Анализ психокоррекционной программы пример

Актуальность проблемы. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих[1].

Тревожность возникает в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, в процессе его деятельности и общении. Иначе говоря, это явление скорее социальное, нежели биологическое. Отсюда, все проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Существуют две основные формы тревожности: открытая и скрытая.

Определенную роль играет навязывание ребенку чуждых ему интересов, высоко ценимых родителями (например, занятия музыкой, спортом и т.д.), частые упреки в отсутствии результатов, вызывающие чувство вины.

Нейропсихологический анализ школьных навыков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми: чувство неуверенности в себе по отношению к окружающей среде, внутренний конфликт, страх школы, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, семейные конфликты и т.д.

Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для данного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. В целом, возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу. Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или возрастной задачи развития[2].

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С.

Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В.

Савиной и т.д.

Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.

Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм

Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность исследования, проведенного в ходе учебно-производственной практики.

Место прохождения практики: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ) Средняя общеобразовательная школа.

Форма коррекции: групповая.

Объект коррекции: 40 учащихся первого класса средней общеобразовательной школы в возрасте 7–8 лет.

Предмет коррекции: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста (7–8 лет).

Цель практики: получение практических навыков проведения психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста по проблеме коррекции тревожности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если своевременно проводить диагностику и последующую коррекцию тревожности учащихся начальных классов, то есть возможность повышения показателей качества усвоения младшими школьниками знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Задачи практики:

1) Ознакомление с психокоррекционной работой практического психолога с детьми по коррекции тревожности.

2) Получение запроса на проведение психокоррекционной работы.

3) Осуществление психокоррекционного обследования детей для определения направления психокоррекционной работы.

4) Выбор и обоснование объекта и предмета психокоррекционной работы.

5) Составление программы психокоррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

4) Проведение психокоррекционных занятий по программе групповой коррекции тревожности, включающей 15 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

5) Оценка (анализ) результата психокоррекционной работы проективныи и статистическими методами.

6) Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогам и родителям по коррекции тревожности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования и сформулированные выводы могут использоваться при разработке программ коррекции тревожности детей младшего школьного возраста. Так же материалы работы могут быть использованы при подготовке лекций по курсу «Детская психология», «Психология развития», «Дошкольная педагогика», «Педагогика начального образования».

Читайте также:
Приведите пример программ общего назначения

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Анализ психокоррекционного занятия

Тема занятия: «Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками».

Цель занятия: профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере, снижение тревожности.

Задачи занятия:

– отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

– развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;

– снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

– создание положительного эмоционального настроя в группе;

– обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Оборудование: иллюстративный материал; мягкие игрушки; магнитофон, аудиозаписи; музыкальные инструменты; костюмы, головные уборы для игр; художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения; фломастеры, цветные карандаши, бумага и др.

Вид деятельности Время, затраченное на работу Методы и приемы, используемые психологом Виды помощи, оказываемые ребенку на занятии Используемые способы поощрения
Игровая деятельность 10 минут Игровая психокоррекция Психологическая, педагогическая, социальная, 1. Похвала педагога (похвала-компенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение). 2. Похвала группы.
5 минут Дыхательная гимнастика
Познавательная деятельность 10 минут Библиокоррекция
10 минут Изокоррекция
10 минут Музыкотерапия
Физическая деятельность 5 минут Мимические упражнения
10 минут Телесно-ориентированная психокоррекция (психогимнастика)

Параметры наблюдения: познавательная активность и поведение детей на занятии:

– заинтересованность работой (желание или нежелание работать, причины);

– состояние внимания детей при выполнении задания, длительность сосредоточенности на задании, причины отвлекаемости;

– двигательная возбудимость (пассивность) при работе;

– стремление осмыслить и усвоить материал;

– умение применять полученные знания;

– способы выполнения задания: на основе использования практической интеллектуальной деятельности;

– степень самостоятельности при выполнении задания;

– обращения за помощью, умение (неумение) ее принять и использовать.

Протоколы индивидуальных наблюдений за детьми в ходе психологической работы представлены в Приложении 1.

Общегрупповые результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии представлены в сводной таблице 2.

Результаты наблюдения за познавательной активностью и поведением детей на психокоррекционном занятии

Инициалы Эмоционально- личностная сфера Работоспособность Познавательная сфера
1. Алина А. 10,5 балла 6,5 балла 10 баллов
2. Андрей С. 11,5 баллов 9,5 баллов 11,5 баллов
3. Аня К. 13 баллов 10 баллов 12 баллов
4. Богдан Г. 11,5 баллов 7 баллов 9,5 баллов
5. Вася М. 12,5 баллов 8,5 балла 10,5 баллов
6. Вероника Б. 9,5 баллов 10 баллов 10 баллов
7. Вика А. 12 баллов 8 баллов 8 баллов
8. Гуля Д. 10 баллов 8 баллов 9,5 баллов
9. Гриша Р. 11 баллов 5,5 баллов 11 баллов

Продолжение таблицы 2

10. Даша С. 9,5 баллов 6,5 баллов 9,5 балла
11. Денис А. 11 баллов 11 баллов 12 баллов
12. Жанна М. 10,5 баллов 8 баллов 11,5 баллов
13. Женя С. 7,5 балла 8,5 балла 11,5 балла
14. Игорь К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
Ирина Л. 13 баллов 7 баллов 12 баллов
16. Катя М. 11 баллов 7,5 баллов 9 баллов
17. Лена В. 12,5 баллов 6,5 баллов 12,5 баллов
18. Максим Р. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
19. Марина Т. 12 баллов 7 баллов 11 баллов
20. Маша Д. 10 баллов 6 баллов 10 баллов
21. Никита П. 11 баллов 6 баллов 10 баллов
22. Олег Р. 9,5 балла 5,5 балла 9,5 балла
23. Оксана К. 10,5 баллов 8,5 баллов 10,5 баллов
24. Олеся С. 10 баллов 7,0 баллов 11 баллов
25. Оля Д. 11,5 баллов 7,0 баллов 11,5 баллов
26. Павел К. 12,5 баллов 8,5 баллов 12,0 баллов
27. Саша Р. 10 баллов 7,5 баллов 11 баллов
28. Света У. 13 баллов 9 баллов 9 баллов
29. София М. 11,5 баллов 8 баллов 13 баллов
30. Софья В. 12 баллов 10 баллов 10,5 баллов
31. Степан Л. 11 баллов 9,5 баллов 12 баллов
32. Тимур Р. 9 баллов 7 баллов 10 баллов
33. Тимофей Л. 13 баллов 9 баллов 12,5 баллов
34. Таня К. 10,5 баллов 10,5 баллов 9,5 баллов
34. Федор Н. 12 баллов 7,5 баллов 8 баллов
36. Эдик В 11 баллов 11 баллов 10 баллов
37. Эмма Г. 10 баллов 8 баллов 8,5 баллов
38. Эльвира М. 12 баллов 10 баллов 11,5 баллов
39. Ян Х. 11,5 баллов 7 баллов 10 баллов
40. Яна К. 13 баллов 8,5 баллов 12 баллов
Средний суммарный балл для группы 11,4 8,3 10,6

Таким образом, среднегрупповые показатели развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также уровень работоспособности детей недостаточно высокие, хотя находятся в пределах нормативных значений.

Читайте также:
Название развлекательной программы для детей

Деятельность психолога:

На занятии психолог чередовал различные виды деятельности (игровую, познавательную и физическую), что способствовало снижению утомляемости и сохранению внимания детей. Повышенный интерес детей к занятию обеспечивался также сочетанию различных приемов и методов психокоррекции, в частности таких как: игровая психокоррекция, библиокоррекция, изокоррекция, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, мимические упражнения и телесно-ориентированная психокоррекция.

Психолог легко устанавливал и поддерживал контакт со всеми детьми, присутствовавшими на занятии. Все дети были вовлечены в занятие, никто не сидел без дела. Психолог до конца занятия удерживал внимание практически всех детей, за исключением тех, чье внимание снизилось в виду индивидуальных психических особенностей.

Для общения с детьми психологом был выбран доброжелательный, легкий и непринужденный стиль общения, располагающий к сотрудничеству детей и взрослого. При допущении кем-то из детей ошибок, психолог тактично указывал ребенку на них, при этом предоставляя возможность ребенку самостоятельно либо с помощью взрослого исправить ошибку. При этом психолог не использовал на занятии критику, а только различные формы поощрения (похвала-компенсация; похвала-аванс; «подъемная» похвала; косвенное одобрение).

Итоги занятия:

По итогу занятия был сделан вывод, что все задания, используемые на занятии, были направлены на достижение поставленной цели – профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере, в частности коррекции тревожности.

Занятие было достаточно эффективным. В ходе занятия при помощи правильно подобранных заданий психологом были отработаны коммуникативные навыки детей, а также формировались навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. В результате проведенного занятия наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом; существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность; дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния; наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу; улучшение в управлением своим телом.

Таким образом, можно говорить об эффективности занятию по коррекции тревожности младших школьников.

Источник: poisk-ru.ru

Схема анализа коррекционно-развивающей программы

Возрастная категория детей, на которых ориентирована программа.

Наличие дополнительных требований к контингенту участников программы.

Привлечение педагогов или родителей.

Анализ структуры программы.

Наличие или отсутствие в программе следующих компонентов:

· Общая характеристика программы.

· Методологические и теоретические основы.

· Цели и задачи, ожидаемые результаты.

· Характеристика используемого оборудования.

· Организация, формы и методы работы.

· Основные этапы работы.

· Оценка эффективности программы.

Какие дополнительные компоненты присутствуют в программе?

Назначение программы.

Четкость и конкретность формулировок целей и задач программы.

Соответствие целей и задач программы заявленной проблематике.

Ранжирование целей и задач программы.

Наличие трех уровней целей и задач:

· коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

· профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Наличие критериев достижения целей и задач программы.

Организация работы по программе.

Формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

Общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.

Частота необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.).

Длительность каждого коррекционного занятия.

Описание используемого оборудования. Требования к специалистам.

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним.

План занятий может быть представлен в двух вариантах:

· последовательное описание процедуры занятий.

Наличие темы каждого занятия, цели и времени, отводимого на его проведение.

Описание содержания занятий: подробное изложение упражнений, игр и процедур, указание используемого оборудования, ожидаемые результаты и методы обратной связи, касающейся эффективности занятия.

Методы и критерии оценки эффективности программы.

Наличие диагностического блока.

Реализация в программе основных принципов коррекционно-развивающей работы.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип усложнения.

11. Учет объема и степени разнообразия материала.

12. Учет эмоциональной сложности материала.

Основные достоинства и недостатки программы. Выводы и рекомендации.

Оформление работы:

Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, института, кафедры; тема; Ф.И.О. студента (полностью), номер группы; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (см. приложение).

Технические требования: гарнитура шрифта «Tіmes New Roman», размер шрифта 12 пт.; параметры страниц: верх и низ 2 мм, слева 20 мм, справа 1,5 мм; межстрочный интервал: одинарный.

Читайте также:
Программа для УСН отзывы

Страницы должны быть пронумерованы в правом нижнем углу, начиная с титульного листа; номер страницы на титульном листе не ставится.

Список используемых источников.

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Институт педагогики и психологи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками»

Студент 842-З гр.

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель:

К.психол.н., доцент

Кирт Н.Л.

Петрозаводск, 2017

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3373 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.net

Анализ коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ педагога- психолога за 2020-2021 учебный год
материал по коррекционной педагогике

В 2020-2021 учебном году на основании Заключений ТПМПК ЗАТО п. Солнечный на коррекционно-развивающее обучение было зачислено 10 детей с ОВЗ ( дети с тяжёлыми нарушениями речи- 7 детей, дети с РАС- 2 ребенка, дети с умственной отсталостью — 1 ребенок).

Коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проводилось на основе разработанных АООП и АОП в соответствии с ФГОС.

Коррекционная работа направлена на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Для достижения цели и решения поставленных задач коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим направлениям:

Диагностическое направление работы

При проведении комплексного обследования дошкольников я использовала следующие диагностические методики и методические рекомендации: диагностический материал по определению уровня познавательного развития детей: Е. А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска по отклонениям развития»; Н. Д. Денисова «Психодиагностика в дошкольных учреждениях».

Основными направлениями коррекционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном году были:

— развитие речеслухового внимания;

— развитие коммуникативных умений и навыков;

— развитие общей и мелкой моторики;

— развитие эмоциональной сферы;

— развитие психомоторной сферы;

— развитие психических функций.

Коррекционно-образовательное направление работы

При планировании образовательного процесса я опиралась на следующую литературу:

программно — методическое обеспечение:

Индивидуальное сопровождение детей «Группы риска».

Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3-4 лет с ЗПР.

Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.

Занятия для детей с задержкой психического развития.

Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.

А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.

«Слушать интересно»; «Зоя сова»

Нейропсихологические занятия с детьми.

В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова

«Жизненные навыки для дошкольников» занятия – путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО.

«Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет

«Комплексная программа развития интеллекта» 5-7 лет

Проделанная коррекционно-развивающая работа показала положительную динамику:

2020-2021 учебный год

Проведённая коррекционная работа способствовала развитию таких психических процессов как: восприятие, мышление, внимания, памяти.

В 2020-21 учебном году — наблюдалась положительная динамика повышения уровня познавательных процессов детей с ОВЗ.

Консультативно-просветительское направление работы

Работа с педагогами

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ во многом зависит от взаимосвязи в работе учителя-логопеда и других специалистов ГБОУ.

С целью оказания детям с ТНР, РАС и УО комплексной коррекционной помощи, активизации и расширения их способностей и компетенций проводились консультации по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса, разрабатывались практические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. Моя совместная работа с воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, медиками способствовала более успешному воздействию на речевой дефект и усвоению знаний детьми с ОВЗ.

Использовались разнообразные формы работы: педагогические советы, круглые столы, семинары, консультации, взаимопосещения занятий, уроков. Рекомендовала воспитателям дидактический материал для закрепления знаний, умений и навыков.

Работа с родителями

Достигнутые успехи моих воспитанников были бы невозможны без тесного контакта с их семьями. Поэтому в течение года велась систематическая планомерная работа, направленная на повышение педагогической компетенции родителей, формирование положительного настроя на взаимодействие с педагогами.

Непрерывную связь с родителями осуществляла с помощью различных форм работы: групповые собрания, консультации, индивидуальных и тематических бесед, на которых обсуждались вопросы воспитания и развития детей. Эти встречи помогли родителям стать более заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru