Ава программа что это

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь; на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Дети с самого рождения нуждаются в родителях, в их любви, заботе, помощи и поддержке.

Ребенку нужно многое узнать и многому научиться, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности.

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже имеющиеся трудности в развитии и в результате снизить степень социальной недостаточности детей с особенностями в развитии, интеграции в общество.

Все современные научные исследования показывают критическое значение первых трех лет жизни человека для становления его личности и развития мозга. На процесс развития в первые три года жизни существенным образом влияют его отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение, семья.

Аба терапия Урок 1. Как усадить ребенка. Смотрит в глаза

На сегодняшний день специалистами разработано много коррекционных программ, проектов, методик, одним из эффективных способов коррекции является метод прикладного анализа, или АВА-терапия.

Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Следует четко понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не лучше и не хуже других ребят, они просто другие.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок не «такой», когда тот еще совсем маленький.

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья :

Дети с ранним детским аутизмом крайне трудно устанавливают контакт с окружающими людьми, не выработаны способы общения с окружающими, обычно не умеют распознавать и выражать свои эмоции, игнорируют существование окружающих их людей – даже своих родителей.

Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивности достаточно легко устанавливают контакт с окружающим миром. Но часто у родителей и педагогов возникает ощущение, что ребенок «плохо себя ведет» и «не обращает внимание на окружающих». Коммуникативные нарушения предусматривают нарушение экспрессивной речи. Испытывают трудности в контроле собственных эмоций. Часто первые начинают социальные контакты.

У детей с детским церебральным параличом формируются существенные трудности в процессе коммуникации. Как правило не имеют трудностей в проявлении и понимании эмоций, характерен психологический инфантилизм.

АВА-терапия — расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Как устроена система АВА-терапии. Запись вебинара «Путеводитель по АВА»

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение, а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение).

АВА-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, оставляют отзывы:

• улучшаются навыки коммуникации;

• нормализуется адаптационное поведение;

• улучшается способность к обучению.

• уменьшаются проявления поведенческих отклонений.

Доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте, тем более заметными будут результаты. Различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии, основаны на принципах прикладного поведенческого анализа.

При данному методу все сложные навыки для детей, такие как, контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие, разбивают на отдельные небольшие блоки-действия.

Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются.

Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

• Первый этап: начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка, после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки.

Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом

•. Второй этап: закрепляем материал После того как ребенок хорошо освоит второе задание — «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» — «подними руку», «подними руку» — «подними руку» — «кивни головой» и так далее.

Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

• Третий этап: обобщаем и закрепляем На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др., уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

• Четвертый этап: Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши.

Для разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. В нашем учреждении специалисты уделяют данной методике 1,5 – 2 часа в день, отслеживая положительные результаты.

Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет.

Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку с ограниченными возможностями здоровья детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.

3. Поддерживают желательное поведение.

4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.

Читайте также:
Что за программа овердрайв

5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.

6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.

7. Улучшают когнитивные навыки.

8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

АВА-терапия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

На протяжении 6 месяцев, применяя элементы АВА – терапии улучшились навыки коммуникации, речевая активность, умение слушать, сидеть за столом.

Кирилл Т. (РДА) научился смотреть в глаза, просить помощи – «Помоги», увеличилось желательное поведение и уменьшилось проявление нежелательного поведения.

Родители отмечают: Последние шесть месяцев стали использовать метод АВА-терапии, у Кирилла улучшилось поведение, усидчивость при выполнении заданий, снизилась агрессия и аутоагрессия, увеличился пассивный и активный словарный запас, улучшились навыки мелкой моторики, развились наблюдательность и память. В домашних условиях при использовании метода АВА Кирилл стал самостоятельно одевать и снимать одежду, пользоваться молнией и липучкой при одевании и раздевании, наладили проблемы со стулом, улучшились навыки поведения за обеденным столом, перестал сопротивляться приему лекарств, стал иногда просить помощи, и делает попытки общаться.

Миша З. (ДЦП). На занятиях стал включаться в игру без помощи мамы. Миша научился самостоятельно выполнять простые инструкции, появилась потребность в новых впечатлениях. Научился составлять предложение из 2-3 х слов.

Родители отмечают: применяя методики АВА терапии, Миша выучил цвета, формы, стал выделять формы в окружающих предметах, хорошо научился считать до 10, знает все цифры до 20, выучил всех домашних, диких животных, где они живут, как подают голос. Связнее и логичнее стала речь. Наше возрастное развитие практически выровнялось с общепринятыми нормами. Во время последнего осмотра специалистов у нас сняли диагнозы ЗРР и ЗПР.

Саша Б. (Синдром дефицита внимания и гиперактивность). Мальчик научился без «шума» входить в кабинет, т. е. перестал раскидывать игрушки, громко кричать, падать на пол. За столом Саша активно проявляет интерес к игровому оборудованию. Заинтересован в положительном результате, нравится ситуация успеха. Появилась речевая активность, повторяет по карточкам названия животных, предметов быта, фрукты, овощи, узнает их самостоятельно.

Родители отмечают: Саша научился читать отдельные слова, просить отдельными словами предметы, которые ему необходимы, показывать на многие вещи, называя их. Показывать по просьбе: «Где стул, стол…. ?»

Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество.

Метод АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет, освоить речь.

Важно : АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате ребенка.

Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану. Для этого в нашей работе проводятся Родительские академии

Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья несколько отличаются от таковой у обычных малышей.

Одобрение или порицание детей с ограниченными возможностями здоровья, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой.

АВА-терапия, является эффективным методом коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который вызывает такое количество споров и дискуссий.

Публикации по теме:

Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука Предлагаемый алгоритм будет полезен, как мне кажется, не только логопедам, работающим с детьми с ТНР, но и воспитателям старших и подготовительных.

Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель»

Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель» 2018 г. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички! Вот уже девять лет мы с обучающимися объединения «Умелые руки» участвуем.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Генеративный коучинг или мой любимый метод работы (Консультации)

Генеративный коучинг или мой любимый метод работы (Консультации) Почему я выбираю генеративный коучинг? Да все просто. В сравнении с другими формами работы сегодня это самый продуктивный способ достижения.

Мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников» ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения. ЗАДАЧИ: — познакомить педагогов.

Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком

Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком спользование песочной терапии как одного из видов арт-терапии в работе с детьми Разобраться со своими внутренними проблемами, увидеть.

Схема анализа занятия педагога ДОУ 1. Умение педагога создать на занятии учебно-познавательную атмосферу. — воспитатель привязан к конспекту занятия, не импровизирует; — атмосфера.

Уголок народного декоративно-прикладного искусства

Уголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

  • Игротерапия. Игровая терапия
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Вопрос-ответ. Что является мифом, а что фактом в отношении ABA?

abafact

Прикладной поведенческий анализ (ABA) уже не один десяток лет помогает людям с аутизмом учиться и осваивать новые навыки. Тем не менее, есть люди, которые отрицательно относятся к применению АВА при аутизме. Однако я подозреваю, что люди, которые недолюбливают АВА, просто не знают, в чем заключается этот подход, а что к нему не относится. В этой статье я надеюсь прояснить несколько широко распространенных заблуждений в отношении этого подхода к аутизму, чья эффективность была подтверждена научными исследованиями. И я надеюсь, что еще больше людей будут выбирать АВА для помощи своим ученикам и близким людям в спектре аутизма.

Миф: АВА не эффективен.

Факт: Среди всех методов лечения аутизма самое большое количество научных исследований, опубликованных в рецензируемых журналах, поддерживает именно эффективность АВА. Этот метод относится к доказательным практикам в отношении аутизма.

Миф: АВА неприятен для человека и связан с наказаниями

Факт: К огромному сожалению, некоторые из первых разработчиков АВА в конце 1950 годов, использовали физические наказания в своих обучающих процедурах. Однако современные программы АВА полагаются на похвалу и различного рода награды, которые ученик получает за хорошо сделанную работу.

Строго говоря, даже если в современном АВА и употребляется термин «наказание», то имеется в виду, что ученику говорят слово «нет», либо, возможно, забирают у него предмет, который ему нравится. При этом даже такие процедуры наказаний применяются в АВА крайне редко и только в тех случаях, когда это совершенно необходимо. Никакое физическое или вербальное насилие не считается приемлемым и не допускается в АВА. Более того, в Этическом кодексе международной Сертификационной комиссии по поведенческому анализу (BACB) есть прямое требование отдавать предпочтение методам, основанным на поощрениях, а не наказаниях.

Я люблю повторять, что хорошая программа АВА — это веселая программа АВА. Мой сын, Майкл, просто обожает своих АВА-терапистов и очень любит проводить с ними время. В его поведенческой программе есть визиты в книжный магазин, прогулки по лесу, плавание, картинг и масса других занятий, которые приносят ему радость. Талантливый и знающий АВА-терапист всегда ориентируется на те занятия, которые нравятся его или ее ученику, и превращает их в возможности для обучения.

Читайте также:
Adfender что это за программа

Миф: АВА означает, что нужно часами сидеть за столом, выполняя одно и то же задание

Факт: Это очень распространенное заблуждение. Оно касается только одного из методов обучения в рамках АВА — обучения методом дискретных проб. Однако метод дискретных проб — это лишь один из множества методов обучения, которые применяются в рамках программы АВА, а при обучении человека с аутизмом нельзя полагаться только на один подход. Никто не хочет часами сидеть за столом и учиться, и этого ни от кого и не требуют. Например, другой подход АВА — это так называемое «естественное» обучение, которое крайне эффективно и может применяться в любой обстановке и ситуациях.

Миф: АВА подходит и эффективен лишь для маленьких детей

Факт: Как мы все знаем, люди любого возраста могут и должны учиться. Люди с аутизмом не являются исключением. Хотя самые крупные и основные исследования по общей эффективности АВА для лечения людей с аутизмом проводились среди детей, существуют многочисленные небольшие исследования, анализирующие эффективность применения АВА для решения конкретных задач, например, выбора одежды, адекватного поведения за столом, использования торговых автоматов, поездок в общественном транспорте без мешающего окружающим поведения и так далее. Многие такие исследования проводились среди взрослых аутистов, и их результаты оказались очень многообещающими. Они доказали, что аутисты любого возраста могут добиться огромного прогресса с помощью обучения на основе АВА.

Вот что говорит по этому поводу доктор Бобби Ньюман, сертифицированный поведенческий аналитик: «Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Принципы обучения, на которые опирается АВА, являются универсальными для всех людей, и, насколько нам известно, они верны для разных видов животных и ОПРЕДЕЛЕННО для любого возраста. Подросток или взрослый никогда не прекращает учиться.

Более того, я уверен, что необходимость хороших инструкций на основе АВА увеличивается, а не уменьшается, когда ученик вступает во взрослую жизнь. Именно в этот период ученик столкнется с массой новых требований (например, трудоустройство, путешествия, независимая жизнь) в то время как формальное обучение в школе уменьшается. Это приводит к повышенной потребности в эффективном и научно-обоснованном обучении, такая потребность вовсе не снижается».

Миф: АВА подходит только для людей с аутизмом

Факт: Эффективность АВА была доказана для целого ряда целей, включая реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, и людей, перенесших мозговые травмы. Возможно, вы и не догадываетесь, но существует множество способов применения этого подхода в повседневной жизни обычных людей. Мы используем стратегии АВА для эффективной тренировки собак.

Многие хорошие подходы к воспитанию детей в целом тоже уходят корнями в АВА. Техники АВА можно использовать для решения самых разных социальных и поведенческих проблем, включая борьбу с излишним весом и отказ от курения. Вы когда-нибудь награждали себя за упорную работу визитом в спа-салон или поездкой в отпуск? Ваш начальник когда-нибудь отмечал ваши высокие результаты с помощью комплимента (в мире АВА это называют «социальным поощрением») или премии, либо повышения («ощутимое поощрение»)? Эти повседневные принципы мало чем отличаются от тех, что используются в программе АВА для человека с аутизмом.

Миф: АВА сводится к тому, что учеников подкупают едой и игрушками

Факт: Важно понять, что существует огромная разница между подкупом и поощрением. Подкуп подразумевает переговоры до того, как нечто произойдет. Это значит, что вы заявляете или подразумеваете: «Если ты сделаешь это, то ты получишь… ». С другой стороны, поощрение — это нечто желанное, что ученик получает за хорошую работу после того, как она сделана. Это позволяет ученику (очень часто бессознательно) установить ассоциацию между определенным поведением и поощрением, которое он получил сразу после него. Постоянная практика позволяет закрепить эту ассоциацию в психике ученика, после чего поощрение можно убрать полностью, так как когда-то новое поведение превращается в привычку.

Что же касается того, что именно используется в качестве поощрения в АВА-программе, то я могу сослаться на Этический кодекс Сертификационной комиссии по поведенческому анализу (BACB):

«Поведенческий аналитик сводит к минимуму применение в качестве потенциальных поощрений тех предметов, которые в долгосрочной перспективе могут быть вредны для здоровья клиента или участника (например, сигарет, продуктов, содержащих много сахара или жиров)».

Моего сына, например, вообще никогда не поощряли едой. Его тераписты используют то, что мотивирует его в данный конкретный момент, и эти поощрения постоянно меняются. Список его поощрений может включать плавание, разглядывание пачек с фотографиями, поиск новых видео на YouTube и цитирование фраз из его любимых фильмов терапистами.

Миф: АВА только борется с нежелательным поведением, он не может научить реальным навыкам или речи

Факт: Хотя вмешательства на основе АВА, безусловно, идеальны для уменьшения проблемного поведения, например, физической агрессии, протестов с помощью криков и тому подобного, они так же эффективны для обучения новым навыкам и развития речи. Майкл научился складывать белье, готовить себе бутерброды и тысячам других важных жизненных навыков у своих АВА-терапистов. Учебные навыки, такие как чтение, письмо и математика также можно успешно преподавать в рамках АВА-программы.

Миф: В АВА ко всем подходят одинаково

Факт: Хотя есть отличные книги и компьютерные ресурсы для родителей, которые позволяют им узнать больше про АВА и даже предоставляют готовые основы и учебные планы для АВА-программы, в идеальном мире нельзя полагаться только на это. Поскольку каждый человек с аутизмом уникален, то и каждая АВА-программа должна составляться с учетом уникальных особенностей конкретного ученика, его способностей и трудностей. Более того, потребности и поведение учеников в любой момент могут измениться, так что нужен эксперт для правильного анализа этих изменений и принятия решений, что невозможно без многих лет образования и практики в данной области. Лучше всего на роль такого эксперта подходит сертифицированный поведенческий аналитик.

Миф: АВА проводится только во время часов «терапии»

Факт: Эффективное вмешательство на основе АВА продолжается по 24 часа 7 дней в неделю. Я вовсе не хочу сказать, что в ученика нужно запихивать информацию или выставлять ему требования в каждый момент жизни. Я говорю лишь о последовательности в подходе.

Очень часто я встречаю детей, которые получают АВА в школе и отлично себя там ведут, самостоятельно себя обслуживают и быстро учатся в предсказуемой учебной обстановке. Затем они возвращаются домой, где нет таких же ожиданий. Дети любого возраста начинают «проверять» своих родителей и других членов семьи на прочность, независимо от того, есть у них аутизм или нет. Если мы не сохраняем одинаковые ожидания от детей дома и в школе, то практически гарантированно поведение дома ухудшится, кроме того, резко повысится уровень тревожности ребенка. Точно так же некоторые родители организуют дома прекрасные программы АВА, которые сводятся на нет учителями, если те не придерживаются тех же принципов в своих классах.

Мой совет родителям — изучите хотя бы самые базовые принципы АВА, чтобы говорить на одном языке с педагогами ребенка и помогать ребенку обобщить свои новые навыки дома и в общественных местах. Если же проблемы возникают на уровне школы, то это вопрос постоянного отстаивания интересов ребенка. Демонстрируйте учителям и руководству школы данные и видеозаписи того, на что ребенок способен дома, предоставляйте им информацию по АВА, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал дома и в школе в равной степени.

Источник: outfund.ru

АВА-терапия – что это такое?

Методы АВА-терапии

АВА-терапия (в оригинале Applied Behavior Analysis) прикладной анализ поведения – это обширная методика, которую используют в работе с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра (РАС). Этот метод уже подтвердил свою эффективность.

Читайте также:
USB charger plus что за программа

К сожалению, полностью от аутизма избавиться нельзя. Это не болезнь, которой можно заразиться и от которой можно вылечиться. Но всегда можно скорректировать нарушения, которые вызывает аутизм, для того, чтобы социализировать ребенка, дать ему возможность получить образование и профессию, обрести самостоятельность и облегчить жизнь его родителям.

В статье мы подробно поговорим о АВА-терапии, эффективности, популярности этого метода, а также о востребованности специалистов в этой области.

История появления АВА-терапии

Методы АВА-терапии

История терапии неразрывно связана с историей изучения аутизма. Про аутизм впервые заговорили в 1943 году, когда в Балтиморе (США) психиатр Лео Каннер впервые описал случаи, похожие на аутизм, у 11 детей. Непонятное нарушение развития считалось тогда достаточно редким и непризнанным мировой медициной.

Уже в XXI веке представление об аутизме существенно меняется. Аутизм представляет большой интерес для тех, кто занимается исследованиями в области медицины, психологов, нейропсихологов и др. АВА-терапия – достаточно молодая наука. Большинство считает, что прикладной анализ выделился из большой области поведенческого анализа в 1968 году. Корни прикладного анализа уходят в работы Фредерика Скиннера и его коллег.

1968 год отмечают два важных события. Во-первых, был опубликован первый номер журнала прикладного анализа поведения. Это главный журнал, посвященный научным исследованиям в этой области. Во-вторых, в тот же год Фредерик Скиннер написал книгу «Технология обучения», где он описывает свои идеи, как можно использовать принципы и стратегии, полученные через экспериментальный анализ поведения, чтобы усовершенствовать эффективность и структуру обучения.

Наука о понимании того, как работает поведение и как его можно изменить в практических условиях, сильно развилась с тех пор, как были опубликованы работы Скиннера, но информация, которая была представлена в книге Скиннера и журнале, до сих пор остается актуальной.

В 1993 году, общественность и особенно родители впервые узнали о таком подходе, как АВА-терапия, его возможности качественно улучшить жизнь детей с аутизмом. В этом же году, мать двоих детей с аутизмом, Кэтрин Морис написала книгу «Услышать голос твой». В этой книге Кэтрин описывает свой опыт воспитания сначала одного, а затем и второго ребенка с аутизмом.

Она рассказала о своих (и своего мужа) отчаянных попытках помочь своим детям. В своей работе с детьми Кэтрин применяла техники прикладного анализа поведения. У детей отмечался существенный прогресс и когда они пошли в школу, их уже не диагностировали как детей с особыми потребностями, нуждающимися в специальном образовании из-за аутизма. Книга Кэтрин привлекла большое внимание к АВА-терапии.

С тех пор специалистами со всего мира было проведено много исследований, оценивающих эффективность подхода, особенно в рамках программ интенсивного раннего вмешательства для детей от двух до пяти лет, направленных на то, чтобы дать им преимущество перед школой. Результаты этих исследований сходятся в одном – эффективные и лучшие программы помощи детям с РАС основаны на прикладном анализе поведения.

Сущность АВА-терапии и ее отличие от других методов

Методы АВА-терапии

Прикладной анализ поведения – это источник научно-обоснованных практик для образования и помощи детям с аутизмом. Это не конкретный метод обучения, это наука, которая позволяет психологам (другим специалистам и родителям) понять, как работает поведение ребенка с РАС, по каким принципам меняется. Эти принципы и знания формируют основу результативных стратегий обучения.

Главное отличие этого вида терапии, как он определяет эффективность программ вмешательства – это и есть анализ. А точнее говоря – экспериментальный анализ. Специалисты по АВА-терапии проводят эксперименты, где контрольным фактором являются сами участники. Анализ данных – это мощный инструмент, который позволяет определить наиболее эффективные программы помощи. В целом, результаты изменений под влиянием АВА-терапии можно изобразить графически, что наглядно демонстрирует изменения в поведении, либо их отсутствие.

Принципы АВА-терапии

Методы АВА-терапии

ABA-терапия последовательно изучила, какие изменения в поведении необходимы – чему можно учить, в каком порядке и при помощи каких методов, чтобы принести ребенку максимальную пользу.

Когда родители выбирают, какое именно поведение менять, в приоритете, как правило, оказываются навыки коммуникации. Устная речь предпочтительнее, чтобы научить ребенка общаться и ясно выражать свои желания и проблемы. Следующими в очереди идут социальные навыки, чтобы сделать ребенка ласковым или более мягким по отношению к родителям (семье в целом) и открытым по отношению к другим детям. Опять же, эти навыки дадут ему больше контроля над социальной средой.

Многие дети с РАС способны контролировать социальную среду, но при этом они плачут, закатывают истерику, или прерывают свою активную деятельность. Теперь же они будут управлять социальной средой, и достигать желаемого через уместное поведение. Также это хорошая возможность завести друзей.

Третьим приоритетом являются навыки самостоятельности. Эти навыки дают ребенку возможность управлять своей физической средой. И, впоследствии, они помогут ему самостоятельно учиться, оставаться вовлеченным в задания, переходить от одного задания к другому без постоянного наблюдения со стороны взрослого.

Методы АВА-терапии

Методы АВА-терапии

Краеугольным камнем АВА-терапии является метод дискретных проб. Он предполагает такой формат обучения, при котором педагог дает ребенку что-то, на что тот отреагирует. Например, стакан. Учитель спрашивает: что это? Ученик отвечает: стакан.

Учитель хвалит ребенка – это одна проба. Есть стимул – это может быть предмет (в нашем примере это был стакан), вопрос, карточка со словом, картинка. Ученик реагирует и педагог отвечает похвалой, если ответ правильный, либо подсказывает верное направление, если ответ неверный. Подсказку можно давать прежде, чем ребенок ответит.

Это будет безошибочным обучением, при котором ребенок сначала повторяет за учителем. Постепенно педагог снижает степень подсказок. Обучение методом дискретных проб имеет критически важное значение для интенсивного обучения детей с РАС, но это – лишь одна часть программы.

Вторым по важности методом является функциональная оценка и функциональный анализ. Функциональная оценка проблемного поведения определяет, почему ребенок проявляет агрессию, не слушается или плохо себя ведет. Функциональный анализ поможет сформировать эффективную программу вмешательства.

Прикладной анализ поведения – достаточно обширная область, которая включает в себя множество программ и стратегий, поэтому мы лишь перечислим основные методы и стратегии, которые входят в АВА-терапию или развились как отдельное направление на основе прикладного анализа. Сюда относятся следующие стратегии и тактики обучения – натуралистические стратегии для обучения речи и социальным навыкам, альтернативные способы общения (система коммуникаций с помощью карточек), техники для усиления активной вовлеченности ребенка, обучение самоконтролю и анализу своего поведения, положительная поддержка поведения, методы смены контроля реакции ребенка во время занятий.

Специалист по АВА-терапии – востребованность, как им стать

Методы АВА-терапии

Ситуация со статистикой по количеству детей с РАС в России остается непростой. Это связано со множеством факторов: подчас врачи не имеют достаточно знаний о аутизме и ставят «ранний детский аутизм», хотя этот диагноз устарел. Он может осложнить жизнь родителям (хотя должен давать дополнительные возможности).

За последние пять лет (по данным Росстата) выявляемость диагноза «расстройство аутистического спектра» выросла в 2,5 раза. Связывают это с улучшением диагностики. Как и при любом другом нарушении, главное – увидеть аутистические проявления как можно раньше. Не нужно сидеть и ждать, пока ребенок «перерастет», «походит в детский сад и подтянется за сверстниками». Время может быть упущено.

Для всех, кому интересно это направление, но нужна профессиональная переподготовка, можем рекомендовать наш курс. Несмотря на распространенность и известность проблемы РАС, специалистов по АВА-терапии (а она считается единственной научно доказанной теорией) не хватает. Родителям иногда приходится переезжать в другой город, чтобы у их ребенка появился шанс на нормальную жизнь. Эта профессия непростая, но востребованность АВА-терапевтов зашкаливает. Выбрав эту стезю, вы поможете сотням семей, а сами никогда не останетесь без работы.

Источник: appkk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru