Данная программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Программа разработана кандидатами психологических наук О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной.
Ее основная задача — восполнить существенный пробел в отечественном дошкольном образовании, связанный с социально-эмоциональным развитием ребенка. Программа предлагает комплекс образовательных задач по воспитанию нравственных норм поведения (умение строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительное отношение к ним и т. д.). Основная общая цель программы — развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста. Для реализации этих задач программа рекомендует несколько направлений в работе, каждое из которых имеет свою систему игр и занятий с детьми.
Основой положительного самоощущения и социальной компетентности авторы считают уверенность ребенка в себе. Такая жизненная установка является своего рода защитой от отрицательных воздействий со стороны окружающих, она служит предпосылкой для развития самостоятельности, активности, способности иметь и отстаивать свою точку зрения.
Tik-Tok: Деда если ты сейчас споешь 3 песни то я дарю тебе ящик п#вa (2022)
Уверенность в себе зиждется на реалистической, адекватной самооценке. Уверенность в себе и адекватная самооценка базируются на осознании человеком как своего сходства с другими, так и отличия от них. Различия могут быть как внешними, так и внутренними.
Исходя из этого, воспитатель начинает свою работу с занятий, направленных на познание детьми себя в сравнении с другими (рассматривание себя в зеркале, на фотографии, узнавание друзей по описанию, узнавание их по голосу и т. д.). Дети сравнивают свои предпочтения (что кому больше нравится), выбирают любимые игры и игрушки, выбирают себе воображаемых и реальных партнеров по играм, прогулкам, танцам. Данная система занятий помогает осознать свои отличия и свое сходство с другими детьми, что способствует лучшему пониманию себя и укреплению уверенности в себе.
Однако выделить и осознать свое я — эта задача предназначена не только для того, чтобы отстаивать свои интересы и мнения. Не менее важной задачей является развитие социальной чувствительности, способности понимать чувства, желания, взгляды других. Осознание своей уникальности должно сопровождаться пониманием того, что другой — тоже индивидуальность и уникальность.
Раздел программы «Чувства, желания, взгляды» ориентирован на воспитание способности адекватно выражать свои переживания и понимать внутренние переживания других. На специальных занятиях дети учатся распознавать различные эмоциональные состояния человека, понимать причины грустного, веселого или спокойного настроения. Они осваивают «язык эмоций», учатся различать такие состояния, как страх, злость, грусть, отчаяние и т. д. На занятиях активно используются музыкальные и литературные произведения для детей.
Следующий раздел программы направлен на формирование коммуникативных навыков в общении с другими людьми. Под социальными навыками авторы понимают набор адекватных средств общения и этически ценных образцов поведения.
ещенепознер – до и во время войны / before and during the war
Их формирование зависит от глубины осознания ребенком взаимозависимости людей и их необходимости друг в друге, от умения выражать понятным и приемлемым для других способом свои желания, мнения, чувства, от понимания возможности их несовпадения. А такое несовпадение лежит в основе любого конфликта или ссоры. В связи с этим большое внимание в программе уделяется ссорам детей и способам преодоления конфликтов. На материале ролевых игр, в процессе обсуждения рассказов и сказок, на специальных занятиях детей учат понимать причины конфликтов, искать выход из проблемных ситуаций, в которых «все правы». Много внимания авторы уделяют профилактике детских конфликтов, которая достигается благодаря развитию социальной восприимчивости.
В программе предлагаются вариативные планы-сценарии для каждого периода дошкольного возраста. Педагоги имеют право выбирать любой из вариантов занятий, предложенных по той или иной теме. Авторы настаивают на необходимости поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни. Для эффективности воспитательного процесса необходимо, чтобы педагог использовал самые разные жизненные ситуации для развития социальной компетентности детей.
Специфика данной программы состоит в том, что она требует особого внимания педагогов к работе с родителями. В программе предлагаются различные темы бесед для родителей и детей и для воспитателя.
Источник: studme.org
Программа «Я, ТЫ, МЫ»
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования.
Она направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, помогает также решить и комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
– «Уверенность в себе»;
– «Чувства, желания, взгляды»;
Раздел «Уверенность в себе» способствует развитию у ребенка осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Задача педагога на этом этапе – помочь ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.
Раздел «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других детей.
Раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей из новой развивающей серии «Маленький человек и большой мир».
Программа прошла широкую апробацию в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Программа «Я – Ты — Мы»
Программа «Я, ты, мы» поможет в
социально-эмоциональном
воспитании дошкольников,
направленном на осознание ребенком
своей уникальности и
неповторимости, приобщение его к
языку чувств и эмоций, формирование
у него коммуникативных навыков.
Будущие граждане должны иметь
чувство собственного достоинства,
должны быть свободными и
уверенными, быть способными на
собственный выбор, с уважением
относиться к другим, с пониманием
относиться к окружающим.
3. Состоит из трех разделов:
Уверенность в себе;
Чувства, желания, взгляды;
Социальные навыки.
4. Уверенность в себе:
Предполагает решение задач:
помочь ребенку осознать
свои характерные
особенности и предпочтения,
понять его уникальность.
5. С чего начать?
Начать можно с особенностей
внешности, рассматривая сове
отражение в зеркале,
постепенно помогая малышу
узнать его предпочтения в
цвете одежде, еде, времени
года и т.д.
6. Смена внешности
Организуя экспериментирование
с масками, гримом,
гол.уборами, педагог дает
понять, что внешность
человека может меняться,
отражая разное настроение и
открывая неожиданные черты
характера
7. Смена внешности
Организуя экспериментирование
с масками, гримом,
гол.уборами, педагог дает
понять, что внешность
человека может меняться,
отражая разное настроение и
открывая неожиданные черты
характера
8. Темы, включенные в раздел
3-4года
4-5лет
5-7лет
Ребенок и кукла
Разгляди себя в зеркале
Изобрази себя
Какого цвета твои глаза и
волосы?
Что между ними общего?
Узнай по голосу
Все мы разные!
Представь и изобрази себя Ты и твое имя
другим
Отражение в зеркале
Твоя любимая еда
Что ты любишь кушать
Что тебе нравится
Твоя любимая игра
Что ты хочешь носить
Вкусный-невкусный
Красивый-безобраный
Что ты умеешь делать
Обычный-странный
Обычный-странный
Какой ты сегодня?
9. Чувства, желания, вгляды:
Поможет научить детей воспринимать
осознанно свои эмоции, чувства и
переживания, а так же понимать
эмоциональное состояние других
людей. Педагог должен стремиться,
чтобы дети постепенно осознали, что
одни и те же предметы, действия
могут быть причиной различных
эмоциональных состояний, надо
научить детей осознать свое
внутренне отличие от других,
сравнивая свои собственные и чужие
ощущения и переживания.
10. Темы в данном разделе:
3-4года
4-5лет
5-7лет
Грусть и радость
Грусть, радость,
спокойствие
Мимические признаки
эмоции
Изменения настроения
Печаль, горе
Твои поступки и чувства
других
Страх
Горе
11. Социальные навыки
Формирование коммуникативных
навыков, умения устанавливать и
поддерживать контакты,
кооперироваться и сотрудничать,
избегать конфликтов. Обучить
детей анализу межконфликтных
ситуаций и умению предотвращать
ссору, не допуская драк
12. Темы в данном разделе
3-4 года
4-5лет
5-7лет
Друзья
Друзья
Я считаю себя хорошим
Ссора
С кем ты хочешь дружить?
С кем я дружу
Как помириться
Ссора
Одиночество
Совместная игра
Как помириться?
Портрет друга
Совместное дело
Ласковые слова
Ссора
Что можно и что нельзя
делать
Дразнить обижать
Как можно все объяснить
Вместе с друзьями
совместные игры
13.
Кроме того, в программе
содержатся два раздела,
включающие методические
рекомендации по
организации педагогического
процесса в дошкольном
образовательном учреждении
и по работе с родителями
Источник: ppt-online.org