Антивирусная программа постоянно находящаяся в оперативной памяти и выполняющая защитные функции это

Распространение компьютерных вирусов породило антивирусные программы, позволяющие обнаруживать и уничтожать вирусы, «лечить» зараженные ресурсы.

В основе работы большинства антивирусных программ лежит принцип поиска сигнатуры вирусов. Вирусная сигнатура – это некоторая уникальная характеристика вирусной программы, которая выдает присутствие вируса в компьютерной системе. Обычно в антивирусные программы входит периодически обновляемая база данных сигнатур вирусов. При выполнении антивирусная программа просматривает компьютерную систему, проводя сравнение и отыскивая соответствие с сигнатурами в базе данных. Когда программа находит соответствие, она пытается вычистить обнаруженный вирус.

По методу работы антивирусные программы подразделяются на фильтры, доктора, детекторы, вакцины и другие.

Программы-фильтры, или «сторожа» постоянно находятся в оперативной памяти, перехватывают все запросы к ОС на выполнение подозрительных действий. Такими действиями могут быть попытки изменения атрибутов файлов, коррекции исполняемых COM- или EXE-файлов, записи в загрузочные сектора диска и др.

Как исправить большую загрузку оперативной памяти в Windows 10?

При каждом запросе на такое действие на экран компьютера выдается сообщение о том, какое действие затребовано и какая программа желает его выполнять. Пользователь в ответ на это должен либо разрешить выполнение действия, либо запретить его. Подобная часто повторяющаяся «назойливость», раздражающая пользователя, и то, что объем оперативной памяти уменьшается из-за необходимости постоянного нахождения в ней «сторожа», являются главными недостатками этих программ. К тому же программы-фильтры не «лечат» файлы или диски, для этого необходимо использовать другие антивирусные программы.

Программы-ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска, когда компьютер еще не был заражен вирусом, а затем периодически сравнивают текущее состояние с исходным. При выявлении несоответствий (по длине файла, дате модификации, коду циклического контроля файла и др.) сообщение об этом выдается пользователю.

Программы-доктора не только обнаруживают, но и «лечат» зараженные программы или диски, «выкусывая» из зараженных программ тело вируса. Программы этого типа делятся на фаги и полифаги. Последние служат для обнаружения и уничтожения большого количества разнообразных вирусов. Наибольшее распространение в России имеют такие полифаги, как Aidstest и Doctor Web, которые непрерывно обновляются для борьбы с появляющимися новыми вирусами.

Программы-детекторы позволяют обнаруживать файлы, зараженные одним или несколькими известными разработчикам программ вирусами.

Программы-вакцины, или иммунизаторы, относятся к резидентным программам. Они модифицируют программы и диски таким образом, что это не отражается на работе программ, но вирус, от которого производится вакцинация, считает их уже зараженными и не внедряется в них.

К настоящему времени зарубежными и отечественными фирмами и специалистами разработано большое количество антивирусных программ. Многие из них, получившие широкое признание, постоянно пополняются новыми средствами для борьбы с вирусами и сопровождаются разработчиками.

Как Освободить и Ускорить оперативную память (ОЗУ) на Windows 10 | ИГРЫ БУДУТ ЛЕТАТЬ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Шибеко Марина

Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ».

Актуальность: Многие пользователи компьютеров обеспокоены слухами о том, что с помощью компьютерные вирусы взламывают сети, грабят банки, крадут интеллектуальную собственность. Важно выяснить, что на самом деле можно ожидать при воздействии компьютерных вирусов и как продуктивно бороться с ними.

Проблема: В медицинском колледже большое внимание отводится подготовке студентов к использованию информационных технологий, однако наблюдается определенная беспечность пользователей по отношению к информации.

Цель: выяснить пути проникновения и влияния вирусов на работу компьютера и найти методы защиты от них, а также изучить различные виды вирусов и антивирусных программ.

1) познакомить с понятием «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации;

2) повысить информационную культуру обучаемых;

3) научить самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию, а так же преобразовывать и осознанно воспринимать информацию.

Ожидаемые результаты: изучив материал, студенты смогут выбрать для своего компьютера и мобильной техники наиболее приемлемую антивирусную защиту.

Новизна разработки заключается в рассмотрении компьютерных вирусов по аналогии с биологическими вирусами (состав, среда обитания, способы заражения и т. п.), что представляет материал более комфортным для восприятия студентами Медколледжа.

Читайте также:
Как работать с программой диспетчер задач

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций, как студентам, так и преподавателям.

Тема «Компьютерные вирусы и антивирусная профилактика» соответствует рабочей программе дисциплины «Информатика и ИКТ» и соотносится с требованиями к результатам освоения программы подготовки Сестринское дело, Фармация, Акушерское дело и Лабораторная диагностика.

После изучения материала студент должен уметь:

– различать признаки появления компьютерных вирусов;

– выбирать антивирусную программу для борьбы с компьютерными вирусами.

После изучения материала студент должен знать:

– понятие и возможности воздействия вредоносного программного обеспечения (компьютерных вирусов);

– способы защиты и методы профилактики заражения компьютерными вирусами.

2.3. В результате освоения данного материала у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

2.4. Изучение данного материала является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Изучение данной темы способствует воспитанию:

– заинтересованности в расширении кругозора из области информатики и информационных технологий;

– потребности использовать в трудовой деятельности все новое и прогрессивное.

Рабочая тетрадь представлена в двух вариантах. Для преподавателя — с модельными ответами, а так же двумя вариантами тестов или кроссвордов. Для студентов – с теоретическим материалом и пятнадцатью заданиями для самостоятельного выполнения как на практических занятиях, так и дома.

В последнем случае поощряется работа не только с предложенным материалом, но и поиск информации в электронных источниках в Интернет. Рабочая тетрадь используется для стимулирования самостоятельного изучения нового материала, поможет студентам в освоении теоретических понятий, а преподавателю — осуществить индивидуальный контроль или проанализировать общий уровень знаний, умений студентов. Она создана для удобной и комфортной работы на занятиях по дисциплины «Информатика и ИКТ» и во внеурочное время.

В процессе работы студенту необходимо:

– прочитать материал и задания;

– найти необходимую информацию в теоретической части, в дополнительной литературе или в электронных ресурсах;

– ответить на предложенные вопросы.

По завершении выполненная работа сдается на проверку преподавателю.

Критерии оценки письменных работ:

Оценка «5» ставится, если

• задание выполнено в полном объеме, т. е. есть ответы на все вопросы и решено дополнительное задание;

• возможны одна-две неточности при освещении вопросов.

Оценка «4» ставится, если ответы удовлетворяют в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• есть неправильные ответы только на один-три вопроса;

Оценка «3» ставится в следующих случаях:

• есть правильные ответы более чем на семь вопросов,

• есть ответы на все вопросы, но в изложении почти половины ответов допущены неточности, показывающее непонимание материала.

Оценка «2» ставится в следующих других случаях.

• есть правильные ответы менее чем на семь вопросов,

• есть ответы на все вопросы, но в изложении более семи ответов допущены неточности, показывающее непонимание материала.

Критерии оценки теста:

Тест оценивается оценкой «5», если обучающийся ответил правильно на 10 или 9 вопросов теста.

Тест оценивается оценкой «4», если обучающийся ответил правильно на 8 или 7 вопросов теста.

Тест оценивается оценкой «3», если обучающийся ответил правильно на 6 или 5 вопросов теста.

Тест оценивается оценкой «2», если обучающийся ответил правильно менее чем на 5 вопросов теста.

Рекомендуемая литература

Основные источники:

1. Плотникова, Н. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [Текст] : учеб. пособие для СПО / Н. Г. Плотникова. — М. : РИОР [и др.], 2017. — 124 с. — Библиогр.: с. 123.

2. Сергеева, И. И. Информатика [Текст] : учеб. для сред. проф. образования / И. И. Сергеева, А. А. Музалевская, Н. В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ФОРУМ [и др.], 2017. — 384 с. : ил.

Читайте также:
Программа для действий в браузере

3. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник для 10 класса [Текст] : для общеобразоват. учреждений общ. образования / Н. Д. Угринович. — М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. — 387 с.

Дополнительные источники:

1. Акулов, О. А. Информатика: базовый курс [Текст] : учеб. пособие для вузов, бакалавров, обучающихся по направлениям 552800, 654600 «Информатика и вычислительная техника» / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – М.: Омега-Л, 2005. — 551 с.: ил.

2. Мельников, В. П. Информационная безопасность [Текст] / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков. — М.: Academia, 2017. — 336 c.

3. Партыка, Т. Л. Информационная безопасность [Текст] / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 368 c.

4. Петров, Сергей Викторович; Кисляков Павел Александрович Информационная Безопасность [Текст] / Александрович Петров Сергей Викторович; Кисляков Павел. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 329 c.

5. Симонович, С.В. Специальная информатика [Текст] : учеб. пособие : университетский курс / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев ; под ред. С. В. Симоновича. – М. : АСИ_ПРЕСС Инфорком-пресс, 2005. – 479 с.: ил.

6. Степанов, Е.А. Информационная безопасность и защита информации. Учебное пособие [Текст] / Е.А. Степанов, И.К. Корнеев. — М.: ИНФРА-М, 2017 . — 304 c.

7. Степанов, А. Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Н. Степанов–СПб. : Питер, 2002. – 608 с.: ил.

Интернет-источники:

1. Институт новых технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.intschool.ru . – Загл. с экрана.

2. Интернет ресурсы по информатике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www . info . net . edusite . ru / p 17 aa 1. html . – Загл. с экрана.

3. Информатика [Электронный ресурс] : газета. – Режим доступа: http://inf.1september.ru . – Загл. с экрана.

4. Информатика и ИКТ: подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/comp/comp25.htm .

5. Коллекция ЦОРов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru . – Загл. с экрана.

6. Компьютерные инструменты в образовании [Электронный ресурс] : журнал. – Режим доступа: http://www.ipo.spb.ru/journal . — Загл. с экрана.

7. Мир ПК [Электронный ресурс] : журнал. – Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld . — Загл. с экрана.

8. Сайт цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cor.home-edu.ru . – Загл. с экрана.

Теоретический материал

Компьютерные вирусы и антивирусная профилактика

1. Возможности и условия заражения компьютерной и мобильной техники компьютерными вирусами (КВ).

В ходе своего развития вредоносные программы для персональных компьютеров постепенно мутировали от невинных поделок программистов и самоутверждавшихся студентов до сложных профессиональных решений, связанных с извлечением финансовой выгоды. Злоумышленниками могут являться разработчики, обслуживающий персонал, пользователи и иные лица. Причины появления и распространения вредоносного программного обеспечения, с одной стороны, скрываются в психологии человека и ее теневых сторонах (завести, мести, тщеславии непризнанных «гениев» и «творцов», невозможности или нежелании конструктивно и на пользу обществу применить свои способности), с другой стороны, обусловлены отсутствием средств защиты и противодействия со стороны ОС, компьютера или информационной системы. Создание КВ для одних – развлечение или проба сил, для других — серьезный бизнес.

К сегодняшнему дню грани между вирусами и сетевой безопасностью, уязвимостями программного обеспечения, рекламными технологиями и криминальными структурами оказались практически стерты. Ситуация для мобильных вирусов стала особенно благоприятной с широким распространением смартфонов и коммуникаторов, которые обладают операционными системами и беспроводными соединениями.

Когда зараженная программа начинает работу, то сна­чала управление получает КВ, он находит и заражает другие программы, портит файлы или файловую систему с размещением на диске, засоряет оперативную память, занимает канал связи, предоставляет неограниченный доступ к информации и т.д. Для маскировки, действия по заражению программ и нанесению вреда могут выполняться не всегда, а при выполнении определенных условий. После того как КВ выполнит нужные ему дей­ствия, он передает управление той программе, в которой он находится, и она работает также, как обычно. Тем самым внешне работа зараженной программы выглядит так же, как и незараженной.

Читайте также:
Сбор фактов в процессе личного общения по специальной программе это

Многие разновидности КВ устроены так, что при запуске зараженной программы вирус остается в памяти компьютера до перезагрузки, и время от времени заражает программы и выполняет вредные действия на компьютере.

КВ может изменить любой файл на имеющих в компьютере дисках. Но некоторые виды файлов вирус может заразить — внедриться в эти файлы, т.е. изменить их так, что они будут содержать вирус, который при некоторых обстоятельствах может начать свою работу.

2. Способы предотвращения и защиты от компьютерных вирусов.

Чтобы предотвратить заражение КВ, необходимо:

— Не запускать программы, полученные из Интернета или в виде вложения в сообщение электронной почты без проверки на наличие в них КВ;

— Проверять все внешние носители информации на наличие вирусов, прежде чем копировать или открывать содержащиеся на них файлы;

— Установить антивирусную программу и регулярно пользоваться ею для проверки, регулярно пополнять базу данных антивирусной программы;

— Регулярно сканировать жесткие диски в поисках вирусов. Сканирование обычно выполняется автоматически при каждом включении ПК и при размещении носителя информации в считывающем устройстве;

— Выбрать надежные пароли, чтобы вирусы не могли их подобрать и получить разрешения администратора.

— Основное средство защиты информации – это резервное копирование наиболее ценных данных на съемных носителях информации.

Для защиты от КВ можно использовать:

— общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователя;

— профилактические меры, позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусов;

— специальные программы для защиты от вирусов.

Самостоятельная работа студентов с конспектом на занятии

В современном обществе все виды деятельности человека связаны с информацией. Информация является предметом, средством и результатом труда. Для экономического роста имеет значение качество и объем потребленной информации. Поэтому некоторые люди тратят не мало усилий, чтобы изменить нормальный процесс обработки, хранения и передачи информации.

Задание 1. Прочитайте далее теоретический материал и ответьте на вопрос: что понимается под вредоносным программным обеспечением (вредительскими программами)?

Задание 2 . Прочитайте далее теоретический материал и ответьте на вопрос: почему вирусы опасны для компьютера?

Вредоносное программное обеспечение (вредительские программы) представляют серьезную опасность для информационной безопасности. Оно может быть направлено на осуществление вредительской функции, изменение внешнего представления и способа распространения информации, внедрение другого программного обеспечения, получение контроля над системой, агрессивное потребление ресурсов, разрушение и изменение программ, данных.

Современные вредоносные программы перестали ограничивать свою сферу вредительства компьютерной техникой и перекинулись на микропроцессорную, программируемую технику и смартфоны, т.п.

Задание 3. Прочитайте далее теоретический материал и ответьте на вопрос: Как понимают сейчас термин «компьютерные вирусы»?

КВ – это ____________________________________________________________

К вредоносному программному обеспечению относятся, прежде всего, КВ – это небольшие исполняемые или интерпретируемые программы, обладающие свойством распространения и копирования. Активизация КВ может быть связана с различными событиями (наступлением определенной даты, дня недели, запуском конкретной программы, открытием документа и т. п.).

Задание 4. Соотнести термины «вредоносное программное обеспечение» и «компьютерные вирусы» (, =).

«Вредоносное программное обеспечение» ________ «Компьютерные вирусы»

КВ был назван по аналогии с биологическими вирусами. Способность КВ к размножению вызывает у людей желание сравнивать их с особой формой жизни и наделять их злым интеллектом, заставляющим совершать мерзкие выходки ради достижения поставленной цели. Подобное восприятие событий напоминает средневековые представления о злых духах и ведьмах, которых все боялись. Размножение КВ ничем не отличается от, например, копирования программой файлов. Отличие в том, что эти действия производятся без ведома пользователя.

Задание 5. Некоторые люди склонны относиться к КВ, как к новой форме жизни. Так ли это? Подумайте и продолжите заполнять таблицу:

КВ – форма жизни

КВ — обычная программа

Форма жизни, стремящаяся, как и другие формы к выживанию и размножению

КВ выполняют то, что написал человек в его программном коде.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru