1. Анимационные технологии организации детско-юношеского досуга в летнем лагере
2. Анимация (от лат. animation — оживлять, воодушевлять, одухотворять) представляет собой целостный процесс педагогического
взаимодействия педагога с ребенком в досуговой сфере на основе
соединения формального руководства и неформального лидерства
специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого
взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные,
культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и
интересы участников данного процесса, создаются условия для
формирования социально активной личности, способной к
преобразованию окружающей действительности и себя в ней.
3. педагогической анимации как самодостаточной и перспективной технологии возможно и оправданно, если понимать под этим логически
структурированный воспитательный процесс,
состоящий из теоретических идей, принципов,
методов, средств, организационных форм
18 игр для аниматоров | праздник для подростков | курсы детских аниматоров | school of animators
педагогики досуга, подчиненных достижению
гарантированного результата.
4. Анимационная технология с практической точки зрения представляет собой систему различных видов педагогически организованного
досугового
взаимодействия: индивидуально-помогающего, творческо-группового и
празднично-массового.
5. В 1999 году в Новосибирской области был создан Центр анимационной педагогики (ЦАП) «Зеленая улица», который сегодня
В 1999 году в Новосибирской области был создан Центр анимационной
педагогики (ЦАП) «Зеленая улица», который сегодня представляет
собой инновационную модель негосударственного образовательновоспитательного учреждения в сфере детско-юношеского досуга. В
деятельности Центра реализуются следующие направления:
«Каникулы»;
«Школьный досуг»;
«Праздник».
6.
7. Стратегическая цель деятельности ЦАП «Зеленая улица» — создание условий для самореализации и саморазвития личности ребенка в
•Стратегическая цель деятельности ЦАП «Зеленая улица» — создание условий для
самореализации и саморазвития личности ребенка в сфере социально одобряемого и
социально полезного досуга. Другими словами, в лагере создаются такие условия, при
которых ребенок успешно развивается в сфере свободного времени, продвигаясь от
отдыха и развлечений, предполагающих физическое и психоэмоциональное
восстановление, к творчеству и социальной активности в указанной сфере, пытаясь
научится получать от этого удовольствие.
Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих
задач:
Поддержка ребенка в выбранной им сфере самореализации с помощью разнообразных
анимационных технологий.
Раскрытие творческой индивидуальности ребенка через включение его в
разнообразную деятельность.
ВСЁ! Про летний лагерь… (сборник)
Выработка ценностных ориентиров с учетом личностных интересов и потребностей
ребенка.
Создание единого пространства гармоничного развития на основе взаимоуважения и
взаимопонимания между взрослыми и детьми.
8. Таким образом, перечисленные выше задачи предполагают поэтапное, последовательное движение взаимодействующих субъектов
(педагогов
и детей) от низших форм педагогической анимации к высшим.
9. Групповое творческое взаимодействие
Групповое творческое взаимодействие
10. Особый эффект в массовом праздничном взаимодействии достигается через разнообразные средства: карнавальность, театрализацию,
использование ритуалов и обычаев, различные
жанры художественного творчества. Например, праздники
«Хэллоуин», «864 000 волшебных мгновений», «С-Нежность»,
«День чудес»; спортивно-игровые шоу «Квиддич», «Кубок
Золотого льва»; авторская программа «Театр-сердце» и другое.
Игровые модели Центра анимационной педагогики «Зеленая
улица» не повторяются, каждая игра становится новым этапом
коллективного педагогического творчества:
1999 год — игра-эпопея «Алиса в Стране Чудес»;
2000 год — игра-эпопея «Изумрудный город»;
2001 год — игра-эпопея «Волшебство Греции»;
2002 год — игра-эпопея «Перрон 9 и 3/4: в поисках волшебных
истин:»;
2003 год — игра-эпопея «Дорога на Эльдорадо».
11. Своеобразие лагеря Центра анимационной педагогики «Зеленая улица» заключается в ориентации на оказание индивидуальной помощи
Своеобразие лагеря Центра анимационной педагогики «Зеленая улица»
заключается в ориентации на оказание индивидуальной помощи каждому
ребенку, в сохранении преемственности в деятельности и отношениях,
ценностей в сюжетах и логике игры-эпопеи, а также в других формах
анимационного взаимодействия. Своеобразие лагеря заключается также в
относительном постоянстве педагогического коллектива, который имеет
возможность в межканикулярный период развивать идеи педагогической
анимации через реализацию двух других направлений Центра, в которые
активно привлекаются дети — воспитанники лагеря.
12. «Кинофестиваль» Авторская анимационная технология «Кинофестиваль» — это особое взаимодействие, ориентированное, прежде всего,
«Кинофестиваль»
Авторская анимационная технология
«Кинофестиваль» — это особое взаимодействие, ориентированное, прежде
всего, на деятельность внутри отряда: как на группу в целом, так и
индивидуально на каждого ребенка. Оно предполагает ряд
последовательно выстроенных действий, в результате выполнения которых
рождается определенный продукт (видеокассета с авторским фильмом).
13. Церемония открытия кинофестиваля включает в себя презентацию «Положения о Кинофестивале», демонстрацию лучших фильмов
Церемония открытия кинофестиваля включает в себя презентацию «Положения о
Кинофестивале», демонстрацию лучших фильмов предыдущих фестивалей (в
«копилке» — 48 фильмов), представление жюри кинофестиваля. Это событие формирует
единое психоэмоциональное пространство, внутри которого рождаются устойчивые
индивидуальные и групповые мотивы к осуществлению будущей деятельности. В
каждом отряде рождается авторская идея (идеи) фильма. После этого происходит
распределение творческих ролей: сценаристы, режиссер, актеры, гримеры, костюмеры,
звукорежиссеры, группы спецэффектов, каскадеров, продюсеров и др. На определенном
этапе каждый отряд представляет свой сценарий кинофестиваля оргкомитету, который
осуществляет экспертизу проекта, проводит консультации с режиссеромпостановщиком, руководителем студии актерского мастерства, оператором,
председателем оргкомитета. Результаты экспертизы озвучиваются в СМИ лагеря:
«Своя газета», «ТV-новости», «Наше радио». После утверждения сценария начинается
работа над фильмом: проводится кастинг актеров (главные роли, роли второго плана,
массовка); осуществляется постановка эпизодов, сцен, подготовка костюмов, декораций,
подбор звукового сопровождения фильма; далее производится компьютерный монтаж,
озвучение, музыкальное оформление готового видеоряда. Фильм готов. Его первым
зрителем становится жюри кинофестиваля, которое осуществляет закрытую экспертизу
фильмов, принимает решение о будущих награждениях в 16 номинациях. Первая
публичная демонстрация фильмов происходит на церемонии закрытия кинофестиваля,
которая превращается в СОБЫТИЕ для КАЖДОГО.
Источник: ppt-online.org
Советы по анимации для опытных и начинающих вожатых
Как аниматору заинтересовать детей и удержать их внимание в течении всей программы?
Конечно, не секрет, что каждый ведущий или аниматор с опытом работы находит свои фишки и техники сбора и удержания внимания , но некоторые из них становятся такими действенными, что сразу идут «в народ». Сегодня мы рассмотрим несколько особенно удобных и простых способов воздействовать на внимание, которые вы сразу сможете использовать в своих программах и постепенно подбирать дополнительные.
Самый простой и удобный условно называется «условный жест» . Использовать его можно двумя способами: в качестве знака внимания «Сейчас говорю я» и как общий символ, соблюдать, который важно! Например, ведущий понимает руки вверх – все должны присесть и сказать друг другу «ТССС…». Или по окончании каждого конкурса все дети (взрослые) аплодируют, или дают друг другу «5!», или кричат «Ура!», собираются в круг и тд.
Для удержания внимания в течении длительного периода необходимо соблюдать несколько условий:
• Интерес • Выстроенный алгоритм • Использование раздражителей
То, что вы доносите до зрителя и участника в программе должно быть интересно в том числе вам самим. И следующий прием удержания внимания – «Постоянно подогревать интерес к происходящему».
Как именно? Задавать наводящие вопросы, интересоваться мнением аудитории.
Следующий прием – «смена голоса»: сюда входит и громкость, и скорость. Правильная расстановка акцентов поможет аудитории глубже погрузиться в программу.
Заранее продумайте, какие мысли вы хотите донести:
- Особенно важное стоит говорить тише и медленнее
- Что-то неожиданное – громко и быстро
- Что-то интригующее – тихо и быстро
- Призывы к действию – громко и медленно
Выстроенный алгоритм сам по себе подразумевает продуманную программу. Взаимодействие со зрителями должно проходить лаконично, учитывая смены тихого и громкого, подвижного и спокойного, остро-интересного и спокойно-расслабленного.
Причем важно не упустить ни одну составляющую, потому что каждая из них воздействует на разные категории людей: аудиалов (тех, кто воспринимает информацию на слух); визуалов (для кого важна картинка происходящего); кинестетиков (тех, кто ощущает любые изменения телом).
На практике в обычной жизни каждый может потренироваться отличать их друг от друга и доносить до каждого информацию правильно.
Использование раздражителей – это ни что иное как использование наглядных материалов, реквизита.
Как увлечь детей разного возраст играть вместе?
Если вместе собирается несколько ребят разного возраста, организовать их досуг так, чтобы он оказался интересным для всех присутствующих не так-то легко.
Во-первых, в разном возрасте дети интересуются различными развлечениями.
Во-вторых, различается и само поведение, то, как ребята общаются и выстраивают отношения между собой. Тем не менее, найти общие развлечения, предложить им такие занятия, которые были бы интересны сразу для всех, вполне реально.
Вот несколько простых правил, которые стоит учитывать, составляя программу для детей разного возраста.
- нужно найти такие развлечения, которые будут одинаково интересными и для малышей-дошкольников и для школьников. При этом важно, чтобы занятие «уравнивало» возможности ребят (например, догонялки нравятся и малышам, и школьникам, но их возможности здесь будут не равны);
- необходимо правильно подойти к самой организации игрового процесса — участникам понадобится помощь взрослых для того, чтобы научиться общаться вместе, не обращая внимания на возраст, важно суметь заинтересовать ребят;
- наконец, стоит избегать нотаций с отсылкой на возраст — фразы вроде «Уступи ему, он маленький» отобьют у старших ребят всякое желание участвовать в совместных развлечениях.
Хорошим вариантом в подобных случаях становятся сюжетно-ролевые развлечения, предполагающие участие детей разного возраста.
Продолжая тему сюжетно-ролевых игр, стоит сказать о том, что многим ребятам нравятся развлечения с «обучающим» уклоном, те, по сюжету которых старшие занимают позицию учителя. Хороший пример — Учитель танцев, где участники старшего возраста показывают младшим разные движения под музыку.
Эта игра одновременно оказывается и обучающей, и активной, и социальной, а главное — она становится идеальным вариантом для тех случаев, когда собирается разновозрастная группа ребят. Кроме того, в такой игре и младшим есть чему «поучить» старших, они, например, могут поменяться, и если сначала все повторяли движения за старшими, потом старшие смогут повторять за младшими.
Например: Семья (где старшие — родители, а младшие — дети), Школа (где старшие «учат» младших) — подобные занятия будут интересны для всех ребят независимо от возраста, ведь каждому здесь найдется свое место.
Наконец, не стоит пренебрегать и подвижными развлечениями, правда, выбирая их, необходимо учитывать возраст самых младших игроков, их способности
В разновозрастной группе хорошим вариантом становятся «Повтори за мной» или «Запутывалки». Правда, здесь не помешает последить за тем, чтобы малыши справлялись с предлагаемыми старшими детьми «заданиями».
Вот несколько примеров игр, которые можно использовать: Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», любые игры, где допустимо распределение ролей в соответствии с возрастом Обучающие игры: «Школа», «Учитель танцев» Активные игры: «Рыбак и рыбка», «Кошки-мышки»
Как успокоиться после подвижных игр?
Нередко случается так, что успокоить ребенка после подвижных игр не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж.
Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры.
Примеры игр: «Как танцуют твои руки?»
Для проведения этой игры вам понадобится два листа ватмана (или большой кусок обоев), цветные восковые мелки (или любые короткие карандаши), музыкальное сопровождение. Расскажите ребенку о том, что танцевать может как все наше тело, так и отдельные его части. Танцевать умеют голова и лицо, глаза и брови, ноги и пальцы. Затем скажите: «Интересно, как танцуют твои руки? Давай сейчас узнаем».
Предложите ребенку лечь на спину, на полу по бокам разложите бумагу, пусть он возьмет в руки два мелка и закроет глаза. Когда вы включите мелодию, он должен нарисовать мелками на бумаге что-нибудь непроизвольное, в такт музыке. После этого рассмотрите «рисунок» его танцующих рук.
Это упражнение не только отвлекает ребенка и переключает его внимание, но и развивает мелкую моторику и воображение.
Примеры игр: «Где мышка?»
Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать».
Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга — кусочек сыра. Ну, что?
Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание.
Помаши и ты ей. Пока, мышка!»
Как аниматору быстро расположить к себе ребенка?
Нередко в своей работе аниматор сталкивается с такой ситуацией, что дети попадаются очень замкнутые, плохо идут на контакт, а в ином случае просто боятся незнакомого человека.
Что нужно знать и помнить аниматору, чтобы легко и сразу находить контакт с любыми детьми?
Во — первых, не забывайте, что, работая аниматором Вы – Ваня, уже не Ваня, а какой-то сказочный персонаж, в которого в первую очередь самому нужно до конца поверить!
Во – вторых, будьте честными. Дети сразу чувствуют любую фальшь в вашем к ним отношении. Веди себя искренне и естественно с ребенком.
В – третьих, умейте слушать и искренне интересуйтесь новым другом. Как расположить к себе человека, если нет интереса? Подумай, что может быть интересного в данном конкретном ребенке, и наверняка вы найдете целую кучу всего. Дети раскрываются постепенно.
Представьте себя, вы ведь тоже к любому новому человеку сначала присматриваетесь и, чем меньше он на вас похож, тем больше времени уйдет на знакомство. Начните говорить о себе, кто вы такой и почему с Вами надо общаться.
Еще один способ: сразу прожить такую ситуацию, как будто вы уже давно с этим человечком дружите и заняться с ним ОБЩИМ делом.
Кроме того, существует 2 удобные техники, которые можно использовать при первом же контакте: пристройка и отзеркаливание. Люди, в том числе и дети, легче тянутся к тем, кто похож на них, в привычках, повадках и так далее. Немного сложнее, если вы попадаете в аудиторию, где сразу присутствуют очень разные дети: и совсем замкнутые, и чересчур раскованные.
Что делать в таком случае?
Кто бы ни находился перед вами, в первую очередь так или иначе предстоит знакомство.
Начните его с себя. Также, как и при знакомстве с один ребенком, расскажите кто вы такой и почему с Вами нужно дружить, или Вас слушаться.
Затем предложите каждому из активных детей по очереди рассказать о себе (это можно сделать в форме игры). Не забывайте! ЛЮДИ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ О СЕБЕ.
И таким образом к концу знакомства с раскованными ребятами, замкнутые поймут, что находятся в безопасности, будут знать с кем им предстоит общаться и скорее всего, сами потянутся представиться.
Далее можно заняться общим делом.
Что нужно знать новичку аниматору, чтобы спланировать свою программу? Для того, чтобы быть хорошим аниматором, вам нужно запомнить одно – на работе вы всегда должны быть в хорошем настроении и очень(!) эмоциональны. Вы должны всегда, практически без остановки, разговаривать, шутить и уделять внимание каждому ребенку. От того, как дети будут реагировать на вас, как часто смеяться и меньше отвлекать взрослых, тем больше будет расти ваш рейтинг в глазах родителей. Если вы к этому готовы, тогда давайте определимся, что нужно начинающему аниматору:
Придумать основной образ вашего героя. Да, вы должны привыкнуть к тому, что вам придется постоянно перевоплощаться. Самые популярные персонажи на детских праздниках:
- Клоуны – были, есть и будут во все времена! Этот образ идеально подойдет для детей младшего возраста, как для мальчиков, так и для девочек. Пока вы не очень уверено чувствуете себя в образах сказочных героев, клоун будет для Вас палочкой выручалочкой и идеально подойдет для того, чтобы начать.
- Пираты – самые популярные персонажи для детей старшего возраста, которые любят активные игры и приключения. Пиратов любят и мальчики, и девочки и пиратская тема – до сих пор остается одной из самых востребованных на детском празднике.
- Индейцы, практически так же популярны, как и пираты, т.к. индейская тема подойдет для детей активного возраста и вы сможете легко придумать много тематических игр для этого образа.
- Супергерои (Супермен, Бэтмен, , Баз-лайтер, Росомаха, Черепашки ниндзя). Суперменов обожают мальчишки и, благодаря этому образу, вы сможете сделать игры в стиле «спасаем планету» и т.п. Но у супергероя, конечно же, должен быть оппонент – негативный персонаж, олицетворение зла, против которого вы будете вести борьбу, например, Женщина-кошка или Джокер. И не обязательно герои и антигерои должны быть из одного комикса, злодей может быть из другой сказки, так даже интереснее!
- Принцессы и Феи (Золушка, Белоснежка, Спящая красавица, Рапунцель, фея Винкс или Тинкербелл) конечно же, будут популярны у девочек в возрасте 5-8 лет. Все девчонки мечтают стать принцессами и мечтают, чтобы их пример подражания, например, Белоснежка или Фея Винкс пришли на их день рождения.
- Герои из мультфильмов. С появлением нового мультфильма спрос на нового героя колоссальный! Популярность таких героев приходит сразу и иногда, не проходит никогда. До сих пор очень популярен образ Шляпника и Алисы из страны Чудес.
Определить список активных игр и подстроить их под тему праздника.
Когда вы решили, кто будет играть с детьми, нужно понять — как? Самая главная цель аниматора – занять детей играми. Подвижные игры с увлекательными заданиями на ловкость и смекалку – ваш основной козырь. Если тема праздника, например, пиратская, то, конечно же, вы будете искать сокровища, но на пути к сокровищу, детей будут ждать разные испытания.
В качестве испытаний, придумайте игры на ловкость и быстроту. Если тема праздника «принцессы», то и здесь обязательно нужно придумать серию квестов. Например, отыскать ключ от дворцового зала, где будет проходить праздник или отыскать сундучок с подарками. Какой бы ни была тема праздника, схема активной части одна — дети выполняют задания на быстроту, ловкость и сообразительность и получают за это приз.
Придумать спокойные игры или творческие занятия для детей.
В перерывах между активными играми, должны быть паузы. Заполните их спокойными играми, в стиле «угадай кто или что». Игр в таком стиле великое множество, и вы всегда можете найти что-нибудь подходящее для вашей темы праздника. Например, дети могут угадывать, что находится в пиратском мешке или сундучке принцессы: опускаете руку в мешок, берете предмет и даете несколько подсказок. Первый, кто угадает, что вы держите в руке, получит это в качестве приза.
Подготовить творческую программу.
Творческие занятия для детей на празднике, требуют некоторых финансовых затрат и определенной подготовки. Очень популярны на детских праздниках уроки мыловарения, выпечки, лепки или разукрашивания фигурок. Если вы начинающий аниматор, то лучшим бюджетным вариантом для вас будет «урок оригами» или другие поделки из бумаги.
Показать праздничное представление (шоу-программу).
Здесь вам представится возможность показать себя не просто массовиком-затейником, но и настоящим артистом. Отличный вариант — фокусы, иллюзионное представление. Любой магазин фокусов имеет в продаже реквизит для начинающих иллюзионистов. Т.е. фокусы, которые не требуют навыков, ловкости рук и долгих тренировок. Эти фокусы вы освоите за 5 минут и сразу же сможете показать на вашем представлении.
Самые популярные фокусы для аниматоров это:
- фокусы с цветами, особенно популярны султанчики;
- фокус с книжкой раскраской (его можно работать 5 минут и это очень просто);
- фокус со стоячей веревкой – настоящий фаворит фокусника-аниматора;
- фокус с сачком, благодаря которому, вы можете сделать исчезновение или появление любого предмета.
- Фокус с бумажными шапочками, после которого, именинник получит шапочку в подарок.
Устроить детскую дискотеку.
Самое лучшее завершение любого детского праздника — это детская дискотека. Всегда держите при себе диск или флешку с зажигательной музыкой, которая нравится детям. Если вы чувствуете, что ваш репертуар исчерпан, а дети хотят чего-то еще, то устройте дискотеку! Во время дискотеки также можно провести веселый конкурс, например, дети встают в круг, вы просите кого-нибудь встать в круг и начать танцевать как душе угодно, а другие дети должны скопировать движения. У кого получается лучше всех, тот также встает в круг и показывает новые движения, которые другие дети тоже должны повторить.
Чем увлечь детей, когда кажется, что больше нечем увлекать?
Самый лучший ход, это неожиданность! Но она должна быть продумана до мелочей. Тем самым, это ТОП5 идей для интересных тематических дней для детей. Тут не будет пиратов и космических кораблей, здесь будет по настоящему крутые идеи.
1. «Эпоха рыцарских подвигов»
Проведите в летнем лагере волшебный день, посвященный рыцарской эпохе. Поставьте несколько столов, на которых дети могли бы сделать доспехи, мечи и короны. Приобретите для этого все необходимые принадлежности: бумагу, клей, наклейки, поделочный пенопласт, краски и большие неоновые трубочки. Устройте турнир для Рыцарей Круглого Стола, а после – праздничный бал. Покажите детям фольклорные танцы той исторической эпохи.
2. «Искусство в массы»
Устройте настоящие инсталяции, показы скульптур и картинные галереи. А может музеи современного искусства? Ведь сейчас, любая вещь, может стать искусством, и любой мазок кисти-гениальным шедевром. Вооружитесь детской фантазией, подручными материалами и большим большим помещением. Можно распределить на команды, можно оставить гениев-одиночек, но скучать точно никто не будет.
3. «День стран СНГ»
Есть различные Олимпиады, где мы выбираем страны Европы и США. Но почему же не узнать, что нам ближе всего и не устроить настоящий фестиваль дружбы народов? Разучить несколько фраз на грузинском или украинском языке, провести мастер-классы по письменности и литературе, провести конкурсы национальных костюмов, и большой открытый фестиваль кухонь стран. Ведь наши близкие народы, богаты историей, традицией и красотой.
4. «День инопланетян»
Да, космоса не будет! Но кто сказал, что инопланетян нет среди нас? Подключаем свою и детскую фантазию. Создаем свой инопланетный клан, разукрашиваем лица и ходим так целый день, здороваясь друг с другом особыми приветствиями. Придумываем новое название отряда (лишь на день), новый девиз, одеваемся в униформу и создаем свои воспоминания.
А вечером, показываем инопланетный танцевальный батл, в самых разных музыкальных жанрах, или их миксах.
Ну и завершим, уже не новой, но почему то мало используемой темой. Реклама! А представляете, целый день, вы превращаетесь в агентства по рекламе. У вас и свой директор, актеры, световики и режиссеры. Каждый получает свое почетное место в команде, и чтобы снять достойный ролик, представить его жюри на фестивале «Ночь пожирателей рекламы», вам нужно серьезно потрудиться.
Целый день можно посвятить съемкам, играм в тематике видеоконтента, провести мастер-классы и далее. Идей уйма, главное все реализовать.
Источник: summercamp.ru
Анимационная программа в лагере это
1 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
В статье рассматриваются роль социально-культурной анимации в процессе формирования лидерских качеств подростков посредством веревочных курсов. Особый интерес на современном этапе развития общества представляет вопрос развития лидерского потенциала детей и подростков, который способствует формированию индивидуальных качеств, дает возможность проявить свой потенциал. В современном мире особенно востребован личностно ориентированный подход к воспитанию юной личности, выявление принципов и методов работы, направленных на формирование активной творческой личности. Одной из приоритетных задач педагогики в современном мире является поиск наиболее оптимальных путей воспитания, образования, развития ребенка, его социализации в обществе. В статье рассматривается история создания веревочных курсов в мире, а также рассмотрена технология проведения веревочных курсов в детских оздоровительных лагерях, определяются цели и задачи данной тренинговой технологии.
лидерские качества
веревочный курс
социально-культурная анимация.
3. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Детские оздоровительные лагеря в России: от истоков к современности // Образование и наука в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19 нояб. 2015 г.) / редкол О.В. Грибкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 11-6 ноябрь. — С. 25-29.
4. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Формирование лидерских качеств подростков средствами социально-культурной анимации // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 123-127.
5. Великанова Е.В. Зрелищно-игровой досуг: учеб.-метод. пособие по рекреативным технологиям. – изд. 2-е, перераб. и допол. / Е.В. Великанова, Н.В. Апажихова, А.В. Павленко; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им.
Г.Р. Державина». — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. — 254 с.
6. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – С. 14-15.
7. Пак В.Д. Виды тренингов командообразования // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 03 (57). — С. 125-127.
8. Вариативно-программный подход к организации досуга в детских оздоровительных лагерях / Е.Д. Шляпина // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы X Международного форума (Москва, 22-23 апреля 2016 г.). – М.: МГИК, 2017. — Вып. 10. — С. 221-228.
9. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. — 187 с.
Современное российское общество ориентировано на образованную, творческую, энергичную и инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения, отличается мобильностью, а также умеет работать в команде. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодежи влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии. Это находит отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) [1]. Одной из основных задач, согласно Концепции, становится популяризация и вовлечение детей и молодежи в творческие виды деятельности, их личностное развитие, т.к. на сегодняшний день российское образование имеет все необходимые базовые условия для развития личностного и творческого потенциала молодого поколения.
Формирование здоровой, многогранной личности – важная задача всех образовательных учреждений, эта проблема требует особого педагогического внимания. Сейчас особое значение приобретает поиск резервов воспитательных усилий по организации развивающего пространства для единого процесса развития гармоничной личности во всех образовательных организациях, в том числе и в условиях детских оздоровительных лагерей. Организация отдыха и оздоровления детей – важная часть социальной государственной политики в Российской Федерации, право детей на отдых закреплено в федеральных законах РФ, государственных программах, отражено в деятельности различных социальных институтов, образовательных и воспитательных организациях.
Ежегодно (начиная с 2016 года) в октябре в Международном детском центре «Артек» проходит Всероссийский форум организаторов детского отдыха «Детский лагерь — новое образовательное пространство». Современный «Артек» уделяет большое внимание личностным результатам каждого ребенка, достижениям и успехам. В «Концепции развития МДЦ Артек» отмечено, что педагогическая система должна быть построена таким образом, чтобы ребенок сам видел собственные достижения и успехи других детей, мог оценить их значимость, следовательно, мог видеть собственные перспективы в будущем, мог проследить собственный личностный рост [2].
Цель данного исследования: обосновать роль современных анимационных технологий в формировании лидерских качеств подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Подрастающее поколение нуждается в грамотно организованном досуговом пространстве, где в свободное от учебы время можно проявить свою индивидуальность, раскрыть свои умения и таланты, найти друзей и единомышленников, отдохнуть и отвлечься от повседневных проблем.
Правильно организованный досуг в подростковом возрасте является одним из главных факторов интеллектуального и физического развития, способствует последующей социализации юной личности. К числу значимых социальных институтов, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей, относится детский оздоровительный лагерь. Именно здесь происходит социальное развитие ребенка в группе сверстников, в условиях, не схожих с повседневной школьной жизнью. Включение в различные виды досуга, соединение воедино игры, творчества, познания, активной жизнедеятельности дает возможность ребенку познать самого себя, занять достойное место в коллективе сверстников [3].
Ориентация на личность становится закономерным этапом, ведь только усвоение некой суммы знаний не является фактом становления человека личностью. Личность – это не только природное и социальное существо, это человек, наделенный речью, сознанием, творческим началом, обладающий способностью выбора собственного жизненного пути, в ходе которого он преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Исходя из этого, мы рассматриваем личностный подход как необходимое условие организации обучения и воспитания, которое способствует развитию индивидуальных качеств и способностей каждого воспитанника, даёт возможность проявить себя и развить свои лидерские качества в той или иной сфере [4].
Создать условия для формирования такой личности способен особый вид культурно-досуговой деятельности, основанный на технологиях оживления общественной среды – социально-культурная анимация [5].
Целью социально-культурной анимации как деятельности, направленной на духовное развитие личности, гармонизацию общества, личностный рост каждого участника социокультурного процесса, является обеспечение полноценного отдыха, наполнение души и тела необходимой жизненной энергией. Социально-культурная анимация способствует восстановлению и развитию физического и духовного равновесия; освобождению от психологической нагрузки, приобретенной в ходе основной трудовой деятельности; отвлечению от пассивных форм досуга и приобщению человека к активной грамотно организованной деятельности; активизации творческой деятельности, приобретению новых умений и навыков, удовлетворению духовных потребностей [6, с. 14].
В нашем современном обществе большим спросом пользуются личности, имеющие в своем профессиональном арсенале такое качество, как лидерство, которое позволяет творить и развиваться посредством включения в мир культуры, искусства и творчества.
Тема лидерства становится невероятно актуальной, ведь активно мыслящий лидер, умеющий принимать решения и быть ответственным за свой выбор, необходим в любой сфере.
Лидерство – характерное явление для групповой работы, и сводится к процессу управления ведущей личностью другими участниками процесса для осуществления поставленных задач. Лидер необходим любой группе, именно лидер является авторитетом группы, максимально ярко и четко выражает интересы всей команды, и полностью раскрыться лидер может только в команде. Именно командная, общая для группы деятельность дает лидеру толчок, необходимый импульс для активации всех внутренних возможностей человека. Причем коллективная деятельность позволяет проявить себя каждому участнику процесса и раскрыть себя в разных ситуациях по-разному.
Одной из современных технологий социально-культурной анимации, направленной на формирование лидерских качеств подростков, является тренинговая программа «Веревочные курсы».
Веревочные курсы (Ropes Course) впервые появились в Америке и были созданы специально для психофизической реабилитации участников Вьетнамской войны. Позже веревочные курсы стали популярной технологией по развитию навыков командообразования [7].
Традиционные веревочные курсы представляют собой набор упражнений, которые выполняются командой из 10-15 человек на открытом воздухе с использованием специальных подвесных конструкций. Предназначены данные курсы только для подростков и взрослых людей. За прохождением каждого этапа следит специалист, который обязательно проводит с участниками инструктаж по технике безопасности и находится рядом, контролируя процесс прохождения каждого этапа.
Существует два вида упражнений: «низкие» на высоте до двух метров, и «высокие» на высоте 10-20 метров. Первый уровень команда проходит сообща, тактика прохождения вырабатывается командой в процессе деятельности. Упражнения разработаны таким образом, что пройти их можно только при взаимодействии всей команды и с полной самоотдачей каждого участника. Второй уровень индивидуальный и предполагает наличие некоторой физической подготовки, упражнения более сложные как технически, так и эмоционально. Участник поставлен в ситуацию большого психологического напряжения, поэтому здесь так ценна поддержка команды, и, преодолевая себя, человек получает особые ни с чем не сравнимые эмоции.
Веревочные курсы используются для организации совместной деятельности в рамках детского лагеря или центра любой направленности за счет разнообразия деятельности, вариативности упражнений [8]. Веревочный курс становится настоящим пособием по сплочению коллектива. Тренинг учит поддержке, готовности положиться друг на друга. На каждом этапе ребятам приходится подключать всю свою смекалку, интуицию и эрудицию, а наградой станут не лавры и почести, а дружба, ценные умения и навыки.
В условиях лагерного пространства веревочные курсы становятся особо актуальными, потому что включают в себя разнообразие игр, таких как [5, с. 28-43]:
— ситуационно-ролевые игры, позволяющие всем участникам «примерить» на себя новые роли, будь то ведущий, ведомый, организатор, сторонний наблюдатель, инструктор и т.п.;
— творческие конкурсы, позволяющие проявить нестандартность мышления, найти оригинальный выход из ситуации;
— интеллектуально-творческие игры, позволяющие проявить смекалку, имеющиеся знания в новом нестандартном виде, показать свои интеллектуальные способности;
— устные игры, такие как загадки, ребусы и шарады, позволяющие проявить свое творческое начало;
— подвижные игры с соревновательным компонентом.
Основной целью каждого этапа является сплочение коллектива, выявление лидера. Кроме этого, веревочные курсы направлены на создание командного духа отряда, проявление творческих качеств у каждого ребенка, умение находить совместное решение проблем и вырабатывать стратегию действия, развитие воображения ребенка, развитие нестандартного мышления, развитие навыков эффективной коммуникации у детей, стремление к успеху.
Для веревочных курсов, как одного из видов тренинговых программ, характерны следующие правила:
- Веревочные курсы базируются на знании основных периодов и стадий группового развития.
- Участники в ходе курса должны научиться отслеживать свой эмоциональный опыт и анализировать его.
- Для веревочных курсов характерно гибкое распределение ролей в зависимости от задач, поставленных перед командой.
- Выбор игр, упражнений и заданий должен соответствовать особенностям протекания каждого этапа групповой динамики.
- Неверный выбор игр, упражнений и заданий может затормозить групповую динамику.
- На каждом этапе важно отслеживать вид возникающих конфликтов. Конфликт является критерием и неотъемлемой частью групповой динамики.
- Ритуал обратной связи — неотъемлемая часть тренинга, во время него инструктор отслеживает изменения групповой динамики.
- Каждый веревочный курс должен заканчиваться анализом групповой работы, разработкой планов на будущее [9].
Выполнение упражнений курса помогает детям преодолевать свои страхи, развивает воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в веревочном курсе доставит удовольствие от совместной деятельности на открытом воздухе.
Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь подросткам в развитии вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе помогает каждой личности стать частью команды, при этом не растворяясь, не теряя самого себя, открывая новые горизонты.
Главное правило проведения веревочного курса – обеспечение безопасности всего мероприятия, а также полный контроль прохождения каждого конкретного этапа. Инструктор объявляет участникам правила каждого конкретного этапа.
Именно инструктор обязан предугадать, что именно может вызвать риск получить травму, и исключить все травмоопасные моменты, быть готовым подстраховать ребят, ведь веревочный курс специально ставит детей в сложные ситуации. Инструктор должен подготовить свой этап так, чтобы риск участников был минимальным. Инструктор в процессе прохождения этапа занимает позицию наблюдателя и не включается в процесс принятия решений относительно вариантов прохождения этапа. Инструктор безмолвно следит за процессом, безусловно, контролируя процесс, следит за техникой безопасности, но решения принимают исключительно участники курса, тем самым выбирая стратегию поведения, проявляя лидерские качества, получая новые навыки.
Для подростковой аудитории этапами веревочного курса могут стать упражнения на эрудицию, выносливость, взаимовыручку, ловкость, концентрацию, память.
Все упражнения желательно ограничить временными рамками, в случае неудачи дать команде возможность пройти этап заново. Для подростковой аудитории каждый этап достаточно ограничить 15 минутами.
В процессе прохождения веревочного курса команда находится в состоянии активного поиска нестандартных выходов из различных ситуаций, участники видят друг друга и себя самого с новой, зачастую ранее неведомой стороны, тем самым лучше понимают друг друга. Для каждого подростка необходима поддержка сверстниками, веревочный курс ставит именно такие ситуации, где можно поддержать соратника по команде, выразить свое одобрение не только словом, но и делом. Ребята учатся мирно разрешать конфликты, снимать барьеры и собственные психологические блоки, тем самым коллектив становится сплоченнее.
Завершаются подобные веревочные курсы обязательной рефлексией, всем участникам дается возможность высказаться о своих чувствах и эмоциях, полученных в ходе тренинга. Обсуждение и подведение итогов может проходить от 30 минут до двух часов, педагогам желательно направлять беседу, следить, чтобы участники обсуждали не людей, а поступки. Рефлексия позволяет участникам еще раз пережить события веревочного курса, обсудить стратегии поведения, придумать альтернативные варианты поведения. Веревочный курс становится маленькой инсценировкой больших жизненных ситуаций, позволяет подросткам учиться не только на ошибках, но и на общих успехах. Каждый участник в различных заданиях может проявить себя по-разному, тем самым лучше познав самого себя.
Выводы. Сущность технологии «Веревочные курсы» – упорядочить характер взаимодействия в команде в соответствии с целью воспитания, где ожидаемый результат представлен в описании изучения нового совместного опыта деятельности, отношений, переживаний, в изменении характера потребностей, мотивов, интересов, желаний.
В основе технологии веревочных курсов лежит идея, что погружение в новую нетипичную ситуацию позволяет участникам проявить новый стиль командного взаимодействия. В итоге в каждой новой ситуации участники самостоятельно избирают новый стиль групповой работы, находят собственный оригинальный способ решения поставленных задач, обусловленный характером опыта участников. Результатом деятельности не является прямое прохождение этапа, самоценным является опыт совместного творчества, групповой работы. Умение работать сообща, находить компромиссы, придумывать оригинальные решения проблемы и есть результат деятельности.
В результате применения данной технологии формируется динамично развивающийся, сплоченный коллектив, способный решать более глобальные проблемы и самоорганизующийся в зависимости от содержания поставленных перед ним целей и задач.
Источник: science-education.ru