Рекомендована Министерством образования РФ.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Лавра, 1993.
В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение по программе направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.
Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения. Даны рекомендации к использованию лексического материала. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Гриф МОРФ.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М.: Альфа, 1993.
В пособии освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо-
ЛОГОПЕДИЯ. «Загадочные названия и Ваши деньги!» Мнение эксперта.
______________________ ВОПРОС 4 ________________________ 35
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомендациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы. Гриф МОРФ.
Жукова Н. Си Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление общих недостатков речи у дошкольников. М.: Изд. «Социально-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специфика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи.
Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспитателям детских садов, родителям, студентам дефектологических факультетов. Гриф МО РФ.
Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998.— (Учимся играя).
В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при патологии, представлена система поэтапного коррекционного обучения. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспитателей. Гриф МО РФ.
Открытый мастер-класс Т.Б. Филичевой «Общее недоразвитие речи»
36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ______________
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996.
Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей. Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов, : ) а также для обследования и проведения индивидуальных и фронтальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
(подготовительная к школе группа) (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)
Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитываются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В ней определен объем знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произношения и усвоению элементов грамоты разработан с учетом имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной категории.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1978.
Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова-
______________________ ВОПРОС 4________________________ 37
нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конспекты фронтальных логопедических занятий по формированию произносительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ.
Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс, 1999.— (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждения).
Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. Гриф МО РФ.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.
Картинный иллюстрированный материал для формирования правильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомендации к использованию игровых фрагментов на логопедических занятиях.
Готовятся к изданию
ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М.: Гном и Д.
38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________
ПРОГРАММ* «ДЕТСТВО»
(В. И. Лотнова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /
Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред. М. А. Васильевой)
Рекомендована Министерством образования РФ.
В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа воспитания и обучения в детском саду». Авторы-составители (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных). При этом составители Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составители также имели в виду, что воспитание и психическое развитие
40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________
не могут выступать как два обособленных процесса, независимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариантом преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка.
Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
_____________________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 41
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста структурно иные, чем программы дошкольных групп.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и
• координация подходов к воспитанию детей в условиях
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада
и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и
учреждений начального образования, исключающей умствен
ные и физические перегрузки в содержании образования ре
бенка дошкольного возраста.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, какую комплексную программу утвердить на установочном пе-
![]() |
42________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________
дагогическом совете, какие методики и технологии развивающего обучения использовать в работе с детьми. Практика показала, что большинство дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования*.
Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное образование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая литература по всем основным аспектам образования детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.
Цель каталога — отразить многообразие учебной литературы по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направлением образования детей. В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические пособия (базовые к программам и универсальные), демонстрационные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреждений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы.
Федеральный перечень является необходимым инструментом сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образовательных учреждений, высших и средних учебных педагогических заведений. Учебно-методические пособия в новом пе-
* Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: Гном и Д, 2004.
![]() |
44_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______.
речне структурированы в 7 относительно самостоятельных разделов. В 6 комплексно представлена учебная литература по всем основным направлениям развития личности ребенка дошкольного возраста. Это литература укомплектована в соответствии со спецификой ее использования в педагогическом процессе ДОУ: представлены общеразвивающие пособия, пособия коррекционной направленности, пособия для подготовки детей к школе и для организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Учебные издания систематизированы в соответствии с основными возрастными периодами дошкольного детства и их адресностью, то есть в каждом блоке каждого раздела подобраны методики и технологии для детей и для педагогов. Впервые в перечень включены программа воспитания и развития ребенка в детском саду «Детство» (3—7 лет) с теми методическими пособиями, которые получили федеральный гриф (№ 124—129), а также интегрированная программа интеллектуально-художественного, творческого развития ребенка «Гармония развития» (авт.
Д. И. Воробьева, № 130) с подпрограммой «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина, № 131). Кроме того, расширен перечень изданий для организации дополнительных образовательных услуг в детском саду. Это усовершенствованный комплект пособий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «По дороге к азбуке» (тетради № 1—4; автор Р. Н. Бунеев, Е. В. Буне-ева, Т. Р. Кислова, № 183).
Сегодня логопеду не нужно тратить свое личное время на изготовление пособий, дидактического материала, так как есть выбор и возможность приобрести качественные красочные пособия, игры в магазинах.
• Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, выпустило «Сти-
мульный материал» для диагностического обследования
детей раннего и младшего дошкольного возраста» под
редакцией Н. В. Серебряковой (2005).
Стимульный материал предназначен для определения уровня развития психических функций (зрительного восприятия, памяти, мышления) детей от 1 года до 4 лет.
• Издательство ТЦ «Сфера», Москва, выпустило мето
дическое пособие «Как провести логопедическое обсле
дование детей 2—4 лет», авторы О. Е. Громова, Г. Н. Со-
ломатина (2004).
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста, и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
• Обследованию объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки, грамматического строя речи, письменной и связной речи поможет «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой, О. Е. Грибовой (М.: Аркти, 1998). Весь речевой материал подобран
46________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________
в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сроков появления в речи детей, распределен по трем группам. Уровень А включает наиболее простой материал. Вербальный материал В наиболее сложный. Для уровня Б предлагается, соответственно, материал промежуточной степени сложности.
Систематизация языкового материала по уровню сложности в рамках каждой пробы позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в условиях индивидуальных и групповых занятий.
• Игры и занятия, включенные в пособие «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (авторы А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская; 1999), рассчитаны на детей в возрасте от полутора до 7—8 лет.
Методическое руководство содержит описание дидактических игр и занятий по развитию связной речи, по формированию понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Предложенный иллюстративный материал может быть использован логопедом с целью обследования лексико-грамматического строя речи, связной речи, определения уровня сформированности психических функций — памяти, внимания, мышления.
У логопеда есть право самостоятельно подобрать дидактический материал, пособия и игрушки, продумать задания, которые помогут получить достоверную информацию о развитии речевых и неречевых функций у каждого ребенка.
Источник: studopedia.su
Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи
Специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, опубликованной в сборнике программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Сборник рекомендован Ученым советом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (М., 2008). Авторами программ являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова и А. В. Лагутина. Автор-составитель сборника — доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина.
Программы для детей с ОНР были разработаны на основе учебного пособия Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).
Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).
В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5—6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.
В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития).
Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР:
Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5—7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения:
- — практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
- — формирование правильного произношения;
- — подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;
- — развитие связной речи.
Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:
- — планирование работы с детьми по формированию произношения;
- — планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;
- — примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);
- — перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;
— примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).
В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР.
Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя:
- — раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР;
- — обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу;
- — приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией.
Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы.
В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни.
В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы.
В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексикограмматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.
Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков.
Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов.
В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д.
Таким образом, книга Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.
Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3—4 лет с каждым годом все возрастает.
На сегодняшний день большинство столичных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов в своей работе руководствуются инновационным программным документом Н. В. Нищевой — «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (СПб., 2017). Программа под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (СПб., 2014) также является достаточно востребованной.
Комплексная образовательная программа Н. В. Нищевой представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах ДОО комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Она полностью соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
В программе представлен системный подход коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ГБОУ и родителей воспитанников.
Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
В программе даются подробные рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроена система коррекционной и образовательной деятельности в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей.
Область речевого развития дошкольников с ОНР (в зависимости от возраста) представлена разделами:
- — развитие импрессивной речи;
- — развитие экспрессивной речи;
- — развитие словаря;
- — формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- — развитие фонематической системы речи;
- — развитие фонетической стороны языка (развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза);
- — развитие речевого общения и разговорной диалогической речи;
- — обучение элементам грамоты (обучение грамоте);
- — развитие связной речи и речевого общения.
Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности дошкольников с ОНР представлено по возрастам, начиная с младшего дошкольного возраста (3—4 года) и заканчивая подготовительной группой (6—7 лет).
Перспективное планирование образовательной и коррекционной деятельности по периодам для каждой из возрастных групп представлено в книге автора «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда» (СПб., 2016).
Требования к оборудованию и содержанию логопедического кабинета подробно представлены в разделе «Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование».
К программе прилагается методический комплект, который включает в себя необходимые для работы специалистов пособия, наглядный дидактический материал, конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя, рабочие тетради.
Программа под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (СПб.,2014), в основе которой также лежит системный подход к коррекции общего недоразвития речи, представлена тремя разделами (целевой, содержательный и организационный).
Целевой раздел — это цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для ее разработки и реализации (1—4-й уровни речевого развития по Р. Е. Левиной), а также планируемые результаты освоения программы.
Содержательный (как и организационный) раздел представлен тремя ступенями обучения:
- 1) младший дошкольный возраст;
- 2) средний дошкольный возраст;
- 3) старший дошкольный возраст.
Каждая ступень обучения, соответственно возрасту, представлена шестью разделами:
- 1) логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (подготовительный и основной этап логопедической работы);
- 2) образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
- 3) образовательная область «Познавательное развитие»;
- 4) образовательная область «Речевое развитие»;
- 5) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
- 6) образовательная область «Физическое развитие».
- — преодоление речевого и неречевого негативизма;
- — формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
- — формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
- — формирование мыслительных операций;
- — формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;
- — развитие импрессивной речи;
- — вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.
Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения представлен формированием общих речевых навыков, развитием импрессивной и экспрессивной речи, формированием грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи, синтаксических стереотипов и усвоением синтаксических связей в составе предложения, коррекцией нарушений фонетической стороны речи и формированием связной речи.
Аналогично программой представлена логопедическая работа на второй и третьей ступенях обучения.
Организационный раздел программы — это перечень примерных игр и игровых упражнений, литературного, иллюстративного и музыкального материала, произведений декоративно-прикладного искусства, рекомендованный специалистам ГБОУ в реализации образовательной и коррекционной деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Представлен примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.
Программы обучения и воспитания дошкольников с ОНР базируются на системном подходе к коррекции речи детей и не противоречат друг другу. Выбор образовательной коррекционной программы в дошкольной образовательной организации остается за учителем-логопедом.
Источник: studme.org
МБДОУ «Детский сад №225 «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 225 «Теремок» комбинированного вида г. Барнаула
Перечень коррекционных программ и технологий.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации М.: Дрофа, 2009.- 189 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под редакцией профессора Л.В.Лопатиной)
- Сековец Л.С. (ред.) Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения — М.: АРКТИ, 2005. — 248 с. (Коррекционная педагогика)
- Сековец Л.С., Разумова Л.И. и др. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Под ред. Л. С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2006. — 368 с. (Коррекционная педагогика)
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы
- Иванова Ю.В «Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет»
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (6-й год жизни) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи, — М.: МГОПИ, 1993.- старшая группа; — подготовительная группа.
- Громова О.Е. Инновации — в логопедическую практику
- Ткаченко Т.А. Программа Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, Ювента
- Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе + Картинный материал
- Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР
- Лицманенко Н.Н. Перспективное планирование коррекционной работы с безречевыми детьми в ДОУ. Армавир 2002 г.,13 стр.
- Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении», М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)»
- Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н. «Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Программа по подготовке ребёнка с ЗПР к обучению грамоте (Тихонова Т.Г.)
- Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А. «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа ЛЕКОТЕКА»
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб.: СОЮЗ, 2003. (Коррекционная педагогика)
- Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
- Стребелева Е.А. Индивидуальные программы воспитания, обучения и развития ребенка
- «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (М., 1991);
- «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» ( М., 1991);
- «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (М., 2006);
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида ( для детей с нарушениями зрения)» ( М., 2003);
- «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» ( М., 1991);
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (СПб., 2001);
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» (М., 2005).
- «Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» (М., 2001)
- Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Авторы: Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.
- Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Авторы: Л.А. Головчиц, Л.П.Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т. В. Трофимова.
- Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (программно-методический комплект) Авторы: О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, Л.В. Дмитриева, Н.Д. Соколова, В.М. Шатов, Н.Д. Шматко.
- Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста Программа составлена в НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время-Институт коррекционной педагогики РАО), при ее разработке были использованы результаты исследований, проведенных в секторе логопедии данного учреждения под руководством Р.Е. Левиной. Составитель С.А. Миронова .
- Учим говорить правильно( учебно-методический комплект) Автор Т.А. Ткаченко.
- Программа логопедической работы в ДОУ Авторы: Л.В.Лопатина, Г.Г.Голубева, Л.Б.Баряева.
- Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) Автор Г.А.Ванюхина.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под науч. ред. Шипициной Л.М. — СПб.: Образование, 1995.
- Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
- Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной / авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Вологоград.: Учитель, 2012
- Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 1995.
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. — М.: Экзамен, 2006.
- Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006.
- Корнилова И.Г., Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
- Хорош С.М., Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: ВОС, 1983.
- Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации. /Сост. Дружинина Л. А. и др./науч. ред. Дружинина Л. А., — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
- Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий). Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007.
- Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: «Адель», 1998.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.
- Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004.
- Е.В.Колесникова. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.–М.: «Ювента», 2004.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2007.
- Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина, — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
- Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.
- Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В., Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.:«Детство-Пресс», 2004
- Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. /Сост Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л. А. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
- Филатов А.И, Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения. — М.:«Книголюб», 2010.
- Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве. — М.: «Творческий центр», 2004
- Нечаева Т.И., Развитие пространственной ориентировки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
- Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: «Айрис-Пресс», 2007.
- Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.. / Под ред. Шипицыной Л.М.– СПб.: Речь, 2005.
- Денискина В.З. Учимся улыбаться.– М., 2008.
- Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. — М.: Сфера, 2006.
- Сековец Л.С., Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
- Сековец Л.С., Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001.
- Потемкина А.В., Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. Учебно — методическое пособие. – М.: Просвещение, 1997.
- Ремезова Л.А, Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002.
- Ремезова Л.А., Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. — Самара: изд-во СПГУ, 2003.
- Плаксина Л.И, Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. / Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.
- Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Солнцевой Л.И., Подколзиной Е.Н. – М., 2005.
- Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006.
- Анисимова Н.Л., Новичкова И.В., Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации– М., 2001.
- Подколзина Е.Н., Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания. — М.: Российская государственная библиотека для слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.
- Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
- Жохов В.П., Кормакова И. А., Плаксина Л.И., Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. – М., 1989.
- Малеева З.П., Алексеев О.Л., Подготовка детей с нарушениями зрения к его лечению с помощью специальных медицинских аппаратов: Монография / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» – Екатеринбург, 2005.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.Организационный аспект. — М.: В.Секачев, ИОИ, 2004
- Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. — М., Книголюб, 2006.
- Лукьяненко С.Г., Заболотских О.П. Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью [Текст] / Под общей ред. д.м.н., проф. Дементьевой Н.Ф. — М.: 1993. — 68 с.
- Л.Б. Алифанова. Программа «Обучение умственно отсталых детей рабочим специальностям».- г. Сыктывкар, 2004г (для воспитанников 14-18 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
- Г.И. Ракина. Программа «Социально-бытовая ориентация» и методические рекомендации к ней. – г. Сыктывкар, 2005г. (для воспитанников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
- Т.В. Фрайганг. Программа по изобразительной деятельности «Путь к вершине». — г. Сыктывкар, 2004г. (для воспитанников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
- Л.Н. Абрамова. Программа физического развития и воспитания детей с умственной отсталостью дошкольного возраста. — г.Сыктывкар, 2000г.(для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.).
- В.В. Смирнова. Программа музыкального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.- г. Сыктывкар, 2000г. (для глубоко умственно отсталых детей дошкольного возраста).
- Дошкольники группы риска /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под. Ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2000
- Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001
- Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997
- Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997
- Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта Под ред. Л. П. Носковой; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- ← Нормы температурного режима в ДОУ
- Нормативно-правовые документы по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. →