Антибуллинговая программа что это
Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
информационный портал об образовании в России
Войти через социальные сети
Войти с помощью логина и пароля
- Главная страница
- ЕГЭ и ГИА
- Высшее образование
- Дополнительное и последипломное образование
- MBA
- Иностранные языки
- Проф. курсы
- Компьютерные курсы
- Главная →
- Статьи →
- Статьи о первом высшем образовании и магистратуре →
- Как бороться с буллингом в школе
Как бороться с буллингом в школе
Концепция «Каждый важен», в которой рассматривается проблема буллинга в школах, была представлена на суд общественности. Создатели её — Общероссийский Профсоюз образования и центр, занимающийся психологией и педагогикой толерантности.
В основе концепции — уже опробованные и инновационные разработки, а также учебные методики для преподавателей. Основные темы методик — травля (буллинг) и детская агрессия.
Антибуллинговый ролик для программы Травли NET.
По мнению авторов концепции, буллинг сегодня стал одной из ключевых проблем в школах. И далеко не только российских. Международные исследования показывают, что с запугиванием и издевательствами в различной форме сталкивалось более 20% детей. И почти четверть – хоть раз, но становилась агрессором.
Центр толерантности уже более 5 лет создаёт кейсы антибуллинговых занятий. Директор организации, утверждает, что их применение востребовано и приводит к положительным изменениям в коллективах, где они апробируются.
В качестве примера автор концепции приводит проект Центра «Форум-театр». Спектакль «Травля» — интерактивное действо, в котором зрители выступают в роли режиссёров и актёров, решая сложные ситуации, связанные с буллингом в классе.
Новая комплексная программа станет, по мнению его авторов, не только уникальным, но и системным продуктом.
Что включает в себя антибуллинговая программа
В неё входит серия профилактических занятий – классов для детей разного возраста. Предполагается, что часть из них будет проводиться непосредственно в Центре , а часть – в школах.
Педагогам будут предложены курсы повышения квалификации, основной темой которых будет профилактика буллинга в школе. Несколько кейсов будет разработано специально для родителей.
Пилотные занятия прошли в центре. Были опробованы на практике модули для двух возрастных категорий: 5 – 7 класс; и 8 – 11 класс.
Формат занятий – интерактивный. Дети экспериментируют, рассуждают, интерпретируют собственный опыт при поисках ответов. В кейсах — игровые видеоролики, позволяющие детям посмотреть на проблему со стороны.
Анализируя пробный этап внедрения концепции, эксперты дополнят программу. А уже в сентябре будут созданы курсы для педагогов. Информация для родителей появится в начала 2020 года. Тогда же преподаватели получат методические рекомендации для проведения тематических родительских собраний.
Антибуллинговая программа для школ
Программа создавалась для школ, но является при этом и системным продуктом, предназначенным всем участвующим в образовательном процессе. Специалисты утверждают, что продукт находится на финальной стадии разработки.
Зачем внедрять антибуллинговые программы
На сайте мэра Москвы размещено обращение инициативной группы с просьбой о поддержке таких программ в любом формате. Педагоги не должны бояться обсуждать эту тему, а родители должны знать, куда можно обратиться, если потребуется помощь.
Дети не должны оставаться без помощи при встрече с буллингом, который травмирует психику. История сына Натальи Цымбаленко, входящей в инициативную группу, нашла широкий отклик у общественности, что стало доказательством необходимости системной борьбы с травлей.
Программы антибуллинга предметно разработаны в польских школах. На протяжении всего учебного года в них проводятся тематические занятия, на которых дети и педагоги разбирают случаи травли, реально произошедшие. И пытаются найти возможные пути предотвращения на ранних этапах. Возможно, стоит использовать этот опыт.
Вероятно, нужно создавать горячие линии, на которых можно будет получить консультацию и поддержку.
Необходимы также методики мониторинга школьной среды на примере её безопасности и комфортности.
На основе зарубежного опыта можно утверждать, что программы реально заработали, когда получили официальную поддержку, начались разработки антибуллинговых программ, общих для всех общеобразовательных заведений. Действенные результаты стал приносить мониторинг психологического комфорта, он стал обязательной частью комплексных проверок.
Авторы обращения просят москвичей поддержать инициативу.
Альтернативное мнение
Не все работающие в образовательной сфере считают удачным внедрение в школах программ, не только мало опробованных, но и не до конца доработанных. И объясняют свой скептицизм в первую очередь недоверием.
Пока непонятно, что точно в нее войдет. Тема это деликатная. Случаи буллинга взорвали медиапространство не один десяток раз. Есть украинский опыт: там принят закон о буллинге и недавно оштрафовали ученика, который «буллил» учителя.
В России для решения такого рода проблем привлекают инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, психологов, социальных педагогов, медиаторов, юристов. Однако все не так гладко: обидчики так просто не сдаются и не признают свою вину, а свидетели отказываются от своих слов. Доказать факты насилия помогают видеокамеры, расположенные в образовательных учреждениях и на прилегающих территориях.
Антибуллинговая программа находится на финальной стадии
Один из разработчиков пообещал, что 8 интерактивных подпрограмм будут скоро полностью готовы. В них будут входить учебные пособия, фильмы, мультимедийные файлы. Педагоги получат комплект « под ключ» и смогут применять методики во время классных часов или во внеурочное время.
В содержании кейсов, предназначенных школьникам, основной акцент сделан на нравственные ценности – сочувствие и сопереживание. На основе примера из жизни будет выработана поведенческая модель, которую впоследствии ребёнок сможет использовать как опору поведения. То же можно сказать про родителей и педагогов, они тоже получат рекомендации по каждой рассматриваемой в кейсе ситуации.
Замглавы Профсоюза образования, рассказывая о внедрении антибуллинговой программы, добавил, что профсоюз заинтересован в двух целях. Первая – умение педагогов самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями и знать, как решать и реагировать при столкновении с актами насилия. А вторая – выработка действующего механизма защиты педагогов, если акты насилия направлены на них самих.
Комментарий:Ильина Анжелика, преподаватель английского:
«Я считаю, что проблема буллинга в наше время остается все такой же актуальной. В последнее время в нашей стране можно было наблюдать несколько несчастных случаев, связанных с последствиями буллинга в школе.
По моему мнению, в учебных заведениях необходимо вводить мероприятия по профилактике и борьбе с этой угрозой, поскольку на данный момент этой темой владеют не многие и она не столь широко внедрена в массы. Я уверена, что антибуллинговые правила способны предотвратить или хотя бы сократить явления буллинга среди молодежи, поскольку уже собрано достаточно данных для грамотной работы с жертвами и обидчиком. Необходимо создать и внедрить грамотный алгоритм и принципы работы с проблемой буллинга. Психика детей особенно в подростковом возрасте настолько уязвима, что порой даже неосторожно оброненное слово со стороны учителя или одноклассника сильно ранит его, а что же может произойти с подростком, если он станет жертвой жесточайшего явления в наши дни — буллинга? Мне страшно представить, а что, если такое случится с вашим ребенком?»
Вставить в блог | Опубликовать в: |
Источник: academica.ru
Профилактика буллинга: куда обращаться и как себя защитить?
Уже более 40 лет во всём мире разрабатываются и модернизируются программы против буллинга – травли в подростковом коллективе. Первая национальная антибуллинговая стратегия появилась в Норвегии ещё в 1980-х. Но идеальной профилактики этого явления пока не существует: ни одна программа не даёт стопроцентного результата.
Буллинг – проблема, которая влечёт за собой серьёзные последствия. Он влияет не только на психику подростков, но и в целом на формирование общества. Травля ломает личность, делает человека неуверенным в себе, эмоционально нестабильным. Поэтому важно не просто бороться с этой проблемой, важно её предотвращать и обучать детей выходить из конфликтных ситуаций без агрессии.
Как сообщили АНО «ЦИСМ» в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , только за третий квартал 2020 года в России на Детский телефон доверия 8-800-2000-122 поступило 259 обращений, связанных с проблемой буллинга.
Руководитель информационной службы сайта Общероссийского детского телефона доверия Светлана Шевченко
«Буллинг и кибербуллинг практически всегда входят в десятку самых востребованных тем, с которыми обращаются за помощью на Детский телефон доверия. Дети звонят, когда их бьют, вымогают деньги, издеваются, задирают, травят в классе, организуют для них жестокие шутки или розыгрыши в интернете, шантажируют.
Обращаются также дети, которые не являются жертвами буллинга, но стали его свидетелями . Они звонят, потому что боятся быть следующими. Кроме того, поступает много обращений от детей с суицидальными мыслями. Причиной таких звонков помимо проблем в семье и со сверстниками оказывается травля.
На Детский телефон доверия обращаются не только дети, но и родители — просят советы о том, как поддержать ребёнка, как действовать в ситуации травли. Прежде всего, мы оказываем им психологическую поддержку, даём выговориться, помогаем проанализировать ситуацию, их собственные действия и ошибки.
Наши специалисты ведут работу по трём направлениям. Во-первых, мы рассказываем обо всём, что касается буллинга. На нашем сайте размещены инфографика , информационные тексты, в которых подробно расписано, например, какие персональные данные нельзя публиковать в соцсетях, как родителям понять, что ребёнок вступил в опасные сообщества.
В-третьих, когда ситуация зашла слишком далеко, мы направляем пострадавших либо в местный психологический центр, либо в профильные федеральные организации.
Но в первую очередь мы помогаем детям повысить уровень осознанности, чтобы они могли управлять своей безопасностью. Мы предлагаем ребёнку (если он чувствует в себе силы) попробовать наладить контакт с провокатором и проговорить ситуацию, возможно, с помощью родителей с двух сторон. Важно с самого начала дать понять обидчику, что ты не разрешаешь, не позволяешь так с собой обращаться. Специалистами Детского телефона доверия для этого разработаны определённые техники . Если же ребёнок понимает, что он не в силах остановить ситуацию самостоятельно, не надо стесняться или бояться, нужно обращаться за помощью ко взрослым».
В России помимо Детского телефона доверия и других специализированных учреждений в регионах, родители подростков-жертв буллинга могут обратиться за помощью в правоохранительные органы. Проблему травли можно решить юридическим способом, если для этого есть все основания и необходимая доказательная база.
Адвокат, член Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ Сталина Гуревич
«Для помощи жертвам буллинга на законодательном уровне в России существуют статьи Уголовного кодекса, например, защита от клеветы ( статья 128, прим. 1 Уголовного кодекса РФ ). В Кодексе об административных правонарушениях существует наказание за публичные оскорбления, это распространяется и на оскорбления в интернете. Если угрозы поступают через соцсети, исходя из основания считать эти угрозы реальными, можно воспользоваться статьей 119 Уголовного кодекса РФ . Также предусмотрена ответственность за распространение информации о личной жизни и персональных данных.
Если ребёнок стал жертвой буллинга или кибербуллинга, в первую очередь он должен обратиться за помощью к родителям, учителям или школьному психологу. Однако именно на родителях лежит обязанность защиты прав ребёнка, если он является несовершеннолетним. Именно они должны обратиться в органы опеки, сообщив о травле. Кроме того, родители могут обратиться за помощью в полицию, если имеется состав преступления в таких действиях, как клевета или оскорбления, и в суд с основанием признать распространяемую информацию недостоверной и порочащей».
Важнейшим этапом в борьбе против буллинга остаётся его предотвращение. Учёные Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) считают , что одной из ключевых фигур в профилактической работе буллинга в детском коллективе является учитель.
От педагога часто зависит, каким образом закончится в классе конфликт и какие отношения сформируются между учениками. Поэтому в российских школах профилактике буллинга уделяется особое внимание.
Директор школы № 904 (г. Москва) Руфат Рустамов
«В школе №904 работает психолого-педагогическая служба, специалисты которой проводят профилактическую работу с обучающимися. Это различные просветительские мероприятия, на которых социальные педагоги, психологи и классные руководители рассказывают детям, что нужно делать и куда можно обратиться, если они столкнулись с травлей. Кроме того, школа взаимодействует с экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы. Совместно мы проводим обучающие лекции для родителей и педагогов по актуальным темам, в том числе о безопасности в интернет-пространстве».
Другие статьи о проблеме буллинга:
Социальная иерархия в классе: триггер буллинга или репетиция взрослой жизни? Кибербуллинг: как подростку не стать жертвой травли в интернете
Детский телефон доверия: как помогают подросткам в сложных ситуациях
Источник: www.cism-ms.ru
Школа без травли: мечта или решаемая задача?
О собственном опыте и новых методах борьбы со школьным буллингом рассказали эксперты из разных регионов страны в рамках Круглого стола «Единая модель противодействия школьной травле». Мы услышали много новых и неожиданных фактов, которые представлены в нашем обзоре.
Поделиться
Поделиться
Важные факты о школьной травле
1. Это возрастная социальная «болезнь», с которой может столкнуться каждый. Буллинг — болезнь не только больших городов, но и малых. Это не только в трущобах и депрессивных районах. Это не только в старших классах. Это в любых школах: от элитных лицеев до муниципальных малокомплектных школ.
2. Это не история про плохих и хороших детей. Многочисленные материалы, воспоминания, опыт социальных педагогов и психологов показывают, что и жертвы, и участники травли вне ситуации чаще всего оказываются очень хорошими детьми. Просто дело в том, что в каждом человеке есть внутренние силы, которые очень сложно взять под контроль.
Особенно когда тебе десять, двенадцать, пятнадцать лет. 3. Пока ни одно государство мира не смогло похвастаться, что оно целиком и полностью решило проблему буллинга.
Что об этом говорит модератор Круглого стола, политолог Екатерина Шульман: «…Нет ни одного общества, которому удалось излечиться полностью, но это не значит, что травля присуща человеческой натуре как нечто неизбывное. Да, психологическая динамика травли питается свойственными человеку качествами.
Но знаете, много чего за всю историю человечества питалось этими свойственными человеку качествами: каннибализм, человеческие жертвоприношения, инфантицид. И их в конечном итоге удалось избыть». Уникального средства со стопроцентной гарантией нет, но следует продолжать профилактику и в каждой ситуации разбираться и вместе искать решение.
4. «Вылечить» от травли можно только ненасильственными методами. Если декларируешь ненасилие, сам ни в коем случае не можешь пользоваться насильственными методами: проводить «обязательные» уроки и тренинги, обязывать школы вступить в общее движение против травли или в приказном порядке собрать всех учителей и родителей на лекцию. Как раз поэтому у большинства региональных антибуллинговых движений есть единственное требование к школе: пусть школа сама в лице директора, учителей, родителей, а лучше всего и детей признает, что ей нужно решать проблему. Это — их билет, остальное специалисты берут на себя. В Антибуллинговой хартии, которую разработали для школ специалисты Travli.net приводятся следующие обязательные установки, которые послужат необходимым условием принятия документа:
- «образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников;
- создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества;
- уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования.
Стороны обязуются утвердить настоящую Хартию в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса».
5. Оказывается, профилактика буллинга вполне возможна. Рената Трубачева, директор центра «Форсайт», предложила свою формулу: формирование сообщества специалистов помогающей профессии, выдерживание социальной этики, плюс всеобщее информирование о том, как заметить у ученика, родителя, учителя тревожные звоночки. Как не довести класс до состояния буллинга как такового.
Сам центр «Форсайт» является живым доказательством того, что можно предупредить опасное состояние, если работать над атмосферой. Раньше это был подростковый молодежный клуб, в него были вхожи самые разные дети: неблагополучные, резкие, состоящие на учете в детской комнате милиции… И за много лет в клубе не было зафиксировано ни одной ситуации травли. Значит, буллинг можно взять под контроль, если создать в группе условия, при которых подросткам не захочется втаптывать друг друга в грязь.
6. Несмотря на все успехи, эксперты пока не пришли к единому мнению о том, с кем именно им работать. Например, в Пермском крае выходят на школы, работая с педколлективом школ. Некоторые эксперты считают, что даже уборщицы, сотрудники столовой и охранники должны проходить специальные обучающие курсы, чтобы вовремя пресечь травлю.
А вот эксперты проекта Travli.net отказались от очной работы с педагогами: как оказалось, они не встретили какой-либо заинтересованности. Поэтому пришлось сконцентрироваться на очной работе с детьми.
Есть и обратное мнение: с детьми сколько ни работай, все равно они идут в семьи, и там все возвращается на круги своя. Нужно обучать родителей, чтобы хоть как-то закрепить успех. Наконец, существует и стратегия дистанцирования: работают телефоны доверия, открыт сайт, а остальное пусть каждый делает сам, по собственному внутреннему порыву.
Зато все эксперты сходятся в одном: полезно работать не точечно, а системно. Если тренировать педагогов, то сразу весь коллектив школы, чтобы все учителя на один и тот же поступок ребенка реагировали одинаково. Если в одном классе буллинг, значит, работаем со всей школой, чтобы повлиять на среду. Если трое детей склонны объединяться и травить кого-то, то не объявляем их виновниками, а беседуем со всем классом и даже с теми, кто просто мимо проходил.
7. А теперь — сюрпризы. Сюрприз первый: большинство школ и учителей крайне неохотно сотрудничают с антибуллинговыми организациями. Причина этой настороженности — само устройство нашей школы: это закрытая организация, в которой не принято «выносить сор из избы» и советоваться со специалистами. Педагог боится признаться, что он не справляется с какой-либо проблемой, потому что это якобы сулит ему неприятности с начальством и потерю авторитета в глазах детей и родителей.
Рассказывает Ольга Муравейская из «Лаборатории социальных практик 21», Пермский край: «Травля — это самая больная и отрицаемая тема в учительском сообществе. Система и так довольно закрытая, а тут у учителей возникает еще и стыд, что он сам не справляется. Мало кто признается, что у него в классе такое творится, а педагог не держит все под контролем. Хочется найти виноватого вне системы».
8. Сюрприз второй: иногда дети сами демонстрируют попытки объединиться для борьбы с буллингом. Об этом говорит опыт Самарской области (рассказал на форуме эксперт Иван Титков). По его словам, в Самарской области нет практически ничего, чтобы бороться со школьной травлей: ни кадров, ни желания.
Редкие запросы от школы сводятся к тому, чтобы пригласить волшебника и поработать с отдельным сложным классом. А вот дети, прошедшие специальные тренинги и медиацию, позже объединяются в группы и пытаются сами, «снизу», не дожидаясь взрослых, строить новое позитивное неагрессивное общество. Это и трогательно, и опасно: слишком велика ответственность и малы собственные ресурсы подростков. Все-таки лучше довериться профессионалам.
9. Сюрприз третий, самый приятный: для профилактики буллинга придумано уже очень много решений. Существует специальная антибуллинговая программа, которую разработали коллеги из «Травли.нет» https://xn--80aejlonqph.xn--p1ai/ за шесть с лишним лет активной работы с лояльными педагогами, родителями и детьми.
Основные условия успеха:
- Не жалеть денег на информирование. Эксперт Мария Свир показала коллегам отличные примеры: красивые карточки, приятные плакаты, от которых нет ощущения «нафталина» и назидания. Комплексная программа Travli.net — методички для учеников и педагогов написаны совместно с Людмилой Петрановской. Разработаны четкие алгоритмы действия для всех: для жертв, свидетелей, случайных прохожих.
- Сразу все формализовать. Если школа вступает в движение против травли, то это решение сразу закрепляется официальным принятием Антибуллинговой хартии. Положения хартии вывешиваются на стендах в школе, чтобы каждый ребенок мог в любой момент прочитать, что в этой школе ни в коем случае нельзя делать и что тебе будет, если ты нарушишь правило. Да, штрафные санкции здесь обязательны, и это не запугивание, а такая же данность, как необходимость мыть руки.
Обязанности всех участников образовательного процесса учреждения, которое принимает Антибуллинговую хартию тщательно формализованы. Вот, например, выдержка об обязанностях директора и администрации образовательного учреждения:
«5.1. Директор образовательного учреждения, присоединившегося к настоящей Хартии:
- принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли;
- информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления и пресечения;
- организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций, лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей;
- взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьной травлей.
5.2. Администрация Образовательного учреждения обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по выявлению и пресечению школьной травли, включая, но не ограничиваясь следующими:
- замена классного руководителя;
- организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся;
- образование согласительных комиссий;
- обращение к медиаторам;
- создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли;
- привлечение профильных некоммерческих организаций;
- применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом».
- Обеспечить преемственность. Не омбудсмен и не приглашенный эксперт, а каждый участник учебного процесса становится агентом антибуллинга. Каждый учитель выстраивает грамотную личную позицию, основанную на уважении к себе и окружающим. Чтобы не скатываться в заигрывание с детским коллективом, не превращаться в цербера, а придерживаться своего курса.
Что делать родителям?
Во-первых, внимательно прочитайте все, что есть в открытом доступе о школьной травле. Скорее всего, многое покажется вам неожиданным.
Во-вторых, поговорите с вашим классным руководителем, а затем и с администрацией школы о том, что хорошо бы вступить в антибуллинговое движение, принять Хартию, провести уроки во всех классах, даже если фактов травли пока не было. Особенно если пока их не было!
В-третьих, работайте со своими детьми. Личным примером демонстрируйте им, что такое уважение к себе, своим близким и вообще к человечеству. Разговаривайте, отвечайте на вопросы, советуйтесь, ищите решения. Если проблема признана, принята и открыто обсуждается, то она уже наполовину решена.
Источник: family3.ru
Как остановить травлю по национальному признаку? Бесплатная памятка для учителей
Антибуллинговая программа «Травли NET» выложила в свободный доступ памятку для учителей о том, как бороться с травлей по национальному признаку.
Команда «Травли NET» собрала ответы на разные вопросы об этом виде буллинга. Методичка объясняет, как правильно реагировать на такие случаи, что говорить пострадавшему ребенку, как работать с классом, в котором происходит травля.
«Травля по национальному признаку, к сожалению, в мире существует давно. Ни одна из наций от нее не застрахована. Особенно страшно, когда от травли страдают дети и подростки — им гораздо сложнее себя защитить. Нам, взрослым, важно помнить, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности и защиту от насилия!» — говорится в анонсе на странице проекта.
Методичка вошла в десятку лучших социальных проектов недели по версии Forbes Life.
Скачать материалы на русском языке можно через Яндекс.Диск. Также памятка доступна в формате презентации. Текст переведен на несколько языков — английский, иврит, испанский, немецкий, французский. Скоро появится перевод на румынский, латышский и португальский.
Проект «Травли NET» создан благотворительной организацией «Журавлик», которая занимается социальными программами, направленными на создание безопасной среды для детей.
Ранее мы рассказывали о Телеграм-боте, созданном «Травли NET», который помогает подросткам получить бесплатную психологическую помощь.
Источник: chips-journal.ru