Аспекты обучения иностранным языкам
Когда мы слышим словосочетание «урок иностранного языка», перед глазами многих из нас всплывают далекие картины из школьного детства или студенческой юности. Причем эти картины, увы, нередко далеки от идиллических: нудное заучивание малопонятных слов, словарные диктанты, однообразные грамматические упражнения и заучивание текстов и стихов. При этом многие из нас, даже имея в те годы отличные оценки по этому предмету, не могут похвастаться способностью вести общение на том языке, который изучали. Причем, вопреки здравому смыслу, иногда это касается даже выпускников институтов иностранных языков или факультетов романо-германской филологии, если они по каким-то причинам не работают по специальности.
С другой стороны, владение иностранным языком во многом определяет перспективы человека на рынке труда и в обществе: подобное требование сегодня очень часто предъявляют не только иностранные, но и отечественные работодатели. Что не лишено здравого смысла: во всех сферах деятельности количество международных контактов постоянно увеличивается. Следовательно, очевидно, что описанные результаты изучения иностранных языков – глубоко отрицательное явление. С чем именно оно связано? Попробуем разобраться.
Лекция 4 Аспекты в астрологии
В методической науке есть понятия, которые напрямую формируют то, каким именно будет урок иностранного языка сегодня. К ним относятся:
- Средства обучения,
- Методы обучения,
- Формы и приемы работы,
- Методика преподавания,
- Методическая концепция обучения.
Цель обучения иностранному языку
Впрочем, необходимо отметить, что все негативные моменты в системе преподавания иностранных языков в нашей стране в последние годы были всесторонне учтены, и государственная политика в этой сфере сегодня находится в кардинально иной плоскости: многие отечественные преподаватели активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами, обмениваются с ними методическими наработками, а учебные пособия и учебно-методические комплексы часто создаются в сотрудничестве с иностранными специалистами и выпускаются за рубежом (в частности, в Великобритании, в таком известном академическом издательском центре, как Oxford University Press). Кроме того, сама система подготовки преподавателей также стала кардинально иной, и на сегодняшний день по своей эффективности ничем не уступает странам Западного мира, а в отдельных случаях – даже является более эффективной.
Однако встает вопрос: каким же именно является урок иностранного языка сегодня? И каковы основные аспекты обучения иностранным языкам?
- Прежде всего, это касается используемых технологий. В настоящее время в процессе обучения иностранным языкам наибольшее внимание уделяется выработке коммуникативных навыков и умений: т.е. учащийся должен не только и не столько овладеть правилами грамматики и пополнить свой словарный запас, сколько научиться реализовать это в практике собственного общения. Иными словами – научиться говорить и писать на изучаемом языке. Следовательно, сегодня урок иностранного языка в большей степени проводится на этом языке, а в ряде случаев – только на нем. Такая практика имеет место, например, в Институте Гете в процессе интенсивного обучения немецкому языку.
- Второй момент – учет уровня владения языком на момент обучения. Опытный репетитор по английскому языку обязательно работает в формате, основанном на общепризнанной шкале. Существует международная уровневая шкала владения иностранными языками, и здесь важно правильно определиться с выбором той или иной методической технологии и средства обучения.
- Следующий аспект обучения иностранным языкам – это методы и приемы работы. Даже в средних школах сегодня используются такие формы работы, как урок-дискуссия, урок-обсуждение, урок-соревнование, а в отдельных случаях – урок в формате English Club, где учащиеся общаются непосредственно с носителями английского языка на общую тематику. Это – один из наиболее эффективных путей к развитию речевых навыков и умений.
- Еще одним важным аспектом является усиление позиции компьютерных технологий в структуре учебного процесса. В частности, на рынке присутствует множество обучающих программных продуктов, адресованных самой разной аудитории: начиная игровыми обучающими программами для учащихся начальной школы и заканчивая интенсивными курсами иностранных языков для профессионалов. Также многие учебные пособия и учебно-методические комплексы на бумажном носителе сегодня снабжены компакт-дисками с аудиоприложением или со специальными программами обучающего характера, которые также позволяют самостоятельно и объективно оценить собственный уровень знаний в формате теста.
- И, наконец, возвращаясь к тематике овладения лексикой и грамматикой изучаемых языков, хотелось бы отметить, что все сказанное выше ни в коей мере не подменяет собой необходимость знакомства с ними: любая речь на любом языке должна быть грамотной и соответствовать лингвистическим требованиям того языка, на котором она осуществляется. Однако разница здесь в том, что урок иностранного языка сегодня по своей сути это ставит не во главу угла, как ранее, а знакомит учащихся с грамматической природой языка параллельно с развитием речи. Именно это, по нашему мнению, и позволяет считать, что урок иностранного языка сегодня – намного более эффективен
- А. В. Языковая личность профессионального переводчика. / А.В. Бушев. Тверь, ТвГУ, 2010. – 167с.
- Седов, К.Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии Текст. / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.—Вып.2. С. 20-27.
- Тураева, З.Я. Лингвистика текста (Текст: Структура и семантика) Текст. / З.Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. – 127 с.
Источник: stegantsov.com
Аспекты в астрологии. Структура.
6.5. Сущность, аспекты, функции, цель и результат образования
В толковом словаре С.И. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение, в учебниках по педагогике – либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта и собственного развития,либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков, либо как социальное явление.
В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Таким образом, образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому педагогику рассматривают как науку об образовании человека.
Образование можно определить как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.
Аспекты образования
Наличие множества определений понятия «образование» показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат (табл. 2).
Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.
Многоаспектность образования (по б.С. Гершунскому)
Образование как ценность
Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; как «локомотив» общества, образование движет его вперед, обеспечивая должное развитие. Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.
Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей. Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на него особ
Продолжение табл. 2
ое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.
Образование как система
Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность:
• образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления;
• сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием, подведомственных им учреждений и предприятий
Образование как процесс
Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи. В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму:
• анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач;
• отбор содержания и средств достижения целей;
• планирование и осуществление образовательных действий;
• контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.
Окончание табл. 2
Образование как результат
Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются:
• реализация образовательных стандартов;
• развитие сети и укрепление учебно-материальной базы;
• развитие образовательных технологий;
• развитие системы органов управления образованием;
• достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом;
• уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся;
• уровень сформированности культуры;
• состояние здоровья обучающихся;
• качество знаний, умений и навыков;
• сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию.
Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).
Функции образования
В рамках личностно-ориентированной концепции образование должно обеспечивать приоритет развития над обучением, выполнять как социальные, так и личностные функции.
Таким образом, мы увидели, что образование – очень сложное, многоаспектное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:
- социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития, является составным компонентом культуры;
- открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
- целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
- достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, а также для взаимообразования.
Источник: studfile.net
АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ
Одна из составных частей системы обучения языку как средству общения: лексике, грамматике, фонетике, стилистике, анализу текста, переводу, лингвострановедению. См. также аспектное обучение.
Найдено схем по теме — 2
Найдено научных статей по теме — 15
Методические аспекты e-learn обучения
Каплунова А.Д., Дробышев Е.А.
В статье освещаются особенности современных образовательных технологий, методов и форм обучения в вузе для проведения занятия в системе дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных образовательных технологи
О некоторых аспектах обучения геометрии
Мехтиев М.Г., Исмаилова З.Н.
в статье говорится о некоторых аспектах обучения геометрии в школе, о требованиях, предъявляемых к современным учебникам по геометрии для общеобразовательных учреждений
Методические аспекты обучения аудированию
Яковлева Ольга Игоревна
Данная статья рассматривает методические аспекты обучения аудированию и их практическое применение на этапах отбора аудиоматериалов, подготовки упражнений и проведения занятий.
Философские аспекты электронного обучения
Черкасов Кирилл Владимирович, Чистякова Наталья Сергеевна, Чернов Виктор Викторович
В данной статье рассмотрено электронное образование в Российской Федерации, последствия внедрения и качество образования после нововведений.
Лингвокультурологический аспект в обучении
С.Х. Сагантаева, А.А. Тилембаева, З.М. Мезгильбаева
Усиление международных контактов, увеличение интереса к изучению языков приводит к активизации межкультурного общения, что делает чрезвычайно актуальной проблематику соотношения языка и культуры как на национальном, так и на межна
Технологический аспект в методике обучения
Кобзева Надежда Александровна
Представлены технологические аспекты в методике обучения, которые учитываются при обучении иностранному языку в Томском политехническом университете.
Обучение в диалоге: кибернетический аспект
Фирстов Виктор Егорович
Представлены некоторые кибернетические модели диалогового обучения, построенные в рамках теории конечных автоматов.
Когнитивный аспект обучения истории искусств
Галаганова Елена Захаровна
В статье исследуются особенности формирования когнитивных умений в процессе обучения истории искусства в художественном колледже.
Теоретические аспекты дистанционного обучения
Чефранова А.О.
Теоретические аспекты активных методов обучения
Вахрушева Т. Ю.
В связи с реформированием высшего образования подготовка специалистов для всех отраслей требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высшем учебном заведении.
Обучение иностранному языку в прикладном аспекте
Майоров А. П.
В статье обосновывается необходимость более последовательного использования результатов теоретических лингвистических исследований в прикладном аспекте.
Методические аспекты адаптивного обучения физике
Пигарев Александр Юрьевич
Предлагается методика адаптивного обучения физике школьников старших классов и студентов первых курсов нетехнических направлений, испытывающих объективные устойчивые трудности при изучении данной дисциплины.
Теоретические аспекты системы обучения персонала
Савицкая В.В., Поворина Е.В.
В статье рассматривается процесс обучения персонала, определяются цели обучения персонала, их влияние на задачи обучения персонала. При рассмотрении видов обучения персонала приводится их характеристика.
Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект
Городецкая Наталья Ивановна
В работе представлены результаты экспериментальной деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику дистанционного обучения.
Теоретические аспекты управления качеством обучения
Феоктистова А. И.
Рассмотрены теоретические аспекты оценивания качества обучения в вузе. Определены перспективные модели управления процессом обучения и оценки его эффективности.
Найдено книг по теме — 1
Похожие термины:
АСПЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Направление в преподавании языка, при котором отдельно отрабатываются языковые явления разных системных уровней (фонетика, лексика, грамматика, стилистика) с выходом в речевую практику. При А. о. з
АСПЕКТНО-КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Направление в преподавании языка, при котором в рамках практического курса выделяются отдельные аспекты обучения, представляющие разные уровни языка (фонетический, лексический, грамматический),
Процессуальный аспект обучения
предполагающий разработку и реализацию процедур (операций) познавательной деятельности, соответствующих проблемным задачам обучения. Составная часть технологизированного обучения. Освоение уч
Содержательный аспект обучения
касающийся содержания программированных знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения учащихся к действительности. Определяет собственно предмет учебно-воспитательной работы, п
Источник: didacts.ru
Аспекты программы обучения что это
Цель всегда выступает как промежуточное звено между социальным и методическим: с одной стороны, она обусловлена объективными нуждами общества, с другой — она сама определяет всю систему обучения.
Формулируемая в настоящее время — цель научить учащихся общаться на иностранном языке — не отражает тех задач, которые стоят перед иностранным языком как учебным предметом в основной школе. При такой постановке цели она превращается в самоцель.
Как отмечают педагоги, сложилось «неправильное соотношение между обучением и воспитанием. Из средства воспитания обучение превратилось в самоцель» [М.Н. Скаткин]
Иностранный язык, как и любой другой предмет, должен вносить свою лепту в формирование личности учащегося обязательно по всем четырем аспектам в комплексе: обучение, познание, воспитание, развитие.
Чтобы использовать иностранный язык во благо обществу и себе, нужно знать те функции, которые способен выполнить иностранный язык, и во имя чего следует их выполнять.
Процесс овладения ИЯ может и должен нести ученикам иноязычную культуру. Под ней мы понимаем ту часть духовного богатства(культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах.
Учебный аспект обучения
1) развивать взаимопонимание и дружбу народов;
2) обогащаться иностранной культурой;
3) ускорять научный прогресс.
Познавательный аспект обучения
1. для приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка (литература, музыка, архитектура, живопись, история и т.д.); о взаимосвязях культур родного и иностранного языков;
2. для приобретения знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком;
3. для удовлетворения своих личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности — от профессиональной до хобби.
Познавательная деятельность, прежде всего, заключается в приобретении информации о культуре страны изучаемого языка. Основными каналами ее поступления являются чтение и аудировании. Большую роль в этом играют средства зрительной наглядности: иллюстрации, плакаты, схемы, альбомы с символикой страны и фотоальбомы, слайды, видеокассеты, репродукции картин, произведений искусства. Важным в усвоении страноведческой информации представляется сочетание вербального канала получения информации с визуальным.
Объектами усвоения познавательной деятельности являются:
a) сведения о социально-политической сфере страны изучаемого языка;
b) сведения о сфере материального производства;
c) сведения о сфере духовного производства;
d) сведения о сфере обслуживания в стране изучаемого языка.
Все эти сведения можно назвать фоновыми знаниями, необходимыми для овладения иноязычной культурой.
Из всего многообразия информации отбираются явления, события, факты, позволяющие создать у овладевающего иноязычной культурой картину страны изучаемого языка, аналог действительности. Самым существенным и высшим критерием отбора лингвострановедческого минимума является учебно-методическая целесообразность. Это требование является всеобъемлющим. Оно распадается на более конкретные критерии:
1) критерий ориентации на современную действительность страны или стран изучаемого языка;
2) критерий направленности учебного материала на типичные явления культуры [Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров];
3) критерий достоверности фактов;
4) критерий дополняемости, т. е. соотнесенность с подобным элементом культуры своей страны;
5) критерий учета возраста обучаемых и их интересов, времени на изучение иностранного языка;
6) критерий воспитательной ценности.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране. Сравнивая людей и страну изучаемого языка в различных исторических условиях, выявляя общее и специфическое в них, мы способствуем объединению, сближению наций. Сравнение требует «действующих» знаний, проявления собственного мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах. Таким образом, познавательный аспект тесно связывается с развивающим аспектом иноязычной культуры, а именно с мотивацией.
Источник: studbooks.net