В 2020-2021 учебном году «МОУ СОШ п. имени К. Маркса» стала участником международного российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс»: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей.
В 3 «а» классе обучается 25 человек, из них 2 человека, обучаются по адаптированной образовательной программе 1 варианта и 1 обучающаяся, по адаптированной образовательной программе 2 варианта. Ребята в классе энергичные, подвижные, многие отличаются лидерскими качествами. Вся каждодневная работа педагога с детьми и родителями сводилась к объяснению норм поведения, организации дисциплины на уроках и переменах.
Программа «Умелый класс» привлекла наше внимание тем, что она помогает преодолевать любые детские проблемы позитивным и приятным способом, в игровой форме.
Участие в данном проекте было очень актуально для нашего класса:
· высокая наполняемость – 25 чел.;
· дети с ограниченными возможностями здоровья.
Навыковое» мышление: новый взгляд на детей. Фестиваль региональных площадок “Умелый класс”
· проблемное поведение многих детей;
1 этап. Первый этап длился 4 недели, в течение которых родители познакомились с возможностью принять участие в проекте, дали своё письменное согласие, ученики написали письмо директору школы с просьбой разрешить им принять участие. Сформулировали и записали, почему для их класса это действительно важно. Сами дети приступили с интересом к своему первому совместному эксперименту. Им очень хотелось, чтобы о них узнали, похвалили за старание и результаты работы над собой.
Ребята вместе стали изучать один из шести предложенных основных школьных навыков – «Умение самостоятельно выполнять домашнее задание».
Через 3 недели, обучающиеся класса освоили навык «Мы справляемся со своей домашней работой». Героем, помогающим в освоении этого навыка, был кот «Учёный». Мы посмотрели мультфильм «Ахи-страхи, ничуть не страшно», чтобы побороть страхи и настроиться на работу. Просмотрев мультфильм, ребята пришли к выводу, что вместе нам ничего не страшно, что у нас всё получится.
Родители поддерживали своих детей, вселяли в них уверенность в себе, вместе радовались успехам. Ежедневно ребята приносили в школу макаронину, которая являлась символом их самостоятельности в выполнении домашней работы. Особенно ответственные и тревожные детки очень переживали, что макаронину не дадут им родители. Так, например, мои отличники-близнецы, особенно тревожились.
Какое же было для них счастье, когда мама давала им эту «макаронину», и они довольные приносили её в класс. Важно отметить, что эмоциональное отношение к выработке навыка очень стимулировало детей. Другие относились спокойнее к этому показателю, но сила коллектива побуждала деток к желанию положить эту макаронину, т.е. справиться с домашним заданием самостоятельно.
К сожалению, на завершающем этапе мы находились на дистанционном обучении, и возможность выбрать мероприятие было ограниченной. Поэтому было принято решение классом просмотреть мультфильм «Ох и Ах идут в поход». Мультфильм был выбран не случайно. Это качественный советский мультфильм, в котором главные герои в зависимости от своего настроения решают каждодневные задачи.
Вебинар «Развитие речи у детей с РАС с применением подхода DIR»
Подход «Аха» — оптимистичный, всегда готов к действию и инициативе, в результате всё ему удается. «Ох» — наоборот, страдает и опускает руки перед трудностями. После просмотра мультфильма, дети отвечали на вопросы о героях и их стратегии поведения. Кто лучше из них справился бы с овладением навыков, если учился бы с нами? Ребята, обсудив ситуацию, пришли к выводу, что надо быть оптимистами и брать инициативу в свои руки.
К следующему навыку мы пришли путем голосования. Из 6 навыков дети сами выбрали тот, который на их взгляд менее освоен ими, и над которым им хотелось бы поработать – «Мы умеем успокаиваться». Этот навык учит нас контролировать своё поведение. А именно: сдерживать эмоции (возбуждение, агрессию, выкрики) т.е.регулировать своё поведение не только на уроке, но и во время перемены и дома.
Существом силы в этом навыке у нас была панда (животное добродушное, крупное, иногда неловкое и из –за своих габаритов ненароком может задеть). Ребятам сразу захотелось фиксировать свой результат, и мы решили, что фиксировать мы будем успех пуговицами. (Символ того, что большой результат зависит от маленьких шагов в жизни).
Очевидно, что этот навык является очень сложным для освоения. Особенно в период пандемии, когда дети ограничены пространством, улицей и им не хватает движения. И наш навык «Мы умеем успокаиваться» изменил свое название «Мы умеем сдерживаться». Мальчишки в процессе игры иногда обижали друг друга, толкали. Так у нас появился знак «руки за спину», с помощью этого знака ребята старались контролировать себя.
Чтобы напомнить еще раз о том, над, чем мы работаем, во что вкладываем свои усилия и старания, чтобы стать лучше мы решили поработать над символом навыка и изготовить его образ. Появилось предложение сделать панду. Несмотря на то, что мы выполняли их по готовым шаблонам, у всех панды получились разные. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть разное выражение «мордочек».
У кого-то она получилась удивленной, у кого-то немного растерянной, веселой, задумчивой. Можно предположить, что характер ребёнка отразился в этой индивидуальной работе, в образе панды, которая способна помочь, усилить старания ребят.
На втором этапе ученики выбирали один из 22 предложенных навыков «Умелого класса» и работали по алгоритму самостоятельно. Учитель, родители, одноклассники, друзья помогали ему в этом.
1. я умею выступать перед классом
2. я умею слушать других
3. я умею не отвлекаться от работы.
Для поддержания мотивации и закрепления первых успехов в классе было проведено чаепитие, в ходе которого ребята делились друг с другом своими успехами. Ребята, которые осваивали навык «Я умею выступать перед классом» — рассказывали стихи, «Я умею слушать других» — внимательно слушали, «Я умею не отвлекаться от работы» — приготовили конкурсную программу для других ребят в классе.
Наши ребята стали посещать кружок «Мастера – Сказочники». Сказка – это не только средство развлечения и времяпровождения, но и мощное средство воспитания и развития личности ребенка, наиболее действенный инструмент, влияющий на сферу его познания. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Ребята сначала сочиняют сказки, потом делают к ним героев сами.
На этом кружке они могут применять все навыки, которые они освоили:
— мы умеем успокаиваться и сосредотачиваться, и не отвлекаться от работы;
— в процессе сочинения сказки они используют навык самостоятельного выполнения задания;
— при инсценировке своей сказки они закрепляют навык выступления перед классом и умение слушать других.
Разработанный автором алгоритм работы по освоению навыков нами был адаптирован и дополнен своими приёмами.
Так для поддержания мотивации к работе над навыком в классе был оформлен уголок в виде корзины с воздушными шарами, где ребята могли отмечать не только свои успехи, но и успехи своих одноклассников. Ребята вместе со мной, классным руководителем, старались проводить ежедневный анализ результатов в группах.
Наблюдение за классом показало, что возможность отмечать свои победы очень нравилась детям. Они активно демонстрировали свою старательность, общение со мной становилось более глубоким и доверительным. А это очень важный, профилактический момент, в решении многих проблем, как личностных так и социальных.
Проделав большой путь мы можем подвести следующие итоги:
· В классе улучшилась дисциплина.
· Атмосфера стала более дружелюбной (поддерживали друг друга, благодарили, хвалили, стремились не подвести свой класс).
· Дети стали контролировать своё поведение, поведение одноклассников и поведение других обучающихся школы.
· Обратили внимание на проблемы детей, которые раньше были не заметными.
· Произошло сплочение коллектива.
На сегодняшний день я вижу, что у детей начинают формироваться следующие умения:
— умение принимать решение, делать ответственный выбор;
— готовность нести ответственность за свои поступки;
— умение анализировать ситуацию;
— умение понимать себя, свои потребности и стремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
— умение относиться с уважением к окружающим людям, быть терпимым, подчиняться законам дружбы;
— умение отстаивать свою позицию корректными способами.
А вот родители отнеслись по-разному:
-не все родители изучили предложенные материалы
— были случаи, когда родители с улыбкой слушали мои впечатления об успехах детей, но при этом не включались в работу;
— не у всех была возможность поддержать детей дома (причина- отсутствие времени у родителей)
Это вызвало небольшое затруднение в ходе самого эксперимента, возможно на некоторые этапы потребовалось больше времени, но дети продолжали работу над навыками. Интерес не был потерян. Можно предположить, что они почувствовали себя более взрослыми и ответственными, и это им придало уверенности в дальнейшем прохождении эксперимента.
Наш опыт по реализации программы «Умелый класс» небольшой, поэтому возникают проблемы, вопросы. Благодаря пилотной площадке на базе МОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке», которая объединила учителей, внедряющих в свою образовательную практику программу «Умелый класс», на все вопросы мы получаем ответы и поддержку, имеем возможность познакомиться с опытом коллег из других школ, вдохновиться идеями и увереннее продолжать работу.
Источник: www.prodlenka.org
«Умелый класс»: итоги и новый старт
22 мая состоялось рабочее собрание участников российско-финской экспериментально-исследовательской программы «Умелый класс».
Программа, основанная на авторском методе Б.Фурмана, реализует творческий и позитивный подход к обучению детей, преодолевающих эмоциональные и поведенческие трудности. Программа реализуется в партнерстве с Институтом краткосрочной терапии г. Хельсинки (Helsinki Brief Therapy Institute), при поддержке МГППУ и Департамента образования и науки г. Москвы.
На собрании шло обсуждение промежуточных результатов исследования эффективности программы, ориентированной на формирование социальных навыков и принятие социальных норм у учащихся начальных классов. Был представлен опыт педагогов и психологов экспериментальных площадок из 6 регионов России, который доказывает эффективность программы. Спикеры отметили главный эффект экспериментальной работы: взрослый, организуя интересный процесс, объединяет свои усилия с ребенком в решении той или иной проблемы, создавая тем самым безопасные условия для его развития.
В течении двух лет педагогами МЭЛ была апробирована и теперь полным ходом идет реализация программы в начальных классах лицея. Успешный опыт МЭЛ был высоко оценен автором метода Беном Фурманом и организаторами проекта. Поэтому в апреле 2020г. на базе МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» создана федеральная экспериментально-исследовательская площадка, которая объединила 22 педагога и 7 психологов, которые будут внедрять программу «Умелый класс» в школах Энгельсского муниципального района.
Источник: m-a-l.ru
Гордеева. Развитие учебной активности младших школьников в условиях реализации программы «Умелый класс»
Гордеева К. Ф. Развитие учебной активности младших школьников в условиях реализации программы «Умелый класс»: Автореф. вып. квалификац. работы: Бакалавр. работа: Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Профиль программы «Психология и педагогика образования (педагог-психолог)» / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2021. — 5 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=402688.
Рубрики:
Аннотация:
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению учебной активности младших школьников в условии реализации программы «Умелый класс». Исследование проводилась на нескольких площадок Российско — финской экспериментальной программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей» Цель исследования: выявить степень влияния реализации программы “Умелый класс” на развитие учебной активности младших школьников. В исследовании проверялась гипотеза о том, что реализация программы “Умелый класс” оказывает положительное влияние на динамику развития Учебной активности младших школьников. В ходе исследования, гипотеза была подтверждена.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 402688
Источник: psychlib.ru