АСУД – это комплекс технических, программных и организационных мер, обеспечивающих сбор и обработку информации о параметрах транспортных потоков и на основе этого оптимизирующий управление движением.
АСУД в зависимости от их назначения и степени технической оснащенности подразделяются на несколько видов:
1. Магистральные координированного управления:
— с управлением на городских дорогах непрерывного движения;
— с управлением на дорогах с реверсивным движением.
В классификацию технических средств АСУД по функциональным возможностям входят следующие группы:
— периферийные технические средства (дорожные контроллеры, детекторы транспорта, контроллер зонального центра);
— устройства центрального управляющего пункта (контроллер районного центра, дисплейный пульт оперативного управления, табло коллективного пользования);
— контрольно-проверочная аппаратура (имитатор центра, инженерный пульт).
Структура АСУД показана на рисунке 56.
Рисунок 56 – Обобщенная структурная схема АСУД
Настройка АСУД.Scada
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Системы диспетчеризации. Взгляд производителя и интегратора
В статье рассмотрена нормативная база по системам диспетчеризации зданий и сооружений. Перечислены документы, в которых формулируются требования к АСУД, указаны общие положения, а также отдельные требования к диспетчеризации лифтов. Рассмотрены основные вопросы построения систем диспетчеризации.
Системы диспетчеризации. Взгляд производителя и интегратора
ОТ РЕДАКЦИИ . В современной действительности системы диспетчеризации являются если не единственным, то, по крайней мере, основным способом управления и контроля различных объектов ЖКХ, будь то жилой дом, лифт или что-то другое.
Именно поэтому государственные службы уделяют подобным системам пристальное внимание, выпуская множество различных правил и инструкций, которыми необходимо руководствоваться при их создании. Но тем не менее исторически так сложилось, что единого документа, в котором были бы изложены все требования к системам диспетчеризации, в России нет.
А собрать их по крупицам из разных ГОСТов и регламентов, разобраться в таком количестве материалов и учесть всё в мелочах под силу далеко не каждому. В статье, которую мы сегодня публикуем, анализируются все отечественные нормативные акты, в которых можно найти те или иные требования к системам диспетчеризации.
Материал предоставила петербургская компания ООО «СДК Кристалл» – активный участник данного рынка, занимающийся системами диспетчеризации по роду своей основной деятельности. Компания давно и успешно внедряет средства диспетчерского контроля «Кристалл» собственного производства, которые отвечают всем требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и «Технического регламента о безопасности лифтов» в части диспетчеризации. Более того, ООО «СДК Кристалл» является производителем (со своей производственной базой) оборудования для подобных систем, выпускает собственное программное обеспечение и дает 7‑летнюю гарантию. В общем, специалисты компании – настоящие эксперты, поэтому их мнение о нормативной базе для построения систем диспетчеризации весьма интересно.
АСУД
Нормативная база для систем диспетчерского контроля
Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.
Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий
Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля: во время разработки и производства оборудования, при проектировании, монтаже, пусконаладке, эксплуатации и техническом обслуживании. Вопросы нормативной базы по эксплуатации и техническому обслуживанию выходят за рамки данной статьи, рассмотрим лишь требования к проектной документации и оборудованию систем диспетчеризации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190‑ФЗ проектная документация большинства объектов подлежит государственной или негосударственной экспертизе. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Единого документа, включающего все требования к системам диспетчеризации, нет. Они разбросаны по ряду нормативных документов, которые мы и рассмотрим.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184‑ФЗ: «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (384‑ФЗ)». Помимо данного технического регламента (ТР), требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум нормативным документам: «ТР о безопасности лифтов» и «ТР о безопасности машин и механизмов».
Начнем с «ТР о безопасности зданий и сооружений». В нем самом требований к системам диспетчеризации не представлено, они конкретизированы в ряде сводов правил (СП), входящих в перечень документов, прилагающихся к данному регламенту.
Общие требования к системам диспетчеризации
Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений». Система диспетчеризации в этом документе носит полное название «автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД)».
Автономный комплекс «Кристалл 331RS» для диспетчеризации отдельных зданий
АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. Требования данного свода правил не распространяются на: частные индивидуальные дома, транспортные сооружения (метро, мосты, эстакады, тоннели), защитные сооружения гражданской обороны, промышленные, технические и потенциально опасные объекты. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.
Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами.
Согласно СП 134.13330.2012, с АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:
- системы локальной автоматизации технологического оборудования (в части передачи информации о работе систем и тревожных ситуациях в АСУД);
- система двусторонней голосовой связи между диспетчером объекта и зонами безопасности инвалидов, а также лифтовыми холлами, где могут находиться инвалиды;
- система диспетчеризации подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система видеоконтроля работы подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения;
- система доступа в подъезд для инвалидов и маломобильных групп населения.
Автономный комплекс «Кристалл 331.207RS» для диспетчеризации 1–2 лифтов
Требования по диспетчеризации данных систем конкретизированы в других документах. Так, в СП 134.13330.2012 сформулированы требования к техническим помещениям для размещения оборудования электросвязи, в частности:
«В каждом пожарном отсеке рядом со слаботочным стояком (или вблизи от него) должны быть расположены специальные помещения для размещения оборудования систем электросвязи здания. Помещения должны быть глухими (без окон) и располагаться, как правило, на первом этаже здания с возможностью его посещения в любое время суток. Допускается размещение оборудования систем электросвязи в электрощитовой, при этом все шкафы и оборудование должны иметь степень защиты не ниже IР31 в соответствии с ГОСТ 14254.
В технически обоснованных случаях допускается проектировать помещения для размещения оборудования систем электросвязи и на других этажах, чердаках и в техническом подполье».
Также в данном СП приведены требования к прокладке сетей систем электросвязи, в том числе:
- требования по устройству вводов в здания;
- требования по прокладке распределительных сетей по зданию.
Еще один свод правил из перечня документов к «ТР о безопасности зданий и сооружений» – СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей» – предписывает на автостоянках закрытого типа устанавливать приборы для измерения концентрации СО и соответствующую сигнализацию в помещении, где круглосуточно дежурит персонал. Логично, что для выполнения данного требования предусмотрена интеграция оборудования с системами диспетчеризации.
Имеются нормативные документы, не вошедшие в перечень к «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений», но представляющие интерес с точки зрения систем диспетчеризации. Один из них – СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа».
В преамбуле этого СП говорится: «В своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием: искусственного освещения, электроснабжения, схем электрических сетей, распределительных и групповых сетей, защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В, электрического отопления и горячего водоснабжения». Большая часть СП этим вопросам и посвящена. Однако в последнем, 18‑м, пункте, обозначенном как «Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления», приведены общие положения, регламентирующие проектирование и размещение автоматизированных систем учета, контроля и управления. Помимо этого, в СП формулируются необоснованные требования к структуре АСУД, ее программному обеспечению, а также неоднозначные требования к каналам связи. Очевидно, в связи с этим в актуализированной редакции СП диспетчеризация лифтов выведена из-под некорректных требований к АСУД в отдельную систему диспетчерского контроля лифтов (СДК).
СП 256.1325800.2016 не входит в перечни к техническим регламентам. Следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер. Тем не менее требования к размещению и монтажу оборудования, приведенные в данном СП, представляются вполне разумными и могут быть использованы в работе. В приложении к данному СП имеется таблица с объектами и объемами оснащения АСУД жилых и общественных зданий за исключением диспетчеризации лифтов.
Есть еще один документ, касающийся диспетчеризации, это ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий».
Несмотря на то что документ вступил в действие в 1990 году и содержит некоторые анахронизмы (ссылки на исполком Советов народных депутатов), он является наименее противоречивым и самым полным с точки зрения объектов и объемов диспетчеризации. Эти данные приведены в приложении 2 к ВСН. Необходимо учитывать, что требования к диспетчеризации лифтов, приведенные в данном документе, являются устаревшими, и в этой части нужно использовать другие нормативные документы.
Следующий свод правил, входящий в перечень к регламенту и касающийся систем диспетчеризации, это СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В данном СП установлено, что замкнутые пространства зданий, где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами.
Кроме того, в СП 59.13330.2012 прописаны требования по диспетчеризации платформ для инвалидов. Данные требования конкретизированы в ГОСТ Р 55641-2013 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль».
В соответствии со сводом правил необходимо, чтобы до сведения диспетчера доводилась следующая информация:
- о срабатывании электрической цепи безопасности;
- об открывании дверей (крышек) шкафа управления и вводного устройства;
- о вызове обслуживающего персонала на переговорную связь.
Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двустороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе.
Объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:
- видеоконтроля зоны работы платформы;
- дистанционного отключения и включения энергоснабжения платформы;
- дистанционного отключения и включения дополнительного освещения в зоне работы платформы;
- переговорной связи обслуживающего персонала с лицом, находящимся на посадочной площадке.
Диспетчеризация лифтов
Диспетчеризация лифтов – отдельный раздел требований к АСУД.
В Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 011/2011 «Безопасность лифтов» устройство диспетчерского контроля определяется как техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером. В требованиях по диспетчеризации предусмотрено «оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне». Должно быть обеспечено снятие сигналов:
- о срабатывании электрических цепей безопасности;
- о несанкционированном открывании дверей шахты;
- об открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения.
Требования к диспетчеризации лифтов оказались разнесены по ряду ГОСТов:
- ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке»;
- ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования»;
- ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».
Во всех этих документах в разной форме изложены и дополнены требования технического регламента. Наиболее полно и логично требования к устройствам диспетчерского контроля сформулированы в ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».
Источник: dzen.ru
Автоматическая система управления и диспетчеризации: подключение АСУД
Оказываем услуги по подключению и настройке аппаратуры для диспетчеризации и систем автоматического управления (АСУД). Мы принимаем заявки по обслуживанию зданий и сооружений в Оренбурге и Оренбургской области.