Дислалия – это расстройство речи, при котором характерно неправильное произношение звуков. При этом нарушении остается нормальный слух и сохранность иннервации артикуляционного аппарата.
Формы дислалии
Врачи выделяют три основополагающие формы дислалии – функциональную и органическую.
1. Функциональная дислалия – проявляется в дефекте воспроизведения фонем, при этом нарушений артикуляционного аппарата не наблюдается.
Причины появления:
• общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, в период активного формирования речи;
• задержка психического развития
• минимальные мозговые дисфункции
• запоздалое развитие речи,
• нарушение фонематического восприятия;
• неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка
• ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи.
2. Механическая дислалия – возникает при дефектах в строении речевого аппарата – зубов, челюсти, языка и так далее.
Звук Л. Занятия с логопедом. Как научить говорить Л?
Стоит отметить, что не во всех проявлениях дислалии страдает произношение звуков. Бывали исключения, когда при наличии дефектов языка и зубов, были сформированы правильные звуки. Это происходило благодаря тому, что один и тот же звуковой эффект можно получить разными способами.
3. Возрастная дислалия — в 3 года у здорового ребенка должны сформироваться губные (П, М, Б), губно-зубные (В, Ф), заднеязычные (К, Г, Х) и переднеязычные (Т, Д, Н) и гласные звуки
До 4 лет правильными должны быть свистящие звуки, такие как С, З и Ц
До 5 лет формируются шипящие звуки – Ш, Щ, Ж, Ч
А к 6 годам, у ребенка должно сформироваться правильное произношение сонор – Р, Л, Й.
К этому моменту, если определенные звуки не сформировались – ставят диагноз физиологическая дислалия. Это означает что нарушение протекает правильно и эти дефекты ребенок перерастет самостоятельно. Однако стоит учесть, что это относиться только к отсутствию некоторых звуков в речи или замене сложных на простые. При искажении фонем в любом возрасте – необходима помощь логопеда.
Особенности нарушений при Дислалии.
При данном речевом нарушении пациент не может корректно произносить звуки – он заменяет одни другими, неправильно произносит определенные фонемы или вовсе их пропускает. Окончания слов воспроизводятся корректно. При Дислалии ребенок на слух различает все звуки речи, а если в чем-то ошибается – осознает это.
Несмотря на то, что дислалия нарушение не сложное, для его коррекции необходима помощь специалистов.
Для профилактики нарушения используются следующие меры:
• Ребенок должен слышать вокруг себя правильно поставленную речь
• Развивать и тренировать мышцы артикуляционного аппарата – для этого можно жевать твердую пищу, например.
• Не использовать при общении с ребенком уменьшительно-ласкательные слова
• Развивать мелкую моторику рук. Ребенок должен самостоятельно завязывать себе шнурки, застегивать пуговицы и так далее. Дело в том, что в работе головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, соответственно при развитии моторики, усиливается кровоснабжение и соответственно — центр речи.
Артикуляционная гимнастика. Логопед онлайн. Логоминутка Мишка Бо 1.
• Ребенок с трех лет должен уметь произносить рычащий звук. Если у него возникают проблемы с воспроизведением – нужно сразу обратиться к логопеду за помощью.
Механическая или органическая дислалия развивается в следствии приобретенных или врожденных особенностей строения артикуляционного аппарата. При условии, что все органы в порядке у ребенка, причиной функциональной дислалии могут быть плохая обучаемость или подражание взрослым. Неправильное звукопроизношение нельзя унаследовать, оно приобретается пациентом во время обучения.
Этапы коррекционной работы
Целью реабилитационной работы с пациентом выделяют правильную постановку воспроизведения звуков речи. Для достижения этой цели, пациент должен научиться распознавать фонемы и не смешивать их в восприятии.
Занятия с врачом-логопедом необходимо проводить с регулярностью 3 раза в неделю. Также родители должны проводить занятия с детьми дома самостоятельно, по заданию логопеда. Домашние тренировки рекомендуется проводить ежедневно по 5-15 минут, 2-3 раза на протяжении дня.
Для вылечивания дислалии предстоит продолжать занятия до 6 месяцев, в зависимости от тяжести недуга, возрастных особенностей пациента и регулярности занятий. К слову, дети дошкольного возраста быстрее избавляются от речевого недостатка, нежели дети более старшего возраста.
Работа с логопедом осуществляется поэтапно, а именно:
1 этап: врач начинает ставить произношение сначала легких звуков, а затем более сложных;
2 этап: объясняем ребенку что значит его дефект, что нужно делать, чтобы преодолеть его и так далее. Важно проговорить с пациентом эти вопросы, чтобы он относился более осознанно к занятиям и старался самостоятельно замечать свои ошибки;
3 этап: проводить лечение стоит комплексно, на данном этапе, помимо логопеда, стоит привлечь и других специалистов — воспитателей ДОУ, психологов, медицинских работников, родителей;
4 этап: логопед должен подходить к лечению ребенка индивидуально, подбирая ему задания по интересам и поощрять интерес ребенка своему дефекту;
5 этап: дифференцировать фронтальное обучение и индивидуальные занятия;
6 этап: работа с постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков.
Задачи логопеда при работе с дислалией:
1. Подготовить речевой аппарат пациента к правильному восприятию;
2. Развить правильный артикуляционный уклад;
3. Сформировать корректное произношение, с помощью специального речевого материала;
4. Научить ребенка самостоятельно себя исправлять
5. Закрепить сформированные речевые умения в разных коммуникативных ситуациях.
Методы логопедической работы включают в себя следующее:
наглядный метод;
словесный метод;
практический метод;
метод работы со специальным инструментарием (постановочные зонды, шпатели и другие технические средства).
Также, применение всех методов работы одновременно – повышает эффективность логопедического воздействия.
Логопедическое обследование
При обследовании пациента выявляется ранний анамнез развития ребенка. Затем проверяется постановка произношения фонем в речи. Следующим шагом в обследовании является выявление слуховой дифференциации. Диагностируется также словарный запас пациента и грамматический строй речи. В случае с детьми школьного возраста – исследуются особенности письма, так как дислалия может привести к осложнениям в овладении письмом.
Подготовительный этап
В самом начале работы врач составляет план решения следующих задач:
— Логопед должен наладить с пациентом дружескую связь, расположить к себе и адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям;
— Формирование осознанности ребенка к занятиям;
— Развить память и внимание;
— Обучить распознаванию фонем;
— Сформировать двигательные речевые навыки.
Подготовительный этап разделяют на следующие направления:
— Формирование фонематических процессов;
— Формирование артикуляционной моторики;
— Формирование мелкой моторики рук;
— Закрепить опорные звуки.
Развитие фонематических процессов.
Прежде чем приступить к развитию фонематических процессов, необходимо сформировать у пациента представление о звуке, который ему необходимо поставить. Нужно обучить ребенка различать конкретные звуки от похожих за звучанием.
Особенностями данной задачи выделяют:
1. Сначала нужно сформировать осознанную вовлеченность ребенка в процесс лечения;
2. Развитие восприятия фонем следует проводить в начале на материале слов.
3. Помочь пациенту отличать услышанные звуки в речи
Учитывая, что изначально артикуляционный уклад определенного звука не сформирован, невозможно работать над его различием. Однако, этот вид лечения на подготовительном этапе необходим, поэтому проводить его стоит на примере сохранных пар звуков в словах.
Чтобы научить различать определенный звук от его субститута, необходимо произносить его в восприятии.
Стоит запретить воспроизведение речевого материала с дефектным звуком, пока фонема не поставлена. Для этого необходимо изучение звукового состава слов. С этой целью пациентам дают задания на определение места звука в слове. Важно учитывать, что подобные здания должны проводиться только на материале гласных и простых согласных.
Из этого исходит что развитие фонематических процессов на подготовительном этапе проводится в следующих направлениях:
1. Восприятие – различение и восприятие звуков на слух;
2. Произношение – отработка речи на материале сохранных звуков.
Развитие артикуляционной моторики
Так как, при любой форме дислалии нарушено произношение звуков, необходимо поставить корректный артикуляционный уклад либо сформировать недостающие артикуляционные движения.
Грубые моторные нарушения отсутствуют, а значит тонус мышц в порядке. Однако у пациента не сформированы только отдельные произвольные артикуляционные движения. В таком случае развитие моторики должно быть произвольным, осознанным и направленным на развитие новых речевых укладов.
С этой целью, логопед формирует недостающие артикуляционные уклады согласно зрительному подражанию. Перед зеркалом ребенку демонстрируют необходимую позу органов артикуляции. Если возникают трудности, логопед помогает пациенту, с помощью пальцев или шпателя. Если же ребенок при этом все ровно не может физически подражать врачу, то проводится артикуляционная гимнастика.
Целями артикуляционной гимнастики выделяют:
1. Формирование кинестетических ощущений от движений речевого аппарата;
2. Создание артикуляционной позы.
Артикуляционная гимнастика развивает и формирует подвижность артикуляционных органов. Для этого логопеды применяют в своей практике: упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба и так далее. Логопедическая артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические занятия формируют умение создать и удержать нужную артикуляционную позицию. А динамические тренировки развивают оперативную переключаемость, динамичность и плавность движений.
В работе с языком используется упражнение «Иголочка», для него необходимо следовать инструкции:
— Приоткрыть рот
— Высунуть язык вперед
— Удерживать, считая про себя до 10
Еще одним динамическим упражнением является упражнение «Часики»: язык должен попеременно касаться левого и правого уголка рта, под счет раз – два.
Вышеописанные занятия должны выполнятся по команде, чтобы они были осознанными.
Во время работы с гимнастикой, логопед обязан выработать следующие качества:
1. Четкость выполнения упражнений. Качество определяется месторасположением формы речевого органа.
2. Структурированность и плавность движений. Упражнение должно выполнятся без лишних движений и толчков
3. Сохранять темп. Изначально задание нужно выполнять медленно, а затем быстрее. Пациент обязан научится самостоятельно менять темп артикуляционных движений
4. Закрепление результата. Артикуляционная поза должна удерживаться до 15 секунд
5. Переключаемость. Смена движений должна происходить плавно, но быстро
6. Движения органов симметрично к правой и левой стороне
При проведении артикуляционной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить занятия со статическими и динамическими упражнениями
2. Занятия с сочетанием языка и губ
3. Длительность занятий должна быть небольшой, чтобы не переутомить ребенка
4. Нужно развить самоанализ кинестетических ощущений со звучанием
5. Гимнастика должна проводиться в игровой форме
6. Задания выполняются в положении сидя, чтобы руки и мышцы были расслаблены
7. Постепенно усложняют артикуляционные занятия
8. Занятия проводятся перед зеркалом
С целью устранения губно-зубного произношения, используют следующие упражнения, для языка:
1. Придерживать язык на нижней губе и удерживать его на протяжении 5 секунд
2. Обнять языком верхнюю губу и удерживать эту позицию
3. Обнять языком верхнюю губу и закрыть языком рот в виде «ложечки» — рот закрыть после этого
Упражнения для губ:
1. Обнажить нижнюю челюсть, опустив нижнюю губу и удерживать на протяжении 5 секунд
2. Удерживать губы трубочкой на протяжении 5 секунд
3. Сделать губы трубочкой, а затем улыбнутся. Повторять попеременно меняя позицию губ под счет раз-два.
Как только упражнения должны выполнятся четко и грамотно, логопед предлагает ребёнку сделать одновременно две артикуляционные позиции и подышать или подуть, чтобы услышать звук «ш». Если звук звучит все еще не четко, работа по его уточнению продолжается с помощью дополнительных артикуляционных позиций.
Далее важно сформировать воздушную струю, для этого следуют инструкции:
1. Надуть щеки и удерживать в них воздух
2. Попеременно переносить воздух с одной щеки в другую
3. Втянуть щеки
Развитие мелкой моторики кистей рук
Обычно, при дислалии нарушены движения кистей рук. Для развития функций кистей рук, в практике используют мозаики, шнурование, застёгивание пуговиц, рисование, работа с ножницами, пластилином, действия с мелкими предметами и так далее.
Отработка опорных звуков
При дислалии сохраняются гласные и согласные звуки. Если артикуляция согласных и гласных некорректная, то проводится постановка нужных звуков, а затем их использование с укладами сложных звуков. К слову, звуки «ф», «в» — опорные для свистящих и шипящих фонем.
По форме образования они щелевые, для их воспроизведения необходима длительная, определенно направленная, воздушная струя. Звуки «ф», «в» являются одними из самых легких в произношении. Если пациент овладевает губно-зубными звуками, то автоматически развивается правильное произношение свистящих и шипящих звуков. Если эти фонемы неточные, то причина этому слабые артикуляционные мышцы губ. В данном случае, нужно формирование воздушной струи, которая необходима и для воспроизведения щелевых звуков.
Если ребёнок не может придержать кончик языка за верхними зубами и произносит их между зубами, то при произнесении фонем «р», «л» или шипящих звуков – язык точно также будет между зубами.
Если кончик языка пациента не может удерживаться между зубами, то будут страдать свистящие звуки.
Работая над артикуляцией звука «т», формируется правильный уклад звука «с». А если при этом соединить переднюю часть спинки языка с верхними резцами, то получиться звук «ц».
При работе со звуком «с», врач добивается целенаправленной воздушной струи, которая продвигается по середине языка. Соответственно, при отработке опорных звуков развивается двигательная и слуховая часть речи. Благодаря этому формируется анализ и синтез словосочетаний для быстрой автоматизации нарушенного звука.
Этап постановки звуков
На текущем этапе, логопед помогает сформировать правильное произнесение звука на специальном речевом материале. Для этого ставятся следующие задания: постановка звуков, их использование в речи, умение отбирать звуки, не смешивая их между собой.
Для постановки звуков используют 3 приёма: подражание, с механической помощью и смешанный.
Подражание представляет собой сознательные попытки ребенка выделить артикуляцию, благодаря которой произноситься звук, услышанный от логопеда. Первый метод дополняется пояснениями врача о том, какая позиция необходима в том или ином случае. После успешного выполнения описанных задач, врач использует прием постепенного поиска нужной артикуляции, который приводит к правильной постановке шипящих звуков, парных звонких и парных мягких.
Постановка звука с механической помощью, представляет из себя механическое воздействие на органы артикуляции специальными инструментами. Логопед просит воспроизвести фонему и повторить несколько раз, а во время повторения он меняет артикуляционный уклад звука, с помощью пальцев или зонда. Благодаря этому получается другой звук. Изначально ребенок не осуществляет какие-либо действия, но со временем он без механической помощи сможет принимать правильную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ объединяет два предыдущих. В данном случае главными инструментами является – подражание и объяснение. В данном случае логопед только объясняет ребенку какую артикуляционную позу ему необходимо принять, и ребенок самостоятельно воспроизводит её. Благодаря этому ребенок активен и быстрее запоминает, и воспроизводит звук в дальнейшем без механической помощи.
Этап автоматизации звуков (правила)
Процесс автоматизации звука проходит, с помощью тренировок на специально отобранных фразах с несложным фонетическим составом. С целью тренировки, используются слова с нужным звуком в начале, в конце или середине. Для начала прорабатывается звук в начале слова перед гласным, а затем глухой в конце. Под конец прорабатывается звук в середине, потому что он самый трудный.
Как только звуки в простых словах отработаны, можно перейти к произношению звука в слове с согласными. С целью автоматизации используют приемы подражания, то есть, отраженного повторения, а также самостоятельного проговаривания слов с изображения. Стоит не только ограничивать ребенка тренировками, стоит вводить игры и творческие задания, это поможет быстрее перейти от произнесения отдельных слов к самостоятельному формированию словосочетаний и высказываний.
Для работы над автоматизацией звука вовлекают только один конкретный звук. При сложной степени дислалии можно вовлечь и несколько артикуляционно контрастных звуков. Важно именно контрастные, чтобы избежать интерференции.
В случае, если пациент не может воспроизводить противопоставленные звуки, то можно начать с одновременного подключения всех звонких фонем.
При затруднениях, отрабатывать стоит сначала фрикативные звонкие, а потом глухие. Зачастую, во время автоматизации пациент самостоятельно включает в свою речь поставленный звук. При условии, что ребенок, не смешивает звук с другими больше нет нужды в дальнейшей работе над ним.
Этап дифференциации звуков
Иногда бывают случаи, когда необходима продолжительная работа над звуком. Зачастую, связанная с его разграничением от других звуков. Пациента просят на слух различать попарные слова с новым звуком, а также с заменяемой фонемой. Также полезны занятия по произношению слов-паронимов, каждое из таких слов необходимо ввести в какой-то контекст. С этой целью проводят занятий, при которых просят отобрать картинки в названии или описании которых, содержится звук с, а затем выбрать со звуком ш. Ещё одним занятием предлагают разбор изображений по группам: с одной стороны рисунок за звуком с, а справа со звуком ш.
Полезными являются задания с самостоятельным подбором слов, в которых содержится определенный звук. Дети дошкольного возраста подключают к коррекционной работе – письмо.
Если у Вас, или у Вашего ребенка дислалия — то можно обратиться ко мне Логопеду Ирине Петровне, я могу Вам помочь (через скайп с веб камерой)
Источник: logopedistskype.com
Артикуляторная программа это в логопедии
Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.
Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.
Понятие об обратной связи. Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.
Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1) с помощью слуха;
2) через кинестетические ощущения.
При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.
Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.
Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс — о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу — импульсы идут от центра к периферии и далее — от периферии к центру.
Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей — динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.
Источник: pedlib.ru
Понятие об артикуляционной моторике
статья по логопедии (средняя, старшая группа)
В современном мире тема развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи не теряет своей актуальности. Особенно это актуально для детей с различными формами дизартрии. Так можно выделить, что дети со стертой формой дизартрии – это дети, обладающие особенностями в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Патологии речи разнообразны, они могут выражаться в нарушении произношения, грамматического строя речи, скудости словарного запаса, а кроме того в нарушении темпа и плавности речи. Дети с таким речевым нарушением особенно нуждаются в развитии артикуляционной моторики. В данном статье освещены основы изучения артикуляционной моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Понятие об артикуляционной моторике
Артикуляционная моторика– совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
В широком смысле слова под артикуляцией понимают двигательную активность мышц дыхательной системы, гортани, глотки, небной занавески, нижней челюсти, языка, губ.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А.
Каше и другие.
Артикуляция звуков речи – это непростой моторный навык, которым дошкольник овладевает с младенческих лет, проделывая массу различных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью. Точность, сила и дифференцированность данных движений формируются у ребенка со временем. Одним из условий для верного развития звукопроизношения считается достаточное формирование артикуляционной моторики. Для того чтобы грамотно проговаривать звуки речи, дошкольник должен обладать способностью воспроизводить требуемые артикуляторные уклады, содержащие сложный комплекс движений.
Артикуляционная моторика – это область логопедической деятельности, сопряженной с верным произношением звуков, которые входят в структуру общего артикуляционного уклада, состоящего в достаточной мере трудного комплекса движений. Работа над данными сферами ведется при учете условий необходимой координации и фонации, а кроме того при соотнесении с особыми слуховыми ощущениями при которых нужна довольно трудная работа с согласованностью работы нервнойсистемы и различных моторных мышц человека.Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения.
Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. В наибольшей степени подвижным речевым органом считается язык. Он состоит с корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю доли. Язык – массивный мышечный орган. При замкнутых челюстях он занимает практически всю ротовую полость.
Трудно переплетенная система мышц языка, многообразие точек их прикрепления гарантируют вероятность в крупных пределах менять форму, состояние и уровень напряжения языка. Это играет огромную роль, так как язык принимает участие в образовании абсолютно всех гласных и практически всех согласных звуков (исключая лабиализованные звуки). Существенная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Произношение и заключается в том, что перечисленные органы формируют щели, либо смычки, образующиеся при приближении либо прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ либо прижатии их к зубам.
Громкость и точность речевых звуков формируются благодаря резонаторам. Резонаторы размещены во всей надставной трубе.
Надставная труба – это все без исключения то, что находится выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. Надставная труба при образовании звуков речи осуществляет двойную функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора осуществляют голосовые складки, которые расположены в гортани).
Шумовым вибратором считаются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а кроме того прорываемые струей воздуха смычки между данными органами. При помощи шумового вибратора возникают глухие согласные. При синхронном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) возникают звонкие и сонорные согласные.
Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении абсолютно всех звуков русского языка. В случае если у человека правильная артикуляция, то носовой резонатор принимает участие только лишь в произнесении звуков «м» и «н» и их мягких разновидностей. При произнесении прочих звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и малым язычком, заслоняет доступ в полость носа.
Для того чтобы была реализована артикуляция слов в соответствии с запланированной информацией, в коре головного мозга выполняется подбор команд с целью организации речевых движений. Данные команды носят имя артикуляторной программы. Речевые движения осуществляются до такой степени точно, что в следствии образуются определенные звуки речи и складывается устная (либо экспрессивная) речь.Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.
Благодаря воспитанию правильной артикуляции у ребенка в будущем вырабатывается и безупречная дикция.Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
У детей дошкольного возраста состертой дизартрией обнаруживаются патологические отличительные черты в артикуляционном аппарате. Паретичностьмышц органов артикуляции выражается в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации апатичные; позу закрытого рта большинство детей не сохраняет, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в поднятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы апатичные, углы их опущены; в период речи губы остаются апатичными и нужной лабиализации звуков не производится, что усугубляет просодическую сторону речи.
Язык при паретической симптоматике плоский, располагается на дне полости рта, вялый, кончик языка неактивный. При многофункциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость возрастает.
Спастичность мышц органов артикуляции выражается в последующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации жесткие, напряженные.Губы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией регулярно находятся в полуулыбке: верхняя губакак можно плотнее прижимается к деснам. В период выступления губки никак не принимают содействие в артикуляции звуков. Многочисленные дети, у которых отмечается такая симптоматика, никак не могут осуществлять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губки вперед, и др.Язык при спастическом симптоме больше изменен по форме: плотный, без выраженного кончика, неподвижный. Гиперкинезы при стертой дизартрии выражаются в виде дрожания, тремора языка и голосовых складок. Дрожание языка выражается при многофункциональных нагрузках.
Гиперкинезы языка больше сочетаются с высоким тонусом мышц артикуляционного аппарата. Апраксия при стертой дизартрии обнаруживается одновременно в неосуществимости исполнения тех или иных случайных движений руками и органами артикуляции.
В артикуляционном аппарате нарушение выражается в неосуществимости исполнения конкретных движений либо при переключении с одного движения к иному. Можно наблюдать кинетическую апраксию, если дошкольник никак не способен плавно приступать с одного движения к иному.
У других детей замечается кинестетическая апраксия, если дошкольник совершает беспорядочные движения, «нащупывая» подходящую артикуляционную позу. Девиация, т.е. отличия языка со средней линии, выражается кроме того при артикуляционных пробах, при многофункциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбочке со сглаженностью носогубной складки. Гиперсаливация (высокое слюнотечение) обусловливается только в период речи. Дети никак не могут преодолеть саливацию, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодия.
Таким образом, под артикуляцией подразумевают работу произносительных органов при образовании звуков речи, а также положение данных органов, необходимое с целью создания определенного звука. В широком смысле слова под артикуляцией подразумевают моторную динамичность мускул дыхательной системы, гортани, глотки, небной занавески, нижней челюсти, языка, губ.
Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. Самым подвижным речевым органом считается язык. Предпосылкой искажённого произношения звуков, как правило, считается недостаточность развития артикуляционной моторики, либо ее патология. Вследствие постоянных занятий артикуляционной гимнастикой развивается правильное произношение звуков.
- Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед.вузов. – М.: АСТ:Астрель, 2007.
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Белякова, Л. И.Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова, Н.Н.Волоскова. – М.: Просвещение: Владос, 2009.
- Сапрыкина О. В., Витязь Л. Н., Комарова С. Я. Особенности артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии // Молодой ученый. — 2017.
- Федосова О. Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.
Источник: nsportal.ru