Аспирантура это программа высшего образования

Содержание

Аспирантура — одна из форм подготовки кадров высшей квалификации.

Аспирантура была организована в СССР в 1925 году.

До 1 сентября 2013 г. аспирантура являлась одной из основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования.

С 1 сентября 2013 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации.

  • 1 Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • 2 Документы об окончании аспирантуры
  • 3 Государственная стипендия аспирантам
  • 4 Академический отпуск
  • 5 Отсрочка от армии
  • 6 Права работников, осваивающих программы аспирантуры по заочной форме обучения
  • 7 Особенности осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры научными организациями
  • 8 Адъюнктура, клиническая ординатура
  • 9 История аспирантуры в СССР
  • 9.1 История создания и развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР*

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [ ]

Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее — программы аспирантуры).

Бакалавриат или специалитет

Организации самостоятельно разрабатывают программы аспирантуры, при этом:

а) для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) по программам аспирантуры программы аспирантуры могут разрабатываться без учета федеральных государственных стандартов высшего образования (далее — ФГОСы) по соответствующим программам аспирантуры и соответствующих примерных основных образовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются Минобрнауки России;

б) для получения государственной аккредитации образовательной деятельности (далее — государственная аккредитация) по программам аспирантуры программы аспирантуры должны разрабатываться в соответствии с ФГОСами по соответствующим программам аспирантуры и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

Лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры или диплом кандидата наук, не вправе повторно (в третий раз, в четвертый раз и т.д.) обучаться по программам аспирантуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Эти лица могут повторно (в третий раз, в четвертый раз и т.д.) обучаться по программам аспирантуры за счет средств физических (в том числе собственных) и (или) юридических лиц по договорам об образовании.

Образовательную деятельность по программам аспирантуры вправе осуществлять образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования и научные организации, имеющие лицензии по этим программам.

Документы об окончании аспирантуры [ ]

Организации, имеющие государственную аккредитацию программ аспирантуры, выдают лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по этим программам, дипломы об окончании аспирантуры, образцы которых устанавливаются Минобрнауки России.

Организации, не имеющие государственной аккредитации программ аспирантуры, выдают лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по этим программам, документы о высшем образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются этими организациями (в образцах этих документов, в частности, нельзя использовать изображение Государственного герба Российской Федерации и слова «диплом об окончании аспирантуры»).

Государственная стипендия аспирантам [ ]

Государственная стипендия аспирантам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — стипендия), назначается в зависимости от успешности освоения программ аспирантуры на основании результатов промежуточной аттестации не реже двух раз в год.

Аспирант, которому назначается стипендия, должен соответствовать следующим требованиям:

а) отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»;

б) отсутствие академической задолженности.

В период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации стипендия выплачивается всем аспирантам первого года обучения.

Стипендия назначается распорядительным актом организации и выплачивается один раз в месяц, выплата стипендии прекращается с момента отчисления аспиранта из организации.

Размер стипендии определяется организацией с учетом мнения студенческого совета этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств стипендиального фонда, при этом размер стипендии не может быть меньше нормативов, установленных Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Правительством Российской Федерации установлены следующие нормативы для формирования стипендиального фонда стипендии аспирантам, обучающимся:

а) по программам аспирантуры по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Минобрнауки России, — в размере 6330 рублей в месяц;

б) по другим программам аспирантуры — в размере 2637 рублей в месяц.

Нахождение аспиранта в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты назначенной ему стипендии. Размер стипендии, выплачиваемой таким аспирантам, определяется размером стипендии, назначенной им на момент ухода их в академический отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при этом он не может быть меньше нормативов, установленных Правительством Российской Федерации.

Академический отпуск [ ]

В связи с невозможностью освоения программы аспирантуры по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам аспиранту может быть предоставлен академический отпуск на период времени, не превышающий двух лет.

Основанием для принятия решения о предоставлении аспиранту академического отпуска является его личное заявление, а также:

а) заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям);

б) повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу);

в) документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (при наличии).

Отсрочка от армии [ ]

Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам аспирантуры, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу в период освоения указанных программ, но не свыше установленных ФГОСами по этим программам сроков обучения, и на время защиты диссертации, но не более одного года после завершения обучения по соответствующей программе аспирантуры.

Читайте также:
Разработайте меню которое может быть в программе

Данная отсрочка предоставляется аспиранту вне зависимости от использования им до этого права на отсрочку при обучении по имеющей государственную аккредитацию программе специалитета или программе магистратуры по очной форме.

Права работников, осваивающих программы аспирантуры по заочной форме обучения [ ]

Работники, осваивающие программы аспирантуры по заочной форме обучения, имеют право на:

а) ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;

б) один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Особенности осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры научными организациями [ ]

Для осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры научной организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым самой научной организацией. При создании указанного подразделения для осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры в штатном расписании научной организации следует предусмотреть наличие должностей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

Для научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам аспирантуры, не является обязательным, в частности:

а) проведение самообследования;

б) создание ими специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

в) размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации и документов, указанных в части 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

===
Особенности «переходного» периода (2014 — 2015 годы) === Имеющиеся у организации лицензия по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее — программы ПВПО) и государственная аккредитация программ ПВПО должны быть переоформлены до 1 января 2016 года.

Для переоформления лицензии по программам ПВПО организация должна самостоятельно разработать и утвердить программы аспирантуры, направленность которых должна соответствовать направленностям программ ПВПО (их направленность, в свою очередь, соответствовала областям исследований в рамках научных специальностей, указанным в паспортах научных специальностей), по которым у организации имеется лицензия. При этом в заявлении о переоформлении лицензии указываются новое наименование программы аспирантуры и сведения, подтверждающие изменение ее наименования. В этом случае переоформление лицензии осуществляется Рособрнадзором в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Для переоформления свидетельства о государственной аккредитации организация должна разработать программы аспирантуры в соответствии с ФГОСами по соответствующим программам аспирантуры и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при этом направленность разработанных программ аспирантуры должна соответствовать направленностям программ ПВПО, по которым у организации имеется государственная аккредитация) и утвердить их. На основании заявления организации Рособрнадзор переоформляет свидетельство о государственной аккредитации, выданное ей до 1 сентября 2013 г. в отношении реализуемых ею программ аспирантуры (до 1 сентября 2013 г. это — программы ПВПО), на срок действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к переоформленному свидетельству о государственной аккредитации направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию программы аспирантуры (то есть, программы ПВПО). В этом случае свидетельство о государственной аккредитации переоформляется Рособрнадзором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации.

При наличии у организации временного свидетельства о государственной аккредитации, выданного до 1 сентября 2013 г. в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, свидетельство о государственной аккредитации выдается на основании заявления организации и ранее принятого Рособрнадзором решения о государственной аккредитации с указанием в приложении к свидетельству о государственной аккредитации направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию программы аспирантуры (то есть, программы ПВПО). В этом случае свидетельство о государственной аккредитации переоформляется Рособрнадзором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации.

Обучение лиц, зачисленных в аспирантуру до 1 января 2014 г. на обучение по программам ПВПО, осуществляется в соответствии с требованиями, действовавшими до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (то есть до 1 сентября 2013 г.), до завершения ими обучения в части, не противоречащей этому Федеральному закону, при наличии у организации, где обучаются эти лица, лицензии по указанным программам ПВПО либо переоформленной лицензии по программам аспирантуры, соответствующим этим программам ПВПО, по которым имелась лицензия до ее переоформления.

Адъюнктура, клиническая ординатура [ ]

  • Адъюнктура — аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений История аспирантуры в СССР [ ]

История создания и развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в СССР* [ ]

Украина [ ]

  • получение государственной стипендии установленного размера в случае зачисление на обучение с отрывом от производства по государственному заказу;
  • прерывание обучения по уважительной причине с дальнейшим его продолжением.
  • ежегодные каникулы продолжительностью до двух календарных месяцев, которые включаются в общий срок обучения в случае зачисления на обучение с отрывом от производства;
  • участие в выборах в органы самоуправления высшего учебного заведения, научного учреждения;
  • работу по совместительству в соответствии с законодательством Украины;
  • трудоустройство согласно типичному соглашению в случае зачисление на обучение по государственному заказу или контракту (в случае обучения вне государственного заказа).

Возложение высшими учебными заведениями, научными учреждениями на аспирантов и докторантов обязанностей, не связанных с подготовкой диссертации, запрещается.

Срок обучения в аспирантуре и пребывания в докторантуре включается в научно-педагогический стаж.

Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение 3 лет (при заочной форме — четырёх). Для поступления необходимо иметь квалификацию специалиста или магистра, получить согласие будущего научного руководителя и сдать 3 экзамена (специальность, иностранный язык, философия).

Результаты вступительных экзаменов в аспирантуру действительны в течение календарного года.

Аспирантам, обучающимся без отрыва от производства и успешно выполняющим индивидуальный план работы, по месту работы предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней для сдачи кандидатских экзаменов и выполнения работы над диссертацией и, по их желанию, в течение четырёх лет обучения — один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов средней заработной платы работника.

Читайте также:
Как избавиться от подсознательных программ

Для успешного окончания аспирантуры аспирант должен подготовить рукопись диссертации, а также сдать кандидатский минимум — 3 экзамена:

  • специальность;
  • иностранный язык;
  • философия.

Кандидатские экзамены принимаются организованно, два раза в год в форме сессий. В случае подачи соискателем в специализированный ученый совет диссертации до защиты кандидатский экзамен может быть принят вне сессии.

Источник: science.fandom.com

Для чего нужна аспирантура?

Для чего нужна аспирантура?

Аспирантура — это программа высшего образования для подготовки специалистов в конкретной научной области. Традиционно аспирантура была «академической», т.е сосредоточенной на создании оригинальных исследований. Она бывает «профессиональной», т.е. сосредоточенной на развитии навыков и знаний для конкретной профессии или сочетанием того и другого.

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспирантами принято называть учащихся на очных и заочных формах, а остальные – соискатели.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Кому нужна аспирантура

Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.

Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:

  1. Степень аспиранта необходима для вашей желаемой профессиональной области для того, чтобы вы могли легально практиковать или быть признанным профессионалом. Во-первых, определите, нужна ли вам сертификация или степень, чтобы соответствовать вашим профессиональным требованиям, и подумайте, есть ли программы, которые позволяют вам работать в обоих направлениях.
  2. Это может улучшить вашу карьеру, помочь получить навыки и знания или быть решающим фактором в переговорах о повышении заработной платы. Хотя степень не приводит автоматически к повышению в должности, зарплате или ответственности, это может быть очень полезным.
  3. Увеличение профессиональных возможностей и перспектив. Поступление в аспирантуру – это возможность получить передовые навыки и глубокие знания в области за пределами вашей специальности или обеспечить прочную основу в совершенно новой области. Помимо степени, аспирантура также является отличным местом для общения.
  4. Стремление развиваться и изучать определенную специальность. Возможно, нет немедленного практического применения для желаемой степени. Тяга к знаниям может быть одной из веских причин для поступления в аспирантуру, ведь это пространство для размышлений и погружения в предмет интереса, который недоступен за пределами академических кругов.
  5. Степень аспиранта может помочь быть лидером в области социального воздействия. Наряду с возможностями для развития своей собственной карьеры вы будете способствовать социальному развитию.
  6. По мере того, как вы продвигаетесь по уровням высшего образования, вы осваиваете, а затем становитесь производителем знаний. Именно это растущее чувство свободы воли, сопровождаемое опытом, позволяет мудрости расти. Быть аспирантом – значит соответствовать более высокому академическому стандарту.

Как стать аспирантом в университете

Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:

  • заявление
  • удостоверяющий личность документ;
  • диплом магистра или специалиста.

О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.

Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:

  • историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);
  • иностранный язык;
  • предмет по специальности.

Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.

На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Существует обязательная педагогическая практика. Аспирант преподает в вузе, его нагрузка каждый год составляет около 50 часов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

Читайте также:
Почему не грузятся программы из интернета

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Что дает аспирантура после окончания

Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.

При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.

Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:

  • научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
  • использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
  • получить опыт преподавания в высшей школе.

Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Источник: sibac.info

В университетах и институтах будут учить по новым правилам

Пилотный проект по реформе вышки пройдет в шести вузах в 2023/24 и 2025/26 учебных годах

Поделиться
Читать нас в

В университетах и институтах будут учить по новым правилам

В России вводятся новые уровни высшего образования — базовое и специализированное, а также один уровень профессионального образования — аспирантура. Такой эксперимент с этого года запустят в шести российских вузах. Соответствующий указ 12 мая подписал президент. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Что изменится для студентов и преподавателей, разбиралась «Парламентская газета».

Аспирантура станет научнее и доступнее

Как следует из текста указа, реформа высшего образования в России нужна для «подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы».

Для этого в шести вузах страны — МАИ, МИСИС, МПГУ, Балтийском федеральном университете, Петербургском горном университете и Томском госуниверситете — уже с этого года введут два уровня высшего образования: базовое и специализированное, а также один уровень профессионального образования — аспирантура.

Как следует из текста указа, срок освоения программ базового высшего образования составит от четырех до шести лет, а программ магистратуры специализированного высшего образования — от одного года до трех лет, в зависимости от направления подготовки.

Новые уровни заменят действующие сейчас бакалавриат, специалитет и магистратуру. При этом бакалавриат и специалитет фактически войдут в базовый уровень высшего образования, а магистратура, ординатура и ассистентура — в специализированный уровень.

Как подчеркивается в указе, на обучающихся, которые в следующие учебные годы будут осваивать программы базового и специализированного высшего образования, а также аспирантуры, «распространяются все предусмотренные для студентов права и социальные гарантии».

При этом, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александра Мажуги, новая система вышки даже расширяет возможности выпускников специалитета: «Теперь они смогут поступать в магистратуру на бюджетные места, сегодня такой возможности нет».

«Кроме того, в указе есть явный посыл к тому, чтобы вернуть аспирантуре изначальное предназначение. Это написание научного труда, разработка нового научного принципа или технологии. Именно для этого и была задумана аспирантура еще в СССР», — сказал депутат «Парламентской газете».

Вместо Болонской системы, только лучше

Реализация положений, которые заложены в указе главы государства, находится в рамках развития Послания Президента РФ Федеральному Собранию, подчеркнул Мажуга. «Тогда Владимир Путин отметил, что система высшего образования будущего должна быть основана на опыте советской школы, а также опыте последних десятилетий», — сказал депутат.

Напомним, в 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе высшего образования и перешла на систему «бакалавриат (4 года) — магистратура (2 года) — аспирантура (не менее 3 лет)».

«Необходимость трансформации системы высшего образования связана с выходом из Болонской системы высшего образования и разработкой уникальной, отечественной системы, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

При этом она отметила, что Минобрнауки подошло к вопросу создания собственной образовательной системы очень внимательно: «Все мы прекрасно понимаем, что лучше сосредоточиться на качестве образования, на содержании программ, на преподавателях, а не на его форме».

На парламентском контроле Госдумы и Совфеда

Если эксперимент в шести ведущих вузах признают удачным, его распространят на всю Россию, надеется Александр Мажуга: «Уверен, что это позитивно отразится на всей системе высшего образования страны».

При этом, по мнению главы профильного Комитета Госдумы Сергея Кабышева, реализация пилотного проекта возлагает особую ответственность на вузы-участники, «которые должны добросовестно и заботливо подходить к работе со студентами, в понятной, доступной форме разъяснять все детали пилотного проекта, не допускать какого бы то ни было ухудшения их правового положения».

Депутат также подчеркнул, что в равной мере должны быть учтены и интересы преподавательского корпуса. За этим будет тщательно следить думский Комитет по науке и высшему образованию, сказал Кабышев «Парламентской газете»: «Мы будем осуществлять парламентский контроль над реализацией пилотного проекта».

Читайте нас в Telegram

Просмотров

5346

Источник: www.pnp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru