ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг.
унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. — свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения.
Экспертиза учебников. Почему плохой учебник попадает в школу? Александр Архангельский
При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей).
При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.
Вариативность — один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Вариативность — основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.
Борис Юлин и Наталья Саакян//НУЖНО СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ УЧЕБНИКИ
Источник: knigi.studio
Вариативность – враг общедоступности? Учебники
В Госдуму внесен законопроект о создании общих линеек учебников по истории, русскому языку и литературе. Авторами поправок выступили депутаты Ирина Яровая, Франц Клинцевич, Николай Панков, Иван Квитка, Григорий Балыхин, Ирина Роднина.
Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год включал 2980 наименований, напоминают авторы законопроекта в пояснительной записке: «Очевидно, что при видимой вариативности учебников по одному учебному предмету ни сам учащийся, ни его родители, ни учителя фактически не осуществляют выбор учебников. У учащегося всегда один учебник, при этом неодинаковый со своими сверстниками, что является элементом не общего, а разобщенного образования. А следовательно, указанная вариативность противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования».Нарушается, по мнению депутатов, и принцип общедоступности образования, так как обучение по разным учебникам препятствует свободному выбору образовательной организации и возможности перевода школьника в процессе обучения.Законопроект предлагает закрепить федеральные государственные образовательные стандарты по истории, литературе и русскому языку в Федеральном перечне базовых учебников, состоящем из общих линеек по этим предметам.«У нас одна общая страна, одна общая история, одна общая культура, один общий язык, а следовательно, у детей может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник литературы, – заявила председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. – Это находится в контексте защиты национальных интересов, потому что каждое суверенное государство заинтересовано в том, чтобы сохранять национальную культуру, национальный язык и национальную историю».Согласно законопроекту комиссия, в которую войдут представители Минобрнауки, уполномоченных органов госвласти субъектов РФ, ученые и эксперты, будет на основе открытого конкурсного отбора формировать линейки базовых учебников. После этого они будут выставлены на общественную экспертизу.
Источник: ug.ru
Родители против учителей: «вариативность» образовательных программ, причина низкого уровня образования!
Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) опубликовала на своем сайте открытое письмо в поддержку новых образовательных стандартов для средней школы, которые недавно раскритиковали учителя литературы и преподаватели вузов. Члены организации обратились к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой.
Отметим, что буквально на днях участники заседания Совета Минобрнауки решили отправить на доработку проект единого образовательного стандарта для средней школы. Это произошло после того, как учителя и преподаватели литературы в открытом письме потребовали не принимать данный стандарт и нашли в нем множество опасных недочетов. В результате, было решено, что все предложения по совершенствованию документа будут приниматься до 28 марта.
В АРКС с мнением учителей не согласилась.
Родительская общественность встревожена известием о том, что новая редакция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования направлена на доработку. Мы с нетерпением ждали нового образовательного стандарта, который повысил бы уровень образования наших детей, объединил бы едиными требованиями образовательное пространство страны, сказано в открытом письме.
Родители уверены, что существующая «вариативность» образовательных программ, которую так не хотят потерять педагоги, стала причиной низкого уровня образования многих детей страны. Они уверены, что учителя часто перегружают учеников совершенно ненужной, а порой даже вредной для них информацией, в ущерб необходимым знаниям.
А право учителей переставлять произведения между классами зачастую приводит к тому, что наши дети из года в год вынуждены изучать один и тот же фрагмент одного и того же произведения, что делает процесс образования скучным, неинформативным, ориентированным на примитивный уровень развития учеников, отмечают в АРКС.
Поэтому, родители, наоборот, поддерживают введение единых стандартов, а также не считают излишним то количество произведений, которое в нем предписывается изучить каждому школьнику. По мнению АРКС, это поможет детям полностью идентифицировать себя как личность, ощутить себя частью великой русской культуры, понять роль русского народа в истории.
Сегодня именно мы – родители — являемся заказчиками образовательных услуг. Мы полностью поддерживаем новую редакцию ФГОС основного общего образования и просим принять все возможные меры для его введения в предложенном варианте, заключила родительская общественность.
Напомним, что педагоги, в отличие от АРКС, совершенно не поддерживают новый образовательный стандарт.
Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам, – писали они в открытом письме.
Учителя выразили удивление огромным списком произведений, которые должны изучить дети: «Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно. Программа перегружена произведениями (235 произведений за 5 лет обучения), зачастую объёмными и имеющими сложную художественную природу. Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке». Преподаватели потребовали организовать широкое обсуждение стандартов в профессиональном сообществе.
Так, например, преподаватель НИУ ВШЭ Сергей Волков заявлял на своей странице в Facebook:
По литературе там как бы это сказать — в общем, кранты. В стандарт опять внесли длиннющие списки книг, тем, понятий в невозможном объеме — 235 произведений с 5 по 9 класс. Причем их впервые с советского времени жестко привязали к годам обучения. Это — немыслимо. По факту в стране возникает одна-единственная программа, все нынешние будут свернуты.
Совета Минобрнауки услышал это мнение, но, как выяснилось позже, Ольга Васильева не присоединилась к критике учителей.
В «Гильдии словесников» начинают визжать и кричать, как вы убрали вариативность и хотите ввести 235 произведений с пятого по девятый классы, но при этом стыдливо умалчивая, что 2/3 произведений — это стихотворения, заявила министр.
Ольга Васильева указала, что прежняя система не давала равных возможностей всем детям, а новая позволит школьникам беспрепятственно продолжать обучение на любом этапе в любой школе России.
Источник: mgazeta.com