Ассемблер что это за программа
4.1. Назначение языков ассемблера.
Ассемблер (от англ. assemble — собирать) — компилятор с языка ассемблера в команды машинного языка.
Сейчас разработка программ на ассемблере применяется в основном в программировании небольших микропроцессорных систем (микроконтроллеров), как правило, встраиваемых в какое-либо оборудование. Очень редко возникает потребность использования ассемблера в разрабатываемых программах в тех случаях, когда необходимо, например, получить наивысшую скорость выполнения определенного участка программы, выполнить операцию, которую невозможно реализовать средствами языков высокого уровня, либо уместить программу в память ограниченного объема (типичное требование для загрузчиков операционной системы).
Под каждую архитектуру процессора и под каждую ОС или семейство ОС существует свой ассемблер. Есть также так называемые кроссассемблеры, позволяющие на машинах с одной архитектурой (или в среде одной ОС) ассемблировать программы для другой целевой архитектуры или другой ОС и получать исполняемый код в формате, пригодном к исполнению на целевой архитектуре или в среде целевой ОС.
Hello World на Ассемблере (x86)
Язык ассемблера — тип языка программирования низкого уровня. Команды языка ассемблера один в один соответствуют командам процессора и представляют собой удобную символьную форму записи (мнемокод) команд и аргументов. Язык ассемблера обеспечивает связывание частей программы и данных через метки, выполняемое при ассемблировании (для каждой метки высчитывается адрес, после чего каждое вхождение метки заменяется на этот адрес).
Каждая модель процессора имеет свой набор команд и соответствующий ему язык (или диалект) ассемблера.
Обычно программы или участки кода пишутся на языке ассемблера в случаях, когда разработчику критически важно оптимизировать такие параметры, как быстродействие (например, при создании драйверов) и размер кода (загрузочные секторы, программное обеспечение для микроконтроллеров и процессоров с ограниченными ресурсами, вирусы, навесные защиты).
Связывание ассемблерного кода с другими языками. Большинство современных компиляторов позволяют комбинировать в одной программе код, написанный на разных языках программирования. Это дает возможность быстро писать сложные программы, используя высокоуровневый язык, не теряя быстродействия в критических ко времени задачах, применяя для них части, написанные на языке ассемблера. Комбинирование достигается несколькими приемами:
1. Вставка фрагментов на языке ассемблера в текст программы (специальными директивами языка) или написание процедур на языке ассемблера. Способ хороший для несложных преобразований данных, но полноценного ассемблерного кода с данными и подпрограммами, включая подпрограммы с множеством входов и выходов, не поддерживаемых высокоуровневыми языками, с помощью него сделать нельзя.
2. Модульная компиляция. Большинство современных компиляторов работают в два этапа. На первом этапе каждый файл программы компилируется в объектный модуль. А на втором объектные модули линкуются (связываются) в готовую программу. Прелесть модульной компиляции состоит в том, что каждый объектный модуль будущей программы может быть полноценно написан на своем языке программирования и скомпилирован своим компилятором (ассемблером).
ЯЗЫК АССЕМБЛЕРА С НУЛЯ | #1 НАЧАЛО
Достоинства языков ассемблера.
1. Максимально оптимальное использование средств процессора, использование меньшего количества команд и обращений в память и, как следствие, большая скорость и меньший размер программы.
2. Использование расширенных наборов инструкций процессора (MMX, SSE, SSE2, SSE3).
3. Доступ к портам ввода-вывода и особым регистрам процессора (в большинстве ОС эта возможность доступна только на уровне модулей ядра и драйверов)
4. Возможность использования самомодифицирующегося (в том числе перемещаемого) кода (под многими платформами она недоступна, так как запись в страницы кода запрещена, в том числе и аппаратно, однако в большинстве общедоступных систем из-за их врожденных недостатков имеется возможность исполнения кода, содержащегося в сегменте (секции) данных, куда запись разрешена).
5. Максимальная адаптация для нужной платформы.
Однако следует отметить, что последние технологии безопасности, внедряемые в операционные системы и компиляторы, не позволяют делать самомодифицирующего кода, так как исключают одновременную возможность исполнения программы и запись в одном и том же участке памяти (технология W^X).
Технология W^X используется в OpenBSD , в других BSD-системах, в Linux. В Microsoft Windows (начиная с Windows XP SP2) применяется схожая технология DEP.
Недостатки языков ассемблера.
1. Большие объемы кода, большое число дополнительных мелких задач, меньшее количество доступных для использования библиотек по сравнению с языками высокого уровня.
2. Трудоемкость чтения и поиска ошибок (хотя здесь многое зависит от комментариев и стиля программирования).
3. Часто компилятор языка высокого уровня, благодаря современным алгоритмам оптимизации, даёт более эффективную программу (по соотношению качество/время разработки).
4. Непереносимость на другие платформы (кроме совместимых).
5. Ассемблер более сложен для совместных проектов.
4.2. Синтаксис ассемблера.
Синтаксис общих элементов языка. В отличие от языков программирования высокого уровня, где основным элементом языка является оператор, синтаксически программа на ассемблере состоит из последовательности строк. Строка – основная единица ассемблерной программы.
Синтаксис строки имеет следующий общий вид:
4.3. Ассемблерные вставки в языках высокого уровня.
Языки высокого уровня поддерживают возможность вставки ассемблерного кода. Последовательность команд Ассемблера в С-программе размещается в asm-блоке:
Источник: www.sites.google.com
Что такое ассемблер для чайников
Попробуем разобраться с наводящим ужас на новичков, таким зловещим словом как «ассемблер». Выясним, для чего он нужен и стоит ли его изучать в 2022 году.

Собираем на дрон для штурмовиков Николаевской области. Он поможет найти и уничтожить врага

1. Что такое ассемблер?
Начнем с основ и разберемся с уровнями языков. Все языки программирования, а их в настоящее время создано довольно много, делятся на высокоуровневые и низкоуровневые. К первой категории относятся удобочитаемые, проблемно-ориентированные языки — простые для понимания людьми (как английский или русский).
На них легко разрабатывать и поддерживать любые приложения, сервисы, функционал для решения отдельных задач и т.д. К этой категории относятся большинство созданных ныне языков, например: C, Python, Pascal, Basic и другие.
ФІНАНСОВИЙ АНАЛІЗ
Опануйте Pметка>:] <команда> [<операнд>] [;<комментарии>]
Метка — это, своего рода, название для определенного фрагмента кода.
Скажем, если нам нужно пометить участок с которого мы хотим начать работать в следующий раз. Это аналог печально знаменитого Goto . Или текущий участок памяти, к которому мы захотим далее обратиться по данном метке.
Команда — специальное служебное слово или буквенное обозначение, переводимое компилятором в машинный код. Оно необходимо для лучшего восприятия сути прописанного функционала программистом.
Все это нужно для упрощения понимания ассемблера: для того, чтобы его команды хотя бы отдаленно напоминали человеческий язык.
Операнды отвечают за действия выполняемые командами. Например, какие из ячеек взять для вычислительных операций, в каких будет помещаться результат, а также за все дополнительные манипуляции осуществляемые с памятью.
Операндами могут стать имя регистра, любая ячейка памяти или служебная часть команды.
Ну а комментарии, как и в любом другом языке — обычное объяснение определенных участков кода, не влияющее на выполнение алгоритма программы.
Небольшой пример, где нам надо вычислить куб переменной х³, где х занимает ровно один байт. Вот как это будет выглядеть:
mov al, x ; Пересылаем x в регистр AL
imul al ; Умножаем регистр AL на себя, AX = x * x
movsx bx, x ; Пересылаем x в регистр BX со знаковым расширением
imul bx ; Умножаем AX на BX. Результат разместится в DX:AX
4. Какие программы нельзя написать на ассемблере?
Если подумать, то таковых нет. Все, что возможно сотворить на ПК, можно создать и на ассемблере. Ведь ассемблер — это ничто иное, как текстовое обозначение необработанного машинного языка, в который компилируются абсолютно все приложения, которые можно запустить на компьютере.
При большом желании можно разработать на нем даже веб-сайт, но чтобы такое сделать — надо абсолютным мазохистом. Ведь когда ты что-то пишешь на языке ассемблера — появляются ненужные проблемы, а именно:
- Низкая продуктивность , ведь все это можно безболезненно сделать на любом высокоуровневом языке.
- Отсутствие какой-либо структуры , из-за этого крайне страдает читабельность кода.
- Необходимость писать много одиночных букв, что увеличивает в разы риск возникновения потенциальных багов.
- Безопасность не на высшем уровне.
Итак, да, на ассемблере можно теоретически написать все — но целесообразно ли это?
5. Почему это круто?
Итак, для чего вам может понадобиться знания ассемблера:
- Чтобы выяснить внутреннее устройство всех компьютерных программ в деталях, до самого низкого уровня.
- Чтобы научиться делать программы для микроконтроллеров и адаптеров устройств.
- Чтобы понять принципы создания и работу языков высокого уровня.
- Для создания своего собственного компилятора, оптимизатора, виртуальной машины, драйвера и т.д.
- Для взлома, отладки или защиты компьютерных систем на самом низком уровне, ведь большинство изъянов безопасности можно проанализировать и найти только на уровне машинного кода.
Также используя ассемблер можно работать с ЦП и с памятью напрямую — при этом скорость обработки данных крайне высокая. Это потому, что процессорное время излишне не расходуется. В процессоре, работающем на частоте 3 гГц — ассемблером будет выполняться примерно 2,5 миллиарда команд в секунду. Это в тысячу раз больше, чем на том же Python и Javascript.
Ассемблерные программы не расходуют драгоценное место в памяти и именно по этой причине на нем пишут драйверы и управляющие программы, встраиваемые непосредственно в устройство.
Конечно, нельзя игнорировать тот факт, что современные компиляторы Си выдают машинный код практически не уступающий по скорости ассемблеру, но они все равно ему проигрывают.
6. Почему это сложно?
Чтобы кодить на ассемблере, нужно питаться железными бобами, иметь гранитное терпение, а еще:
- иметь полное понимание архитектуры процессора;
- хорошо разбираться в железе и особенностях работы процессорного взаимодействия;
- знать на зубок все команды, относящиеся именно к каждому конкретному типу процессора;
- побайтовый режим работы с данными (строки и массивы — это не про ассемблер, одинокие буквы — вот что вас ждет);
- иметь четкое понимание реализации нужной функциональности в ограниченных условиях.
А еще забудьте про привычные готовые библиотеки кода и наличие адекватных читабельных конструкций.
7. Тогда для чего он нужен?
Ассемблер необходим при разработке следующих вещей:
- драйверов;
- при программировании микроконтроллеров и процессоров;
- для быстрой разработки кусков операционных систем;
- антивирусов или вирусов.
Мы с вами уже говорили, что на языке ассемблера можно написать все что угодно, однако чаще всего его применяют там, где даже скорости и возможностей C++ недостаточно.
8. Стоит ли начинать изучать программирование с ассемблера в 2022 году?
В начале хотелось бы озвучить популярную крылатую фразу, которую довольно часто можно услышать в програмерской среде:
Хорошие программисты знают ассемблер, но почти никогда не пишут на нем.
Если вы выберете ассемблер в качестве первого языка, то каждый день при его изучении вас будет посещать мысль о том, что вы занимаетесь какой-то непонятной ерундой. Хотя польза от этого есть, ведь вы узнаете немало полезной информации о тайной работе компьютера, которая впоследствии вам обязательно пригодится, даже в высокоуровневом программировании.
Однако советовать кому-либо начинать свой путь с ассемблера — я бы не стал. Очень велик риск потери интереса к обучению быстрее, чем вы сможете достичь желаемого результата.
Конечно, в какой‑то момент, вам все равно придется с ним ознакомиться, особенно при программировании на Си, но начинать с ассемблера не стоит.
9. Насколько легче учить другие языки, когда уже знаешь ассемблер?
Язык ассемблера абсолютно не похож на высокоуровневые языки. Поэтому, расхожее мнение о том, что если знаешь один язык программирования, второй выучить очень легко — тут не работает. Вывод: после изучения ассемблера, другие языки придется осваивать почти с нуля.
Чем же он так отличается от других? Ну во-первых, переменная тут— это просто определенная область памяти. Нет распространенных типов данных вроде int или char , нет массивов, нет циклов, нет функций! Есть только память. Причем, даже если ты чего-то сделаешь не так — программа скорее всего скомпилируется, но обрушится в рантайме, без каких-либо сообщений об ошибке.
Поэтому начинать лучше с высокого уровня, например с Си. Изучив его, вам уже легче перенести свои знания на любой другой язык, будь то Java, Python или какой‑то еще, да и с ассемблером легче разобраться.
10. Востребованы ли специалисты по программированию на ассемблере?
Заглянув на популярные сайты по поиску работы, вам очень сильно повезет, если вы найдете хотя бы одну вакансию, в заголовке которой прописано слово «ассемблер». И это действительно так.
Крайне редко может появиться позиция, где одна из компаний будет искать волшебника 99 уровня, хорошо знающего внутренний мир компьютеров, умеющего латать систему без исходного кода, способного полностью подчинить себе любую операционку. Но это скорее исключение из правил.
Потребности в такой магии, на сегодняшний день — практически нет.
Но справедливости ради, надо отметить, что знание ассемблера, в совокупности с другими хорошими технологиями, поднимут вашу значимость в глазах работодателей и помогут вам устроиться на более доходную позицию.
Надеюсь, наша вводная статья была для вас полезна. Чтобы более детально начать изучать рассматриваемую нами тему, делимся ссылками на актуальные видеоролики по работе с ассемблером:
Источник: highload.today
Введение
Машинный код – система команд конкретной вычислительной машины (процессора), которая интерпретируется непосредственно процессором. Команда, как правило, представляет собой целое число, которое записывается в регистр процессора. Процессор читает это число и выполняет операцию, которая соответствует этой команде. Популярно это описано в книге Как стать программистом.
Язык программирования низкого уровня (низкоуровневый язык программирования) – это язык программирования, максимально приближённый к программированию в машинных кодах. В отличие от машинных кодов, в языке низкого уровня каждой команде соответствует не число, а сокращённое название команды (мнемоника). Например, команда ADD – это сокращение от слова ADDITION (сложение).
Поэтому использование языка низкого уровня существенно упрощает написание и чтение программ (по сравнению с программированием в машинных кодах). Язык низкого уровня привязан к конкретному процессору. Например, если вы написали программу на языке низкого уровня для процессора PIC, то можете быть уверены, что она не будет работать с процессором AVR.
Язык программирования высокого уровня – это язык программирования, максимально приближённый к человеческому языку (обычно к английскому, но есть языки программирования на национальных языках, например, язык 1С основан на русском языке). Язык высокого уровня практически не привязан ни к конкретному процессору, ни к операционной системе (если не используются специфические директивы).
Язык ассемблера – это низкоуровневый язык программирования, на котором вы пишите свои программы. Для каждого процессора существует свой язык ассемблера.
Ассемблер – это специальная программа, которая преобразует (компилирует) исходные тексты вашей программы, написанной на языке ассемблера, в исполняемый файл (файл с расширением EXE или COM). Если быть точным, то для создания исполняемого файла требуются дополнительные программы, а не только ассемблер. Но об этом позже…
В большинстве случаев говорят «ассемблер», а подразумевают «язык ассемблера». Теперь вы знаете, что это разные вещи и так говорить не совсем правильно. Хотя все программисты вас поймут.
ВАЖНО!
В отличие от языков высокого уровня, таких, как Паскаль, Бейсик и т.п., для КАЖДОГО АССЕМБЛЕРА существует СВОЙ ЯЗЫК АССЕМБЛЕРА. Это правило в корне отличает язык ассемблера от языков высокого уровня.
Исходные тексты программы (или просто «исходники»), написанной на языке высокого уровня, вы в большинстве случаев можете откомпилировать разными компиляторами для разных процессоров и разных операционных систем. С ассемблерными исходниками это сделать будет намного сложнее.
Конечно, эта разница почти не ощутима для разных ассемблеров, которые предназначены для одинаковых процессоров. Но в том то и дело, что для КАЖДОГО ПРОЦЕССОРА существует СВОЙ АССЕМБЛЕР и СВОЙ ЯЗЫК АССЕМБЛЕРА. В этом смысле программировать на языках высокого уровня гораздо проще. Однако за все удовольствия надо платить. В случае с языками высокого уровня мы можем столкнуться с такими вещами как больший размер исполняемого файла, худшее быстродействие и т.п.
- Emu8086. Хорошая программа, особенно для новичков. Включает в себя редактор исходного кода и некоторые другие полезные вещи. Работает в Windows, хотя программы пишутся под DOS. К сожалению, программа стоит денег (но оно того стоит))). Подробности см. на сайте http://www.emu8086.com.
- TASM – Турбо Ассемблер от фирмы Borland. Можно создавать программы как для DOS так и для Windows. Тоже стоит денег и в данный момент уже не поддерживается (да и фирмы Borland уже не существует). А вообще вещь хорошая.
- MASM – Ассемблер от компании Microsoft (расшифровывается как МАКРО ассемблер, а не Microsoft Assembler, как думают многие непосвящённые). Пожалуй, самый популярный ассемблер для процессоров Intel. Поддерживается до сих пор. Условно бесплатная программа. То есть, если вы будете покупать её отдельно, то она будет стоить денег. Но она доступна бесплатно подписчикам MSDN и входит в пакет программ Visual Studio от Microsoft.
- WASM – ассемблер от компании Watcom. Как и все другие, обладает преимуществами и недостатками.
- Debug — обладает скромными возможностями, но имеет большой плюс — входит в стандартный набор Windows. Поищите ее в папке WINDOWSCOMMAND или WINDOWSSYSTEM32. Если не найдете, тогда в других папках каталога WINDOWS.
- Желательно также иметь какой-нибудь шестнадцатеричный редактор. Не помешает и досовский файловый менеджер, например Волков Коммандер (VC) или Нортон Коммандер (NC). С их помощью можно также посмотреть шестнадцатеричные коды файла, но редактировать нельзя. Бесплатных шестнадцатеричных редакторов в Интернете довольно много. Вот один из них: McAfee FileInsight v2.1. Этот же редактор можно использовать для работы с исходными текстами программ. Однако мне больше нравится делать это с помощью следующего редактора:
- Текстовый редактор. Необходим для написания исходных текстов ваших программ. Могу порекомендовать бесплатный редактор PSPad, который поддерживает множество языков программирования, в том числе и язык Ассемблера.
И еще – исходный код, написанный, например для Emu8086, будет немного отличаться от кода, написанного, например, для TASM. Эти отличия будут оговорены.
Большая часть программ, приведённых в книге, написана для MASM. Во-первых, потому что этот ассемблер наиболее популярен и до сих пор поддерживается. Во-вторых, потому что он поставляется с MSDN и с пакетом программ Visual Studio от Microsoft. Ну и в третьих, потому что я являюсь счастливым обладателем лицензионной копии MASM.
Если же у вас уже есть какой-либо ассемблер, не вошедший в перечисленный выше список, то вам придётся самостоятельно разобраться с его синтаксисом и почитать руководство пользователя, чтобы научиться правильно с ним работать. Но общие рекомендации, приведённые в данной книге, будут справедливы для любых (ну или почти для любых) ассемблеров.
Источник: www.av-assembler.ru
Язык ассемблера

Язык ассемблера (автокод) — язык программирования низкого уровня. В отличие от языка машинных кодов, позволяет использовать более удобные для человека мнемонические (символьные) обозначения команд. При этом для перевода с языка ассемблера в понимаемый процессором машинный код требуется специальная программа, называемая ассемблером.
Команды языка ассемблера один к одному соответствуют командам процессора, фактически, они представляют собой более удобную для человека символьную форму записи (мнемокод) команд и их аргументов.
Кроме того, язык ассемблера обеспечивает использование символических меток вместо адресов ячеек памяти, которые при ассемблировании заменяются на автоматически рассчитываемые абсолютные или относительные адреса, а также так называемых директив (команд, не переводящихся в процессорные инструкции, а выполняемых самим ассемблером).
Директивы ассемблера позволяют, в частности, включать блоки данных, задать ассемблирование фрагмента программы по условию, задать значения меток, использовать макроопределения с параметрами.
Каждая модель (или семейство) процессоров имеет свой набор команд и соответствующий ему язык ассемблера. Наиболее популярные синтаксисы: Intel-синтаксис и AT
С использованием программирования на ассемблере производятся:
- Оптимизация критичных к скорости участков программ написанных на языке высокого уровня, таком как C++. Это особенно актуально для игровых приставок, у которых фиксированная производительность, и для мультимедийныхкодеков, которые стремятся делать менее ресурсоемкими и более популярными.
- Создание операционных систем (ОС). ОС часто пишут на Си, языке, который специально был создан для написания одной из первых версий Unix. Аппаратно зависимые участки кода, такие, как загрузчик ОС, уровень абстрагирования от аппаратного обеспечения — HAL и ядро, часто пишутся на ассемблере. Ассемблерного кода в ядрах Windows или Linux совсем немного, поскольку авторы стремятся к переносимости и надёжность, но тем не менее он присутствует. Некоторые любительские ОС, такие, как MenuetOS, целиком написаны на ассемблере. При этом MenuetOS помещается на дискету и содержит графический многооконный интерфейс.
- Программирование микроконтроллеров (МК) и других встраиваемых процессоров. По мнению профессора Танненбаума, развитие МК повторяет историческое развитие компьютеров новейшего времени. [1] На сегодняшний день для программирования МК весьма часто применяют ассемблер. В МК приходится перемещать отдельные байты и биты между различными ячейками памяти. Программирование МК весьма важно, так как, по мнению Танненбаума, в автомобиле и квартире современного цивилизованного человека в среднем содержится 50 микроконтроллеров. [2]
- Создание драйверов. Некоторые участки драйверов, взаимодействующие с аппаратным обеспечением, программируют на ассемблере. Хотя в целом в настоящее время драйверы стараются писать на языках высокого уровня в связи с повышенными требованиями к надёжности. Надёжность для драйверов играет особую роль, поскольку в Windows NT и Linux драйверы работают в режиме ядра. Одна ошибка может привести к краху системы.
- Создание антивирусов и других защитных программ.
- Написание трансляторов языков программирования.
Нелегальная сфера деятельности
Программирование на языке ассемблера характерно также для нелегальных сфер деятельности в ИТ, в частности, с использованием ассемблера производятся:
- Взлом программ. «Оригинал» ПО, копии которого продаются незаконно, если в нём использовались технические средства защиты авторских прав, вероятно, был взломан с помощью отладчика и знаний языка ассемблера. Это позволяет при помощи отладчика или дизассемблера найти внутри кода программы функцию, ответственную за ввод кода активации или прекращение работы демонстрационной версии программы. Взломщик может изменить исходный код программы при помощи специального редактора, либо создать генератор ключа. Первый способ более прост для конечного пользователя. Второй менее наказуем (УК РФ, ст. 272: до 2 лет). [3]
- Создание вирусов и других вредоносных программ (УК РФ, ст. 273: до 3 лет, при тяжких последствиях до 7 лет).
Связывание программ на разных языках
Поскольку на ассемблере часто разрабатываются только фрагменты программ, их необходимо связывать с остальными частями программной системы, написанными на других языках программирования.
Это достигается 2 основными способами:
- На этапе компиляции — вставка в программу ассемблерных фрагментов (привет) с помощью специальных директив языка (в частности, данный способ поддерживается языком программирования Си), в том числе написание функций на языке ассемблера. Способ удобен для несложных преобразований данных, но полноценного ассемблерного кода, с данными и подпрограммами, включая подпрограммы с множеством входов и выходов, не поддерживаемых высокоуровневыми языками, с помощью него сделать нельзя.
- На этапе компоновки, или раздельной компиляции. Для взаимодействия скомпонованных модулей достаточно, чтобы связующие функции (определённые в одних модулях и использующиеся в других) поддерживали нужные соглашения вызова (привет) и типы данных. Написаны же отдельные модули могут быть на любых языках, в том числе и на ассемблере.
Синтаксис
Синтаксис языка ассемблера определяется системой команд конкретного процессора.
Набор команд
Типичными командами языка ассемблера являются (большинство примеров даны для Intel-синтаксиса архитектуры x86):
- Команды пересылки данных (mov, lea и т. д.)
- Арифметичекие команды (add, sub, imul и т. д.)
- Логические и побитовые операции (or, and, xor, shr и т. д.)
- Команды управления ходом выполнения программы (jmp, loop, ret и т. д.)
- Команды вызова прерываний (иногда относят к командам управления): int, into
- Команды ввода/вывода в порты (in, out)
- Для микроконтроллеров и микрокомпьютеров характерны также команды, выполняющие проверку и переход по условию, например:
- cbne — перейти, если не равно
- dbnz — декрементировать, и если результат ненулевой, то перейти
- cfsneq — сравнить, и если не равно, пропустить следующую команду
Инструкции
Типичный формат записи команд: [метка:] опкод [операнды] [;комментарий]
где опкод (код операции) — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.).
В качестве операндов могут выступать константы, адреса регистров, адреса в оперативной памяти и пр.. Различия между стандартами Intel и ATT-синтаксис (оригинальные мнемоники приводятся к синтаксису AThttps://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0″ target=»_blank»]www.tadviser.ru[/mask_link]