В 2008 году археологический музей-заповедник «Танаис» был признан одним из приоритетных объектов туристско-экскурсионной деятельности в Южном федеральном округе, наравне с другими объектами рекреационного и экскурсионного туризма. И начиная с 2009 года «Танаис» при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ занимается активным продвижением своих экскурсионных программ и комплексных мероприятий среди российских туристических агентств.
В частности, основной упор делается на групповые познавательные программы для школьников, студентов, а также индивидуально-групповые программы для туристов любых возрастов и положения. При этом основной акцент делается на традиционные мероприятия «Загадки древнего города», «Путешествие в древность», «Тайна Танаиса» и другие, основным из которых на данный момент является комплексная программа «День Танаиса».
Эти мероприятия планируется развивать в дальнейшем, как событийный туризм. Но уже сегодня эти мероприятия пользуются большим спросом у населения, наравне с культурными программами в городах «Золотого Кольца». Эстетический потенциал предметов материальной и художественной культуры, найденных при раскопках Танаиса, огромен, и в последние годы и история, и вещи города привлекают все более широкое внимание искусствоведов, художников, литераторов. Факты археологии становятся фактами искусства.
Презентация магистерской программы Музея «Гараж» «Практики кураторства в современном искусстве»
С учетом того, что комплексные программы приобретаются группами туристов, и относительно высокой стоимости данных программ, по сравнению отдельными анимационными программами в рамках туристических туров на территории России и в рамках зарубежных туров, развитие данного направления является привлекательным с точки зрения возможности увеличения прибыли для любой турфирмы в среднесрочной перспективе.
Анимационные программы в музее-заповеднике Танаис пользуются постоянным спросом без учета сезона и времени года. Это обусловлено тем, что в музее-заповеднике «Танаис» действуют разные программы в теплое и в зимнее время года.
Пример анимационной программы в музее
Конспект анимационной программы
Элементы организации и проведения
Общая численность людей на мероприятии, для которых предусмотрена анимационная программа
Количество участников, задействованных в анимационной программе
Количество обслуживающего персонала
Количество представителей охраны порядка
Зоны проведения (м2):
— место для выступлений (на территории парковой зоны)
Зоны санитарно-гигиенического обслуживания:
Зоны обслуживающего персонала (м2):
План видоизменения внутреннего пространства помещения в соответствии с анимационной программой (зонирование, рассадка)
Техническое оснащение помещения (свет, звук):
Меню (блюда и стоимость)
Оформление помещения (атрибуты и их стоимость)
Копии археологических экспонатов, костюмы
— общая продолжительность (в минутах)
Новости Гродно. 31.03.2017. Музей и образовательн-анимационная программа
— анимационная программа (в минутах)
Затраты на проведение (в рублях):
Комплексная стоимость программы
Комплексная познавательная программа «День Танаиса» ориентирована на школьников, студентов и людей интересующихся культурой и историей России. Форма проведения: экскурсионная, ознакомительная, культурно-развлекательная – в зависимости от элемента анимационной программы. Время проведения: стандартный набор мероприятий 3 дня.
Основные задачи программы:
- повысить уровень знаний туристов об истории России и археологии;
- создать историческую атмосферу в соответствии с познавательной целью;
- познакомить туристов с культурным наследием Танаиса и загадками древнего города;
- обеспечить не только познавательную часть программы, но и внести элемент развлекательного характера за счет театрализованных представлений.
План подготовки и реализации:
- Менеджеры турфирмы договариваются с представителями принимающей стороны, т.е. музея-заповедника «Танаис», о прибытии группы туристов. Обговариваются количество участников группы, время прибытия и набор мероприятий в рамках комплексной программы.
- Менеджерами турфирмы уточняется план программы.
- Менеджерами турфирмы формируются группы туристов так, чтобы количество участников тура соответствовало возможностям размещения в гостиницах на территории, рядом с музеем-заповедником.
- Принимающая сторона организует внешнее оформление программы.
- Принимающая сторона подготавливает необходимые материалы и инвентарь.
- Принимающая сторона размещает туристическую группу в гостиницах.
- Принимающая сторона реализует проведение комплексной программы «День Танаиса».
- Принимающая сторона обеспечивает организованное отбытие туристов по завершении тура.
Оборудование и оформление обеспечивается за счет возможностей музея-заповедника «Танаис». Сюда включаются как музейные экспонаты и ценности, так и соответствующие атрибуты аниматоров.
План проведения комплексной анимационной программы «День Танаиса».
- «Как одевались предки»,
- «Загадки древнего города»,
- «Путешествие в древность»,
- «Археологическая песочница»,
- «Путешествие в храм монеты»,
- «Непостижимая загадка кукол»,
- «Тайна Танаиса».
В первый день проводятся «Как одевались наши предки», «Загадки древнего города» и «Путешествие в древность». Во второй день – «Археологическая песочница» и «Путешествие в храм монеты». Третий день посвящен программе «Непостижимая загадка кукол» и завершается мероприятием «Тайна Танаиса».
Рассмотрим составляющие программы «День Танаиса» подробно.
«Как одевались предки» является ознакомительной программой, в рамках которой туристов знакомят с внешним обликом жителей в районах реки Дон и Азовского моря. Мероприятие основано на моделировании костюмов разных народов Подонья и Приазовья в античную эпоху.
«Загадки древнего города» экскурсионная программа, в задачи которой входит осветить основные исторические особенности древнего города Танаис и рассказать об основных загадках культуры, ремесла и некоторых обычаев, которые были обнаружены археологами. Программа подразумевает длительную обзорную экскурсию по основным достопримечательностям музея, также по крайним южным могильным курганам, которые практически прилегают к территории музея.
«Путешествие в древность» – это культурно-развлекательное мероприятие, которое проводится вечером первого дня. Театрализованное представление показывает ключевые моменты древней истории Танаиса.
Программа «Археологическая песочница» использует элементы имитации раскопочного археологического процесса с использованием копий античных предметов. По времени занимает примерно половину дня. Найденные археологические предметы участники могут оставить себе.
Вторую половину дня занимает «Путешествие в храм монеты». Это программа экскурсионного типа выполнения в виде имитации археологической экспедиции. Экскурсия посвящена деньгам, принципам торговли в античную эпоху. Копии древних монет можно купить по завершении экскурсии.
Маршрут экспедиции охватывает основной периметр археологического музея, часть территории могильных курганов на севере и завершается на территории хутора Недвиговка, на западной окраине которого расположен Танаис. Первое упоминание о нем относится к 1793 г. Главный объект – храм Успения Богородицы начала XIX в., яркий образец русского модерна.
В хуторе сохранилось много домов, построенных с соблюдением традиций казачьей архитектуры. Расположенный на высокой террасе Мертвого Донца, одного из дельтовых рукавов Дона, он очень живописен. Отсюда открывается великолепный вид на донскую дельту. Кроме того, данная часть экскурсии завершает исторический обзор, посвященный деньгам и принципам торговли в древности.
Завершающий программу третий день состоит из двух мероприятий: «Непостижимая загадка кукол» и «Тайна Танаиса».
«Непостижимая загадка кукол» состоит из двух частей. Первая, экскурсионная, посвящена происхождению, древнему смыслу и значение кукол в быту. Кроме того, экскурсия включает в себя культурный аспект древних кукол и то, как он передался в современное общество. Отличительной особенностью мероприятия является то, что по завершению экскурсионной части, начинается театрализованное представление. Оно отражает роль кукол в древнем мире в сопоставлении с их сегодняшней ролью.
«Тайна Танаиса» – завершающая часть комплексной программы «День Танаиса». Это средней продолжительности экскурсия, которая показывает все загадки Танаиса, оставшиеся тайной до сих пор: отдельные древние методы освоения грамоты и письма; специфика гончарного, ткацкого, монетного ремесла у древних кочевников; изготовление кукол из природных материалов. В программе используются реконструкции и модели античных станков и ремесленных инструментов, костюмов, предметов быта, древние технологии их изготовления и применения. Также дается обзор различных загадочных обстоятельств, связанных с городом.
На этом комплексная программа «День Танаиса» оканчивается.
Источник: odiplom.ru
Анимационные программы
В программе:
— обзорная экскурсия по музею-заповеднику;
— «Ожившая экспозиция»:
— «Посиделки-небезделки» с частушками в крестьянской избе XIX века;
— «Гадания – девичьи страдания»;
— Старинные подвижные игры во дворе XVII века;
— горячий чай с выпечкой.
Продолжительность программы: 2-2,5 часа.
Состав группы: 3-25 человек.
Сроки проведения программы: май-сентябрь.
Стоимость:
— 300 рублей — взрослый.
— 200 рублей — дети до 18 лет.
— 500 рублей — иностранные туристы.
Кликните, чтобы посмотреть ролик с анимационной программы в музее-заповеднике: «Как раньше косили»
Автор снимка: Ксения Подойникова
Анимационная программа «Деревенское житье-бытье»
В программе:
1. Обзорная экскурсия по музею-заповеднику;
2. «Ожившая экспозиция»:
— «обряд сватовства»;
— «обряд выкуп невесты»;
— «Обряд рождения ребенка»
— «Обряд новоселья»
— Горячий чай с выпечкой;
— Катание на лошади
Продолжительность (в акад. часах) 2-2,5
Срок проведения программы: апрель — сентябрь
Стоимость, с человека:
— 350 рублей — взрослый.
— 250 рублей — дети до 18 лет.
— 500 рублей — иностранные туристы.
Анимационная программа «Проведем каникулы весело»
Специально разработана для учащихся школ во время осенних и весенних каникул.
В программе:
• познавательная экскурсия по экспозициям музея-заповедника;
• посиделки в крестьянской избе.
• Мастер-класс;
• подвижные игры, народные игры в соответствии с сезоном;
• катание на лошади.
Продолжительность (в часах): 2,5
Сроки проведения: март — ноябрь
Стоимость: 150 рублей с человека.
Новогодние программы для детей и взрослых
Для детей музей традиционно предлагает театрализованное представление с участием сказочных героев, Деда Мороза и Снегурочки, хороводы вокруг елки, сладкий подарок, для взрослой аудитории — Новогодний музейный огонек.
Продолжительность: 1,5-2 часа
Сроки проведения: программы: последняя декада декабря
Стоимость: 300 рублей с человека (театрализованное представление), 150 рублей с человека («Музейный огонек» для взрослых).
Подробная информация о них размещается в ноябре.
Источник: xn—-jtbfjme2as.xn--p1ai
Интерактивные и анимационные программы в музеях. Специфика театрализации в музеях
Под интерактивностью в музее понимаются специальные технологии, позволяющие заменить традиционный рассказ экскурсовода и пассивное восприятие экспозиции активным взаимодействием посетителя музея с его экспонатами. В полной мере интерактивность достижима лишь в специально спроектированных интерактивных музеях. Анимация в музее – это одна из возможностей преодоления традиционной отчужденности посетителя от музея.
Анимационная деятельность воспринимается в музеях очень по-разному – от оптимизма до полного неприятия. Тем не менее, она в музейной практике присутствует.
Анимация в музеях может принимать следующие формы.
1. Включение анимационных моментов в традиционную экскурсию по залам музея.
2. Циклы анимационных интерактивных программ для детей и взрослых.
3. Спектакли, связанные с тематикой музея.
4. Цикл спектаклей-портретов «Театр человека», основанных на использовании музейных фондов.
5. Музейные по сути акции за пределами музея.
6. Спектакль-визитка города, сделанный на музейной основе.
7. Использование анимационных моментов при открытии выставочных музейных проектов.
8. Создание специальных анимационных проектов для реализации развивающих экскурсий в музеях.
Под музейной театрализацией в отличие от театрализации в музее будем понимать применение в работе с посетителем некоторых театральных приемов с опорой на музейную специфику (использование экспозиции и музейных фондов, привлечение сотрудников музея в качестве исполнителей, соответствие тематики профилю музея и др.).
Обозначим, прежде всего, спектр задач, которые могут быть успешно решены методами музейной театрализации.
1. Достижение повышенной выразительности при экскурсионном показе экспозиций за счет дополнения традиционного языка музея языком театрализованного зрелища.
2. Расширение историко-культурного пространства музейной экспозиции за счет игрового взаимодействия актеров, музейных предметов и, возможно, посетителей музея.
3. Актуализация нематериального культурного наследия, которое для своей демонстрации требует непременного участия человека.
4. Соединение возможностей современных методов воздействия на зрителей (визуальное искусство, инсталляции, перформансы) с традиционными возможностями музеев.
5. Достижение наиболее полного выражения в театрализованном действии человеческой сущности (в ее социальных и индивидуальных проявлениях), о которой музейная экспозиция стремится «рассказать» своими невербальными средствами.
Отметим теперь специфические черты, отличающие именно музейную театрализацию.
Во-вторых, как правило, вместо театрального реквизита используются подлинные музейные предметы, разумеется, безо всякого риска нанести им хоть какой-нибудь урон.
В-третьих, специфика музейного спектакля связана с его исполнителями. Чтобы спектакль не был «разовым», приходится вовлекать в число его участников сотрудников музея. В этом есть определенные риски, связанные с опасностью снижения уровня спектакля. Хотя имеются и достаточно положительные примеры.
Укажем, наконец, на объекты музейной театрализации, которые могут играть роль доминант в театрализованном действии или в отдельных его эпизодах.
Историческая личность
Изображение на сцене самой исторической личности вовсе не обязательно. О ней могут свидетельствовать второстепенные персонажи и предъявляемые через их монологи и диалоги документы, письма, воспоминания, присутствующие на сцене портреты, демонстрируемые с помощью проекции репродукции и фотографии, а также используемые в спектакле соответствующие исторической обстановке музейные предметы.
Музейный предмет-символ
Театрализация, как это ни покажется на первый взгляд странным, может способствовать утверждению примата предмета в музее. Отдельные музейные предметы за счет особых драматургических ходов и театральных приемов могут быть возведены в ходе музейного спектакля до роли очень значимых символов. Причем их семиотическое значение может быть подкреплено выявленной в ходе действия богатой семантикой.
Документ-символ
Копия находящегося в музейной экспозиции документа может сыграть в музейном спектакле ключевую роль за счет выведения текста из статуса исторического документа в статус рождающегося на глазах зрителей результата живого действия. Соответственно, эмоциональное восприятие зрителями текста существенным образом меняется.
Историческое событие
В музейной театрализации совсем не обязательно пытаться хоть в каком-то виде воспроизвести то или иное историческое событие, особенно масштабное. Например, в спектакле «Песнь о заре над Талкой» события 1905-1907 гг. в Иваново-Вознесенске не иллюстрировались театральными средствами, а осмысливались двумя персонажами, представляющими эти события через творчество двух поэтов – свидетеля тех событий и нашего современника.
Как известно, театр возник из древних ритуалов. Поэтому представление на сцене ритуалоподобных действий, на наш взгляд, вполне оправданно. С другой стороны, показ в театрализованной форме того или иного ритуала не может рассматриваться как цель музейной театрализации. Скорее речь должна идти о создании художественного образа, дающего достаточно яркое представление о культурном феномене, с которым был некогда связан ритуал.
Произведение искусства
После становления идеологии «нового музея» использование в экспозиции музея произведений искусства стало достаточно распространенным явлением. Произведение живописи, скульптуры, особенно в сочетании с другими видами искусства (музыка, вокал, пластика), может сыграть в музейной театрализации роль мощного выразительного средства, обеспечивающего высокий накал эмоций посетителей.
Источник: megaobuchalka.ru