Антикризисные программы государства это

Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий.

В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана.

Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков.

Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Для чего необходимо:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы финансовой поддержки;

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВА. Спикер Наталия Морозова

в) создание системы информационного обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

е) производственно-техническую поддержку.

Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях:

а) политическая и социально-экономическая стабильность;

б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом;

в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции;

г) создание рыночной инфраструктуры.

Стратегия управления активами неплатежеспособного предприятия.

Основываясь на опыте преодоления кризисных ситуаций отечественными предприятиями, можно выделить общие для них виды стратегии:

• стратегию выживания, которая предполагает эволюционное развитие предприятия с учетом сложившегося положения, т.е. плавное, с минимальными перестройками, но надежное улучшение показателей, вплоть до выхода его из состояния банкротства;

• стратегию прорыва, обеспечивающую существенное улучшение всех аспектов деятельности предприятия за минимально короткое время и предполагающую ориентацию на лидирующее положение на рынке:

Находясь в критическом состоянии, предприятие не имеет возможности привлекать заемные средства для своего развития. Поэтому источником финансового обеспечения реализации программы (плана) по выводу предприятия из кризисного состояния являются только собственные средства. Следовательно, между всеми мероприятиями программы (плана) существует финансовая связь: одни мероприятия обеспечивают приток либо экономию расходов средств, а другие предполагают их использование, т.е. первые являются донорами для вторых. В этой связи принято различать два вида тактики финансового оздоровления.

2.Наступательная тактика (или атака на кризис) означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки, особенно ее денежной составляющей, которая может поступать от реализации продукции, венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использования имущества, налоговых льгот, в процессе участия в конкурсах инвестиционных проектов. Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия.

ОВР Шоу: Антикризисные меры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

6.6. Государственные антикризисные программы

Государственные антикризисные программы представляют собой комплекс мероприятий, планируемых и осуществляемых государством с целью предотвращения и преодоления кризиса на национальном, региональном или отраслевом уровнях. Типичным примером государственных антикризисных программ были программы Правительства Российской Федерации, разрабатываемые с начала национального финансово-экономического кризиса 2008 г.

В начале ноября 2008 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Согласно Плану, поддержка заключалась в защите рынка от импорта и поддержке российского производителя. Практически всем экспортерам гарантировалось субсидирование процентной ставки по кредитам. Неф­тяникам было обещано сократить срок периода, на который устанавливается вывозная пошлина.

Помочь сельскому хозяйству предлагалось путем кредитования крупных агрохолдингов Банком развития, бюджетной накачкой уставных капиталов Россельхозбанка и «Росагролизинга», сокращением тарифных квот на импорт птицы и свинины в 2009 году.

У строителей государство было готово выкупить часть готового жилья. «Росатому» и «Ростехнологиям» предложено выкупить допэмиссию акций и облигаций ряда стратегических предприятий. Чтобы предотвратить банкротство оборонных предприятий, государство выделило им субсидии. Машиностроители могли рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам на новое оборудование. Авиакомпаниям разрешили отсрочку уплаты таможенных платежей на шесть месяцев на ввоз самолетов и комплектующих. Автопрому было обещано повысить ввозные пошлины на иномарки, срок эксплуатации которых от одного до трех и от трех до пяти лет, а также свыше пяти лет. 212

20 ноября 2008 г. на Х съезде «Единой России» премьер-министр России, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин объявил о новых налоговых послаблениях.

Читайте также:
Функциональная программа квартиры это

Главной новостью дня стало заявление премьера о снижении налога на прибыль за счет его федеральной части на 4%, то есть с 24% до 20%. Компании также будут уплачивать налог на прибыль на основании фактически полученной прибыли, а не бумажной. Кроме того, с 10% до 30% увеличится амортизационная премия, что даст компаниям более 100 миллиардов рублей. Этот пакет дополняет предыдущий пакет фискальных мер по поддержке экономики на 175 миллиардов рублей, который включал в себя снижение НДПИ для нефтяников и другие меры отраслевой поддержки.

На 2009–2010 годы было запланировано, что из бюджета будет дополнительно выделено более 50 миллиардов рублей для предупреждения банкротств оборонных предприятий.

Было предусмотрено, что регионы получат право снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%, дифференцируя налог в зависимости от вида бизнеса и других показателей.

Также было объявлено, что сроки возмещения НДС сократятся. До конца 2008 года необходимо снизить до минимума текущую задолженность по НДС, заявленную к возмещению из бюджета, заявил Путин. При этом налоговикам премьер наказал разработать новый порядок начисления НДС по авансовым платежам.

Еще одно нововведение: увеличение вдвое вычета по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья, до 2 миллионов рублей. В этом случае семья сможет сэкономить на налогах не 100 тысяч рублей, а до 260 тысяч рублей. Налоговые льготы на покупку жилья обойдутся бюджету в 10 миллиардов рублей.

Не были забыты и строители. Правительство планировало выделить 83 миллиарда рублей на покупку более 40 тысяч типовых квартир, что не только обеспечит жильем военнослужащих и другие категории граждан, но и позволит поддержать строительную отрасль.

Компании, ведущие строительство особо важных объектов, смогут выпускать инфраструктурные облигации, гарантированные Внешэкономбанком. Капитал Внешэкономбанка будет увеличен на 75 миллиардов рублей. 213

В конце 2008 г. Правительство РФ приняло перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение. В список вошли 295 компаний.

Как отмечает пресс-служба правительства, данный перечень утверждается правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Он не является исчерпывающим и может корректироваться решением комиссии.

Главная задача работы с такими компаниями — поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д. Кроме того, при необходимости, будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий. Для реализации программы государственных гарантий системообразующим организациям в бюджете на 2009 год было зарезервировано 625 миллиардов рублей: 300 миллиардов на госгарантии по кредитам и 325 миллиардов в качестве прямой государственной поддержки. 214 215

21 января 2009 г. был опубликован «Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса». 216

В части поддержки реального сектора экономики Перечень содержал меры в отношении налоговой и бюджетной политики, тарифной политики, поддержки деловой активности в реальном секторе экономики и в отдельных отраслях.

19 марта 2009 г. Правительство Российской Федерации приняло Программу антикризисных мер на 2009 г. 217

Программа предусматривала семь основных приоритетов, 4 из которых непосредственно относились к реальному сектору экономики:

    1. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
    2. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
    3. Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.
    4. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
    Читайте также:
    Как пользоваться программой артмани видео

    19 июня 2009 г. была принята вторая Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. 218

    В соответствии с Программой Правительство Российской Федерации будет осуществлять свою деятельность исходя из следующих приоритетов.

    Первый приоритет — выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

    Второй приоритет — сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.

    Третий приоритет — активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

    Четвертый приоритет — стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.

    Пятый приоритет — создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

    Шестой приоритет — формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

    Седьмой приоритет — обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

    Источник: studfile.net

    Роль государства в антикризисном управлении — функции и суть

    Раньше страна характеризовалась официальным дефолтом пропорционального или системного, безкризисного экономического развития, поэтому необходимость в антикризисном управлении отсутствовала. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в российском бизнесе, и поэтому государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование — очень сложный и ответственный бизнес.

    Иногда неправильное решение государства в отношении компании может не только ухудшить ее положение и показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за допустимые пределы, что не может помочь компании выйти из кризиса, но и привести ее к банкротству. На современном этапе влияние государства на бизнес стало одним из важнейших и систематически используемых методов экономической политики развитых стран. Чтобы охарактеризовать актуальность данного субъекта для российской экономики, необходимо отметить, что государственное регулирование особенно интенсивно в кризисных ситуациях.

    В настоящее время очень интересно и важно изучить государственное регулирование кризисных ситуаций, средства и механизмы их преодоления, а также рассмотреть роль государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: каков механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении?

    Каким образом можно реабилитировать неплатежеспособное предприятие на государственном уровне? Как выявляются проблемные фирмы в процессе антикризисного управления? Вот вопросы, на которые мы пытались ответить в этой статье.

    Роль и функции государства в антикризисном управлении

    Антикризисное управление — это государственная политика, направленная на защиту фирм от кризисных ситуаций и предотвращение их банкротства.

    Это требует наличия надежной базы данных, создания специфической методологии исследований, привлечения высококвалифицированных специалистов, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принятия и реализации мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

    • правовой — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение расследований по выявлению случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
    • Методическое — методическое обеспечение мониторинга состояния предприятий, предупреждения их банкротства, судебного разбирательства и их реорганизации в случае наступления факта неплатежеспособности
    • Информационный. Измерение и анализ платежеспособности крупных, экономически и социально значимых предприятий
    • Экономически и административно — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации
    • Организационный — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров, связанных с несостоятельностью должника.
    • Социальная — социальная защита работников неплатежеспособного предприятия, выражающаяся в создании для них рабочих мест, их переподготовке, выплате пособий.
    • Рекрутинг — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административный и арбитражный менеджеры), повышение их квалификации
    • Экологический — защита окружающей среды предприятий от загрязнения в результате их деятельности.
    • Экономическое — налогообложение, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и т.д.;
    • Административное — принятие и адаптация законов и контроль за их соблюдением.

    Суть государственного антикризисного управления

    Государственное антикризисное управление следует понимать как политику, проводимую правительством страны для защиты предприятий от кризисных ситуаций и предотвращения их банкротства.

    Для регулирования кризисных ситуаций государство прибегает к двум основным направлениям действий, которые совпадают по своим задачам: Финансовая и денежно-кредитная политика.

    Основные принципы государственного антикризисного управления представлены на рис. 1.

    Роль государства в антикризисном управлении - функции и суть

    Рисунок 1: Принципы государственного антикризисного управления.

    Реализация антикризисных мер, осуществляемых государством для вывода экономики из кризиса, должна отвечать указанным требованиям.

    Читайте также:
    С чего начинается основная программа

    На практике выделяются следующие виды государственного антикризисного управления:

    • Нормативно-правовое регулирование;
    • Финансовое управление;
    • Государственная промышленная политика;
    • Перераспределение доходов.

    Давайте рассмотрим их более подробно.

    Регулятивная и законодательная деятельность государства направлена на развитие, формирование и совершенствование правовой базы, обеспечивающей осуществление антикризисного управления.

    Финансовое регулирование ориентировано на использование финансовых ресурсов и государственных рычагов, необходимых для реализации антикризисных мер. В его основе лежит бюджетная система страны, аккумулирующая финансовые ресурсы государства, а сам механизм подразумевает проведение бюджетной политики, направленной на оказание финансовой поддержки в кризисной ситуации и смягчение негативных последствий кризисов.

    Промышленная политика сосредоточена на прогнозировании, определении приоритетов промышленного развития и формулировании политики стимулирования инвестиционных программ, направленных на стимулирование реформирования и сокращение или ликвидацию неэффективных производств.

    Наконец, перераспределение доходов направлено на обеспечение социальной защиты различных групп и слоев населения, что, в свою очередь, должно способствовать догоняющему развитию экономики. Перераспределение доходов осуществляется путем взятия части доходов у одних и перевода их другим. Таким образом, доходы богатых перераспределяются в пользу бедных. То же самое относится и к высокодоходным и субсидируемым регионам страны.

    Роль государства в антикризисном управлении субъектами рыночной экономики

    Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании определенной системы взаимодействия государства и рыночной экономики, способной обеспечить преодоление экономических кризисов на макро- и микроуровнях.

    Государство играет две основные роли в антикризисном управлении, соответствующие его функциям (рис. 2).

    Роль государства в антикризисном управлении - функции и суть

    Схема 2: Роль государства в антикризисном управлении.

    Гражданская роль заключается в том, что государство как участник гражданских правоотношений вступает в определенные отношения с другими участниками. В результате формируются определенные отношения, создаются права и обязанности сторон. Например, в области банкротства государство может действовать как собственник, кредитор и должник.

    Гражданская роль государства сводится к административному управлению и законодательному регулированию, организации финансовой системы государства, сбору налогов, выпуску национальной валюты и поддержанию ее курса.

    В период кризиса роль государства в управлении экономикой и социальными процессами значительно возрастает.

    В антикризисной борьбе государство берет на себя роль координатора и организатора правовых, организационных и финансовых мероприятий, проводимых на всех уровнях, в том числе на микроуровне, т.е. на уровне предприятия. На нее также приходится значительная часть затрат на реализацию антикризисных мер.

    Борясь с кризисом, государство способствует расширению государственного сектора экономики, что, в свою очередь, положительно влияет на способность выполнять стратегические и социально значимые функции. Таким образом, роль государства в антикризисном управлении велика и неоспорима.

    Государственная политика в области кризисного управления

    Политика, проводимая государством в области управления кризисными ситуациями, равнозначна формулированию и реализации стратегии развития страны и общества. Стратегия должна быть направлена на преодоление возникших кризисов и обеспечение баланса между государством и экономической системой.

    В целом можно выделить три основных состояния экономики, от которых зависит характер антикризисной политики государства

    • Стабильное состояние экономики;
    • Нестабильное состояние экономики;
    • Кризисное состояние экономики.

    При достижении стабильного состояния экономики основные функции государственного регулирования сводятся к мониторингу экономической ситуации, совершенствованию правовой базы, структуры государственного аппарата и управления.

    Когда экономике страны угрожает кризис (то есть экономическая ситуация нестабильна), государство начинает осуществлять контроль над отдельными предприятиями и секторами экономики. В этом случае государственный контроль может распространяться на уровень цен, номенклатуры и объемов производства некоторых товаров.

    И если экономика уже вступила в состояние кризиса, то система распределения запасов и строгое регулирование процессов ценообразования, обращения, доходов и потребления находит свое применение. В этом случае система государственного регулирования превращается в систему принуждения и принимает на себя особенности административно-командной экономики.

    1. Экономическая теория
    2. Экономика
    • Парадокс Бертрана — равновесие, сущность и решение
    • Особые экономические зоны в Российской Федерации — характер, особенности и основная информация
    • Риски приватизации — концепция и особенности
    • Экономический рост Китая и Японии — развитие, характеристики, этапы и причины
    • Роль государства в экономических отношениях — основы и концепция
    • Собственность и экономическая свобода — характер, концепция и основные положения
    • Вторичный рынок облигаций — понятие, особенности, сущность и принципы
    • Экономический рост и экология — концепция, области роста и взаимодействие

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    Источник: www.evkova.org

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru