Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Основная задача: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Содержательной основой программы является освоение системы понятий и категорий: в 3-4 года Слово, Образ, Книга;в 4-5 лет Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; в 5-6 лет Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; в 6-7 лет Традиции слова, Образа, Дела, Праздника.
Данные понятия и категории, позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Когда рак бьет дважды. История Яны Анашкиной
В работе с детьми и их родителями используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к итоговым занятиям по данной программе.
В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями по освоению базовой категории. Работа осуществляется как по средством книг для развития детей, а также через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Воспитатели, родители и педагоги-специалисты в течение месяца содержательно наполняют тему, прорабатывают ее через разные виды деятельности, эмоции и чувства детей. Такая интеграция позволяет создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к широкому диалогу, развитию коммуникативных навыков и духовному общению, способствует формированию нравственного мышления.
Работая по книге «Доброе слово» и осваивая категорию «Слово», в рамках темы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, хороводными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Большое внимание уделялось культуре поведения, формировали потребность у воспитанников здороваться, прощаться, благодарить. Также организовывали просмотр мультфильмов по мотивам русских — народных сказок. Таким образом, непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников.
Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.
Самая богатая женщина-миллиардер в России | Первое интервью основателя WILDBERRIES Татьяны Бакальчук
Итоговое занятие по курсу «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводятся на основе методологии Истоковедения (том 5). Эти занятия проводятся в детском саду , так же могут проводится в кругу семьи.
На занятиях используются активные формы обучения.
— ресурсный круг;
-работа в парах;
— работа в микро группе.
В каждом активном занятии четко прослеживается последовательность шагов воспитателя (или родителя) и ребенка.
Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию.
Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат. Каждое активное занятие состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Первая форма активный форм образовательной деятельности– ресурсный круг, в котором дети начинают взаимодействовать с младшего дошкольного возраста.
При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность и других детей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ В РЕСУРСНОМ КРУГЕ:
Подготовительный этап.
(Присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, здесь активен педагог).
На подготовительном этапе происходит присоединение воспитателя к детям, детей – к теме ОД. Подготовительный этап ОД необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. В качестве присоединения воспитателем используется текст, направленный на развитие у детей всех каналов восприятия, воспитатель также может использовать вводную беседу, рассказ взрослого по теме занятия, разговор-диалог, чтение фрагментов литературных произведений из книг для развития и другие приёмы. Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
Основной этап.
В основном этапе ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз. Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке.
Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.
Заключительный этап. Рефлексия.
На третьем этапе идёт рефлексия – получение обратной связи от воспитанников.
В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
Следующая форма работы – работа в парах.
1.Подготовительный этап:
(присоединение, разговор-беседа по теме)
Подготовительный этап работы в паре проводится с той же целью, что и в ресурсном круге и алгоритм его проведения остаётся прежним.
2. Основной:
Индивидуальная работа ( воспитателем дается объяснение задания, и дети самостоятельно его выполняют). Далее следует работа в паре.
Работа в паре ( педагог предлагает выполнение задания парой, где необходимо привести к тому чтобы дети общались , не мешая друг другу , поочередно высказывали свое мнение, могли договорится кто будет выступать с ответом). Активность на основном этапе передается детям. Роль воспитателя направляющая, поддерживающая, корректирующая.
Работа в паре начинается со средней группы, когда дети ещё малы, у них ещё нет опыта взаимодействия со сверстником в выполнении одного общего дела. И этот вид деятельности поначалу оказывается для детей не только новым, но, довольно таки и сложным. Поэтому рекомендуется на этапе освоения детьми работы в паре брать нечётное количество детей, с тем, чтобы педагог мог занять в работе в паре партнёрскую позицию с одним из воспитанников. Педагог предлагает ребёнку себя в качестве партнёра, тихонько на равных общается с ребёнком, показывая своим примером, как можно организовать разговор-обсуждение по выполнению задания, как следует договариваться о делегировании права высказаться по поводу принятого решения другому.
Обсуждение в группе (озвучиваются результаты совместной работы одним из участников).
Поскольку современные дети долго остаются эгоцентристами, они с нежеланием уступают друг другу право высказать решение пары. Поэтому педагог в первую очередь предлагает представить решение именно тем детям, которые сумели договориться в паре, радуется за них, показывая, тем самым положительный пример другим детям.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
На заключительном этапе ОД воспитатель и дети анализируют и оценивают результаты работы, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности. На этапе рефлексии дети учатся обосновывать собственное поведение, осознавать и проговаривать собственные чувства, потребности и мысли, видеть себя глазами других людей.
РАБОТУ В МИКРО ГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Со старшей группы воспитанники начинают осваивать РАБОТУ В МИКРОГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Этапы работы активной формы обучения микро группах проводятся аналогично работе в парах. Основной этап это общение в микрогруппах (четверках)
АФОД способствуют приобретению детьми очень важных качеств, которые представлены на слайде (не читаю, сами):
чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте);
чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверенны в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято);
доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам);
позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
способность к сопереживанию;
способность к совершенствованию;
опыт в различных эмоциональных состояниях;
моральная установка на отзывчивость;
способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.
Важным ключевым моментом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является работа с родителями. Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому недостаточно формировать систему ценностей только в детском саду.
В нашем ДОУ Целенаправленная работа осуществляется по следующим направлениям.
1. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах продумана система заданий способствующих организации и развитию общения между детьми и родителями. Например. Родители совместно с детьми оформляют страницы Альбома «Мои истоки».
2. Проведение итоговых занятий с участием родителей и детей.
3. Участие родителей в проектных работах ДОУ.
4. Участие в выставках и мероприятиях ДОУ.
В результате такой работы педагога с родителями, родителей с детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувственными.
Заключение
«Социокультурные истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В основе преподавания данного курса лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.
Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, для достижения значимых результатов.
Источник: ped-kopilka.ru
Автор программы истоки является
Издательство «ТЦ Сфера» представляет примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования
«ИСТОКИ»
Создана авторским коллективом НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца под редакцией доктора педагогических наук, академика РАЕН
Ларисы Алексеевны Парамоновой
Программа «Истоки» разрабатывалась по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника, имеет гриф Министерства образования Российской Федерации. Названием программы авторы стремились подчеркнуть непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Программа направлена на обогащение всестороннего развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности, а также дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
Почему издательство «ТЦ Сфера» издает данную Программу?
Прежде всего, из-за глубокого убеждения в ее качестве.
Программа написана известным коллективом профессионалов в сфере дошкольного образования – педагогами, психологами, физиологами.
Программа апробирована многолетней практикой использования и доказала свою результативность.
Программа имеет необходимый и достаточный для организации образовательного процесса учебно-методический комплект.
Хотите добиться высоких результатов в образовании дошкольников?
ВЫБИРАЙТЕ ПРОГРАММУ «ИСТОКИ»!
Программа «Истоки» — целостная система развития дошкольника!
Она прошла тщательную апробацию и реализацию в практике детских садов России. Переработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Проведена общественная и научная экспертиза новой редакции Программы.
Внимание. Не все книги из перечня литературы можно приобрести в издательстве «ТЦ СФЕРА»! Подробнее узнать о книгах, которые Вы можете приобрести в издательстве по программе «Истоки» можно посмотреть и заказать в интернет-магазине ЗДЕСЬ
- Решение о присвоении грифа УМО.
- Содержание и аннотация
- Презентация программы.
- Текст к презентации программы.
- Методическое обеспечение программы (планирование, оценка качества образования, литература по образовательным областям, пособия авторов программы) — файл-список для скачивания.
- Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО (мы рассматриваем возможность приобретения данных файлов за дополнительную оплату, о результатах мы сообщим или здесь появится ссылка. )
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ
- Парамонова Л.А.
- Васюкова Н.Е.
- Родина Н.М.
- Трифонова Е.В.
- Арушанова А.Г.
- Алиева Т.И.
- Антонова Т.В.
- Арнаутова Е.П.
- Богина Т.Л.
- Волкова Е.М.
- Воробьева И.Н.
- Давидчук А.Н.
- Иванкова Р.А.
- Казакова Т.Г.
- Качанова И.А.
- Кондратьева Н.Л.
- Лыкова И.А.
- Обухова Л.Ф.
- Павлова Л.Н.
- Петрова В.А.
- Протасова Е.Ю.
- Рыжова Н.А.
- Тарунтаева Т.В.
- Тарасова К.В.
- Тимофеева Е.А.
- Урадовских Г.В.
ВЫШЛИ В СВЕТ
- Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой.
- Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей. ФГОС ДО («Истоки») / Сост. Е.В. Трифонова
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 3-4 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет.
- Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-3 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет.
- Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет.
- Васюкова Н.Е., Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре.
- Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3-7 лет.
- Павлова Л.Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни.
- Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений детей дошкольного возраста.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет.
- Трифонова Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом.
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. пособие.
- Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Раз — словечко два — словечко. Книга для занятий с детьми 5-8 лет.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (от года до 7 лет).
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Обучение дошкольников иностранному языку.
ГОТОВЯТСЯ К ИЗДАНИЮ
Программное обеспечение
- Методические рекомендации к программе «Истоки»: В 2 ч. Ч. 1 — 3-5 лет; В 2 ч. Ч. 2 — 5-7 лет.
- Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 3-5 лет.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Мир вокруг. Образовательная работа с детьми 3-5 лет.
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Мир вокруг. Образовательная работа с детьми 5-7 лет.
- Каталог «Дошкольное воспитание» издательства «ТЦ СФЕРА».
- Каталог «Наглядная продукция для образования» издательства «ТЦ СФЕРА».
- Каталог «Книги по логопедии» издательства «ТЦ СФЕРА».
Источник: tc-sfera.ru
Программа «Истоки»
Эта программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Программа основана на многолетних научных исследованиях, проводившихся под руководством А. В. Запорожца. Самим названием программы авторы (Л.
А. Парамонова, С. Л. Новоселова, А. Н. Давидчук, Л. Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека. Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.
Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья.
Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии — Л. С. Высотского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л. С. Высотским и Д. Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают:
• социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода;
- • ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие;
- • психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период);
- • кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода.
Для каждого возраста авторы определяют свою генетическую задачу, решение которой жизненно важно для полноценного психического развития в этот период. В соответствии с принятой периодизацией психического развития выделяют следующие возрастные периоды.
Раннее детство:
- • младенческий возраст (от рождения до одного года);
- • ранний возраст (от года до трех лет).
Дошкольное детство:
- • младший дошкольный возраст (три — пять лет);
- • старший дошкольный возраст (пять — семь лет).
Социальное развитие.
В младенческом возрасте:
- • формирование интереса и внимания к близким взрослым;
- • становление вербальных и невербальных способов общения;
- • развитие поисковых движений.
В раннем возрасте:
- • поддержка потребности в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним;
- • развитие способности различать эмоциональные состояния других людей и выражать им сочувствие;
- • формирование элементарных навыков вежливого общения со взрослыми и сверстниками;
- • понимание речи окружающих, развитие активной речи в общении с другими людьми, обогащение словаря ребенка.
В младшем дошкольном возрасте:
- • воспитание интереса, внимания и доброжелательного отношения к окружающим;
- • развитие речи и речевого общения.
В старшем дошкольном возрасте:
- • воспитание у ребенка культуры общения со взрослыми и сверстниками;
- • развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих гуманным отношениям;
- • развитие самопознания;
- • воспитание уважения к себе;
- • развитие речи и речевого диалогического общения.
Познавательное развитие.
В раннем возрасте:
- • освоение азов сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете);
- • овладение основами наглядно-действенного мышления (развитие практического экспериментирования, воспитание интереса к поиску новых способов решения практических задач);
- • формирование элементарных представлений об окружающем мире;
- • конструирование (умение создавать простые конструкции, знакомство с разными видами материала).
В младшем дошкольном возрасте:
- • познание окружающего (связи между природными явлениями, понятие о живых и неживых предметах и др.);
- • формирование культуры быта (знания об устройстве жилья человека, о назначении бытовых предметов, умение пользоваться ими);
- • развитие математических представлений (о количестве, величине, времени, пространстве);
- • конструирование (умение различать и учитывать сенсорные и пространственные характеристики предметов, осуществлять поисковые и планирующие действия).
В старшем дошкольном возрасте при сохранении и расширении названных задач вводятся новые задачи познавательного развития:
- • формирование элементарных историко-географических представлений (приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, воспитание чувства любви к Родине; умение составлять карты и прослеживать связь исторических событий);
- • обучение грамоте как единому процессу чтения, письма и счета (умение соотносить звуки и буквы, навыки счета и письма).
Эстетическое развитие.
В младенческом возрасте задачи эстетического развития предусматривают:
- • развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
- • развивать устойчивость слухового внимания, пробуждать чувство радости от пения и музыкальной игры.
В раннем возрасте линия эстетического развития конкретно представлена в следующих блоках:
- • художественная литература (умение слушать и понимать сказки и стихи, повторять их отдельные слова);
- • изобразительная деятельность (обучение простейшим навыкам рисования, лепки);
- • музыка (формирование эмоционального отклика на музыку, умение воспроизводить отдельные музыкальные интонации и плясовые движения).
В младшем дошкольном возрасте те же блоки расширяются и обогащаются более сложными задачами эстетического развития, а именно:
В старшем дошкольном возрасте те же блоки эстетического развития расширяются и обогащаются. Кроме того, добавляются новые формы эстетической деятельности:
- • художественная декоративная деятельность, детский дизайн (приобщение детей к декоративному оформлению помещений, создание композиций из природных и искусственных материалов, украшение ими одежды и комнат);
- • знакомство детей с музеями изобразительного искусства, что способствует воспитанию ценностного отношения к искусству, развитию художественного восприятия и пониманию языка искусства.
В разделах, посвященных эстетическому развитию, рекомендуются примерные репертуары музыкальных произведений для прослушивания, для занятий по ритмике и для физкультурных упражнений, приводится перечень художественных литературных произведений разных жанров.
Физическое развитие направлено на охрану и укрепление здоровья детей, на обогащение их двигательного опыта, на умение ориентироваться в пространстве. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию произвольных движений и двигательных способностей (ловкости, выносливости, силы и т. д.).
Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.).
В целом по своему содержанию данная программа явно перекликается с традиционной советской системой. В то же время в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми. Программа «Истоки» не регламентирует методические приемы и не дает обязательных установок к проведению конкретных занятий. В этом плане программа оставляет больший простор для творчества воспитателя.
В завершающем разделе программы рассматриваются общие условия ее реализации, рекомендуются конкретные подходы к планированию и организации жизнедеятельности детей в детском саду, формулируются задачи работы психолога с детьми, воспитателями и родителями, определяются условия сотрудничества педагога с родителями, отмечается их специфика в зависимости от возраста ребенка.
В приложении к программе представлены возможные факультативные курсы для дошкольников по следующим направлениям:
- • обучение второму языку;
- • компьютер в детском саду;
- • мир живой природы в городе.
Источник: studme.org