Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.
Иными словами, под точкой безубыточности понимается такой момент, когда предприятие полностью покроет убытки и деятельность компании начнет приносить реальную прибыль.
Точка безубыточности — объем продаж, при котором прибыль компании равна нулю. Прибыль – это разница между доходами и расходами.
Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Данный показатель точки безубыточности позволяет определить, сколько продукции надо реализовать, какой объем работ выполнить, или услуг оказать, чтобы прибыль компании была бы равной нолю.
Таким образом, в точке безубыточности доходы покрывают расходы. При превышении точки безубыточности предприятие получает прибыль, если точка безубыточности не достигнута, то предприятие несет убытки.
Пример расчета точки безубыточности разными методами
Для каких целей используется точка безубыточности
Расчет точки безубыточности позволяет:
- определить оптимальную стоимость реализации производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг;
- рассчитать, в какие сроки окупится новый проект. То есть определить момент, когда полученные доходы станут больше издержек предприятия;
- следить за изменениями показателя точки безубыточности, для того, чтобы установить существующие проблемы в процессе производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- проводить анализ финансового состояния предприятия;
- узнать, как повлияет изменение цены на реализуемую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги или понесенных расходов на получаемую в итоге выручку.
Точка безубыточности и практика ее использования
Анализ точки безубыточности используется в различных целях.
Рассмотрим некоторые направления и цели использования данного показателя.
Приведем в таблице цели возможного использования показателя точки безубыточности на практике:
Пользователи | Цель использования |
Внутренние пользователи | |
Директор по развитию/продажам | Расчет оптимальной цены за единицу товара, расчет уровня издержек, когда предприятие может быть еще конкурентоспособным. Расчет и составление плана продаж |
Собственники/Акционеры | Определение объема производства, при котором предприятие станет рентабельным |
Финансовый аналитик | Анализ финансового состояния предприятия и уровня его платежеспособности. Чем дальше предприятия от точки безубыточности, тем выше ее порог финансовой надежности |
Директор производства | Определение минимально необходимого объема производства продукции на предприятии |
Внешние пользователи | |
Кредиторы | Оценка уровня финансовой надежности и платежеспособности предприятия |
Инвесторы | Оценка эффективности развития предприятия |
Государство | Оценка устойчивого развития предприятия |
Использование модели точки безубыточности используется в управленческих решениях и позволяет дать общую характеристику финансового состояния предприятия, оценить уровень критического производства и продаж для разработки комплекса мер по увеличению финансовой прочности.
Как рассчитать точку безубыточности
Этапы для определения точки безубыточности
На практике выделяют три этапа для определения точки безубыточности предприятия.
- Сбор необходимой информации для проведения необходимых расчетов. Оценка уровня объема производства, реализации продукции, прибыли и убытков.
- Вычисление размера переменных и постоянных издержек, определение точки безубыточности и зоны безопасности.
- Оценка необходимого уровня продаж/производства для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
Задачей предприятия является определение нижней границы своей финансовой устойчивости и создание возможностей для увеличения зоны безопасности.
Расчет точки безубыточности и переменные, постоянные издержки
Чтобы найти точку безубыточности, необходимо установить, какие из затрат предприятия относятся к постоянным затратам, а какие расходы относятся к переменным затратам.
Так как данные затраты влияют на определение точки безубыточности и являются обязательными составляющими для расчета точки безубыточности.
К постоянным затратам относятся: амортизационные отчисления, заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и другие расходы.
К переменным затратам относятся: материалы, комплектующие, полуфабрикаты, используемые в производстве, топливо и энергия для технологических нужд, заработная плата основных рабочих с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды и другие расходы.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж и не меняются с течением времени.
При этом, на изменение постоянных затрат могут повлиять следующие факторы: рост/падение производительности предприятия, открытие/закрытие производственных цехов, увеличение/снижение арендной платы, инфляция и другие факторы.
Переменные затраты зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объем производства и продаж, тем больше переменные затраты. Переменные затраты на единицу продукции не изменяются с изменением объем производства. Переменные затраты на единицу продукции являются условно-постоянными.
Формула для расчета точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности понадобится такие показатели:
Обозначение показателя | Его значение |
CVP / BEP (cost-volume-profit / break-even point) | Точка безубыточности |
TFC (total fixed cost) | Постоянные расходы |
TVC (total variable cost) | Переменные расходы |
AVC (average variable cost) | Переменные расходы на одну единицу продукции |
TR (total revnue) | Выручка (доходы) |
P (price) | Цена реализации |
Q | Объем производства в натуральном измерении |
MR* (marginal revenue) | Маргинальный доход |
*Маргинальный доход можно рассчитать как разницу между выручкой (TR) и общими переменными расходами (TVC) или между ценой (P) и переменными расходами на единицу товара (AVC).
1.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в натуральном эквиваленте:
BEPнат = TFC / (P-AVC)
Зная количество товаров, можно рассчитать точку безубыточности в денежном эквиваленте:
BEPден = BEP нат * P
Для наглядности рассмотрим числовой пример:
Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;
Переменные расходы на производство единицы продукции (AVC): 100 рублей;
Цена реализации (P): 200 рублей.
Подставляем исходные значения в формулу:
BEP нат = 50 000 / (200-100) = 500 штук.
Имея полученный результат, можно рассчитать, при каком валовом доходе предприятие выйдет в ноль:
BEPден = 500 шт.* 200 руб. = 100 000 рублей.
2.Расчет точки безубыточности (ТБУ) в денежном выражении:
BEPден = (TR* TFC) / (TR-TVC)
Также можно вычислить точку безубыточности через маргинальный доход.
MR = TR-TVC, или MR на 1 ед. = P- AVC
Далее нам нужно узнать коэффициент маргинального дохода KMR:
KMR = MR / TR, или KMR на 1 ед. = MR на 1 ед. / P
Исходя из полученных значений получаем:
BEPден = TFC / KMR
Для наглядности рассмотрим числовой пример:
Постоянные расходы предприятия (TFC): 50 000 рублей;
Переменные расходы (TVC): 60 000 рублей;
Выручка (TR): 100 000 рублей.
Подставляем значения в формулу:
BEPден = (100 000*50 000) / (100 000-60 000) = 125 000 рублей.
MR = 100 000-60 000 = 40 000 рублей
KMR = 40 000 / 100 000 = 0,4
BEPден = 50 000 / 0,4 = 125 000 рублей
Таким образом, видно, что значения BEP, рассчитанные по двум формулам, равны.
Если предприятие будет реализовывать свои товары на 125 000 рублей, то оно не будет терпеть убытки. Что касается коэффициента маргинального дохода, то он показывает, что каждый рубль выручки, полученной сверху, принесет в этом случае 40 копеек прибыли.
Выводы
Модель точки безубыточности позволяет определить минимально допустимую границу продаж и производства продукции для предприятия. Данная модель хорошо может быть использована для крупных предприятий, имеющих устойчивый рынок сбыта.
Расчет точки безубыточности позволяет определить зону безопасности — удаленность предприятия от критического уровня, при котором прибыль равняется нулю.
Смотрите также
- Анализ предприятия
- Анализ хозяйственной деятельности (АХД)
Источник: www.audit-it.ru
Расчет точки безубыточности и ее анализ
Расчет точки безубыточности и ее анализ являются основными аспектами управления постоянными, переменными и затратами и объемом реализуемой продукции, работ, услуг. Такой подход позволяет определить, при каком объеме продаж предприятие будет безубыточным.
Точка безубыточности – это уровень физического объема продаж при заданной цене на протяжении отдельного периода времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает издержки.
Точка безубыточности – элемент самоокупаемости. Продажи за пределами точки безубыточности – это элемент самофинансирования.
Расчет точки безубыточности необходим для профилактики банкротства.
Анализ точки безубыточности необходим для:
- определения критической производственной программы предприятия;
- оценки состояния предприятия;
- выработки стратегии его развития.
- требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
- зависимость прибыли предприятия от изменений торговой цены, переменных и постоянных издержек;
- значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.
- простоту использования;
- наглядность при планировании прибыли;
- иллюстративность демонстрации;
- влияние операционных изменений на прибыльность предприятия;
- помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.
- при введении в производство нового продукта;
- при модернизации производственных мощностей;
- при создании нового предприятия;
- при изменении производственной или административной деятельности предприятия.
- цена продукта считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;
- анализируется только один продукт или, в случае нескольких продуктов, смешанные продажи считаются стабильными;
- производственная эффективность считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;
- не учитываются изменения производственных запасов из периода в период;
- переменные издержки на производство единицы продукции считаются постоянными на протяжении всего расчетного периода;
- суммарные производственные издержки являются постоянными.
Финансовый анализ и маркетинговый план
- определение критерия оценки решений. К таким критериям относят: текущий уровень прибыльности; желаемый целевой уровень прибыльности; соответствие цены стратегии фирмы.
- определение приростной безубыточности для изменений цен – при каких условиях намечаемые изменения цен окажутся прибыльными.
Источник: studfile.net
Расчет точки безубыточности и ее анализ
Расчет точки безубыточности и ее анализ являются основными аспектами управления постоянными, переменными и затратами и объемом реализуемой продукции, работ, услуг. Такой подход позволяет определить, при каком объеме продаж предприятие будет безубыточным.
Точка безубыточности – это уровень физического объема продаж при заданной цене на протяжении отдельного периода времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает издержки.
Точка безубыточности – элемент самоокупаемости. Продажи за пределами точки безубыточности – это элемент самофинансирования.
Расчет точки безубыточности необходим для профилактики банкротства.
Анализ точки безубыточности необходим для:
· определения критической производственной программы предприятия;
· оценки состояния предприятия;
· выработки стратегии его развития.
Таким образом, анализ безубыточности позволяет определить следующее:
· требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
· зависимость прибыли предприятия от изменений торговой цены, переменных и постоянных издержек;
· значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.
К преимуществам этого метода стоит отнести:
· наглядность при планировании прибыли;
· влияние операционных изменений на прибыльность предприятия;
· помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.
Метод анализа безубыточности обычно используется в следующих случаях:
· при введении в производство нового продукта;
· при модернизации производственных мощностей;
· при создании нового предприятия;
· при изменении производственной или административной деятельности предприятия.
Вместе с тем следует учесть отдельные ограничения и допущения при расчете точки безубыточности:
· цена продукта считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;
· анализируется только один продукт или, в случае нескольких продуктов, смешанные продажи считаются стабильными;
· производственная эффективность считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;
· не учитываются изменения производственных запасов из периода в период;
· переменные издержки на производство единицы продукции считаются постоянными на протяжении всего расчетного периода;
· суммарные производственные издержки являются постоянными.
При производстве и сбыте одновременно нескольких продуктов необходимо учитывать, что они имеют различные цены и переменные издержки и различаются их доли взносов в распределение общих затрат, а следовательно, и точка безубыточности зависит от доли каждого продукта в смешанном объеме продаж.
Финансовый анализ и маркетинговый план
Перед менеджером встает проблема выбрать реальный подход к ценообразованию. С этой целью на вооружение должна быть принята логика анализа, ориентированная на ценообразование.
Управленческий учет ориентируется на том, что объем продаж выступает как исходный пункт при распределении затрат. Политика маркетинга предполагает, что ценообразование должно быть ориентированно на потребителя и затраты учитываться по нижний границе цены. Экономическая теория формирует ценообразование исходя из спроса с одной стороны и затрат с другой.
Продажа товаров, работ, услуг происходит не с одинаковым уровнем цен. Часть товаров может быть продана по высокой цене, часть – по более низкой цене. Для того чтобы решить проблему, необходимо сформировать модель ценообразования с учетом затрат. Здесь может быть два подхода.
1. определение критерия оценки решений. К таким критериям относят: текущий уровень прибыльности; желаемый целевой уровень прибыльности; соответствие цены стратегии фирмы.
2. определение приростной безубыточности для изменений цен – при каких условиях намечаемые изменения цен окажутся прибыльными.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru