Aperture
Особенностью Aperture является «недеструктивное редактирование» при котором исходный файл изображения, импортированный в библиотеку Aperture (мастер-файл), остается неизменным, а все операции редактирования изображения осуществляются над автоматически сгенерированнымми из мастер-файла рабочими файлами — «версиями»; такой подход впоследствии был реализован также в
- 1 Возможности
- 2 Критика версии 1.5
- 3 Aperture 2.0
- 4 Aperture 3.0
- 5 Примечания
- 6 См. также
- 7 Ссылки
Возможности [ ]
- Исходные файлы изображений (RAW или др.) могут как использоваться программой из того места, где они располагаются, так и перемещаться в фотоархив Aperture
- Много инструментов обработки изображений, включая специальную цветовую ретушь, edge sharpener, использующий данные о свечении, и spot repair
- Управление проектами с расширенными метаданными и поддержкой поиска
- Автоматический сбор снимков в группы, основанный на времени между срабатываниями затвора
- Стопки (для группировки фото) и Версии (чтобы делать несколько рабочих копий одного изображения)
- Лупа, позволяющая просматривать изображения с увеличением до 1600 %
- Встроенная поддержка Secure Digital , MultiMediaCard , Критика версии 1.5 [ ]
- В большинстве обзоров того времени указывалось, что производительность Aperture v1.5.x была значительно ниже чем [1][2]
- Пользовательский интерфейс Aperture сильно отличается от большинства приложений для Mac OS X ; сам интерфейс программы критиковался некоторыми за малый размер шрифтов и узкие полосы прокрутки.
Aperture 2.0 [ ]
Aperture 2.0 была выпущена 12 февраля 2008 года . [3]
Portal 2 — Программа бессрочного тестирования [Rus Sub]
Aperture 3.0 [ ]
Aperture 3.0 была анонсирована 11 февраля 2010 года. По сравнению с Aperture 2.0 в новой версии более 200 новшеств.
Примечания [ ]
- ↑O’Reilly Digital Media — Lightroom vs Aperture
- ↑Erik J. Barzeski’s Aperture 2.0 Wishlist
- ↑Review at Ars Technica
Источник: apple.fandom.com
Aperture от Apple: новые горизонты для профессионалов
В конце октября компания Apple представила свой первый профессиональный инструмент для фотографов, созданный по принципу «все в одном» — комплексную постпродакшн-программу Aperture. Поскольку Aperture была изначально задумана как инструмент для профессионалов, эта программа обладает мощными функциями управления цветом, обработки изображения без потери качества, а также контроля за публикацией в Сети и на бумажных носителях.
Сырая информация
Одна из главных особенностей данной программы заключается в том, что она предлагает инновационную технологию, позволяющую работать с RAWизображениями так же легко, как с изображениями формата JPEG.
Aperture Science (Portal) – быстрое объяснение
Изображения RAWформата поддерживаются в Aperture без какихлибо промежуточных конвертационных процессов и могут быть ретушированы с поразительным результатом благодаря использованию специальных инструментов. В Aperture работа над изображением не связана с потерей качества, ни один пиксел оригинальной фотографии не будет видоизменен, поэтому фотограф имеет возможность вносить любые поправки или возвращаться к исходному снимку из любой точки процесса. Поскольку Aperture позволяет создавать несколько версий первоначального изображения без дублирования файлов, фотограф может смело экспериментировать, не боясь, что мастеризображение будет перезаписано или при работе будет использоваться слишком много пространства жесткого диска. Изображения из Aperture могут быть напрямую открыты в Adobe Photoshop для добавления необходимых эффектов.

Aperture работает с RAWфайлами камер самых разных производителей, а также с новым форматом Adobe DNG. Совместимость с файлами формата RAW обеспечивается для камер всех известных производителей, в том числе для таких популярных моделией, как Canon EOS 1Ds Mark II, Canon EOS 20D, Canon EOS 300D, Nikon D2x, Nikon D70 и D50.
RAWсовместимость обеспечивается на протяжении всего рабочего процесса: и при импортировании, и при ретуши или цветокоррекции, и при печати. Это удобно: нет необходимости в конвертировании одного формата в другой, все необходимые операции над изображением можно проделывать прямо в RAW.
«До сих пор для работы с RAWфайлами требовалось много времени, — говорит Хайнс Клюетмейер, знаменитый спортивный фотограф, чье портфолио насчитывает более ста обложек спортивных изданий. — Больше всего в Aperture мне нравится то, что можно напрямую управлять RAWфайлами. Можно увеличивать и перетаскивать их почти мгновенно — я думаю, что перестану снимать в JPEG. Aperture просто поразила меня».
Конечно же, помимо файлов формата RAW программа Aperture поддерживает и такие распространенные форматы, как PSD, TIFF, PNG, JPEG, JPEG2000 и GIF, а также форматы CRW, NEF, TIF, CR2, OLY и DNG.
Вывод изображений
• При выводе используется система управления цветом A pple ColorSync .
• Внедрение ColorSync- и ICC-профилей при экспорте снимков.
• Внедрение IPTC-метаданных при экспорте снимков.
• Вывод отдельных снимков.
• Вывод пробных отпечатков (по нескольку на странице — количество и другие параметры настраиваются).
• Профессиональный режим печати на локальном принтере.
• Встроенные средства для подготовки и размещения снимков в Интернете.
• Компенсация точки черного.
• Средства для подготовки и вывода фотоальбомов со снимками.
• Библиотека настраиваемых высококачественных шаблонов.
• Предварительный просмотр результатов печати.
Лицом к лицу
Особого внимания заслуживает интерфейс программы. Подобно многим другим профессиональным продуктам производства компании Apple, пользовательский интерфейс Aperture разработан с учетом потребностей прежде всего профессиональных пользователей. Безусловно, удобно то, что интерфейс выполнен в нейтральном сером цвете и потому не отвлекает внимание фотографа во время обработки изображений в программе. Помимо этого существует возможность перенастройки рабочего поля программы по своему усмотрению.
Еще одна возможность программы, которая наверняка найдет отклик среди профессиональных фотографов, — это поддержка нескольких мониторов. Разумеется, с Aperture можно работать и на одном мониторе, но многие профессионалы зачастую предпочитают работать с двумя мониторами: на одном можно разместить в полноэкранном режиме ретушируемое изображение, а на втором держать сервисные окна.
Объемная работа
Уникальные инструменты сравнения и отбора фотографий в Aperture позволяют фотографу легко просматривать большой массив отснятых фотографий для ускорения работы. Aperture — это первая программа, которая автоматически группирует снимки в легкие для управления последовательности фотографий. Массивы основаны на временн ы х интервалах между экспозициями.
Что же касается каталогизации снимков, то работает она следующим образом. Фотографии попадают в базу данных. При этом структуру данной базы можно перестраивать согласно собственным предпочтениям. Костяк базы составляют папки, проекты и альбомы, которые можно комбинировать в любом сочетании.
Каждой загруженной в программу фотографии автоматически назначается статус «мастерснимка». Непосредственно после импортирования снимка в базу он блокируется. То есть если во время обработки изображения была допущена та или иная ошибка, то всегда можно вернуться к оригиналу и начать все с начала.
Для ретуши же Aperture генерирует версии снимка, которые предназначены для корректирования. Здесь следует отметить, что создание новых версий фотографий практически не требует дополнительного дискового пространства. Секрет прост: при создании новой версии оригинальное изображение не дублируется, но на диске сохраняются все отличия ретушированной фотографии от оригинального снимка.
Весьма удобно организован процесс поиска нужного снимка. В Aperture есть достаточно большой набор готовых ключевых слов на английском языке, что упрощает поиск необходимой фотографии. Набор ключевых слов можно редактировать по своему усмотрению: удалять ненужные и добавлять новые слова. Поиск с помощью ключевых слов осуществляется буквально в считаные секунды.
В работе с ключевыми словами удобно еще и то, что при импортировании фотографий Aperture может добавлять к снимкам метаданные, определяемые непосредственно пользователем программы. Благодаря поддерживаемому программой языку AppleScript данный процесс может автоматизироваться за счет средства Automator.
Еще одна функция, полезная при работе с большим количеством снимков, — это так называемые стопки. В них можно объединять любой набор фотографий, например снимки, сделанные с небольшим временным интервалом, например в режиме последовательности кадров. Стопки создаются как автоматически, так и вручную. В первом случае Aperture будет объединять те снимки, которые сделаны с интервалом от одной секунды до одной минуты.


Естественный отбор
В Aperture есть несколько весьма удобных средств, помогающих отобрать лучшие из загруженных в программу снимков. Одно из них — сравнение фотографий «sidebyside» (бок о бок). Программа располагает несколько снимков один возле другого, что позволяет сравнивать их, а также облегчает выбор лучшего кадра.
При необходимости можно даже одновременно увеличить несколько снимков, чтобы сопоставить их в деталях. Количество снимков, которые подобным образом выводятся на экран для сравнения, пользователь может регулировать. Можно сначала вывести десять снимков в два ряда по пять в каждом, после чего оставить нужное количество лучших вариантов, увеличить их и выбирать уже между ними.
При использовании этой функции для сравнения снимков можно назначить самому понравившемуся снимку статус наиболее подходящего. При этом подобный снимок будет присутствовать на экране постоянно, а другие фотографии программа будет выводить рядом. Подобным образом их, несомненно, легче сравнить с отобранным вариантом.
Кроме того, каждому снимку можно выставить рейтинг, который измеряется в звездочках (от одной до пяти). Это облегчает поиск лучших снимков в дальнейшем.
Инструментарий
Aperture содержит множество инструментов и функций для профессиональной цветокоррекции и ретуши. Ретушь осуществляется с помощью таких инструментов, как подавитель шума, инструмент кадрирования, инструмент удаления эффекта красных глаз, инструмент для удаления следов пыли, инструмент для удаления пятен, штамп для копирования участков изображения с места на место, инструмент повышения резкости и инструмент для коррекции линии горизонта и других участков изображений. Для цветокоррекции служат такие стандартные инструменты, как уровни (Levels), баланс белого, экспозиция, инструмент настройки света и тени, гистограмма и смеситель RGBканалов. Кроме того, существует возможность выделения отдельного фрагмента изображения. Функции печати также включают управление цветом онлайн.
Все инструменты расположены в специальных плавающих окнах. Благодаря этому можно переключиться в полноэкранный режим, вывести на монитор фотографию в полный размер, а затем открыть одно из плавающих окон и провести ретушь и цветокоррекцию. С инструментами ретуши и цветокоррекции комфортно работать еще и потому, что они действуют моментально: стоит только произвести изменения на слайдере, результат тут же отображается на экране.
Благодаря инструменту «лупа» группа изображений в Aperture может быть проверена в высокодетализированном виде без использования zoom или увеличения размера файла. В добавление ко всему, виртуальный световой стол (Light Table) обеспечивает идеальный холст для построения простых фотослоев, позволяя управлять ими, изменять их размер, совмещать и свободно менять форму.
Вердикт от производителя
По словам вицепрезидента Apple по маркетингу Роба Шобена, Aperture создана для профессиональных фотографов, так же как Final Cut Pro — для монтажеров теле/кино и видеоиндустрии. «В конечном счете это инновационный постпродакшнинструмент, который меняет представление о технологиях для фотографии: от сравнения и выбора фотоснимков до ретуширования и печати», — отметил Роб Шобен.
Источник: compuart.ru
Aperture 3 для фотографа

9 февраля 2010 компания Apple объявила о выпуске 3 версии своей легендарной программы Aperture, предназначенной для профессионального управления цифровыми фотографиями. К этой версии разработчики добавили более 200 новых функций, среди которых наиболее заметны: «Лица» — автоматическое распознавание лиц; «Места» — прикрепление фотографий к интерактивной карте мира при помощи координат GPS; «Кисти» — ретушь и корректировка фотографий; «Слайд-шоу» — монтаж мультимедийных роликов с фотографиями, видео, звуком, титрами. Все эти новшества превратили программу в полнофункциональный инструмент фотографа цифровой эпохи.
Для меня цифровая эпоха началась в 1994 с приобретением первого Мака. В то время я экспериментировал с коллажами, и надеялся, что компьютер расширит мои возможности в процессе эскизирования и поможет сэкономить средства — на эскизы уходило слишком много фотобумаги, химии, скотча и клея. Мак действительно помог мне в решении этой задачи, и многих других.
Благодаря своему новому помощнику я освоил подготовку фотографий для полиграфии, разобрался в хитросплетениях цветовых пространств и профилей, научился макетировать и верстать книги. За несколько лет мне удалось познакомиться с множеством чудесных приложений, созданных невероятно творческими людьми. Но вот программы, похожей по универсальности на Aperture среди них не было.
И лишь с воцарением цифровой фотографии в широких массах, в 2004 году родилась первая профессиональная программа, совместившая управление цифровым архивом с обработкой фотографий. Это была Aperture 1 для Мака, созданная программистами Apple. Казалось, что это вершина инженерной мысли, которая, к сожалению, не дружила с русским языком, из-за чего не прижилась на моем компьютере.
Спустя четыре года была выпущена Aperture 2, понимающая по-русски и вдохновившая меня начать оцифровку моего пленочного архива. У программы был только один небольшой недостаток – невозможность экспорта 16-битных grayscale-файлов. При экспорте они превращались в RGB, «утяжеляясь» в три раза. Конечно, это не мешало работе с архивом (описание, классификация), что я и делал.
Наконец в начале 2010 года появилась Aperture 3, лишенная недостатков, по-настоящему мощная программа, способная обрабатывать огромные файлы и превращающая ваш Макинтош в виртуальную мастерскую профессионального фотографа.
Сейчас я расскажу об Aperture 3.0.2, текущей версии этой замечательной программы. Хочу заранее предупредить читателей о том, что это субъективные впечатления поклонника продукции Apple, уже сделавшего свой выбор в пользу «яблочной диафрагмы». Она нравится мне за то, что как и все продукты Apple, интуитивно понятна и позволяет начинать работу сразу, несмотря на отсутствие опыта.

Готовим эскиз на Light Table
Итак, совершим экскурсию в мастерскую фотографа. Вот фотолаборатория, оснащенная по последнему слову техники, здесь есть все для «проявки» и обработки наших цифровых «негативов». Вот шкафы с фотоархивом, насчитывающим десятки тысяч кадров. Содержимое архива тщательно описано и структурировано, для того, чтобы мы могли быстро найти нужный нам сюжет, задав необходимые критерии.
Еще есть комната с монтажным столом, где мы сводим свои замечательные слайд-фильмы. А вот книжное издательство, в котором мы готовим наши восхитительные книги для публикации. А теперь обо всем поподробнее.
Фотолаборатория
Aperture 3 работает со всеми известными форматами растровых файлов – RAW (более 150 камер и список постоянно растет), PSD, TIF, PNG, JPG и др. Это 64-разрядное приложение, позволяющее использовать 16 терабайт RAM, что обещает нам беспрецедентную производительность.
Главной особенностью программы является технология неразрушающего редактирования. Все операции, которые мы производим в процессе обработки, не затрагивают оригинальный файл, а касаются только его «версии» — XML-файла, включающего в себя все настройки и изменения в виде последовательности команд.
При просмотре «версии» Aperture использует оригинальный файл в качестве источника и применяет последовательность команд к экранному изображению. Благодаря этому мы можем создавать любое количество «версий» одного и того же оригинала с разными настройками практически не занимая место на жестком диске. Место потребуется только тогда, когда мы решим превратить «версию» в новый оригинал, экспортировав ее за пределы Aperture. Во время экспорта копия оригинального файла модифицируется командами, содержащимися в «версии».
В фотолаборатории мы можем сделать с нашими фотографиями очень многое. От несложных операций кадрирования и ретуши до прецизионной корректировки тонов и цветов. В новой версии Aperture лаборатория пополнилась инновационным инструментом «Кисти». С помощью кистей мы ретушируем дефекты изображения, смягчаем кожу лица на портрете, делаем выборочную коррекцию цвета и тона. Впрочем, это надо видеть, а лучше попробовать самим.
Эргономика кистей и удобство использования продуманы до мелочей. Чего стоит одна только опция Detect Edges, благодаря которой кисть сама распознает края деталей изображения и аккуратно закрашивает нужные вам участки. Например, вам требуется наложить корректирующий слой, усиливающий синий цвет, только на небо, являющееся частью горного пейзажа.
Вы начинаете закрашивать небо корректирующей кистью с включенной опцией Detect Edges, и кисть сама определяет границу неба и гор, оставляя горы не закрашенными. Вы можете накладывать на изображение любое количество корректирующих слоев, доводя его до совершенства. Всегда можно отключить любой из нанесенных слоев и включить его обратно. Или отретушировать маску слоя, дорисовать или стереть детали, смягчить края. Поэкспериментируйте сами.
Фотоархив
Фотоархив в Aperture называется «библиотекой». По сути – это база данных, в которой собраны оригиналы и версии ваших фотографий. Цифровой оригинал можно хранить в библиотеке и вне ее. Библиотека позволяет создавать любое количество проектов, альбомов, папок, необходимых нам для хранения и классификации фотографий. Вы можете создавать smart-альбомы с заданными критериями, куда автоматически будут попадать изображения соответствующие этим критериям.

Лично я не могу обойтись без разновидности альбома под названием Light Table. На этом «просмотровом столе» мы можем раскладывать фотографии для сравнения или выкладывать в нужной нам последовательности, выстраивая видеоряд, находя соотношения размеров работ в блоке при обдумывании выставочной инсталляции. Затем мы можем экспортировать результат в PDF-файл и отправить своему клиенту, галеристу или куратору для обсуждения.
Библиотека обладает безграничными возможностями для аннотирования, индексирования, рейтингования фотографий. В третьей версии программы появилась возможность синхронизировать проекты, созданные в Aperture со своими аккаунтами на Flickr и Facebook. Это делается легко и удобно.
В Aperture 3 к библиотеке добавились две замечательные функции, значение которых трудно переоценить. Это «Лица» и «Места».
Фотографии людей составляют основную часть моего архива. Их десятки тысяч. Благодаря функции «Лица» я начал глобальную классификацию архива по людям. Программа сама находит все фотографии с человеческими лицами и подготавливает квадратные превью, на которых оставляет крупные планы лиц, пряча все остальное.
После того, как вы подпишете превью именем того, кто изображен на фотографии, программа создаст одноименный альбом, куда автоматически поместит все фотографии из вашего архива, на которых есть этот человек или люди, похожие на него. Вам остается только удалить из альбома всех, кто попал туда из-за внешнего сходства с героем. Постепенно программа самообучается, определяя героя все точнее и точнее. Фантастическая функция.
Для того чтобы оценить прелесть новшества «Места» желательно иметь фотоаппарат, записывающий в файл GPS-координаты. Мне кажется, что в ближайшем будущем все цифровые камеры будут снабжаться такой опцией. Суть «Мест» заключается в том, что Aperture автоматически привязывает фотографии с GPS-информацией к местам на карте мира, помечая их красными булавками.
Если кликнуть по булавке, то Aperture покажет вам все фотографии из архива, снятые вами в этом районе. Если у вас нет камеры с GPS – не беда. Программа позволяет вручную привязывать фотографии к карте. Такая возможность добавляет вам еще одно измерение для классификации архива.
Издательство
Мне кажется, что каждый уважающий себя фотограф желает иметь книгу своих работ, а лучше не одну:-) В Aperture вы будете создавать книги, даже если вы пока не вполне представляете, как это делается. Для этого в программе есть функция «Книги», обладающая набором готовых книжных шаблонов, которые можно редактировать, а можно создавать свои.
Вам нужно затаскивать фотографии из архива в боксы для изображений на страницах шаблона. Боксы и их содержимое можно масштабировать, добиваясь гармонии на разворотах. В текстовые блоки поместим сопроводительный текст. После того, как книга сверстана, можно экспортировать ее в PDF-файл и отдать в типографию, или напечатать ее у компании Apple прямо из Aperture.
Я собираюсь в ближайшее время это сделать. О чем расскажу в отдельной статье.

Верстаем книгу
Инструментарий для верстки книг был и во второй версии программы, а вот функция «Слайд-шоу» появилась только сейчас. Мы получили великолепный инструмент для создания эффектного слайд-фильма, где помимо фотографий могут быть задействованы видеофрагменты, титры и звук, который можно накладывать в несколько слоев. Каждый кадр фильма можно индивидуально настроить, задав ему необходимый интервал времени и эффект перехода. Готовый фильм легко экспортируется в один из распространенных видео-форматов, например, HD 1080p, iPod, iPhone, YouTube, MP 4.
Источник: www.photographer.ru
Проявщики RAW-файлов для Mac OS X RPP и Aperture: «Яблочный эксклюзив» в руках фотолюбителя

В мире обработки цифровых изображений «Макинтоши» традиционно стоят особняком. Издревле так повелось, что продукция Apple во многом выверяется с учётом интересов графических дизайнеров, художников, фотографов и книгоиздателей. В былинные времена, когда Apple работали на процессорах PowerPC, особенным был и парк программного обеспечения для них.
Но скоро уже десять лет, как аппаратная уникальность яблочных продуктов потеряна, и взаимопроникновение различных программ в условиях монополии Intel-совместимых процессоров значительно ускорилось. Как результат, типичный профессиональный фотограф или «продвинутый» любитель использует сейчас и на Apple традиционную в мире Windows связку для обработки графических файлов: Adobe Lightroom (а то и плагин Adobe Camera Raw) плюс Adobe Photoshop.
Нет спору, что это решение не так уж плохо; есть, однако, немало нареканий к работе Lightroom и ACR, особенно в области цветопередачи и сохранения микроконтраста на современных матрицах. В качестве альтернативы пользователи предпочитают «родные» проявщики (Canon DPP, Nikon Capture NX, Olympus Viewer и др.), либо используют сторонние коммерческие продукты (Capture One и SilkyPix наиболее часто попадаются в обзорах). Неизменной и возрастающей популярностью пользуется и почти всемогущий бесплатный проявщик RAWtherapee, о котором я уже писал ранее.
Но в мире Мас есть и свои альтернативы сложившейся традиции. Речь пойдёт прежде всего о двух продуктах. Первый из них, Aperture, является платным продуктом от Apple и служит своего рода визитной карточкой фотообработки для Mac OS X. Второй, RAW Photo Processor (RPP) — бесплатный продукт российского производства, внезапно набравший столь огромную популярность, что многие фотолюбители только ради него ставят на свои машины «Хакинтоши» и виртуальные «Мейверики».
Об этих программах я и хочу рассказать вкратце в нижеследующей статье.
Aperture
Эта штука не бесплатная. Скачивая её с App Store, придётся отдать 2690 р (на момент написания статьи, ибо Apple проделывает в последнее время удивительные вещи с ценой на свои продукты). Установив Aperture, вы получаете серьёзную замену никчёмному, на мой вкус, приложению iPhoto, включающее в себя весь его функционал. Впрочем, iPhoto, к сожалению, никуда не девается.
Интерфейс Aperture прост, как дубовая доска. Разобраться в базовых функциях можно за пять минут, если не нервничать и не запрещать себе тыкать во все подряд кнопочки. Вот фрагмент левого верхнего угла Aperture (в окне программы открыто одно фото):

Как работать с этой штукой? На это ни одной статьи не хватит. Но вкратце технология проста.
Импорт
Сперва нужно импортировать изображения в библиотеку Aperture. Переключаемся на вкладку Library (на картинке она хорошо видна), выбираем или создаём библиотеку, выбираем устройство, с которого пойдут файлы (обратите внимание — устройство выбирается из списка в левом верхнем углу, а вот файлы и папки — по центру снизу! За такое размещение файлового интерфейса можно и руки оторвать!), нажимаем «Import Checked» — процесс пошёл!
Обратите внимание на флажок «Automatically split projects» — если он включен, импорт будет идти не в одну большую папку, а во множество маленьких папочек, пронумерованных последовательно, чтобы вы, паче чаяния, не потерялись.
По окончании импорта вам будет предложено удалить импортированные файлы с устройства, где они лежали. Я этой функцией не пользуюсь, так как при возможности храню все сделанные снимки прямо на картах памяти, а вообще — дело ваше.
Работа
В левой нижней части на вкладке Library будет список доступных библиотек. Нажав на одну из них, можно выбрать её для работы.
Вкладка Info показывает EXIF выбранного файла. Ничего особенного, но бывает полезно. Здесь же можно заняться каталогизацией, проставляя каждому файлу метки и звёздочки, а также выбирая и группируя файлы по этим критериям.
Последняя вкладка, Adjustments, самая вкусная. Слева сверху вы видите гистограмму выбранного файла. Под ней — панель для разных настроек и подстроек файла, разобраться в содержании которой может даже стопроцентный новичок. Правда, изначально на этой панели мало опций; чтобы добавить нужные, смело заходите в меню Photos/Add adjustment и из списка выбирайте то, что вам нужно для счастья.
Обратите внимание, что некоторые опции выбираются комбинацией клавиш вида «^(клавиша)», например, «^C». Здесь «крышечка» означает именно клавишу «Ctrl», привычную для пользователей Windows, а не всеми любимый эппловский «Cmd». Почему-то этот элементарный факт доставляет регулярные проблемы пользователям.
Особенности
У Aperture нет слоёв для редактирования, зато есть кисти. Кисть — это инструмент для рисования маски по изображению, в пределах которой применяются заявленные редактирующие свойства. С помощью кисти можно, например, убрать хроматические аберрации и ореолы вокруг центрального объекта, или затемнить небо, не трогая детали пейзажа. Много полезных кистей собраны в меню Photos/Add adjustment/Quick brushes.
Как всякий уважающий себя проявщик, Aperture осуществляет только неразрушительное редактирование файлов; то есть, вместо изменения исходного файла, программа записывает и воспроизводит список осуществлённых над ним операций. Любое сделанное изменение в Aperture можно «откатить» назад без проблем.
На мой вкус, программа Aperture хороша для индивидуальной работы с каждым файлом, тонкой подстройки и коррекции; однако же этот проявщик работает весьма неплохо и в пакетном режиме. Выходные форматы — JPEG или TIFF, причём можно задать глубину цвета в 8 или 16 бит для TIFF, а также используемый тип цветового пространства.
И последнее. Я очень люблю точный и аккуратный шумодав RAWtherapee. В Aperture тоже есть шумодав, но мне ни разу не довелось им воспользоваться. Шумы в Aperture куда-то исчезают сами собой. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но точно скажу одно: это весьма удобно.
RAW Photo Processor (RPP)
Если вы пришли в фотографию в плёночный век, если вам о чём-то говорят названия «Унибром» и «Йодоконт», если вы помните, как трудно отмыть пальцы от запаха гидрохинона и помните, как синеватый тон снимка при проявлении амидолом отличается от глубокой черноты метолового проявителя, RPP неизбежно покорит вас.
Эта программа бесплатная, хотя на её сайте, помнится, просят пожертвований. При первом открытии неясно, где, собственно, проявщик; программа имеет однооконный интерфейс и не демонстрирует места под снимок. Выберите «Open» — откроется диалог выбора файлов, из которого вы можете извлечь нужный снимок. После открытия снимка панель интерфейса окажется справа.
Сам интерфейс довольно спартанский. Все параметры для коррекции снимка вводятся в соответствующие поля вручную, методом научного тыка. Впрочем, за 2-3 раза вы быстро сориентируетесь в настройках. Кнопочка «Apply» вверху позволяет увидеть, что же у вас получилось в итоге, чтобы вы ещё успели быстро всё исправить.

Особо следует отметить форму «Interp.», отвечающую, собственно, за сам процесс проявления из RAW (дебайеризации или демозаика, то есть, превращения чёрно-белой картинки, замаскированной байеровским или транзитивным фильтром, в цветную). Популярный алгоритм дебайеризации, AMaZE, показывающий в последние годы традиционно лучший результат при сравнении, здесь отсутствует. Вместо него представлены на выбор модифицированные алгоритмы VCD, AHD и ещё один, который называется Half и который делает картинку вполовину меньше по каждой из сторон, для удобства предварительного просмотра. Так вот, по умолчанию включен именно этот Half. Если вы не хотите выяснять, почему ваши 24 мегапикселя превратились после проявления в шесть, обязательно обратите внимание на этот пункт.
(Об алгоритмах дебайеризации я уже писал раньше в статье про RAWtherapee и приводил ссылку на хорошее исследование их сравнительных свойств, которую, справки ради, я приведу и здесь.)
Выпадающий список для выбора цветовой модели (рядом со списками WB и Presets) включает в себя несколько вариантов предустановленной имитации цвета, куда входят некоторые нежно любимые авторами сорта советских фотобумаг и импортных слайдовых плёнок. Имитация эта не точная, а очень точная, и может понравиться любителям экспериментов и винтажных ретро-снимков.
Надо заметить, что RPP лучше всего применять не как редактор для отдельных файлов (интерфейс у него для этой цели вовсе неподходящий), а как пакетный проявщик для предварительно каталогизированной в отдельной папке группы файлов, снятых в более-менее одинаковых условиях и с более-менее одинаковыми настройками. О правилах и методах подобной каталогизации я уже писал в отдельной статье. Предварительно проведённая сортировка каталогов резко облегчает применение RPP.
Но все эти трудности и сложности теряются на фоне главного достоинства этого проявщика — RPP умеет работать с цветом совершенно уникально, сохраняя точнейшие цветовые нюансы снимка. Именно это бережное отношение к цвету делает RPP «оружием выбора» многих фотолюбителей, особенно тех, кто ради работы с цветом отказывается от традиционного ложного противостояния «Canon vs. Nikon» и выбирает камеры, способные передавать цвет с максимальной точностью, как Leica, Fuji или Rikoh. В этом сегменте фотографии RPP считается многими единственным приемлемым решением для проявки фото.
Сохранять данные можно в JPEG, 8- или 16-битном TIFF и в большом выборе доступных цветовых пространств. Выбор типа сохранения производится длинным, неудобным выпадающим списком.
Коротко о главном
В мире Windows, как уже упоминалось, у RPP и Aperture аналогов нет. Само их существование — хороший повод для того, чтобы преодолеть старые предрассудки насчёт «Apple только для гламура, а работать серьёзно надо на винде» и попробовать в деле Мас.
Aperture проста по устройству и использованию настолько же, насколько, пожалуй, сложна RPP. Функционал Aperture заточен под «простых» пользователей или же под тех профессионалов, которые не готовы тратить лишнее время на получение качественого результата; Aperture достаёт прекрасные снимки из самых непритязательных цифровых негативов с лёгкостью циркового фокусника. RPP — оружие для вдумчивой, длительной, неторопливой борьбы за «правильный» цвет. Борьба эта должна вестись по правилам математики цифровой обработки, со знанием реалий, со вкусом и опытом; при подобных навыках и желании RPP гарантирует победу.
Столь же различны эти две программы и по возможностям. Aperture обеспечивает импорт и каталогизацию; для RPP эти функции совершенно излишние. В RPP можно заниматься тонкой настройкой алгоритмов обработки; в Aperture эти алгоритмы скрыты от пользователя. Aperture платная, а RPP нет.
И роднят по-настоящему эти программы только две вещи: уникальная «маковская» платформа и высочайшее качество получаемых на выходе результатов. Результат, впрочем, зависит всегда прежде всего от прямизны рук пользователя, от его вкуса и опыта.
Так что позвольте пожелать вам удачных снимков и не менее удачной их цифровой обработки!
- aperture
- mac os x
- фотография
- программное обеспечение
Источник: habr.com
Apple Aperture 3. Впечатления от работы
Aperture 3 – удачная попытка упростить одну из сложнейших задач, решаемых с помощью компьютера – обработку фотографий. Этот продукт нельзя назвать полноценным графическим редактором, он не претендует на лавры Adobe Photoshop. Однако заменить Lightroom, CaptureOne Pro, iPhoto и ACDSee он вполне способен. Apple реализовала свыше 200 новых функций и сделала новую «Апертуру» невероятно простой в использовании.
Сразу признаюсь, я очень недолго пользовался Aperture 2. Единичные кадры мне нравилось конвертировать в Adobe Camera Raw – дефолтном плагине в Photoshop CS3, он использовался примерно в 80% случаев. А тщательную обработку больших серий снимков я делал в CaptureOne Pro. Пересмотреть взгляды на комплект ПО для работы с фото заставила хитрая политика компании Adobe.
На мой взгляд, Photoshop CS3 – лучшая версия этого редактора, содержащая весь необходимый инструментарий для обработки, и не обремененная невостребованным функционалом. Возможностей CS3 мне хватило бы на пару-тройку лет вперед, но с выпуском CS4 Adobe прекратила обновлять RAW-плагин предыдущей версии, фактически вынуждая обладателей новых камер (Panasonic Lumix GF 1, Canon EOS 7D и многих других) покупать новую версию Photoshop’a или прибегать к использованию Lightroom. Более того, CS4 вышел слишком радикальным – многие пользователи были не в восторге от нового интерфейса и измененного механизма работы ключевых функций.
Проблема выбора стороннего RAW-конвертера стала особенно остро, и выбирать было из чего: Capture NX от Nikon и Digital Photo Professional от Canon, Lightroom от Adobe, CaptureOne от PhaseOne, Aperture от Apple. Каждая из этих программ хороша по-своему, однако все они ориентированы в первую очередь на профессиональное использование. Человеку, который только начинает знакомство с миром цифровой фотографии, разобраться со всем многообразием функций вышеупомянутых утилит будет непросто. Aperture 3 удалось объять необъятное – эта программа несет в себе невероятно мощный функционал, но в то же время работать с ней не сложнее, чем, например, с iPhoto. В этом материале мы рассмотрим ее ключевые возможности в наглядных примерах.
Aperture-logo
Прежде всего, стоит сказать, что Aperture 3 работает только на Mac’ах с процессорами Intel – архитектура PowerPC больше не котируется. Так что обладателям старым «макинтошей» остается пользоваться Aperture 2 или просто обновить компьютер. Официальный пресс-релиз обещает нам свыше двухсот новых функций. Описать каждую из них в рамках обзора при всем желании не выйдет, поэтому сегодня мы подробно поговорим лишь о самых значимых нововведениях. А начнем с интерфейса.
Интерфейс Aperture 3
Интерфейс CaptureOne Pro 5
На скриншотах вы видите, как выглядит Aperture 3 в сравнении с CaptureOne Pro 5. Последняя присутствовала у нас в версии для Windows, однако ее вид ничем не отличается от Mac-версии. Можно долго спорить на тему удобства и функциональности, но нужно отдать должное Apple – ее продукт выглядит гораздо проще и приятнее.
Нет такого многообразия кнопок, бегунков и пиктограмм, которое могло бы отпугнуть неопытных пользователей – все очень сдержанно и лаконично. Вообще все новшества Aperture 3 можно условно разделить на обывательские и профессиональные. К первым относятся, например, функция Faces , доставшаяся в наследство от iPhoto.
Здесь функция работает точно так же – программа сканирует все фотографии, находит на них лица, предлагает подписать людей, а затем пытается определить, кто на какой фотографии изображен. От вас требуется лишь подтвердить верность догадки алгоритма. С комплектом фотографий, который попал к нам на тестирование от Apple, функция распознавания работает прекрасно.
Распознаются даже лица, снятые с другого ракурса. Однако если дать задачку посложнее – например, групповые фото с большим количеством людей, снимки с некорректно выставленным балансом белого или нерезкие фотографии – работа «распознавалки» становится не такой уж точной. Хотя на приведенных ниже иллюстрациях видно, что Aperture 3 путает женское и мужское лицо даже на технически безупречных картинках.
Функция Faces в действии
Лично мне для своих целей использовать Faces совершенно незачем. Однако в ряде случаев эта функция может быть полезной. Скажем, если вы отсняли свадьбу и помимо альбома для молодоженов (в Aperture 3 есть очень удобный инструмент для этого, но о нем ниже) собираетесь разослать подборки картинок остальным участникам торжества, то тогда имеет смысл использовать Faces.
Даже если программе и не удастся корректно всех распознать – подтвердить правильность выбора или подписать спорные кадры вручную получится гораздо быстрее, чем сортировать фотографии старым дедовским способом, распихивая их по отдельным папкам. Важное отличие от iPhoto, делающее Faces в Aperture 3 на порядок удобнее, состоит в том, что распознавание можно проводить в рамках одного или нескольких проектов.
В iPhoto поиск осуществляется по всей базе фотографий и может занимать неприлично долгое время. Что касается скорости работы, то Aperture 3 работает очень быстро практически на любых системах: от MacBook и MacBook Pro до iMac и Mac Pro в топовых конфигурациях. Стоит также отметить, что конвертация RAW-файлов – процесс очень ресурсоемкий. 15-дюймовый MacBook Pro c с процессором Core 2 Duo при работе с двумя сотнями RAW’ов с Nikon D3 ощутимо грелся и держать его на коленках, мягко говоря, было не очень комфортно. При работе за iMac по понятным причинам такой проблемы не возникает.
Places. Если вы до сих пор не представляете, что такое геотэггинг и зачем он нужен, Aperture 3 вам это наглядно покажет. Не важно, чем вы фотографировали – телефоном со включенным GPS-модулем, мыльницей или зеркалкой. При наличии геотэгов программа автоматически подхватит их. Если ваша камера лишена GPS-приемника, то в редактор можно загрузить лог-файл с любого навигатора или iPhone.
После того, как маршрут будет отображен на карте, вам нужно вручную перетащить какую-либо фотографию на место, где она была снята, а все остальные снимки будут привязаны автоматически, исходя из времени их создания. Разумеется, для корректной работы этой функции необходимо, чтобы часы на камере и GPS-навигаторе были синхронизированы. В противном случае ничего хорошего не выйдет.
Places удобно располагает фотографии на карте по маршруту следования
Зачем все это нужно? Во-первых, при использовании Places ваш рассказ о недавнем путешествии будет более информативным. Вам не придется отвечать на вопросы, где это снято. Во-вторых, фотографии легко можно отсортировать по странам, городам или отдельным областям. Это позволит быстро найти нужные снимки в большом архиве.
А архивы, как показывает практика, сейчас большие у всех: фотографии с телефона, с фотоаппарата, снимки от друзей, родных и так далее. Раньше лишь профессионалы сталкивались с проблемой сортировки и хранения большого числа снимков, теперь с такой проблемой сталкиваются почти все. Случается, что GPS-координаты определены со слишком большой погрешностью или не определены вообще.
Это может произойти в тоннеле, в каньоне, под мостом/эстакадой, в метро и так далее. Aperture 3 позволяет располагать фотографии на карте самостоятельно. В качестве карт используется Google Maps последней версии. Slide Show.
Поскольку современные фотоаппараты могут снимать не только фото, но и видео, вполне логично, что в фото-редакторах появляются более продвинутые мультимедийные функции. Так, например, Aperture 3 предлагает базовые функции по редактированию видео: можно вырезать из видеороликов отдельные кадры, а сами видеофайлы включать в слайдшоу.
slideshow01-s
slideshow02-s
Слайд-шоу организуется так же быстро и просто, как и в iPhoto, только пользователям Aperture 3 доступно больше настроек и тем оформления. Для каждого слайда можно задавать свое время показа, тип перехода и движение в процессе отображения. Дополнительно можно вставить одну или несколько музыкальных композиций из iTunes, а также использовать звук из видео.
В общем, эта функция в равной степени будет востребована как простыми пользователями, так и профессиональными фотографами. Буквально полгода назад я смотрел замечательную серию документальных фильмов про свадебных фотографов. Один австралиец, имени которого я, к сожалению, не помню – рассказывал о своей изюминке.
Снимая свадьбу, он успевал подготовить красивое слайдшоу с официальной части церемонии к самому началу застолья. На все про все у него уходило не более получаса. Aperture 3 позволит сделать то же самое минут за 15. При этом вам не нужно быть тренированным профессионалом с многолетним опытом за плечами.
PhotoBooks. Ну и раз уж мы затронули тему свадеб, то стоит сказать и о плагине PhotoBooks, который входит в состав Aperture 3. На мой взгляд, в первую очередь его будут использовать именно свадебные фотографы, поскольку основные продажи фотоальбомов в России происходят именно на свадьбах.
photobook01-s
photobook02-s
Создание фото-книги в Aperture 3 Я никогда не занимался версткой альбомов (фото-книг), однако неоднократно наблюдал за этим процессом в Photoshop. Когда работает профи – процесс выглядит простым и незамысловатым, но на самом деле он довольно сложен и трудоемок.
Основное преимущество Aperture 3 состоит в том, что наиболее утомительные функции (масштабирование, подгонка под шаблон и т.д.) программа берет на себя. Вам не придется делать собственные шаблоны для каждого альбома – в Aperture 3 есть огромное количество заготовок на все случаи жизни. Нужно лишь выбирать оптимальные шаблоны для каждой страницы и вставлять туда фотографии.
Вопрос художественной ценности, с вашего позволения, затрагивать не будем. Плагин PhotoBooks позволяет экономить время – для многих это станет решающим фактором. Скорость работы. Третья версия Aperture использует преимущества 64-битной архитектуры и работает довольно быстро. Производительность сильно зависит от общего количества фотографий в проекте и их разрешения.
Например, 24-мегапиксельные RAW’ы c Nikon D3x обрабатываются медленно, а если их у вас штук 200 или 300, то ждать придется очень долго. Вместе с тем нельзя не отметить, что Aperture 3 не виснет и не вылетает. За полтора месяца активного использования мне пришлось лишь однажды производить вынужденную перезагрузку.
Presets. Вообще Aperture 3 очень удачно описывается двумя словами – ускорение и упрощение. Разработчики старались минимизировать число рутинных действий со стороны пользователя. В третьей версии приложения появились Presets, которых очень не хватало во второй.
Стандартный набор включает 31 предустановки для быстрого корректирования баланса белого, экспозиции, контраста, а также есть имитация цветов с пленки, проявленной по кросс-процессу, различные варианты ч/б и так далее. Кроме того, предусмотрена возможность экспортирования предустановок, а также создание своих собственных. Если у вас есть серия снимков, сделанных в одинаковых условиях, то можно вручную отредактировать одну фотографию, сохранить preset, а затем применить его ко всем остальным снимкам. Само собой, возможность дополнительно что-то подредактировавать остается всегда.
Presets и удобные превьюшки
Превьюшки для любых пресетов формируются почти моментально и отображаются в небольшом всплывающем окошке – это очень удобно. В Adobe Camera RAW такой возможности не было. Там можно было применить пресет (что требовало определенного времени), а затем – если не понравится – нажать Ctrl+Z/Cmd+Z и вернуть все как было.
Сама Apple не планирует выпускать дополнительные комплекты пресетов – эта задача ложится на пользователей и сообщество. Для Lightroom существует десятки, а то и сотни тысяч различных предустановок – та же участь в скором времени постигнет и Aperture 3. Brushes. Возможности для ретуширования у Aperture 3 очень богатые.
Но, как уже говорилось, программа не претендует на то, чтобы полностью заменить Photoshop. Здесь есть очень удобный набор кистей, функционально схожих с Dodge Tool, Burn Tool, Blur, Sharpen, Clone Stamp и Healing Brush из Adobe Photoshop. Работают они по тому же принципу. Теперь вам ничего не стоит высветлить лицо модели на портретных кадрах или же затемнить небо на пейзажных.
Во втором случае вам очень пригодится пункт Detect Edges. Программа сама определяет границу неба и гор и применяет настройки только к небу. Это избавляет от необходимости дотошного прорисовывания, создания масок, областей выделения и так далее, что опять-таки экономит время.
Различные варианты использования Brushes в Aperture 3
По умолчанию в Aperture 3 доступно 15 штук кистей, некоторые из которых упомянуты выше. А вообще кисти можно создавать самостоятельно. Любую группу настроек (Curves, Saturation и т.д.) можно сделать кистью и использоваться для точечной обработки. Социальные сети. Aperture 3 умеет быстро загружать фотографии на Flickr и FaceBook.
Основное удобство состоит в том, что вы можете разом загрузить весь проект. Можно устанавливать размер, в котором снимки будут загружены, а также приватность (личное, публичное). Однако для штучной загрузки, на мой взгляд, лучше подходит старый добрый Flickr Uploadr.
Загрузка фотографий на Flickr
Совместимость. При конвертации RAW-файлов в Adobe Camera RAW или Lightroom информация обо всех изменениях сохраняется в дополнительных .xmp-файлах. Поэтому все прошлые обработки мигрируют в Aperture 3 без потерь. Поддержка RAW. Aperture 3 поддерживает RAW-формат для всех существующих цифровых камер, включая недавние Leica M9, Leica S2, Nikon D3S, Canon EOS 1D Mark IV, Canon EOS 550D, Pentax K-x, Sony Alpha A230, Sony Alpha A330 и Sony Alpha A380.
Кроме того, поддерживаются среднеформатные системы (Hasselblad H3D, H2DII) и отдельные цифровые задники (Leaf Aptus) Полный список поддерживаемых камер доступен на официальном сайте. Чего не хватает для полного счастья? Функционал Aperture 3 очень впечатляет, однако тем, кто работал, например, с CaptureOne Pro будет не хватать возможности коррекции геометрии.
Кроме того, Aperture 3 существует только в версии для Mac OS. Если iTunes и QuickTime есть для Windows, то почему не быть Aperture? Этот продукт составит достойную конкуренцию Lightroom, CaptureOne Pro, а также фирменным утилитам вроде Nikon Capture NX и Canon Digital Photo Professional.
Вместо заключения
Aperture 3 – это большой шаг вперед по сравнению с Aperture 2. Для начинающих фотографов – это простой способ научиться сложной обработке фотографий. Для профессионалов – удобный рабочий инструмент с широким функционалом. Базовая конвертация, цветокоррекция, ретушь, слайдшоу, верстка фото-книг – все это теперь доступно в одном приложении. Что касается финансовой стороны вопроса, то… новый Adobe Photoshop CS5 стоит свыше 100 тысяч рублей, в то время как Aperture 3 обойдется всего в 9 тысяч рублей, а апгрейд предыдущих версий – в два раза дешевле. Почувствуйте разницу.
Aperture 3 покрывает около 80% потребностей продвинутого фотолюбителя. Здесь нет сложных фильтров, слоевых масок и прочих сложных инструментов, поэтому полностью заменить Photoshop этой программе не удастся. Впрочем, ей это и не нужно…
Источник: www.ferra.ru