Авторами этой логопедической программы являются каше г а филичева т б выберите название программы

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и вос­питание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Лавра, 1993.

В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение по программе направлено на ус­транение речевого дефекта, а также на предупреждение возмож­ных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недо­развитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обуче­ния. Даны рекомендации к использованию лексического материа­ла. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Гриф МОРФ.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с об­щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

В пособии освещаются основные этапы логопедической рабо­ты с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо-

ЛОГОПЕДИЯ. «Загадочные названия и Ваши деньги!» Мнение эксперта.

______________________ ВОПРОС 4 ________________________ 35

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специаль­ных дошкольных учреждениях).

Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психо­лого-педагогическая характеристика детей, программа коррекцион­ного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомен­дациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы. Гриф МОРФ.

Жукова Н. Си Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление об­щих недостатков речи у дошкольников. М.: Изд. «Социаль­но-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития дет­ской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специ­фика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи.

Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспита­телям детских садов, родителям, студентам дефектологических фа­культетов. Гриф МО РФ.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Пре­одоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998.— (Учимся играя).

В книге излагаются современные представления об общем недо­развитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рас­сматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при па­тологии, представлена система поэтапного коррекционного обуче­ния. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспи­тателей. Гриф МО РФ.

Открытый мастер-класс Т.Б. Филичевой «Общее недоразвитие речи»

36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ______________

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996.

Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей. Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов, : ) а также для обследования и проведения индивидуальных и фрон­тальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(подготовительная к школе группа) (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)

Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитывают­ся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В ней определен объем знаний, умений и навыков, необ­ходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произ­ношения и усвоению элементов грамоты разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной катего­рии.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недо­развитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1978.

Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова-

______________________ ВОПРОС 4________________________ 37

нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конс­пекты фронтальных логопедических занятий по формированию про­износительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ.

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс, 1999.— (Коррекционная работа в специальных дошкольных учрежде­ния).

Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и лого­педов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим не­доразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характе­ристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодоле­нию ФФН у детей. Гриф МО РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по форми­рованию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.

Картинный иллюстрированный материал для формирования пра­вильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомен­дации к использованию игровых фрагментов на логопедических за­нятиях.

Готовятся к изданию

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с фоне­тико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М.: Гном и Д.

38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

ПРОГРАММ* «ДЕТСТВО»

(В. И. Лотнова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /

Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред. М. А. Васильевой)

Рекомендована Министерством образования РФ.

В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа вос­питания и обучения в детском саду». Авторы-составители (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции оте­чественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по ох­ране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее вос­питание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой дея­тельности.

Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях совре­менных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных). При этом составители Программы основывались на важ­нейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составите­ли также имели в виду, что воспитание и психическое развитие

40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________

не могут выступать как два обособленных процесса, независи­мых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходи­мой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта програм­мы выступает как важнейший результат успешности воспита­ния и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представ­ляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные ли­нии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нрав­ственного и эмоционального воспитания ребенка. Образова­ние рассматривается как процесс приобщения ребенка к ос­новным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариан­том преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нрав­ственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благо­приятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями, подготовка ребенка к жизни в современном об­ществе.

_____________________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 41

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, дви­гательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности раз­вития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной спе­цифики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста струк­турно иные, чем программы дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значе­ние имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и сво­евременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного, доброжелатель­ного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов дет­ской деятельности; их интеграция в целях повышения эффек­тивности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспи­тания и обучения;

• вариативность использования образовательного матери­ала, позволяющая развивать творчество в соответствии с ин­тересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и

• координация подходов к воспитанию детей в условиях

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада
и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и
учреждений начального образования, исключающей умствен­
ные и физические перегрузки в содержании образования ре­
бенка дошкольного возраста.

Читайте также:
Программа для плк пример

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправ­ленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, ка­кую комплексную программу утвердить на установочном пе-

42________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

дагогическом совете, какие методики и технологии разви­вающего обучения использовать в работе с детьми. Практи­ка показала, что большинство дошкольных образователь­ных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в дет­ском саду».

Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы со­временного качественного дошкольного образования*.

Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное обра­зование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая лите­ратура по всем основным аспектам образования детей до­школьного возраста и подготовки их к школе.

Цель каталога — отразить многообразие учебной литерату­ры по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направле­нием образования детей. В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические посо­бия (базовые к программам и универсальные), демонстраци­онные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреж­дений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы.

Федеральный перечень является необходимым инструмен­том сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образователь­ных учреждений, высших и средних учебных педагогиче­ских заведений. Учебно-методические пособия в новом пе-

* Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: Гном и Д, 2004.

44_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______.

речне структурированы в 7 относительно самостоятельных разделов. В 6 комплексно представлена учебная литература по всем основным направлениям развития личности ребенка до­школьного возраста. Это литература укомплектована в соответ­ствии со спецификой ее использования в педагогическом про­цессе ДОУ: представлены общеразвивающие пособия, пособия коррекционной направленности, пособия для подготовки де­тей к школе и для организации дополнительных образователь­ных услуг в ДОУ.

Учебные издания систематизированы в соответствии с ос­новными возрастными периодами дошкольного детства и их адресностью, то есть в каждом блоке каждого раздела подо­браны методики и технологии для детей и для педагогов. Впер­вые в перечень включены программа воспитания и развития ребенка в детском саду «Детство» (3—7 лет) с теми методи­ческими пособиями, которые получили федеральный гриф (№ 124—129), а также интегрированная программа интеллек­туально-художественного, творческого развития ребенка «Гар­мония развития» (авт.

Д. И. Воробьева, № 130) с подпрограм­мой «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина, № 131). Кроме того, расширен перечень изданий для организации до­полнительных образовательных услуг в детском саду. Это усо­вершенствованный комплект пособий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «По до­роге к азбуке» (тетради № 1—4; автор Р. Н. Бунеев, Е. В. Буне-ева, Т. Р. Кислова, № 183).

Сегодня логопеду не нужно тратить свое личное время на изготовление пособий, дидактического материала, так как есть выбор и возможность приобрести качественные красочные пособия, игры в магазинах.

• Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, выпустило «Сти-
мульный материал» для диагностического обследования
детей раннего и младшего дошкольного возраста» под
редакцией Н. В. Серебряковой (2005).

Стимульный материал предназначен для определения уров­ня развития психических функций (зрительного восприятия, памяти, мышления) детей от 1 года до 4 лет.

• Издательство ТЦ «Сфера», Москва, выпустило мето­
дическое пособие «Как провести логопедическое обсле­
дование детей 2—4 лет», авторы О. Е. Громова, Г. Н. Со-
ломатина (2004).

Настоящее пособие предназначено для проведения обсле­дования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего воз­раста, и содержит задания по обследованию произношения зву­ков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено под­робное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов международного фонетического алфавита. Разрабо­таны методические рекомендации для логопедического обсле­дования произносительной стороны речи, включая диагнос­тику звукового строя и слоговой структуры слова.

• Обследованию объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки, грамматического строя речи, пись­менной и связной речи поможет «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой, О. Е. Гри­бовой (М.: Аркти, 1998). Весь речевой материал подобран

46________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ _______________

в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сро­ков появления в речи детей, распределен по трем группам. Уровень А включает наиболее простой материал. Вербальный материал В наиболее сложный. Для уровня Б предлагается, соответственно, материал промежуточной степени сложности.

Систематизация языкового материала по уровню сложнос­ти в рамках каждой пробы позволяет специалисту обследо­вать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в усло­виях индивидуальных и групповых занятий.

• Игры и занятия, включенные в пособие «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (авторы А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская; 1999), рассчитаны на детей в возрасте от полутора до 7—8 лет.

Методическое руководство содержит описание дидактиче­ских игр и занятий по развитию связной речи, по формированию понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Предложенный ил­люстративный материал может быть использован логопедом с целью обследования лексико-грамматического строя речи, связной речи, определения уровня сформированности психи­ческих функций — памяти, внимания, мышления.

У логопеда есть право самостоятельно подобрать дидакти­ческий материал, пособия и игрушки, продумать задания, ко­торые помогут получить достоверную информацию о разви­тии речевых и неречевых функций у каждого ребенка.

Источник: studopedia.su

Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи

Специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, опубликованной в сборнике программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Сборник рекомендован Ученым советом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (М., 2008). Авторами программ являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова и А. В. Лагутина. Автор-составитель сборника — доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина.

Программы для детей с ОНР были разработаны на основе учебного пособия Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).

Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).

В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5—6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.

В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития).

Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР:

Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5—7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения:

  • — практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
  • — формирование правильного произношения;
  • — подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;
  • — развитие связной речи.

Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:

  • — планирование работы с детьми по формированию произношения;
  • — планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;
  • — примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);
  • — перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;

— примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).

В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР.

Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя:

  • — раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР;
  • — обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу;
  • — приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией.

Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы.

В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни.

Читайте также:
Программа которая считает время проведенное в телефоне

В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы.

В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексикограмматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.

Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков.

Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов.

В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д.

Таким образом, книга Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3—4 лет с каждым годом все возрастает.

На сегодняшний день большинство столичных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов в своей работе руководствуются инновационным программным документом Н. В. Нищевой — «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (СПб., 2017). Программа под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (СПб., 2014) также является достаточно востребованной.

Комплексная образовательная программа Н. В. Нищевой представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах ДОО комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Она полностью соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В программе представлен системный подход коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ГБОУ и родителей воспитанников.

Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

В программе даются подробные рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроена система коррекционной и образовательной деятельности в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей.

Область речевого развития дошкольников с ОНР (в зависимости от возраста) представлена разделами:

  • — развитие импрессивной речи;
  • — развитие экспрессивной речи;
  • — развитие словаря;
  • — формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • — развитие фонематической системы речи;
  • — развитие фонетической стороны языка (развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза);
  • — развитие речевого общения и разговорной диалогической речи;
  • — обучение элементам грамоты (обучение грамоте);
  • — развитие связной речи и речевого общения.

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности дошкольников с ОНР представлено по возрастам, начиная с младшего дошкольного возраста (3—4 года) и заканчивая подготовительной группой (6—7 лет).

Перспективное планирование образовательной и коррекционной деятельности по периодам для каждой из возрастных групп представлено в книге автора «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда» (СПб., 2016).

Требования к оборудованию и содержанию логопедического кабинета подробно представлены в разделе «Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование».

К программе прилагается методический комплект, который включает в себя необходимые для работы специалистов пособия, наглядный дидактический материал, конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя, рабочие тетради.

Программа под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (СПб.,2014), в основе которой также лежит системный подход к коррекции общего недоразвития речи, представлена тремя разделами (целевой, содержательный и организационный).

Целевой раздел — это цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для ее разработки и реализации (1—4-й уровни речевого развития по Р. Е. Левиной), а также планируемые результаты освоения программы.

Содержательный (как и организационный) раздел представлен тремя ступенями обучения:

  • 1) младший дошкольный возраст;
  • 2) средний дошкольный возраст;
  • 3) старший дошкольный возраст.

Каждая ступень обучения, соответственно возрасту, представлена шестью разделами:

  • 1) логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (подготовительный и основной этап логопедической работы);
  • 2) образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
  • 3) образовательная область «Познавательное развитие»;
  • 4) образовательная область «Речевое развитие»;
  • 5) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
  • 6) образовательная область «Физическое развитие».
  • — преодоление речевого и неречевого негативизма;
  • — формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • — формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • — формирование мыслительных операций;
  • — формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;
  • — развитие импрессивной речи;
  • — вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения представлен формированием общих речевых навыков, развитием импрессивной и экспрессивной речи, формированием грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи, синтаксических стереотипов и усвоением синтаксических связей в составе предложения, коррекцией нарушений фонетической стороны речи и формированием связной речи.

Аналогично программой представлена логопедическая работа на второй и третьей ступенях обучения.

Организационный раздел программы — это перечень примерных игр и игровых упражнений, литературного, иллюстративного и музыкального материала, произведений декоративно-прикладного искусства, рекомендованный специалистам ГБОУ в реализации образовательной и коррекционной деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Представлен примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.

Программы обучения и воспитания дошкольников с ОНР базируются на системном подходе к коррекции речи детей и не противоречат друг другу. Выбор образовательной коррекционной программы в дошкольной образовательной организации остается за учителем-логопедом.

Источник: studme.org

МБДОУ «Детский сад №225 «Теремок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 225 «Теремок» комбинированного вида г. Барнаула

МБДОУ «Детский сад №225 «Теремок»

Перечень коррекционных программ и технологий.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
  2. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации М.: Дрофа, 2009.- 189 с.
  3. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под редакцией профессора Л.В.Лопатиной)
  4. Сековец Л.С. (ред.) Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения — М.: АРКТИ, 2005. — 248 с. (Коррекционная педагогика)
  5. Сековец Л.С., Разумова Л.И. и др. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Под ред. Л. С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2006. — 368 с. (Коррекционная педагогика)
  6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы
  7. Иванова Ю.В «Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет»
  8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада
  9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (6-й год жизни) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи, — М.: МГОПИ, 1993.- старшая группа; — подготовительная группа.
  11. Громова О.Е. Инновации — в логопедическую практику
  12. Ткаченко Т.А. Программа Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, Ювента
  13. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе + Картинный материал
  14. Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР
  15. Лицманенко Н.Н. Перспективное планирование коррекционной работы с безречевыми детьми в ДОУ. Армавир 2002 г.,13 стр.
  16. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении», М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
  17. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)»
  18. Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н. «Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи»
  19. Программа по подготовке ребёнка с ЗПР к обучению грамоте (Тихонова Т.Г.)
  20. Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А. «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа ЛЕКОТЕКА»
  21. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб.: СОЮЗ, 2003. (Коррекционная педагогика)
  22. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  23. Стребелева Е.А. Индивидуальные программы воспитания, обучения и развития ребенка
  24. «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (М., 1991);
  25. «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» ( М., 1991);
  26. «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (М., 2006);
  27. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида ( для детей с нарушениями зрения)» ( М., 2003);
  28. «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» ( М., 1991);
  29. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (СПб., 2001);
  30. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» (М., 2005).
  31. «Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» (М., 2001)
  32. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Авторы: Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В.Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.
  • Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Авторы: Л.А. Головчиц, Л.П.Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т. В. Трофимова.
  1. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (программно-методический комплект) Авторы: О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, Л.В. Дмитриева, Н.Д. Соколова, В.М. Шатов, Н.Д. Шматко.
  2. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста Программа составлена в НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время-Институт коррекционной педагогики РАО), при ее разработке были использованы результаты исследований, проведенных в секторе логопедии данного учреждения под руководством Р.Е. Левиной. Составитель С.А. Миронова .
  3. Учим говорить правильно( учебно-методический комплект) Автор Т.А. Ткаченко.
  4. Программа логопедической работы в ДОУ Авторы: Л.В.Лопатина, Г.Г.Голубева, Л.Б.Баряева.
  5. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольников) Автор Г.А.Ванюхина.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.
  7. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под науч. ред. Шипициной Л.М. — СПб.: Образование, 1995.
  8. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
  9. Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной / авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Вологоград.: Учитель, 2012
  10. Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 1995.
  11. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. — М.: Экзамен, 2006.
  12. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006.
  13. Корнилова И.Г., Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
  14. Хорош С.М., Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: ВОС, 1983.
  15. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации. /Сост. Дружинина Л. А. и др./науч. ред. Дружинина Л. А., — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
  16. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий). Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007.
  17. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
  18. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: «Адель», 1998.
  19. Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.
  20. Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: Методическое пособие. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004.
  21. Е.В.Колесникова. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.–М.: «Ювента», 2004.
  22. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2007.
  23. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина, — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
  24. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. — Тольятти. 2002.
  25. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В., Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.:«Детство-Пресс», 2004
  26. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. /Сост Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л. А. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
  27. Филатов А.И, Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения. — М.:«Книголюб», 2010.
  28. Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве. — М.: «Творческий центр», 2004
  29. Нечаева Т.И., Развитие пространственной ориентировки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
  30. Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: «Айрис-Пресс», 2007.
  1. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей.. / Под ред. Шипицыной Л.М.– СПб.: Речь, 2005.
  2. Денискина В.З. Учимся улыбаться.– М., 2008.
  3. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. — М.: Сфера, 2006.
  4. Сековец Л.С., Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  5. Сековец Л.С., Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001.
  6. Потемкина А.В., Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. Учебно — методическое пособие. – М.: Просвещение, 1997.
  7. Ремезова Л.А, Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. — Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002.
  8. Ремезова Л.А., Обучение дошкольников с нарушениями зрения конструированию из строительного материала. — Самара: изд-во СПГУ, 2003.
  9. Плаксина Л.И, Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
  10. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. / Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006
  11. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.
  12. Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Солнцевой Л.И., Подколзиной Е.Н. – М., 2005.
  13. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006.
  14. Анисимова Н.Л., Новичкова И.В., Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Методические рекомендации– М., 2001.
  15. Подколзина Е.Н., Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания. — М.: Российская государственная библиотека для слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.
  16. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
  17. Жохов В.П., Кормакова И. А., Плаксина Л.И., Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. – М., 1989.
  18. Малеева З.П., Алексеев О.Л., Подготовка детей с нарушениями зрения к его лечению с помощью специальных медицинских аппаратов: Монография / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» – Екатеринбург, 2005.
  19. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
  20. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития.Организационный аспект. — М.: В.Секачев, ИОИ, 2004
  21. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. — М., Книголюб, 2006.
  22. Лукьяненко С.Г., Заболотских О.П. Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР
  23. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью [Текст] / Под общей ред. д.м.н., проф. Дементьевой Н.Ф. — М.: 1993. — 68 с.
  24. Л.Б. Алифанова. Программа «Обучение умственно отсталых детей рабочим специальностям».- г. Сыктывкар, 2004г (для воспитанников 14-18 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
  25. Г.И. Ракина. Программа «Социально-бытовая ориентация» и методические рекомендации к ней. – г. Сыктывкар, 2005г. (для воспитанников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
  26. Т.В. Фрайганг. Программа по изобразительной деятельности «Путь к вершине». — г. Сыктывкар, 2004г. (для воспитанников с умеренной интеллектуальной недостаточностью).
  27. Л.Н. Абрамова. Программа физического развития и воспитания детей с умственной отсталостью дошкольного возраста. — г.Сыктывкар, 2000г.(для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.).
  28. В.В. Смирнова. Программа музыкального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.- г. Сыктывкар, 2000г. (для глубоко умственно отсталых детей дошкольного возраста).
  29. Дошкольники группы риска /Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под. Ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999
  30. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997
  31. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
  32. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2000
  33. Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001
  34. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997
  35. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997
  • Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта Под ред. Л. П. Носковой; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  • ← Нормы температурного режима в ДОУ
  • Нормативно-правовые документы по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. →
Читайте также:
Программы для которых нужен root
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru