История Atari: как потерять всё к 50-летию
В этом году Atari отметила 50-летие. Хотя компания стояла у истоков игровой индустрии, сегодня у неё почти ничего нет, кроме славного имени, запоминающегося логотипа и нескольких десятков сильно потрёпанных лицензий. В сознании современного геймера бренд почти растворился, на поверхности барахтаются разве что обрывочные знания о консоли Atari 2600, золотом веке аркадных автоматов и кризисе 1983 года.
Atari могла бы внести разнообразие в вечную схватку Sony , Microsoft и Nintendo , но вместо этого торгует говорящими кепками, возводит отели (пока на картинках) и охотно набрасывается на любой тренд, будь то выпуск собственной криптовалюты или желание слепить игру, ориентированную исключительно на сообщество ЛГБТ. Я попробовал разобраться, сколько смертей пережила Atari и почему этот зомби никак не уйдёт на покой.
1972—1984. Золотые годы и первая смерть
Главная истина, которую стоит усвоить начинающему «атариведу», заключается вот в чём: Atari — это несколько компаний, между собой почти не связанных. Бренд вроде тот же, но всякий раз за ним стоят разные люди: то бородатые инженеры, то банда топ-менеджеров, осатаневших от привлечённых инвестиций.
Esse é o Pior Game da História! E.T. do Atari
«Оригинальную» Atari в 1972 году в Калифорнии основали инженеры Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell) и Тед Дабни (Ted Dabney). Первый их успех — автомат Pong : примитивный геймплей привлёк посетителей ресторанов и баров. Стартап зарабатывал миллионы долларов, поэтому Бушнелл чувствовал себя рок-звездой и поощрял неформальную обстановку в офисе. Ему казалось, что расслабленный образ жизни провоцирует технарей на творческие находки.
Действительно, Atari штамповала хиты. Запала хватило надолго, и после ухода Бушнелла они появлялись регулярно: Asteroids (1979), Battlezone (1980), Missile Command (1980), Centipede (1980), Tempest (1981)… Компания при Бушнелле слишком быстро росла — ей требовались дополнительные инвестиции. Чтобы выйти на рынок домашних консолей, в 1976 году основатель продал Atari медиаконгломерату Warner Communications за $28 млн. Warner профинансировала доработку Atari Video Computer System, а в историю она вошла как Atari 2600.
В 1978-м Warner уволила Бушнелла за развязное общение с начальством. Тогда он переключился на другой свой проект, столь же прочно осевший в американской культуре, — сеть семейных ресторанов Chuck E. Cheese’s. Рядом со столиками в них кучковались аркадные автоматы и роботы-аниматроники — вот откуда растут ноги Five Nights at Freddy’s .
На роль Warner смотрят по-разному. Кто-то указывает на огромные доходы, десятки миллионов проданных Atari 2600. Другие замечают, что управленцы, «люди в костюмах», пренебрежительно относились к гейм-дизайнерам и программистам. В итоге из Atari случился «исход талантов». Так возникли Activision (1979), первый независимый сторонний разработчик, и Amiga (1982).
Обычно стартовый этап истории Atari подробно освещают в статьях и книгах. Не стану повторять общеизвестные факты и сразу перейду к краху консольного рынка в 1983 году. Его вызвали появление недорогих компьютеров, избыток переоценённых приставок и обилие убогих игр.
Atari совершила несколько крупных просчётов: например, выдала Atari 5200 (1982) — неудачную сменщицу 2600-й модели с хрупким контроллером и без обратной совместимости. Ещё она вяло вела переговоры о дистрибуции Famicom в США. В итоге Nintendo пришлось самостоятельно выпускать NES в Америке, в чём она преуспела.
Warner терпела жуткие убытки из-за кризиса-83. В итоге в 1984 году она продала отдел консолей/компьютеров фирме Tramel Technology Ltd Джека Трэмиела (Jack Tramiel), в прошлом учредителя Commodore . Компания переименовалась в Atari Corporation . Отдел автоматов Warner оставила себе и сменила его вывеску на Atari Games . Бренд Atari она отныне могла использовать только на аркадах и только с припиской Games.
1984—1996. Atari II, или Как проиграть Америку
Итак, переходим ко второй инкарнации Atari — Atari Corporation . Она потерпела крах не из-за финансовых проблем — под конец жизни ей попросту нечем было торговать.
Джек Трэмиел видел Atari производителем компьютеров, а не консолей. В 1985-м он вывел на рынок компьютер Atari ST, располагавший широкими мультимедийными возможностями. К примеру, модель была оснащена MIDI-портами, благодаря чему пользовалась спросом среди музыкантов. Atari ST хорошо раскупали в Европе.
В США после кризиса-83 торговые сети неохотно шли на диалог с Atari и отказывались отдавать свои полки под «мусор» и «неликвид». Трэмиел попытался изменить ситуацию, купив в 1987 году сеть электроники Federated Group . Собственные магазины приносили лишь убытки — уже в 1989-м их пришлось прикрыть.
На счастье Atari , во второй половине 1980-х Nintendo выправила положение на североамериканском рынке консолей — приставки снова стали разбирать. Трэмиел подсуетился и достал со складов неудачную Atari 5200, а в 1986 году явил геймерам модель 7800, имевшую революционное преимущество — обратную совместимость с 2600.
Поскольку Atari 2600 обладала внушительной пользовательской базой, активизировалась разработка под неё. К делу подключили даже Бушнелла и его компанию Axlon . Та выпустила на 2600 несколько игр, в том числе любопытную Secret Quest (1989), навеянную The Legend of Zelda .
В 1989 году Atari перешла в открытое наступление на позиции Nintendo , послав цветную портативку Lynx теснить чёрно-белую Game Boy. Последняя победила за счёт компактности и меньшего аппетита в «поедании» батареек. А главное, она стоил $90 против $180 за Lynx.
К 1993 году семейство Трэмиелов , управлявшее Atari , разуверилось в Lynx и компьютерах. Тогда из джунглей выскочила приставка Jaguar. Предполагалось, что она разорвёт 16-битки от Nintendo и SEGA . План провалился из-за напряжённых отношений с торговыми сетями и нежелания тратиться на масштабную рекламную кампанию.
Плюс выяснилось, что под Jaguar сложно программировать игры и усилия оборачиваются максимум несколькими десятками тысяч реализованных копий, как у «шутера в трубе» Tempest 2000 (1994) и FPS Alien vs. Predator (1994). Окончательно Jaguar добили распространение компьютеров на Windows и высадка в США японских интервентов — PS1 и Saturn.
В 1996 году Трэмиелы оказались перед дилеммой. С одной стороны, у Atari скопилось много денег после ряда выигранных в 1990-х судебных процессов. С другой — продавать было нечего. Компания могла существовать, но в режиме бессмысленного проедания денег. Трэмиелы нашли того, кто жаждал денег, лежавших на банковском счету Atari , — речь о производителе жёстких дисков JT Storage . Она слилась с Atari Corporation летом 1996 года, новая компания взяла имя JTS Corporation . Трэмиел и топ-менеджеры Atari , естественно, получили важные должности в JTS . От Atari остался склад с кучей Jaguar и картриджей, ещё пару сотрудников посадили в кабинет — обновлять сайт Atari и отвечать на звонки владельцев Jaguar.
Деньги Atari не помогли JTS покорить рынок жёстких дисков. Уже в 1998-м она продала Hasbro легендарный бренд и права на игры и консоли за $5 млн, а в 1999-м закрылась.
Hasbro создала подразделение Atari Interactive и какое-то время радовала аудиторию неплохими ремейками вроде Pong: The Next Level (1999), Q*bert (1999) и Breakout (2000). В 2000 году лопнул пузырь доткомов, и Hasbro спешно сбыла видеоигровое подразделение. Кому — расскажу чуть ниже.
1985—1999. Atari по-японски
Не забыли, что Warner сохранила аркадную половинку классической Atari ? Так вот, в 1985 году она за $10 млн передала права на Atari Games японской компании Namco . 40 % Atari Games теперь принадлежали Warner , а 60 % — Namco .
Namco не совсем понимала, что делать с Atari Games . Тогда в дело вмешался Хидэюки Накадзима (Hideyuki Nakajima), глава Namco America . Вместе с группой сотрудников он выкупил треть доли Atari Games у Namco . Возникла интересная ситуация: 40 % Atari Games — у Warner , 40 % — у Namco , 20 % —у Накадзимы и его сторонников. Поскольку держателя контрольной доли не было, Atari Games формально стала независимой компанией.
В отличие от Atari Corporation , возившейся с железками, Atari Games занималась в основном играми. В разработке она зарекомендовала себя хорошо, под стать старой Atari , — достаточно вспомнить минималистский пазл Marble Madness (1984), смертельно опасные заезды развозчика газет в Paperboy (1985), «мясную» аркаду Gauntlet (1985), битвы динозавров и гигантских обезьян в Primal Rage (1994), трюковую гонку San Francisco Rush 2049 (1999)…
Также Atari Games хватило наглости атаковать бизнес Nintendo в США. Как вы помните, Atari Games не имела права выпускать игры на домашних платформах под брендом Atari . Тогда она создала бренд Tengen , взломала защиту NES и принялась продавать нелицензионные картриджи для приставки. Дело в том, что Nintendo в те времена заключала с партнёрами унизительные для последних контракты: выпускай не больше пяти игр в год, оплачивай производство картриджей на заводе Nintendo , не смей смотреть в сторону приставок от конкурентов. Atari Games и Nintendo долго судились, верх в 1994 году взяла Nintendo .
К тому моменту Warner , переименованная в Time Warner , вцепилась зубами в прибыльную Atari Games и выкупила контрольную долю. Бренд Tengen , затасканный по судам, перекрасили в Time Warner Interactive . Новый виток истории продолжался недолго. В 1996-м Atari Games продали WMS Industries , владевшей среди прочего Midway , — так два тяжеловеса индустрии автоматов, Atari и Midway , очутились под одной крышей. Новые владельцы сделали выбор в пользу Midway , ассоциировавшейся у аудитории с Mortal Kombat , — в 1999-м Atari Games превратилась в Midway Games West . Закрыли её в 2003-м, а в 2009-м имущество обанкротившейся Midway досталось Time Warner , но та так и не решилась стряхнуть пыль с бренда Atari .
Наши дни. Atari по-французски
Когда в США грянул кризис-83, на другом берегу Атлантики, во Франции, родилась Infogrames . Поначалу она вела себя тихо и выпускала приличные игры вроде Alone in the Dark (1992). Но в середине 1990-х годов её руководитель Бруно Боннелл (Bruno Bonnell) погнался за титулом крупнейшего издателя.
На деньги инвесторов Боннелл бешено скупал игровые компании. Важное место в плане занимали дистрибьюторы, потому что Боннелл не собирался тратить время на переговоры с ретейлерами. Он брал уже готовые, налаженные цепочки. В 1999-м Infogrames завладела мощностями GT Interactive — крупного североамериканского дистрибьютора и издателя Doom , Doom II , Quake , Total Annihilation , Unreal , Deer Hunter и Driver .
В 2001 году Infogrames поглотила Hasbro Interactive — видеоигровое подразделение Hasbro , владевшее лицензиями Atari . Какое-то время Infogrames без энтузиазма клеила логотип Atari на коробки с дисками, но в 2003 году передумала. Сотни миллионов долларов, выплеснутые на расширение бизнеса, не сделали бренд Infogrames узнаваемым или вызывающим доверие, поэтому стоило рискнуть и обновить фасад — так GT Interactive перевоплотилась в Atari Inc. (такое же название было у «классической» Atari ), а Hasbro Interactive / Infogrames Interactive — в Atari Interactive . В момент решительной безнадёги, в 2009-м ( Боннелла отправили в отставку двумя годами ранее), даже сама Infogrames , головная компания холдинга, переименовалась в Atari SA .
Было от чего прийти в ужас. Infogrames / Atari вроде бы отправляла в печать громкие проекты, такие, как Unreal Tournament 2003 (2002), Enter the Matrix (2003), Driv3r (2004) и Alone in the Dark (2008), однако при этом оставалась глубоко убыточным предприятием. Спасал только гигантский доход, по которому она приближалась к Electronic Arts и Vivendi .
Имея впечатляющий доход (не прибыль — прибыли не было), Infogrames своевременно обслуживала кредиты, то есть платила проценты по долгам. Все были довольны: и Infogrames , и кредиторы. Когда доходы упали, настала пора распродаж: Driver уехала в гараж Ubisoft , а Civilization перешла под контроль Take-Two .
В 2000—2009 годах Infogrames обладала лицензией на издание игр по Dragon Ball , дававших существенную долю выручки, но и её в конце концов умудрилась упустить.
Источник: dzen.ru
Компании Atari — 40 лет!
27 июня 2012 года американской кампании Atari, которая занимается производством и изданием компьютерных игр, исполняется 40 лет. Свою известность на рынке видеоигр компания Atari завоевала очень быстро. Но нам, любителям компании Apple, эта компания интересна не только своей деятельностью, а тем, что в ней когда-то работал основатель «яблочной» компании Стив Джобс.
Вот вырезка из биографии Стива Джобса, которая рассказывает о том, как Стив работал в Atari:
Когда кончились деньги, Стив вернулся домой и начал искать работу. Устроился в компанию «Атари», и несмотря на то, что атмосфера была достаточно свободной, Джобс не смог в нее вписаться. Другие сотрудники считали его надменным и наглым, особенно когда тот проповедовал свое «видение».
Работая в «Атари», Стив умудрился настроить против себя почти всех сослуживцев.
Уже тогда, проявляя черты авторитарности, он непрестанно совал нос в их работу, а кроме того, ходил грязным, нечесаным, заявляя, что никогда не умывается, потому что так требует вегетарианская «безмускусная» доктрина. Его начальник, Эл Олкорн, имел на этот счет свое мнение. Он перевел Стива на работу в ночную смену, где тот трудился в одиночестве.
Вскоре Джобс получил задание — разработать новую схему игровой консоли. Стив намеревался самостоятельно выполнить эту работу, но потом понял, что одному ему не справиться. Поэтому он обратился за помощью к старому приятелю Возняку, тот согласился.
«Атари» выплачивала премию тем конструкторам, которым удавалось предложить схему с меньшим числом радиодеталей.
Джобс пообещал другу за помощь половину премиальных, которые, по его словам, составляли 700 долларов. «Стиву ни за что было бы не справиться с такой сложной задачей, — говорил позже Возняк. — Я работал над игрой, думая, что Джобс продаст ее «Атари», и я получу свои 350 долларов. Только несколько лет спустя я узнал, что на самом деле Джобс получил за нее не 700, а 7 тысяч долларов».
Получив деньги, Джобс бросил работу и уехал в свою коммуну на орегонскую ферму.
Возняк будучи очень талантливым электронщиком сумел спроектировать и построить первый, простой в употреблении микрокомпьютер. Продать права на производство в «Хьюлетт-Паккард» не удалось, в дирекции заявили, что фирма не заинтересована в изделии непрофессионального назначения.
Потенциальную возможность идеи оценил только Джобс. Он начал уговаривать Возняка продавать печатные платы устройства членам местного компьютерного клуба и другим электронщикам-любителям. Для этого в апреле 1976 года Джобс предложил создать собственную фирму. Он и название подобрал.
В память о фермерской коммуне в Орегоне, а также чтобы оказаться в телефонном справочнике впереди фирмы «Атари», Стив решил назвать свою компанию «Эппл Компьютер» (Apple Computer). В начале 1977 года она была зарегистрирована.
С днем рождения, Atari!
Источник: appleinsider.ru
Atari++
Atari++ — высокоточный SDL / OpenGL эмулятор восьмибитных компьютеров Atari (400/800/400XL/800XL/130XE) и игровой консоли Atari 5200.
Atari 400, Atari 800, серии XL и XE — семейство 8-разрядных домашних компьютеров производства компании Atari, выпускавшиеся с 1979 до 1992 год. Используемая в этих моделях архитектура и производительность позволяли этим компьютерам успешно конкурировать с другими домашними компьютерами того времени.
Atari 5200 (Atari 5200 SuperSystem) — игровая приставка компании Atari, выпущена в 1982 году в качестве замены получившей широкую известность консоли Atari 2600. Приставка во многом основана на 8-разрядных компьютерах Atari 400/800 и имела идентичное им внутреннее устройство, но не сохраняла программную совместимость с ними.
Atari++ имеет псевдографический интерфейс и множество настроек, для настройки эмулятора можно использовать простое меню (в виде скрываемой строки) или расширенное. Все вносимые изменения применяются «на лету», перезапуск приложения не требуется, настройки сохраняются в конфигурационных файлах (удобочитаемых).
Atari++ отличается максимально точной эмуляцией компьютеров Atari 400/800/400XL/800XL/130XE (включая эмуляцию периферии, некоторых аппаратных и программных ошибок), а так же некоторого аппаратного обеспечения от сторонних производителей (к компьютеру и к игровой консоли Atari 5200). Имеются функции недоступные на реальном оборудовании, но улучшающие и упрощающие эмуляцию реального оборудования, в состав эмулятора включен базовый интерпретатор (совместимый с Atari Basic).
Эмулятор имеет встроенную (автономную) операционную систему и системный диск, включена поддержка различных типов картриджей и предусмотрен механизм переключения банков-картриджей, поддерживается эмуляция интерфейсов позволяющих подключать к компьютеру оригинального аппаратного обеспечения Atari и многое другое.
Atari++ поддерживает практически все ром-файлы игр (копии ПЗУ картриджа игры) для Atari 5200, есть возможность сохранение и загрузки состояния машины (можно остановить игру и возобновить игру позже). Системные требования у эмулятора небольшие, поддерживается запуск из командной строки, управление игровым процессом осуществляется с помощью клавиатуры, джойстика (цифрового или аналогового), или других игровых контроллеров.
Лицензия: THOR Public Licence (TPL)
Источник: zenway.ru
Atari что это за программа
Компьютеры Atari стали огромным скачком в области дружественных к потребителям ПК. В отличие от многих устройств того времени, в них не было неизолированной электроники: уникальные разъемы гарантировали, что все части компьютера будут соединены правильно. У модели 400 была даже предусмотрена клавиатура с защитой от влаги.
В момент выпуска Atari 800 с 16 Кб оперативной памяти стоил $999 (сейчас около $3 387 с учетом инфляции), а Atari 400 с 8 Кб — $549 (около $1 861 сегодня). Это дороже, чем игровая консоль Atari VCS за $190, но зато дешевле, чем персональный компьютер Apple II с 16 Кб оперативной памяти, который в 1979 году продавался за $1 195.
Начало пути
В 1977 году Atari выпустила свою первую игровую консоль со сменными картриджами — Video Computer System или VCS. (Позже ее переименуют в Atari 2600 по номеру модели CX-2600.) Группа инженеров Atari во главе с Джеем Майнером ожидала, что устройство, у которого было только 128 байт оперативной памяти, продержится на рынке три года.
В том же году начала формироваться основа ПК Atari как мощного дополнения к выпущенной консоли. Вокруг устройства нового поколения было много вопросов. Должно ли оно оставаться совместимым с VCS, но предлагать больше возможностей? Или Atari стоит полностью порвать с прошлым и заняться гораздо более продвинутой технологией?
Инженеры компании не были безразличны к настроениям в Кремниевой долине и понимали, что одним из важнейших событий XX века станет рождение персонального компьютера. Они хотели быть причастными к этому.
После долгих обсуждений, проводившихся между 1977 и 1978 годами, команда Atari решила разработать три продукта: недорогую консоль с клавиатурой Candy, высокопроизводительный компьютер Colleen и еще один компьютер со встроенным монитором. В итоге инженеры отказались от третьего устройства и сосредоточились на Candy и Colleen. Это и будут Atari 400 и 800.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Вклад игры Star Raiders
Игру для Atari 400 и 800, которая поспособствовала росту их популярности, написал инженер Дуг Нойбауэр. Это была интерпретация его любимой космической стратегии Star Trek. Игра Нойбауэра называлась Star Raiders и включала в себя реалистичную трехмерную вселенную с инопланетными кораблями, звездными портами и космическими объектами. Ее дизайн, графика и звуковое сопровождение начали привлекать внимание сотрудников Atari.
В то время все еще были под впечатлением от «Звездных войн» 1977 года, и новая космическая игра Atari предложила актуальную смесь экшена, стратегии и симуляции. Люди начали покупать Atari 400 и 800 исключительно ради Star Raiders.
Подобно тому, как продажи Atari 400 и 800 взлетели благодаря Star Raiders, конкурирующий Apple II стал пользоваться большим успехом благодаря бизнес-приложениям наподобие VisiCalc. Какое-то время Atari рассчитывала сделать свои домашние ПК бизнес-ориентированными, не желая фокусироваться лишь на игровых возможностях платформы. Это создало необычный диссонанс, замеченный прессой и потребителями.
«Atari все время боролась со своей идентичностью. Она была игровой компанией, и люди идентифицировали ее как игровую компанию. Но Atari действительно хотела стать компанией, специализирующейся на персональных компьютерах», — вспоминает бывший сотрудник Atari Дейл Йокум.
Несмотря на серьезный игровой уклон, многие владельцы Atari 800 использовали их и для деловых задач, но из-за технических особенностей устройств это было не слишком удобно. Однако Atari не слишком расстраивалась из-за прохладного отношения к своей новой линейке продуктов в бизнес-кругах — она была в восторге от продаж видеоигр.
Золотой век инди-софта
Многие владельцы Atari 800, уже полюбившие Star Raiders, были готовы попробовать расширенные возможности компьютеров. Однако создание программного обеспечения шло медленно, так как доступом к архитектуре платформы обладали лишь некоторые разработчики Atari, а приоритет был у игр для консоли как основного источника дохода. В 1979 году группа недовольных сотрудников покинула Atari и основала компанию Activision, которая позже выпустит блокбастеры для консоли. Хотя многие талантливые программисты остались в Atari, утрата лучших разработчиков игр стала препятствием для бизнеса.
В 1980 году все начало меняться. Оценив интерес со стороны независимых разработчиков, потери от создания Activision и успех крупного и динамичного рынка программного обеспечения Apple, руководство Atari открыло доступ к архитектуре платформы.
К началу 1981 года размер библиотеки софта для Atari 800 считался очень скромным по сравнению с библиотеками Apple и Radio Shack. Atari было необходимо программное обеспечение, и быстро. Чтобы помочь сторонним программистам, компания создала специальную группу поддержки и библию разработки под названием De Re Atari («Все об Atari»), которая фактически стала руководством по созданию софта для ПК компании. Специалисты Atari начали летать по США и проводить двухдневные семинары, посвященные работе Atari 800 и написанию программ для него.
Atari также запустила проект Atari Program Exchange (APX) для приема софта от сторонних разработчиков. Если решение одобрялось, то его автор получал роялти за продажу продукта через ежеквартальный каталог Atari. Его можно назвать ранней версией App Store.
Благодаря этим мерам библиотека программ для Atari 800 стала больше и качественнее. Вокруг этого ПК возник инди-рынок софта, похожий на тот, что процветал вокруг Apple II.
Конец эры
Однако бизнес-основы производства ПК Atari оставались далеко не бесспорными. Это подразделение было в значительной степени убыточным, в то время как продажа консолей шла в гору. Вдобавок, в самое неподходящее для Atari время конкуренция в сфере ПК со стороны Texas Instruments TI-99 / 4A и Commodore VIC-20 обострилась до предела.
К середине 1982 года ситуация на рынке игр для Atari 2600 напоминала золотую лихорадку. Поразительный финансовый успех Activision вдохновил десятки компаний на создание собственного софта для консоли. Рынок переполнился играми низкого качества. Примерно в то же время жители США начали использовать недорогие домашние ПК для игр.
В момент замедления продаж консоли 2600 и игр для нее Atari выпустила долгожданную новинку — SuperSystem Atari 5200. Это произошло в ноябре 1982 года. Архитектура 5200 была достаточно продвинутой, чтобы конкурировать с Intellivision и ColecoVision, но из-за технических недостатков и изменений на рынке новый продукт провалился.
На горизонте появились и другие неприятности. В августе 1982 года Commodore выпустила Commodore 64, недорогой домашний компьютер с 64 Кб оперативной памяти и продвинутой графикой. Кроме того, чтобы подорвать положение Texas Instruments и Atari, Commodore начала ценовую войну, в результате которой к середине 1983 года стоимость домашних ПК снизилась с $500-1000 до $50-200. Ранее в том же году Atari выпустила компактный и стильный компьютер Atari 1200XL, который в основном оставался совместимым с программным обеспечением Atari 400/800, но поставлялся с 64 Кб оперативной памяти. С ценой в $899 и отсутствием значительных новых функций по сравнению с более дешевыми 800, модель 1200XL оказалась неинтересной как обозревателям, так и потребителям.
Летом 1983 года Atari выпустила еще два ПК — 600XL и 800XL — которые заменили устаревшие 400 и 800. Их гораздо теплее приняла пресса, и продажи шли неплохо, но эти компьютеры все равно не могли составить конкуренцию Commodore 64 с точки зрения цены.
Проблемы Atari спровоцировали панику среди инвесторов в ее материнской компании Warner Communications. В итоге в 1984 году основатель Commodore Джек Трэмиел купил ПК-подразделение Atari примерно за $200 млн.
В 1985 году Atari выпустила еще два компьютера с той же архитектурой, что и у 400/800 1977 года: Atari 65XE и Atari 130XE. Платформа Atari 1979 года получила последний шанс блеснуть на рынке видеоигр в виде игровой системы Atari XE в 1987 году, но было слишком поздно — эту нишу уже заняла Nintendo.
В 1980-х годах домашние компьютеры Atari оставались умеренно популярными, но никогда не превосходили долю Commodore на рынке США. Несмотря на некоторый успех линейки XE в Восточной Европе, Atari официально прекратила работу всех своих восьмибитных компьютерных продуктов 1 января 1992 года. Версия Atari Трэмиела продержалась немного дольше — она продавала новые компьютеры и игровые приставки до 1996 года.
Источник: rb.ru