Апробация примерной программы воспитания что это

Проект «Примерная программа воспитания»
проект

В программе описаны направления воспитательной работы по разным блокам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Рыжкова Анна Сергеевна

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

Здание муниципального казенного образовательного учреждения «Ишимская основная общеобразовательная школа» расположено в центре

с. Ишим Яйского муниципального округа Кемеровской области. На территории села имеется Сельский Дом Культуры и сельская библиотека, с которыми школа активно сотрудничает.

Обучение в образовательной организации ведется с 1 по 9 классы. Численность обучающихся составляет 55 человек, из них на уровне начального общего образования (1-4 кл.) — 33 человека, на уровне основного общего образования (5-9кл.) — 22 человека. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды отсутствуют. Осуществляется подвоз обучающихся из д.Медведчиково, д.Тихеевка, с.Верх-Великосельское в количестве 15 человек.

Апробация рабочих программ

В школе имеется 14 учебных кабинетов с оборудованными рабочими местами (библиотекой, спортивным залом). Школа имеет приусадебный участок, на котором выращиваются ежегодно овощи для питания детей.

В школе-12 человек педагогических работников, 83% процента педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 6 педагогов, работающих в школе, являются выпускниками школы разных лет, что является традицией.

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на взаимодействии школы с общественными и культурными организациями, урочной и внеурочной деятельности.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Апробация программы воспитания

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе — статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

— быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

— быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

— знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

— беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

— проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

Читайте также:
Software installer что это за программа

— стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

— быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

— соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

— уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

— быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

— к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

— к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

— к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

— к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

— к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

— к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

— к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

— к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

— к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

— к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Для достижения поставленной цели воспитания обучающихся решаются следующие задачи:

  1. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  2. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм, занятий с учащимися ;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
  5. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Классное руководство»

Работа с классом

Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, с учащимися вверенного ему класса. Проведение классных часов. Сплочение коллектива класса. Выработка совместно со школьниками законов класса.

Часы общения, диспуты, круглые столы, беседа, праздник, КТД, планирование общеклассных дел.

Индивидуальная работа с учащимися

Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы, индивидуальная помощь ребенку наблюдение за поведением ребенка, изучение особенностей личностного развития.

Индивидуальные беседы, консультации.

Работа с портфолио.

Работа с учителями, преподающими в классе

Регулярные консультации классного руководителя с учителями – предметниками. Проведение мини-педсоветов. Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах. Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.

Консультации классного руководителя с учителями-предметниками, проведение педагогических советов, индивидуальные беседы.

Читайте также:
Sheets программа что это

Работа с родителями учащихся или их законными представителя

Регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. Помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними. Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников.

Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. Привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса. Организация на базе класса семейных праздников.

Организация и проведение семейных праздников, индивидуальные консультации, родительские собрания.

Модуль «Школьный урок»

Методы и приемы

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками

Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, поручение.

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения

Индивидуальные и групповые беседы, соблюдение учебной дисциплины

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся

Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников

Реализация учащимися индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Модуль «Внеурочная деятельность»

Направления развития личности

Курсы внеурочной деятельности

Наименования рабочей программы

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

«Решение нестандартных задач по химии»

«Избранные вопросы геометрии»

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.

«Спеши делать добро»

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

«В мире квилленга»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

«Волшебный мир бумаги»

«Профессия и личность»

Модуль «Работа с родителями»

Виды и формы деятельности

На групповом уровне:

Совет школы, участвующий в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей

Работа классных родительских комитетов, родительского комитета школы

Информирование родителей об успеваемости и проблемах детей.

Родительские собрания, индивидуальные беседы.

Включение родителей в совместную творческую деятельность, организацию детского досуга

Коллективно творческие дела.

Диагностика и мониторинг.

На индивидуальном уровне:

Участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка

Информирование родителей о проблемах обучения и воспитания детей

Индивидуальное консультирование родителей, патронаж семей.

Система психолого-педагогического сопровождения проблемных семей.

Индивидуальная работа классных руководителей с семьями «группы риска»

Патронаж неблагополучных, опекаемых детей

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Источник: nsportal.ru

Новости

Институт стратегии развития образования РАО представляет примерную программу воспитания для общеобразовательных организаций!

27 июля

Институт стратегии развития образования РАО представляет примерную программу воспитания для общеобразовательных организаций!

Документ разработан в рамках государственного задания «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации»

Документ представляет собой одну общую для всех ступеней образования программу вместо трех разных, которые школы разрабатывали ранее. В числе ее особенностей — краткость, доступность, модульность и демократичность.

Павел Валентинович Степанов, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, представил проект примерной программы воспитания на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

«Мы предлагаем «конструктор», из которого школы смогут создавать необходимые для них собственные программы, подбирая и добавляя «детали» под свою специфику», – отметил он.

«Кроме того, такой формат поможет уменьшить временные затраты на «бумажную» работу. Вместо разделения воспитательной работы по направлениям предлагается ее распределение по тем сферам совместной деятельности педагогов и школьников, которые реально организуются в школе. Другими словами, что делаем, то и пишем», – пояснил Павел Валентинович.

Разработанная программа призвана помочь педагогам России выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.

Читайте ИНТЕРВЬЮ и смотрите краткое видео к выступлению Наталии Леонидовны Селивановой, руководителя команды разработчиков, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории стратегии и теории воспитания личности ИСРО РАО, в котором она подробно рассказывает о специфике программы. Акцент в программе делается на создании в процессе совместной деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов общими интересами, увлечениями, чувствами, эмоциями, ведь только так и проходит передача ценностей.

Обратите внимание, что в помощь педагогам России на сайте Корпоративного университета РДШ разработан специальный сервис — Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ», включающий воспитательные практики талантливых педагогов со всей страны. В настоящее время идет наполнение контент-агрегатора авторскими методическими материалами. Уважаемые педагоги, совсем скоро вы сможете использовать эти наработки при реализации программ воспитания в своих образовательных организациях.

Читайте также:
Dnspod qcloud com что это за программа

Примерная программа воспитания и методические рекомендации, разработанные Институтом стратегии развития образования РАО:

  • Примерная программа воспитания
  • Методические рекомендации

Предложи свою тему

Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников

Источник: rdsh.education

Замминистра просвещения РФ И. Потехина об утверждении новых ФГОС и апробации программы воспитания

В ходе совещания работников образования и науки Татарстана, состоявшегося в минувший четверг, Ирина Потехина, замминистра просвещения РФ, заявила о том, что до декабря текущего года будут утверждены обновлённые федеральные образовательные госстандарты (ФГОС), а с 1 сентября в рамках нацпроекта «Образование» стартует апробация примерной программы воспитания для начального, среднего и общего уровней образования.

По словам замминистра, сразу же после утверждения новых ФГОС начнётся работа по обновлению примерных основных программ образования, которую предполагается завершить во втором квартале следующего года. Кроме того, планируется и обновить существующие учебники, при этом действующий перечень будет актуальным до 2020 года включительно.

Напомним, что ранее Владимир Путин, президент РФ, дал правительству поручение обновить ФГОС и основные образовательные программы.

Также И. Потехина сообщила, что с начала 2019-2020 учебного года стартует апробация примерной программы воспитания для начального, среднего и общего уровней образования. На текущий момент уже закрепляются пилотные образовательные учреждения. Что же касается массового внедрения программы, то оно начнётся в следующем учебном году.

Замминистра также подчеркнула, что опросы среди педагогов выявили потребность в получении знаний по психологии современного подростка в связи с появлением новых вызовов.

Министерством совместно с научными институтами был разработан методический комплект, нацеленный на то, чтобы помочь учителям и родителям решить проблемы, появившиеся в существующей системе воспитания.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

  • фгос
  • апробация
  • утверждение
  • ирина потехина
  • Министерство просвещения
  • 2019-2020 учебный год
  • программа воспитания

Источник: fulledu.ru

Воспитательная работа. Новости

В октябре 2019 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки состоялся окружной обучающий семинар для образовательных организаций Центрального федерального округа по апробации примерной программы воспитания. Здесь было отмечено, что апробация примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ, началась в школах нашей страны с октября 2019 года.

Примерная программа воспитания разработана в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (проект № 073-00086-19-01 «Разработка научно-методических основ развития воспитательного компонента ФГОС ОО и механизмов его реализации») зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).

С примерной основной программой и методическими материалами по её проектированию можно ознакомиться на сайте: http://form.instrao.ru/

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: gcro.ru

Появился конструктор для воспитательных программ

В июне Госдума должна принять поправки в «Закон об образовании», которые внес В.Путин. Они касаются воспитания в школах. Изменится формулировка воспитания, воспитательные программы станут частью образовательных программ, усилится патриотическая составляющая. (Более подробно об этом я писала здесь ).

Каждая школа и сейчас уже имеет свою программу воспитания, но до сих пор для нее не было четкой модели, были лишь рекомендации. Поэтому каждое учебное заведение импровизировало, как могло. Но специалисты Института стратегии развития образования РАО решили облегчить задачу, стоящую перед школами, и создали Примерную программу воспитания, на основе которой можно создать свои рабочие программы воспитания и в соответствии с ними организовать воспитательную работу. Этот своеобразный «конструктор» уже прошел первичную апробацию.

Чем удобен этот конструктор? В нем уже прописаны все возможные формулировки целей и задач, видов и форм деятельности. Подробно расписан каждый модуль воспитательной работы: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Профориентация» и другие.

В Пояснительной записке сказано: » Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой».

Разработка Института стратегии развития образования РАО — это хорошая вещь. Не знаю, насколько она поспособствует усилению воспитательной составляющей образования, но точно поможет правильно оформить школьные Программы воспитания. А в наше время верно составленный документ иногда значит больше, чем реальные дела.

Сейчас начинается второй (массовый) этап апробации этой Примерной программы, так что школы очень скоро обяжут на основе конструктора составить свои документы, и заместителям директоров по воспитательной работе придется переделывать уже имеющиеся программы.

С Примерной программой воспитания можно ознакомиться здесь , скачать ее с сайта и уже начать на ее основе составлять свои документы.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru