Так как применение дифференцированного подхода в изучении генетики проводилось нами в обычной общеобразовательной школе, то в работе проанализирована соответствующая программа.
В основу программы положен историко-логический подход, согласно которому общебиологические закономерности рассматриваются по уровням организаций, начиная с молекулярного и кончая биосферным. Каждая тема логически связывается с предыдущей, что дает возможность показать учащимся развитие фундаментальных биологических наук; реализация исторического принципа помогает осознать современные достижения биологии как этап в развитии науки. Каждый предыдущий раздел программы проводит учащегося к пониманию последующего, планомерно развивает общебиологические понятия в процессе изучения данного курса. Например, только после изучения основ молекулярной биологии, цитологии, закономерностей наследственности и изменчивости учащиеся подходят к вопросам современной теории эволюции, закономерности которой на современном этапе развития науки можно раскрыть только при помощи данных популяционной генетики.
Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих как предмет анализа
Благодаря, принятой логике ее построения школьными хорошо ориентируются в сложных мировоззренческих вопросах возникновения и эволюции органического мира в процессе антропогенеза, в закономерностях явлений, происходящих в биосфере.
Строгая почасовая разбивка тем программы необязательна, так как учитель должен быть хозяином программы. Глубина раскрытия каждой темы, ее насыщение фактически материалом является основной работой учителя и зависит во многом от уровня его подготовки.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающего среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.. Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работы.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения.
Основной формой изложения нового материала должна стать лекция. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то используется лекция-беседа.
Так как в программе дается примерное распределение материала по разделам и темам, то необходимо составить тематическое планирование по генетике, которое устраивало учителя, предложить соответствующие задачи к каждому уровню по генетике, исходя из принципа дифференцированного подхода в обучение.
Исходя из данного тематического планирования были составлены задачи для поурочного использования их при изучении генетики.
Учебная программа и учебники определяют границы и объем знаний по каждому отдельному предмету и тем самым являются исключительно важными руководствами в работе учителя, организующего учебный процесс.
Анализ учебного плана по ФГОС по ТОП-50
Учебник – один из основных источников получения учащимися знаний и овладения определенной системой умений и навыков. Учебник содержит более полное и глубокое раскрытие общего содержания предмета. Он по существу является воплощением содержания обучения, формой существования содержания. Учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом учения. Он должен не только помогать учащимся в освоении разбиваемого в классе (или выделенного для самостоятельного изучения) учебного материала, но и развивать его интерес к данному предмету, стимулировать желание и самостоятельному приобретению знаний в данной области в будущем.
Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром учителю, определяя логику и последовательность введения системы понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого учебного материала. Он служит для него кратчайшим руководством в работе.
Все действующие сейчас учебники в той или иной степени отражают рассмотренные выше общие принципы, положенные в основе определения содержания образования, и служат средством реализации основных дидактических концепций, отражающих цели и задачи обучения в современной школе.
Они служат средством общего развития учащихся, обеспечивают формирование мировоззрения, стимулируют развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Этим целям служит раскрытие и подача учебного материала в соответствующем методическом и полиграфическом оформлении, а также система вопросов и заданий, направляющих ход мыслей учащихся, организующих их познавательную деятельность.
Методически правильно построенный учебник способствует повышению качества обучения. В наиболее общем виде учебник должен удовлетворять следующим требованиям:
· сообщать научно-достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой;
· развивать мышление учащихся, формировать системность мышления;
· обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.
· В методическом плане учебник должен:
· соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;
· иметь четкое структурное членение и графическое оформление (выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.);
· содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;
· обеспечивать постепенное нарастание трудностей, увеличение сложности материала;
· содержать необходимое количество повторений, ссылкой на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);
· включать задания, способствующие формированию основных приемом умственной деятельности, стимулирующие развитие самостоятельности и творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формированию умений свободного использования запасов имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;
· иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски, ссылки).
Учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, ясность воспроизведения рисунков.[8] с. 40 – 42.
Источник: kazedu.com
Анализ программы по математике (выступление на мо)
Программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе «Программы общеобразовательных учреждений. «Математика»: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».
Главная задача данного программного документа — помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственного образовательного стандарта начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисного учебного плана общеобразовательных организаций ДНР на 2016-2017 учебный год.
Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность обучающихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на:
1) формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»,
2) развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
3) овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности: анализом, сравнением, классификацией математических объектов (чисел, величин, числовых выражений), и т.д.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.
В начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у обучающихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию обучающихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у обучающихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. Уравнения и буквенные выражения.
4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией.
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приёмом решения задач.
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
- Государственный стандарт начального общего образования.
Источник: kopilkaurokov.ru
Анализ учебных программ на примере учебной дисциплины «Окружающий мир» во 2 классе
1. Для какого контингента учащихся предназначена данная программа (для обычных общеобразовательных школ и классов, для гимназических классов, для классов и школ с углублённым изучением окружающего мира)?
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов
Для обычных общеобразо-вательных школ и классов
2. Каковы основные разделы и темы программы?
1. Земля и Солнце.
2. Глобус и карта.
3. Формы земной поверхности.
4. Земля – наш общий дом.
6. Наша маленькая планета Земля.
1. Человек и природа.
2. Красота и разнообразие неживой природы.
3. Человек и общество.
4. Наша Родина – Россия.
5. Человек – творец.
1. Вселенная, время, календарь.
3. Логично ли построение программы?
4. Какое количество часов отводится на реализацию всей программы?
5. Является ли это количество часов достаточным?
6. Сформулированы ли в программе цели и задачи обучения? Можно ли сними согласиться? Почему?
Цели и задачи сформулиро-ванны.
С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения
Цели и задачи сформулиро-ванны.
С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения
Цели и задачи сформулиро-ванны.
С ними можно согласиться, так как они четко сформулиро-ванны и направлены на важные аспекты обучения
6. Предполагает ли реализация идей программы установление межпредметных связей?
7. Является ли установление межпредметных связей в данном случае доступным для учителя? Почему вы так считаете?
Да, потому что для учителя все расписано и разработано.
Да, потому что для учителя все расписано и разработано.
Да, потому что для учителя все расписано и разработано.
8. Указаны ли в программе дидактические и психологические концепции, принципы, идеи, на которых должен строиться процесс обучения математике по данной программе?
9. Соответствует ли отбор учебного содержания программы принципам научности и доступности? В чём это проявляется?
Доступность проявляется в наглядности.
Доступность проявляется в наглядности.
Доступность проявляется в наглядности.
10. Реализуется ли в содержании программы идея преемственности обучения? Каким образом?
Благодаря непрерывному обучению с дошкольного этапа и до окончания общеобразова-тальной школы.
11. Сформулированы ли в программе краткие методические рекомендации по преподаванию данного курса или раздела?
12. Достаточно ли этих методических рекомендаций для эффективного преподавания курса?
13. Являются ли, с вашей точки зрения, предложенные в программе методические рекомендации целесообразными? Почему?
Они полностью соответствуют содержанию программы.
Они полностью соответствуют содержанию программы.
Они полностью соответствуют содержанию программы.
14. Определены ли в программе требования к прогнозируемым результатам образовательного процесса по окружающему миру?
15. Насколько чётко и конкретно это сделано?
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно.
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно.
Все прогнозируе-мые результаты расписаны достаточно четко и конкретно.
16. Все ли необходимые аспекты учтены?
17. Достижимы ли, с вашей точки зрения, эти результаты?
18. Предполагаются ли программой лабораторные, практические работы учащихся?
19. Соответствует ли их тематика основному содержанию программы и логике её изучения школьниками?
20. Насколько реальна организация этих лабораторных и практических работ в условиях современной школы? Почему вы так думаете?
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым.
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым.
Их организация реальна, ведь современные школы достаточно оснащены всем необходимым.
21.Соблюдено ли в программе оптимальное соотношение между интеллектуальной и практической деятельностью учащихся? Обоснуйте свою точку зрения.
Анализ школьных учебников
Параметры для анализа
Авторы и названия учебников
Вахрушев Бурский Раутиан.
Окружающий мир 2 класс 1 часть
Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
Окружающий мир 2 класс часть 1
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир 2 класс часть 1
1. Научность излагаемого материала на уровне современного развития науки и техники.
2. Тесная связь содержания с жизнью.
Источник: znanio.ru