Доклад на тему «Алгоритм адаптации основной образовательной программы начального общего образования при разработке адаптированной образовательной программы (АОП) обучающегося с РАС»
Алгоритм адаптации основной образовательной программы начального общего образования при разработке адаптированной образовательной программы (АОП) обучающегося с РАС.
Актуальность разработки адаптированной образовательной программы (АОП) Актуальность разработки адаптированной образовательной программы (далее — АОП), прежде всего, обусловлена правом каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования в любой общеобразовательной организации.
Оценить
358 0
Разработка адаптированных программ (АООП, АОП, ИАП).
Содержимое разработки
ГКОУ «Специальная (коррекционная)общеобразовательная
Доклад на тему
«Алгоритм адаптации основной образовательной программы начального общего образования при разработке адаптированной образовательной программы (АОП) обучающегося с РАС»
Подготовила и прочитала
на МО коррекционных занятий
Алгоритм адаптации основной образовательной программы начального общего образования при разработке адаптированной образовательной программы (АОП) обучающегося с РАС .
Актуальность разработки адаптированной образовательной программы (АОП) Актуальность разработки адаптированной образовательной программы (далее — АОП), прежде всего, обусловлена правом каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования в любой общеобразовательной организации. Кроме того, высокая распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) требует внимания.
Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 г.), распространенность РАС составляет 62/10 000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с возможной последующей инвалидностью. Эта оценка представляет собой среднее значение, и во многих контролируемых исследованиях приводятся существенно более высокие показатели.
Кроме того, всюду отмечается рост расстройств аутистического спектра. Так, например, в США с 1980-х годов эти показатели выросли примерно в 10 раз. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встречаемости РАС.
Однако, исходя из эпидемиологических данных, можно предполагать, что даже по самым осторожным оценкам, в Российской Федерации число детей с РАС в возрасте до 18 лет варьирует в пределах 300-400 тысяч. Следовательно, практически в каждой школе обучается несколько детей с РАС. Обучающиеся с РАС, как правило, имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с ЗПР, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
АООП, АОП
При организации инклюзивной практики обучающийся с РАС получает образование, находясь в среде обычных сверстников. Он включен в общий образовательный процесс, но нуждается в создании специальных образовательных условий.
Одним из таких условий является составление образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы (АООП НОО) для каждой категории учащихся с ОВЗ [20, ст. 72, п. 2]. Несмотря на то, что все основные условия, необходимые для детей с РАС, определены образовательной организацией в АООП НОО, каждому конкретному ребенку требуется определение специфических индивидуальных условий. Именно это обосновывает необходимость создания адаптированной образовательной программы (АОП), в которой будут определены все специфические условия обучения и индивидуальные планируемые результаты, необходимые для конкретного ученика с РАС.
Наличие АОП позволяет: — на основе комплексной диагностики определить специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с РАС; — структурировать и систематизировать процесс обучения; — обозначить основные проблемы в освоении предметных областей и определить индивидуальные планируемые результаты; — определить основные проблемы в области формирования универсальных учебных действий (для вариантов 8.3, 8.4 базовых учебных действий) и индивидуальные планируемые результаты; — определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты; — сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определяемый период времени; — определить ресурсы обучающегося с РАС. Наличие данного документа, хорошо проработанного командой специалистов, придает процессу обучения учащегося с РАС четкий и рациональный характер, при котором можно формулировать конкретные цели, определять стратегии их достижения и отслеживать результаты обучения и воспитания.
Организационные условия, необходимые для разработки и реализации АОП обучающегося с РАС в образовательной организации
Инклюзивное образование ребенка с РАС требует координации действий всех специалистов образовательной организации, обучающих детей с РАС, обязательной организации регулярного и качественного их взаимодействия. Поэтому для успешной разработки АОП необходима командная работа специалистов (учителя, тьютора, педагога-психолога, учителялогопеда, учителя-дефектолога и др.), а также администрации образовательной организации (ОО).
Только совместное обсуждение трудностей ребенка, постановка общих целей, единый методологический подход дают возможность проведения комплексной психолого-педагогической работы по развитию ребенка с РАС и коррекции выявленных проблем. 11 Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра Требования к разработке и реализации АОП ребенка с РАС заключаются в следующем [11]: — АОП разрабатывается коллегиально всеми специалистами, работающими с ребенком с РАС, в рамках деятельности психологомедико-педагогического консилиума (ПМПк) ОО. Участие в процессе разработки АОП принимают и родители (законные представители ребенка). АОП разрабатывается не более, чем на один год, однако временной промежуток не должен быть достаточно длительным; — на ПМПк междисциплинарная команда определяет индивидуальные планируемые результаты (цели) АОП.
Они должны быть конкретны, измеряемы и соответствовать уровню развития ребенка; — в АОП должна быть закреплена ответственность и регламент деятельности всех участников образовательного процесса; — после окончательной разработки АОП согласуют с родителями (законными представителями) ребенка, которые также являются участниками образовательного процесса и несут ответственность за достижение поставленных перед ними целей; — по окончании действия АОП ПМПк коллегиально оценивает достижение всех планируемых результатов, проводит анализ динамики и эффективности оказываемой помощи. При необходимости корректируются цели АОП, определяется новый период ее действия.
Предварительным этапом перед разработкой АОП является встреча с родителями/законными представителями ученика с РАС. С ними должны быть согласованы цели и ожидаемые результаты обучения и воспитания, а также степень их участия в достижении этих целей.
Кроме того, именно родители могут сообщить важные сведения об особенностях ребенка, которые учитываются при его интеграции в образовательный процесс. Образовательная организация, реализующая АОП обучающегося с РАС, закрепляет в локальном акте организации основные положения по разработке и реализации АОП. Специалисты, участвующие в разработке АОП, должны обратить внимание на рекомендации ПМПК, как официального юридического документа, обязательного к исполнению образовательной организацией и определяющего специальные условия получения образования конкретным учащимся, в том числе и необходимость разработки и реализации АОП. Для разработки АОП каждый специалист междисциплинарной команды проводит диагностику, оценивая не только трудности, но и сильные стороны ребенка. Наиболее полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и об особых потребностях позволит более точно определить цели в АОП.
Особое внимание необходимо уделить уровню сформированности универсальных /базовых учебных действий ученика с РАС. В качестве диагностического материала используют не только специальный диагностический инструментарий, но и методы наблюдения и опроса. Диагностический период может занимать от двух недель до месяца и определяется в локальном акте ОО.
Должны быть определены четкие показатели индивидуальных достижений, критерии их оценки; — устанавливаются сроки проведения промежуточного ПМПк для оценки и анализа достижений ребенка, эффективности работы междисциплинарной команды, получения «обратной связи» от родителей. — окончательный вариант АОП подписывают все участники консилиума, родители (законные представители) ребенка и утверждает руководитель образовательной организации. Промежуточное заседание ПМПк проводят обычно в середине учебного года (конец декабря) для анализа результатов работы по АОП, при необходимости осуществляется корректировка целей АОП.
Итоговое заседание ПМПк проходит в конце учебного года, на котором осуществляется оценка эффективности работы педагогов, оценка результатов достижений ребенка и планирование деятельности по обучению и воспитанию обучающегося с РАС в следующем учебном году. В результате в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику обучающихся с РАС, должны создаваться условия для ребенка с РАС, гарантирующие возможность: — достижения планируемых результатов освоения АООП НОО; — формирования жизненных компетенций ребенка с РАС; — использования обычной и специфической шкалы оценки «академических» достижений, соответствующих особым образовательным возможностям ребенка с РАС; — индивидуализации образовательного процесса обучающегося с РАС; — целенаправленного развития коммуникативных возможностей детей с РАС и навыков взаимодействия со сверстниками; 13 Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра — проектирования и развития коррекционно-развивающей среды; — использования в образовательной деятельности современных научно обоснованных и достоверных коррекционно-развивающих технологий, максимально способствующих развитию детей с РАС [21]. В этом процессе должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами ОО и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Структура адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС.
Общая структура адаптированной образовательной программы ребенка с РАС полностью соответствует АООП НОО образовательной организации.
Однако в АОП сохраняются только те компоненты, которые определяют специальные условия обучения и воспитания, необходимые конкретному ребенку и индивидуальные планируемые результаты. На рисунке 1 представлена примерная структурная схема АОП. Рис. 1. Примерная структурная схема АОП обучающегося с РАС
1. Информация о ребёнке,родителях,специалистах ОУ
3.Программа обучения (АООП,вариант 8.1;8.2;8.3;8.4;)
Источник: www.prodlenka.org
Что вы знаете об адаптированной образовательной программе?
Кто рекомендует обучение детей по АОП? Какие варианты существуют у адаптированных программ? На сколько лет они рассчитаны? Можно ли изменить вид АОП или вариант программы? Об этом на вебинаре 26 октября (в 11 часов) расскажет Татьяна Шаталова – юрист Воронежской РООИ «ИСКРА НАДЕЖДЫ».
Татьяна Викторовна поделится опытом оказания юридической помощи и по другим вопросам получения начального общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (АООП НОО ОВЗ).
26 октября 2022
среда
11:00 – 12:30 мск.
Защита прав – Инклюзивное образование
«Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (АООП НОО ОВЗ).
Варианты программ по нозологиям заболеваний».
Вебинар сопровождается синхронным переводом на русский жестовый язык
(переводчик – Наталья БЕЛОВА).
Татьяна ШАТАЛОВА, юрист, ВРООИ «ИСКРА НАДЕЖДЫ» (Воронеж):
«Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического развития. АОП относится к специальным условиям для получения образования, без которых невозможно или затруднено обучение. На Горячую линию inclusion24.ru приходят десятки обращений от родителей обучающихся со всех регионов России. На вебинаре я постараюсь ответить на вопросы, связанные с возможностями обучения по АООП НОО ОВЗ».
Татьяна ШАТАЛОВА,
юрист,
ВРООИ «Искра Надежды» (Воронеж)
.Григорий БОРИСОВ,
Татьяна Викторовна – юрист Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «ИСКРА НАДЕЖДЫ».
Образование: специальность «правоведение», Свердловский Ордена Трудового Красного Знамени юридический институт им. Р.А. Руденко (с 2014 г. Уральский государственный юридический университет).
Общий стаж работы по специальности 35 лет.
Из них значительная часть – работа в системе в системе социальной защиты населения, в центрах реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; в учреждениях образования.
Неоднократно участвовала в реализации проектов, направленных на организацию инклюзивного образования, на защиту прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья (включая детей с инвалидностью), членов их семей.
– Как нозология влияет на выбор программы обучения?
– Как правильно подобрать программу обучающемуся?
– Что нужно знать родителям.
Целевая аудитория вебинара:
родители детей с инвалидностью,
педагоги и специалисты, работающие с детьми с инвалидностью.
Григорий БОРИСОВ,
юрист, сотрудник юридического отдела РООИ «Перспектива»
Вебинар проводится в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети, подростки и молодёжь с инвалидностью: от уверенности в настоящем к успеху в будущем»
(Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»)
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодёжи с инвалидностью»
(Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы)
Источник: perspektiva-inva.ru
МАТЕРИАЛЫ
АОП это аббревиатура от понятия адаптированная образовательная программа.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
- Назад
- Вперед
КУРСЫ
ВЕБИНАРЫ
КОНКУРСЫ
МАТЕРИАЛЫ
КОНТАКТЫ
Мы в соц. сетях:
Источник: eduopenru.ru
Новые стандарты образования: АОП для детей с ОВЗ
Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете — это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей. Хотя современная медицина и шагнула далеко вперед, а специалисты прилагают все возможные усилия, ежегодно наблюдается медленное, но стабильное увеличение этого числа.
Если опираться на характер нарушений, то можно понять, что некоторые из них излечимы в процессе развития ребенка, другие же лишь компенсируются, а явные признаки сглаживаются. От сложности и характера нарушений зависит работа педагога с ребёнком, развитие его навыков и умений, а также дальнейший прогресс в обучении. В связи с этим разрабатываются АОП для детей с ОВЗ. Что это такое, рассмотрим далее.
Дети с ОВЗ
Если рассматривать основную классификацию ограниченных возможностей, то следует выделить следующие нарушения:
- расстройство поведения или общения;
- слуховые нарушения;
- зрительные расстройства;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ необходимы в качестве коррекционных схем обучения и воспитания таких ребят. Схемы помогают уменьшить степень нарушения или вообще избавиться от дефектов. К примеру, в обучении детей со зрительными дефектами применяются специальные игры, улучшающие восприятие этого анализатора.
Суть адаптированной образовательной программы
Современная педагогическая отрасль, а точнее, ее теория и практика, претерпевают значительные изменения. Наблюдается смена образовательной парадигмы в сфере специального и общего образования. Сейчас акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это уникальные программы, созданные специально для ребят, имеющих ограничения по состоянию здоровья. В разработанных документах учитываются особенности нарушений и психофизического развития, индивидуальные возможности ребенка.
АОП для детей с ОВЗ обеспечивает коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в развитии, а также его адаптацию к общественной жизни.
АОП для особенных детей
Согласно предметным программам, создаются и рабочие документы. Сейчас они составляются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. В программе прописаны задачи и цели изучения того или иного предмета, а также критерии оценки знаний и способностей учащихся с ОВЗ.
Также составляется индивидуальный учебный план, который помогает установить необходимое количество часов, выделяемых определенным педагогам.
Цели адаптированной образовательной программы
АОП для детей с ОВЗ в школе и детских садах гарантируют осуществление полноценного учебного процесса. Одновременно сохраняются коррекционные направления педагогического процесса, которые можно изменять, дорабатывая методы и приемы обучения.
К целям АОП для детей с ОВЗ относятся:
- Коррекция нарушений и дефектов, преодоление неуспеваемости и прочих проблем.
- Реабилитация ребенка, то есть привлечение его к общественной жизни.
- Выработка внутренней мотивации и стимулирование ребенка с ОВЗ.
Задачи образования для детей с ОВЗ
Для решения основных образовательных задач АОП для детей с ОВЗ необходимо:
- Создать условия для исправления или сглаживания имеющихся нарушений в процессе развития, обучения и адаптации ребенка (использование различных педагогических подходов).
- Создать условия для того, чтобы ребенок с определенными нарушениями получал необходимые знания по всем предметам, которые имеют практическую направленность.
- Создать условия для комфортного развития личности ребенка во всех образовательных направлениях, его адаптации в обществе.
- Сформировать общую культуру личности учащегося за счет освоения хотя бы минимума из программы образования.
- Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
- Создать условия для формирования задатков здорового образа жизни, получения знаний о важности здоровья.
Польза адаптированной программы
Содержание АОП для детей с ОВЗ составляется, исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося. Обучение по этим программам имеет развивающий и коррекционный характер. Кроме того, учитываются дополнительные коррекционные занятия, дополняющие основную программу. Они необходимы для преодоления проблем и трудностей в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти занятия предусматривают АОП для детей с ОВЗ. ДОУ внедряют подобные программы в свои учебные планы. Дополнительные занятия помогают успешно продвигать общее развитие некоторых детей, корректировать их недостатки, психофизическое развитие, а также ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
Индивидуальные занятия может проводить психолог или учитель-предметник, а также логопед, дефектолог и прочие специалисты.
Источник: fb.ru