
ISBN: | 9785906937988 |
Год издания: | 2018 |
Издательство: | Детство-Пресс |
В пособии представлены картинки и тексты для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей. Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных организаций и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
ISBN: | 978-5-906750-59-4 |
Год издания: | 2015 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Пособие состоит из упражнений для развития мелкой моторики, сопровождающихся стихотворными текстами и яркими иллюстрациями. Занятия станут интересными и разнообразными. Адресовано педагогам ДОО, родителям детей дошкольного возраста.
ISBN: | 978-5-906750-39-6 |
Год издания: | 2014 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Наглядно-дидактическое пособие предназначено для развития физиологического дыхания ребенка дошкольного возраста (с 1 года до 7 лет) и подготовки артикуляционного аппарата малыша к формированию сложных звуков русского языка. Может быть использовано как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, так и сих нормально развивающимися сверстниками. Каждое упражнение гимнастики снабжено забавными картинками и описано в четверостишии. Взрослым, занимающимся с ребенком, даны методические рекомендации.
ISBN: | 978-5-89814-819-5 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Тетрадь составлена в соответствии с «Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)», допущенной к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Тетрадь предусматривает не только формирование речевых компонентов, но и сенсомоторное развитие детей, совершенствование психических функций (зрительного и слухового восприятия, внимания, речеслуховой памяти, логического мышления). В новом издании особое внимание уделяется формированию грамматического строя речи детей пятого года жизни. Всего для средней группы подготовлены две тетради.
ISBN: | 978-5-89814-623-8 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
В книге содержатся советы логопеда родителям дошкольников. Специалист рассказывает о развитии речи ребенка в норме, о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией; об исследованиях, которые назначают малышу специалисты. Родители получают методические рекомендации по обучению ребенка грамоте, по проведению совместных домашних занятий, что будет способствовать его более успешному развитию; позволит родителям установить более тесный контакт с малышом. Предназначена для родителей детей-дошкольников, практических работников ДОУ.
ISBN: | 978-5-89814-523-3 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Рабочая тетрадь входит в комплект к методическому пособию «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет)». Адресована педагогам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений родителям.
ISBN: | 978-5-89814-812-6 |
Год издания: | 2012 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Рабочая тетрадь входит в методический комплект программы «Детство» и предлагает работу по развитию всех компонентов речевой системы у дошкольников с 4 до 5 лет. Адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
ISBN: | 978-5-89814-396-1 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических занятий и описание методических приемов, используемых логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой. Каждое занятие содержит по десять этапов: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики и т.д. Для логопедов, воспитателей…
ISBN: | 978-5-89814-163-9 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Это необычный букварь. Он написан учителем-логопедом. Знание закономерностей формирования детской речи и большой практический опыт подсказали автору идею изменить традиционно принятую в букварях последовательность знакомства ребенка с буквами русского алфавита: трудные для произнесения звуки и соответствующие этим звукам буквы даются здесь в последнюю очередь; это поможет предотвратить возникновение у ребенка нарушений чтения и письма. Букварь можно рекомендовать для обучения чтению как детей с нормальным речевым развитием, так и малышей, имеющих дефекты речи. Его могут использовать логопеды, воспитатели, родители. Обучение доставит…
ISBN: | 978-5-906797-49-0 |
Год издания: | 2015 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Книга адресована прежде всего родителям самых маленьких россиян и отвечает на многие интересующие их вопросы. Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребенка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам, при подготовке к консультациям для родителей и родительским собраниям. Для них в приложения включена…
ISBN: | 978-5-907106-48-2 |
Год издания: | 2022 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
В пособии представлены серии картинок для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста пересказу с элементами творческого рассказывания. Ребенку предлагается не только пересказать сказку или рассказ с помощью серии картинок, но и придумать окончание истории. В издании даны примерные вопросы, которые помогут взрослому подготовить ребенка к пересказу текста по серии картинок и к сочинению окончания истории. К некоторым рассказам и сказкам предлагается одна картинка для раскрашивания. Последнюю картинку или картинки в каждой серии ребенок должен нарисовать сам в соответствии с тем окончанием рассказа или сказки, которое он…
ISBN: | 9785907317215 |
Год издания: | 2021 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
В тетради представлены упражнения для развития межполушарного взаимодействия, профилактики нарушений письменной речи (дислексия, дисграфия). Упражнения основаны на зеркальном рисовании. Они помогают развить ручную и мелкую моторику, преодолеть псевдолеворукость и амбидекстрию. Использование подобных упражнений поможет избежать нарушений речевого и интеллектуального развития, будет способствовать всестороннему развитию малыша. Адресована логопедам, педагогам ДОУ и родителям дошкольников.
ISBN: | 9785907179523 |
Год издания: | 2021 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Сюжетной основой издания являются сказки, написанные автором пособия с учетом особенностей общего и речевого развития дошкольников с речевой патологией, так как с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию всех видов восприятия (сенсорная интеграция), в том числе по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Пособие содержит девять сюжетных картин и конспекты девяти интегрированных занятий. 3-е издание, дополненное и переработанное.
ISBN: | 9785907317475 |
Год издания: | 2021 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
В пособии представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л’], [р], [р’], [j]. Карточки с заданиями — основа для самой главной картотеки в кабинете логопеда или центра развития речи в групповом помещении. Адресовано учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.
ISBN: | 9785907317376 |
Год издания: | 2021 |
Издательство: | Детство-Пресс |
Язык: | Русский |
Пособие включает в себя наглядный дидактический материал для детей 5-7 лет, необходимый практически всем специалистам ДОО. Это комплект предметных картинок по лексической теме «Профессии», а также авторские загадки, стихи и дидактические игры с использованием материалов пособия.
Источник: www.livelib.ru