Антикризисное управление нужно, чтобы помочь компании выйти из кризиса с минимальными потерями. Без грамотного антикризисного управления решения принимаются в состоянии паники, многие факторы не учитываются, в результате компания теряет больше, чем могла бы
Деловая среда Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Статья подготовлена по материалам вебинара «Инструменты прогнозирования и антикризисного управления», организованного Школой регионов. Спикер: Сергей Филин, предприниматель, основатель тренинговой консалтинговой компании «Институт Директоров», преподаватель MBA.
Школа регионов Деловой среды — это бесплатные образовательные программы сроком от двух недель до 14 месяцев для владельцев и руководителей бизнеса в России. В 2021 году Школа регионов провела больше 700 обучающих мероприятий в 43 регионах суммарно для 54 000 участников. Обучение проходит в онлайн-формате и на базе региональных центров «Мой бизнес».
Программы по актуальным темам для бизнеса: развитию лидерства, управлению командой, бизнес-проектированию, выходу на маркетплейсы и другим — ведут сертифицированные спикеры Деловой среды.
Антикризисные меры направлены на то, чтобы у семей не сокращались доходы, — Алексей Юртаев
Что такое антикризисное управление
Антикризисное управление — это совокупность действий, методов и инструментов, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса или на его преодоление. В антикризисное управление входит оценка текущего положения организации, разработка и внедрение мероприятий, позволяющих стабилизировать положение на рынке.
Кризис — это исчерпание одного или нескольких ресурсов или методов работы. Это естественный закономерный процесс в жизни и в бизнесе. Каждый предприниматель живет в состоянии перманентного личного кризиса, поскольку действует в условиях ситуации неопределенности.
Он вынужден постоянно искать ответы на вопросы, как его компании заработать столько, чтобы покрыть издержки и получить прибыль, как обеспечить благополучие себе, своей семье и команде сотрудников, как удержаться на плаву в трудные времена, обусловленные социально-политическими катаклизмами. При этом кризис в масштабе страны не всегда означает кризис для конкретной компании или отрасли бизнеса. Так, во время пандемии и карантинных ограничений многие аптечные сети, лаборатории достигали хороших показателей прибыли.
Сервис для быстрого старта бизнеса
Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды
Цели и задачи антикризисного управления
Цель антикризисного управления — достичь сбалансированности ресурсов, помочь компании оставаться на рынке, производить товары, услуги, удовлетворять запросы клиентов в любой сложной ситуации. Антикризисное управление требуется не только тогда, когда кризис уже случился, а еще до первых признаков его проявления.
На практике зачастую руководители компаний стараются не замечать кризис, не обращать внимания на первые тревожные сигналы, полагают, что «все само собой пройдет». В результате игнорируется важность антикризисного управления на этапе до кризиса, и компания испытывает сильный урон и потери. Чтобы такого не происходило, в каждой организации в идеале должен быть антикризисный штаб. Такой штаб уже заранее сформирован у многих банков, крупных компаний. Чтобы оперативно отреагировать на кризис, рекомендуется разрабатывать три бюджета:
Антикризисные меры — 2022
- обычный, на случай, когда ситуация на внешнем рынке и внутри компании пойдет в соответствии с произведенным прогнозом;
- оптимистический — в случае, если условия сильно улучшатся, появятся новые возможности, например, компания разработает инновационный продукт, который будет востребован у большого количества платежеспособных клиентов;
- кризисный или резервный, предусмотренный на случай негативного развития событий.
Резервы должны быть такими, чтобы бизнес после всех сокращений затрат и персонала смог прожить в штатном рабочем режиме минимум один год. Это время нужно для поиска новых возможностей и ресурсов. В качестве примера можно привести аналогию с личными финансами. У каждого человека или семьи в идеале должна быть сформирована финансовая подушка безопасности, неприкосновенный запас денег на случай серьезных внезапных трудностей.
В задачи антикризисного управления входит:
- анализ слабых сторон компании, ее внутренних процессов;
- снижение до минимума риск банкротства;
- внедрение эффективных управленческих решений;
- применение скрытого потенциала, ресурсов и резервов компании для решения проблемы;
- минимизация ущерба.
Источник: dasreda.ru
Внедрение и разработка антикризисной программы
Любое предприятие может однажды столкнуться с проблемами и ухудшением платежеспособности. Когда возникают финансовые трудности необходимо разрабатывать четкий план оздоровления экономики для предупреждения банкротства организации. При открытии конкурсного производства арбитражный суд может определять такую стратегию в обязательном порядке.
- 1 Программа антикризисного управление
- 2 Цели, задачи и этапы
- 3 Преимущества и недостатки программы
Программа антикризисного управление
Стратегия антикризисного управления представляет собой анализ причин финансового кризиса и разработку четкой стратегии по оздоровлению экономического состояния организации.
Зачастую данная программа является обязательным требованием. Если предприятие не может удовлетворить требования кредиторов и направляется обращение в арбитражный суд об открытии конкурсного производства, то в самом начале назначается обязательный анализ финансового состояния организации. Далее проводятся программы по восстановлению платежеспособности, если такое возможно.
Цели, задачи и этапы
Программа антикризисного управления ставит перед собой прежде всего цель – удовлетворение требований кредиторов. Для этого проводится комплекс мер по восстановлению платежеспособности организации. Особенно важно это для бюджетообразующих предприятий, банкротство которых недопустимо для государства.
Комплекс антикризисных мероприятий обычно включает в себя несколько главных этапов:
- Независимый анализ экономического состояния предприятия, выявление причин кризиса. Для этого оцениваются показатели текущего отчетного периода, затраты и доходы компании, а также основная политика компании, заключенные соглашения и контракты. Это важный этап также для определения того, не было ли банкротство умышленным.
- Разработка комплекса мер для восстановления платежеспособности и погашения долговых обязательств перед кредиторами.
- Внедрение плана. Это может быть перераспределение активов, изменение направлений деятельности, оптимизация условий труда и повышение продуктивности, поиск новых рынков и направлений производства.
- Разработка рекомендаций руководству в отношении дальнейшего ведения дел с целью не допустить повторного кризиса в будущем.
После проведения всех необходимых мероприятий по финансовому оздоровлению компании проводится повторная оценка экономических показателей.
На основании полученных сведений принимается решение об объявлении предприятия банкротом либо о закрытии производства в случае восстановления платежеспособности.
Преимущества и недостатки программы
Основным преимуществом подобных антикризисных мероприятий является то, что таким образом можно получить независимую оценку финансового эксперта. Не всегда опытный руководитель может оценить объективно некоторые показатели своей деятельности.
Также обычно антикризисные управляющие имеют большой опыт работы по выведению компаний из кризиса и поэтому вероятность не допустить банкротство велика.
Не стоит забывать, что у программы также есть и негативные стороны.
Так, предприятию выдвигается ряд условий, которые руководитель должен выполнять. По факту в этот период решает все антикризисный управляющий, а не руководство либо учредители, которые никак не могут влиять на его решения.
Но главным недостатком является то, что обычно антикризисные управляющие ставят перед собой цель удовлетворить требования кредиторов. Для быстрого достижения поставленной задачи весьма часто распродается имущество предприятия, а его финансовые показатели остаются на прежнем уровне.
Источник: moepravo.pro
Антикризисное управление – методы и цели
Антикризисных менеджеров любят не везде. Но в них нуждаются и подчас, довольно сильно. Особенно, когда для организации наступают тяжелые времена и непонятно откуда брать силы и деньги, чтобы продолжать работу дальше, сохранить свое место на рынке и работающую команду. Цель хорошая, тогда почему же не любят?
Когда начинают работать антикризисные управляющие, могут вскрыться достаточно неприятные факты – перегрузка рабочего штата людьми, которые по сути, ничего не делают, воровство, хищения, ошибки в управлении, нарушения в кадровом деле и многое другое. Чем-то это напоминает работу аудиторов. Кстати, аудит тоже входит в работу антикризисного менеджера. Давайте более подробно разберем, что такое антикризисное управление, какими методами пользуются специалисты в этой области и какие задачи решают.
Антикризисное управление – что это?
Говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекаются. В бизнесе тяжелая и кризисная ситуация может случиться в любой компании. Да, конечно, многое можно предусмотреть, застраховаться, но все-таки не на сто процентов, тем более, в нашей непростой экономической обстановке.
Снижение уровня продаж, потеря клиентов, ошибки в руководстве, неквалифицированные или недобросовестные сотрудники, экономическая нестабильность в стране и многое, многое другое – все это может заставить прибегнуть к услугам команды антикризисных менеджеров. Принимаемые ими меры могут помочь преодолеть ситуацию или предупредить ее.
Антикризисный управляющий дает оценку сложившейся ситуации, разрабатывает стратегию ее преодоления и быстро принимает необходимые меры.
Задачи и цели антикризисного управления
У антикризисного управления существуют следующие цели и задачи:
- выявить и остановить процессы, которые ведут к убыткам в компании;
- разработка антикризисных мер и воплощение их в жизнь;
- предотвращение банкротства;
- сведение ущерба к минимуму.
Главная цель антикризисной деятельности – восстановление равновесия, эта цель глобальная. И на пути к этой глобальной цели управляющий решает те задачи, которые мы перечислили выше. Для этого специалист должен уметь работать с бумагами, проводить финансовую и кризисную диагностику состояния компании, выбирать нужную стратегию и следовать ей. К услугам антикризисного управляющего можно и нужно прибегать не только, когда уже «гром грянул», но и заранее, понимая, что ситуация складывается не в пользу компании. Ведь кризис, как и болезнь, легче предупредить, чем потом исправлять его последствия.
Диагностика кризисного состояния компании
Прежде чем управляющий начинает разрабатывать антикризисные меры, ему нужно установить причину кризиса. Для этого необходимо провести диагностику, как врачу, который ищет причину болезни пациента.
С помощью диагностики (совокупности определенных мер) антикризисный управляющий (или менеджер), выявляет сильные и слабые стороны в системе управления, проводит финансовый аудит, анализирует кредитную политику, проверяет задолженности компании, определяет риски, оценивает ее нынешнее состояние, прогнозирует возможные последствия.
Управляющий пользуется такими инструментами, как прогнозирование, моделирование, статистика, эксперимент, маркетинговые исследования и др. Также используются инструменты финансового анализа: анализ ликвидности, горизонтальный и вертикальный анализ, расчет финансовых коэффициентов и т. д.
Методы антикризисного управления
Особенность антикризисного управления – это сложные управленческие решения. Ненужные затраты должны снижаться, объем продаж увеличиваться, необходима кадровая реструктуризация и приток средств извне. Важно найти ту «золотую середину», оптимальные решения, которые помогут вначале остаться на плаву, а затем выйти из кризиса.
Методами антикризисного управления являются:
- уменьшение затрат;
- привлечение инвесторов, денежных средств извне;
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- выработка стратегии работы;
- реорганизация компании.
Давайте более подробно остановимся на каждом из этих методов.
Уменьшение затрат
Когда начинается финансовый кризис, самый первый шаг – это сокращение затрат. Управляющий контролирует затраты, анализирует источники их возникновения, классифицирует расходы, проводит мероприятия по их снижению. К таким мероприятиям относятся – сокращение заработной платы, сокращение затрат на сырье, энергосбережение ресурсов и др. Здесь важно определить именно те статьи расходов, которые могут подвергнуться сокращению, например, капитальное строительство, проведение маркетинговых исследований и т. д.
Привлечение финансов извне
Есть три основных направления, которые помогают привлекать извне финансовые средства. Первое – продажа активов или сдача их в аренду, второе – оптимизация продаж, третье – изменение кредитной политики.
Активы, которые находятся на балансе предприятия, могут быть проданы, а средства направлены на реструктуризацию долга (если эти активы не являются обеспечением других задолженностей). Оптимизация продаже включает в себя ценовое регулирование, привлечение новых заказчиков и заключение новых контрактов и др. Изменение кредитной политики заключается в ускорении оборотности дебиторской задолженности.
Реструктуризация кредиторской задолженности
Реструктуризация кредиторской задолженности проходит в определенном порядке. Управляющий проводит инвентаризацию задолженности, выделяет основные группы долгов, проверяет правильность отражения суммы в бумагах. Затем определяет приоритетные направления реструктуризации, строит оптимальный график погашения задолженности. Условия погашения могут быть неизменными, а могут и оговариваться с кредиторами (если они согласны пойти на уступки).
Разработка стратегии выхода из кризиса
На этом этапе управляющий выбирает методы, с помощью которых можно изменить ситуацию к лучшему, составляет подробный план с задачами, сроками, ресурсами и исполнителями. Каждый пункт плана требует контроля исполнения. Все зависит от того, где кроется причина кризиса – кадровая, финансовая и др. (если речь идет о внутреннем кризисе), или это внешняя причина, независящая от компании.
Реорганизация компании
Если причина кризиса – внутренняя, без реструктуризации компании не обойтись. Анализируя ошибки в управлении, находя хищения или финансовые ошибки, проводя кадровый аудит, антикризисному управляющему порой приходится принимать нелегкие решения. Например, полностью сменить руководство, почистить кадровый состав, заняться производством (можно сменить главный продукт, увеличить или уменьшить ассортимент производимой продукции и др.).
Главное, чтобы стратегия, выбранная управляющим, дала свои результаты. А это зависит от квалификации специалиста, его умений, знаний и навыков.
Теперь вы имеете представление о том, что такое антикризисное управление, каковые его цели, задачи и методы. Возможно, вас интересует эта профессия или вы просто хотите повысить свою квалификацию или востребованность, изучив эту область экономики? Тогда рекомендуем наш курс профессиональной переподготовки по антикризисному управлению.
За четыре месяца обучения вы сможете узнать все необходимое для того, чтобы начать работать менеджером в сфере антикризисного управления. Эта профессия сейчас востребована, ваш диплом точно не будет пылиться на полке!
Источник: nadpo.ru