Авторами программы детский сад дом радости являются

Научно-методическая система (НМС) воспитания дошкольников «Дом радости» была создана в 1985 году преподавателем Пермского государственного педагогического института, ныне университета, кандидатом педагогических наук, доцентом, Н.М. Крыловой. НМС представляет собой взаимосвязь трёх проектов: Программа «Детский сад – Дом радости», Технология «Дом радости», Инноватика «Лесенка успеха».

В области дошкольного воспитания НМС «Дом радости» (Программа, Технология, Инноватика) — ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКИХ САДОВ НА ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ ПО ПОДРОБНО ТЕХНОЛОГИЗИРОВАННОМУ АВТОРСКОМУ ПРОЕКТУ, направленную на ВОСПИТАНИЕ, которое определялось А.В. Запорожцем КАК «ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОМ».

Программа «Детский сад – Дом радости» разработана Н.М. Крыловой. Программа целостного комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности» получила в 2004 году ГРИФ МО РФ «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации» Решение от 13 октября 2004 года.

Рабочая программа воспитания в детском саду: проектирование и реализация

В 2014 году Президиум УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров принял решение о присвоении учебному изданию «Детский сад – Дом радости» грифа УМО «Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования». Протокол № 2 от 2 декабря 2014 г. заседания Президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров.

Научное обоснование Технологии разрабатывается Н.М. Крыловой, а сценарии — драматургию ежедневной работы с детьми в каждой возрастной группе – в соавторстве с воспитателем-новатором Валентиной Тарасовной Ивановой, которая многократно представляла свой опыт работы с детьми Ленинграда на ВДНХ СССР, в публикациях журнала «Дошкольное воспитание», была постоянным участником экспериментальной работы преподавателей и аспирантов кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им.

А.И. Герцена. В технологии используется опыт замечательного ленинградского воспитателя Надежды Васильевны Любимовой. В настоящее время в разработке сценариев участвуют петербургские воспитатели Татьяна Алексеевна Войтенкова и Ольга Сергеевна Паршукова.

Технология включает: тома сценариев, учебные видеофильмы, наборы фотографий, обязательный набор оборудования:

I. Тома сценариев для каждой возрастной группы :

Для воспитателей младшей группы: 1 том – «Маршрутные листы» или рабочие программы воспитателя на весь учебный год + 18 томов сценариев ежедневной работы воспитателя с детьми с 7 -00 до 19 -00 ;

Для воспитателей средней группы – 1 том — «Маршрутные листы» или рабочие программы воспитателя на весь учебный год + с 2017 начато издание 18 томов ежедневной работы воспитателя с детьми с 7 -00 до 19 -00 ; в данное время издано 2 тома Сентябрь + 8 томов (Октябрь – Май), которые будут заменены вновь издаваемыми томами;

Корректируем образовательную программу детского сада: ориентир на ФОП дошкольного образования

Для воспитателей старшей группы — 1 том — «Маршрутные листы» или рабочие программы воспитателя на весь учебный год + 8 томов (Сентябрь – Декабрь) + 2 тома (январь – май).

Для воспитателей подготовительной группы — 1 том — «Маршрутные листы» или рабочие программы воспитателя на весь учебный год + 17 томов ежедневной работы воспитателя с детьми с 7 -00 до 19 -00

II. Технология дополнена учебными видеофильмами:

  1. DVD «Игра как форма организации жизни малышей» с 2017г.
  2. DVD «Малыш- уже индивидуальность»
  3. DVD «Малыш – уже вырос»
  4. DVD «Менеджер воспитывается с 3-х лет»
  5. DVD «Малыш уже творит»
  6. DVD «Лесенка успеха» (Технология индивидуального обучения)
  7. DVD «Как вырастить архитектора своей жизни»
  8. DVD «Ребёнок уже личность»
  9. DVD «Ребёнок – творческая индивидуальность» (Технология в старшей .гр. )
  10. DVD «Познаём математику играя»
  11. DVD «Игра как форма организации жизни и познавательной деятельности старшего дошкольника» с 2017г.
  12. DVD «Философия детям?!» (О духовном воспитании ребёнка)
  13. DVD «А что у вас?» (Посиделки: «Мир воды и Мир машин»)
  14. DVD “Бригадир – звучит гордо» (бригадный труд — о воспитании лидера)
  15. DVD «Мы любим и умеем играть» опыт г. Ижевска
  16. DVD «Встреча с учёными А.К. Сундуковой (о здоровье), И.А. Дядюновой (о семье)
  17. DVD «Красота спасёт мир» (развивающая среда детского сада Москвы)
  18. DVD «Беседы с Валентиной Тарасовной»: о войне, патриотизме, об ознакомле-нии с архитектурными шедеврами
  19. DVD «Беседы с Валентиной Тарасовной»: о воспитании читателей
  20. DVD «Беседы с Валентиной Тарасовной»: о памятниках
  21. DVD «Парад победы (1945)»
  22. Гимны «Дома радости»

III. Технология включает наборы фотографий:

  1. Фотографии по конструированию
  2. Фотографии по конструированию
  3. Фотографии «Мосты»
  4. Фотографии памятников великим людям
  5. Фотографии «Москва»
  6. Фотографии «С. Петербург»
  7. Фотографии архитектурных шедевров
  8. Фотографии о войне и победителях
  9. Фотографии «Семья Пушкина»

Инноватика «Лесенка успеха» разработана Н.М. Крыловой. Это научный проект, раскрывающий закономерности профессиональной деятельности воспитателя, понимание которых обеспечит творческое внедрение специалистом Технологии.

Основа успешности Технологического проекта «Дом радости» — простота в его ключевых решениях. На основе авторской Технологии воспитатель может предвидеть зависимость в развитии детей от характера своих действий и обеспечивать гарантированный результат, соответствующий целям Программы. «Педагогическая технология — это не застывшая голая схема, в которую втискивается живой педагогический процесс, а итог — глубоко продуманной, творческой и созидательной работы по оценке и гармонизации многих факторов, определяющих эффективность процессов обучения и воспитания. В этой работе нельзя опираться на готовые шаблоны и стереотипные решения, а всякий раз следует решать многочисленные и далеко не простые проблемы, но решать их не умозрительно, а творчески — на современной научной основе. Педагогическая технология развивает в этом отношении классическую дидактику, и это развитие выражено в сформулированных принципах педагогической технологии: структурной и содержательной целостности технологии, её диагностической направленности, завершённости, социо и природосообразности, наконец, интенсивности всех процессов». (Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М. 1989).

В школьной дидактике давно оценили, что при создании и использовании педагогической технологии в структуру реального педагогического процесса вводятся пропущенные через фильтр времени, выверенные опытом поколений и оставленные в практике наиболее логичные, целесообразные действия по достижению той или иной цели. Технологии приобретают безличный, «усреднённый», объективный характер и могут быть воспроизведены в деятельности любою профессионала при условии его соответствующей подготовки».

При этом работать творчески означает научиться на основе педагогической технологии видеть рабочий день как целостный педагогический процесс, охватывающий воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование, развитие и саморазвитие в их взаимосвязи, взаимообусловленности, одномоментности функционирования. Это с одной стороны. А с другой — видеть себя и ребёнка в событиях этого дня, понять, что каждый день недели — это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.

Перевод воспитательно-образовательного дела на рельсы педагогической технологии означает решительный поворот практики к строгой обоснованности каждого его элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, но не на ограничения творчества педагога и, тем более, его воспитанника как саморазвивающихся индивидуальностей.

Читайте также:
Как написать методическую программу

Вместе с тем, существенная проблема в том, что современный воспитатель обычно не готов признать, что технологический проект представляет собой оптимальный способ, алгоритм достижения конкретной цели. Ему непонятно, почему из авторской технологии нельзя выбросить какую-либо часть, и почему в ней не должно быть лишнего? Он не соглашается с требованием, что в технологическом проекте недопустима бодрая перестройка, замена приёмов и принципов работы.

И если воспитателю приходит мысль, что правила работы с технологическим проектом лишают его главного в профессии (а именно возможности реализовать его творческий потенциал) — то поддержку такой негативной позиции он находит у представителей методической службы. Они рекомендуют к любой методике (а тем более технологии) «подходить творчески», «выбиратъ по вкусу», проектировать самостоятельно и т. д.

Самым простым решением для некоторых кажется путь приобретения наших книг со сценарными разработками (например, одному слушателю от детского сада, который бы затем передавал их остальным). Т. е. каждый бы воспитатель в саду предпочитал «использовать технологию по своим возможностям и настроению», не утруждая себя в достижении ни целостности в работе, ни заданного уровня результатов. В этом случае ссылка на то, что специалист работает на основе технологии, несёт большой вред и ему, и детям, и самой системе — как и всякая фикция.

Однако наши настоящие последователи в Перми, в Санкт-Петербурге, в Москве, в Ижевске, в Новоуральске, в Лесном Свердловской области, в Омске, в Кемерово, в Твери, в Барнауле, в Бийске, во Владимире, в Таганроге, в Похвистневе, в Нижнем Новгороде и во многих других больших и малых городах, станицах, сёлах страны увидели возможность благотворных перемен для себя и для детей в настоящем, ответственном освоении нового дела.

Творчество воспитателя как исполнителя авторского педагогического проекта может развиваться только при внимании дошкольного педагога к закономерностям внедрения проекта в практику своей работы.

Важно понимать, что главный показатель профессионализма современного специалиста — осознание им, что овладение профессией, совершенствование мастерства, открытие собственного творческого стиля педагогической деятельности возможно только на пути разностороннего саморазвития. Педагогу в этом деле можно и нужно способствовать.

Технология не оживёт, если прежде воспитатель не пройдёт путь её осмысления, не познакомится со способами смягчения или разрешения объективных противоречий в своей работе. И такой путь требует грамотного сопровождения.

Именно поэтому книги-технологии «Дом радости» не продаются в магазинах. Их можно приобрести только после прослушивания авторских курсов (причём, как правило, тогда, когда заведующая и методист учатся первыми).

Высокопрофессиональный педагог выращивается в течение 12-16 лет. (Хотя заметное качественное улучшение результатов его работы происходит уже на первом году освоения нового подхода). Если же начинать работу уже в колледже, когда происходит освоение основ профессии, то тогда через 12-16 лет молодая женщина в условиях работы коллектива в инновационном направлении превращается в мастера, при этом она обязательно стремится получить высшее образование. И в 30 лет перед ней несколько дорог: можно продолжать саморазвитие в должности воспитателя, можно осваивать мастерство методиста или организатора-администратора.

Выращивание специалиста, понимающего принципы проектирования инновационных процессов в дошкольном образовании, предполагает понимание им необходимости разностороннего саморазвития, и, прежде всего способности к рефлексии и самооценке процесса и результата своей профессиональной деятельности.

Однако овладение мыследеятельностью — то есть мышлением, включённым в контекст практической деятельности — невозможно передавать как инструкцию или набор инструментов. Можно лишь, как подчёркивал Г.П. Щедровицкий, выращивать специалистов, включая их в новую для них сферу и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность.

Такая работа нацелена на понимание основ методологии профессиональной деятельности. Она требует уже не просто последовательного изложения, а опоры на инноватику — науку о закономерностях внедрения новых технологий в практику работы специалистов.

Ещё раз подчеркну: профессиональная уверенность приходит к воспитателю не потому, что есть технологические сценарии, а потому, что педагог овладел «инноватикой»: пониманием закономерностей своей собственной деятельности и деятельности детей; потому что он знает и понимает законы «Лесенки успеха».

За 27 лет внедрения (с 1990 года) география внедрения Научно-методической системы «Дом радости» остаётся довольно широкой (см.карту). Воспитатели-первопроходцы в 2015 году отметили 25-летие сотрудничество друг с другом. Например, есть детские сады в Перми, Москве, Петербурге, в которых педагоги работают по шестому четырехлетнему циклу (от младшей до подготовительной группы).

Ряд учреждений стали победителями конкурсов в своих городах. За годы работы существенно изменялось мастерство воспитателей, что повлияло на рост их тарификационной оплаты труда. Воспитатель из Петербурга Тиньгаева В.Г., которая ведёт уже пятый цикл с детьми, в 1997 году признана лучшим воспитателем города, ей присвоено звание «Заслуженный учитель Р.Ф.».

Во многих городах воспитатели награждены за творчество и высокое качество работы знаками «Почетный работник», «Отличник просвещения» (например,. Барандес Н.А, О.А Житникова, И.В. Фуфачёва – Пермь; О.С. Паршукова, Т.А. Войтенкова, Е.П.

Пащенко, О.П. Павлова – С. Петербург и многие другие).

Для обеспечения качественного внедрения системы и технологии в практику работы в течение четырехлетнего цикла проводятся ежегодные дифференцированные авторские курсы, что позволяет одновременно проводить мониторинг понимания системы и вносить необходимые уточнения в знаниях слушателей, а также пополнять лекционный материал данными новейших теоретических открытий, исследований, опубликованных за прошедший год. Обучение проводится: для руководителей отделов народного образования, для работников администрации детских учреждений; для преподавателей педагогических колледжей; для воспитателей каждой возрастной группы, а также повторно проводятся курсы для тех, кто завершил первый цикл и начинает новую четырехлетку. На курсы воспитатели приносят материалы Мониторинга, отражающие уровень развития их детей, проводится социологом анкетирование слушателей об изменении их квалификационных умений, об отношении к системе; для музыкальных воспитателей, специалистов по изобразительной деятельности, работающих с детьми данных групп (совместно со специалистами-технологами) для обеспечения межпредметных связей в работе разных специалистов;
для младших воспитателей (нянь) групп автор проводит особые семинары; для родителей воспитанников детских садов «Дома радости» всегда проводятся или конференции городского, районного уровня или собрания групповые, а также выступления по телевидению местных студий, публикации в газетах, подготавливаемые журналистами, например, «Педагогический вестник» о я/с 109 г. Владимира (1997) или сами педагоги представляют свой опыт в журнале «Дошкольное воспитание», например, № 5 1997 опыт работы А.Г. Пархоменко, зав. ДУ г. Лукоянова Нижегородской области; много материалов из опыта работы опубликовано в газетах «Детский сад со всех сторон», «Детский сад Управление» за 2000-2010 годы.

Неоднократно проведены и проводятся встречи со студентами, магистрантами и преподавателями разных вузов и педагогических колледжей Москвы, Петербурга, Ижевска, Владимира, Омска, Ростова-на Дону и др. Каждый, прошедший обучение, обеспечивается книгами — технологией — сценариями работы на каждый день «Дом радости», изданными Пермским государственным педагогическим университетом.

  • Программа «Детский сад — Дом радости»
  • Технология «Дом радости»
  • Инноватика «Лесенка успеха»
Читайте также:
Какой программой можно скопировать сертификат электронной подписи

Источник: dom-radosty.com

ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ?
консультация по теме

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О НАУЧНО — МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ АВТОРОМ КОТОРОЙ, ЯВЛЯЕТСЯ Н.М. КРЫЛОВА. ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ДНЯ И ТЕХНОЛОГИЯ «ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детский сад – дом радости

Программа создана Крыловой Н.М. и Ивановой В.Т. За плечами программы богатый опыт внедрения в разных регионах нашей страны и бывшего СНГ. В 1990 году программа была награждена золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.

Что же это такое – Дом радости?

Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом го возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.

«Радость» — это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.

Таким образом, жить в «Доме радости» — значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.

Для педагога воспитывать в «Доме радости» — это значит содействовать обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.

Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.

Но высокий уровень выполнения деятельности не появляется сразу. С чего же начинается работа в «Доме радости»?
Для повышения активности детей в течение дня авторами программы построен новый режим организации деятельности детей и воспитателей:

  • с 7.00. до 7.30 индивидуальное обучение;
  • с 7.30 до 7.45 – подгрупповое обучение;
  • с 7.45 до 8.05 фронтальная игровая деятельность, помогающая детям ощутить радость совместного общения;
  • 8.05 – 8.15 – мотивация предстоящей фронтальной деятельности после завтрака, которую все дети уже усвоили, и задача для них – самоутвердиться в своих возможностях;
  • в 8.15 – зарядка, создающая эмоционально радостное ощущение жизни и включающая игры, танцы, имитационные движения;
  • в 8.25 – умывание, сопровождающееся играми, решением проблемных ситуаций, сообщением интересной информации. После умывания – опробование – процесс исследования продуктов с использованием органов чувств (осязание, обоняние, зрение и т.д.). Это расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, познания, а к подготовительной группе – накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений;
  • 8.40 – завтрак. После завершения еды каждый ребенок выбирает игру и занимается ею до начала фронтальной деятельности, которая начинается с хороводной игры и незаметно переводится воспитателем на тот вид деятельности, о котором говорилось утром.
  • 11.30 на смену выходит второй воспитатель. Содержанием его работы являются индивидуальное обучение детей разным видам деятельности, которое включает в себя и диагностику, и совместный анализ результатов деятельности.

* Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей.

Ритуал обеда в нашей системе максимально приближен к семейной обстановке. Во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми о еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. Организация приема пищи такова, что уже во втором полугодии младшей группы дети пользуются всеми столовыми приборами, включая нож.

После обеда каждый играет, а потом все вместе идут в спальню. В это время второй воспитатель продолжает индивидуально работать с детьми, а первый ведет непринужденный разговор с другими, а когда все дети лягут, читает красивое поэтическое произведение, приучая ребенка уже с трех лет слышать гармонию родного языка.

Режим предполагает специально отведенное время, названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины» помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки.
Аналогичным образом проводится и вторая половина дня, только время занятий заменяется фронтальными видами самостоятельной деятельности детей – играми, трудом, познанием.
Для повышения речевой активности детей во время всех видов деятельности в группе «живет» персонаж Мишка. Это недотепа и глупыш, который ничего не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. Эмоциональный контакт с Мишкой дети устанавливают очень легко, т.к. они видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о котором нужно позаботиться или чему-то научить.
Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.
Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий – «Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.
В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Читайте также:
Как искать программы в командной строке

Средняя группа в программе «детский сад – дом радости» — это «группа качества». Те навыки и умения, которые малыш получил в младшей группе, требуют от него уже не снисходительного, а качественного выполнения во всех видах деятельности, таким образом, поднимая его на более высокую ступень личностного и познавательного развития.
В старшей группе накопленный на предыдущих ступенях опыт подвергается обобщению, потому что дети на наглядном уровне уже открыли существенные закономерности адекватным научным понятиям. Это касается, прежде всего, знаний о предметном мире, о труде как общественном явлении, о живой и неживой природе, математических отношениях.
Таким образом, к началу подготовительной группы у детей заложен фундамент научных представлений об окружающем мире, и сформирована система способов открытия новых знаний. Поэтому подготовительная группа в системе «Детский сад – дом радости» — это группа всестороннего энциклопедического развития каждого ребенка, раскрытие в каждом из них творческих способностей в разных видах деятельности, радости от волевого усилия в преодолении преград и трудолюбия, необходимых для открытия и совершенствования в себе таланта.

Следует помнить, что одаренность и способности ребенка не являются биологически заданными явлениями, а формируются при определенных условиях в процессе деятельности ребенка, направляемой педагогом.

Конечно, современных родителей волнуют вопрос, насколько их ребенок будет готов к школе. Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимых для поступления в первый класс.
Успех создания «Детского сада – дома радости» определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее.

Источник: nsportal.ru

Программа ‘Детский сад — дом радости’

Авторы: Н.М. Крылова, В.Т. Иванова. Программа «Детский сад — дом радости» стала первой авторской дошкольной программой в России.

Она представлена целой библиотекой книг, в которых прописан для воспитателя сценарий каждого рабочего дня на протяжении четырех лет. Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов.

На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ (Е.И. Тихеевой, АВ. Запорожца, В.С. Мерлина, А.П. Усовой, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, Д.В. Менджерицкой, В.В.Давыдова, Л А Венгера, П.Г.

Саморуковой, Н.Н. Поддьякова, В.И.Логиновой, Р.С. Буре), опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности (Дж. Боткин, К. Роджерс, А.Маслоу, Д. Снигг, А. Комбс).

Научной основой программы является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова.

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

Структурно-содержательная характеристика

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

Предметно-развивающая среда

Особое внимание в программе «Детский сад — дом радости» уделяется организации развивающей среды — пространства, в котором находится ребенок. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, достигая результата. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим.

Пространство должно обеспечивать реализацию масштабного замысла, легко преображаться, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей. Например, спальная комната. Большая ее часть могла бы освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты.

Пространство должно систематически изменяться в соответствии:

  • с сезоном;
  • расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»;
  • видом деятельности, которой в данный момент заняты;
  • количеством участников.

Подбор предметов в группе не случаен и служит «фокусом» опыта человечества. Большинство материалов убрано в шкафы, а ребенок знает место, где их можно взять, когда надо реализовать новый замысел.

Все предметы, начиная от занавесок и до любой игрушки, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых. Выбор и размещение предметов соответствуют законам красоты и содействуют выработке привычки сохранять и поддерживать порядок, необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми, живущими здесь и сейчас. Но самое главное, в группе складываются такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он — индивидуальность.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Авторы программы «Детский сад — дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).

У воспитателя «вершина» оказывается зеркально противоположной. Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка по «Лесенке успеха» (а особенно достижение четвертой ступени каждым из воспитанников) отражает успешный результат, эффективность всей работы служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей. Восхищаясь своими воспитанниками, педагог утверждается в своем профессиональном мастерстве, чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.

Учебно-методическое обеспечение

В программе «Детский сад — дом радости» был реализован замысел обеспечить воспитателя подробным вспомогательным материалом. Технология описана в 34 книгах и включает не только ежедневную, но и почасовую, и даже поминутную организацию всей жизни и деятельности в целом одновозрастной группы от 20—25 детей в течение 10—12-часового режима работы.

Результаты апробации программы

Программа имеет богатый опыт внедрения в разных регионах России и ближнего зарубежья. В 1990 г. программа была награждена Золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник: doshkolniki.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru