Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.
Антикризисное регулирование — это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности.
Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис — это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.
«Кому нужна антикризисная программа?»
Выделяют две основные формы государственного регулирования:
I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение.
II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства. Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздейст- вия — соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.
Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.
Очень важно понять: на что направлена государственная политика в области антикризисного регулирования? Первое направление — это бюджетно-налоговое регулирование, которое подразумевает под собой установление уровня зависимости предприятия от государства, например: в периоды спада производства государство оказывает финансовую поддержку предприятиям, разрабатывает различные программы для поддержки важнейших секторов экономики; в периоды роста производства государство может уменьшить налоговые ставки для граждан и предприятий, что, в конечном итоге, приведет к оживлению экономики за счет повышения платежеспособного спроса.
Антикризисная программа совсем не антикризисная
Второе направление — это денежно-кредитная политика, которая подразумевает государственное регулирование в области банковского кредитования. В рамках этой политики также осуществляется поддержка на безвозмездной основе.
Третье направление — научно-техническая политика, направленная на развитие приоритетных направлений в области науки и техники, в инновационной деятельности, в международном сотрудничестве. Четвертное направле- ние — промышленная политика, которая подразумевает поддержку национальной экономики: поддержку отечественных производителей и повышение спроса на данный вид товаров среди населения. Пятое направление — ценовая политика, благодаря которой происходит контроль над уровнем цен на товары первой необходимости. Также, на взгляд авторов статьи, нельзя обойти стороной и различные аспекты внешнеэкономической политики, благодаря которой создаются условия для притока иностранных инвестиций и условия для выхода отечественных производителей на мировой рынок.
При составлении Программ антикризисных мер не стоит обходить вниманием прогнозирование и планирование. Здесь следует отметить ряд сложностей, а именно: эти технологические формы антикризисного управления нередко путают, считая их значение равнозначным. Заметим, прогнозирование — это процесс обоснованного формирования развития, который осуществляется до принятия управленческих решений; а планирование — это координация деятельности с учетом достижения конкретных целей при определенных обстоятельствах и возможностях, и планы разрабатываются после принятия решений о необходимости введения тех или иных антикризисных мероприятий.
Конечно, меры по антикризисному регулированию требуют значительных материальных вложений, но государство может прочувствовать выгоду от эффективной политики, в частности: сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства.
Во время проведения антикризисной политики государство может столкнуться с рядом проблем. Основной проблемой в РФ остается отсутствие «кризисного» опыта у руководителей, а, как известно, человеческий фактор является основной движущей силой кризисных ситуаций на различных уровнях.
На формирование современной политики экономического развития РФ оказали влияние такие события, как: развал Советского Союза, смена вектора власти с авторитарного на демократический, дефолт 1998 г., глобальный кризис 2007-2010 гг. Нельзя обойти вниманием и такие факторы, как: размер территории нашей страны, специфика мировой интеграции, где РФ отведена роль сырьевого поставщика. При формировании стратегии выхода из кризиса не стоит забывать о феноменальном свойстве кризисных ситуаций — это не только разрушение старого, устоявшегося, но и начало нового; и каким будет это новое, зависит от антикризисного регулирования, потому что благодаря соответствующим антикризисным мерам будут внедряться инновации, современные методики управления, образования, ведения бизнеса.
Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели. С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее — до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий. Такие антикризисные планы — это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.
Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 гг., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.
Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:
Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.
Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.
Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.
Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.
Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.
Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.
Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. «В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» — так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В.В. Путин.
Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.
Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.
Критика обеих Программ, конечно, имеет место. Наиболее интересна, по мнению авторов статьи, конструктивная и своевременная критика. Так, известный российский экономист и политик, акад.
Глазьев С. высказал мнение о том, что борьбу с кризисом начали «не с той стороны, и государственное регулирование кризисных ситуаций сегодня направлено в большей мере на поддержку банков, что может подорвать другие сектора экономики». Он выдвинул свою антикризисную программу, которая предполагает в первую очередь поддержку реального сектора, от которого и зависит вся экономика в целом. Цензурный характер оценки базируется на следующих предпосылках: российский народ погряз в депрессии из-за череды кризисов, на чем и строили злобную критику государственного регулирования отдельные политики и экономисты якобы от лица населения; риторический вопрос «почему Россия до сих пор не переняла западный опыт разработки стратегий в условиях кризиса»; обсуждение бездейственности отдельных мер (подчас обоснованное) в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, которым помощь не нужна вовсе.
Конечно, можно много спорить о том, насколько действенна или эффективна та или иная программа антикризисных мер. Но уже огромным достижением является то, что правительства многих стран стали задумываться о необходимости планирования в антикризисном режиме. Для РФ также стали уже традиционными планы повышения общего уровня в стране с учетом опыта прошлых периодов.
Никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит векторы совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.
Не стоит забывать и о российской специфике. И заявления о том, что в США, либо в Германии, либо во Франции жить намного лучше и проще, чем в России, глупы априори, ибо «везде хорошо, где нас нет». Поэтому стоит сделать так, чтобы жить хорошо стало там, где мы есть.
Источник: natural-sciences.ru
Антикризисные меры по поддержке бизнеса: как работать в новых условиях
В условиях негативных экономических последствий, связанных с санкциями, бизнесу, чтобы устоять и продолжать работать в привычном режиме, нужна поддержка со стороны государства, поэтому правительством вводятся меры поддержки для предпринимателей. Обзор в нашей статье.
Антикризисные меры по поддержке бизнеса: как работать в новых условиях.
По поручению Президента Правительство оперативно подготовило план первоочередных действий по повышению устойчивости российской экономики. Он включает более ста инициатив без учета принятых и реализуемых. Общий объем финансирования составит около 1 трлн рублей. Сложившаяся экономическая ситуация, конечно же, сильнее всего бьет по бизнесу.
Но из всего этого можно извлечь и плюсы. К примеру, в условиях санкций открываются новые ниши, которые прежде занимали зарубежные компании. Санкции помогут снять ненужные ограничения для ведения бизнеса внутри страны. В регионах России станет проще открыть свое дело, получить кредит. Одной из центральных тем стало импортозамещение.
Для того, чтобы предприятия смогли заменить импортное сырье и комплектующие на отечественную продукцию, создана Государственная информационная система промышленности. Предприятия сами могут размещать на ресурсе информацию о своих товарах — это поможет найти новых потребителей.
Цифровой сервис «Биржа импортозамещения».
Цель ресурса — обеспечить прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. «Биржа импортозамещения» появилась в связи с повышением спроса на отечественную промышленную продукцию. По словам заместителя председателя правительства России Дмитрия Чернышенко, ранее наши производители комплектующих не выдерживали конкуренции с иностранными поставщиками.
В текущих реалиях они «готовы снабжать рынок своей продукцией, восстанавливая разорванные из-за санкций цепочки поставок», цитирует Чернышенко ТАСС. Чтобы обеспечить им такую возможность, было принято решение о запуске специальной платформы. Сервис будет совершенствоваться по мере развития. На базе платформы реализованы различные опции: проверка поставщиков и продукции на соответствие требованиям заказчика, автоматическая рассылка приглашений к торгам, дополнительные сервисы (банковская гарантия, факторинг, лизинг). «Биржа импортозамещения» будет работать следующим образом: заказчики смогут размещать запросы на приобретение продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики — делать ценовые предложения и представлять аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников.
Рискующие потерять работу россияне смогут обращаться в службу занятости.
- работники, переведенные на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
- работники организаций, в которых принято решение о простое;
- граждане в отпусках без сохранения зарплаты;
- работники организаций, которые проходят процедуру банкротства;
- граждане, испытывающие трудности в поиске работы.
Центры занятости смогут оказывать проактивную помощь, помогут сориентироваться на рынке труда, объяснят, как можно повысить свой доход.
Таким гражданам будет оказана помощь как с временным трудоустройством, так и с открытием собственного дела, включая финансовую поддержку при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, создаваемой организации или фермерского хозяйства. Также эти граждане могут быть направлены на переобучение.
Для получения услуг достаточно обратиться в службы занятости своего региона.
До 1 июня блокировать счета не будут.
Налоговая сообщила, что не будет приостанавливать операции по счетам до 1 июня 2022 года. Это поможет уменьшить риски неплатежеспособности, появившиеся из-за санкций.
На сайте ФНС появилась информация о том, что до 1 июня 2022 года приостановлены блокировки по счетам при взыскании денег со счетов должников.
Напомним, что счет может быть заблокирован при несвоевременной уплате налогов, пеней и штрафов, задержке налоговых деклараций, 6-НДФЛ и РСВ на 20 рабочих дней и в других случаях.
Налогоплательщики, у которых возникли проблемы из-за ограничительных мер, смогут обратиться в ИФНС по месту учета с просьбой отложить меры взыскания до предельного срока.
Заработал Портал предоставления мер финансовой господдержки для бизнеса.
Об этом сообщил Минфин РФ 1 марта 2022 года. Пока ресурс работает в формате опытной эксплуатации.
- агрегирует информацию обо всех субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета на конкурсной основе;
- обеспечивает прозрачность отбора получателей субсидий.
Чтобы принять участие в отборе получателей субсидий, нужно иметь личный кабинет на портале Госуслуг. Минфин напоминает, что информация о субсидиях также доступна на портале Госуслуг.
Как осуществляется подбор субсидий?
В основе механизма лежит адресный принцип. То есть учитывается информация, указанная в профиле пользователя: тип субъекта экономической деятельности, виды деятельности.
Пользователь может перейти на сайт с мерами финансовой господдержки из личного кабинета на портале Госуслуг и заполнить заявку на участие в отборе. При этом часть заявки уже будет предзаполнена основными регистрационными данными на основании сведений государственных информационных систем. Это позволит осуществить предварительную базовую проверку заявителя на соответствие основным требованиям отбора.
Рассчитайте аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей.
Для ИП и юрлиц введен временный порядок операций с наличной валютой.
Информация об этом появилась на сайте ЦБ. Порядок устанавливается на ближайшие полгода — с 10 марта по 10 сентября.
В обозначенный период юрлица и ИП резиденты смогут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро в пределах $ 5 000 и только для оплаты расходов по зарубежным командировкам. При этом уточняется, что в особых случаях сумма может быть увеличена.
Остальные валюты остаются доступными в наличных без ограничений по рыночному курсу на день выдачи.
Что касается юрлиц и ИП нерезидентов, то до 10 сентября 2022 года они не смогут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро. Остальные валюты им будут доступны со своих счетов без ограничений по рыночному курсу на день выдачи.
Правительству разрешили менять сроки уплаты налогов и сдачи отчетности.
Правительство получило новые полномочия на период с 1 января по 31 декабря 2022 года. Это нужно, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации и поддерживать бизнес.
- откладывать даты уплаты налогов и взносов, а также даты сдачи отчетности;
- ставить на паузу, отменять или переносить налоговые проверки;
- устанавливать перечень причин, которые освобождают от ответственности за просрочку сдачи отчетов и несвоевременное представление документов;
- устанавливать дополнительные основания для предоставления отсрочек и рассрочек по налогам и взносам;
- вводить особые правила проведения проверок по взносам на травматизм;
- изменять правила расчета и установления МРОТ.
Высшие исполнительные органы власти субъектов РФ тоже получили новые полномочия. В 2022 году они смогут продлить сроки уплаты налогов для всех или для отдельных налогоплательщиков. Это возможно, если Правительство установило более ранние даты или вовсе не продлило сроки (Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ).
ФНС объяснила, в каких случаях не будет штрафовать пользователей ККТ за нарушения.
На официальном сайте ФНС появилась информация о том, что ведомство приняло во внимание проблемы, связанные с возможными локальными кратковременными перебоями с поставками кассовой ленты. Хотя основные поставщики не сигнализируют о таких сложностях.
В период переориентации логистических цепочек ФНС не будет привлекать пользователей ККТ к ответственности за отсутствие бумажного чека, если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по не зависящим от них обстоятельствам. Таким обстоятельством может быть временное отсутствие на рынке. Ведомство расценивает эту проблему как «объективное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины».
ФНС напоминает, что расходы на кассовую ленту можно избежать, если выдавать покупателям электронные чеки. Но в этом случае потребуется согласие покупателя на выдачу такого чека: его нужно отправлять на номер телефона или адрес электронной почты, которые считаются персональными данными.
Также бумажный чек может не потребоваться в случае согласия покупателя на их получение через сервис «Мои чеки онлайн» и при указании в чеках его номера телефона или адреса электронной почты. В этом случае чеки в электронном виде можно дополнительно не направлять покупателю, они автоматически будут загружаться в сервис.
Аналитика продаж, чеки и передача данных с кассы в ФНС. Узнать больше.
Мораторий на плановые проверки бизнеса.
С 10 марта и до конца 2022 года правительство отменило все плановые проверки МСП: предпринимателям можно не ждать визита представителей ФНС и Роструда, пожарной инспекции и Роспотребнадзора, таможенников, Ростехнадзора и органов внутренних дел.
- камеральные налоговые проверки;
- проверки в отношении организаций, связанных с охраной здоровья, социальной сферой, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой, а также ряда других социально значимых или опасных (1 и 2 класс опасности) предприятий;
- проверки ИП и организаций, в отношении которых ранее применили меры административного воздействия;
- проверки по заявлениям потребителей или третьих лиц.
Наведаться с визитом инспекторы могут и в том случае, если деятельность предприятия представляет угрозу жизни или здоровью людей и животных, состоянию окружающей среды, а также архитектурным памятникам и объектам культурного наследия.
Кроме этого, законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ вплоть до конца 2024 года отменены плановые проверки IT-компаний с государственной аккредитацией.
Налоговые льготы.
- Нулевая ставка НДС для туристической отрасли и гостиничного бизнеса — законопроект уже прошел 1 чтение и, по мнению экспертов, без проблем пройдет оставшиеся процедуры и будет принят.
- Фиксация кадастровой стоимости недвижимости по состоянию на 01.01.2022 — именно на эти значения стоит ориентироваться при расчете налога на имущество организаций за 2023 год.
- Отмена повышенной ставки пени для юридических лиц до конца 2023 года — в соответствии с законопроектом планируется рассчитывать пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Более того, некоторые законодатели и вовсе предлагают отвязать пени от ключевой ставки и зафиксировать её на уровне начала 2022 года.
- 11 марта Госдума приняла законопроект, который освобождает от НДФЛ выгоду от экономии на процентах (проект № 84984-8). Поправки вступят в силу задним числом — с 1 января. И будут действовать в течение двух лет, то есть в 2022 и 2023 годах. Законодатели также освободили от НДФЛ вкладчиков в банках. Причем им не придется платить налог с процентного дохода не только за 2022 год, но и за 2021 год. Ранее предполагалось, что физлица заплатят в 2022 году НДФЛ с процентов, сумма по которым превысила 42 500 руб.
- Начиная с 2022 года повышенное налогообложение по транспортному налогу будет применяться только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн руб. Повышающие коэффициенты по транспортному налогу 1,1 и 2 для машин стоимостью от 3 и от 5 млн рублей отменяют. Налог на имущество в 2023 году предлагают платить по кадастровой стоимости 2022 года. Речь об объектах, которые облагают налогом по кадастру (п. 2 ст. 375 НК). Также с 1 января 2022 года от транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога освобождены организации, зарегистрированные на территории Курильских островов. (Закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ)
- Большинство организаций перечисляют в бюджет ежемесячные авансы, которые рассчитывают по прибыли предыдущего квартала. В условиях кризиса, когда выручка снижается, это невыгодно. Законопроект разрешает компаниям в 2022 году перейти на расчет авансов исходя из фактической прибыли. Сумму авансов к уплате в бюджет организация определит с учетом ранее начисленных авансов. Минус в том, что декларацию по налогу на прибыль придется сдавать ежемесячно.
Если переходите на авансы по фактической прибыли с отчетного периода январь—март, сообщите об этом налоговой не позднее 15 апреля. Если будете применять новый порядок позже, уведомите инспекторов не позднее 20-го числа месяца, за который будете считать авансы по фактической прибыли. Например, чтобы считать авансы из реальной прибыли за период январь—апрель, уведомление направьте до 20 апреля включительно.
Кроме того, для организаций отрасли информационных технологий на 2022 — 2024 годы установят ставку налога на прибыль в размере 0 процентов.
Положительные курсовые разницы в 2022–2024 годах нужно будет определять не ежемесячно, а только на дату прекращения или исполнения требований или обязательств. Значит, компании не придется отражать в доходах положительную курсовую разницу по задолженности покупателя на последнее число месяца, если курс ЦБ на эту дату увеличился. Для отрицательных курсовых разниц такие правила будут действовать в 2023–2024 годах.
Таким образом, в 2022 году можно включать в расходы отрицательную курсовую разницу на последнее число месяца.
Лицензии и разрешительные документы продлят автоматически.
Подписано Постановление Правительства РФ об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев. Также установлено, что получить или переоформить разрешительную документацию в 2022 году бизнес сможет в упрощенном порядке.
Заберём всю рутину, связанную с бухгалтерией, налогами и учётом сотрудников. Вам останется только контролировать процесс и развивать бизнес.
Объявлены меры поддержки московского бизнеса.
На сайте мэра Москвы Сергея Собянина появилась информация о первоочередных мерах по поддержке бизнеса в условиях санкций. Также предусмотрена социальная защита работников иностранных компаний.
Городские власти обозначили ключевые задачи в рамках четырех направлений.
Сохранение рабочих мест.
Правительство РФ и ЦБ разрабатывают программы субсидирования процентных ставок по кредитам на рефинансирование прежних обязательств, пополнение оборотных средств и выплату зарплаты. При этом бизнес должен сохранить рабочие места.
На это направление планируется выделить 7 млрд руб.
Обеспечение бесперебойного функционирования предприятий и организаций.
- отсрочка до 6 месяцев по уплате текущих арендных платежей за имущество, находящееся в городской собственности;
- мораторий до конца года на повышение арендных ставок в отношении земельных участков и объектов нежилого фонда, включая предприятия, расположенные в ОЭЗ «Технополис «Москва»;
- оптимизация сроков и порядка получения пропусков на въезд грузового транспорта с целью предотвращения перебоев в поставках;
- ускорение контрактации и увеличения авансирования по городскому заказу до 70 %, пересмотр стоимости контрактов в случае обоснованного изменения цен из-за удорожания материалов и снижения курса рубля.
Импортозамещение.
Это направление подразумевает локализацию в столице максимального количества производителей товаров и услуг.
Как следует из информации, опубликованной на сайте мэра, всем комплексам городского хозяйства уже поручено заключить долгосрочные контракты на локализацию в Москве производства максимально широкой номенклатуры продукции, необходимой для государственных нужд.
Земельные участки под строительство новых производств планируется предоставлять по ставке 1 руб.
Разработана программа льготного кредитования на приобретение оборудования и пополнение оборотных средств для предприятий МСП, которые занимаются импортозамещением в сфере науки, промышленности и IT. Московские власти готовы выделять компаниям гранты.
Сейчас встал вопрос о создании отечественных сетей быстрого питания в связи с уходом международных компаний. Проектам, которые намерены занять эту нишу, власти готовы обеспечить льготное кредитование. На это будет выделено 500 млн руб.
Социальная поддержка жителей.
Правительство Москвы объявило о создании Кадрового центра, который будет сотрудничать с крупными работодателями. У этого проекта есть определенные цели:
сохранение трудовых коллективов пострадавших предприятий;
организованный трансферт работников на предприятия, испытывающие потребность в дополнительном персонале.
Также планируется проработка решений по переквалификации уволенных работников.
Источник: spark.ru
Антикризисная политика России
Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.
Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.
Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (и России) их внедрять. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.
В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
1. Курсовая политика;
2. Поддержка банковской системы;
3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
4. Налоговая и бюджетная политика;
5. Тарифная политика;
6. Содействие занятости населения;
7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
9. Нефтяная промышленность;
12. Оборонно-промышленный комплекс;
13. Малый и средний бизнес;
14. Авиационные перевозки;
15. Розничная торговля;
16. Аграрно-промышленный комплекс;
17. Инфраструктурные проекты;
18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
Антикризисная политика 2015-2017 гг. заслуживает специального анализа. Ее меры и результаты формируют основы дальнейшего развития страны, новой модели экономического роста. Уроки минувшего периода полезны и с точки зрения возможности использовать накопленный опыт в будущем, поскольку периодические кризисы — естественный элемент рыночной экономики.
Изначально антикризисная программа правительства стала объектом острой критики со стороны представителей практически всех возможных направлений. Ее критиковали за жесткость денежной политики, нацеленной на решительное подавление инфляции, и за недостаточное использование опыта США и ЕС с их мерами мощного денежного и бюджетного стимулирования, а также за отсутствие мер поддержки различных отраслей или ее неэффективность. К этому добавлялась критика денежных властей за поддержание высоких процентных ставок, недостаточное кредитование экономики, жесткие меры по расчистке банковской системы. Вся эта критика имела определенные основания, поскольку любая экономическая политика в условиях экономического кризиса не может быть популярной (к тому же она не всегда последовательна).
Однако нельзя игнорировать по крайней мере две важные позитивные черты антикризисной политики 2014-2017 гг. Во-первых, правительство и Банк России смогли избежать популистских мер и не сделали стандартных макроэкономических и институциональных ошибок, которые, как правило, совершают власти в жестких экономических и политических условиях и к которым подталкивали многие влиятельные политические и экономические игроки.
Популистские меры, обеспечивая краткосрочное смягчение ситуации, приводят к большим долгосрочным потерям. Между тем именно конфликт между краткосрочными результатами (в виде экономического роста) и среднесрочными целями (повышение эффективности) представлял наибольшую опасность для российской политики. Фетишизация краткосрочных темпов роста могла привести к популистским мерам с тяжелыми социально-экономическими последствиями уже в недалеком будущем 12 . Во-вторых, надо признать, что реальная ситуация в последние два года оказалась гораздо лучше, чем ожидания конца 2014 г. Более того, несмотря на более длительную рецессию, по большинству экономических параметров она оказалась лучше, чем в 2008-2009 гг., хотя политические и внешнеэкономические обстоятельства были гораздо более жесткими (см. Приложение).
Перечислим некоторые важные элементы и результаты антикризисной политики 2015-2017 гг., которые, по нашему мнению, закладывают основы для будущего (посткризисного) экономического роста.
Удалось сохранить базовую макроэкономическую стабильность, что проявилось прежде всего в параметрах бюджетного дефицита, государственного долга и в устойчивом снижении инфляции. В 2016 г. правительство вернулось к трехлетнему бюджетному планированию. При всем символическом характере этого шага он представляется важным для обеспечения доверия к экономической политике.
Не менее важна в этом плане последовательная реализация курса на снижение инфляции до 4% к концу 2017 г. В принятом бюджете сделана попытка ослабить традиционную привязку его доходной базы к динамике цены на нефть. Правительство признало бессмысленность такой привязки и заложило в проект бюджета плоскую цену на нефть 40 долл./барр. Тем самым было фактически введено новое бюджетное правило, суть которого в инвариантности расходов относительно колебаний цен на нефть.
За счет сдерживания расходов удается контролировать размер дефицита федерального бюджета и бюджета расширенного правительства, несмотря на существенное падение доходов (даже в номинальном выражении). В 2015 г. дефицит федерального бюджета составлял 2,4% ВВП и 3,5% по итогам 2016 г., а в 2009 г. — около 6% (соответствующие показатели по бюджету расширенного правительства — 3,5 и 4,0% против 6,3%). Что касается отношения размера дефицита к общему объему расходов федерального бюджета, то в 2009 г. почти 24% расходов покрывалось за счет источников финансирования дефицита, а в 2015 и 2016 гг. — соответственно 12,6 и 18,1%. Причем рост общего дефицита федерального бюджета в 2015-2016 гг. происходил на фоне снижения размера ненефтегазового дефицита (с 10 до 9,4% ВВП). Таким образом, правительству удалось контролировать размер дефицита не только непосредственно федерального бюджета, но и всей бюджетной системы.
Россия остается страной с исключительно низким государственным долгом в размере 13% ВВП, причем преимущественно в национальной валюте — 9%. Сложнее ситуация с региональными бюджетами: на протяжении последних лет она оставалась очень напряженной, поскольку в условиях кризиса от региональных бюджетов требовали неуклонно выполнять лежащие на них социальные обязательства.
Хотя долг региональных бюджетов невелик (менее 3% ВВП), риск их острого кризиса оставался на протяжении последних лет вполне реальным. В 2016 г. ситуация несколько улучшилась, по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, значительная часть коммерческого долга была реструктурирована в бюджетный на более благоприятных для регионов условиях. Во-вторых, практически весь региональный долг теперь номинирован в национальной валюте. В-третьих, задолженность регионов начала снижаться, хотя и незначительно — на 0,1% ВВП за 2016 г. (подробнее см.: Дерюгин, 2016).
Уменьшается зависимость государственного бюджета от нефтегазового экспорта. Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета последовательно снижается — с 51% в 2014 г. до 43 в 2015 г. и 36% в 2016 г. (оценка). Разумеется, это обусловлено не столько диверсификацией структуры российской экономики, сколько падением мировых цен на нефть, которое не полностью компенсируется ослаблением курса рубля к доллару. В результате доля нефтегазовых доходов снижается на фоне сокращения даже в номинальном выражении общего объема доходов федерального бюджета.
Переход Банка России к политике таргетирования инфляции и плавающему валютному курсу подвергался особенно острой критике со стороны многих представителей политического класса, бизнеса и экспертного сообщества. Между тем эти трудные решения, принятые осенью 2014 г., имели важные позитивные последствия для макроэкономической стабильности. Инфляция к концу 2016 г. достигла 5,4%, что беспрецедентно для современной России. Удалось не только сохранить, но и нарастить международные резервы: на 1 января 2017 г. они составили 377,7 млрд долл. (+2,5%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, социальным, политическим и т.д.
Сущность теории циклического развития экономики связано с тем, что экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Цикличность есть система циклов с жесткими причинно-следственными связями.
Эпицентр циклического движения – это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является движение инвестиций. Для рыночной экономики характерны малые и большие циклы. Это форма экономического движения.
Циклические колебания тесно связаны с инвестиционной деятельностью для цикличности характерны: инвестиционный мультипликатор и акселератор. Цикличность – это важнейшая закономерность экономического развития.
Так же мы приходим к выводу, что для экономики характерны колебания объема национального продукта и уровня цен. Экономические циклы всегда имеют одни и те же фазы: пик, спад, подъем и оживление, но циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.
Хотя для объяснения циклического развития экономики использовались такие исходные причинные факторы, как технические новшества, политические события, накопления денежной массы, обычно считается, что непосредственной детерминантой объема национального производства и занятости является объем общих расходов.
Как видим, назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многие современные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения. Управление коммерческими циклами — чрезвычайно сложная задача, успешно решить которую правительство может лишь в том случае, если в стране существуют достаточно развитые рыночные механизмы. Лишь через эти механизмы можно регулировать экономические циклы с достаточной степенью надежности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 1 дек. 1993года. М.: Анжур, 2007г.
2. Сборник Кодексов и законов РФ., М.: «Весь» — 2009г
3. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие / Отв. ред. Г.А, Александров. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 544 с.
4. Камаев В.Д. и кол. авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359
5. Курс экономической теории: учебник 5е изд. исп. И доп., — Киров: «АСА», 2005- 415с.
6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006
7. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общ. ред. В.Е.Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006
8. Экономическая теория./ Под. Ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов.
3-е издание. – СПб.: изд. СПбГУЭФ, издательство «Питер», 2000. – 544 с.
9. Явлинский Г. Кризис в России: конец системы? Начало пути?/Г. Явлинский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 117 с.
10. Глазьев С.Ю. Вопросы формирования антикризисной политики//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1998. — № 15 (82).
11. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2013
12. Мау Владимир. Антикризисная политика: Старые новые риски. // Ведомости от 4 декабря 2016 г.
13. Родрик Дэни. Выиграть в кризис. // Ведомости от 26 декабря 2015 г.
15. «Российская Бизнес-газета» 714 (30) от 11 августа 2016 г.
16. Статистика Росстата по ВВП // www. gks.ru
17. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. www.government.ru
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru