АВА-терапия для аутистов – с чего начать?
Услышав от врача, что у ребенка аутизм, многие родители отчаиваются и не понимают, как действовать дальше, чем помочь ребенку. Аутизм у ребенка – не окончательный вердикт в современное время, это расстройство давно уже исследовано учеными и подобрано много средств адаптации ребенка к социуму.
Одним из лучших способов диагностики и изменения поведения малышей с РАС является терапия АВА. Именно о ней подробно мы расскажем в статье.
Аутизм – что представляет и как проявляет себя
Аутизм не является заболеванием, отмечается изменениями в развитии различной стадии сложности, проблематикой мыслительной деятельности, поведенческими реакциями, двигательным и речевым аппаратом. Признаки аутизма могут возникнуть в двух возрастных категориях:
- с 8 месяцев до 1,5 лет;
- от двух до пяти лет.
Статистические данные по заболеваниям утверждают, что при обращении к специалистам возможно восстановление утраченных навыков и повышение качества умственных способностей детей для адаптации к социальной жизни.
Методика АВА (Applied behavior analysis) — это интенсивная программа по коррекции аутизма
Итогом деятельности психолога становится:
- Улучшение памяти;
- Последовательность мыслительной работы;
- Повышение уровня умственной деятельности;
- Достаточная степень интеллекта;
- Возможность восприятия школьной программы и иностранных языков.
Для улучшенного показателя необходимо построение верной тактики и конкретных методических материалов, помогающих достигнуть изменения. Одной из них является АВА-терапия.
АВА-терапия просто о сложном
Название переводится как прикладной анализ поведения. Данный способ корректировки широко используется для детей с ОВЗ и аутистов.
Методика позволяет внести в жизнь пациента важные навыки и умения. АВА-терапия базируется на главном принципе – если ребенку нравятся достижения действий, он с удовольствием их повторит. На каждом уроке любое выполнение ребенка поощряется похвалой, оценкой, конфетой, а ошибка просто не замечается педагогом.
Чтобы малыш с проблемами аутизма мог справиться с заданием, его разбивают на отдельные части, каждая из которых имеет определённый навык и его надо освоить. Постепенно части объединяют и дети решают более сложные задания. Ребята учатся слышать, правильно усваивать информацию, выражать свои мысли, а также правилам поведения в различной обстановке.
Покажем наиболее простой блок:
- Задание;
- Реакция малыша;
- Поощрение или игнорирование
Какие результаты может дать АВА-терапия?
Уроки должны быть регулярными, а специалисты – профессионалами своего дела, а также вклад самих родителей.
Что дает АВА-терапия:
- Ребенок учится общаться с окружающими его людьми, адаптироваться в социуме;
- Возникает навык обучения;
- Корректируется специфичные поведенческие реакции;
- Развивается интеллект соответственно возрасту;
- Приобретаются навыки, необходимые в будущем.
Преимущества и недостатки АВА-методики
Многие мамы и папы выражают сомнения эффективности метода АВА-терапии. В общедоступной сети интернета достаточно спорные отзывы об этой терапии. Мы собрали воедино все положительные и отрицательные стороны.
Аба терапия Урок 1. Как усадить ребенка. Смотрит в глаза
Плюсы АВА-терапии:
• Освоение самостоятельности действий (ребенок обучается и переносит освоенный навык в привычную жизнь);
• Достаточно быстрый результат (обучение занимает определенное время, но эффект проявляется почти сразу);
• Возможность учебы в простых школах;
• Комплексный подход к обучению (ребенок учится мыслить, познавать мир, изучать поведение в разных условиях).
Минусы состоят в том, что метод АВА-терапии может подойти не каждому ребенку и не дать ожидаемый результат:
• если ребенок опасается контакта с посторонним человеком;
• достигается исключительно при правильном использовании метода;
• снижается при нерегулярных занятиях;
• родители должны активно участвовать в процессе для закрепления в домашней обстановке;
• некоторые дети равнодушны к поощрениям. Необходимо подобрать способ награды каждому ребенку индивидуально.
Для получения ожидаемых результатов АВА-терапии, нужен квалифицированный педагог, прекрасно знающий эту методику. При освоении нашего курса обучения, вы сможете оказывать качественную помощь детям, страдающим аутизмом.
Этапы АВА-терапии
Применение АВА-терапии имеет свою последовательность, которой необходимо следовать для достижения максимального эффекта.
Этапы АВА-методики:
• учесть все особенности ребенка (не нужно проникаться жалостью, ставить крест, твердить, что все будет бесполезно);
• наблюдать за малышом для выявления, что нравится, а что нет;
• оценивать правильно свои силы и понимать, что АВА-терапия не исцелит больного человека, не поможет определить причину аутизма, а поможет скорректировать последствия заболевания;
• специалист занимается разработкой методики под конкретного ребенка и его возрастные особенности. Чаще занятия начинают не раньше двух лет. Специалист на всех занятиях направляет ребенку, помогая ему освоить тот или иной навык. Также важно привлекать родителей, объяснять им, что необходимо продолжать отработку навыка в домашних условиях для закрепления;
• АВА-терапия начинается с наиболее простых упражнений. Например, специалист просит ребенка взять в руку шариковую ручку и показывает, как это делается. Подсказка озвучивается столько раз, пока ребенок не поймет и не выполнит сам. При удачном выполнении задания действие поощряется, при неудачном – просто игнорируется;
• когда упражнение освоено и ребенок производит без подсказки самостоятельно, можно двигаться дальше. Каждое последующее задание усложняется, простые навыки чередуются с более трудными. Постепенно педагог меняет обстановку и подключает других людей;
• опытный специалист начинает и заканчивает занятие с действий, которые особенно нравятся ребенку;
• обучение считается оконченным, когда ребенок осваивает навыки за одну-две подсказки (например, ребенок научился открывать замок ключом после того, как ему показали правильность действий).
Как долго нужно заниматься?
Временные рамки проводимых занятий – один из самых важных составляющих. С ребенком необходимо заниматься много и регулярно.
Психиатр Ловаас из Америки, являющийся одним из основателей АВА-терапии, проводил анализ полученных результатов и определил, что при занятиях более 40 часов в неделю дети смогли перейти в обычную школу и достичь результатов нормального интеллекта и поведения к окончанию учебного года.
Нерегулярность занятий не даст необходимого эффекта. Лень и АВА-терапия несовместимы, ведь будущее больного ребенка зависит от упорства и ответственного отношения родителей.
Развитие речи у детей с РАС
Хочется отдельно выделить тему развития речевого аппарата у ребят, страдающих аутизмом. Это является одной из проблем, с которой сталкиваются специалисты и родители. Деятельность педагога основывается на принципах блочности. В сложных случаях к работе подключаются другие специалисты – дефектолог, логопед, психолог. Главная цель команды – помочь ребенку адаптироваться и освоить речь, предоставив ему влиться в социум. Это развивает:
• слуховое понимание, восприятие;
• понимание слов и фраз;
• постановку дыхания при речи;
• верность построения фраз и предложений.
Результат занятий будет зависеть от систематичного выполнения заданий и здоровья ребенка в целом.
Уважаемые родители, не нужно выдумывать проблемы, которые могут настичь вас и ребенка из-за его особенностей. Радости имеются для всех малышей, а задача взрослых – вложить максимальные усилия для полноценного результата вашего ребенка в будущем.
Профильным специалистам рекомендуем повышение квалификации в нашем Институте Профессиональных: Обучение детей с ОВЗ
Источник: dzen.ru
Ава программа для детей что это
Организация: ГБУДО ЦППМСП
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
В современном мире, к сожалению, растет статистика детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), уровень данного расстройства на данный момент времени повысился и составляет 10 случаев на 5000 детского населения. В связи с данным фактом, становится актуальным разработка и внедрение различных методов и средств в обучение детей с РАС — прикладной анализ поведения, когнитивно — поведенческая психотерапия,альтернативная коммуникация и другие, которые реализуются в комплексе с медикаментозной, диетической и другими видами терапии. В данной статье мы подробно рассмотрим такую методику, как ABA– терапия.
Для успешной социализации ребенка в обществе необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов. Но основная работа по обучению и воспитанию аутичного ребенка ложится на близких. Коррекционно – развивающая работа не будет столь эффективна без участия родителей и близких ребенка с РАС. Специалист может помочь, научить, поддержать, но главным фактором социализации и развития ребенка является семья.
Дети с РАС нуждаются в ранней коррекционной помощи, которая должна быть направлена на развитие познавательной сферы, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков, обогащение жизненного опыта. Одна из главных задач – научить ребенка контактировать со взрослым и сверстниками, корригировать его эмоциональное состояние и поведение, а также организовать его произвольную деятельность [1].
Во многом такому ребенку и его семье может помочь специалист, использующий в своей работе метод прикладного анализа поведения ABA(Applied behavior analysis).На сегодняшний день он является одним из самых эффективных методов коррекции аутизма.
АВА-терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Метод прикладного анализа поведения как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Целью программы ABA является определение естественных желаний ребенка и использование их в процессе обучения. Одним из основополагающих понятий прикладного анализа является подкрепление — важнейший принцип АВА, который применяется давно и успешно.
Подкрепление — это то, что происходит после проявления поведения и увеличивает вероятность повторения такого поведения в будущем. Если такой опыт (подкрепление) будет положительным каждый раз, когда ребенок использует определенный навык, у него будет мотивация использовать его снова, ребенок будет стараться проявить навык еще раз, когда возникнет подходящая ситуация. Для того, чтобы закрепить тот или иной навык с помощью подкрепления, составляется список мотивационных стимулов — любимых и желанных ребенком занятий, предметов, игрушек и лакомств. И таким образом, награждая ребенка за правильные ответы и желаемое поведение, мы тем самым закрепляем навыки и нужную модель поведения.
Обучающий процесс состоит из нескольких серий независимых блоков, каждый из которых всегда имеет фиксированные начало и конец: каждый блок начинается с представления стимула и включает в себя какие-то последствия. Последствиями, которые наиболее часто используются в обучении блоками, являются подкрепления. Все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
Алгоритм обучения отдельными блоками может выглядеть следующим образом:
1.Предъявите определенный стимул ребенку, когда он внимателен и слушает вас.
2. При необходимости дайте ребенку подсказку, которая усилит определенный стимул и побудит ребенка дать правильный ответ.
3. Наблюдайте за поведением вашего ребенка.
4. Подкрепите правильный ответ ребенка.
5. Внесите в дневник запись, отражающую качество и правильность ответа [2].
- Например, алгоритм, указанный ниже, показывает, как можно развивать слуховое восприятие и внимание с помощью отдельных блоков:
1. Определенный стимул: просьба мамы «Дотронься до ушек» 2. Подсказка: мама помогает ребенку выбрать правильный ответ, указывая на свой собственные уши (при необходимости). 3. Ответ: ребенок демонстрирует навык, касаясь своих ушей. 4. Подкрепляющий стимул: мама подкрепляет поведение — щекочет ребенка (любой другой мотивационный стимул значимый для ребенка). 5.Данные: мама ставит галочку в строке «дотрагивается до ушей» дневника наблюдений.
Метод ABA рекомендует фиксировать пробные данные. К таким данным относятся результаты тестирования каждого навыка один раз в начале учебной сессии и сведения об эффективности работы ребенка в целом. Затем, когда вы закончите тестирование каждого навыка, ваше обучение может быть полностью сосредоточено на продвижении ребенка от одного блока к другому.
Таким образом реализуется принцип обучения от простых навыков к более сложным. Фиксируя данные, специалист и родители с лёгкостью могут проследить прогресс или регресс в обучении ребенка. Программа, составленная специалистом должна постоянно обновляться и соответствовать возрасту ребенка, его психофизическому развитию.
BaxterC. [2], исследуя семьи детей с аутизмом, обнаружил, что основные стрессовые факторы, связанные с уходом за детьми и заботой о них, — это проблемы с поведением ребенка и его продолжающаяся зависимость от родителей. Решению этой проблемы также может способствовать использование данной методики в рамках коррекционного обучения. Дети с РАС успешно обучаются социальным навыкам от простых, вроде самостоятельного одевания, питания, соблюдения гигиенических норм, до более сложных, таких, как взаимодействие с другими людьми.
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых. Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Важно, чтобы родители и близкие ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Подводя итоги, следует отметить, что АВА-терапия дает возможность последовательно, шаг за шагом, развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. Также методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились за помощью к специалистам (5-6 лет), освоить речь, всесторонне развивать познавательную сферу, расширять представления об окружающем мире. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания. Используя приемы АВА – терапии, специалист и родители научатся понимать ребенка — ведь только поняв, можно помочь.
- Шрамм, P. Детскийаутизми ABA: ABA (Applied Behavior.
- Baxter, Christine. Inclusion: Battling for Disability / Sid Harta Publishers. — UK., 2012.-268p.
Источник: www.teacherjournal.ru
Поведенческая коррекция для аутистов
Главная задачаповеденческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?
Способы лечения аутизма: метод АВА, аутизм и модификация поведения:
На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Что дает прикладной анализ поведения?
Поведенческая коррекция для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.
В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.
Как работает АВА терапия?
При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.
ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ»
К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ.
Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.
Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ
Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ
Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).
ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР»
Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.
В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.
Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.
Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА
Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.
Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.
Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.
Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.
Домашняя программа АВА с физической стороны вопроса, предприятие нелегкое, и осуществить ее самостоятельно невероятно тяжело.
Источник: psiheya-market.ru
Вопрос-ответ. Что такое «обучение без ошибок», и как его применять при работе с детьми с аутизмом?
Прикладной Анализ Поведения или АВА (Applied Behavioural Analysis) – это наука, которая занимается изучением вопросов анализа и модификации поведения. В АВА «поведение» – это любое действие человека, которое доступно для непосредственного наблюдения и измерения. В современной литературе термин «АВА» чаще всего упоминается в связи с терапевтическим обучением детей с диагнозом аутизм. Однако методы АВА применяются не только в терапевтических целях, но также и в процессе обучения детей любым новым навыкам.
Основателем АВА по праву считают Берреса Фредерика Скиннера (20.03.1904 – 18.08.1990), американского психолога и писателя. Б.Ф. Скиннер первым употребил термин «поведенческий анализ» и поставил его во главу изучения АВА, считая, что поведение имеет право быть самостоятельным объектом изучения, а не только являться составной частью изучения мыслительных процессов, работы мозга или психики человека. Скиннер предложил оставить изучение «концепции сознания» философам, а науке АВА сфокусировать внимание на поведении, как объекте изучения.
После того, как доктор Ивар Ловаас применил методы АВА в работе с детьми с диагнозом аутизм, Прикладной Анализ Поведения получил широкое распростронение и признание. В современной литературе термин «АВА» чаще всего упоминается в связи с терапевтическим обучением детей с диагнозом «аутизм». Тем не менее, я считаю необходимым уточнить, что методы АВА применяются не только в терапевтических целях, но также и в процессе обучения детей новым навыкам, например: в работе над навыком правописания или идентификации фигур, цветов и так далее. Методы Прикладного Анализа Поведения могут применяться в работе с детьми с разного вида нарушениями в развитии, в работе над коррекцией поведения.
Заинтересованные в вопросах истории бихевиоризма (течения в истории психологии, которое считает, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение), найдут много критических статей, не согласных с теорией Скиннера. Критика, в частности, относится к «теория научения», которая отлична от известных нам педагогических понятий обучения, образования и воспитания. И, тем не менее, именно правильное научение, как освоение учеником базовых навыков, приводит к успешному обучающему процессу и достижению учителем воспитательных целей. Именно с этой точки зрения я предлагаю рассматривать использование методов АВА в процессе работы в классе коррекционной педагогики.
Одним из методов АВА, который успешно применяется в работе с детьми с нарушениями в развитии, является метод «обучение без ошибок».
Обучение без ошибок – это обучающая процедура, которая предполагает определенную инструкцию S D (discriminative stimulus) и определенный уровень подсказки с целью вызвать определенный и только правильный ответ [1]. Правильный ответ обязательно поощряется подкрепляющим стимулом. В роли подкрепления могут быть использованы: похвала, игрушка, печенье, приобщение к любимому занятию, например: прогулка или просмотр отрывка из любимого мультфильма.
Пример: учитель раскладывает на столе перед учеником три фигуры: квадрат, треугольник и круг.
Учитель: Покажи квадрат (определенная, конкретная инструкция).
Учитель пальцем указывает на правильный ответ (жестовая подсказка).
Ученик показывает на квадрат.
Учитель хвалит ученика: «Молодец, отлично!»
Чтобы понять, как работает теория «Обучение без ошибок», необходимо рассмотреть некоторые принципы АВА. В частности, мы рассмотрим парадигму А→В→С, где А – это антецедент, В – поведение, С – последствие.
Антецедент – это то, что присутствует в окружающей среде ребенка до проявления поведения. Все, что предшествует поведению, называется в Прикладном Анализе Поведения – антецедентом.
Если мы с вами рассмотрим вышеприведенный пример с точки зрения парадигмы А→В→С, то антецедент – это инструкция учителя: «покажи квадрат». Поведение в данном примере – это выбор учеником правильной фигуры. Но любое поведение имеет последствие, в нашем примере последствие – это поощрение учителя: «молодец, отлично!». Антецедент, поведение и последствие – основные факторы, участвующие в каждой интеракции учителя с учеником. Знать, что АВС существует – хорошо, однако, важно знать этические и систематические способы манипулирования ими, прежде чем мы сможем использовать эти компоненты для обучения [2].
Не каждый антецедент может быть той самой определенной инструкцией, которая нам так необходима в использовании метода «Обучение без ошибок». Определенная инструкция (S D ) еще называется дискриминативным стимулом. Главная цель дискриминативного стимула (S D ) – это создать историю пробуждения определенного (конкретного) поведения.
В этом и есть отличие антецедента S D от любого другого антецедента. Антецедент, чтобы называться S D , должен иметь историю пробуждения конкретного поведения.
Итак, антецедент (А) «покажи квадрат» является дискриминативным стимулом (S D ) для ученика, подающим сигнал к выбору поведения (В), в данном примере – к выбору правильного ответа (А → В). «С» – это, как упоминалось раньше, последствие, следующее за проявлением поведения. Что мы должны знать о последствии? Последствие, если оно желаемое, закрепляет проявленное поведение.
Другими словами, если нам удается достичь чего-либо положительного и приятного, то мы постараемся проявить подобное поведение еще раз в такой же ситуации для достижения такой же цели. Когда я говорю о последствии в процессе обучения без ошибок, я говорю о подкрепляющем стимуле (S R ). Единственное различие между любым последствием и последствием S R (подкрепляющим стимулом) является также история. Заканчивая интеракцию с учеником предоставлением целенаправленного, определенного последствия, называемого подкрепляющим стимулом или S R (reinforcing stimulus), учитель создает историю подкрепления. В нашем примере S R – похвала учителя «Молодец, отлично!»
Вот мы и выстроили полную формулу, согласно принципам науки АВА: А→В→С. Парадигма АВС лежит так же в основе метода «Обучение дискретными блоками», метода, который используется для обучения отдельным навыкам и тесно связан с методом «обучение без ошибок» [3].
Роберт Шрамм в книге «Вербальное поведение, как метод Прикладного Анализа Поведения» (Verbal Behavior as approach to ABA) отмечает, что любой процесс обучения в ABA будет иметь эти три части. S D сигналит ребенку, что S R доступен и S R выступает в качестве причины, по которой ребенок будет проявлять это поведение в будущем, а именно выбирать правильный ответ. «Использование системы обучения, которая предполагает успех, позволит вам обучать без принуждения, и исключит попытки ребенка уклониться от обучения. Независимо от того, какой подкрепитель вы используете, он будет иметь больше ценности для вашего ребенка, если ребенок получает достаточно поддержки и помощи от вас в работе над навыком, что в итоге ведет его к успеху в процессе обучения» [2].
Вот здесь большая роль отводится подсказке. Прежде, чем я продолжу, мне хотелось бы остановиться на определении слова «подсказка». Подсказка – это определенное действие, физическое или вербальное (словесное), необходимое для пробуждения и получения правильного ответа.
Целью такой подсказки является не дать ребенку ошибиться и закрепить правильный ответ или проявление навыка, которому вы обучаете. Любая подсказка выполняет свою роль только тогда, когда она не перевыполнена. То есть вам всегда надо помнить о том, что у ребенка должно оставаться пространство для размышления над выбором правильного ответа.
Подсказки бывают разные. Подсказка может быть физическая или словесная.
Физическая подсказка предполагает физический контакт, например: вы берете руку ребенка и помогаете ему выбрать квадрат среди трех фигур на столе. Физическая подсказка может быть использована при формировании навыков правописания, при работе над навыками самообслуживания, когда вы учите ребенка правильно мыть руки. Уменьшение физической подсказки может заключаться в том, что вы, взяв руку ребенка и положив ее на стол около фигуры «квадрат», позволите ему самостоятельно сделать правильный выбор. Или, если в процессе обучения ребенка обводить рисунок по контуру, вы, начав линию «рука в руке», отстраните свою руку, позволив ученику завершить работу самостоятельно.
Имитация движения – это тоже вид подсказки. Она используется тогда, когда ребенок знает ответ, но возможно не знает, когда его применять. Работая над навыком «подбрасывание мяча», вы можете дать инструкцию: «подбрось мяч» и показать ребенку, как это сделать.
О жестовой подсказке мы уже упоминали в начале. Жест показывает ребенку направление, где искать правильный ответ. Например, учитель инструктирует: покажи букву «А» и взглядом или жестом показывает направление, где ученик может найти нужную букву.
Если вы, держа в руке карандаш и ручку, даете инструкцию: «выбери ручку» и, в то же время, приближаете свою руку с ручкой ближе к ученику – вы, не давая правильного ответа, подсказываете ответ, помогая ребенку не сделать ошибку. Этот тип подсказки Р. Шрамм называет позиционной.
Словесная подсказка может быть полной или частичной. Пример полной подсказки:
Учитель показывая на картинку с мячом: «Что это? Это – мяч!»
Ребенок повторяет: «Мяч!»
Учитель: «Правильно, мяч! Молодец!»
Частичная подсказка предполагает, что ребенок знает ответ, но либо не уверен в правильности ответа, либо не желает отвечать по какой-либо другой причине.
Учитель: «Что это? Это мя…»
Учитель: «Правильно! Это мяч!»
Чтобы закрепить работу над картинкой, учитель может сделать попытку уменьшить подсказку:
Учитель: «Что это? Это м-м-м…»
Учитель: «Мяч! Отлично! (дает любимую игрушку и позволяет ребенку поиграть)».
Уменьшение подсказки в АВА называется фединг. «Фединг – это процесс предоставления определенного количества поддержки и следующее за этим систематическое уменьшение этой поддержки в темпе, позволяющем вашему ребенку оставаться успешным в процессе приобретения большей самостоятельности. В любое время, когда вы используете физическую подсказку, вы должны начать с наиболее поддерживающей подсказки, чтобы помочь ребенку добиться успеха.
Например, вам надо начать с полной физической подсказки и уменьшить ее до частичной физической подсказки. Когда ваш ребенок справляется с заданием только с помощью частичной физической подсказки, вы можете начать использовать жестовую подсказку или, возможно, позиционную подсказку. В конечном счете, вы будете уменьшать подсказки, пока ваш ребенок не будет в состоянии использовать новый навык без помощи. Процесс уменьшения к все менее поддерживающей подсказке позволяет ребенку стать более независимым в использовании навыка или поведения» [2].
Давайте вернемся к парадигме «АВС». Применив информацию, описанную выше, мы можем вывести формулу обучения без ошибок. Она будет выглядеть так: А→ подсказка→ В→ С.
Ребенок может учиться в любом возрасте. Необходимо только наличие мотивации и подходящие его возрасту задания. Чтобы сделать обучение интересным и непринудительным, я предлагаю использовать метод «Обучение без ошибок».
Радость, которую испытывает ребенок, когда находит правильный ответ, увеличивает мотивацию и заинтересованность в процессе обучения. Помощь учителя и неподдельная радость педагога, когда ребенок достигает успеха, значительно увеличивают мотивацию ученика и повышают результативность обучения новым навыкам.
Литература:
1. Paul A. Alberto, Anne C. Troutman Eighth edition (2009) Applied Behavior Analysis for Teachers.
2. Robert Schramm , Verbal Behavior as approach to ABA.
3. Robert F. Gulick, Thomas P.Kitchen (2007) Effective Instruction for Children with Autism.
Источник: outfund.ru