Педагоги МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» начали реализацию российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей».
Куратором проекта стала кафедра юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Проект предполагает апробацию и внедрение программы формирования социальных навыков у учащихся начальных классов «Умелый класс», основанной на авторском методе Бена Фурмана, содиректора Хельсинкского Института краткосрочной терапии, психотерапевта, автора книг «Никогда не поздно иметь счастливое детство», «Хостинг терапевтических бесед», «Детские навыки: практические и игровые решения детских проблем».
Метод формирования социальных навыков признан во всем мире, исследована его эффективность, направлен на помощь детям с поведенческими и эмоциональными нарушениями.
Программа, заинтересовала руководство и педагогический состав МЭЛ тем, что в руках педагога появляется действенный метод преодоления психологических проблем самим ребенком через освоение необходимых навыков. Для педагогов важно то, что метод может быть применим не только для младших школьников, но и для подростков; не только в индивидуальной, но в групповой воспитательной работе.
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков
Главное преимущество и залог успеха такого подхода в том, что любой взрослый объединяет свои усилия с ребенком в решении той или иной проблемы, что повышает вероятность успеха. Ребенок вовлекается в интересный и безопасный процесс, сам пытается понять, в чем проблема, чему ему нужно бы научиться, чтобы ее решить, кто мог бы ему в этом помочь и, что не менее важно для ребенка, как закрепить победу над своей проблемой.
Кроме того, методика поощряет взаимодействие с родителями, рассматривая их как партнеров и включая их в команду поддержки ребенка в процессе закрепления новых навыков, в ходе преодоления эмоциональных и поведенческих проблем.
Источник: m-a-l.ru
Мой опыт участия в международном проекте
проект (2 класс)
В 2018-2019 учебном году наша школа стала участником международного российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс» : формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей. В феврале 2019 г. наша школа заключила договор с МГППУ( факультет юридической психологии) и стала участником международного проекта «Умелый класс». Учителя (Назарова Е.В.- 4в класс. Стецко И.А.- 2д класс, Витулева С.В.- 1а класс), педагоги — психологи (Вершинина Л.А., Семенова Т.П.) и зам. директора по УВР Слепухина Т.М. прошли обучение на инструктивном семинаре в Москве для участников апробационных площадок проекта. Классы были выбраны не случайно. Участие в данном проекте было очень актуально для этих классов:
Рабочая программа воспитания в детском саду
-высокая наполняемость свыше 30 чел.;
— проблемное поведение многих детей;
— трудности адаптации в 1 классе;
— пассивность или беспомощность многих родителей при проблемах в поведении ребенка.
Так выбор объяняет Стецко И.А.: «Методика «Умелый класс» меня заинтересовала с самого начала. В моём классе 31 человек, 17 из которых мальчики. Ребята очень подвижные, все отличаются лидерскими качествами и, ко всему прочему, очень избалованы. Вся моя каждодневная работа с детьми и родителями сводилась к объяснению норм поведения и моим призывам к воспитанию детей. Я понимала, что работу надо строить иначе: так, чтобы сами дети называли то, чему бы им следовало научиться. Постоянно говорить только о проблемах очень сложно и неприятно.»
Проект «Умелый класс» – обучающая игра, созданная для начальной школы. Цель проекта – улучшение успеваемости и атмосферы в классе, обучение социальным навыкам и укрепление психического здоровья детей.
Программа основанная на методике «Детские навыки» (Kid´s Skills), автором которой является Бен Фурман – содиректор Хельсинского института краткосрочной терапии, психиатр, психотерапевт, тренер, консультант в области психологии и психотерапии. Автор более 20 книг, из которых переведены на русский язык «Никогда не поздно иметь счастливое детство», «Хостинг терапевтических бесед», «Детские навыки: Практические и игровые решения детских проблем» и др.
У любого ребенка в разные периоды жизни случаются определенные проблемы. Это могут быть страхи, дурные привычки или трудности в обучении чему-либо. Обычно они разрешаются сами по себе, но иногда могут длиться довольно долго, и тогда взрослые начинают искать возможности их решения. Это метод преодоления детских проблем позитивным и приятным способом через обучение новым навыкам.
Основная идея этого метода довольно проста. Мы не говорим о проблемах , а только о приобретаемых навыках . Какой бы ни была проблема ребенка, всегда есть навык, которому этот ребенок может научиться, чтобы преодолеть проблему. Метод Навыки Ребенка требует нового способа мышления . Следует не говорить о проблемах , а только о навыках, которым нужно овладеть ребенку. И это не всегда легко.
Бен Фурман создал мобильное приложение Kids Skills App , где рассматривается широкий спектр детских проблем . И есть предложения какие навыки ребенку хорошо бы освоить, если ребенок страдает от той или иной проблемы. Например, ребенок бьет детей. Вы можете сказать, что ребенку нужно перестать бить других детей. Но это не навык для освоения. Это всё ещё относится к проблеме.
А чему же ребенку нужно научиться вместо этого? Контролировать свой гнев.
1 этап. Первый этап длился 2-3 недели, в течение которых родители познакомились с возможностью принять участие в проекте, дали своё письменное согласие, ученики написали письмо директору школы с просьбой разрешить им принять участие, сформулировали и записали почему для их класса это действительно важно.
Ученики 1 и 2 классов с нетерпением ждали и переживали, дадут ли им это разрешение. Радость не знала границ, когда СлепухинаТ.М. пришла на классный час и в торжественной обстановке зачитала разрешение директора. Сами дети были хорошо замотивированы в начале эксперимента.
Им очень хотелось стать известными на весь мир, чтобы их выбрали для участия в эксперименте, показали по телевизору, хотели получить сертификат за овладение навыком, не подвести свою школу, поучаствовать в празднике с пирожными. После ребята совместно по методике стали изучать один из шести основных школьных навыков. Выбор у каждого класса был свой.
1класс- «Умение самостоятельно разрешать споры»
2 класс-«Умение держать себя в руках»
3 класс-«Мы помним, что перед ответом нужно поднимать руку»
Методика состоит из 15 шагов.
2 этап. На втором этапе ученики также изучали навыки, но на этот раз каждый ученик выбирал один из 22 предложенных навыков «Умелого класса» и по методике работал над ним. Учитель, родители, одноклассники, друзья и пр. помогают ему в этом.
Учебно-образовательный процесс нашей школы отличается от финских школ. Учителям пришлось адаптировать и дополнить методику своими приёмами:
- Для поддержания мотивации к работе над навыком в классном уголке висела «напоминалка » ( предложила Назарова Е.В.)
- Е жедневная рефлексия в виде раскрашивания символа навыка (рисунок «рукопожатие», «ладони» «робот с пирожными») способствовала у учащихся внутреннему самоконтролю своего поведения. (предложила Стецко И.А.) В конце каждого дня дети оценивали свою работу. Например, раскрашивали робота- мальчика и робота-девочку(умение держать себя в руках назвали «РОБОТ»)разными цветами. Красный- мне не удалось сегодня держать себя в руках, жёлтый- я старался, но было трудно, зелёный- у меня получилось.
- Ежедневный анализ результатов в группах, запись в дневники наблюдений( блокнотики)
- Индивидуальные консультации для родителей.
Когда второй этап завершен , учитель и ученики согласны с тем, что ученикам удалось освоить навыки или добиться значительных успехов, класс подал заявку для получения награды «Умелый класс». Родители организовали долгожданный праздник. Трогательным моментом праздника было вручение зам. директора по УВР Т.М. Слепухиной Сертификата участия в международном проекте, дети с воодушевлением рассказывали завучу о том, как тренировали навык, кто им помогал, называли того, кого хотели бы отблагодарить.
Ранняя профилактика девиантного поведения: начал работу очередной проектный семинар «Умелый класс»
Основной целью проектов является оценка эффективности практик ранней профилактики девиантного поведения детей в образовательной среде. Проект с участием Helsinki Brief Therapy Institute предполагает апробацию и внедрение программы формирования социальных навыков у учащихся начальной школы “Skilful Class”, основанной на авторском методе Б. Фурмана и соавторов Kid’s Skills, реализующем творческий и позитивный подход к обучению детей, преодолевающих эмоциональные и поведенческие трудности.
2020-21 учебный год предполагает проведение этапа внедрения апробированной русифицированной версии методики “Skilful Class” — «Умелый класс». География проектов в настоящее время охватывает 9 регионов. Более 30 проектных команд, в которые входят учителя, воспитатели, психологи и другие заинтересованные специалисты школы, а также студенты психологических факультетов МГППУ и региональных вузов, — реализуют программу внедрения в начальных классах образовательных организаций, смешанных по возрасту группах интернатных учреждений, подготовительных группах ДОУ. В экспериментальном режиме апробируется дистанционная форма программы Умелый класс, а также различные комбинации программы с авторской российской игропрактикой на основе русской фольклорной игры и восстановительной технологией «Круг сообщества».
Научный руководитель и директор проектов: Чиркина Римма Вячеславовна , заведующая кафедрой юридической психологии и права ФЮП МГППУ, кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель магистерской программы «Доказательное проектирование и оценка программ в области управления социальными рисками в сфере детства».
Семинар 14-16 сентября 2020 года проходит в форме вебинаров на платформе Zoom
ПРОГРАММА на 14 и 15 сентября
Ведущий: Бен Фурман, содиректор Хельсинкского института краткосрочной терапии (Helsinki Brief Therapy Institute), психиатр, психотерапевт, автор методик Kids’ Skills и Skilful Class, Финляндия.
15 сентября
16 сентября
Ведущие: команда экспертов и участников экспериментально-исследовательской программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих трудностей у детей»
Координатор, руководитель студенческого сопровождения программы от СНО ФЮП: Койкова Ксения Сергеевна , [email protected]
Источник: moskva.bezformata.com