Презентация на тему: » Arena Пакет имитационного моделирования. 2 www.ArenaSimulation.com Требования к пакету имитационного моделирования Легкость использования Множество сфер.» — Транскрипт:
1 Arena Пакет имитационного моделирования
2 2 Требования к пакету имитационного моделирования Легкость использования Множество сфер применения Необходимый уровень детализации и сложности Быстрая скорость имитационного эксперимента Возможность обмена данными с другими приложениями Анимация Возможность проводить множество экспериментов Возможность анализа перед и после моделирования
3 3 История продуктов Arena 1982 первый имитационный язык для ПК (SIMAN) 1985 первая анимация для имитации на ПК (Cinema) 1993 первая система имитационного моделирования (Arena 1.0) 1995 первая система имитационного моделирования, сертифицированная Microsoft (Arena 2.0) 1997 первая система имитационного моделирования со встроенным VBA (Arena 3.0) 1998 первый масштабируемая система имитационного моделирования (Arena Business Edition — Arena 4.0) 2000 первая система имитационного моделирования для предприятий Arena 5.0 Arena Basic Arena Standard Arena Professional Arena Contact Center Arena Packaging Arena 6.0 Factory Analyzer Arena Arena 11.0
Business Studio: имитационное моделирование и функционально-стоимостной анализ
4 4 Преимущества Arena Естественная и последовательная методология моделирования –Графическая часть модели строится в соответствии с ее детализированностью и сложностью Масштабируемая архитектура –Легок для понимания начинающих пользователей –Достаточно мощный инструмент, способный удовлетворить запросы продвинутых пользователей Открытость –Поддержка Access, Excel, т.д. Полная поддержка имитационного проекта –Input Data Analysis, Process Documentation, Animation, Run Time, Output Analysis, Optimizer Академический стандарт –Изучается во многих высших заведениях по всеми миру –Академические версии программы Arena 5.0, Arena 9.0
5 5 Дополнительная информация Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.:ДИАЛОГ-МИФИ, с. Лоу А. М., Кельтон В. Д. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд.- С- Пб.: Питер, 2004.
Источник: www.myshared.ru
Система Arena
Одним из наиболее эффективных инструментов имитационного моделирования является система Arena фирмы System Modeling Corporation.
Arena позволяет строить имитационные модели, проигрывать их и анализировать результаты для самых разных сфер деятельности — производственных технологических операций, складского учета, банковской деятельности, обслуживания клиентов и т.д.
Имитационная модель Arena включает следующие основные элементы: источники и стоки (Create и Dispose), процессы (Process) и очереди (Queue).
Источники — элементы, от которых в модель поступает информация или объекты. Скорость поступления данных или объектов от источника обычно задается статистической функцией.
Лекция 1. Имитационное моделирование: определение, цели, задачи.
Сток представляет собой устройство для приема информации или объектов.
Перед стоками могут накапливаться объекты, которые организуются двумя способами: очередь и стек.
Очередь — это место хранения данных, где они ожидают обработки. Время обработки объектов (производительность) в разных процессах может быть разным. В результате перед некоторыми процессами могут накапливаться объекты, ожидающие своей очереди. Часто целью имитационного моделирования является минимизация количества объектов в очередях.
Тип очереди в имитационной модели может быть конкретизирован. Очередь работает по принципу [прим. корр.: здесь название принципа идет сразу за называемым словом, двоеточие не нужно] «первым пришел — первым обслужился» (FIFO: first-in — first-out).
Стек — пришедшие последними к стоку объекты первыми отправляются на дальнейшую обработку (LIFO: last-in — first-out). Альтернативой стеку может быть последовательная обработка в очереди.
Могут быть заданы и более сложные алгоритмы обработки очереди.
Процессы — это аналог работ в функциональной модели. В имитационной модели может быть много процессов, и для каждого задана своя производительность, временные и технологические характеристики.
Другим средством построения компьютерных имитационных моделей на рынке программных продуктов является система MATLAB в сочетании с пакетом визуального моделирования Simulink компании MathWorks [65].
Возможности пакета Simulink:
- визуальное представление логики функционирования компонент сложной системы и их взаимодействия;
- работа во внешнем режиме при использовании раздела PCTagert (универсальных PCI-контроллеров);
- управление и работа с внешними системами в режиме реального времени.
На рынке отечественных разработчиков существует универсальный пакет имитационного моделирования AnyLogic 4.1 российской компании XJ Technologies [66]. В AnyLogic представление модели является визуальным и иерархическим. Простой графический язык моделирования (основанный на UML-RT) оперирует понятиями объектов и связей между ними — дискретными (отправка сообщений произвольной структуры) и непрерывными (отслеживание показателей). Для описания сложного поведения пользователь может применять графические диаграммы переходов и состояний. Такие диаграммы позволяют визуально проектировать сложные бизнес-процессы и многошаговые действия с альтернативами. Описание поведения объектов производится с помощью фрагментов кода на языке Java: пользователю необходимо определить действия в специальных полях свойств элементов объектов, а весь рутинный код генерируется пакетом автоматически. При разработке моделей доступны все возможности языка Java. Это касается и организации доступа к базам данных. Когда базовых возможностей AnyLogic недостаточно (в некоторых случаях нужны многомерные массивы и календари), разработчик модели может использовать язык Java для создания дополнительных классов. Как и все выше рассмотренные пакеты, AnyLogic существенно снижает трудоемкость разработки модели по сравнению с универсальными системами разработки программного обеспечения, поскольку предоставляет в готовом виде:
- визуальный язык проектирования модели;
- ядро моделирования — планировщик событий, механизм обмена и распределения сообщений в соответствии с графическими свя-зями;
- средства представления результатов моделирования — графики, сбор статистики, анимация;
- средства инспекции модели — отображение всех имеющихся в системе объектов, информации о состояниях объектов, параметров и переменных;
- численные методы решения систем дифференциальных уравнений;
- классы распределений случайных величин;
- библиотеки блоков, аналогичных MATLAB/ Simulink.
Перечисленные возможности в комплексе позволяют разработчику не тратить время на базовые функции, а сосредоточиться на логике имитационной модели. Во всех случаях создавать имитационные модели без предварительного анализа бизнес-процессов не всегда представляется возможным. Действительно, не поняв сути бизнес-процессов предприятия, бессмысленно пытаться оптимизировать конкретные технологические процессы. Поэтому функциональные и имитационные модели не заменяют, а дополняют друг друга, при этом они могут быть тесно взаимосвязаны. Имитационная модель дает больше информации для анализа системы. В свою очередь, результаты такого анализа могут стать причиной модификации модели процессов. Наиболее целесообразно сначала создать функциональную модель, а затем на ее основе построить модель имитационную. Для поддержки такой технологии инструментальное средство функционального моделирования BPwin 4.0 имеет возможность преобразования диаграмм IDEF3 в имитационную модель Arena (версии 3.6 и выше). Для преобразования диаграммы IDEF3 в модель Arena необходимо, чтобы BPwin 4.0 и Arena были запущены одновременно. В BPwin 4.0 следует открыть диаграмму IDEF3, а затем выбрать меню File/Export/Arena. Далее экспорт производится автоматически. Поскольку имитационная модель имеет гораздо больше параметров, чем диаграмма IDEF3, в BPwin 4.0 существует возможность задать эти параметры с помощью свойств, определяемых пользователем (UDP, User Defined Properties). В поставку BPwin 4.0 входят примеры моделей с предварительно внесенными UDP для экспорта в Arena (Program Files/Computer Associates/BPwin 4.0/Samples/Arena/) и модель ArenaBEUDPs.bp1, в которой определены все необходимые для экспорта UDP и которую можно использовать в качестве шаблона для создания новых моделей. Рассмотрим основные элементы интерфейса программы ARENA [67]. На рис.12.2. приведен вид экрана с выведенными на него сведениями о программе. Нетрудно заметить, что внешне он в наибольшей степени похож на экран программы MS Visio Рис. 12.2. Сведения о программе Это закономерно, поскольку обе программы выполнены с соблюдением стандартов MS Windows. Более того, если рисование в Visio представляется разработчику более легким делом, чем аналогичная работа в ARENA, то он может изобразить логику процесса в Visio, после чего перейти в Arena и импортировать созданную диаграмму. Панели, расположенные в верхней части окна на рисунке, достаточно традиционны. Заметим лишь, что на второй линии пиктографических изображений расположены инструменты для изображения линий, связывающих блоки на диаграммах. Рассмотрим панель инструментов, расположенную вертикально в левой части окна на рис.12.3. Она называется Project Bar и размещается на экране путем установки галочки в соответствующем пункте меню группы View.





Источник: studfile.net
Arena: моделирование
Программный продукт Arena имеет удобный объектно-ориентированный интерфейс, а также обширный набор функциональных возможностей по адаптации к разным предметным сферам.
Основанием технологии моделирования Arena могут считаться язык моделирования SIMAN и анимационная система Cίnema Anίmation. Программа обладает гибкими и достаточно выразительными средствами моделирования. Для того чтобы отобразить результаты моделирования, в программе Arena используется система Cίnema Anίmation. Процесс моделирования состоит из следующего набора действий:
- Пользователь в пошаговом режиме формирует в визуальном редакторе программы Arena модель.
- Далее система выполняет генерацию по этой модели соответствующего кода на языке SIMAN,
- Затем выполняется автоматический запуск Cίnema Anίmation.
Моделирование в программе Arena
Интерфейс программы Arena имеет в своем составе набор различных средств для работы с данными. Общая структурная организация системы Arena показана на рисунке ниже.
Рисунок 1. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Arena является полноценным приложением операционной системы Windows. Она способна обеспечить следующие возможности:
- Совокупность стандартных функций и приемов работы с приложением.
- Наличие совместимости с общесистемным программным обеспечением (MS Office, CAD).
- Наличие возможности интеграции со специальным программным обеспечением, таким как, статистические модули Arena, системы управления базами данных (СУБД), генераторы отчетов и другим.
«Arena: моделирование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В программном продукте Arena выполнена стандартизация всех основных операций, а именно:
- Возможность работы с дисками, файлами, папками и тому подобное.
- Возможность работать с мышкой и клавиатурой.
- Возможность управлять окнами Windows-приложения.
- Возможность работать с основным меню и контекстным меню объектов.
- Возможность копировать, делать вставки, удалять и тому подобное.
Все рабочее пространство разбито на следующие представления:
- Flowchart view (представление блок-схемы), в котором могут отображаться графики и диаграммы, блоки модели, анимация и рисунки, компоненты управления и текст.
- Spreadsheet view (представление электронной таблицы), которое предназначено для табличного отображения применяемых моделью данных, редактирования объектов, отображения свойств всех моделирующих компонентов.
Программа Arena имеет в своем составе блоки моделирования, то есть, модули, и операции, то есть сущности. Сущности могут перемещаться между модулями по мере их обслуживания. Эффект от формирования имитационной модели может быть увеличен благодаря выполнению предварительного анализа бизнес-процессов. Это означает, что функциональные модели и имитационные модели способны дополнять друг друга, причем они могут обладать тесными взаимными связями. Имитационная модель способна предоставить больше информации для анализа системы, в свою очередь итоги этого анализа могут явиться причиной коррекций модели процессов.
Самым целесообразным считается вначале сформировать функциональную модель, а далее на ее базе выстроить модель имитационную. Для того чтобы поддержать такую технологию, инструментальное средство функционального моделирования BPwin обладает возможностью экспорта диаграммы IDEF3 в имитационную модель Arena.
В качестве примера рассмотрим моделирование системы массового обслуживания в программном пакете Arena. Выполним построение простой имитационную модели в программе Arena рабочей станции. Время поступления запросов в систему является экспоненциально распределенным, а в случае, если занято обслуживающее устройство, то запрос должен встать в очередь. Время обслуживания, которое так же является экспоненциально распределенным, составляет в среднем двадцать четыре минуты.
Выполним перемещением модулей Create, Process и Dispose в окно рабочего модуля, как показано на рисунке ниже.
Рисунок 2. Перемещение модулей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того чтобы задать свойства графическому модулю, следует дважды щелкнуть по нему и в диалоговом режиме осуществить задание значений параметров в соответствии с условием. Диалоговое окно со свойствами модуля Create показано на рисунке ниже.
Рисунок 3. Диалоговое окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поле Resources должно определять ресурсы или группы ресурсов, которые предназначены для обработки сущностей в данном модуле. Добавить ресурс можно при помощи клавиши Add:
Рисунок 4. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А в возникшем окне следует указать использование одного ресурса:
Рисунок 5. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того чтобы задать длительность моделирования, следует перейти в меню Run/Setup. В поле Replίcation Length необходимо установить длительность 5000, а в поле Time Units выбрать единицу измерения времени Mίnutes. В Base Tίme Unίts также следует указать Minutes, для того чтобы сгенерировать отчет в минутах.
Проигрывание модели необходимо начать командой Run/Go, а на рисунке ниже показан отчет по результатам проигрывания модели и дерево параметров.
Рисунок 6. Отчет по результатам проигрывания модели и дерево параметров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А в таблице ниже приведены результаты моделирования:
Рисунок 7. Таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник: spravochnick.ru