Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.
Основные задачи деятельности инновационной площадки на базе МБДОУ № 8:
- Подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с ООП «Вдохновение»
- Разработка системы управления качеством внедрения и реализации ООП «Вдохновение» на основе подходов инструментария УМК ООП «Вдохновение»
- Внедрение и реализация ООП «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательно процесса и содержания, представления обратной связи реализующим программу педагогам и руководству дошкольных образовательных организаций
- Разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки
Особенности образовательной программы «Вдохновение»: теория и практика
Нормативные и локальные документы
Внедрение в Инновационный проект по программе «Вдохновение»
Пространство группы делится на центры активности (раньше их называли уголками), в которых дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий. Практически все центры активности предоставляют возможность для освоения математических и речевых направлений по программе «Вдохновение».
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем сильнее будет желание оберегать все растущее и живое. Существенную роль в этом процессе играет познавательная деятельность, которая будет более эффективной при следующих педагогических условиях:
Анализ аспектов образовательной деятельности МДОУ, подлежащих оценке, был проведен по ключевым характеристикам ФГОС ДО:
- Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию.
В процессе работы осуществляется постепенное усвоение программы, ознакомление с ней изнутри. Что позволило совмещать теорию и практику.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ: с 1 часа до перехода на целый день. На 2019-2020 учебный год списочный состав составил 104 ребенка раннего и младшего дошкольного возраста от 1,5-3 лет (3 группы). Из них вновь поступивших детей – 74 ребёнка.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»
Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду. В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 48 детей, что составляет 64,9% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны.
18 детей со средней степенью адаптации, что составляет 24,3%, дети переболели по 1 – 2 раза; наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.
Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. У 18 детей (5,8%) адаптация протекала достаточно тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.
В целом можно сказать, что процесс адаптации прошёл успешно. Мы это связываем с тем, что:
— диалог с родителями мы начинали за несколько месяцев (2-3) до поступления ребёнка в детский сад (групповые и индивидуальные встречи с родителями и детьми в образовательной организации);
— использование модели пошаговой адаптации, которая обеспечивает знакомство ребенка с новым окружением и устанавливает привязанность к педагогу;
— самостоятельная деятельность организована по интересам детей, проходит в форме игры, присутствует очень много творчества, что успокаивает и раскрепощает детей; программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником;
— в период адаптации работу с ребенком и уход за ним осуществлял преимущественно один педагог, чтобы позволило ребенку сформировать прочные отношения с ним;
— старались по возможности в течение недели проводить адаптацию в одной группе только одного-двух детей (один — утром, другой — вечером);
— был составлен график прихода новых детей по группам.
Именно превентивная помощь позволила избежать больших трудностей, с которыми сталкивается семья в процессе адаптации ребенка к детскому саду.
— ПЛАН: утренний сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности, выбор центра.
— ДЕЛО: индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности (с воспитателем, специалистом или с родителями). Способ планирования – Паутинка
— АНАЛИЗ: итоговый сбор, на котором подводятся итоги (дети презентуют свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились).
1.Учиться добывать знания (компетенции: расширять свои знания в какой-то конкретной области);
2.Учиться действовать (компетенции: умение действовать в любых непредвиденных ситуациях, умение работать в команде);
3.Учиться взаимодействовать с другими (компетенции: готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности);
4.Учиться полноценно жить (компетенции: самостоятельность, личная ответственность, здравое отношение к действительности).
Работа над портфолио как нельзя лучше развивает социальные компетенции ребенка. Такая работа активизирует детей, демонстрирует их достижения, способствует тому, что они начинают задумываться о собственных способностях к обучению.
- Организация пространства и оснащение развивающей предметно- пространственной среды
Результаты творчества детей преподносим в виде выставок и развесок в холле здания, групповых комнатах, раздевалках МДОУ, на сайте образовательной организации и сайтах педагогов, родительских чатах.
В соответствии с программой педагоги и администрация МДОУ мы не стали использовать слишком много разных форм работы с родителями и ограничились теми мероприятиями, которые соответствуют их собственным потребностям и интересам, а также потребностям ожиданиям, желаниям и возможностям родителей. Родители помогают педагогам совершенствовать образовательную работу детского сада в ходе совместного планирования и обсуждения.
Формы взаимодействия с родителями, реализуемые в рамках программы:
— мероприятия перед приемом ребенка: первый контакт с родителями; беседа при подаче заявления; предварительное посещение группы;
— мероприятия с участием родителей и педагогов: общие и групповые родительские собрания; беседы на специальные темы, оборудование детской площадки, участие в субботниках, ремонт, анкетирование родителей и др.
— родители как помощники педагогов: помощь родителей при организации групповых занятий и игр; сопровождение группы во время выходов за пределы детского сада; оформлению игровых уголков; привлечение родителей к проектной деятельности детского сада;
— индивидуальные контакты: короткие беседы при случайной встрече; беседы с назначенным сроком; контакты по телефону, чаты (регулярно или при необходимости); передача материалов, записей в связи с особыми событиями; обсуждения документации развития каждого отдельного ребенка (портфолио, карты развития); беседы-консультации (с родителями; с привлечением психолога), предложение помощи и др.
— предоставление информации: печатные материалы, освещающие концепцию детского сада; информационная доска; вывешивание плана работы; стена для фотоматериалов; выставка книг и игр; указатели для родителей; выкладывание информационных брошюр, сайт образовательной организации и сайты педагогов.
Педагоги наблюдают за деятельностью детей и документируют свои наблюдения:
— наблюдают за каждым ребенком (отдельно или в группе) регулярно и целенаправленно, а также обсуждают с родителями его поведение;
— записывают свои комментарии и оценивают их вместе с детьми в группе и их родителями;
-уделяют внимание всем детям, а не только тем, кто нуждается в повышенном внимании;
— фиксируют объяснения, которые дают дети, и мнения родителей, отмечают прогресс каждого ребенка и путь, который он прошел, чтобы достичь чего-либо;
— в случае необходимости разрабатывают вместе с родителями план поддержки ребенка в будущем;
— ведут письменный архив результатов анализа наблюдений, проводимого вместе с детьми, их семьями, учитывая эти результаты при документировании развития каждого ребенка.
Вывод. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы.
В результате применения в работе с детьми данных технологий педагоги нашего детского сада замечают перемены, которые происходят с ребятами. Они — любознательны, внимательны и активны, быстрее адаптируются к условиям детского сада, проявляют интерес к творчеству.
В результате самооценки качества образовательной деятельности детский сад получил картину своих сильных и слабых сторон, которая будет служить основой для плана развития нашего учреждения.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходит поиск новых моделей и путей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития. [1, с.147]
В нашей группе мы постарались создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. [1, c. 109]
Среда, которую мы создали в группе, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы детской активности. [1, с.240]
И вот мы приступили к работе с детьми.
Важным общим событием начала дня в детском саду стал утренний круг, именно он стал нашим Планом. По сигналу колокольчика мы собирались вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня. Мы обсуждали общие темы, рассказывали о своих чувствах, играли и пели.
Интересным методом для нас стала организация утреннего совета с детьми. Нами ставилась задача: что бы вы хотели изучить, какую тему мы выберем. Детям предлагалось выбрать из нескольких возможных тем, показанных на стенде.
А уже после по каждой теме составлялся план-паутинка, в котором отображалась вся запланированная деятельность в центрах развития.
В процессе утреннего круга дети вместе с педагогом играли в какую-либо игру по теме проекта: пальчиковую, подвижную, дыхательную гимнастику или релаксационное упражнение, которые способствовали объединению воспитанников между собой и были направленны на создание радостного настроя в группе.
Также в ходе выбора я сообщала детям о том, какие центры сегодня работают и давала обдумать свой выбор и определиться.
Для реализации целей и задач программы нами были созданы речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей.
Чтобы сформировать предпосылки к изучению грамоте выстраивалась работа в центе STEM-образования: используя кубики дидактического набора Фридриха Фребеля воспитанники выкладывали буквы по заданным фотокарточкам. Детям было интересно, ведь карточка и кубики в результате представляли яркую и запоминающуюся модель. [2, с.11]
В ходе образовательной деятельности обязательно учитывался принцип дифференцированного обучения, при котором учитывались готовность, интересы и особенности каждого ребенка. [1, с.217]
Кроме того, активный самостоятельный опыт более ценен для ребенка, нежели пассивное участие или участие по принуждению. Поэтому организация игр в группе была построена на интересе воспитанников и их желании участвовать в совместной деятельности.
Воспитанники нашей группы играли по известным им сюжетам, а также самостоятельно сочиняли сюжетно-ролевые игры, а после подбирали необходимые атрибуты, которые находились в группе.
Образовательный процесс не ограничивался деятельностью в группе. Для становления сознательного отношению детей к своему здоровью организовывались спортивные праздники и подвижные игры. Активное движение положительно воздействовало как на общее самочувствие детей, так и на их эмоциональное состояние.
Дети активно обсуждали свои работы, а я старалась не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, старалась показать, что каждая работа для меня по-своему ценна.
Диагностика развития воспитанников основывается на наблюдении за игрой детей и анализом результатов их деятельности. [3, с.33] Данные вносятся в карту развития ребенка в соответствии с образовательными областями и выделенными критериями по каждому направлению развития. [4, с.56]
Программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, учитывает широкий спектр предпосылок развития детей.
Вдохновлять, помогать, удивлять, радовать.
И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, группа, работа, воспитанник, инновационная программа, интерес детей, образовательный процесс, течение дня, утренний круг.
Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.
Основные задачи деятельности инновационной площадки на базе МБДОУ № 8:
- Подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с ООП «Вдохновение»
- Разработка системы управления качеством внедрения и реализации ООП «Вдохновение» на основе подходов инструментария УМК ООП «Вдохновение»
- Внедрение и реализация ООП «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательно процесса и содержания, представления обратной связи реализующим программу педагогам и руководству дошкольных образовательных организаций
- Разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки
Нормативные и локальные документы
Внедрение в Инновационный проект по программе «Вдохновение»
Пространство группы делится на центры активности (раньше их называли уголками), в которых дети могут найти упорядоченные материалы для игр и занятий. Практически все центры активности предоставляют возможность для освоения математических и речевых направлений по программе «Вдохновение».
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем сильнее будет желание оберегать все растущее и живое. Существенную роль в этом процессе играет познавательная деятельность, которая будет более эффективной при следующих педагогических условиях:
- Из 7000 выпускников школ города 50 правильно решили задачу 8 сколько выпускников школ этого города
- Правовая природа обязательства по пользованию интернетом кратко
- Сценарий ко дню конституции в школе
- Знакомство психолога с детьми в школе
- Социальное обеспечение в египте кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Методическая разработка консультация для педагогов на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Методическая разработка
консультация для педагогов на тему:
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Оценить
821 0
Содержимое разработки
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 75»
консультация для педагогов на тему:
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
Разработала: старший воспитатель
«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством.
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
В октябре 2021 году было принято решение апробировать программу «Вдохновение», в средней группе. Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни.
Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Программа «Вдохновение» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира, новыми тенденциями в области дошкольного образования. Одна из главных идей программы «Вдохновение» — спокойное уважительное взаимодействие при работе с детьми. Директивные слова «должен» и «необходимо» меняются на «будет хорошо», «попробуйте», «выберите».
Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс. Новая программа построена на современных технологиях. Технология предложенная Лидией ВасильевныСвирской —«План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями. Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются:
— ПЛАН: утренний сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности, выбор центра.
Он помогает выявить инициативы и образовательные запросы детей дает возможность понимание того, что дети знают, и что хотят узнать. В этом нам помогает модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.
В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий.
— ДЕЛО:индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности (с воспитателем, специалистом или с родителями). Способ планирования – Паутинка
— АНАЛИЗ: итоговый сбор, на котором подводятся итоги (дети презентуют свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились).
Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.
Сегодня хочется поделиться опытом работы нашего детского сада еще по одному из наиболее интересных, ярких на наш взгляд, направлений, предложенных авторами программы «Вдохновение» – «Я! Портфолио дошкольника» А. Бостельмана.
Работа по теме «Портфолио достижений ребенка» – для нас не нова.На протяжении многих лет воспитатели нашего детского сада оформляли с детьми портфолио. Традиционное портфолио представляло собой папку с вложенными педагогом или (реже) родителями результатов участия ребенка в каких-либо мероприятиях (дипломы за участие в конкурсах или соревнованиях; рисунки детей к выставкам или занятиям; фото участия в утреннике, празднике, концерте и т.п.).
Программа «Вдохновение» предлагает нам совершенно иной подход к созданию портфолио дошкольника.
Применение технологии «Я! Портфолио дошкольника»позволяет формировать у детей ключевые компетенции в четырех базовых процессах:
1.Учиться добывать знания (компетенции: расширять свои знания в какой-то конкретной области);
2.Учиться действовать (компетенции: умение действовать в любых непредвиденных ситуациях, умение работать в команде);
3.Учиться взаимодействовать с другими (компетенции: готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности);
4.Учиться полноценно жить (компетенции: самостоятельность, личная ответственность, здравое отношение к действительности).
Работая над страницей из портфолио, педагог ставит цели. Как донести до детей поставленные педагогом цели, сделать их личностно-значимыми? Для этого он используют технологию «Детский совет».
Мастерство воспитателя на этом этапе заключается в том, каким образом он создает мотивацию, как сумеет заинтересовать каждого ребенка.
Работа над портфолио как нельзя лучше развивает социальные компетенции ребенка. Такая работа активизирует детей, демонстрирует их достижения, способствует тому, что они начинают задумываться о собственных способностях к обучению.
Реализация программы затронула все основные направления изменений в образовательной организации: кадровые (формирование новых профессиональных компетенций), организацию предметно-пространственной среды (как образовательного ресурса), содержания и подходов к организации образовательной деятельности (на принципах со-конструкции и т.д.) и взаимодействия с родителями (как участниками образовательного процесса).
Мониторинг эффективности образовательной программы проводится педагогами, ведущими образовательную деятельность с детьми, с помощью технологии «Педагогические наблюдения» она позволяет им понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараются создать для воспитанника комфортные условия, помогают найти ему своё место в коллективе, вовлекают его в жизнь группы, поддерживают и поощряют активность и инициативу в познании. Анализ карт позволяет оценить эффективность образовательной деятельности в каждой группе .
В результате применения в работе с детьми данных технологий педагоги нашего детского сада замечают перемены, которые происходят с ребятами. Они – любознательны, внимательны и активны, проявляют интерес к творчеству, высказывают смелые идеи и с готовностью их воплощают.
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.
- Формирование мелкой моторики средствами продуктивной деятельности как часть комплексного подхода в развитии речи у дошкольников с ОНР
- Одаренные дети в детском саду
- Сенсорное воспитание-залог умственного развития детей
- Проект «Овощи — фрукты»
- Тенденции развития познавательных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности
Источник: www.prodlenka.org
Образовательная программа «Вдохновение» для ДОУ
Авторы программы обобщили результаты научных исследований в области дошкольного образования и педагогический опыт разных стран. «Вдохновение» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и всем нормативным современным требованиям, обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.
Эта программа призвана создавать детям развивающую среду, пространство для игр, движения, творчества, приобретения опыта, знакомства с различными областями знания. В образовательный процесс вовлекаются и родители дошкольников, способствуя разностороннему развитию малышей
Какие принципы лежат в основе программы?
- эмоциональное благополучие ребенка;
- определение индивидуального уровня и траектории развития;
- формирование мотивирующей среды;
- реализация возможностей развития в повседневной жизни детей;
- поддержка свободной игры, исследования, экспериментирования;
- знакомство с окружающим миром через опыты, эксперименты, собственные проекты;
- речевое развитие через общение, обсуждение;
- погружение в музыкальную и художественную культуру;
- развитие математических способностей и техническое творчество.
Для реализации современных подходов в работе с детьми педагогическим работникам необходимо следить за передовым мировым опытом, знакомиться с исследованиями особенностей физического и психо-эмоционального развития в каждом возрастном периоде.
Методы обучения должны учитывать возрастные особенности и склонности детей, не ограничивая их естественные потребности и стремления.
Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса по основной образовательной программе «Вдохновение»
На курсе повышения квалификации «Организация образовательного процесса по основной образовательной программе «Вдохновение» в соответствии с ФГОС дошкольного образования» можно комплексно изучить все аспекты программы для дальнейшего внедрения в практику своей работы с дошкольниками.
Если Вы откладываете получение дополнительного образования из-за рабочей занятости, то онлайн формат как раз позволит совместить прохождение обучения с другой деятельностью. Лекции и другие учебные материал доступны онлайн круглосуточно без выходных, поэтому график освоения программы Вы определяете сами.
Присоединяйтесь к учащимся Академии и достигайте новых высот в профессии!
Источник: emg-nape.ru