Школьная травля: кто и как помогает детям бороться с буллингом за рубежом
Ссоры и конфликты такая же часть школьных будней, как игры и дружба. Но что делать, если это становится похоже на издевательство и затяжную травлю?
- А если ребенок перешел в новую школу и отношения с одноклассниками с каждым днем напряженнее, материал от психологов онлайн-школы для детей и подростков Skysmart будет полезен вдвойне.
Что такое буллинг
Буллинг — в переводе с английского означает «запугивание», «издевательство», «травля» — постоянное психологическое, а иногда и физическое воздействие группы агрессоров на жертву.
Есть множество классификаций буллинга, но в целом выделяют прямой и косвенный. В первом случае дети дерутся друг с другом, портят вещи, отбирают деньги и оскорбляют. Ко второму случаю относятся бойкот, сплетни, манипуляции, клевета, перекладывание вины, унизительные прозвища . Косвенную травлю сложнее вовремя выявить и доказать другим.
- Кибербуллинг — онлайн-атака, когда все то же самое происходит в интернете. Дети отправляют сообщения с угрозами или публикуют унизительные фотографии и видео в социальных сетях. Отличие такого вида преследования в том, что это может длиться постоянно, без возможности отвлечься и ощутить безопасность.
Есть данные , что в прямой и косвенный буллинг в мире вовлечены 35% школьников (инициаторы и жертвы) и 15% — в кибербуллинг.
Антибуллинговая программа для школ
Кто и почему становится жертвой буллинга
Причины запугивания, о которых чаще всего сообщают дети, касаются внешности, расы и этнической принадлежности, пола, инвалидности, религии, сексуальной ориентации . Также причиной может быть отсутствие единых правил и целей, которые помогали бы всем в классе чувствовать себя в безопасности и не бороться за авторитет.
Важно понимать, что простой конфликт может быть разрешен или исчерпан, но травля — это всегда дисбаланс сил, поэтому нужно вмешательство третьей стороны.
Что делают с буллингом за рубежом
В России проблема буллинга не регулируется законом, если дело не доходит до явного вреда здоровью или имуществу. За рубежом больше возможностей: распространены антибуллинговые организации, и есть поддержка на законодательном уровне.
Первая мощная программа против травли Olweus Bullying Prevention Program была реализована в Америке более 30 лет назад и существует по сей день. В нее входит набор стратегий для работы на нескольких уровнях: школы, класса, отдельных учеников. Другая всемирно известная программа KiVa была разработана в Финляндии и сейчас используется во многих странах мира.
Европа
- Во Франции есть закон, запрещающий «коллективный кибербуллинг»: если сто человек отправят кому-то послание одинакового содержания, все они могут быть осуждены.
- В Испании в школах для родителей новых учеников проводят специальные лекции, где обсуждают правила школы, особенности погружения в новую среду, а также, как распознать буллинг и что делать, если ребенок подвергается травле.
- «Команда против травли» — система разъяснений моделей поведения. В школах в игровой форме объясняют детям, как реагировать на травлю, как разорвать порочный круг агрессии и одиночества, как противостоять агрессивному большинству.
Великобритания
Антибуллинговые программы. Во многих школах есть специальные программы, которые поддерживают порядок во внеучебное время. Например, есть онлайн-карта, на которой дети отмечают места, где к ним приставали буллеры. Учителя регулярно обновляют карту и проверяют новые опасные места. Часто школы устраивают кружки взаимопомощи, где ученики старших классов рассказывают младшим, как они преодолевали травлю и другие трудности.
«Скамья дружбы» (Buddy Benches) — это специальные скамейки для учеников младших классов. Дети могут сесть на них, когда им одиноко и хочется с кем-то подружиться. Учителя следят за этими скамейками и помогают тем, кто на них садится, присоединиться к другим детям.
Уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education) — еженедельные занятия, на которых обсуждают актуальные темы, в том числе проблемы в коллективе. Зачастую ученики вместе пытаются решить проблему конкретного ученика, что создает ощущение сплоченной команды и снижает риск буллинга.
Метод разделенной тревоги ( Method of Shared Concern ) — «очная ставка», открытый диалог между нападающим и потерпевшим. Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу, поговорить и понять их чувства — сильное впечатление, которое дает результаты.
Источник: www.ellegirl.ru
ШКОЛЬНАЯ АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРИНЦИПЫ И ШАГИ СОЗДАНИЯ ЦППО АСОУ 10 СЕНТЯБРЯ 2015 Г МОСКВА. — презентация
Презентация на тему: » ШКОЛЬНАЯ АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРИНЦИПЫ И ШАГИ СОЗДАНИЯ ЦППО АСОУ 10 СЕНТЯБРЯ 2015 Г МОСКВА.» — Транскрипт:
1 ШКОЛЬНАЯ АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРИНЦИПЫ И ШАГИ СОЗДАНИЯ ЦППО АСОУ 10 СЕНТЯБРЯ 2015Г МОСКВА
2 ТРИ ПРИНЦИПА И ТРИ УРОВНЯ РАЗРАБОТКИ АНТИБУЛЛИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ: 1. ПРИНЦИП : НИ ОДИН СЛУЧАЙ БУЛЛИНГА НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ Изменить правила школы в отношении случаев боулинга и неуклонно выполнять принятые правила.
3 ПРИНЦИП 2 РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями боулинга в классе.
4 ПРИНЦИП 3 УЧЕНИК НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ОДИН НА ОДИН С НАСИЛИЕМ Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами боулинга и их родителями.
5 ОПОРА НА НАДЕЖНЫЕ СТРУКТУРЫ И ОТНОШЕНИЯ Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о боулинге Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибоулинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
6 1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: Улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе Учить всех, как обходиться с боулингом
7 А) ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ по созданию позитивной школьной атмосферы вопросу предотвращения боулинга
8 Б) РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, СТОЛКНУВШИХСЯ С БУЛЛИНГОМ: что делать куда идти кому и в какой форме заявить Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д.
9 Антибоулингового комитета (или Этический комитет, или Совет справедливости, Совет отцов) В) СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ
10 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТОЛЮБИВОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов. Они предназначены для всех взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от водителя автобуса, охранника, уборщицы до родителей, учителей и администрации.
11 В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРЕНИНГОВ УЧИТЕЛЯ СМОГУТ: Распознавать потенциальных жертв боулинга и быть бдительными. Распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик) Конструктивно конфронтировать с агрессией. Узнать какие факторы классной атмосферы способствуют боулингу
12 3. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СЛУЧАЙ БУЛЛИНГА В ИХ АДРЕС Дети должны уметь и быть готовы: —рассказать о случае боулинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; —искать друзей среди сверстников и одноклассников; —избегать ситуаций, в которых возможен боулинг; —учиться использовать юмор — самое мощное оружие против вербальной агрессии.
13 ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ И БЫТЬ ГОТОВЫ: —заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; —вести себя уверенно; —быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); —не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
14 Пример алгоритма создания программы: 1. Информирование администрации. Создание плана работы. 2. Диагностика уровня боулинга по классам (по анонимному опроснику) 3. Создание карты «горячих точек» школы — мест возможных конфликтов вне взрослых (туалеты, раздевалки, школьные дворы) 4. Создание правил и комитета по противодействию (антибоулинговый комитет) и плана контроля за «горячими точками» (видео-камеры, дежурство,и т д) 5. Работа по обучению – администрации, учителей, учеников и родителей: тренинги для распознавания и применения способов противодействия боулингу 6. Исследование ресурсов школы для противодействия боулингу 7. Формирование атмосферы школы –шефство, работа по развитию кооперации и сотрудничества учителей, учеников и родителей, самоуправления: «Классный совет» и т.д.
15 УРОВНИ РАБОТЫ ШКОЛЫ : Индивидуальный уровень (взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе) —- Обучение школьного персонала и педагогического коллектива навыкам конструктивного взаимодействия в ситуации, когда мотив плохого поведения ученика ВЛАСТЬ — Обучение дежурных учителей и всех взрослых СПОСОБАМ экстренного прекращения ситуации боулинга, где бы она ни была замечена (взрослый подходит к ученикам и требует немедленно прекратить травлю, сообщает дежурному администратору о факте боулинга, начинает процесс передачи дела на рассмотрение Органу школы, выполняющему функции «справедливого суда» —-Обучение школьников навыкам вмешательства в замеченные ситуации боулинга и процедуре заявления о таких ситуациях —-Развитие с помощью психологических занятий навыков противостояния агрессивным нападкам, поддерживающая педагогическая стратегия в отношении уверенного противостояния —-Изменение отношения к боулингу как недопустимому в школе явлению через постоянное подчеркивание своего отношения каждого из учителей
16 Организационный уровень (вмешательства в масштабе всей школы) Выработка согласованной позиции педколлектива на основании понимания сути боулинга Совершенствование системы мер и процедур по предотвращению боулинга Создание антибоулингового комитета, занимающегося предотвращениюем боулинга и введением профилактических программ Обучение всего школьного персонала Использование внутренних и внешних экспертов Выработка и оглашение санкций, применяемых к баллерам в нашей школе
17 Уровень родительского сообщества (взаимодействие между школой и родителями ) Просвещение родителей и знакомство с программами предотвращения боулинга Поддержание постоянной связи с родителями Заявление о случаях боулинга и виктимизации Работа с родителями вовлеченных учащихся Вовлечение родителей в планирование деятельности по предотвращению боулинга в школе
18 Общественный уровень Создание общественной структуры внутри школы, которая имела бы авторитет для потенциальных буллеров и всех властолюбцев. Такую структуру можно назвать СОВЕТ ОТЦОВ, СОВЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ и т.п. В нее должны входить взрослые авторитетные мужчины: военные/отставные военные, юристы, священники, чиновники (фигуры, наделенные властью со стороны государства). Советы отцов могли бы взаимодействовать между собой на территории одного района или небольшого населенного пункта, тогда у баллера, наконец, сложится ощущение, что ему НИГДЕ не удастся действовать безнаказанно.
19 ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВО АСОУ
Источник: www.myshared.ru
Про буллинг и антибуллинговую программу для школ
Травля бьет по каждому — и по жертве, и по агрессорам, и по безмолвным свидетелям, влияя на их дальнейшие судьбы, подавляя, как любой длящийся стресс, способности к обучению и формируя неблагоприятные жизненные стратегии.
Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
По мнению детского омбудсмена Анны Кузнецовой, проблема не только в отсутствии специальных знаний педагогов о противодействии подростковой травле, но и в попытках «замолчать» проблему. Агрессия — это сигнал о бедствии. Травля — это насилие. Если постоянно обзывают и дразнят кого-то одного в группе — это травля.
Если группа или кто-то один при молчаливом попустительстве остальных (и детей, и взрослых) постоянно высмеивает, обижает одного — это травля. Это не игра, это всегда плохо. Буллинг может возникнуть в любой школе: частной элитной, обычной городской, простой районной или сельской.
Разница в том, считают ли взрослые травлю проблемой, ведь и тот, кто подвергался травле, и тот кто равнодушно за этим наблюдал, и непосредственно сам (-и) агрессор (-ы), — все они потенциально в жизни пострадают. Более того, это как эпидемия может распространяться и заражать все больше и больше людей. Это однозначно наложит отпечаток на их психику, восприятие жизни, понимание нормальных взаимоотношений: дружеских, семейных, рабочих.
В разделе «Родительский лекториум» сайта Корпоративного университета РДШ есть ссылка на замечательный сайт https://травлинет.рф/, информация на котором поможет разобраться с этими сложными аспектами конфликтных отношений. Важно развивать у родителей и педагогов способность распознавать травлю по косвенным признакам, если ребенок не рассказывает об этом. На этом сайте в понятной и доступной форме размещена полезная информация по борьбе с буллингом:
- для работы с детьми на сайте рекомендуется методичка Людмилы Петрановской.
- для родителей на сайте есть специальная методичка в формате гайдлайна.
- для педагогов и руководителей образовательных организация — Антибуллинговая хартия и специальная антибуллинговая программа.
На сайте Корпоративного университета РДШ есть онлайн-курс «Взаимодействие регионального отделения РДШ с комиссией по делам несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»», в котором отражены существенные и важные аспекты работы с детьми группы риска, а в разделе «Педагогический журнал» — «Психолого-педагогические компетенции» имеется целая подборка качественных психологических статей по проблемам взаимодействия с трудными детьми. Также рекомендуем обратить внимание на раздел сайта Корпоративного университета РДШ «Методика работы» и обязательно использовать в работе с детьми по этому значимому вопросу материалы вкладки «Театральная педагогика», в частности мюзикл о троллинге в социальных сетях.
Надо обязательно объяснять родителям и педагогам, чем опасна травля.
Источник: rdsh.education
Проект «Травли.net»: отстоять достоинство каждого ребенка
Если вы знаете о травле в школе, главное правило одно — вмешайтесь!
Травля — это не шутка, когда смешно всем, а жестокое высмеивание кого-то одного. Это не игра, в которую все вместе добровольно играют, а преследование, в которое жертва вовлечена принудительно. Это не здоровый конфликт, который можно разрешить и завершить, а систематическое унижение, требующее вмешательства со стороны. Что могут сделать родители, дети и сотрудники учебных заведений для прекращения травли?
С травлей как социальным явлением можно столкнуться в любом рабочем или учебном коллективе — в детском саду, школе, институте, в крупной или мелкой компании. Поводом для буллинга (травли) может послужить любое свойство человека: национальность или раса, религиозная принадлежность, социальный статус, заболевание или особенности внешности. Особая «предрасположенность» к травле возникает в случае повышенной чувствительности и эмоциональной уязвимости жертвы.
К сожалению, в России детская травля часто воспринимается многими как естественное явление, одна из неизбежных трудностей взросления. Как правило, взрослые предпочитают просто закрывать глаза на ситуации буллинга. Но мы никак не можем сегодня считать травлю обычным делом и пытаться ее оправдать.
Предотвращение жестокого отношения друг к другу
В 2017 году благотворительный фонд «Галчонок» по итогам конкурса получил поддержку Фонда президентских грантов на разработку и внедрение антибуллинговых программ в инклюзивных школах. «Дети должны учиться в безопасной среде, — говорит президент благотворительного фонда «Галчонок» Ольга Журавская. — Изначально мы отталкивались от потребностей детей с особенностями развития, но когда стали разбираться в школьной травле, выяснилось, что проблема куда шире. Травля носит очень массовый характер, и в защите нуждаются все дети».
Для борьбы с травлей, просвещения взрослых и детей и профилактики буллинга в школе был создан проект «Травли.net». Главная цель проекта — формирование психологически безопасной среды в образовательных организациях и профилактика агрессии и жестокого отношения друг к другу среди детей и подростков.
Комплексная программа предотвращения школьного буллинга предусматривает регулярные занятия с детьми на темы безопасности, личных границ, понимания сути травли и базовых алгоритмов поведения. Обязательно проводится работа с учителями, организуются общешкольные мероприятия, направленные на создание в школе позитивной среды и информирование родителей
Специалисты проекта получают много запросов от школ на проведение разовых антибуллинговых занятий. К сожалению, часто уже после обострения ситуации, когда несколькими тренингами проблему устранить бывает сложно. Превентивные меры пока не пользуются популярностью, хотя в образовательной среде уже появляется понимание необходимости введения профилактики насилия в школе.
Задачи проекта «Травли.net»
Фонды «Журавлик» и «Галчонок» сотрудничают с известными психологами, педагогами, общественными деятелями и актерами. 1 сентября 2018 года в рамках Cемейного инклюзивного благотворительного фестиваля «Галафест-2018», организованного фондом «Галчонок», прошел круглый стол на тему «Травля: причины и методы борьбы», в котором принимали участие психолог Людмила Петрановская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, детский поэт Мария Рупасова, учитель Ирина Лукьянова, руководители фондов «Галчонок» и «Журавлик», другие специалисты.
Эксперты пришли к выводу, что взрослые чаще всего игнорируют проявления агрессии и травли в детских коллективах. Широко распространено мнение о том, что отношения между детьми не относятся к образовательной деятельности и воспитание — зона ответственности родителей. Но травля происходит в школе, и справиться с ситуацией может и должен взрослый, отвечающий за коллектив.
По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой сформулированы цели и задачи проекта:
- создание программы для учителей с рекомендациями по профилактике, выявлению и преодолению буллинга, подготовка экспертных учителей для работы с группой, разработка алгоритма действий учителя в ситуации конфликта между учениками и травли;
- проведение работы по повышению родительских компетенций: разработка алгоритмов поведения при выявлении случаев травли, повышение юридической грамотности, вовлечение родителей в процесс прекращения травли ребенка;
- проведение интерактивных тренингов для детей с конструктивным разбором различных ситуаций буллинга;
- привлечение органов государственной власти в сфере воспитания и защиты прав детей к решению проблемы травли и буллинга с целью построения содержательного взаимодействия государства и НКО в области создания программ и их внедрения в образовательных и социальных учреждениях.
Что делать родителям в ситуации травли
Авторы проекта уже подготовили антибуллинговую программу для школ. В нее вошли, в частности, методические буклеты, рассказывающие учителям и ученикам, как вести себя в условиях травли, серия авторских анимационных обучающих мультфильмов и социальный рекламный ролик.
Ситуация травли может иметь к вашему ребенку прямое или косвенное отношение, он может быть жертвой или агрессором, может сочувствовать жертве или, наоборот, быть заодно с зачинщиками травли. Важную роль в этой ситуации всегда играют взрослые: учителя и воспитатели могут не знать о травле, игнорировать ее или пытаться с ней бороться. Проект «Травли.net» предлагает родителям разные способы реагирования для разных ситуаций.
Если ваш ребенок — жертва травли
1. Вмешайтесь! Помните, что самостоятельно выбраться из травли ребенку не под силу. Если конфликты могут быть полезны для развития, то травля никого ничему хорошему не учит, и ее необходимо остановить. Сделать это могут только взрослые.
2. Осторожно обсудите с ребенком его чувства, используйте книги, видеоролики, фильмы, чтобы облегчить ребенку доверительный разговор на эту тему.
3. Поддержите ребенка. Дайте понять, что вы рядом, полностью на его стороне и сможете остановить травлю. Убедите ребенка, что его вины в сложившейся ситуации нет.
4. Обсудите с ребенком и потренируйте возможные варианты противостояния обидчикам:
- говорить твердым громким голосом фразы «Стоп! Мне это не нравится», «Со мной так нельзя», «Я сказал: нет»;
- спокойная уверенность и дружелюбие — лучший способ общения с агрессором;
- уходить в опасных ситуациях;
- глубоко дышать;
- обязательно сообщать взрослым в школе и дома, если его обижают.
5. Не советуйте давать сдачи! Это может привести к еще большим проблемам. Учите решать проблемы словами и уверенным поведением, а не кулаками.
6. Научите ребенка фиксировать агрессивные действия других людей по отношению к нему: делать аудиозаписи, скриншоты, фотографировать обидные записки и т. д.
7. Соберите факты и обсудите ситуацию с классным руководителем, завучем, директором школы. Помните, что обязанность учебного заведения — обеспечение безопасности каждого ребенка. Добейтесь принятия мер со стороны школы.
8. Если ситуация зашла слишком далеко, помните, что безопасность вашего ребенка превыше всего. Возможно, до полного разрешения ситуации ребенка лучше перевести на домашнее обучение.
Если ваш ребенок — агрессор
1. Вмешайтесь! Если другие родители, дети или учителя говорят, что ваш ребенок кого-то обижает, трезво оцените ситуацию и обсудите ее с ребенком. Спокойно выслушайте его позицию и точку зрения.
2. Поговорите с родителями жертв и пострадавшими детьми, извинитесь вместе с ребенком.
3. Говорите с ребенком, попробуйте понять, почему он так поступает, в чем причина агрессивного поведения.
4. Учите ребенка дружить: проговаривайте с ним ситуации, в которых он ведет себя агрессивно, и тренируйте дружелюбные способы взаимодействия с другими детьми.
5. Развивайте у ребенка эмпатию, обсуждайте вместе фильмы и книги, чувства их героев и других людей.
Если травля происходит в классе, где учится ваш ребенок
Травля — очень травматичный опыт для всех ее участников, в том числе и для наблюдателей. Если ваш ребенок не участвует напрямую в травле, но при этом не вмешивается, потому что не знает, как поступить, он испытывает мучительный внутренний конфликт. И вы можете это остановить.
Поговорите с ребенком о том, что нужно вступаться за того, кого обижают, даже если он не твой друг, и обязательно сообщать учителю, когда видишь, что кого-то обижают. Обсудите ситуацию с учителем, вынесите тему на родительское собрание. Помните, что травля затрагивает весь класс, способствует снижению общеклассной успеваемости и погружает в стресс всех детей.
Источник: xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai