Система Arena
Одним из наиболее эффективных инструментов имитационного моделирования является система Arena фирмы System Modeling Corporation.
Arena позволяет строить имитационные модели, проигрывать их и анализировать результаты для самых разных сфер деятельности — производственных технологических операций, складского учета, банковской деятельности, обслуживания клиентов и т.д.
Имитационная модель Arena включает следующие основные элементы: источники и стоки (Create и Dispose), процессы (Process) и очереди (Queue).
Источники — элементы, от которых в модель поступает информация или объекты. Скорость поступления данных или объектов от источника обычно задается статистической функцией.
Сток представляет собой устройство для приема информации или объектов.
Перед стоками могут накапливаться объекты, которые организуются двумя способами: очередь и стек.
Очередь — это место хранения данных, где они ожидают обработки. Время обработки объектов (производительность) в разных процессах может быть разным. В результате перед некоторыми процессами могут накапливаться объекты, ожидающие своей очереди. Часто целью имитационного моделирования является минимизация количества объектов в очередях.
Бой Голышева vs Аракелян | Бемби vs Дворецкий. ОСТАНОВИЛИ БОЙ. PVP Арена
Тип очереди в имитационной модели может быть конкретизирован. Очередь работает по принципу [прим. корр.: здесь название принципа идет сразу за называемым словом, двоеточие не нужно] «первым пришел — первым обслужился» (FIFO: first-in — first-out).
Стек — пришедшие последними к стоку объекты первыми отправляются на дальнейшую обработку (LIFO: last-in — first-out). Альтернативой стеку может быть последовательная обработка в очереди.
Могут быть заданы и более сложные алгоритмы обработки очереди.
Процессы — это аналог работ в функциональной модели. В имитационной модели может быть много процессов, и для каждого задана своя производительность, временные и технологические характеристики.
Другим средством построения компьютерных имитационных моделей на рынке программных продуктов является система MATLAB в сочетании с пакетом визуального моделирования Simulink компании MathWorks [65].
Возможности пакета Simulink:
- визуальное представление логики функционирования компонент сложной системы и их взаимодействия;
- работа во внешнем режиме при использовании раздела PCTagert (универсальных PCI-контроллеров);
- управление и работа с внешними системами в режиме реального времени.
На рынке отечественных разработчиков существует универсальный пакет имитационного моделирования AnyLogic 4.1 российской компании XJ Technologies [66]. В AnyLogic представление модели является визуальным и иерархическим. Простой графический язык моделирования (основанный на UML-RT) оперирует понятиями объектов и связей между ними — дискретными (отправка сообщений произвольной структуры) и непрерывными (отслеживание показателей). Для описания сложного поведения пользователь может применять графические диаграммы переходов и состояний. Такие диаграммы позволяют визуально проектировать сложные бизнес-процессы и многошаговые действия с альтернативами. Описание поведения объектов производится с помощью фрагментов кода на языке Java: пользователю необходимо определить действия в специальных полях свойств элементов объектов, а весь рутинный код генерируется пакетом автоматически. При разработке моделей доступны все возможности языка Java. Это касается и организации доступа к базам данных. Когда базовых возможностей AnyLogic недостаточно (в некоторых случаях нужны многомерные массивы и календари), разработчик модели может использовать язык Java для создания дополнительных классов. Как и все выше рассмотренные пакеты, AnyLogic существенно снижает трудоемкость разработки модели по сравнению с универсальными системами разработки программного обеспечения, поскольку предоставляет в готовом виде:
- визуальный язык проектирования модели;
- ядро моделирования — планировщик событий, механизм обмена и распределения сообщений в соответствии с графическими свя-зями;
- средства представления результатов моделирования — графики, сбор статистики, анимация;
- средства инспекции модели — отображение всех имеющихся в системе объектов, информации о состояниях объектов, параметров и переменных;
- численные методы решения систем дифференциальных уравнений;
- классы распределений случайных величин;
- библиотеки блоков, аналогичных MATLAB/ Simulink.
Перечисленные возможности в комплексе позволяют разработчику не тратить время на базовые функции, а сосредоточиться на логике имитационной модели. Во всех случаях создавать имитационные модели без предварительного анализа бизнес-процессов не всегда представляется возможным. Действительно, не поняв сути бизнес-процессов предприятия, бессмысленно пытаться оптимизировать конкретные технологические процессы. Поэтому функциональные и имитационные модели не заменяют, а дополняют друг друга, при этом они могут быть тесно взаимосвязаны. Имитационная модель дает больше информации для анализа системы. В свою очередь, результаты такого анализа могут стать причиной модификации модели процессов. Наиболее целесообразно сначала создать функциональную модель, а затем на ее основе построить модель имитационную. Для поддержки такой технологии инструментальное средство функционального моделирования BPwin 4.0 имеет возможность преобразования диаграмм IDEF3 в имитационную модель Arena (версии 3.6 и выше). Для преобразования диаграммы IDEF3 в модель Arena необходимо, чтобы BPwin 4.0 и Arena были запущены одновременно. В BPwin 4.0 следует открыть диаграмму IDEF3, а затем выбрать меню File/Export/Arena. Далее экспорт производится автоматически. Поскольку имитационная модель имеет гораздо больше параметров, чем диаграмма IDEF3, в BPwin 4.0 существует возможность задать эти параметры с помощью свойств, определяемых пользователем (UDP, User Defined Properties). В поставку BPwin 4.0 входят примеры моделей с предварительно внесенными UDP для экспорта в Arena (Program Files/Computer Associates/BPwin 4.0/Samples/Arena/) и модель ArenaBEUDPs.bp1, в которой определены все необходимые для экспорта UDP и которую можно использовать в качестве шаблона для создания новых моделей. Рассмотрим основные элементы интерфейса программы ARENA [67]. На рис.12.2. приведен вид экрана с выведенными на него сведениями о программе. Нетрудно заметить, что внешне он в наибольшей степени похож на экран программы MS Visio






Виджеинг — Введение в Resolume Arena. Урок 1. FrontFX
Источник: studfile.net
Программа Arena — моделирование процессов
На 4 курсе обучения у нас была дисциплина, которая называется Имитационное моделирование экономических процессов.
Весьма интересный предмет, так как позволяет научиться моделировать загруженные процессы на предприятии и находить пути оптимизации.
Мы пользовались программой Arena, которая позволяет производить моделирование процессов. Многие студенты не могли найти ее в открытом доступе.
По этой причине, некоторые особо упорные студенты делали курсовую в Arena на университетских компьютерах, на которых была установлена данная программа.
Чтобы вы не повторяли данный квест, выкладываю программу арена на Облако Mail.ru, где вы можете ее скачать и пользоваться.
Огромным преимуществом программы Arena является то, что вы можете ее спокойно использовать без взлома и прочих решений. Во время установки, программа Arena запросит ввести код активации.
Вам необходимо ввести слово – student После этого, Arena установится на ваш компьютер, и вы сможете пользоваться этой программой для написания курсовой работы. Скачать программу Arena
Источник: ufacomputer.ru
Теоретическая часть
Arena — система имитационного моделирования, которая позволяет создавать динамические модели разнородных процессов и систем, оптимизировать построенную модель. Программа Arena снабжена удобным объектно-ориентированным интерфейсом, обладает широкими функциональными возможностями по адаптации к различным предметным областям.
Основой технологии моделирования Arena являются язык моделирования SIMAN и анимационная система Cinema Animation. Отличается гибкими и выразительными средствами моделирования. Отображение результатов моделирования в Arena выполняется с использованием Cinema Animation. Процесс моделирования организован следующим образом.
Сначала пользователь шаг за шагом строит в визуальном редакторе программы Arena модель. Затем система генерирует по ней соответствующий код на SIMAN, после чего автоматически запускается Cinema Animation.
Arena состоит из блоков моделирования (модули) и операций (сущности). Сущности двигаются между модулями по мере их обслуживания.
IDEF3 и Arena
Эффект от создания имитационных моделей увеличивается благодаря предварительному анализу бизнес-процессов. Таким образом, функциональные модели и имитационные модели дополняют друг друга, при этом они могут быть тесно взаимосвязаны. Имитационная модель дает больше информации для анализа системы, в свою очередь результаты такого анализа могут стать причиной модификации модели процессов. Наиболее целесообразно сначала создать функциональную модель, а затем на ее основе строить модель имитационную. Для поддержки такой технологии инструментальное средство функционального моделирования BPwin имеет возможность экспорта диаграммы IDEF3 в имитационную модель Arena.
Практическая часть
Моделирование СМО в пакете Arena
Построение простой имитационной модели
Построим простую имитационную модель в программе Arena на примере рабочей станции. Время поступления запросов в систему экспоненциально распределено, в случае занятости обслуживающего устройства запрос встает в очередь. Время обслуживания экспоненциально распределено со средним значением в 24 минуты.
Переместим модули Create, Process и Dispose в окно рабочего модуля.
Рисунок 1 — Имитационная модель работы рабочей станции
Для задания свойств графическому модулю дважды щелкнем по нему и в диалоге зададим значения параметров в соответствии с условием.
Рисунок 2 — Диалоговое окно свойств модуля Create
Поле Resources определяет ресурсы или группы ресурсов, которые будут обрабатывать сущности в этом модуле. Добавление ресурса осуществляется с помощью кнопки Add, в появившемся окне укажем использование одного ресурса.
Рисунок 3 — Диалоговое окно свойств модуля Process
Рисунок 4 — Диалоговое окно задания ресурсов в модуле Process
Рисунок 5 — Диалоговое окно свойств модуля Dispose
После задания каждого модуля модель принимает вид:
Рисунок 6 — Имитационная модель работы рабочей станции
Для задания длительности моделирования перейдем в меню Run/Setup. В поле Replication Length установим длительность 5000, а в поле Time Units единицу измерения времени Minutes. В Base Time Units также указываем Minutes для генерации отчета в минутах.
Рисунок 7 — Окно параметров моделирования
Проигрывание модели начнем командой Run/Go.
Рисунок 8 — Окно, появляющееся по завершению моделирования
Рисунок 9 — Отчет по результатам проигрывания модели, дерево параметров
Таблица 1. Результаты моделирования модели
Средняя продолжительность пребывания запросов в системе
Панель слева — Preview
Entity — Time — Total Time (Average)
Среднее число запросов в очереди
Queue — Other — Number Waiting (Average)
Средняя продолжительность пребывания запросов в очереди
Queue — Time — Waiting Time (Average)
Среднее число запросов на обработке
Resourse — Usage — Number Busy (Average)
Среднее число запросов в системе
Среднее число запросов в очереди (Number Waiting) + среднее число запросов на обработке (Number Busy)
По результатам моделирования видно, что СМО работает стационарно, т.е. не образуется бесконечной очереди; среднее число запросов в системе, равное 3,87, можно считать удовлетворительным.
Для повторного проигрывания модели необходимо остановить предыдущую симуляцию командой Run/End.
Моделирование работы системы обслуживания покупателей на кассе супермаркета
Смоделируем работу системы обслуживания покупателей на кассе супермаркета, если известно, что поток покупателей имеет пуассоновское распределение со средним значением 5 минут (обозначается POIS(5)), а время обслуживания на кассе занимает от 2 до 10 минут с наиболее вероятным значением 3 минуты (используется распределение Triangular). Какое среднее время ожидания покупателей в очереди, если длительность моделирования составляет 15 часов?
Переместим модули Create, Process и Dispose в окно рабочего модуля.
Для задания свойств каждого графического модуля дважды щелкнем по нему и в диалоге зададим значения параметров в соответствии с условием.
Рисунок 10 — Диалоговое окно свойств модуля Create
Рисунок 11 — Диалоговое окно свойств модуля Process
Рисунок 12 — Диалоговое окно свойств модуля Dispose
После задания каждого модуля модель принимает вид:
Рисунок 13 — Имитационная модель системы обслуживания покупателей на кассе супермаркета
Для задания длительности моделирования перейдем в меню Run/Setup. В поле Replication Length установим длительность 900, а в поле Time Units единицу измерения времени Minutes. В Base Time Units также указываем Minutes для генерации отчета в минутах.
Рисунок 14 — Окно параметров моделирования
Таблица 2. Результаты моделирования модели
Средняя продолжительность ожидания покупателей в очереди
Queue — Time — Waiting Time (Average)
Разбор примера работы модели из примеров
Ответим на следующие вопросы:
— Какой процесс смоделирован?
— Что показывает график?
— Какой процент заявлений принят, а какой отклонен?
Рисунок 15 — Модель обработки документа «Mortgage Extention 1»
— Модель показывает систему обработки документа (закладной). Сначала документ регистрирует секретарша (иконка слева в нижней части рисунка, затем просматривает клерк (иконка справа). Затем клерк либо принимает документ, либо возвращает.
— Очередь документов показывается в виде набора иконок сверху от процесса Review Application и в виде графика в правой нижней части рисунка.
— 85,7% заявлений принят, 13,6% заявлений отклонен.
Источник: studbooks.net
Система Arena
Как вытекает из вышесказанного, имитационный эксперимент представляет собой многократный циклический процесс, в котором исследователь при помощи компьютерной модели проходит следующие стадии: ввод исходных данных, формирование условий имитационного сценария, проведение самого расчета, который может длиться от нескольких секунд до нескольких часов, сбор и сохранение результатов имитационного моделирования, анализ вариантов сценариев. Все эти стадии реализуются с помощью большого числа разнообразных операций обработки данных, требующих контакта (взаимодействия) человека с компьютером.
Очевидно, что для эффективной работы пользователя со сложной имитационной средой требуется организация рационального диалога между человеком и компьютером, с целью снижения загрузки на человека рутинными операциями и обеспечения комфортных условий для проведения анализа результатов и принятия решения.
Для этого создается диалоговая надстройка, которая берет на себя функции обучения, навигации и помощи пользователю на всех стадиях имитационного процесса. Концептуально диалоговая имитационная модель содержит следующие компоненты:
- база моделей, база входных и выходных данных, база сценариев — позволяют вести весь архив имитационного эксперимента и создают условия для дальнейшего глубокого и всестороннего анализа результатов моделирования (хранилище данных); среда имитационного моделирования — компьютерная среда, оснащенная специальным или типовым программным обеспечением, позволяющая создавать, корректировать имитационные модели заданного класса, получать и сохранять данные из хранилища данных;
- адаптивная диалоговая оболочка — выполняет функции обучения пользователей всем процедурам, как на этапах подготовки моде-ли, так и на этапах исполнения имитационного эксперимента, а также позволяет произвести ввод/вывод данных в хранилище, произвести аудит и администрирование хранящихся данных и сценариев.
Одним из наиболее эффективных инструментов имитационного моделирования является система Arena фирмы System Modeling Corporation.
Arena позволяет строить имитационные модели, проигрывать их и анализировать результаты для самых разных сфер деятельности — производственных технологических операций, складского учета, банковской деятельности, обслуживания клиентов и т.д.
Имитационная модель Arena включает следующие основные элементы: источники и стоки (Create и Dispose), процессы (Process) и очереди (Queue).
Источники — элементы, от которых в модель поступает информация или объекты. Скорость поступления данных или объектов от источника обычно задается статистической функцией.
Сток представляет собой устройство для приема информации или объектов.
Перед стоками могут накапливаться объекты, которые организуются двумя способами: очередь и стек.
Очередь — это место хранения данных, где они ожидают обработки. Время обработки объектов (производительность) в разных процессах может быть разным. В результате перед некоторыми процессами могут накапливаться объекты, ожидающие своей очереди. Часто целью имитационного моделирования является минимизация количества объектов в очередях.
Тип очереди в имитационной модели может быть конкретизирован. Очередь работает по принципу [прим. корр.: здесь название принципа идет сразу за называемым словом, двоеточие не нужно] «первым пришел — первым обслужился» (FIFO: first-in — first-out).
Стек — пришедшие последними к стоку объекты первыми отправляются на дальнейшую обработку (LIFO: last-in — first-out). Альтернативой стеку может быть последовательная обработка в очереди.
Могут быть заданы и более сложные алгоритмы обработки очереди.
Процессы — это аналог работ в функциональной модели. В имитационной модели может быть много процессов, и для каждого задана своя производительность, временные и технологические характеристики.
Другим средством построения компьютерных имитационных моделей на рынке программных продуктов является система MATLAB в сочетании с пакетом визуального моделирования Simulink компании MathWorks [65].
Возможности пакета Simulink:
- визуальное представление логики функционирования компонент сложной системы и их взаимодействия;
- работа во внешнем режиме при использовании раздела PCTagert (универсальных PCI-контроллеров);
- управление и работа с внешними системами в режиме реального времени.
На рынке отечественных разработчиков существует универсальный пакет имитационного моделирования AnyLogic 4.1 российской компании XJ Technologies [66]. В AnyLogic представление модели является визуальным и иерархическим. Простой графический язык моделирования (основанный на UML-RT) оперирует понятиями объектов и связей между ними — дискретными (отправка сообщений произвольной структуры) и непрерывными (отслеживание показателей). Для описания сложного поведения пользователь может применять графические диаграммы переходов и состояний. Такие диаграммы позволяют визуально проектировать сложные бизнес-процессы и многошаговые действия с альтернативами.
Описание поведения объектов производится с помощью фрагментов кода на языке Java: пользователю необходимо определить действия в специальных полях свойств элементов объектов, а весь рутинный код генерируется пакетом автоматически. При разработке моделей доступны все возможности языка Java. Это касается и организации доступа к базам данных. Когда базовых возможностей AnyLogic недостаточно (в некоторых случаях нужны многомерные массивы и календари), разработчик модели может использовать язык Java для создания дополнительных классов.
Как и все выше рассмотренные пакеты, AnyLogic существенно снижает трудоемкость разработки модели по сравнению с универсальными системами разработки программного обеспечения, поскольку предоставляет в готовом виде:
- визуальный язык проектирования модели;
- ядро моделирования — планировщик событий, механизм обмена и распределения сообщений в соответствии с графическими свя-зями;
- средства представления результатов моделирования — графики, сбор статистики, анимация;
- средства инспекции модели — отображение всех имеющихся в системе объектов, информации о состояниях объектов, параметров и переменных;
- численные методы решения систем дифференциальных уравнений;
- классы распределений случайных величин;
- библиотеки блоков, аналогичных MATLAB/ Simulink.
Перечисленные возможности в комплексе позволяют разработчику не тратить время на базовые функции, а сосредоточиться на логике имитационной модели.
Во всех случаях создавать имитационные модели без предварительного анализа бизнес-процессов не всегда представляется возможным. Действительно, не поняв сути бизнес-процессов предприятия, бессмысленно пытаться оптимизировать конкретные технологические процессы.
Поэтому функциональные и имитационные модели не заменяют, а дополняют друг друга, при этом они могут быть тесно взаимосвязаны. Имитационная модель дает больше информации для анализа системы. В свою очередь, результаты такого анализа могут стать причиной модификации модели процессов.
Наиболее целесообразно сначала создать функциональную модель, а затем на ее основе построить модель имитационную. Для поддержки такой технологии инструментальное средство функционального моделирования BPwin 4.0 имеет возможность преобразования диаграмм IDEF3 в имитационную модель Arena (версии 3.6 и выше). Для преобразования диаграммы IDEF3 в модель Arena необходимо, чтобы BPwin 4.0 и Arena были запущены одновременно. В BPwin 4.0 следует открыть диаграмму IDEF3, а затем выбрать меню File/Export/Arena. Далее экспорт производится автоматически.
Поскольку имитационная модель имеет гораздо больше параметров, чем диаграмма IDEF3, в BPwin 4.0 существует возможность задать эти параметры с помощью свойств, определяемых пользователем (UDP, User Defined Properties). В поставку BPwin 4.0 входят примеры моделей с предварительно внесенными UDP для экспорта в Arena (Program Files/Computer Associates/BPwin 4.0/Samples/Arena/) и модель ArenaBEUDPs.bp1, в которой определены все необходимые для экспорта UDP и которую можно использовать в качестве шаблона для создания новых моделей.
Рассмотрим основные элементы интерфейса программы ARENA [67].
На рис.12.2. приведен вид экрана с выведенными на него сведениями о программе. Нетрудно заметить, что внешне он в наибольшей степени похож на экран программы MS Visio
Рис. 12.2.Сведения о программе
Это закономерно, поскольку обе программы выполнены с соблюдением стандартов MS Windows. Более того, если рисование в Visio представляется разработчику более легким делом, чем аналогичная работа в ARENA, то он может изобразить логику процесса в Visio, после чего перейти в Arena и импортировать созданную диаграмму. Панели, расположенные в верхней части окна на рисунке, достаточно традиционны. Заметим лишь, что на второй линии пиктографических изображений расположены инструменты для изображения линий, связывающих блоки на диаграммах.
Рассмотрим панель инструментов, расположенную вертикально в левой части окна на рис.12.3. Она называется Project Bar и размещается на экране путем установки галочки в соответствующем пункте меню группы View.
Рис. 12.3.Открытие панели инструментов
Это базовый набор модулей, необходимый для описания моделируемых систем, в первую очередь — систем массового обслуживания. Он состоит из двух групп. Модули первой группы (желтые пиктограммы) предназначены для описания логики взаимодействия элементов системы. В этом они подобны блокам IDEF-диаграмм.
Однако каждый блок имеет специфику, которая отражена не только в его названии, но и форме. Эти модули называются Flowchart modules. Как ясно из названия, речь идет о потоках — в первую очередь, заявок и обслуживания. Модули второй группы ориентированы на детальное описание параметров (данных) Flowchart modules. Они так и называются — Data modules.
Им соответствуют пиктограммы в виде таблиц. Это как бы напоминает исследователю, что MS Excel является простым и удобным инструментальным средством записи, хранения данных и обмена ими между программами, ориентированными на расчеты.
Программа ARENA имеет большое число Flowchart modules и Data modules.
Они объединены в кластеры и могут загружаться в Project Bar из группы File, как показано на рис.12.4, рис.12.5, рис.12.6.
Рис. 12.4.Открытие панели шаблонов
Рассмотрим более детально процесс загрузки новых кластеров в программу
Первый этап. Для загрузки нового кластера необходимо открыть меню File/ Template Panel/Attach. После этого появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать соответствующий кластер (набор инструментов).
Кластеры можно как подключать, так и отключать. Для выгрузки кластеров необходимо выбрать пункт File/ Template Panel/Detach.
Помимо этого, в меню File есть кнопки, позволяющие создавать новые модели, сохранять их или открывать уже существующие, отправлять документы на печать и прочие функции, вызвать которые можно нажатием на соответствующий пункт меню.
Второй этап: выбор необходимого кластера в диалоговом окне Attach Template Panel. Программа ARENA обладает широким набором кластеров для более удобной работы. Как можно увидеть на рис.12.5, в программе представлены около 15 шаблонов. Используя эти наборы, можно значительным образом увеличить скорость и удобство работы.
Изначально в программе открыт кластер Basic Process.
Рис. 12.5.Выбор шаблона
Все представленные в кластере элементы (Flowchart modules и Data modules) можно применять для создания диаграмм.
Рис. 12.6.Элементы для создания диаграмм
Третий этап. Загрузка завершена. Как видно на рис.12.6, в меню инструментов добавилась новая вкладка с названием «Advanced Process».
Это напоминает загрузку тематических панелей в Visio. Однако ARENA — не «рисовалка», а мощное средство имитационного моделирования.
Программа ARENA позволяет создавать диаграммы, отражающие функционирование того или иного процесса. Процесс создания диаграмм во многом схож с таковым в MS Visio. Здесь также используется технология Drag and Drop, однако для некоторых процесс «рисования» в MS Visio будет более удобным и предпочтительным.
На рис.12.7 изображена диаграмма основной деятельности системы массового обслуживания с ожиданием на примере системы обслуживания клиентов с применением офисной АТС.
Рис. 12.7.Диаграмма основной деятельности системы массового обслуживания с ожиданием
Однако после ряда настроек ARENA позволяет, помимо построения диаграмм, проводить также имитационное моделирование. В результате проведения данной операции получаем результаты, которые можно использовать для дальнейшего анализа и построения новых моделей. Пример подобных результатов представлен на рис.12.8. Программа дает возможность проводить имитационное моделирование, но уже с другими параметрами.
Данный пример иллюстрирует только системы массового обслуживания с очередью. Существуют и другие системы, например, системы массового обслуживания с отказом, когда клиент не желает ждать. Также выделяют различные СМО в зависимости от того, поступают заявки извне или от элементов самой системы. Все эти модели можно создать и «проиграть» с применением программы ARENA.
Рис. 12.8.Результаты имитационного моделирования
Источник: studopedia.ru
Arena: моделирование
Программный продукт Arena имеет удобный объектно-ориентированный интерфейс, а также обширный набор функциональных возможностей по адаптации к разным предметным сферам.
Основанием технологии моделирования Arena могут считаться язык моделирования SIMAN и анимационная система Cίnema Anίmation. Программа обладает гибкими и достаточно выразительными средствами моделирования. Для того чтобы отобразить результаты моделирования, в программе Arena используется система Cίnema Anίmation. Процесс моделирования состоит из следующего набора действий:
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
- Пользователь в пошаговом режиме формирует в визуальном редакторе программы Arena модель.
- Далее система выполняет генерацию по этой модели соответствующего кода на языке SIMAN,
- Затем выполняется автоматический запуск Cίnema Anίmation.
Моделирование в программе Arena
Интерфейс программы Arena имеет в своем составе набор различных средств для работы с данными. Общая структурная организация системы Arena показана на рисунке ниже.
Рисунок 1. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Arena является полноценным приложением операционной системы Windows. Она способна обеспечить следующие возможности:
- Совокупность стандартных функций и приемов работы с приложением.
- Наличие совместимости с общесистемным программным обеспечением (MS Office, CAD).
- Наличие возможности интеграции со специальным программным обеспечением, таким как, статистические модули Arena, системы управления базами данных (СУБД), генераторы отчетов и другим.
«Arena: моделирование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
В программном продукте Arena выполнена стандартизация всех основных операций, а именно:
- Возможность работы с дисками, файлами, папками и тому подобное.
- Возможность работать с мышкой и клавиатурой.
- Возможность управлять окнами Windows-приложения.
- Возможность работать с основным меню и контекстным меню объектов.
- Возможность копировать, делать вставки, удалять и тому подобное.
Все рабочее пространство разбито на следующие представления:
- Flowchart view (представление блок-схемы), в котором могут отображаться графики и диаграммы, блоки модели, анимация и рисунки, компоненты управления и текст.
- Spreadsheet view (представление электронной таблицы), которое предназначено для табличного отображения применяемых моделью данных, редактирования объектов, отображения свойств всех моделирующих компонентов.
Программа Arena имеет в своем составе блоки моделирования, то есть, модули, и операции, то есть сущности. Сущности могут перемещаться между модулями по мере их обслуживания. Эффект от формирования имитационной модели может быть увеличен благодаря выполнению предварительного анализа бизнес-процессов. Это означает, что функциональные модели и имитационные модели способны дополнять друг друга, причем они могут обладать тесными взаимными связями. Имитационная модель способна предоставить больше информации для анализа системы, в свою очередь итоги этого анализа могут явиться причиной коррекций модели процессов.
Самым целесообразным считается вначале сформировать функциональную модель, а далее на ее базе выстроить модель имитационную. Для того чтобы поддержать такую технологию, инструментальное средство функционального моделирования BPwin обладает возможностью экспорта диаграммы IDEF3 в имитационную модель Arena.
В качестве примера рассмотрим моделирование системы массового обслуживания в программном пакете Arena. Выполним построение простой имитационную модели в программе Arena рабочей станции. Время поступления запросов в систему является экспоненциально распределенным, а в случае, если занято обслуживающее устройство, то запрос должен встать в очередь. Время обслуживания, которое так же является экспоненциально распределенным, составляет в среднем двадцать четыре минуты.
Выполним перемещением модулей Create, Process и Dispose в окно рабочего модуля, как показано на рисунке ниже.
Рисунок 2. Перемещение модулей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того чтобы задать свойства графическому модулю, следует дважды щелкнуть по нему и в диалоговом режиме осуществить задание значений параметров в соответствии с условием. Диалоговое окно со свойствами модуля Create показано на рисунке ниже.
Рисунок 3. Диалоговое окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поле Resources должно определять ресурсы или группы ресурсов, которые предназначены для обработки сущностей в данном модуле. Добавить ресурс можно при помощи клавиши Add:
Рисунок 4. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А в возникшем окне следует указать использование одного ресурса:
Рисунок 5. Окно программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для того чтобы задать длительность моделирования, следует перейти в меню Run/Setup. В поле Replίcation Length необходимо установить длительность 5000, а в поле Time Units выбрать единицу измерения времени Mίnutes. В Base Tίme Unίts также следует указать Minutes, для того чтобы сгенерировать отчет в минутах.
Проигрывание модели необходимо начать командой Run/Go, а на рисунке ниже показан отчет по результатам проигрывания модели и дерево параметров.
Рисунок 6. Отчет по результатам проигрывания модели и дерево параметров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А в таблице ниже приведены результаты моделирования:
Рисунок 7. Таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Источник: spravochnick.ru