Автор методики на которой основана программа умелый класс

В 2020-2021 учебном году «МОУ СОШ п. имени К. Маркса» стала участником международного российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс»: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей.

В 3 «а» классе обучается 25 человек, из них 2 человека, обучаются по адаптированной образовательной программе 1 варианта и 1 обучающаяся, по адаптированной образовательной программе 2 варианта. Ребята в классе энергичные, подвижные, многие отличаются лидерскими качествами. Вся каждодневная работа педагога с детьми и родителями сводилась к объяснению норм поведения, организации дисциплины на уроках и переменах.

Программа «Умелый класс» привлекла наше внимание тем, что она помогает преодолевать любые детские проблемы позитивным и приятным способом, в игровой форме.

Участие в данном проекте было очень актуально для нашего класса:

· высокая наполняемость – 25 чел.;

· дети с ограниченными возможностями здоровья.

Навыковое» мышление: новый взгляд на детей. Фестиваль региональных площадок “Умелый класс”

· проблемное поведение многих детей;

1 этап. Первый этап длился 4 недели, в течение которых родители познакомились с возможностью принять участие в проекте, дали своё письменное согласие, ученики написали письмо директору школы с просьбой разрешить им принять участие. Сформулировали и записали, почему для их класса это действительно важно. Сами дети приступили с интересом к своему первому совместному эксперименту. Им очень хотелось, чтобы о них узнали, похвалили за старание и результаты работы над собой.

Ребята вместе стали изучать один из шести предложенных основных школьных навыков – «Умение самостоятельно выполнять домашнее задание».

Через 3 недели, обучающиеся класса освоили навык «Мы справляемся со своей домашней работой». Героем, помогающим в освоении этого навыка, был кот «Учёный». Мы посмотрели мультфильм «Ахи-страхи, ничуть не страшно», чтобы побороть страхи и настроиться на работу. Просмотрев мультфильм, ребята пришли к выводу, что вместе нам ничего не страшно, что у нас всё получится.

Родители поддерживали своих детей, вселяли в них уверенность в себе, вместе радовались успехам. Ежедневно ребята приносили в школу макаронину, которая являлась символом их самостоятельности в выполнении домашней работы. Особенно ответственные и тревожные детки очень переживали, что макаронину не дадут им родители. Так, например, мои отличники-близнецы, особенно тревожились.

Какое же было для них счастье, когда мама давала им эту «макаронину», и они довольные приносили её в класс. Важно отметить, что эмоциональное отношение к выработке навыка очень стимулировало детей. Другие относились спокойнее к этому показателю, но сила коллектива побуждала деток к желанию положить эту макаронину, т.е. справиться с домашним заданием самостоятельно.

К сожалению, на завершающем этапе мы находились на дистанционном обучении, и возможность выбрать мероприятие было ограниченной. Поэтому было принято решение классом просмотреть мультфильм «Ох и Ах идут в поход». Мультфильм был выбран не случайно. Это качественный советский мультфильм, в котором главные герои в зависимости от своего настроения решают каждодневные задачи.

Читайте также:
Как вылечить программу от вируса

Вебинар «Развитие речи у детей с РАС с применением подхода DIR»

Подход «Аха» — оптимистичный, всегда готов к действию и инициативе, в результате всё ему удается. «Ох» — наоборот, страдает и опускает руки перед трудностями. После просмотра мультфильма, дети отвечали на вопросы о героях и их стратегии поведения. Кто лучше из них справился бы с овладением навыков, если учился бы с нами? Ребята, обсудив ситуацию, пришли к выводу, что надо быть оптимистами и брать инициативу в свои руки.

К следующему навыку мы пришли путем голосования. Из 6 навыков дети сами выбрали тот, который на их взгляд менее освоен ими, и над которым им хотелось бы поработать – «Мы умеем успокаиваться». Этот навык учит нас контролировать своё поведение. А именно: сдерживать эмоции (возбуждение, агрессию, выкрики) т.е.регулировать своё поведение не только на уроке, но и во время перемены и дома.

Существом силы в этом навыке у нас была панда (животное добродушное, крупное, иногда неловкое и из –за своих габаритов ненароком может задеть). Ребятам сразу захотелось фиксировать свой результат, и мы решили, что фиксировать мы будем успех пуговицами. (Символ того, что большой результат зависит от маленьких шагов в жизни).

Очевидно, что этот навык является очень сложным для освоения. Особенно в период пандемии, когда дети ограничены пространством, улицей и им не хватает движения. И наш навык «Мы умеем успокаиваться» изменил свое название «Мы умеем сдерживаться». Мальчишки в процессе игры иногда обижали друг друга, толкали. Так у нас появился знак «руки за спину», с помощью этого знака ребята старались контролировать себя.

Чтобы напомнить еще раз о том, над, чем мы работаем, во что вкладываем свои усилия и старания, чтобы стать лучше мы решили поработать над символом навыка и изготовить его образ. Появилось предложение сделать панду. Несмотря на то, что мы выполняли их по готовым шаблонам, у всех панды получились разные. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть разное выражение «мордочек».

У кого-то она получилась удивленной, у кого-то немного растерянной, веселой, задумчивой. Можно предположить, что характер ребёнка отразился в этой индивидуальной работе, в образе панды, которая способна помочь, усилить старания ребят.

На втором этапе ученики выбирали один из 22 предложенных навыков «Умелого класса» и работали по алгоритму самостоятельно. Учитель, родители, одноклассники, друзья помогали ему в этом.

1. я умею выступать перед классом

2. я умею слушать других

3. я умею не отвлекаться от работы.

Для поддержания мотивации и закрепления первых успехов в классе было проведено чаепитие, в ходе которого ребята делились друг с другом своими успехами. Ребята, которые осваивали навык «Я умею выступать перед классом» — рассказывали стихи, «Я умею слушать других» — внимательно слушали, «Я умею не отвлекаться от работы» — приготовили конкурсную программу для других ребят в классе.

Читайте также:
Как установить на ноутбук программу вай фай

Наши ребята стали посещать кружок «Мастера – Сказочники». Сказка – это не только средство развлечения и времяпровождения, но и мощное средство воспитания и развития личности ребенка, наиболее действенный инструмент, влияющий на сферу его познания. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Ребята сначала сочиняют сказки, потом делают к ним героев сами.

На этом кружке они могут применять все навыки, которые они освоили:

— мы умеем успокаиваться и сосредотачиваться, и не отвлекаться от работы;

— в процессе сочинения сказки они используют навык самостоятельного выполнения задания;

— при инсценировке своей сказки они закрепляют навык выступления перед классом и умение слушать других.

Разработанный автором алгоритм работы по освоению навыков нами был адаптирован и дополнен своими приёмами.

Так для поддержания мотивации к работе над навыком в классе был оформлен уголок в виде корзины с воздушными шарами, где ребята могли отмечать не только свои успехи, но и успехи своих одноклассников. Ребята вместе со мной, классным руководителем, старались проводить ежедневный анализ результатов в группах.

Наблюдение за классом показало, что возможность отмечать свои победы очень нравилась детям. Они активно демонстрировали свою старательность, общение со мной становилось более глубоким и доверительным. А это очень важный, профилактический момент, в решении многих проблем, как личностных так и социальных.

Проделав большой путь мы можем подвести следующие итоги:

· В классе улучшилась дисциплина.

· Атмосфера стала более дружелюбной (поддерживали друг друга, благодарили, хвалили, стремились не подвести свой класс).

· Дети стали контролировать своё поведение, поведение одноклассников и поведение других обучающихся школы.

· Обратили внимание на проблемы детей, которые раньше были не заметными.

· Произошло сплочение коллектива.

На сегодняшний день я вижу, что у детей начинают формироваться следующие умения:

— умение принимать решение, делать ответственный выбор;

— готовность нести ответственность за свои поступки;

— умение анализировать ситуацию;

— умение понимать себя, свои потребности и стремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;

— умение относиться с уважением к окружающим людям, быть терпимым, подчиняться законам дружбы;

— умение отстаивать свою позицию корректными способами.

А вот родители отнеслись по-разному:

-не все родители изучили предложенные материалы

— были случаи, когда родители с улыбкой слушали мои впечатления об успехах детей, но при этом не включались в работу;

— не у всех была возможность поддержать детей дома (причина- отсутствие времени у родителей)

Это вызвало небольшое затруднение в ходе самого эксперимента, возможно на некоторые этапы потребовалось больше времени, но дети продолжали работу над навыками. Интерес не был потерян. Можно предположить, что они почувствовали себя более взрослыми и ответственными, и это им придало уверенности в дальнейшем прохождении эксперимента.

Читайте также:
Как изменить программу мультибонус ВТБ

Наш опыт по реализации программы «Умелый класс» небольшой, поэтому возникают проблемы, вопросы. Благодаря пилотной площадке на базе МОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке», которая объединила учителей, внедряющих в свою образовательную практику программу «Умелый класс», на все вопросы мы получаем ответы и поддержку, имеем возможность познакомиться с опытом коллег из других школ, вдохновиться идеями и увереннее продолжать работу.

Источник: www.prodlenka.org

«Умелый класс»: итоги и новый старт

22 мая состоялось рабочее собрание участников российско-финской экспериментально-исследовательской программы «Умелый класс».

Программа, основанная на авторском методе Б.Фурмана, реализует творческий и позитивный подход к обучению детей, преодолевающих эмоциональные и поведенческие трудности. Программа реализуется в партнерстве с Институтом краткосрочной терапии г. Хельсинки (Helsinki Brief Therapy Institute), при поддержке МГППУ и Департамента образования и науки г. Москвы.

На собрании шло обсуждение промежуточных результатов исследования эффективности программы, ориентированной на формирование социальных навыков и принятие социальных норм у учащихся начальных классов. Был представлен опыт педагогов и психологов экспериментальных площадок из 6 регионов России, который доказывает эффективность программы. Спикеры отметили главный эффект экспериментальной работы: взрослый, организуя интересный процесс, объединяет свои усилия с ребенком в решении той или иной проблемы, создавая тем самым безопасные условия для его развития.

В течении двух лет педагогами МЭЛ была апробирована и теперь полным ходом идет реализация программы в начальных классах лицея. Успешный опыт МЭЛ был высоко оценен автором метода Беном Фурманом и организаторами проекта. Поэтому в апреле 2020г. на базе МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» создана федеральная экспериментально-исследовательская площадка, которая объединила 22 педагога и 7 психологов, которые будут внедрять программу «Умелый класс» в школах Энгельсского муниципального района.

Источник: m-a-l.ru

Гордеева. Развитие учебной активности младших школьников в условиях реализации программы «Умелый класс»

Гордеева К. Ф. Развитие учебной активности младших школьников в условиях реализации программы «Умелый класс»: Автореф. вып. квалификац. работы: Бакалавр. работа: Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Профиль программы «Психология и педагогика образования (педагог-психолог)» / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2021. — 5 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=402688.

Рубрики:

Аннотация:
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению учебной активности младших школьников в условии реализации программы «Умелый класс». Исследование проводилась на нескольких площадок Российско — финской экспериментальной программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» Цель исследования: выявить степень влияния реализации программы “Умелый класс” на развитие учебной активности младших школьников. В исследовании проверялась гипотеза о том, что реализация программы “Умелый класс” оказывает положительное влияние на динамику развития Учебной активности младших школьников. В ходе исследования, гипотеза была подтверждена.

• Открыть карточку в Электронном каталоге: 402688

Источник: psychlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru